Ветхий человек

 

Список

 

Выписки из  Граней Агни Йоги

                                                                                                

1.22. Много мужества и решимости надо, чтобы победить и сломить в себе ветхого человека, и путь от победы к победе над собою самим нас доведет до назначенного. Когда цель и назначение известны – прям и определен путь. Идете к Самому Владыке, и надо дойти.

1.72. Не внешние обстоятельства преодолевает победитель, и не с ними борется он, но с собою, и преодолевает себя, ветхого, прежнего в себе человека, вставшего преградою на пути восхождения духа. Вовне переносит незнающий точку приложения энергий своих, но знающий понимает, что поле борьбы не вне, но внутри. Возрастание духа требуется на все, идущее против, и на людей и на обстоятельства.

1.94. Обычному и привычному выражению себя надо положить конец, то есть взять себя в шоры, сдержанность во всем, за исключением добра и труда, хороша, особенно сдержанность мыслей и слов, если они не от Света. Преодоление себя означает замену старого, преодолеваемого, новым, преодолевающим. Иначе останетесь прежними. Надо победить ветхого человека в себе, того, который есть, тем, который будет.

1.161. Идти до конца, несмотря ни на что, вопреки очевидности ярой – мотто (Девиз) преодолевающего в самом себе ветхого человека. И сказано правильно было, что по пути нельзя идти – путем надо стать. Этот путь становления заключается в слиянии сознаний – Моего и идущего за Мною. Так и идем, слитые Сердцем, к огненной цели своей. Вот почему наиважнейшим на этом пути будет осознание Учителя в сердце и наполнение сердца Владыкой.

1.251. Изгнание тьмы – ступень преодоления ветхого человека в себе. Каждая мысль или от света или от тьмы. Дозорное око видит каждую мысль и, если сущность ее не от света, выбрасывает ее из сознания. Нет иного способа освобождения от мрака, ибо он входит в человека через мысль.

1.286. И все же, несмотря на всю силу сопротивления Свету ветхого человека в себе, двигаться можно и мощно преуспевать. «Я этого хочу, ветхий во мне не хочет, но он от прошлого во мне, хотящий же от будущего, в котором победа над прошлым». Именно в будущем все достижимо. Будущее разрушает несовершенство настоящего и устремляет к победе вперед.

2.57. Ветхий внутри и все, что вовне, восстает и противится Свету, и много решимости надо, чтобы все же идти, несмотря ни на что. Но как часто забывают о темных, ибо не видит их глаз. А они вокруг упорно толпятся, выискивая щели, чтобы вползти.

2.142. Что делаете вы, чтобы преодолеть в себе ветхого человека? Двое в одном борются за господство над сознанием: один хочет идти, хочет Общения с Владыкой, хочет к Вершине подняться, а другой, который от прошлого, всеми силами мешает ему восходить. Сколько лучших устремлений и начинаний ветхий разрушил! Он, ветхий, тоже строит и тоже стремится. Но все его устремления и энергии направлены на внешнее и ограничены пределами малых кругов. Он не выходит за пределы одной жизни, и даже в жизни одной он не любит и не хочет заглядывать далеко. Ограниченность – его сущность и себялюбие – круг его уявлений. Но живем в Беспредельности, где ничто не кончается, и потому каждое действие, каково бы оно ни было, является лишь звеном цепи, не имеющей конца. Мы Говорим о сознательном забрасывании якорей дальнего плавания. Никогда не следует отступать или складывать оружие или прекращать борьбу с ветхим противоделателем в себе, зная, что будущее – это и есть то поле победы над собою, которое непреложно достанется победителю, усвоившему психомеханику этой борьбы и преодоления в себе ветхого человека. Не следует отступать или сдаваться ни при каких обстоятельствах, крепко памятуя о том, как можно добыть желанную победу. Можно, чтобы не вызывать ярого противодействия, не предпринимать на время никаких прямых действий, но утвердив прочно мысль о желаемом достижении и укрепив ее ритмом повторным, забросить ее вперед, в то будущее, в котором ветхому придется склониться перед волею высшего Я. Можно, можно его победить, ибо он временен и преходящ, но вечен и бессмертен Безмолвно Смотрящий Свидетель, пребывающий в каждом из нас.

