Милосердие
Выписки из писем Е.И. Рерих и Агни-Йоги
Преисполнимся и великою признательностью, ибо, несмотря на неисполнение Указаний
и Советов, в минуту грозной опасности Щит Милосердия покрывает недомыслие. Но не
забудем ни на минуту, что сужденная победа возможна лишь при выполнении
основного условия — сердечного единения среди ближайших. (Ам.23.2.37)
Международный Красный Крест - это символ милосердия. (Ам.10.12.38)
«502. Ур[усвати] знает, что понятие вмещения должно быть ясно установлено.
Многие полагают, что вмещение есть принятие доводов противоположных. Между тем,
вмещение есть понимание побуждений. Можно милосердно понимать причины,
руководящие собеседником, но было бы непозволительным немедленно отказаться от
своих давних убеждений.» (Ам.26.8.39)
Пребывание в Тонком Мире между воплощениями для человека, разобщенного или не
понимающего законов Бытия, весьма тягостно, и редко, очень редко можно там
пробудить искру нового осознания. В таком тягостном состоянии нужна помощь
Высших Духов. Лишь Они в милосердии своем могут приоткрыть и раздуть тлеющий
огонек. Но, чтобы сохранить огонек под пеплом вожделений и злобных побуждений,
сердце должно смягчиться и почувствовать тепло любви в земной жизни.
(Ам.22.10.48).
Моисей в полном смысле был Вождем и Законодателем, и на нем лежала тяжкая задача
создать народ из кочевого племени, находившегося в долгом рабстве и, в силу
этого, усвоившего все отрицательные черты, и заложить в нем основы порядка,
строительства и государственности. И все намеки на жестокость, мстительность
установленных им законов неосновательны. Ибо, просматривая их непредубежденным
умом, изумляешься их мудрости и милосердию. Во многих отношениях они
справедливее и милосерднее законов, ныне существующих. И не нам, в наш век
ужасов жестокости, разрушительного эгоизма, самых страшных преступлений и
растлений говорить о жестокостях законов Моисея. Кроме того, назовете ли Вы
уничтожение диких зверей, угрожающих пожрать всех домашних животных,
жестокостью, мстительностью и т. д.? А среди выведенных из Египта представителей
израильского народа не мало было, по свидетельству самой Библии, именно таких
необузданных звероподобных, и Вождю нужно было спасти от них лучший элемент,
который мог бы стать семенем будущего народа Израильского. Отсюда и суровость
ради справедливости и милосердия. Суровость и милосердие в основе своей одно
понятие.
Если прочесть опять-таки без предубеждения слова, приписываемые Христу, то мы
увидим Учение суровое в милосердии своем. Потому слова “не противься злому, но
кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую...” я опять-таки беру
с точки зрения закона Кармы. Если сам по себе закон Кармы непреложен, (именно
око за око и зуб за зуб), то сами мы не должны брать на себя выполнение этого
закона, ибо иначе мы не выйдем из заколдованного круга Кармы. Мы должны именно
“прощать нашим врагам”, ибо кто из нас может знать, что удар, полученный им, не
есть заслуженный обратный удар Кармы? (Евр.26.5.34)
Очень я люблю следующие строки из соч. Тагора: “Да не молюсь я быть укрытым от
опасностей, но лишь о бесстрашии, встречая их. Да не прошу я утишить мою боль,
но лишь чтобы сердце победило ее. Да не ищу я союзников в жизненной битве, но
лишь мою собственную силу. Даруй мне силу не быть малодушным, чуя Твое
Милосердие лишь в моих успехах, но дай мне почувствовать пожатие Твоей Руки в
моих ошибках”. (Евр.5.4.38)
Настал час указать, что Величайший Бог всех народов есть Единый Живой Бог в
Природе, Единое Вселенское Божество — Бог Непреложного Закона, Бог Справедливого
Воздаяния, но не произвола в Милосердии, ибо, именно, эта надежда на
незаслуженное Высшее Милосердие является, может быть, самым сильным поводом к
повторным злодеяниям. (Евр.28.5.37)
«Каждый мыслительный процесс нечто изменяет в нашей карме, потому если он
направлен на благое строительство, то происходит и соответственное очищение, но
очищения эти бывают болезненны. Благо, если мы сумеем полюбить трудности, ибо
только личный опыт, личные переживания и страдания научают нас великому терпению
и милосердию — качествам, лежащим в основании всех достижений.» 483.
(“Братство”). (Евр.23.4.38)
Канон “Господом твоим” есть проявление самопожертвования, без которого ничто не
может быть достигнуто. Большое заблуждение приравнять его к непротивлению злу.
