Статьи о Рерихах

 

А. Светлов

Использование опыта Института гималайских исследований "Урусвати"

при организации Института изучения скрытых сил и свойств человека

 

Ведение

       Для нас, решивших посвятить свою жизнь созданию Института изучения скрытых сил и свойств человека, представляется весьма важным иметь перед собой ясный образ учреждения, которое мы собираемся воплотить на Земле.

      Идея создания Института принадлежит Рерихам. В одном из своих писем Елена Ивановна Рерих писала: "Ещё и ещё раз приходится убеждаться, как многое отжило свой цикл и прогнило. Нужно обновление всего подхода к Сокровенному Знанию. Как никогда, сейчас нужны любовь, честность и серьёзное отношение, полное осознание ответственности, без этих качеств лучше не приближаться к этой Великой Науке. Обычные лекции и собрания членов не нужны. Истинно, время таких лекций и сборищ прошло; нужен строго научный подход к проблемам духовным и научно поставленные опыты под руководством необходимых специалистов и опытных наставников духовного делания и воспитания и развития внутреннего человека. Таких наставников очень мало, думаю, что пальцев на одной руке слишком много для их числа, причём они живут в определённых местах и не любят покидать свои монастыри и уединения. Но и это может быть до некоторой степени преодолено, ибо можно иметь необходимые отделения в местностях, где будут собраны определённые условия космические и географические. Об этом я и мечтаю и надеюсь, что до моего ухода мне удастся заложить основание такому Институту - Изучения Скрытых Сил и Свойств Человека, и не в узких рамках уже существующих исследований и допущений, но во всей широте Восточного Знания и применения именно восточных методов в их западном пояснении и западной терминологии".

      В ХХ веке именно Рерихи обладали наиболее глубоким пониманием перспектив новой науки; задач, стоящих перед новыми учёными и новых инструментов исследований. Поэтому их опыт научной работы, воплотившийся в Институте гималайских исследований "Урусвати" является для нас воистину бесценным источником для осмысления и применения на практике. Обратимся же к этому опыту и постараемся извлечь из него максимум пользы.

      Институт гималайских исследований “Урусвати” был основан 24 июля 1928 года в Дарджилинге (Индия) и затем был перебазирован зимой 1929 года в место постоянной дислокации своей штаб - квартиры в долину Кулу (Северный Пенджаб, Индия), представшую исключительно удобное место для изучение близлежащей гималайской территории. 

 

Цели создания Института

Институт гималайских исследований “Урусвати” был задуман Н.К. Рерихом как научно исследовательское учреждение по комплексному изучению обширных территорий Азии, заселённых народностями, древнейшая культура которых оказала в своё время значительное влияние на развитие мировой культуры, в первую очередь, европейских народов, несправедливо забывших, а подчас сознательно искажавших предысторию своей цивилизации[1]. Основными целями создания Института были:

1)      систематизация, обработка и дальнейшее использование обширнейшего научного материала, собранного Центрально-Азиатской экспедицией 1925-1928 годов;

2)      востоковедение и индология;

3)      русско-индийское культурное и научное сотрудничество;

4)      изучение возможностей прямого общения России с Индией через Тибет в прошлом, настоящем и будущем.

Нам, изучающим материалы о работе Института гималайских исследований "Урусвати", следует принимать во внимание многие политические реалии того времени. А именно - резко отрицательное отношение английских властей к Рерихам. Англичане всячески стремились не допустить Рерихов в Индию, а когда им это не удалось, они установили неусыпное наблюдение за ними. Дело доходило даже до поисков в Кулу нелегальной радиопередающей станции и запросов в США с просьбой о расследовании "политической благонадёжности" культурных организаций, возникших там по инициативе Рериха[2]. В этих условиях нельзя было декларировать иных целей создания Института, нежели археологические, этнографические, ботанические исследования региона и древних традиций народов, его населяющих.

