Дисциплина и самодисциплина

 

Список

 

Выписки из  писем Е.И. Рерих

 

Каждый из вас пишет о своем устремлении к единению. Что же мешает, если вы четко осознали насущную необходимость его? Отвечу - недостаток дисциплины духа, неумение прикладывать указания Учения прежде всего к себе. Там, где нужно выявить терпимость, там старая привычка несдерживаемого антагонизма или неизжитого атавизма встает во всей своей силе, и все лучшие намерения тотчас же забываются. Конечно, побороть все негодные привычки одним ударом трудно, потому примемся за искоренение самого сейчас неотложного - изгоним нетерпимость. Запишем огненными буквами в сознании нашем этот указ Учения и будем помнить его, начиная и кончая, день, за работою и в отдыхе.
Припомним, как Владыка Будда учил своих учеников, как он требовал, чтобы ученики, прежде всего, научились сдерживать свои чувства и только, когда узда духа лежала на всех чувствах ученика, только тогда Благословенный приоткрывал завесу сокровенного Учения. Путь Учения един и сейчас, как и тогда, для приближения и высшего доверия необходимы те же основания - почитание Иерархии и дисциплина духа. (Ам.17.12.29.)
 

Помните, что у Гуру нет ни одной личной мысли, все решительно направлено и отдано на служение общему благу. Потому исказивший указание, допустивший сомнение, отмерит себе свой кусок. Все наполовину исполненное даст половинное следствие. Мы знаем, что полная доза спасительного лекарства приносит жизнь, половина же его дает лишь краткую вспышку улучшения, оканчивающуюся смертью. Потому примем полностью все благие указания, чтобы не утерять ни одной жизнедательной энергии. Великое послушание указам и умелое выполнение их дает здоровье и ведет к великой победе, к великому Свету. Послушание в древности вело к дальнейшему посвящению. Не осознавший в совершенстве дисциплины послушания - никогда не достигал высших степеней. Лишь тот, кто умел повиноваться и выполнять, мог принять великую ответственность и понять всю непреложность приказа.
При этом надо твердо усвоить, что все даваемые указы никогда не порабощают дух ученика, ибо всегда предоставляется индивидуальное выполнение, и мы знаем, как можно бесконечно утончать качество выполнения каждого задания. Надеяться только на свои накопления, отбрасывая все, что мы можем ассимилировать от высшего сознания Учителя, - значит отказаться от новых накоплений. Вся индивидуальность складывается из этих новых ассимиляций и сочетаний их с прежними накоплениями. (Ам.7.1.31.)
 

Можно также посоветовать, чтобы каждый отметил свое наихудшее качество и немедленно приступил к искоренению его. Для этого пусть ежедневно отмечают в дневнике, что было сделано ими в этом направлении? Пусть сначала борются с одной привычкой, ибо не так-то легко наблюдать за собою. Очень полезно следить за качеством мыслей и не допускать злобных, мелких и вообще ничтожных. Очищение сознания есть первая ступень. Затем можно посоветовать заняться дисциплиною мысли, учиться длительное время думать об одном предмете, не отвлекаясь ни на секунду от него. Хорошо, если кто сможет сосредоточиться на облике Учителя. Какая радость заложена в объединении сознаний. Нет препятствий, которые могли бы устоять перед этою мощью. (Ам.11.6.31)
 

Готовьте себе сотрудников, помните, что сказано о замене увядших роз полевыми цветами. Учитесь каждый день и благодарите каждого сотрудника и работника, помогающего нам выработать столь необходимое освобождение от мелких личных обид! Ибо, смотря лишь в сущность дела, мы научаемся пренебрегать выпадами акультного сердца. Н.К. до сих пор с величайшей благодарностью вспоминает своих самых тяжких и враждебных сотрудников, ибо они помогли ему укрепить зоркость, находчивость и необходимую выдержку или дисциплину духа. Так и вы должны научиться смотреть на выходки вздорных людей, как на причуды, которые не могут вызывать в вас ни обид, ни озлобления, но лишь скорбь за неуместное возвращение к привычкам детства.
"Так, советую еще раз обратить Учение в потребность каждого дня. Советую наблюдать, насколько успешно будет окружающее. При тесных группировках нужно особенно следить за взаимными помыслами, чтобы не отяжелить и не прервать ток. Многие учения советуют эту простую дисциплину, но каждая книга должна напоминать, ибо не применяется в жизни самое насущное, самое необходимое. Для Нас большое счастье, когда можем иметь о ком полнейшую уверенность, как за себя. Так крепка твердыня открытого сердца". (Ам.21.10.31.)
 

