Действительность

 

Список

 

Выписки из Агни Йоги  и писем Е.И. Рерих

 

Об.162. Кто уверяет о своей преданности реальному и достоверному, тот должен особенно приветствовать распознавание действительности.
Не притворное заикание перед методом признанного авторитета, но борение и горение исканий действительности. Именно неудержно, именно неизменно в ярости устремления, когда высокая гора, как маленький холм, не закрывает пространства.
 

Об.206. Именно, борьба против очевидности. Реальность – не очевидность. Очевидность по всем признакам не отвечает действительности. Старые учения позитивизма заменяли достоверность очевидностью; оправдание им одно – у них не было микроскопов и телескопов – ни вниз, ни наверх. Но пытливый ум не считается с условною очевидностью; ему нужна действительность в оправе космических законов. Он понимает, что жемчуг невидим в глубине и что слои воздуха могут скрывать стаи орлов.
Недавно Мы говорили о защите действительности. Помните, что не безграмотный народ будет яриться против действительности, но эти маленькие грамотеи свирепо будут отстаивать свою близорукую очевидность. Они будут думать, что мир, заключенный в их кругозоре, действителен, все же остальное, им невидимое, является вредной выдумкой.
Что же лежит в основе этой нищенской узости? Та же самая, вид изменившая, собственность. Это мой свинарник, и потому все, вне его, не нужное и вредное. Это моя очевидность, и потому вне ее ничего не существует. Известная басня о слоне и семи слепых достаточна очевидностью.
Именно, как Мы говорим – Община борется за действительность. Вот вам еще один вид союзников – те, кто стремятся к правде, для которых очевидность не что иное, как нечистое стекло. Если химическая и биологическая очевидность сложна, то еще сложнее очевидность планов построения жизни и действий. Без развития сознания мы будем пребывать в постоянном мираже; как в каталепсии, мы застынем в скрюченном ужасе.
Майя, отступи! Мы хотим и будем знать действительность!
 

Об.225. "Контакт космического преобразования с психической энергией рождает состояние счастливого потока", – так говорил Будда. Он указал различие между очевидностью и действительностью. Его сравнение очевидности с миражем годится для любой современной беседы.
Можно ли распознавать течение истинной эволюции, если слепая очевидность заслоняет действительность и предубеждение является установившимся мнением?! Когда люди осознают мираж предубеждения?
В каждом предубеждении заключено злобное намерение человеческому существу. Это не мораль, но практическое предупреждение.
 

Об.231. Очевидность есть куриная действительность. Только напряженным совершенствованием можете приблизиться к действительности.
Совершенствование может показаться клерикальным понятием, но Мы понимаем совершенствование, как улучшение реального аппарата. Улучшение аппарата во всей его полноте достойно человечества.
 

Об.248. Отрицатель эволюции может удалиться в отшельничество и мечтать о сладостях регресса. Но сама жизнь, сама действительность укажет новые неоспоримые явления. Только здравый ум реалиста уложит эти явления в удуманную научную схему. Все же близорукие мистики и маленькие условные грамотеи будут на месте невежд.
Знамя вновь осознанной энергии поднято. Каждое новое приобретение должно наполнить радостью каждое сердце. Мышление общинника должно трепетать при возможностях новых, полезных изучений действительности.
Мы зовем к знанию, ибо только знание может помочь вместить комплекс кажущихся противоречий.
 

Об.253. Именно, воображение есть лишь отображение. Ничто из ничего не рождается. Трудно представить неуничтожаемость в пространстве. Уничтожение целых явлений явно проникает в мозг. Уничтожение целых эпох делается очевидностью.
Как же понять действительность уплотнения пространства? Много признаков перед глазами, но люди не умеют ассоциировать происходящее. Возьмем пример: уже знают, как может психическая энергия повелительно стучаться к человечеству. Уже замечают появление странных заболеваний, когда жизненная энергия утекает без видимых причин. Но эту причину и следствие не сопоставляют.
 

Об.258. Обернемся еще раз на мираж Майи. Ясно, очевидно встанет перед вами тщетность работы над человечеством. Как очевидны черты взаимного унижения! Как очевидны лицемерие и ложь! Как удушающа невежественность и мертвенна леность! Эта очевидность миража застилает горизонт действительности. Но, как белый слон Майтрейи, идет действительность. Когда ложь и самомнение, казалось бы, царствуют, тогда именно совершается великий оборот эволюции. Ночной шептун во тьму уйдет.
Чем сильнее гром, тем сильнее была молния. Все твердят – Новый Век приходит в грозе и молнии. Для молнии нужна энергия положительная и отрицательная. Если Майя не представит отрицательной очевидности, то как же вспыхнет клинок положительной действительности?
Скажем коротко – никогда на планете не возвышалась мысль о сотрудничестве, как теперь.
Вы увидите все миражи и будете знать непреложную действительность приближения Мирового Сотрудничества. Сила взаимодействия должна быть велика. Блеск молота молнии должен быть ослепительным, и гром должен оглушить. Каждая очевидность должна служить непреложной действительности.
Пусть ваши друзья озарят сознание молнией действительности. Больше не обернемся на мираж Майи и не будем мечтать утолить жажду из ее призрачных озер. Явление эволюции непреложно. Сознание непреложности осветит ваш путь!
 

