Урусвати

«Звезда Утра»

 

Статьи

12 февраля 1879 года родилась Великая женщина, Елена Ивановна Рерих. Жена Великого художника, философа, мыслителя Николая Константиновича Рериха. А то, что эта женщина играла главную роль в творчестве художника, знают не многие. Скандинавская по своему происхождению фамилия «Рерих» - означает «славой богатый». Значение фамилии полностью подтвердили все члены семьи Рерихов. Елена Ивановна разделила с Николаем Константиновичем жизненный путь полный не только творческих свершений, но и трудностей и опасностей.

Художник называл жену «Лада моя», боготворил ее не только за красоту и душевное тепло, но и за мужество, и силу духа. Ее духовное влияние на всех членов семьи Рерих было огромным. Старший сын Юрий Николаевич был прекрасным востоковедом, знал 22 языка, был известным в Европе ученым. Младший сын, Святослав, стал прекрасным художником, продолжателем дела отца.

Общность взглядов, духовная близость  Елены Ивановны и Николая Константиновича сделали это  союз необычайно прочным. «Дружно проходили мы всякие препоны и препятствия обращались в возможности» – писал Николай Константинович о своем браке уже на склоне лет. «Посвящал я книги мои: Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице».

Многие картины Николая Константиновича Рериха являются результатом их совместного творчества, в котором Елена Ивановна была вдохновляющим началом. Как писал Николай Константинович, «творим вместе, и не даром сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское  и мужское».

За умение передать мощь и неуловимую тайну Гималаев, Николая Константиновича называли "мастер гор". Его картины несут в себе не только красоту, могущество света, но и приобщение к миру Высшему, зовут в Беспредельность Космических Миров. И не удивительно, что космонавт Леонов, впервые попав в Космос, закричал: "краски, как на картинах Рериха!"

Особая световая атмосфера полотен Рериха имеет на себе наслоение его психической энергии, его чистейших духовных эманаций. Можно с уверенностью сказать, что картины Рериха лечат душу красотой, необычайными красками, духовными сюжетами.

И в этом, не малая, заслуга Елены Ивановны.

Николай Константинович называл Елену Ивановну в своих произведениях «Ведущей», но сама Елена Ивановна человеком удивительной скромности.

«Я люблю простоту во всем и всякая напыщенность и торжественность  мне органически нетерпима. Не люблю учить, но только передавать знания» - напишет она в одном из писем своему другу.

Главная заслуга Елены Ивановны в том, что именно ей было дано Высшими Учителями принять и записать Космические Знания Живой Этики или Агни Йоги.

Космический эксперимент, проводимый Великими Учителями человечества через Елену Ивановну показал на практике, что Высшая Ступень Сознания, и сотрудничества с духовными Учителями, может быть достигнута на Земле. Опыт Елены Ивановны и переданное ей Учение Живой Этики дали человечеству знание, что представляет собой Космическая Энергия и как она может воздействовать на организм человека, а самое главное – в чем должен заключаться путь духовной подготовки к наступлению новых Космических условий на планете.

Сейчас многие говорят об Огненных энергиях, об изменении климата, о воздействии космических энергий на планету и на человека. Но мало, кто знает, что первым человеком испытавшим на себе огненные Космические энергии, была Елена Ивановна. Ее опыт, ее дневники, ее письма являются уникальным сокровищем для человечества. Учение Агни Йоги говорит о достижении истинного духовного совершенства. «Будьте совершенны как Отец Наш Небесный» - говорит Христос в Библии.

А «огненный Опыт» Елены Ивановны показал путь к достижению этой цели.

Четырнадцать томов Учения Агни Йога, многочисленные научно-философские работы, перевод на русский язык «Тайной Доктрины» Е.П. Блаватской, «Письма Махатм к Синетту», огромное количество писем – вот наследие оставленное Еленой Ивановной. Но большинство ее трудов еще не опубликовано.

«Урусвати» - «Звезда Утра» - так называли ее Учителя Шамбалы.

Вся ее жизнь – подвиг во имя заблудшего человечества.

Далеко в Гималаях, среди величественных, горных хребтов стоит белоснежный памятник той, что соединила прошлое с будущим, земное - с Космическим.

 В.В. Ваюш

 

 

Образ Елены Ивановны Рерих в творчестве Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов.

 

 

   АГНИ-ЙОГА

 На картине - Матерь Агни-Йоги - Елена Ивановна Рерих, которая принесла на Землю Свет Знаний Учения Живой Этики. В преддверии Новой Эпохи Матери Мира оно было проведено через женское начало. Женщина стоит на утёсе, все мысли ее устремлены на Общее Благо на Служение Высшему и человечеству. Она стоит спокойно и твердо, и ни при каких вихрях не дрогнет Свет истинных Знаний. Она в восточной одежде. значит Знания получены в Твердыне, в Шамбале. На картине Е.И. Рерих, как маяк спасительный. Она несет миру белый огонь - синтез науки, религии и философии, сплав культуры прошлого, настоящего и будущего.