Если хотите, примите этот канон, как проявление милосердия. Итак, канон
“Господом твоим” вполне совместим, именно, с противлением злу. Можно пресекать
зло разными способами, и чувствознание должно подсказать пределы возможности
применения данного канона. (Евр.26.1.39)
Зов.Июнь 23
Ученики не должны судить опрометчиво.
Я люблю явления возжжения духа, закаляй себя.
Дух волнуется, северное сияние играет, природа живет, Господь являет Милосердие.
Общ.107. И понятие чести и долга, и обязанности к своему ближнему утвердятся,
так же как и милосердие. Много примеров, зовущих к познанию и открытиям.
С.374. Милосердие, сострадание, сожаление, любовь и все благие устремления, так
указанные Нами, разве не являются чудесными путями сообщения с высшими
энергиями? Нужно привыкать смотреть на эти светлые качества как на
действительное средство, соединяющее с высшими мирами. Без этих качеств всякая
астрохимия будет астроядом.
С.389. Некий отшельник вышел из своего уединения с вестью, говоря каждому
встречному: "Имеешь сердце". Когда же его спрашивали, почему он не говорит о
милосердии, терпении, преданности, любви и всех благих основах жизни, он
отвечал: "Лишь бы не забыли о сердце, остальное приложится".
С.582. Братья Милосердия, не заражаясь, вступали в злейшие очаги чумы, ибо
передавали сознание свое Христу бесповоротно и нераздельно. Такой обмен сознания
создавал вспышки огня очищения непробиваемого.
МО3.24. Одно из великих понятий часто толковалось неправильно – именно, великое
понятие смирения. Оно толковалось, как непротивление злу, оно толковалось, как
добросердие, как милосердие, но мало принимали самоотречение, как смирение.
Между тем, только самоотречение и самоотверженность дают понятие смирения.
МО3.558. Умение снижать сознание уже есть милосердие. Омыть рану тоже не всегда
приятно.
АУМ.427. Любовь, добро, милосердие и многие другие качества бывают указаны, но
их нужно утвердить осознанием великой энергии. Не легко упомнить об этом в
волнах жизни!
Бр.136. Можно пожелать, чтобы каждое сотрудничество было рассадником бережности.
В этом скажется и внимательность, и заботливость, и милосердие, и сама любовь.
Сколько сил будет сохранено от одной бережливости!
Бр.489. Самоотвержение, милосердие, сострадание, мужество куются в жизни. Ничто
отвлеченное не может слагать силу духа.
Н.330. Не считайте противоречием, когда говорю, что каждый воплощающийся
получает луч озарения. Никто не обойден милосердием, от каждого зависит, как
воспользоваться этим благом. Даже в земном обиходе вы знаете, как отвергается
самый полезный совет.
Н.379. Также можно доказать, что иные больные живут дольше предполагаемых
здоровых. Подумайте, что отдача энергии есть высшая щедрость и милосердие.
Н.523. Можно привести пример Нашего Братства. Оно не могло бы существовать без
понимания земных условий. Отрицающие земные условия также лишают себя и
милосердия и сострадания, но без этих качеств невозможно духовное продвижение.
Учение обновленного мира не может жить среди жестокосердия. Не могут развиваться
гуманитарные науки там, где молчит сердце.
Н.546. Внутренняя жизнь Деятелей основана на многих дисциплинах.
Самодеятельность, мужество, целесообразность, неутомимость, милосердие, уважение
Иерархии и многие другие дисциплины развиваются прилежно и сознательно. Нельзя
представить себе разумную жизнь, если она не охранена от беспорядочных
проявлений.
Н.697. Урусвати знает, насколько вредно произвольное ограничение понятий. Вот
люди говорят о человечности и полагают, что она есть только милосердие и
сострадание, но человечность есть выявление всех качеств достойного микрокосма.
Н.809. Урусвати знает целебность сострадания. Обычно люди полагают, что такое
качество может принадлежать лишь высшим существам. Между тем они в своей
обыденной жизни часто прикасаются к области сострадания.
Истинно, милосердие, миролюбие, жалость, снисхождение, явления обычной
бережности к людям будут проявлениями сострадания в разной мере. Сама любовь
живет близко от сострадания. Разве сотрудничество не есть сосед сострадания? Все
эти добрые качества полны целебности.
Н.864. Около сострадания имеются некоторые родственные чувства, но среди них
сострадание лишено эгоизма. Даже желание может быть горделивым; даже милосердие
может быть не лишено самости, но сострадание приходит к больным, принимая на
себя всю тягость боли. Оно изучает причину боли и подает психическую энергию,
оздоровляющую негодную психологию.
Мыслитель утверждал: "Сострадание есть венец Будущего".
Н.907. Йог проявляет лучшую напряженность, чтобы покрыть людскую жестокость
милосердием.