АЙ.22. Нет более несправедливого суждения, нежели на основании очевидного действия. Узнавая кажущееся следствие, люди теряют нить действительности. Учение, которое ведет к истокам действительности, люди обычно называют мечтами.
 

АЙ.31. Качество мышления надо осознать как целение. Качество признательности является также лучшим очищением организма. Нашедший зерно и понявший заботу Пославшего может устремить признательность в пространство. Велика целебная сила эманации благодарности.
Нужно все отвлеченное провести в действительность.
 

АЙ.74. Каждая оболочка есть исказитель действительности. Можно напрягать всю зоркость, чтоб достигнуть меньшей степени ложного представления. Каждая зримость, каждая рефлекторность, каждая мысль проливают свою мнимую окраску.
 

АЙ.122. Безвыходность положения представляется тем, кто полагает опереться на людей вместо мощи мысли. Огорчения от состояния людей текут, как волны реки. Но образы Истины, которые называете идеями, властвуют над кармой мира. Можно поражаться, как образы Истины борются в пространстве. Пока множество людей догнивает в исступлении невежества и предательства, мысли Истины вьют свои небесные гнезда, которые для реальной эволюции гораздо насущнее, нежели преклонение целых народов.
Вы сознаете дело действительности и дело Майи. Действительность есть пространственная мысль, но Майя есть внимание людей. Имейте в виду, что каждый из Нас может быть огорчен низким состоянием воплощенных, но это не имеет ничего общего с планом эволюции, ибо мысли творят. Нарастание или распадение одиночного тела и образы Истины дают возможность полета в новые сферы. Каждый учитель жизни мог основывать свое знание лишь на образах Истины и творил будущее мыслью, но не сознанием толпы.
 

АЙ.128. У Нас существуют беседы о будущем, при этом разрешается приводить самые широкие построения, подтверждая их фактами и аналогиями. Такая игра прогноза является лучшим отдыхом, она пробуждает спящие центры и рождает новые мысли. Учение Наше создано из опыта и прогноза. Потому советуйте друзьям думать о будущем. Мало установить факт, нужно, прежде всего, понять его внутренний смысл. Бесполезно думать, удачен или неудачен текущий момент, – лишь вдвигая факт в будущее, находим его ценность. Так складывается действительность будущего.
Мы враги необоснованных фантазий, но приветствуем каждый целесообразный прогноз. Если элементы построения могут быть доказаны и воля может спаять их, то можно настаивать на утверждении плана. Непригодность или хрупкость построения лежит в нас самих. Ужас разрушения истекает из несоответствия сознания и разумения. Логика разумения подкапывает основы, тогда как сознание уже торжествует победу. Если разумение очевидности поймет свое положение перед сознанием действительности, тогда решение становится непреложностью.
 

АЙ.152. Чем совершеннее дух, тем неизбежнее сознает он все глубокое страдание земной жизни. Между тем, сам Я твержу вам о радости. Такая радость может быть в осознании дальних миров. Возьмем простой пример. Среди мрака ночи ваша повозка спешит домой, окружающее ненастье должно привести вас в уныние, но дух ваш ликует радостью. Откуда она? Только от сознания, что дом ваш близок, и сама темнота не препятствует различать дорогие сердцу существа.
Много ли значит страдание земной жизни, когда дальние миры стали для нас действительностью! Успейте немедленно осознать путь ваш в дальние миры. Только это расширение понимания жизни даст духу вашему основание пути радости. Иначе чему радоваться? Неизбежности воплощения? Но без представления о будущем воплощения будут лишь бессмысленным отрывком листа жизни. Именно, животный разум не нуждается в осознании будущего, но именно воля познания двигает человека к пониманию смен жизни. Таким мышлением человек получает право на радость и при устремлении может приблизиться к сотрудничеству с дальними мирами.
 

АЙ.243. Вся действительность слагается законами пространства. Даже начало болезни и выздоровления неуловимо. Часто момент первоначала можно уловить лишь при непрерывном наблюдении, ибо каждое законное действие рождает множество сопутствующих последствий, законы которых лежат в области тончайших энергий.
 

АЙ.252. Каждую иллюзию можно дополнить до действительности. Потому надо смотреть на иллюзии, как на светящихся мух. Кто же захочет уничтожить нечто, приносящее свет?
Умейте поразить тьму лицемерия, но каждый лепесток искренности пусть живет.
 

АЙ.288. Конечно, мираж не являет действительности, но сам он является действительностью. Потому правильно понимать реальность Майи, зная всю предательскую извращенность ее.
 

АЙ.344. В миражах имеете ложь очевидности и правду действительности. Повторяю, видите действительность, но внешность относится к неожиданному вами месту. Этот пример относится ко многим феноменам. Люди видят не действительность, но настаивают на своем представлении.
Часто спросят – почему так редки проявления тонких энергий? Скажите: они беспрерывны, но глаз и ухо человека не хотят знать их. Когда же глаз уловит их, человек убедит себя, что ему показалось. Это формула несознательности.
Нужно в школах развивать способность наблюдать. Именно в школах нужно проверять наблюдательность, и молчание в темноте – лучшее средство.
 

