Выписки из Граней Агни Йоги
2.10. Представьте себе, что обуздан астрал и замолк. Сколько кармических
воздействий окажутся недейственными и потеряют свою силу и власть над сознанием.
От скольких кармических следствий освобождает себя человек! Карма продолжает
действовать, но он поднимает себя над нею, и удары скользят по сознанию, не
причиняя страданий. Кто-то обидел, ужалил, украл, хотел причинить неприятность,
но обуздан астрал и замолк и уже не реагирует на эти удары – сознание уже не
уязвимо, ибо пребывает на высшей ступени. И карма, получив по счетам, проносится
мимо. Долг заплачен, не причинив ущерба, который был бы нанесен, если бы астрал
реагировал на все это обычно. Неуязвимым скверною становится победитель астрала.
Все мысли прельщения, направленные темной рукою, окружают сознание. Но замолкший
астрал не отвечает на них и не вовлекается в расставленные тенета.
2.26. Не надо сосредоточиваться мыслью на тех, через кого ползет тьма или кто
может являться каналом воздействия. Всеми мерами и способами надо себя оградить.
Спасение во Мне, но надо на Мне утвердиться всем своим существом: и мыслить со
Мною, и чувствовать со Мною, и действовать тоже со Мной. Вот точно так же, как
это делается во время записей. Учитель Хочет Помочь, но Требует для этого
соответствующего состояния и настороженности сознания. К чему темным в руки
давать концы веревок, за которые они могут дергать и заставлять реагировать
сознание так, как им того хочется. И здоровье тоже следует поберечь. На него
ведутся особые нападки. Запомните, что все неспроста: и насекомые, и стуки, и
шум, и все, что беспокоит и терзает нервы. Мы Допускали отягощение условиями,
чтобы усилить зоркость и противодействие им и усилить огни духа и скорее
приблизить к Нам. Все послужило и служит на пользу, ибо со Мной вы.
2.234. Жизнь в духе ставится во главу угла, но не в теле, жизнь внутренняя, но
не вовне, ибо ею обуславливаются все реакции и чувствования человека. Внешнее
заставляет реагировать на свои воздействия, но характер реакции определяется
внутренней сущностью человека.
2.235. Сегодня попробуем день провести без всяких эмоций астрального порядка.
Будем двигаться, есть, говорить, будем выслушивать окружающих, будем делать все,
как обычно, только реагировать эмоционально не будем никак. Человек – это
сеятель постоянный, поле посева – пространство, а семена – то, что исходит от
человека в окружающие его сферы. Пусть это, исходящее от него, лишено будет
всяких эмоций. Все остается по-прежнему, только тушатся вспышки астрала и ярое и
ненасытное желание его все время что-либо переживать. Не нужны эти переживания
ни пространству, ни самому породителю их, так как астрал есть средоточие
личности и самости, которые на известной ступени духу уже будут только обузой.
2.308. Человек есть лаборатория для всех ощущений и всех реакций на внешние
воздействия. Примером этого может служить йог, держащий раскаленный добела уголь
в руке, или идущий по горящим углям, или сидящий почти обнаженным на снегу на
морозе. Возможность реагировать на внешние условия так, как хочет того
закаленная огненная воля, распространяется на очень широкий круг различных
явлений. Но следует помнить одно: начинать надо с малого и идти последовательно
и постепенно. Конечно, от времени до времени возможны сильные взлеты и дела,
граничащие с геройством или чудесами, но постепенность от этого не страдает, а
скорее, укрепляется и подтверждается ими.
2.567. Если на злобу отвечать злобой, на раздражение – раздражением, на пугание
– страхом или на что-либо низкое – низким, то означать это будет подчинение
внешним воздействиям и рабство у них. Если же волну этих воздействий встретить
спокойно и не ответствовать на нее вовсе или же отвечать на волне, тонус которой
прямо противоположен волне воздействующей, то это уже будет свободой от темных
воздействий, и это уже будет победой. Но только тогда, когда внешнее воздействие
не вызывает никакой реакции, когда на него сознание не отвечает никак, тогда и
только тогда утверждается явление равновесия духа. Не реагировать никак –
условие уявления этого равновесия. Да! Это трудно, очень трудно по-человечески,
но мощь равновесия утверждена может быть только так. И жизнь, этот прекрасный
учитель, дает много возможностей на каждом шагу упражнять себя в этом.