Кроме этих целей были и другие, о которых в то время было известно лишь весьма ограниченному кругу близких сотрудников. К одной из таких необъявленных целей относится создание Города Знания. В письме к американским сотрудникам от 13.10.30 г. Елена Ивановна писала: "Станция должна развиться в Город Знания. Мы желаем в этом Городе дать синтез всех достижений, потому все области науки должны быть в последствии представлены в нём. И так как Знание имеет своим источником весь Космос, то и участники станции должны принадлежать всему миру, то есть всем национальностям, и как Космос неделим в своих функциях, так и учёные мира должны быть неделимы в своих достижениях, то есть объединены в теснейшем сотрудничестве". Согласно "Великому плану", принятому Рерихами, в долине Кулу учреждался научный Центр, или Институт, деятельность которого со временем позволила бы развернуть целое поселение - город Ур. Вместо алтайского Звенигорода грезился Город Знаний в Гималаях. "Центр Знания - это Наша мечта" (19.12.1927)[3].

Второй необъявленной, сокровенной целью создания Института можно назвать овладение "новыми энергиями именно опытным лабораторным путём" (17.05.1928)[4]. Конечно, речь идёт об изучении Психической Энергии. Для осуществления этой задачи в Гималаях была образована лаборатория по изучению Психической Энергии (формально она носила название Биохимическая лаборатория) - своего рода святая святых Института. Именно в этой лаборатории предполагалось приступить к исследованиям всеначальной энергии, составляющей основу биохимических процессов в природе - в минеральном, растительном и животном царстве. 

В письме Елены Ивановны от 13.10.30 г. читаем таинственные строки: "Изучение новых космических лучей, дающих человечеству новые ценнейшие энергии, возможно только на высотах, ибо всё самое тонкое и самое ценное и мощное лежит в более чистых слоях атмосферы. Не являются ли горы величайшими магнитными станциями? Не следует ли исследовать их магнетизм и электричество? Исследование магнитных токов не даст ли безопасность воздухоплавания? (выделено составителем) Ведь в области изучения магнитных токов наука ещё в младенческом состоянии, и современные аппараты лишь игрушки, между тем как "наблюдения и исследования привели бы к великому открытию". 

Потому нам так хотелось бы начать эти наблюдения и исследования на нашей станции, "условия нашей местности особенно хороши для этого"[5]. Результаты работы, проведённой сотрудниками Института в этом направлении, пока не были опубликованы по вполне понятным причинам. Нам известно, что к этой ответственной миссии почти 10 лет готовили биохимика Владимира Перцова - сотрудника биохимического отдела Гарвардского университета в США. 

"Давно решено, что Урусвати вдохнёт химику путь к нахождению психической энергии, потому поспешаю с лабораторией и не явлю противодействия Перцову". (23.06.1931)[6]

 Известно также, что первоначально предполагалось начать "опыты воздействия психической энергии на растения", затем перейти к магнитным измерениям. Были предприняты попытки создания аппаратов, накапливающих психическую энергию. 

"Один из них, например, имел вид золотого шара, помещённого на полированную пластину из изолирующего металла. Поверхность шара не должна была быть ровной, поэтому покрывалась асбестом. В этой невообразимой, но достаточно простой конструкции использовались также слюда и сода. Возможно, подобные приборы являлись аналогом аппаратов, упоминаемых в древнеиндийских священных текстах"[7]

Все эти подробности стали известны нам благодаря работе с архивами Института, дневниковыми записями Елены Ивановны Рерих, которые до сего дня не опубликованы. Сколько ещё интереснейшего и важного материала скрыто от внимания людей? Что готовит нам будущее?

Итак, из осмысления целей, поставленных перед Институтом "Урусвати" мы можем сделать следующий вывод:

- Часть задач, стоящих перед Институтом гималайских исследований "Урусвати", отражают специфику, интересы и научную подготовку его организаторов и сотрудников. Нам же можно принять задачи изучения психической энергии и создания Города Знания. Обе эти цели требуют дальнейшего изучения возможностей их осуществления и конкретизации путём проработки на этот предмет Писем Елены Ивановны Рерих.

- Кроме того, понятно, что место для экспериментальной базы будущего Института должно быть выбрано в высокогорной местности. Сами Рерихи определили это место - горные вершины Алтая, там, откуда открываются величественные виды на снежные ледники Белухи[8]. И название будущего Города Знания также нам известно - Звенигород. Магниты заложены, остальное дело времени и готовности исполнителей.