АЙ.351. Но, конечно, сознание, засоренное веками, не может сразу опознать действительность. Потому, когда говорю о терпении, нужно это понимать как жизнь. Кто выгонит гостя под ливень? Но натиск стихий недолог, и нужно лишь использовать время как можно разумнее. Также нужно понять, что теперь пространственная мысль напряжена в сторону объединения сфер, и мысль человеческая бредет по этому пути расширения сознания.
 

АЙ.545. Культура чувствознания требует заботливого устремления, потому лишь лучшие и простые сойдутся в легкости понимания. Но середина захлебывается в предубеждениях. Она видит призраки и не понимает, где действительность. Она самоодурманивается не столько наркотиками, сколько мышлением. Навязчивость идей, впитанная с детства среди условного обихода, убивает попытки разумного мышления.
 

АЙ.551. Однажды Благословенный Будда сказал ученикам: "Посидим в молчании и оставим глаза зрячими". По истечении времени Учитель спросил: "Сколько раз я изменил мое положение?" Кто-то заметил десять изменений, кто-то всего три, и кто-то утверждал, что Учитель оставался недвижим. Владыка Знания улыбнулся: "Я изменил положение и складки одежды семьдесят семь раз. Пока не научимся различать действительность, не станем Архатами".
Прежде осознания психической энергии нужно научиться внимательности. Потому полезны неожиданные вопросы, также описания случившегося, и очень полезны ежедневные записи. Известно, что даже очень спящая внимательность пробуждается от таких упражнений. Невнимательный, ненаблюдательный не может следить за расцветом психической энергии. Совет наблюдать есть совет друга, ибо будущее требует внимания.
 

АЙ.553. Слова служителей храмов указывали жизнь будущего, но эти свидетельства стали совершенно беспочвенными. Прежние чудеса отжили, сознание привлекается действительностью. Чередование воплощений засвидетельствовано как древними, так и новейшими учениями. В вашей литературе сделались обычными упоминания воплощений и кармы. Тем не менее, эта действительность мало входит в сознание, иначе она преобразила бы всю жизнь. Но память людей отягощена странными соображениями. Они охотно заняты ненужными вещами, но для краеугольных понятий воображение людей не воспитано. Между тем, один час дельной беседы может навсегда изменить сущность ребенка.
 

АЙ.568. Рост сознания сопровождается спазмами тоски, это действительно неизбежно. Несоответствие Беспредельности с земною действительностью не может не вызвать чувства справедливого сознания. Нет пути к Беспредельности без ощущения окружающего. Поверьте, чем больше сознание, тем больше тоска.
 

АЙ.590. Говорю не для того, чтобы повторять об утонченном чувствознании, об этом условии повторено достаточно. Обратите внимание на материальность духовности с другой стороны.
Все-таки остаются два мира – очевидный и действительный. Даже по значению этих понятий предпочтение будет отдано действительности, в этом все согласятся. Какое же совершенствование можно приобрести, осознав действительность! Эту действительность нужно выдвинуть и закрепить как совершенно реальное понятие, и тогда изменится окружающее неузнаваемо.
Люди говорят о многих правдах, – не нужно ли проникнуть оболочки и стремиться к Единой Истине? Действительность под самым точным наблюдением расширит сознание. Сознание есть тот самый волшебный ларец, куда соберутся потерянные сокровища.
 

АЙ.598. Полезно припоминать все сказания об огне, ибо они заключают в себе много правды. Рост понимания даст возможность различать, где основа действительности и ошибки плохой условности.
 

АЙ.630. Действительность так туманна в понимании человечества, что сиротливо, поистине, человечество без утверждения Учения.
Сила неотъемлемая, сила отважная, сила существенная, сила духовная, сила льющая, сила неотвергаемая, сила Нашего луча, сила явленная Наших вершин! Чуйте в удушии вашем, отрицающие, что свет существует в духе! Запас ваш истощится преждевременно. Куда обернетесь, сморщенные, у преддверия смерти? Воистину говорю – не знаете духовных щитов и укрываетесь рваными лоскутьями майи!
 

Б1.16. Действительность и иллюзия начнут казаться человечеству из одного источника, если поймете, что животворный сосуд един. Бессмысленна будет Вселенная при отделении незримого мира от видимого. Если мы мним, что путь наш есть случайность, а за нею пустота, то бедно наше воображение! Иллюзии не существует, и понятие действительности нужно расширить. Все живет, и все порождает. Пространство несет ваши порождения. Применим всю творческую силу пространства!
Мнимая определенность и пустота за известными пределами называется у Нас Оаз [Оджас], ибо источник вашей мудрости в нем заключен. Истинно, можно назвать самой неразумной иллюзией понятия пустоты!
 

Б1.44. Мы, Братья человечества, знаем, что есть действительность, великая и неприкрашенная, и неуничтожаемая. Остановитесь на принятии великой красоты Беспредельности!
Как царство прекрасное, пусть дальние миры живут в сознании людей; это неопровержимо и так же действительно, как семя, растущее и дающее цветок. Дальние миры так истолкованы, что оправдывают только понятие дальних. Но посмотрим на миры дальние, там жизнь утверждена красотою и устремлением достижений. Там огонь духа, там огонь любви, там кажущиеся наросты Земли претворяются в творчество Огня. Огни духа знают, что чередование настоящего и устремление в лучшее будущее создадут ту лестницу, по которой подымимся.
 