Очень хорошо, что вы пребываете в тесном и сплоченном круге, который взаимно научится духовной дисциплине, действенному стремлению к подвигу и к радости как к "особой мудрости". Вы знаете, как нужно хранить каждую инициативу и бережно выращивать каждую возможность, ибо для стоящих перед Беспредельностью не может быть ничего невозможного, как бы ни казалась трудна очевидность. Правильно, что мышление ваше направляется к будущим поколениям, ведь лишь для будущего храним мы Заветы Прошлого. И во имя этих светлых Заветов, которые откроют каждое сердце и претворят надежды в действительность, шлем вам Привет. Лишь на основе культуры, самой возвышенной, самой утонченной, сотрутся все ненужные и мешающие различия и создастся то светлое воинство Духа, которое в действенном миротворчестве утвердит светлое будущее человечества. (Евр.26.12.31.)
 

Во всех древних Учениях указывается Золотой Путь или Равновесие. И кто желал приобщиться к великому знанию, тот должен был избегать всяких излишеств, как в ту, так и в другую сторону. И ничто так не исказилось, как, именно, это понятие равновесия. Мне кажется, что это произошло и происходит, прежде всего, от трудности, с которой люди вообще привыкают к дисциплине. Им гораздо легче впасть в крайность и предаться изнуряющему посту, и одеть вериги, и обессилить себя, нежели выработать настороженность и самообладание при полном сохранении сил. Но без самообладания ничто не доступно. (Евр.10.5.33.)
 

Люди перерождаются, входя в соприкасание с мощной магнитной аурой. Конечно, нельзя ожидать немедленного перерождения, всюду нужно время, но при сердечности, при обоюдной внимательности, можно творить чудеса. Потому во всем следует проявить терпение, в этом будет заключаться большая и совершенно необходимая дисциплина. Как сказано - "величайший человек тот, кто велик в терпении". Последуем этому мудрому правилу и проявим настоящее терпение, ибо время сейчас такое грозное, такое великое, что ничем нельзя осложнить обстоятельства. (Евр.17.8.34.)
 

Если бы знали все, возмущающиеся против иерархического начала, какая дисциплина послушания царит среди Иерархии Света! Какое послушание проходят истинные ученики Света! И послушание это требуется вовсе не для того, чтобы контролировать ученика в интересах Вел. Учителей, но для того, чтобы ученик мог таким образом вступить на первые ступени, ведущие к пониманию и принятию Космической Воли. Дисциплина есть начало всего знания и всей мощи. (Евр.10.10.34.)
 

Те единичные личности, которые выработали в себе духовное равновесие или самодисциплину и твердо следуют по раз избранному пути, истинно, могут быть избранны устоями мира. Если бы мы осознали, что расширение сознания есть самое насущное, то и усталости нет, и мы ловим каждую минуту для внесения в сокровищницу нашу зерен знания и опыта. Истинно, много званных и мало избранных.
Понимаю, как трудно руководить взрослыми людьми разного уровня сознания и разного образования. Я предоставила бы свободу выбора тем для рефератов и не настаивала бы на обязательном посещении. Каждый должен понимать основы примитивной самодисциплины. Какое же духовное продвижение возможно без дисциплины. И правильно пишете, что нужны осторожные касания и невторжение в карму. Истинно, нельзя насиловать. Путь может быть указан, предостережения даны, но это и все. (Евр.28.2.35.)
 