2.150. Каждодневно едите и пьете и обслуживаете нужды свои, но нужность обслуживания духа, нужность служения Свету осознается и осуществляется не всегда. Значит, насущность утверждения этого постоянства надо углубить, осознание нужности углубить надо настолько, чтобы сопротивление ветхого противоделателя в себе преодолеть и заставить замолкнуть напряженное звучание суеты. Живем в вечном, и потому искусство усматривать вечное во временном везде и всегда будет умением йога. Для этого следует крепко усвоить положение, что временное есть разрез или аспект Беспредельности, взятый в отрезке времени той или иной длительности.

2.165. Вода долбит камень, так же и повторность попыток утверждать желаемое качество духа преодолевает противодействие ветхого человека внутри.

2.249. Словом, и внутреннее, и внешнее окружение человека обычно враги его продвижения. Говорят «засосала среда». Это происходит при невозможности преодолеть силу ее воздействий. Но первое, на что требуется обратить внимание и с чем прежде всего столкнуться, – это противодействие «ветхого человека» в себе. Зная, кто враг и где он, можно заранее учесть это и приготовиться к отпору. В духе преодолевается все, и в духе достигается победа. Но эту победу, после принятия того или иного решения, следует, применив силу творческого воображения, провести через сознание, мысленно одержав ее в будущем, и, одержав, сделать прошедшим, отложив в своей памяти. И тогда будущее становится как бы уже прошлым достижением и как таковое не вызовет уже слишком ярого сопротивления оболочек. Человек – это процесс, в течение которого старое постоянно заменяется новым. В ученике этот процесс значительно ускоряется, и это-то ускорение, как и всякое ускорение вообще, и вызывает неизбежное сопротивление той среды, в которой оно происходит. Оболочки живут для себя. Им нет никакого дела до эволюции духа, они хотят жить теми привычками, склонностями и желаниями, силу которых вложил в них их обладатель. И поэтому преодолевать в себе приходится только свое, свои собственные посевы, произведенные раньше. Если они хороши, то всходы можно оставить, но обычно они уже не соответствуют ступени растущего сознания, и тогда изъятие необходимо. Добро уже тем хорошо, что каждая степень его хороша, например, самоконтроль, или самообладание, или бесстрашие, или к людям любовь, или преданность Учителю Света.

2.294. Легче сбросить плотное тело, чем ветхого человека в себе, ибо плотное тело живет только десятки лет, а ветхий же человек есть средоточие всей прошлой истории духа, средоточие, подлежащее преодолению того, что в нем есть, тем, что должно утвердиться. Все, что человек считает своею душой со всеми ее привычками, верованиями, наслоениями веков и наростами духа, все это, невместное с сиянием света идущей ступени и составляющее душу его, все это оставляется позади, подобно тому, как бабочка оставляет свой кокон, в котором росло и оформлялось ее новое тело, оставляется человеком для того, чтобы восстать в новом теле духа, сияющем нетленными накоплениями тысячелетий, чтобы восстать в Бессмертной Триаде своей. Это и будет тем преображением, символ которого был дан человечеству Распятым Учителем Света.

2.352. Новую ступень преображения ветхого человека в себе в того, кем его надлежит заменить, отметим утверждением тех качеств духа, установить которые в прошлом было еще не под силу. Но далекая цель стала ближе и уже ясно видна, и осознан путь к ней, и выросли силы и способности преодоления непреодолимого раньше.

2.357. Каждое утро следует давать себе задачи на преодоление ветхого человека в себе и на утверждение желаемых качеств духа.

4.146. Когда появляется внутренний импульс изменить поведение в чем-то, следует четко прислушаться к этому требованию и исполнить его. Неисполнение повлечет за собою утрату достижения или невозможность удержаться на новой ступени. Инертность и сопротивление оболочек будут всячески противодействовать этому явлению, но это противодействие необходимо преодолеть, ибо оно идет от ветхого человека в себе. Как же иначе двигаться дальше? Ценен импульс, идущий изнутри. Внешнее указание неполноценно, так как оно так или иначе влияет на свободную волю человека. Но импульс самоисходящий будет выражением воли идущего сознания. Внутренняя борьба старого с новым неизбежна на пути восхождения, и заканчиваться она неизбежно должна победой нового над старым. Иначе продвижение невозможно.