Б2.436. Действительность отвечает напряжению. Когда устремление энергий собирается вокруг зерна, тогда творит действительность. Об этом законе забыли, говоря об иллюзии. Ведь Свет поглощает тьму в действительности. Ведь объединение энергий совершается в действительности. Ведь когда творчество Космоса напрягает действительность, тогда применяется вся притягивающая сила. Действительность насыщена магнитными токами. Только присутствие устремления дает мощный приток притяжения. Только эти явления подлежат жизненному проявлению. Вечное устремление в Сферу Высшую дает напряжение действительности. Неотъемлемость притяжения Космического Магнита утверждает человечество на пути к эволюции. Несчетные направления действительности утверждаются законом Беспредельности.
 

Б2.437. Малая доля действительности принята человечеством. Космический Глаз напрягается в созерцании действительности. Человечество пребывает в малой действительности; к этой малой действительности принадлежит человеческое суждение о видимости. Пространство утверждает сочетания процессов и следствий, потому когда процесс заключается в сферах невидимых, то все же он творит действительность. Закон трансмутации огненной принадлежит тому же творчеству Огня. Потому центры невидимо творят. Эта психотворческая действительность напрягает все жизненные действия. Потому посылки духа и мысли огненными центрами насыщают пространство.
 

Б2.462. Только стремление, направленное к явлению огня, может дать формулу действительности. Человечество в своем недомыслии отрицает этот обоюдный закон. Карма и трансмутация, истинно, намечают эволюцию духа. Пространство звучит этими законами. И только закон Космического Магнита направляет устремление к эволюции. Чуткое ухо уловит эти созвучия.
 

И.68. Говоря о Беспредельности, мы не будем представлять ее, как нечто пустое и безмерное, но как нечто полное в своем непрестанном восхождении. Разве и в сознании вашем не выражена вся Беспредельность, ибо где же мера и предел сознания вашего? Так от малого до самого Великого идите ступенями, каждое звено которых видимо и осязаемо. В этом и послужит вам указанный опыт видеть через физические непроницаемые формы, стоящие перед вами; от очевидности перейти к действительности, которая обогатит ваш путь.
 

С.20. Если не разбужено чувствознание, то даже действительность, даже очевидность недоступны. Никак не заставить увидеть явное, даже поражающее. После скажут вам: "Почему не вижу и не слышу, если мир невидимый существует?" То же бывает с больными, отвергающими лечение: они не прочь поправиться, но в то же время направляют свое сознание против врача. Так полезно было бы сопоставить людей видящих с людьми, слепыми духом. Можно было бы найти причину успеха одних и разрушения других. Так сопоставлением очевидных явлений можно решить многие вопросы взаимодействия миров.
Мир Невидимый, в сущности, очень зрим, когда глаз не засорен. Не нужно явлений медиумизма, чтобы ощущать Свет Высшего Мира, но можно восходить лишь к Высшему, потому все насильственные уловки низшей магии ничто в сравнении с первым светом сердца. Не многие знают Огни сердца, но ведь эти светочи должны светить всем. Потому так тяжки хула на дух и отказ от Учителя. Говорю – можно долго думать об Учителе, но, избрав, не отступите! Явим понимание основам строения.
 

МО1.4. Казалось бы ясно сказано об Огненном Крещении. Указаны огненные языки над головами, но люди не желают принять действительность, как она есть. Они будут как бы почитать Писания, но не принимать в жизни. Не все могут принять и спокойно наблюдать нежгучее пламя, как вы видели его, хотя оно было вполне действительным со всеми свойствами огня, кроме жгучести. Но нужно было иметь открытое сердце, чтобы стоять перед этим пламенем. Люди уловили грубое проявление в виде электричества, но, без применения огненных свойств человеческого организма, они не могут продвинуться к утончению проявления. Утро человечества наступит, когда явление понимания Огня войдет в жизнь.
 

МО1.46. Прикасание ваятеля не может быть описано никакими словами. Сам он не скажет, почему он утвердил именно эту глубину удара. Также и вы сочетайте чувствознание с действительностью. Учение позволяет считать действительностью многое, вчера еще не осознанное.
 

МО1.132. Мы готовы каждому помочь и за каждого радоваться. Именно Мы непрестанно требуем наблюдений и всячески направляем к внимательности. Мы говорим о действительности, утверждаем нелепость отвлеченности. Так Мы желаем, чтобы врачи и ученые Запада отнеслись справедливо к Нашему сотрудничеству. Нужно понять, что пришло время очистить факты от последствий шелухи. Пора признаться, что многие суеверия еще произрастают на огородах обособленности. Так к суеверию будет принадлежать осуждение всего, что не мое. Освобожденность мышления будет именно украшением истинного знания.
 

МО1.186. Касание к Огненному Миру дает преимущество не только в будущих жизнях, но и теперь. Недаром говорят: огненное желание будет исполнено. Не будем думать, что это скрытое, помысленное предположение, примем это, как действительность. Огненное мышление настолько кристаллизует соответственные сферы, что именно мысль будет уже утверждением. Конечно, не будем мерить земными сроками, ибо безвременны Пространственные Огни. Не будем делить жизни, ибо жизнь вечна. Но желание огненное будет исполнено. Так многие образы предуказанные уже сложены в неизменных хранилищах. Отнесемся к этим огненным желаниям со всем сознанием, и не будем поверхностны, когда касаемся сущности Бытия.
 