Вы пишете, что самодисциплина часто бывает тяжелее. Но ведь каждая дисциплина, в конце концов, сводится лишь к самодисциплине. Ибо дисциплина, кем-то другим на нас наложенная, есть лишь дисциплина внешняя и, конечно, ни к каким духовным достижениям привести не может. (Евр.8.3.35.)
 

Для успеха необходимо неустанное огненное или сердечное памятование Единого Избранного Образа. Также, если хотите наложить на себя дисциплину, то изберите одно или два худших качества Ваших, или привычки, и постарайтесь отделаться от них. Эта дисциплина самая, казалось бы, простая, на самом деле, очень и очень сложная и трудная, но она и есть самая основная. (Евр.30.8.35.)
 

"Самая обобщающая Йога (Агни Йога) накладывает обязательства построения всей жизни при соответственной внешне-незаметной дисциплине", то есть, строя жизнь, необходимо соблюдать некоторые предосторожности и указанный режим для здоровья. Так, если проследим жизнь Великих Учителей человечества, мы увидим, что никто из Них не уходил от жизни, но полагал все свои духовные и физические силы на служение общему благу. Потому будем во всем следовать этим великим примерам в великом подвиге самоотречения. Венец самоотречения так сияющ! (Евр.24.9.35.)
 

Ясновидец может стать таковым лишь после многих лет, иногда целого ряда жизней строжайшей самодисциплины и усиленного и упорного труда, тогда как медиум при небольшой практике может преуспеть в несколько дней".- Но следовало бы добавить - в ограниченной области низших слоев мира надземного. (Евр.15.10.35.)
 

Понимаю, что мои письма, утверждающие красоту суровой самодисциплины и подвига в жизни, многим не по вкусу, не по сознанию. Но я считаю преступным поддерживать сентиментальность, основанную на ложных данных. (Евр.7.12.35.)
 

А Вы знаете, что самость есть корень всех бедствий. Человек, способный на месть, никогда не может стать учеником. Человек, неспособный к дисциплине мысли, чувств, не может надеяться на скорое продвижение на избранном пути Света. (Евр.11.1.36.)
 

Ясновидец не рождается таким, но становится им. Ясновидец может стать таковым лишь после многих лет, иногда целого ряда жизней, строжайшей самодисциплины и усиленного и упорного труда.4.2.36.

 

Человечество болеет отсутствием самодисциплины и хаотичностью мышления. Против начала ведущего, против дисциплины, против сотрудничества восстают, прежде всего, вчерашние рабы. Лишь царь духа понимает, что есть Иерархия, ибо, чтобы царствовать, надо прежде уметь повиноваться. Принцип начала ведущего должен утвердиться в сознании человечества, если оно хочет прогрессировать. (Евр.18.2.36.)
 

Конечно, восторг, испытываемый сердцем при чтении Учения, не может называться проявлением психизма в его низшем аспекте.
Но следует очень следить за собою, ибо можно настолько отдаться этому сладостному чувству, что незаметно для себя утратить власть над своими чувствами и тем лишиться работоспособности. Такие случаи бывали, потому во всех Учениях указывалось на необходимость равновесия и полной дисциплины своих чувств. Было время, когда я тоже хотела только жить восторгами духа и познавать тайны космогонии. И тогда мне указывалось на грозность переживаемого нами времени - "опять забыли о Битве Божьей, никто не сидит в школе во время приступа врага и т. д.", стр. 43 - "Листы Сада М.", часть первая. Так от восторгов возвращали меня на Землю и к действиям на Земле. И приучали находить радость в самой скучной рутинной работе, именно, каждый труд приносить на алтарь служения любви. Всем воинам Света сейчас будет особенно близка книга "О Жертве". Так восхищения духа прекрасны, но нужно следить, чтобы они не расслабляли, но усиляли нашу энергию. Придет время, когда будет возможен и некоторый уход для восхищения духа, но сейчас время грозно и все, находящиеся на великом Служении, призываются нести свой доспех, битва небывалая!
"Наступило время действия. Поймите преданность и мужество. Покрою Вас шеломом веры и кольчугой преданности, и щитом победы. Но на Знамени будет Любовь - Победительница!" (Евр.2.4.36.)
 