4.416. Нераздробленный монолит устремления необходим при Служении Свету как основание. Из осознания этой необходимости рождается мощь воли, преображающей ветхого человека в себе. Познание истины делает человека свободным, рождая в нем волю к огненной борьбе за свободу, то есть освобождение от тьмы. Борьба неизбежна, ибо нужно победить не только «полчища адовы», но прежде них победить надо себя. Ведь в себе побеждается тьма и все, что от тьмы. Победа над тьмою в себе означает победу над ней вне себя.

4.428. Любовь к Иерархии, пламенная, деятельная, самоотверженная, полная несломимой преданности, является великой трансмутирующей силой, перерождающей ветхого человека в себе в существо Света. Если любовь к Иерархии этого не делает, значит, она недостаточно сильна, значит, эта любовь на словах, но не делах. Силу любви можно утверждать лишь делами, и самые доказующие дела – это преодоление в себе ветхого человека. Именно в пламень любви полагаются свои недостатки, слабости и несовершенства и сожигаются на этом огне. Ради себя можно чего-то не сделать и что-то не побороть, но ради Тех, Кого по-настоящему любим, можно сделать все. Так можно укрепить свои чувства и их усилить. Любовь к Иерархии может расти беспредельно. Ради нее люди шли на костры и на муки и побеждали в себе все, что мешало им утверждать в себе Свет.

4.460. Трансмутация ветхого человека в себе требует много сил и быстро совершиться не может. Ведь расплавляются тысячелетия наслоения кристаллизованных отложений. Но ведущий магнит, будучи создан, будет вести уже сам, незаметно, но верно и постоянно воздействуй на своего творца. Человек создает мысль, вкладывая в нее волю, а затем уже действует мысль, действует самостоятельно, не требуя новых затрат волевых усилий. Причина порождается волей, следствие следует автоматически. Каждый знает, сколько усилий надо, чтобы освободиться от неудачно порожденных мыслей. Но не нужно никаких усилий для мыслей удачных, мыслей Света, ибо мысли Света – друзья человека. И эти друзья его и спутники жизни творятся им волей его. Создав прообраз своего выражения, можно каждодневно его укреплять, насыщая все новыми и новыми качествами духа, соответствующими очередной ступени восхождения. В молчании, тишине и тайно творится это делание преображения ветхого человека в себе. Назовем это делание Великим, ибо творится оно не для себя, но для людей и для мира, и не на сегодня или завтра, но на все время, которое есть, для будущего, для Беспредельности, ибо плоды достижений духа остаются с ним навсегда.

4.461. Человек может стать тем, кем хочет он быть, и нет ничего в мире, что могло бы помешать духу достичь своего идеала. Ведь этот процесс происходит внутри человека. Это духовный процесс. Происходить может он во всяких условиях жизни и независимо совершенно от них. Этим как бы утверждается превосходство духа над материей. Каждый может начать этот процесс преображения своей сущности в тот высший образ своих лучших устремлений, который созвучен сознанию. Только подумать – возможности даны всем, всем, всем, надо лишь помнить, что, пока не преобразится сам человек и не захочет всем своим сердцем этого преображения, Новый Мир не наступит. Преградою будет ветхое сознание, оборачивающееся назад и находящееся во власти пережитков старого мира. Для Нового Мира нужно новое сознание.

4.464. Сравним двух людей: того, кто знает – с тем, кто живет очевидностью. Внешне – как бы одинаковы, но какая разница во внутреннем мире и мыслях. И когда умрут и внешнего не станет, это различие яро уявит себя в их дальнейшей судьбе. Один, в лучшем случае, окружит себя призраками земных пережитков, в них утопая; другой ограничит себя пределами своего мышления. И если коснулось оно Беспредельности, то широк будет горизонт его мира, в котором станет он жить. По мысли и существование. Потому Настаиваем на расширении сознания. Самый простой и доступный способ расширения сознания – это быть вместе со Мною, быть постоянно, всегда, держа в третьем глазу Лик. Постоянное касание Света вызывает озарение, сперва мало заметное, но затем явное и устойчивое. Много попыток и много усилий придется сделать, прежде чем Лик утвердится. Но повторять их надо до тех пор, пока желаемое не будет достигнуто. Ветхий человек внутри будет яро противодействовать этому, так как ему, ветхому, придется уйти. Без борьбы не уйдет. Найдет тысячи поводов и причин, чтобы собой заменить новопришельца, и множество поводов приведет, чтобы мысли занять чем угодно, но только не наинужнейшим. Но часто бывают невеселые мысли, и беспокойство, и ощущение тягости тусклого существования окружающих. В эти моменты особенно сильно и особенно настойчиво следует внедрять Лик в сознание и сердце и заменять сумерки Светом. Когда тяжело, когда невыносимо, думайте о Владыке. Но ветхий заставляет думать совсем о другом, о временном, о преходящем, о том, что звучит обыденностью и суетою, о том, что, несмотря на кажущуюся значимость, забудется вскоре, как забылось все то, что так же яро наполняло сознание месяц, год или десять назад. Но уже знаем, чем и как заменять торжество суеты. Суета заменяется Светом.