 Структура и штат сотрудников Института

Институт гималайских исследований “Урусвати” состоял из отделов, в которые входили научные секции (специализированные научные подразделения).

1) Археологический отдел состоял из:

          а) Секции общей истории;

          б) Секции истории культуры народов Азии;

          в) Секции древнего искусства;

          г) Секции лингвистики и филологии.

2) Отдел естественных наук состоял из:

          а) Секции ботаники и зоологии;

          б) Секции метеорологических и астрономических наблюдений;

          в) Секции изучения космических лучей в высокогорных условиях.

3) Отдел медицины состоял из:

          а) Секции изучения древнетибетской медицины и фармакопеи;

          б) Биохимической лаборатории.

4) Научная библиотека

5) Музей для хранения экспедиционных находок[9]

          Очевидно, что структура подразделений Института гималайских исследований “Урусвати” ориентирована на задачи, стоящие перед ним. В нашем Институте отделы будут называться также согласно характеру проводимых ими исследований. Но такие подразделения, как научная библиотека и музей в нём будут обязательно. Если в музее гималайского Института были представлены фармакологическая, геологическая, орнитологическая, зоологическая и палеонтологическая коллекции[10], то в нашем Институте может быть представлен зал фотографий феноменов Психической Энергии и другие материалы, достойные демонстрации заинтересованным людям и учёным.

          Мы знаем, что штат действительных сотрудников Института не был большим:

1)      Елена Ивановна Рерих - Почётный Президент-Основатель[11];

2)      Николай Константинович Рерих - Президент-Основатель и Председатель правления;

3)      Юрий Николаевич Рерих - директор;

4)      Святослав Николаевич Рерих - руководитель секции изучения древнетибетской медицины и фармакопеи[12];

5)      Владимир Анатольевич Шибаев - секретарь института (приглашён в июне 1928 года).

Это можно объяснить не только ограниченным объёмом финансирования, но также и тем, что отыскать людей, которые "освободились бы от предрассудков и начали изучать условия психической энергии" даже в гуще научного мира было весьма трудным мероприятием. К тому же сотрудник Института должен был отвечать требованиям, предъявляемым к новым исследователям, то есть к тем, кому могут быть доверены тайны мощи Психической Энергии. К этому следует добавить, что Институт "Урусвати" был весьма удалён от крупных городов. Поэтому в Институте практиковалась гибкая система авторизации почётных советников Института и членов-корреспондентов. Формальное же членство в Институте можно было получить на основании письменного заявления и оплаты взносов согласно следующей шкалы категорий[13]

1.      Член-студент…………………………..$ 10 ежегодно;

2.      Годовое членство……………………...$ 25;

3.      Член-корреспондент…………………..$ 100;

4.      Член………………………………….…$ 300;

5.      Пожизненный член……………………$ 500;

6.      Поддерживающий……………………..$ 1 000;

7.      Членство на неограниченный срок…..$ 2 000;

8.      Донор…………………………………..$ 5 000;

9.      Попечитель…………………………….$ 10 000.

Это уже не столько относится к вопросу штата сотрудников, сколько к вопросу источников финансирования. Но финансовый вопрос мы рассмотрим несколько позже, а пока отметим, что в силу тех же причин (а именно, удалённости Алтая и трудности отыскания потенциальных сотрудников - исследователей) представляется целесообразным принять на вооружение метод авторизации членов - корреспондентов за реальный вклад в дело создания будущего Института.

 

Источники и объёмы финансирования

Теперь самое время перейти к изучению опыта решения финансовых вопросов, возникших в процессе создания и обеспечения работы Института гималайских исследований "Урусвати". Самый замечательный научный проект обречён на неудачу, если не решены вопросы его материальной поддержки и финансирования. На одном энтузиазме такое дело, как создание Института не продвинется далее известного предела.

Основными источниками финансирования Института "Урусвати" были[14]:

1. Личные средства Рерихов;

2.  Единовременные частные или общественные субсидии на экспедиции, проведение научно-изыскательской деятельности, сбор коллекций различного рода и прочее;

3.  Членские взносы;

4.  Издательская деятельность.