Даже в буддистских писаниях указано, что каждый Бодхисатва должен владеть тремя искусствами или областями знания и одним из них в совершенстве. Чем больше мы знаем, тем легче нам понять всю глубину и размеры великого плана эволюции и сложность жизнестроения. Кроме того, каждое систематическое изучение дает нам необходимую дисциплину ума и для самостоятельного мышления. А ведь лишь тот, кто умеет мыслить самостоятельно, может стать действенным служителем и сотрудником Сил Света. Потому так важно всестороннее образование. (Евр.14.5.36.)
 

Конечно, умение сосредоточиваться и творчески мыслить при условии очищенной мысли не только очень полезно, но необходимо. Без умения мыслить нельзя продвинуться в познании. Также и развитие воли, начиная от обиходных мелочей и до высокого самоотверженного действия, есть основа всякой дисциплины и достижения. (Евр.24.5.36.)
 

Теперь о §230 (М.Огн., ч. II): Равновесие и гармония - одно понятие. Потому можно сказать, что Космос держится действием и гармонией атомов. Человек есть отражение макpокосма, потому и он должен стpемиться к сгаpмонизиpованнию всех атомов, входящих в его микpокосм. Каpма есть действие, каждое действие поpождает следствие. Сказано - "pавновесие утвеpждается сообpазно pазвитию воли". Потому действие, напpавляемое волей дисциплиниpованной, в согласии с космическими законами, утвеpждает гаpмонию и создает pавновесие. Воля низшая, окpашенная вожделениями самости, поpождает ужасы pазpушения, ибо столкновения сил дисгаpмоничных пpоизводит в Космосе взpывы и дают доступ хаосу. Именно, ядовитые взpывы и хаотические смятения поpождает невежественный и поpочный человек в своей химической лабоpатоpии и на большое пpостpанство заpажает атмосфеpу. (Евр.8.6.36.)
 

Дисциплина и соизмеримость научают ко всему относиться с должной терпимостью. (Евр.15.6.36.)
В Учении сказано: человек, не знающий, что есть соизмеримость, не может считаться духовным. Соизмеримость есть золотое равновесие. Вивекананда, говоря о Вл. Будде, сказал - "Сердце Великих Духов мягко, как масло, но Они умеют дисциплинировать его", иначе говоря, знают соизмеримость. Истинно, соизмеримость руководит Ими. Соизмеримость граничит с целесообразностью, которая царствует во всем Космосе. (Евр.19.6.37.)
 

Я Вам писала, что распознавание ликов есть одно из главных знаний, необходимых на пути. Оно очень тяжко и несет с собою много горьких минут, но приходится закалить свое мужество и волю и дисциплинировать порывы чувств.
Во всей жизни, на каждом шагу, мы встречаемся с противоположениями, и нужно уметь совмещать их. Наука о совмещении противоположений и нахождении равновесия и есть великая Дисциплина, проходимая каждым на пути к Братству. (Евр.19.7.37.)
 

Никто не хочет подумать, что если для того, чтобы сделаться выдающимся художником, артистом или ученым в любой области науки, нужны не только многие накопления в этом направлении в прошлых жизнях, но и годы упорного и постоянного труда в настоящей жизни, то тем паче необходимы самые настойчивые устремления к расширению и дисциплинированию своего сознания, которое одно способствует утончению и огненному преображению наших нервных восприемников или центров. Ведь достижения духовные, как связанные с ростом сознания, и есть наитруднейшие. (Евр.19.11.37.)
 