2.636. Оболочки, особенно астрал, вибрирует на привычных ему струнах. Чистое
сознание не будет реагировать на волны нечистых воздействий. Как аукнется, так и
откликнется, если есть чем откликаться. Если же в воспринимающем аппарате нет
струн, созвучащих данному явлению, оно пройдет мимо, не затронув ни одной.
Учитель может посетить низшие слои астрального мира, не подвергаясь их страшно
заразительным влияниям, ибо нет в Нем созвучных им элементов. Таким образом,
освобождение от тяжких воздействий и иммунитет духа заключаются в должной
настроенности его аппарата. Когда все сосредоточено на явлениях высшего порядка,
низшим доступа нет.
3.364. Непротивление, столь мало понятое, можно и должно уявлять внешне, когда
ярый астрал пытается восстать на защиту себя и всего, что он считает своим, и
тогда обуздание и победу над ним можно добыть тем, чтобы внешне никак не
реагировать на внешние воздействия, являя этим высшую форму равновесия и власти
воли над низшим началом в себе. Только сильным под силу этот завет непротивления
злому, идущему со стороны, только под силу тому, кто может себя победить и
заставить умолкнуть астрал, когда животная ярость и бешенство готовы залить
злобой ответной все сознание человека. Не противиться злу, причиняемому ее
величеству самости, и стать выше ее и выше всех личных чувств и астральных
эмоций будет победой воли над самым опасным и страшным врагом человека. Завет
непротивления надо понимать мудро. Он только сильным под силу.
4.203. Одинаковость в удаче и неудаче, в радости и горе, в здоровье и болезни и
во всех обстоятельствах жизни будет ступенью достижения равновесия духа, высшего
огненного качества, дающего власть над полюсностью противоположных явлений.
Никак не реагировать астрально на волны внешних воздействий означает подчинение
астрала воле и овладение им. Достижение – из редчайших.
4.311. Небольшое размышление покажет, что внутреннее состояние сознания
обуславливает отношение к внешним условиям жизни. Если оно хорошо, то и внешнее
кажется не таким уж плохим и, во всяком случае, не отягощающим духа, но когда
внутри неблагополучно, то даже и при счастливых внешних сочетаниях кажется, что
все нехорошо. Таким образом, мерой вещей остается сознание. Когда человек
вопреки всему утверждает радость – это уже шаг к внутренней свободе. Стремление
человека тотчас же реагировать на воздействия окружающего следует учиться
пресекать в самом начале и стараться не реагировать на них никак. Сознательное,
волевое, напряженно-спокойное отсутствие реакции – явление столь необычное, что
действует оно на людей чрезвычайно сильно. По этому воздействию можно судить,
какую силу внутреннего огня порождает эта рождающаяся внутри свобода духа от
власти над ним обстоятельств.
5.544. Не следует придавать значения людским пересудам. Часто люди говорят о
том, чего совершенно не знают, да еще с чужих слов. Получается болтовня о том,
чего нет. Мы слухов не любим и пересудами не занимаемся. Лучше всего внутренне
на них не реагировать никак.
6.213. Сила и слабость – в состоянии духа, в его отношении к тому, что
происходит вовне. Можно не явить действий, можно остаться молчаливым и
безмолвным, можно никак не реагировать на внешние воздействия и все же остаться
до конца сильным. Но всех сильнее окажется тот, кто сохранит равновесие, но что
же представляет собою равновесие, это великое качество духа? Равновесие – это
отказ, нежелание действовать или проявляться в энергиях своих на полюсах.
6.215. Рука судьбы ставит именно в такие условия, которые вызывают сознание яро
на них реагировать. Застой сознания пресекает продвижения духа. Потому и
нагружение и именно такими подробностями, которые заставляют переживать все
особенно остро. Жизнь бьет по самым чувствительным и уязвимым местам, вынуждая
ответствовать на все и обогащая нужным опытом. Будем приветствовать каждую новую
волну как новую возможность приумножить опыт и знания.