МО1.198. Нередко люди различают частицы музыки сфер, так же как вибрационные дифференциации Света. И только ложное отношение ко всему Сущему не позволяет им сосредоточиться на этом. Так начинается заколдованный круг неискренности. Явление действительности попадает в разряд недопустимого. Прискорбно видеть, как люди стыдятся лучших своих проявлений. Тем самым они не только нарушают свое значение, но и готовят обезображивание Тонкого Мира. Отказавшись от действительности, люди несут прочные стигматы лжи.
 

МО2.228. Люди обычно даже не замечают поворотных обстоятельств. Вчера Обратил ваше внимание, как люди не хотят понять, что творят сами! Лестница уже давно сложена, но человек все же бросается в пустоту, ибо думает о бывшей лестнице. Невозможно утвердить людей на действительности. Самые простые и прекрасные решения обходятся молчанием и отрицаются только потому, что где то стояла дедовская лестница. Она уже давно не существует, но не примет такую действительность умеренное сознание.
Пусть хотя бы величие Мира Огненного подвинет людей к ступеням действительности.
 

МО2.344. Омертвление психической энергии делает людей бесчувственными к действительности. Бесчувственность к действительности является одной из самых ужасных эпидемий. Люди отворачиваются от происходящего и думают так продлить приятное телу существование. О будущем они даже не умеют подумать. Но без будущего немыслимы герои и обновление. Потому будем при каждом случае указывать на Мир Огненный как на цель Бытия.
 

МО2.422. Напрасно люди жалуются на оторванность от Тонкого Мира. Многие видят тонких жителей. Многие улавливают речи потусторонние. Многие слышат ароматы неземные. Можно назвать явления бесчисленные как среди людей, так и среди животных. Только упорное предубеждение мешает людям понять действительность. Сколько людей было спасено указаниями из Тонкого Мира. Сколько государственных действий решалось по указанию Свыше. Не только древние эпохи дают тому примеры, но и самое недавнее прошлое может дать самые неоспоримые факты таких постоянных сношений.
 

МО3.445. Все строится в Огненном Мире, затем опускается в тело тонкое. Таким образом созданное на Земле будет лишь тенью Огненного Мира. Нужно твердо помнить эту череду творчества. Люди должны знать, что многое, созданное в Мире Огненном еще не опустилось в очертания земные. Потому невежды судят по земной очевидности, но мудрые улыбаются настоящей действительности. Такая череда творчества проста, но мало понятна невеждам. Но даже они знают, что для получения статуи нужно влить огненную расплавленную массу в хрупкую форму.
 

МО3.507. Также бывает, что победитель значительное время думает, что он побежден. Сроки посева и жатвы разнятся. Только огненное сердце предчувствует и для него очевидность не существует. Мир Огненный есть действительность.
 

АУМ.86. Люди считали явление духа, как философский камень. Можно находить самые многообразные признаки великой Действительности, сохраненные народами. Это не корыстное внушение, но опознание правды.
 

АУМ.97. Люди должны стремиться к неограниченному знанию. Так не будем закрывать глаза перед действительностью. Закон воплощения справедлив. Зерно духа нерушимо и вечно. Беспредельность утверждает вечность, но каждый может видеть Беспредельность – значит, каждый может осознать вечность.
 

АУМ.159. Можно радоваться о том, что находит место в сердце, иначе говоря, о том, что любим. Можно ли без любви произносить знаки о мысли, о Тайне, о Свете? Тайна обратится в утаивание, мысль в замысел, и Свет в головню пожара – так можно извратить самое Прекрасное. Но истинный путь через любовь не допустит кощунства. Призрачное обратится в действительность; шум торговли встанет на свое место; человек осознает, что такое Торжественность.
 

АУМ.204. Человечество может спать, но сердце его может вопить и стенать. При жизни дневной спят многие сердца, но когда рассудок не мешает и сознание просыпается, тогда сердце стоит перед действительностью. Не случайно говорилось, что днем люди спят, а ночью бодрствуют.
По степени воплей можно судить о прозрении сознания человечества. Оно вопит, когда открывается действительность. Также сказано – базар есть завеса действительности. Под пылью явленного базара умолкает сердце. Нужно глубоко осознать Мир Высший, чтобы под знаком его уметь перейти грязь улицы.
 

АУМ.444. Самый яркий пример Майи и действительности можно найти в телах небесных. Может быть, тело разрушено тысячи лет тому назад, но на Земле еще видят свет его. Кто же возьмется определить, где существование и где призрак? Те же примеры найдем и среди земных явлений.
 

АУМ.445. Победители земные, где ваше существо и где призрак? Кто определит – победа или отражение дальних событий? Где будет граница действительности? Пусть собирают все цифры, но не найдут знаков решений. Только тончайшая энергия может отличить, где жизнь и где мертвенность.
 