Кроме этих источников финансирования следует обратить внимание на другие интересные моменты. Одним из таких важных моментов является кампания по сбору средств на финансирование создания Биохимической лаборатории. В замечательной брошюре - дайджесте "Новый аванпост науки" приводятся потребности программы Института "Урусвати" на два года с учётом создания Биохимической лаборатории. В сокращённом варианте это выглядит так: 

1)      Для приобретения земли и строительства электростанции………………………..$10 000;

2)      Для научного оборудования (включая оборудование биохим. лаборатории)…….$10 000;

3)      Для строительства здания биохимической лаборатории……………………………$7 000;

4)      Для полевого оборудования и походного снаряжения………………………………$5 000;

5)      На текущие археологические раскопки в течение 2 лет……………………………$30 000;

6)      На содержание местного научного сотрудника в научной

       библиотеке Института и на пополнение коллекции

       рукописей и старинных книг…………………………………………………………$10 000;

7)      Для ботанической плантации и парников……………………………………………$20 000;

8)      На ботанические и другие исследования……………………………………………....$8 000

                                                                 ИТОГО………………………………………….$100000 

Итак, из этих выкладок видно, что содержание Института в течение года (без строительства биохимической лаборатории) обходилось примерно $35 000. Потребность в расходах на биохимическую лабораторию составляла примерно $30 000. Для того, чтобы найти эти средства Рерихами была развёрнута кампания по сбору средств. В рамках этой кампании были проведены следующие мероприятия[15]:

       В 1929-1930 гг. в Нью-Йорке состоялись встречи Рерихов с видными учёными и научными организациями США на которых обращалось внимание на важность вопроса проведении биохимических исследований в научном центре "Урусвати";

    В 1930 году директор Института Ю.Н. Рерих опубликовал несколько брошюр, в которых он декларировал всестороннее развитие ботаники, физиологии и биохимии на основе традиций древней фармакопеи (в брошюрах были показаны перспективы будущих исследований и помещены обращения к общественности помочь в организации исследований[16]);

       В октябре 1930 года Музей Рериха организовал лекцию французского профессора Н.А. Добровольской-Завадской, посвящённую биологическим основам жизни. Лекция, сопровождаемая слайдами, имела большой успех. Это подняло престиж Гималайского Института, вернее стало для него хорошей рекламой, а спустя несколько дней все крупные газеты - "Нью-Йорк Таймс", "Санди Таймс", "Нью-Йорк Сан" - опубликовали репортажи и интервью об этой лекции[17];

       Работники Музея Рериха провели большую общественную работу в деле объединения научных сил в борьбе против рака (были установлены контакты с д-ром Р.Х. Стивенсом, д-ром Ф.К. Вудом из Института исследования рака, д-ром Маккартни из Фонда Майо - самого значительного медицинского учреждения США,);

       Весной 1931 года Музей Рериха объявил о начале кампании за исследование рака (идея Франсис Грант). В рамках этой кампании широко применялись "листовочные методы"[18], формировались Комитеты для кампаний по исследованию рака и по созданию биохимической лаборатории, объявлялись кампании по сбору средств в Фонд "Урусвати" В этом же году образовалось два фонда: Фонд Биохимической лаборатории и изучения рака и Фонд Института гималайских исследований "Урусвати"[19]

Интересно посмотреть из каких средств сложился Фонд Биохимической лаборатории и изучения рака:

1)      Майор Дж. Г. Фелпс-Стокс приобрёл из аукционной коллекции Гималайского Института статуэтку "Рождение Будды" за $ 750 и подарил её Музею Рериха, сделав таким образом первое крупное вложение;

2)      Нью-Йоркский филиал Института "Урусвати" выделил сумму денег, полученных из членских взносов;

3)      Была послана некоторая сумма, полученная от спектаклей Мордкина;

4)      Майор Дж. Г. Фелпс-Стокс снова пожертвовал $ 6 000;

5)      Н.К. Рерих пожертвовал свою картину "Св. Пантелеймон - целитель", стоимость картины составляла $ 2 500;

6)      Н.К. Рерих передал в дар фонду весь тираж новой своей книги "Держава Света", а также почтовые открытки с репродукциями картин "Св. Пантелеймон - целитель" и "Агни-Йога";

7)      Флорентина Сутро с мужем Лионелем выделили $ 2 500 на исследования рака.