Конечно, инициатива в принципе поощряется. Но имейте в виду, что инициативу часто смешивают с проявлениями самости. Кроме того, без наличия суровой дисциплины духа инициатива приводит к шатаниям и сводится к спазматическим начинаниям, ни к чему не приводящим. Но все спазматическое осуждено на разрушение, ибо строить на судорогах нельзя. Недаром в основу всех древних Учений полагалась дисциплина или послушание. И в данном нам Учении очень подчеркивается необходимость такой дисциплины. Что есть Иерархия, как не дисциплина! Во всех древних религиях и философских школах существовало учение общее и учение для ближайших, и вот в этом учении для ближайших прежде всего преподавалась дисциплина духа, и послушание было первым шагом к тому. Каждый водитель должен сначала научиться повиноваться, ибо иначе как будет он знать, что есть Указ и что есть исполнение его? (Евр.37.)
 

Прочла страницу в указанной Вами книге. Понимаю, что под словами - "выключить действие ума", автор хочет сказать, что нужно остановить беспорядочный наплыв мыслей, который мешает нам уловить посылки, идущие из Вел. Источника и воспринимаемые высшими центрами. На границе сна это легче, ибо происходит естественное замирание беспорядочного мышления. Потому указано, что нужно научиться улавливать посылаемое, именно, на пороге сна или в момент пробуждения. Но при этом надо воспитывать в себе особую постоянную сердечную настороженность. Когда мышление достаточно дисциплинировано и сознание наше овладело такой устремленной настороженностью, то можно слышать Голос Учителя не только в минуты сосредоточия на Его Образе, но даже когда мысль четко работает над каким-либо определенным вопросом. Итак, во всем нужна прежде всего дисциплина, четкость или ритм. Но блохи или зайчики мысли лишают нас всякой возможности высшего восприятия. (Евр.23.11.37.)
 

Конечно, и представителям шестой расы придется немало поработать духовно над собою, чтобы открыть нервные центры. Но при следующей стадии утонченности организма процесс этот будет значительно облегчен и ускорен. Но все же без дисциплины, усилий и труда ничего не достигается. (Евр.13.8.38.)
 

Именно, Армагеддон страшен не только разнузданностью сил темных, но той дисгармонией токов, которая, прежде всего, тяжко сказывается на особо чутких организмах и тем временно выводит из строя смелых борцов против захлестывающих волн разбушевавшегося хаоса. Только сильная, дисциплинированная воля, знание и твердое устремление по указанному пути Света могут охранить от тяжких последствий подобных космических пертурбаций. В такие дни нужно неустанно памятовать, что пришел час испытания наших сил, и малейший уклон или ослабление воли могут отнести нас на тропу бедствий. Благо тому, кто может преисполниться торжественности в дни глубочайшего значения.
Терпение лежит в основе всех достижений, потому оно и есть величайшее качество. Легче всего обрести терпение через любовь к служению и Великому Учителю. Конечно, оно утверждается в нас и при ясноосознании, вернее, при духовном озарении великим значением этого понятия - терпения, но это достижение труднее. Как и во всем, путь любви наикратчайший и наипрекраснейший и для того, кто знает, что есть любовь, и наилегчайший. Потому и мой совет Вам, испытавшему горение сердца к Учению, будет - через любовь укрепляйтесь в терпении. Каждое воздержание от раздражения, каждое проявление терпимости будет как цветок приношения Учению.
Также можно очень помочь себе путем развития постоянного памятования об качестве терпения при всех случаях жизни. Именно нужно достичь такого памятования, чтобы, независимо от всего прочего, оно постоянно пребывало в сознании Вашем на дозоре, готовое каждую минуту напомнить о себе. Древний мантрам тоже имел в виду укрепление такого памятования. Именно памятование поможет самодисциплине, которая очень трудна. Многие годы проходят, прежде чем удается наложить узду на наши чувства, всегда готовые рефлектировать на малейшее и неожиданное возбуждение их. Именно терпение есть одно из наиболее трудных качеств, недаром сказано - величайший человек тот, кто велик терпением. Но ценно именно то, что трудно, потому правильно приложить все силы к овладению этим сокровищем. (Евр.26.11.39.)
 