4.465. Кто первенствует в сознании, тот определяет его жизнь. О жизни сознания думают мало. А ведь его жизненность питается и насыщается Светом. Общение дает заряд Света, но удержать надо на весь цикл дня и ночи. Ритм помогает Общению, а любовь и ярое устремление к непрерываемому памятованию довершат остальное. Ведь надо сломить не только сопротивление среды, но и ветхого человека. Решение было правильно: когда одолевали никчемные мысли, – их отгонять надо умным деланием. Правы были и те, кто повторяли слова тысячу раз. И тогда Свет побеждал сумерки суетливости и упорство ветхого человека. Много несломимой настойчивости надо явить, чтобы победу одержать над собою, полную и окончательную.

4.502. Сильное устремление вызывает ярое противодействие со стороны давних накоплений, как бы встающих на защиту ветхого человека внутри. Стоит потушить устремление, и противодействие тотчас же ослабеет. Стражи Порогов зорко следят за тем, чтобы идущий по пути не прошел мимо них, не преодолев их силы силой растущей своей.

5.40. «Майтрейя. В Одном – три: прошедшее, настоящее, будущее. И путь в будущее через Него, ибо Он и есть Путь». Так говорит себе ученик и в жизни своей поспешает, ибо и он, ученик, тоже трех имеет в себе: того, кем он был в прошлом, того, кто он есть в настоящем, и того, кем он станет в будущем. Понимание себя таким, каким станет, должен стать он в будущем, импульс и силу дает утверждать этот лик в настоящем. Ведь силы в себе надо найти преодолеть в себе ветхого человека. Упорство его, ветхого, невероятно, ибо он и есть то личное «я» человека, которое он принимает за себя. Сколько времени потребовалось на сформирование этого «я». И когда оно уже оформлено, оказывается, что это «я» – только кокон, только носитель другого, большого «Я», которое должно родиться из малого. Но кокон отбрасывается за ненадобностью, когда у бабочки вырастают крылья. Точно так же малое «я» оказывается ненужным, когда вырастает большое. Астрал – главный носитель малого «я». Расстаться с привычным носителем малого «я», равно как и с самим этим «я» – трудно необычайно. Трудно пробить скорлупу своего аурического яйца и выйти из него на пространственный простор. Малому «я» там нет места. Оно служит только помехою свободе пространственной жизни.

5.55. Поступая наедине идущий ко Мне показывает знание основ. И разделяет тогда себя человек на три части: первая – это та, чем он раньше был, вторая – та, что он представляет собою в настоящий момент, и третья то, чем должен он стать в будущем. Первая – область рефлексов, вторая – сознательного контроля и третья – четкое оформление того идеала, который быть должен достигнут. Вторая и третья объединяются в том, что контроль распространяется на возможно более полное слияние оформленного идеала будущего с настоящим, так чтобы это будущее выражалось уже сейчас, в данный момент, по возможности более полно. Чем ярче, сильнее, точнее и законченнее идеал, тем легче воплощение его в настоящем. Можно даже уделять особое время процессу этого оформления; и если в этот процесс вводится ритм, неуклонный и ненарушимый, то осуществление будущего в настоящем становится уложением дня. Этим путем скорее можно достигнуть преображения ветхого человека в себе, нежели надеждой на внезапное озарение. Ведь для последнего нужны накопления, а они приобретаются именно ритмом и, притом, сознательно, а не стихийно.