          В.А. Росов считает, что бурная реакция общественности на начатую кампанию была обусловлена одним единственным фактом - проблемой рака[20]. Это важный и принципиальный момент для осмысления.

    Примерная оценка суммы, требуемой для реализации Проекта создания будущего Института, указывает на необходимость разворачивания интенсивной кампании по поиску спонсоров, сбору средств или поиску других источников доходов. Успех такой кампании целиком будет зависеть от правильности выбора темы, вокруг которой будет развёрнута эта работа, включающая рекламную кампанию и кампанию по сбору средств. Мы все знаем, с каким трудом некоторые рериховские общества решают на протяжении нескольких последних лет вопрос восстановления культурных реликвий, домов-музеев и других памятников культуры. 

Нетрудно вспомнить как была восстановлена усадьба Лопухиных в Москве, на чьи деньги был создан монумент Рерихам в МЦР, каким образом восстанавливался дом-музей Атамановых в Верхнем Уймоне, как строится Музей Рериха в Новосибирске и многое другое. Но все эти общественные мероприятия стали возможны не только благодаря энтузиазму людей, затеявших такие большие дела, но также благодаря большому авторитету самих людей, вставших во главе всех названных выше проектов. 

Поэтому так важен состав Совета Института и продуманность принятой ими программы. Напомню, что фокусом кампании Рерихов по сбору средств на строительство биохимической лаборатории в Гималаях был тезис о необходимости борьбы с раком. Фокусом нашей кампании может стать вопрос доказательства продолжения жизни сознания после смерти физического тела или вопрос съёмки аур людей. 

Оба этих вопроса вызывают неизменный интерес у различных людей. Главное - это получить первые практические результаты: стабильные фотографии излучений или фотографии невидимых глазом существ. Главное не допустить профанации самих исследований и "не выдать существа знания". Ни минуты не сомневаюсь, что результаты не замедлят появиться, ибо им пришло время и дело только в нашей готовности. 

Итак, после появления первых результатов мы постараемся сделать видеофильм минут на 30, слайд-программу по материалам исследований и издадим брошюру с фотографиями и воззваниями по подобию брошюры, подготовленной Рерихами "Новый аванпост науки".

Это лишь один из путей возможного решения вопроса финансирования Проекта создания Института. Он ориентирован более всего на поиски спонсора (организации или частного лица), который бы поверил в перспективы Проекта и вложил в нашу работу свои деньги. Есть и другой путь - зарабатывать деньги самим. Как? Ответ на этот вопрос требует совместного обсуждения, но выходит уже за рамки настоящей статьи. 

 

Формы научной работы

Перейдём к рассмотрению опыта Института гималайских исследований "Урусвати" в части форм научной работы. В очень сжатом виде сотрудниками Института с 1928 по 1939 год было сделано следующее:

1)      Систематизированы находки Центрально-Азиатской экспедиции;

2)      Подобрана научная библиотека, богатая уникальными древними манускриптами[21];

3)      Создан музей, где представлены ценные ботаническая[22], геологическая, фармакологическая, орнитологическая[23], зоологическая и палеонтологическая коллекции;

4)      Возведено здание биохимической лаборатории;

5)      Собрана и обработана для Мичиганского университета в США богатая этномологическая коллекция и гербарий из 3700 единиц, представлявших около 1500 видов растительности;

6)      Составлена для Ботанического сада в Нью-Йорке коллекция семян и собрано 3800 образцов растительного мира Гималаев;

7)      Составлена и послана для Департамента земледелия США коллекция семян[24];

8)      Составлена и передана для Национального Музея естественной истории в Париже коллекция из 2000 образцов горных растений и коллекция семян;

9)      Составлена и передана для Музея Гарвардского университета зоологическая коллекция;

10)  Подготовлены и проведены несколько научных экспедиций;

11)  Проведены археологические раскопки в Кулу и прилегающих областях индийских Гималаев;