АУМ.524. Мало представляют себе люди воздействие пространственных токов. Даже просвещенные ученые не всегда отдают себе отчет в непрестанном изменении качества атмосферы, слишком велика очевидность в неподвижности окружающего. За этой условной очевидностью скрывается действительность.
Следует воспитывать сознание молодежи, что около них кружится постоянный вихрь, но не ужас несет он, уявляя мощь тонких энергий. Образованный человек достаточно должен знать о вечном движении и о неповторяемости явлений. Также он легко усвоит и переменность токов, наполняющих пространство. Свои настроения и ощущения человек будет сообразовать со многими причинами внешними.
 

Бр.116. Особенно подозрительны люди, не допускающие ничего выше их воображения. Они забывают, что воображение есть накопление действительности. Таким же образом они не могут допустить чего-либо выше своего представления о жизни.
Мало путешественников, которые обращают внимание на необычные явления. Наоборот, нередко самые исключительные показания поясняются самым пошлым способом. Люди, как слепые, не желают замечать очевидности, они спешат от нее, чтобы затвориться в своих условных иллюзиях. Спрашивается, кто же более предан истине, тот ли, кто погряз в наркозе иллюзий, или тот, кто готов зорко и мужественно встретить действительность?
Мы ценим служителей действительности.
 

Бр.251. Люди судят по себе, они пытаются вложить свое значение в каждое услышанное слово. Поучительно дать самым разным людям один простой текст для толкования. Можно поразиться, насколько различно будет разъяснено содержание. Не только основные свойства характера, но и случайные настроения отразятся и извратят содержание. Так можно подтвердить, что злой видит злое, а добрый видит доброе. По всем отраслям знания проходит та же истина. Только очень зоркие глаза отличат, где действительность и где мираж настроения.
Когда человек мечтает о Братстве, пусть прежде всего очистит глаза от наносного сора.
 

Бр.377. Каждая машина создает особую психологию работника. Ритм машины является крупным признаком в строении мышления. Потому следует изучать ритм разных машин. Можно сказать, что машина есть признак существующего условия. Работник машинного дела должен получать особое интеллектуальное воспитание, чтобы не подпасть под влияние ритма машины. Множества не поймут сказанного и подумают, что такое отвлеченное рассуждение не имеет смысла. Пора распознавать, где отвлеченность и где действительность.
 

Бр.409. Терпимость есть одно из условий наблюдательности. Истинная наблюдательность есть основа познания. Человек нетерпимый не может составить справедливого представления о вещах. Он лишает себя наблюдательности и теряет прозорливость. Какое же познавание может родиться из самости, отвергающей действительность? Много примеров, когда великие истины подвергались искажению вследствие нетерпимости. Можно сказать, что нетерпимость есть невежество, но такое определение будет слишком мягко. Нетерпимость есть зло. Не может быть доброй нетерпимости. Она непременно содержит в себе ложь, ибо скрывает правду. Только весьма неумные могут легкомысленно не считать нетерпимость чем-то недостойным.
 

Бр.425. Очевидность напомнит о глубинах действительности. Так вместо рассечения живого организма будем слагать объединение сознания. Пусть не называют Нас мечтателями, ибо любим точное знание, поскольку оно может быть точным.
 

Н.113. Благо тем, кто и в плотном теле уже готов воспринять многообразие миров. Не подумайте, что это восприятие легко. Нужно собрать много опыта, чтобы допустить действительность. В слове "допустить" заключается смысл эволюции.
Можно встретить людей ученых, казалось бы просвещенных, которые не вмещают допущение миров разнообразных. Они тем самым не допускают и Мир Тонкий, но все тонкие чувства не допускают насилия.
 

Н.295. Невозможно усвоить, что люди не стремятся к действительности. Они любят ложь, которая прикрывает язвы разложения. Люди не желают понять, что ложь, ими созданная, остается с ними.
Говоря о мнимых понятиях, не следует относить их только к каким-то огромных событиям. Нужно помнить, что вся жизнь людей наполнена малыми, но показательными мнимостями. Сколько мнимого мужества, сколько мнимой преданности, сколько мнимого трудолюбия проявляется по всему миру!
 

Н.307. Урусвати знает, что значит видеть глазами сердца. Каждый предмет будет увиден людьми по их внутреннему настроению. Не могут люди усвоить простую истину, что майя зарождается в их сознании, но следует пытаться вырваться из тенет самовнушения.
Кроме внешних восприятий, человек может найти искры действительности. Он может противопоставить внушению майи познание, живущее в его сердце. Могут усомниться – не будет ли это вторая майя с таким же обманчивым обликом? Но вспомним, что в тонком состоянии понимание значительно преображается и в Огненном Мире действительность уже выявлена, значит, человек сквозь плоть может вызывать проблески истины.
Пусть для огромного большинства майя остается необоримою, ибо они не помышляют о рассеивании ее, но некоторые искатели истины могут и в земном состоянии проникать до настоящей сущности вещей. Прежде всего они научатся познавать свои переходные настроения. Они увидят солнце ни веселым, ни мрачным, но будут знать, что их внутреннее чувство может окрасить даже великое светило.
Кто хочет совершенствоваться, тот должен преобороть плотные настроения. Если человек будет помнить об этой задаче, он уже избегнет многих заблуждений. Человек удержится от произнесения неправых суждений и поймет, что внутреннее чувство должно быть справедливым. Не будем думать, что эта задача сверхчеловечна, напротив, она принадлежит обиходу каждого дня, и для сотрудничества с Нами нужно учиться смотреть глазами сердца.
Мыслитель говорил: "Благодарю Богов, что не ослепну, ибо пока сердце бьется, оно будет зрячим".
 