6.365. Формула, гласящая, что «идет Князь мира сего и не имеет во Мне ничего», –
указывает на такое состояние микрокосма человеческого, когда в нем отсутствуют
элементы, могущие в какой бы то ни было форме созвучать активности наступающей
тьмы. Она яро стремится найти в Носителе Света хотя бы крупицу, за которую она
могла бы ухватиться, чтобы заставить его ответствовать на нападения и зазвучать
в унисон. Но очищенный от тьмы организм не реагирует, не может реагировать на
зло злом, ибо его в себе не имеет. В этом победа над тьмою. Это не означает
пассивности, но наоборот – напряжение всех сил духа в явлении Света, столь
нужного для победы над тьмою. Это не есть непротивление злу, но самая
напряженная и активная борьба с тьмою методом внутреннего противостояния ей и
победы в себе над всем, что могло так или иначе в той или иной степени зазвучать
на волне зла. Даже в жизни обычной ответить на нападки темных или раздражение
окружающих так, чтобы астрал не реагировал в унисон с полученным ударом или
волной злобы и раздражения, трудно необычайно.
6.398. Пока не утверждена высшая материя, нельзя рассчитывать на то, что
неочищенная оболочка не будет реагировать как на внешние нечистые воздействия,
так и на свои собственные нечистые мысли, если таковые допущены. Трансмутация
материи оболочек является основной задачей ученичества. Узда над чувствами и
эмоциями нужна, пока это перерождение, или преображение, оболочек не
закончилось. Отсюда борьба, постоянная борьба и постоянный дозор, чтобы
неизжитые чувства не укрепляли и не усиливали материю, подлежащую замене. Каждый
рецидив изживаемых накоплений, восстанавливая низшую материю в том или ином
проводнике, сводит на нет достигнутые ранее результаты, и все приходится
начинать сначала.
6.474. Иммунитет духа – в сердце. Нелегко не дозволять, чтобы утонченное сердце
не реагировало на грубость людей и на шершавость условий земных. Огненная воля
становится на страже, и она допускает переживать или не переживать ярость
внешних нападок.
7.672. Нечистое мышление порождает нечистые образы, и эти образы, приобретя
явную и реальную видимость, окружают своего породителя в мире астральном,
требуя, чтобы сознание входило в общение с ними и в них пребывало. Чистому
человеку они не страшны, в нем нечему на них реагировать. Но тот человек,
оболочки которого насыщены грубыми неочищенными элементами низших слоев, низшей
материи астрального мира, тот должен испытать на себе воздействие тех или иных
образов, созданных его мыслями и им яро созвучных.
7.689. Может казаться, что очищение состоялось, но при испытании оказывается,
что этого в действительности нет и оставшиеся грубые частицы продолжают
реагировать на соответствующие грубые воздействия. Кто-то внутри этого не хочет,
но неочищенные оболочки продолжают привычно звучать на привычные воздействия.
Испытание временем выясняет, как обстоит дело фактически. Но бывают случаи
мгновенных и непоколебимых решений духа, когда с прошлым порывается навсегда.
Сильные люди этим путем бросают пить или курить или принимают другие решения,
освобождающие их от гнета и рабства привычек. Привычки мышления труднее всего
поддаются искоренению. Но мысль последняя, если она достаточно сильна, может
успешно бороться с мыслями предшествующими и побеждать их. Но при этом требуется
постоянный и напряженный контроль над мыслями, чтобы не допускать непрошеных
вторжений. Мысль, лишенная питания, вянет и угасает. Мысль, в сочетание с
которой сознание отказывается вступать, теряет над ним свою власть. Управлять
мыслями – значит управлять и овладеть оболочками и подчинить их воле.
7.702. Человек не может запретить энергиям внешнего мира проникать в сознание,
но, восприняв их, трансмутировать их на огнях своего сердца он может и должен.
Мало ли что поступает извне, не вина в этом принимающего, но реакция на эти
поступления зависит уже от него самого. Можно реагировать в унисон с
поступлением, а можно сделать так, как решает воля. В своем внутреннем мире
владыкой является сам человек. Ему и решать.