5.108. Достижения настоящего пусть не закроют глаза на прошлое, на те нагромождения, которые по неведению или слабости были порождены в прошлом. Встреча со стражем Порога, вооруженным порождениями прошлого, неизбежна. И много мужества потребуется, чтобы встать с ним лицом к лицу. Встать, только встать – это мало, надо еще победить мощное воздействие концентрированных энергий этих всех порождений, то есть преодолеть накопленные отрицательные энергии ветхого человека в себе. Эта борьба полна глубокого драматизма, ибо не всякий находит силы в себе победить свои порождения, то есть себя самого, но объективированного во внешних видимых формах.

5.300. Два полюса постоянно борются в человеке за преобладание: человек прошлого, со всеми его недостатками, и человек будущего, дитя Света, который должен вырасти и победить ветхого человека в себе. Борьба драматична, ибо должна завершиться полной победой Света. Половинчатость недопустима, ибо разрушительна очень. Только решительный разрыв с прошлым в себе поможет продвинуться яро. Под прошлым подразумевается все, подлежащее изживанию. Ведь помимо этого ненужного груза в прошлом имеется много такого, что служит ступеньками к Свету будущего. Это прошлое будем хранить. Им связаны с Иерархией Света. Оно помогает стремиться вперед и служит ручательством будущих достижений.

5.413. Надо довести себя до такого состояния, чтобы свет этот свободно и постоянно изливался в мир на людей и на все окружающее из своей собственной ауры. Все состояния, нарушающие это свечение, подлежат искоренению. Раздражение, зависть, злоба и все прочее в этом же роде – не от Света. Так, борьба за утверждение Света в себе станет борьбою с тем, что еще не изжито в себе от ветхого человека.

5.420. Прошлое представляет собою сильный магнит. Для Огненной Йоги оно сожжено, но сжигание его не просто и не легко. Новое часто может быть еще недостаточно совершенно, и сознание с ним еще не сжилось, в то время как старое привычно и удобно, хотя и является оно оковами духа. Ветхий человек внутри – ярый защитник старого, привычного обихода в сознании и в жизни, и потому это – сильный и упорный противник эволюции духа. В тепле и уюте, в спокое и благополучии куда приятнее и легче, чем в трудностях, нужде, лишениях и в холоде, и многие предпочитают тепло и уют.

5.474. Сосредоточивая сознание на том или ином качестве духа, вызываем его усиление. Вопрос весь лишь в том, как удержать желаемое качество не на момент вмещения его, а на все время, на все будущее. Практическое решение этого вопроса не легко. Дело в том, что ветхий человек внутри являет очень сильное сопротивление каждому новшеству. Астрал живет привычками и привычными и милыми ему эмоциями.

6.12. Я Победил мир, не шевельнув пальцем в свою защиту. Победил мир, не борясь против него, но лишь направив все энергии духа на преодоление ветхого человека в себе. И, таким образом, Победив себя в себе, Утвердил победу над миром и тьмою. Тьму Победил.

6.71. Распятие своей личности на кресте жизни Общего Блага есть путь преодоления самости или ветхого человека в себе. Все страдания человеческие можно разделить на два вида: ради самости и из-за нее преодолеваемые или претерпеваемые и те, которые приходится нести ради Общего Блага или из-за него. Насколько первые проистекают без смысла и пользы, настолько вторые плодоносны и имеют далеко идущие следствия. Можно сказать: один мучается без пользы и смысла, так как страдания его нецелесообразны; другой – каждою слезою, явной или скрытой, вплетает новую жемчужину в жемчужный узор своего духа. Все страдания, вызванные самостью, цены не имеют и смысла. Все страдания во имя Общего Блага, все трудности и лишения – ценнейший вклад в сокровищницу индивидуальных накоплений.

6.174. Если человек заведомо знает, что мысль нехороша, что она, отемняя сознание, принесет этим вред и даст такие же результаты, он тем скорее и легче отбросит ее. Конечно, приходится считаться и с тем, что свойства ветхого человека внутри очень упорны. Все эти свойства оставляются за чертой как нечто, подлежащее уничтожению, то есть изживанию. Их нельзя подавить, ибо, подавленные, они снова поднимут свои головы, но изживать можно, пищи не давая и упорно держа за чертой.