Сердечное спасибо за Ваши чудесные письма, приносящие всегда волну душевного света и радости. Несказанно радуемся Вашей устремленности и деятельности. Эта готовность к действию есть ценнейшее качество. Именно самые занятые люди всегда найдут для всего время. Вспоминается житейская мудрость Ришелье, который при избрании личного секретаря всегда руководствовался вышеприведенным соображением. И это понятно, занятой человек дисциплинировал свою психическую энергию и выработал особый ритм, столь необходимый для правильного обмена психической энергией. Судорожная недисциплинированная выдача энергии поглощает массу сил, и такая затрата нелегко восполняется. Потому благо заключается в каждом систематическом или ритмическом труде. (10.5.37.)
 

Вообще просим всех близких и сотрудников очень следить за здоровьем и по возможности не допускать переутомления. Сейчас необходима полная дисциплина как в действиях, так и в мыслях. Следует вооружиться силою духа против всех устрашений и паник. Конечно, мы переживаем сейчас время массового психоза, но и это переживем. У хранящих торжественность вырастут крылья. Совет - не осложнять ничем положения. (26.11.38.)
 

Считаю неотложным избрание коллектива, который принял бы на себя выполнение необходимых работ. Это тоже Совет Вел. Вл. Надеюсь, что найдутся члены Общества, которые не станут избегать возможности послужить благому делу, совершающемуся на пользу их страны, которые  поймут, что приобщение к Учению налагает на них обязанность прежде всего в отношении их самих, - показать  в действии, как претворились в них основы Учения. Верю, что именно среди сердцем подошедших найдутся такие, которые проявят и необходимую дисциплину при несении  принятой на себя обязанности. Порядок и дисциплина являются поступательным и созидательным ритмом. Малейшее нарушение порядка и дисциплины открывает доступ хаосу, разрушительному по последствиям. Не знаю ничего прекраснее, нежели когда люди находят радость служить в самопожертвовании на общую пользу, но не также ли прекрасна обязанность и всех, получающих эту пользу, облегчить этот жертвенный труд. (3.2.39.)
 

На опыте я убедилась, что занятой человек всегда найдет время для каждой работы, ибо у него выработалась определенная дисциплина или система в работе, и он умеет распределять свое время. Так история утверждает, что знаменитый Ришелье брал себе в секретари лишь самых занятых людей. (4.2.39.)
 

Идите, как факел, зажигая новые огни, и помните о дисциплине духовной, лишь она растит крылья духа. Главная дисциплина должна начаться с мышления и распознавания наших намерений. Пуще всего гоните всякие сомнения и умаления. Возвышайте Ваш Идеал, ибо, возвышая Его, мы сами поднимаемся до Него. Живите полной жизнью, уявленною на основании Трех Миров. Всегда следует помнить, что все для жизни, нет ничего отвлеченного: все должно быть совершено человеческими руками и ногами, и без напряжения всех наших сил никакое усовершенствование невозможно. (27.9.46.)
 

Дисциплина всех йог одинакова, требуется некоторое воздержание во всей жизни и развитие воли. Воля основа всего, всего знания и преуспеяния. Путь любви облегчает развитие воли, ибо устремление к Высшему Идеалу развивает постоянное горение сердечное, полное радости и постижений. В конце концов устремление и воля синонимы. Можно начать упражнение воли с малых повседневных заданий.  Например: отказ от какой-либо ненужной привычки или некоторое воздержание в пище. Между прочим Вам будет полезно знать, что свекловичный сахар очень вреден и не рекомендуется во время прохождения йогических ступеней. Следовало бы постепенно отвыкнуть от его употребления. Можно заменить медом или полезным продуктом - глюкозой, или декстролом сахаром, добываемым из кукурузы. Свекла, как овощ, одно, но свекловичный сахар, как он изготовляется, настоящий яд, особенно так называемый рафинад. Также вредна жирная пища. Избыток масла ожиряет нервные каналы, и многие посылаемые лучи скользят по поверхности без пользы. Самое вредное масло жареное, сливочное допускается в ограниченном количестве. Лучшая пища все молочные продукты, овощи, каши, кисели и пресный хлеб. Некоторое очищение физического организма необходимо и помогает духовному освобождению. (29.9.50.)
 

 

 

 

       Вверх