7.735. Сознание может быть очищено от нежелательных мыслей, но они все еще живут
в глубине, и неочищенная материя астрала будет реагировать и во сне, и
подсознательно на родственные ему явления. Поэтому главное внимание надо
обращать на то, чтобы не реагировал астрал, чтобы его оболочка не имела в себе
ничего, могущего вовлечь сознание в ощущения, не соответствующие морали данной
ступени. Огонь устремления, помимо всего, имеет в себе и очистительные свойства.
Огни сердца очищают не только само сердце, но и все оболочки. Поддержание этих
огней в состоянии постоянного горения является обязанностью духа.
8.197. Дело совсем не в том, что темные постоянно подбрасывают смущающие
мыслеобразы – такова их повадка, а в том, что воздействовать и смущать эти
образы могут лишь при условии созвучия с ними, когда из системы не удалены еще
элементы, могущие созвучать в унисон с их вибрациями. Все, что еще не изжито и
подлежит изживанию, будет реагировать на воздействие подброшенных мыслей,
омрачая сознание, лишая, его света и низводя его вниз. Как же тогда поступать?
Прежде всего, следует дать себе ясный отчет, откуда идет вред и чьи злобные
глаза следят за тем, чтобы потушить светлые излучения ауры. Затем нелишне
подумать о том, какие последствия для будущего, и особенно для пребывания в
Надземном, будет иметь процесс сочетания с данным мыслеобразом, когда он станет
видимой реальностью для сознания и увлечет его в воронку своих вихрей; ибо
непобежденный и принятый при сочетании с ним на Земле, там он предъявит свой
счет и право на овладение сочетавшимся с ним сознанием. Оно, связанное
сочетанием на Земле, будет связано и не свободно от его воздействий и там.
Только освободиться там от него будет трудно невероятно. Переживание и
прочувствование подобных воздействий усиливает такой мыслеобраз, а так как мысль
не умирает в пространстве, то встретит она его и там, для нового сочетания и
более полного овладения своей жертвой. Мышление, то есть сочетание с теми или
иными мыслями, вернее, формами мыслей или мыслеобразами, опасно в том случае,
если мысли нечисты, если они от тьмы, если влекут человека вниз. Их нужно
победить, то есть освободиться от них и не допускать в сознание для продумывания
и прочувствования, что возможно только при суровом контроле над мыслью.
8.253. Действие нужно понять широко. Молчание включает в себя и приведение к
молчанию собственного астрала, когда он ничем и никак не выявляет себя ни
внешне, ни внутренне. Это, пожалуй, самое трудное, ибо эта ярая оболочка не
желает подчиняться приказу воли и стремится реагировать на все, и все
переживать, и тратить энергию по мелочам на вещи, не заслуживающие внимания. Как
часто суетливые мелочи обыденности затемняют собою то, что для человека должно
быть превыше всего. И даже понимание этого не укрощает ярой и строптивой
оболочки астральной. Нужны более суровые меры и крепкая узда на всех чувствах.
Им совершенно не нужно, выявляться с той силой, как этого хотелось бы астралу,
который яро нуждается в обуздании. Его тоже можно лечить холодом. Лечить самого
себя холодом особенно трудно. Но победа над астральной оболочкой – великое
достижение. Школа жизни дает много случаев и много возможностей учиться тому,
как обуздывать эту ярую оболочку. Необузданный и неподчиненный астрал можно
считать врагом номер один. Без победы над астралом двигаться дальше нельзя, ибо
он может каждое достижение использовать в своих интересах и во вред восхождению
духа. Запас психической энергии при необузданном астрале может стать бедствием
для человека.
8.512. Но как же быть с ними, желающими зла и идущими против? Аура Учителя Света
Озаряет и Воздействует на всех, кто попадает в сферу ее магнитного поля, как на
злых, так и на добрых. И реакция ответная со стороны людей бывает двоякая: она
пробуждает спящие энергии человеческой сущности в соответствии с природой
человека – хороший становится лучше, плохой еще хуже и злее. Правда, и в хорошем
человеке, если это будущий ученик, пробуждаются скрытые отрицательные свойства,
но только для преодоления и победы над ними. Цель ученика – знать. Но познание
человеческой природы пусть не вызывает осуждения, ибо знать – не значит
осуждать. Знание дает спокойствие, и равновесие, и навык не реагировать в унисон
с ужимками и неуравновесиями чужого астрала. Мало ли у кого могут быть какие
настроения – ни подчиняться им, ни реагировать на них, ни осуждать за них не
будем. Будем видеть, и знать, и внутренне не ответствовать никак на неистовство
астрала. Ну, а как же быть с друзьями или считающими себя таковыми? Их надо
знать еще лучше и не обманываться внешностью, а главное, не умиляться масками.