6.347. Очень важно усвоить основы, внедренные в сознание, они незаметно и неощутимо, но упорно и прочно, хотя и медленно, преображают мышление. Именно благодаря им происходит трансмутация человеческой сущности. Но их надо внедрить и утвердить так, чтобы ничто уже не смогло их поколебать. Прямая борьба со всем, что подлежит изживанию, трудна непомерно, ибо подавление и запрещение заставляют снова отрастать отрубленные головы чудовища. Но основы, принятые в сознании, незаметно подтачивают самые корни астральной сущности человека и всего, что подлежит очищению. Знание необходимо как освобождающее условие. Правильно поступаете, если все время возвращаетесь к основам, пытаясь их возможно прочнее внедрить в глубины свои. Только познание их может преобразить ветхого человека.

6.351. Называем победителем успешного ученика, ибо уже на Земле, постоянно борясь с нечистыми и влекущими мыслями, подготовляет себя он к сужденной победе над стражем Порога. Надо изъять из этих мысленных форм, книзу влекущих, их кажущуюся привлекательность, ибо за нею острое жало порока, шипы и колючки и ненасытность астрала, стремящегося раздуть и усилить все то, что еще подлежит безусловному изживанию. Силу влечения человек в эти формы когда-то вложил сам. Потому только он сам и может отнять от них то, что он когда-то дал по неведению, не зная, какая страшная опасность и рабство заключаются в попустительстве своим слабостям и мыслям, питающим и усиливающим их. Именно неизжитые желания и импульсы порождают влечение к сочетанию с низкими мыслеформами неизжитых страстей и пороков. Искушения святого Антония свидетельством служат того, насколько эта борьба с ветхим человеком в себе остра и неизбежна, если хочет он себя победить. Она должна быть победной сейчас, чтобы будущая победа над стражем Порога была решительной и полной. Тот, кто идет в будущее Именем Владыки, не может не победить, какой бы ценой ни досталась победа.

6.396. За каждой победой обязательно следует другая, за другой – третья, и так без конца. Лестница восхождения духа конца не имеет, и каждая ступень с бою берется, и потому нет победам конца. Этим объясняется нескончаемость преодолений ветхого человека в себе. Каждая новая ступень делает то, что когда-то было хорошим, – плохим и подлежащим усовершенствованию, то есть преодолению элементов, уже не отвечающих растущему сознанию. Ибо человек – «это процесс», заключающийся в постоянном росте и совершенствовании его духа.

7.570. Путь кратчайший – постоянное предстояние перед Иерархом Ведущим. Что же мешает ему? Не ветхий ли человек в себе, противодействующий постоянно и восстающий против всего, что умеряет и сдерживает его своеволие? Ведь это враг номер один. Не нужен он ни Учителю, ни ученику. Ни пощады, ни снисхождения, ни жалости к нему быть не может.

8.329. Отчего же все-таки происходит такой большой разрыв между тем, чем человек хочет быть, и тем, что он представляет собою в настоящее время? Между идеалом и действительностью разрыв будет всегда, но надо, чтобы он не был слишком велик. Линия поведения ветхого человека в себе создает инерцию, которую и приходится преодолевать при реализации своего идеала. Сопротивление это очень сильно. Привычка действовать по привычным каналам автоматически толкает по проторенной дорожке. Потому, чтобы преодолеть себя, нужно непреклонное решение воли. Но ведь и идеал растет и изменяется с ростом и расширением сознания. Поэтому на этом пути нет конца, ибо нет конца роста достижений духа.

8.331. Умение устремить силу любви к своей Иерархии на преодоление в себе ветхого человека достигается опытом, и тогда слова заменяются делами. Слово и дело не расходятся. Мысль и осуществление ее неразрывны. Но даже и здесь следует соблюдать равновесие, чтобы не оторваться от Земли.

8.385. Качества утверждаются не легко, ибо ветхий человек внутри противодействует. Ценность и значение равновесия известны уже достаточно хорошо, и желание его приобрести прочно установилось в сознании, и все же мелочи жизни и подробности обихода часто его нарушают. Значит, надо усилить мысленное сосредоточение на этом ценнейшем качестве.