12)  Проведено лингвистическое обследование Лахуля;

13)  Собрана в буддийских монастырях уникальная коллекция тибетских рукописей и книг[25], при этом некоторые манускрипты приходилось переписывать;

14)  Переведены на европейские языки древние манускрипты по тибетской медицине и фармакопее;

15)  При участии лам-лекарей впервые был составлен атлас тибетских лекарственных растений;

16)  Опубликованы многие труды по лингвистике и филологии;

17)  Изданы в Нью-Йорке, Лондоне и Париже книги Н.К. Рериха и Ю.Н. Рериха об азиатских путешествиях и исследованиях;

18)  Издавались монографии сотрудников[26];

19)  Выпускался ежегодник "Журнал Института гималайских исследований Урусвати"[27];

20)  Велась работа по созданию первого тибето-санскритско-русско-английского словаря[28];

21)  Сотрудники института регулярно участвовали в международных научных конгрессах.

 С 1931 по 1935 год сотрудниками Института были организованы шесть научно - исследовательских экспедиций. Итоги этой экспедиционной работы позволили сотрудникам Института говорить о ней, как о "передовом научном методе в изучении археологии и естествознания в Центральной Азии"[29]. Эффективность поисковой работы Института объяснялась минимальными вложениями в экспедиционную базу (так называемый полевой штаб) при предоставлении самых широких возможностей для сотрудников многочисленных научных учреждений мира и в первую очередь США. 

В статье "Новый аванпост науки" читаем: "Глубокая и в известной степени передовая концепция эффективного и экономичного метода исследований воплощена в этом новом аванпосте науки с символическим названием "Урусвати" (Утренняя Звезда), олицетворяющем восходящий свет новой науки. Здесь обеспечены, во-первых, оборудование и подходящий климат для круглогодичного изучения материала, который находится в ближайшей округе, - материала, привлекающего внимание археологии, филологии, физиологии, ботаники, биохимии, астрономии и метеорологии. Во-вторых, это будет передовой полевой штаб, откуда смогут отправляться экспедиции по районам в любом направлении, сокращая тем самым сроки и маршрут своего пути"[30].

С учётом специфики задач, стоящих перед Институтом (объект исследования - Психическая Энергия, то есть неведомые глубины человеческого микрокосма) можно сказать, что нахождение материала для научного поиска не требует пребывания в определённой географической точке Земли. 

Другое дело, что условие безопасности проведения опытов, диктует необходимость размещения будущего Института на определённых высотах и удаления его от населённых пунктов. В отношении методов проведения исследований для нас представляет огромный интерес тот опыт сотрудников "Урусвати", который пока почти неизвестен и наверняка не понят даже теми, кто имел возможность получить краткую информацию о нём. Несмотря на то, что Биохимическая лаборатория в Институте "Урусвати", как мы знаем, осталась лишь прекрасной мечтой, всё же…

"Лаборатория по изучению психических явлений всё-таки состоялась, но она не выходила за пределы домашней гостиной жилища Рерихов в Кулу. Это, конечно, не была та научная лаборатория, о которой раскиданы многочисленные пророчества в дневниках Елены Рерих. Это был индивидуальный опыт постижения неизведанного, опыт, оставшийся навсегда в глубинах личности Урусвати"[31].

Именно этот опыт, точнее удивительнейший в истории человечества эволюционный эксперимент, должен стать и станет предметом нашего пристального изучения, осмысления и проработки. Нам придётся самым внимательным и скрупулёзным образом собрать из разных источников все малейшие упоминания и комментарии Елены Ивановны о своём сотрудничестве с Учителями и о тех небывалых возможностях, которые открылись у неё благодаря трансмутации энергетических центров Её микрокосма. О полётах на планеты Солнечной системы, о передаче Сокровенных Знаний, обо всех феноменах, сопровождавших каждый этап этой сложнейшей и опаснейшей многолетней научной работы.

Изучение и обобщение огненного опыта Елены Ивановны Рерих должно стать важнейшей задачей будущего Института. Об этом будут написаны многие книги, а пока будем учиться и стремиться к тому, чтобы завтра на должном научном уровне подойти к обсуждению этой таинственной темы, не подвергнув её умалению и профанации.