Под внешним все скрывают внутреннее, тщательно скрывают. Учитель все Видит, и
все Знает, и все же не Отбрасывает прочь. Учитель Являет великую терпимость. Так
же поступайте и вы. Учитель Знает и, зная, не Осуждает. Не осуждайте и вы.
Неизменяем Владыка. Это означает, что Его отношение течет поверх того, что
происходит в астральной оболочке ученика.
8.527. Качество сдержанности ценно тем, что держит в узде чувства и не позволяет
им вибрировать своевольно. При соприкосновении с людьми, обычно обуреваемыми
всякими несдерживаемыми эмоциями, сдержанность помогает оградиться от них.
Совершенно излишне стараться реагировать на них в унисон, ибо это совершенно не
нужно и вредно. Сдержанность позволяет сохранять чувство достоинства.
8.584. Карма, заложенная в самой сущности человека, побуждает его реагировать на
внешние воздействия совершенно определенным, ему свойственным образом. Карма
внутри, и освобождение от нее идет изнутри. В себе несет человек печать всех
своих прошлых свершений, создавая каждое мгновение новую карму своими мыслями,
поступками и действиями. Основное течение кармы создается главным образом
мыслью. Поэтому создание новой кармы возможно, если над мыслями установлен
контроль и если единение с Учителем достаточно сильно. Карму отбросить нельзя,
ибо карма есть цепь причин и следствий. Причины можно творить вновь, но, будучи
созданы, они вплавляются в цепь кармы, и освободиться от них нельзя, пока их
энергии не будут исчерпаны на их породителе. Дух – носитель кармы, но в зерне
своем, которое скрыто под всеми наслоениями, он не уязвим даже кармой, которая
связана с оболочками и с тем, что в них происходит.
9.176. Аппарат духа не может не реагировать на пространственное неблагополучие.
Изменить его не в воле отдельного человека, ибо это есть следствие многих и
сложных причин. Одно Могу сказать: в такие моменты держитесь за Меня крепко.
Единственный якорь, который может удержать в любую бурю, – это якорь Иерархии.
Мировое напряжение и разновесие все время усиливаются. Собственными силами уже
не удержаться.
9.309. Всякое неуравновесие разрушительно. Темные силы стремятся внести его
везде, где возможно. Часто их попытки вредить начинаются именно с этого. На
омраченного или расстроенного человека много легче воздействовать, чем на
сохранившего равновесие. Внимательно следите за состоянием астрала, не позволяя
ему реагировать слишком уж яро на волны сторонних воздействий. Другими словами,
храните спокойствие превыше всего. Беспокойство и переживания ничему не помогают
и ничего не облегчают. В сущности говоря, они совершенно не нужны. Они очень
мешают Общению. Спокойствие внешнее, спокойствие внутреннее, спокойствие тела,
рук, ног, движений, спокойствие мыслей.
9.449. Особенно вредна неуемная восторженность астрала. Восторг и радость духа –
нечто совершенно иное, ибо не основаны на явлениях земных, преходящих.
Приведение себя благодаря им в восторженное состояние служит гарантией выявления
противоположного состояния астральной оболочки. Также не следует реагировать и
на то или иное неуравновешенное состояние собеседника. Слишком уж высокая цена
за подражание обезьяньим склонностям.
9.586. Огорчаясь и омрачаясь под влиянием неблагоприятных обстоятельств, не
можем мы этим улучшить их ни на йоту. Поэтому лучше не поддаваться подобным
эмоциям. Они вполне естественны в обычных людях. Но реакции йога на внешние
условия жизни отличаются от рефлексов обывателей. Лучше научиться не реагировать
никак, хотя бы только потому, что не знаете, что принесет с собою то или иное
явление. Поэтому надо радоваться или, во всяком случае, не допускать омрачения.