8.390. Устремления духа и желания малого, низшего, «я» часто диаметрально противоположны. И тогда постоянство неукротимого устремления, утвердившегося на Основах, перемалывает, изживает свойства ветхого человека, преображая все его оболочки. Обычное земное окружение и окружающие – все кричит против условий и требований Огненной Йоги, и это сопротивление среды приходится преодолевать, чтобы устоять против течения обыденности. Но главный Иерофант совершал хождение против Солнца – это символизировало огненный путь восставшего духа, избравшего путь необычного.

9.489. Возможность прилагать Учение в жизни не имеет предела: и на людях, и наедине, и на отдыхе, и в труде. Хорошо, когда мысль направлена на это упорно и постоянно. Ведь все существо ветхого человека противится этому и протестует против подавления его своеволия и распущенности. Но без суровой дисциплины духа по ступеням Света не подняться. С одной стороны, так искренне хочется чего-то достичь, с другой, нет желания поступиться даже малым своим недостатком. Отрешение от себя предполагает отрешение от того, что железными цепями привязывает сознание к обычному обиходу и что связывает его малыми привычками самости. Умение красиво встречать волны требует не только того, чтобы их встретить достойно, но и того, чтобы, встретив, пропустить мимо, не позволив помешать движению духа.

9.496. Конечно, преодолеть в себе ветхого человека в одночасье нельзя, но и потворствовать его импульсам – тоже, нужен срединный путь постепенного овладения своим астральным проводником. Буйные восстания астрала очень опасны, ибо могут мгновенно лишить многих накоплений. Так, например, безудержное раздражение моментально сжигает фосфорную ткань и делает человека беззащитным. Хорошо знать, чего не следует делать.

10.24. Принцип постоянства и неотступности приходится особенно упорно применять в процессе преодоления ветхого человека в себе. Одно усилие не даст ничего. Нужен целый ряд постоянных повторных усилий, продолжаемых до тех пор, пока нужное качество крепко не утвердится в сознании.

10.81. Наставления Наши направлены на преображение ветхого человека, или человека прошлого, в человека Нового Мира. Различие между ними – по сознанию. И на сознание и его просветление устремлены усилия Наши.

10.384. А теперь остается утвердить перед собою самим и пространством Близость Мою путем постоянного, непрерываемого памятования об этом, то есть предстояния постоянного. В течение дня будем как можно чаще об этом вспоминать, чтобы сделать, наконец, его непрерывным. С трудом поддается сознание этому процессу, но в конце концов подчинится велению воли. Противоборствующий внутри ветхий человек не желает уступить место новому человеку, идущему ему на смену. Символ младенца в Чаше служил напоминанием об этом, а также и феникс, рожденный из пепла, символизирующий преображенного человека. Сказано: «Если не родитесь вновь, если не будете как дети, не сможете войти в Царство Небесное», в Царство Света, в Мир Мой.

10.606. Именно рефлекторность поведения оболочек необходимо пресекать постоянно, пока они не усвоят, как себя надо вести в свете нового понимания. Второе рождение, или рождение в духе, означает также и смерть ветхого человека в себе и конец своеволию оболочек. На путях Огненной Йоги сжигаются позади все накопления духа.

11.666. Низшее «я» – враг высшего «Я». Восхождение духа идет вразрез с интересами этого низшего «я». Прошлое – враг будущего. Эволюция сметает прошлые нагромождения, чтобы заменить их новой ступенью жизни. Разрушения неизбежны, и ветхое в человеке вынуждено терпеть ущерб. Надежду на личное будущее Учитель Дает как импульс к движению. И если надежда помогла расширению сознания и дух поднялся по лестнице нравственного совершенствования, то уже не имеет никакого значения, осуществилась она или нет. Нужны горение духа и движение сознания вперед, но совершенно не важно, что служит двигательной силой. Заботимся о продвижении, но то, что двигает, не Считаем главным.

13.29. Преодолеть в себе ветхого человека трудно еще потому, что все низшие оболочки восставшего духа насыщены тяжелыми частицами неизжитых свойств. От этих частиц плотной, астральной и ментальной материи освободиться в одночасье невозможно. Очищение это нужно, но требует времени. Вопрос очищения очень актуален, и каждый стремящийся к Свету должен пройти через процесс очищения всех своих оболочек.

 

 

       Вверх