Н.393. Урусвати знает, насколько сложны сопоставления основ жизни. Они даже в простейших случаях могут вызывать злотолкования. Пример – Мы указывали, чтобы обращали внимание на все подробности явлений бытия, но также Мы говорили, чтобы люди избегали погружаться в иллюзии.
Наверно, некоторые скажут, что невозможно поручиться, где реальность и где иллюзия. Поистине, можно лишь чувствознанием отграничить область реальности от иллюзии. При утончении восприятий можно постигать действительность, но должны быть пересмотрены отправные точки. Так, люди радуются началу и печалуются о конце, но можно посмотреть от обратного мировоззрения. Можно радоваться концу испытания и сочувствовать началу, которое сопряжено со многими опасностями.
Люди сложили свои убеждения на неведении о будущей жизни. Такое ограничение связало свободную волю и побудило сузить все представления о мироздании. Недалеко от древних пониманий стоят и современные представления. По большей части заменены наименования, но сущность не углублена.
 

Н.563. Урусвати знает, что лишь меньшинство человечества полагает, что после ухода от Земли нет ничего. Не следует с этими людьми говорить о Тонком Мире. Они не вынесли воспоминаний. Сознание их не могло вместить и удержать действительность Тонкого Мира. Невозможно словами внушить им непрерывность жизни. Только на личном опыте, постепенно, они познают сущность вещей и научатся углублять сознание.
Можно найти таких отрицателей среди людей, которых называют практическими реалистами. Конечно, оба эти определительные употребляются неправильно. Они должны быть отнесены к действительности, но неподтвержденное отрицание есть невежество. Так же осторожно нужно подойти к большинству человечества, которое по-своему толкуют надземное существование. Они представляют себе Тонкий Мир разнообразным в зависимости от традиций их верований. Но Тонкий Мир настолько разнообразен, что каждое представление о нем будет иметь какое-то основание. Потому не следует разубеждать людей, что их представления не могут иметь места. При мыслетворчестве могут быть созидания самые необычные. Существо Тонкого Мира оказывается покрытым как бы паутиною человеческого воображения.
Пусть также на опыте жители Тонкого Мира научатся различать красоту восхождения. Нельзя насильно заставить людей знать красоту, если их глаза еще не могут понять действительности. Но вот о чем следует озаботиться, нужно, чтобы люди поняли непрерывность жизни, чтобы они приняли эту истину как непреложность, чтобы они полюбили путь восхождения. Не будем спорить, как лучше приблизиться к этому познанию, но пусть помнят, что каждый путник приблизится к истине, если хочет. Пусть люди захотят, и ничто земное не может препятствовать этому желанию.
Мыслитель говорил: "Воля к добру даст победу. Каменотес, равно как и зодчий, оба создают храм".
 

Н.568. Урусвати знает, что неразвитое воображение весьма вредит усовершенствованию. Люди понимают под воображением нечто ложное, но, на самом деле, правильно развитое воображение служит расширению сознания. Оно способствует вместимости и подвижности мышления.
Обычно люди, слыша какое-то сообщение, подставляют свое эгоистическое понимание. Они не столько разбираются в смысле, сколько занимаются иллюзорными, своими толкованиями. Но при несовершенстве воображения и толкования будут ограничены.
Люди думают, что воображение есть некое состояние, уводящее от действительности, между тем, развитое воображение позволяет шире рассмотреть действительность. Не забудем, что воображение есть накопление опытов из прошлых жизней. Не может быть миража при опытном изучении.
Широко образованный человек должен обладать и обширным воображением. Для него уменьшается невозможное и появляется широкий обзор всего возможного. Напрасно называют мечтателями людей, одаренных воображением. Мечта ума просвещенного будет реальным провидением.
Мыслитель поучал: "Может быть, наши глаза засорились пылью; очистим от нее дом наш".
 

Н.674. Урусвати знает, что отсутствие соизмеримости называется психическою слепотою. Люди иногда пытаются не замечать опустошительного пожара, лишь бы доесть обычную похлебку, и в то же время ужасаются мухе, влетевшей в окно. Приходится всеми мерами развивать утраченную зоркость, иначе человек впадает в своеобразную дикость.
Мы укажем, что реальность именно теперь настоятельно нужна, ибо мир проходит опасную ступень переустройства. В такое время было бы недопустимо пускаться в отвлеченности, когда каждый час требует реального решения. Но психические слепцы не умеют различать, где неотложная трудовая реальность и где вредоносная отвлеченность. Они сами наполняют жизнь отвлечениями и не видят, как становятся вредителями. Урусвати помнит, как разодетая толпа еще спешила на зрелище, когда здание уже рушилось.
Мыслитель учил: "Познайте действительность и тем освободитесь от оков рабства".
 

Н.922. Теперь можно замечать умножение психических заболеваний. Нужно изучить действительность, окружающую Землю. Не нужно забывать о так называемом коричневом газе, препятствующем доступу высших вибраций. Поистине нужно преодолевать такие преграды.