Ведь оно не сможет изменить ничего. Реакция полного спокойствия, или
бесстрастия, на те или иные события в личной жизни дает в руки власть над собою,
а, следовательно, в той или иной мере, и власть над самим событием.
9.590. Ведь, воплощаясь, человек не помнит своих прежних жизней, но опыт
прошлого выявляется в его способностях, склонностях, желаниях и устремлениях.
Точно так же и при переходе в Тонкий Мир сущность человека, привыкшая
реагировать на определенный ряд воздействий, будет созвучать тем элементам,
которые составляют материю его тонкого, ментального и огненного тел. Что в жизни
собрал, тем и будет созвучать новому окружению. Если собраны были элементы
Света, будут реакции его светозвучными и магнитное притяжение созвучно будет
сферам прекрасного.
10.5. От неожиданностей нельзя оградиться, но вооружить сознание против шока
можно, и можно крепко ему приказать реагировать на все, даже самое неожиданное и
потрясающее, совершенно спокойно. Это легко сказать, но так трудно сковать
именно такую броню духа против всех неожиданностей во всех мирах.
10.197. Не столь важно, как относятся к нам люди, доброжелательно или нет, даже
если это друзья, но важно чрезвычайно, как относимся мы сами, ибо наше
отношение, наши добрые или недобрые чувства остаются при нас и определяют
подробности нашего будущего. К сожалению, бросание камушков по «братским
огородам» все еще имеет место, но если этим занимаемся мы сами, то оправдания
тому нет. И, когда такой камушек залетает в наш огород и, ударив, причиняет
боль, очень важно, как реагировать на такую несправедливость. Тем же и так же
ответить нельзя, надо сохранить дружелюбие. Но даже и при дружелюбии аура может
оказать законное противодействие и тем защититься от несправедливости. Если же
обвинение или критика справедливы, из них можно извлечь полезный урок и
исправить ошибку или ту или другую нежелательную черту характера и недостаток.
Потому такие явления могут послужить даже на пользу при правильном к ним
отношении. Друг допустил ошибку по отношению к вам. Не на вас, но на нем
кармически будут лежать ее следствия. Вы же, не нарушая доброжелательства,
можете на нее указать, чтобы друг понял и чтобы освободить друга от
нежелательных последствий ошибки. Только недобрых чувств не следует допускать.
10.388. Все оболочки привыкли вибрировать на свой лад, и каждая так, как ее
научили или как научила жизнь. В это своеволие оболочек вносится элемент воли,
указующей, как именно должны реагировать они на все, что поступает в их сферу.
Если воля не вмешивается, они вибрируют на все воздействия автоматически,
привычным образом. Этот автоматизм, или рефлекторность, действий недопустим в
продвинувшемся ученике. Упомянутый дозор распространяется также и на то, чтобы
не допускать этой автоматичности. Она хороша, если, скажем, человек привык
встречать удары судьбы в равновесии полном или никогда не допускать раздражения.
Но это уже качества духа, когда-то сознательно утвержденные волей.
11.396. «Спокойствие есть венец духа». Спокойствие, утвержденное прочно,
приносит своему обладателю свободу от власти над сознанием явлений, постоянно
терзающих и мучающих обычных людей. Надо уметь отличать заботливость от
бесполезного и никчемного беспокойства. Надо вырвать этого отравителя из сердца.
Надо научиться не реагировать на то, что обычно вызывает у людей беспокойство.
Нельзя беспокойством помочь ни себе, ни людям. Но отравить атмосферу вокруг и
заразить им других очень легко. Лучше потерять то, что вызывает это чувство, чем
утратить спокойствие. Когда вражеская стрела попадает в панцирь спокойствия,
она, подобно бумерангу, возвращается к пославшему ее. Спокойствие утвержденное
вызывает в окружающих совершенно особое чувство, как бы трепет перед необычным.