30 ноября 1999 года


ПРИЛОЖЕНИЕ 

Потребность в денежных средствах для обеспечения работы НИЛИПЭ в течении двух лет

 Наименование статей расходов

Сумма, US$

1

Доработка лабораторного корпуса и возведение необходимых дополнительных построек (в том числе разворачивание фотолаборатории, стационарной обсерватории, научной библиотеки и др)

800

2

Приобретение необходимой мебели для лаборатории, стеллажей для книг, канцтоваров

700

3

Содержание двух постоянно работающих на базе сотрудников

5000

4

Строительство бани

2000

5

Приобретение дополнительного научного оборудования и материалов (компьютер, принтер, фотоматериалы, расходные материалы)

2500

6

ИТОГО

11000


ЛИТЕРАТУРА

[1] П.Ф. Беликов, Л.В. Шапошникова Институт "Урусвати"/ Малая рериховская библиотека. М.: МЦР, 1993

[2] Там же.

[3] В.А. Росов Биохимическая лаборатория в Гималаях. Ариаварта, 1998 №2

[4] Там же.

[5] Письмо опубликовано в журнале "Духовное созерцание", 1998 №1-2.

[6] В.А. Росов Биохимическая лаборатория в Гималаях. Ариаварта, 1998 №2.

[7] Там же.

[8] В районе, примыкающем к Уймонской долине.

[9] Информация взята из книги П.Ф. Беликов, Л.В. Шапошникова Институт "Урусвати"/ Малая рериховская библиотека. М.: МЦР, 1993

[10] Там же.

[11] Новый аванпост науки Духовное созерцание, 1998, № 1-2

[12] П.Ф. Беликов Личное участие членов семьи Н.К. Рериха в работе Института "Урусвати".

[13] Новый аванпост науки Духовное созерцание, 1998, № 1-2

[14] Информация взята из книги П.Ф. Беликов, Л.В. Шапошникова Институт "Урусвати"/ Малая рериховская библиотека. М.: МЦР, 1993

[15] В.А. Росов Биохимическая лаборатория в Гималаях. Ариаварта, 1998 №2.

[16] Новый аванпост науки Духовное созерцание, 1998, № 1-2

[17] В.А. Росов Биохимическая лаборатория в Гималаях. Ариаварта, 1998 №2.

[18] "Листовочные методы" - здесь имеется в виду выпуск воззваний в форме листовок, выпуск брошюр, чтение лекций и другая агитационная работа.

[19] В.А. Росов Биохимическая лаборатория в Гималаях. Ариаварта, 1998 №2.

[20] Там же.

[21] Библиотека насчитывает 4000 томов.

[22] Ботаническая коллекция полностью представляла флору долины Кулу.

[23] Орнитологическая коллекция насчитывала около 400 видов редчайших птиц, некоторые из которых сейчас уже исчезли с лица Земли.

[24] Всего около 2000 посылок различных травянистых семян в рамках программы Азиатской экспедиции 1934-1935 гг.

[25] В частности, ценнейший Канджур-Танджур - буддийский священный канон на тибетском языке, состоящий из 300 книг.

[26] Например, Ю.Н. Рерих "Звериный стиль у кочевников Северного Тибета", Ю.Н. Рерих "По тропам Центральной Азии", Ю.Н. Рерих серия "Tibetica".

[27] Всего было издано три тома ежегодника, за 1931, 1932 и 1933 годы. Ежегодники содержали обстоятельные материалы по археологии, геологии, отчёты и дневники регулярно проводившихся экспедиций, некоторые работы Ю.Н. Рериха, в том числе "Проблемы тибетской археологии", "К изучению Калачакры", "Тибетский диалект Лахуля" и другие.

[28] Словарь был издан уже после ухода Юрия Николаевича его учениками и последователями в СССР.

[29] Новый аванпост науки Духовное созерцание, 1998, № 1-2

[30] Там же.

[31] В.А. Росов Биохимическая лаборатория в Гималаях. Ариаварта, 1998 №2.

 

 

|Вверх |