 

                                                                                                               Из писем Е.И. Рерих

 

При развитии сознания, при расширении горизонта мысли, человек неизбежно будет ощущать свое одиночество. Каждому образованному и культурному человеку, подымаясь над общим уровнем, становится все труднее и труднее приноравливаться к мышлению людскому. Что же нужно сказать о тех, кто раздвинули свой умственный горизонт до пределов дальних миров? Кто научился не судить и не принимать очевидность за действительность? Кто, видя следствия, которыми поглощено и опутано человечество, знает истинные причины происходящего? Кто понимает и знает, что так называемая незримость таит в себе все истинные причины, все мощные факторы нашего существования, и кто знает всю красоту высших миров? Какими мыслями, какими размерами замыслов, какими красотами творчества может он делиться с людьми, не подымавшимися выше земного плана? Кто поймет его? И не должен ли он, дабы не вызвать недружелюбия и не причинить вреда, схоронить в себе свое знание и являть лишь тот облик, который приемлем сознанию его собеседников, принимающих куриную очевидность за действительность? (21.7.34)
 

«Потому Мы предлагаем всегда зоркость, подвижность, непредубежденность, нельзя иначе сопутствовать действительности». (12.12.34)
 

Вдумывайтесь глубже в Учение, размышляйте и соизмеряйте; учитесь на опытах жизни великому распознаванию. Ибо распознавание людей, распознавание действительности есть первое требование и условие на пути истинного ученичества. Без приобретения этого качества не может быть ни духовного продвижения, ни приближения к Учителю. Можно ли доверять ученику, который не в состоянии отличить истину от лжи, свет от тьмы и друга от предателя? Все построения были бы разрушены таким невежеством. Потому обостряйте внимание, наблюдательность, развивайте способность справедливого суждения на жизни каждого дня! Встретите много людей, которые будут твердить о своих высоких достижениях, о посвящениях, о космическом сознании, озарившем их, и т. д., знайте, что, за редкими исключениями, все они или заблуждающиеся, или обманутые персонификаторами из тонкого мира, или же, что еще хуже, просто нечестные люди. Самомнение людей есть самая трагическая страница в истории нашего человечества. Трагизм этот обнаружится во всей мощи своей, когда люди будут в состоянии заглянуть в правдивые рекорды истории нашей планеты. Но время это еще очень далеко, и до этого горького часа много еще разрушений явлено будет этим бичом человечества. Самомнение есть истинный разлагатель сознания, потому остерегайтесь этой заразы. Истинно знающий, или посвященный, не будет возвещать о своем посвящении на базаре. (16.1.35)
 

Так Вел. Будда, избирая в ученики, прежде всего испытывал их на вмещении так называемых пар противоположностей. Если ученик не мог осилить этого, Будда не приобщал его к дальнейшему знанию, ибо это было бы не только бесполезно, но и вредно. Познание действительности достигается лишь путем вечной смены и сопоставления пар противоположений. (4.6.37)
 

Лишь при сопоставлении этой двойственности, или пар противоположений, высекаются искры познания и возможно совершенствование или эволюция. Вечное движение, или эволюция, создает и относительность всех понятий. Так познание действительности достигается лишь путем вечной смены и сопоставления пар противоположений. (3.12.37)
 

Не приходит людям на ум, что действительность, вмещаемая Вселенной, бесконечно превосходит сумму воображения коллективного человечества. Они будут рассматривать все написанное в «Т. Д.» Блаватской, как фантазии, но мы можем понять, что это описание есть лишь незначительная часть всего грандиозного процесса, происходившего на нашей планете. (14.6.39)
 

... Да, истинно Новый Мир идет на смену старому. Даже малое предвидение должно было бы подсказать человечеству, насколько мир содрогается, насколько все сферы напряжены в пространственных и земных битвах. Можно лишь удивляться, насколько люди живут в создании миражей. Обычно каждый хочет, чтобы события совершились согласно его воображению. Но следует наблюдать непредубежденно и уметь отличать действительность от очевидности. (3.2.36)
 

Ведь нашего воображения недостаточно, чтобы вместить все происходящее и все грядущее. Действительность не вмещается в обычное людское мышление. Помните это, родные, и всем сердцем доверяйте Тому, Кто Видит, Знает и Ведет. Будем помнить Завет – НЕ БОЯТЬСЯ! (26.4.37)
 

Многим сознаниям, чтобы загореться, нужна увлекающая их фантастичность. Ничего умаляющего о таких сознаниях сказать нельзя, ибо они не могут удовлетвориться серою обыденностью и инстинктивно чуют, что где-то существует иная прекрасная действительность, потому тянутся ко всему необычному. И они правы, ибо существует действительность, которая превышает человеческое воображение, но она настолько удалена от наших ограниченных земных представлений, что никакая фантазия не может вместить ее. Но в поисках необычности и фантастичности мы не должны сходить с точки равновесия рассудка и сердца, мы должны сначала утвердиться на прочной основе истинной красоты. Но горе в том, что большинство еще понимают красоту в пышности, в сусальности и в ужасающей пошлости и убогости мысли. Образец такой вредной фантазии являют описания Ледбитером сцен Посвящения и встреч и бесед с Махатмами в его книге «Путь к Учителям». В этой книге есть и прекрасные места, заимствованные им от Е. П. Блаватской и из тибетского «Лам-рина», но его собственное творчество – просто кощунственно. (23.8.37)
 

 

 

 

       Вверх