Земная женщина, живя обычной жизнью, она должна была через себя, как бы спустить Небо на Землю, чтобы сделать последнюю лучше, тоньше и энергетичней. Этого требовал новый этап Эволюции. Именно таким образом Земля могла коснуться Неба и войти в Контакт с иными Мирами, Контакт, который так необходим ей для дальнейшего продвижения.

"Огни, возженные Матерью Агни-Йоги, не только являют Агни-Йогу, но размера Космического. Они дают ту силу лучей, нужного для Бытия беспредельного. Каждый Огонь будущего творчества луч. Значение явления Огней беспредельно... Носительница "Чаши Огней" даст новую ступень человечеству", - говорится в Живой Этике. Нужно уметь перед собой нести Учение как последний огонь, как последнюю пищу, как последнюю влагу.

"Достижение внутреннего огня степени, достигнутой Матерью Агни Йоги, редчайшее достижение. Степень огня наз

 Н.Спирина

 

 

 

ВЕДУЩАЯ (1948)

 

Н.К.Рерих сразу почувствовал в своей жене Елене Ивановне ту Ведущую, которой он в будущем за успешное духовное водительство посвятил картину, именно так и названную: "Без тебя не сдвинуть этих громад, висящих надо мною. Помнишь ли в сказке требовалась молитва чистой девушки, чтобы спасти кого-то откуда-то. Чистая женщина невидимой рукой ведет мужчину далеко". На картине изящная, хрупкая женщина, изображенная в виде голуб­ка, подаёт руку и помогает мужчине взбираться на вершину - вершину духа. У Рериха горы - символ духовного восхождения. И опять на новую гору ве­дет женщина человечество.

                                                                                  О. Ауновская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   ДЕРЖАТЕЛЬНИЦА МИРА (1933)

 Картина посвящена Е.И.Рерих. На фоне бездонного синего Неба, кото­рое занимает большую часть картины, и белых Гималайских вершин стоит женщина. Ее фигура походит на каменное изваяние. На голове ее корона, в руках она держит ларец с сокровищем Мира - камнем Чинтомани. Камень

- символ кристаллизованного духовного огня, положительных качеств духа

- терпения, жертвенности, мужества, доброжелательности, преданности, любви и т.д.

Подвиг Е.И.Рерих был связан с наступлением новых Космических усло­вий, которые затронут всех людей. Путь, которым могут следовать все духовно устремленные люди, был проложен и запечатлен примером ее жиз­ни. Она с высоты вершин как бы предупреждает человечество: "Необходимо повышать духовный психо-энергетический потенциал, служащий защитным экраном от мощных Космических Лучей". Победа над собой высока и труд­на. Она является отражением победного шествия Эпохи Огня, о наступле­нии которой принесена весть человечеству. "В Камне заключена частица Великого Дыхания - частица души Ориона, - сообщал Учитель Е.И.Рерих,- Явил смысл Камня. Указал на сокровище Великого Духа. Надо приобщить Камень к твоей сущности. Камень, находясь при тебе, ассимилируется с твоим ритмом и через созвездие Орион закрепит связь со своим сужденным путём." (Е.И.Рерих. У порога Нового Мира)

О. Ауновская

 

ПОРТРЕТ Е.И.РЕРИХ

 Портрет написан сыном Елены Ивановны - Святославом по Указу  Владыки.

Прекрасное утонченное лицо излучает сияние света и мудрости. Необыкновенно живы её лучистые карие глаза. В них светится красота и величие сердца, доброта и высокий интеллект, духовная чистота. Благонесущий взгляд устремлен на зрителя. Прямая тонкая линия губ выражает сильную огненную волю. Удивительно выразителен и изящен жест руки, которой Елена Ивановна опирается на кресло. Невольно вспоминается индийское искусство игры пальцев - "мудра", родившаяся в скульптуре и в живописи. Это жест души, эстетический эквивалент моральной красоты. Простая земная женщина - Великий Учитель - изображена на фоне художественного рисунка ткани. В центре рисунка на уровне головы Матери Агни-Йоги - жар-птица - символ Учения Огня. На столе бронзовая статуэтка божества любви Кришны, играющего на флейте

Две розы - одна в виде украшения на платье, другая на столе, символи­зируют о том, что Е.И.Рерих не воплощалась в животном царстве, переждав этот срок в царстве растений. На переднем плане книга - символ Агни-Йоги, которую принесла на Землю Матерь Агни-Йоги. Шкатулка старинной работы. Здесь хранится осколок Священного Камня, посланный в Мир с великим посвящением сопутствовать мировым событиям.

 

 

 

|Вверх |