11.620. А лучше всего на нехорошесть людскую не реагировать никак: ни внешне, ни
внутренне, отмечая лишь только очередной вклад в познавание человека. Главное –
избегать омрачения и осуждения. Трудно это, ибо несправедливость, жестокость и
бессердечие человеческое ранят и действуют на сознание. Но через все это надо
пройти, не теряя равновесия и уверенности в конечной победе Света.
11.623. Хорошо научиться хотя бы иногда никак не реагировать на внешние явления,
пропуская их мимо себя и смотря на них как будто бы из окна движущегося поезда.
Это даст возможность освободиться от многих нежелательных воздействий. Конечно,
это достижимо лишь при условии полного равновесия.
11.636. Все, что не вызывает никакой реакции в сознании человека, для него не
существует. Все, что перестает вызывать ту или иную реакцию, перестает
существовать. Можно сознательно стремиться к тому, чтобы некоторые вещи,
обстоятельства и люди не вызывали в сознании нежелательной реакции. Можно
достичь того, чтобы они вообще не вызывали никакой реакции. Если микрокосм
человека есть лаборатория для всех ощущений, то через волю можно управлять этим
процессом. Этим достигается высшая власть над собою, а затем и над миром.
Победил мир Тот, Кто Сказал: «Вот идет Князь мира сего и не имеет во Мне
ничего». На страшный натиск тьмы Тот, Кто Победил мир, внешне не Реагировал
ничем и никак. В этом заключается Его Победа над миром.
12.322. Опыты над собою, заключающиеся в том, чтобы волею заставить себя никак
не реагировать на те или иные внешние явления или воздействия, увлекательны
очень и очень поучительны. Поняв их значение, можно постепенно подойти к
утверждению одного из важнейших огненных качеств духа, а именно – к равновесию.
Невозможно его удержать, если была уже допущена реакция сознания, безразлично
какая – положительная или отрицательная, на одном из полюсов.
12.371. Особенно интересны опыты по изменению обычных реакций на внешние
воздействия. Сколько огорчающих мелочей случается в течение дня, сколько
нежелательных чувств возникает. Научиться не реагировать обычным путем на
внешние воздействия будет большим достижением. Когда слова окружающих не
вызывают обычной ответности и равновесие сознания не нарушается, происходит
явление необычности. Спокойствие утвержденное, когда обуздана астральная
оболочка, не позволяет эмоциям своевольно проявлять свою силу. Сколько энергии
уходит на совершено ненужные, обессиливающие и омрачающие эмоции, сколько суеты,
беспокойств, недовольства, тревоги и ожидания всяких неприятностей! Всю эту
вредную свору чувств мелких и мыслей можно заменить явлением равновесия и
отсутствием реакции сознания на все внешние воздействия, их вызывающие.
12.484. Воздаяние добром за зло и подставление другой щеки под удар имеют в виду
умение или способность человека настолько владеть своими чувствами, точнее,
астралом, что никакие произвольно-рефлекторные действия с его стороны не
допускаются, какими бы вызывающими они ни были. Сперва обуздывается естественная
вспышка астрала на незаслуженную обиду, несправедливость или оскорбление и потом
уже дозволяет себе человек действовать или реагировать на них, но уже под
суровым контролем воли. При этом реакция должна быть светоносной.
12.585. Как реагировать будет сознание на все, что поступает в орбиту его,
зависит от устремления. И если устремление не приносит желаемого отклика,
значит, оно несильно или непостоянно. Собственно говоря, устремление есть зов,
направленный в пространство, магнитною силой своею привлекающий созвучные ему
элементы.
13.45. Именно внутренне, астрально не реагировать на темные воздействия со
стороны предписывается ученику. И тогда только имеет он право поднять огненный
меч или послать стрелу, но уже не себя защищая и самость свою.
13.260. Главное – не позволять себе звучать в унисон со злыми эманациями,
излучаемыми такими людьми. Рано или поздно они пожнут и уже пожинают плоды
своего посева. Необходимо решительно и твердо привести в действие заградительную
сеть и не позволять себе реагировать созвучно на злые воздействия и мысли. При
утвержденном равновесии и отсутствии созвучной со злом реакции на подобные
воздействия все злое тут же возвращается к его породителю и обратный удар
неминуем. Очень важно не позволять себе заражаться чужими эмоциями и отвечать на
них в их же злом тоне.