Монада
Выписки из Агни Йоги, Граней Агни Йоги и писем Е.И. Рерих
Б2.328. Все молекулы двигаются по притяжению, все Пространственные Огни
двигаются по притяжению. Зерно космическое притягивает к себе все атомы.
Конечно, каждый атом есть зерно, но существуют зерна космические. Так каждое
Светило притягивает в свои вихревые кольца энергии и насыщает их своими лучами.
Пространственный Огонь потому неоднороден, но разного напряжения и свойств.
Светила при вращении притягивают и вовлекают в свои орбиты энергии, потому
творчество Светил насыщает Вселенную. Свойство зерна духа утверждается на целую
Манвантару и составляет тождественную сущность со Светилом. Конечно, монада
насыщается также Светилами, ибо составляет зерно духа.
Б2.353. Нужно человечеству подумать, чем оно окутывает свою монаду, чем
покрывается это бессмертное зерно. Слишком мало вникают в эту задачу. На
протяжении каждого круга нужно проследить течение Кармы и ее воздействие.
Предопределение следует явлением наслоений предыдущих совершенных деяний. Эти
окружения могут заглушить голос зерна, и путь жизни может изменить явление
предназначенное. Зерно космическое, заложенное в каждом существе, должно так
бережно облекаться человечеством.
Б2.354. Высшее окружение монады происходит чистым Огнем. Если монада может
облечься Огнем, то, значит, она может достичь Высших Сфер.
Агни Йог и Архат оба облекают свои монады Материей Люцидой. Когда огненные
центры трансмутируют жизнь, тогда Мы говорим, что дух по восхождению
устремляется. Потому непреложен закон огненного восхождения.
МО1.375. Зерно духа и разделение духа поясняют касательно монады. Зерно духа
необходимо для жизни, но делимость духа делает возможным и обогащение и
расточение Монады. Сознательно можно для пользы Мира делить дух и посылать части
его на подвиг; так происходит лишь обогащение. Но невежество может расточать
сокровище и оставаться при спящем зерне; так происходит бездушие. Конечно,
невежественные части духа могут действовать, как одержатели, и горе сердцу
спящему! Так, чтобы не возвращаться к делимости духа, запомним, что зерно духа
может спать или сиять бодрствованием. Только этим Светом создается магнит
сердца, который привлекает в лоно свое отпущенные части духа.
МО3.312. Именно, человек не является только монадой, завершающей свой
эволюционный путь, но он есть часть Монады Космоса. Все зародившиеся монады в
одной Монаде Космоса несут ответственность за существование всей Вселенной.
Связь между человеком и явлениями Вселенной насыщается обоюдно, и так важно
осознать, как один породитель зла задерживает все продвижение. Ход событий
указывает насколько история повторяется. В основе этого лежит проявление тех же
монад. Конечно, Карма великого строительства указывает на неразрывность связи
между князем тьмы и человечеством. Падение мощных основ неминуемо отражается на
человечестве. Но воскрешение духа может воскресить каждое проявление жизни,
включая и падшего Ангела. О неразрывности путей монад с Космосом должно подумать
на пути к Миру Огненному.
8.396. Вечность материи и временность форм, в которых она выявляется; вечность
жизни и временность проявленных ее форм; вечность духа и временность облекающих
его оболочек – вот те положения, из которых следует исходить при постижении
Основ. Прежде начала времен дух есть. Сознание формируется позднее, в процессе
эволюции духа путем последовательного воплощения его в различные формы. При этом
монада, носительница духа, проходит все ступени проявленной жизни от верха до
низа и от низа до верха во всех царствах природы. Все эти царства сосредоточены
в микрокосме человека, и тело только потому и живет и функционирует, что дух,
его оживотворяющий, когда-то прошел ступени минерального, растительного и
животного царств и выработал способность ассимилировать их свойства. Ныне
человек достиг той ступени эволюции, когда перед ним ставится задача овладеть
стихиями земли, воздуха и воды, чтобы кульминировать эти достижения в овладении
стихией огня. Стихия огня – самая высшая. Шкала его широка: от подземных огней
до огней организма и до пространственного пламени. Огонь охватывает все
проявления Вселенной и лежит в основе всей материи – от низших и до высочайших
ее аспектов. Овладение огненной стихией начинается с овладения этой стихией,
проявленной в микрокосме человеческом.
16.251. Закон жизни таков, что каждая монада сама строит проводники для себя,
чтобы через них выражать накопления свои на различных планах бытия. Без
физического тела не может она уявиться на физическом плане, без тонкого тела –
на плане астральном, и без тела Света – в Сферах Моих. На ступени ученичества
построение тела Света происходит сознательно. Учитель Ведет процесс планомерно.
Но ученик ярое участие принимает в этой сложнейшей работе. Конечно, Сфер Высших
можно касаться, но надо иметь в себе то, чем идет это соприкосновение. Иными
словами, должен в себе накопить и собрать человек элементы бессмертия,
материю светящуюся, огонь, открывающий врата в эти Высшие Сферы. Под знаком
постоянного утончения происходит этот процесс. Когда сброшена будет плотная
оболочка и растворится астрал, наслоения, облекающие монаду, позволят телу Света
выявляться уже более свободно, если тонкое тело достаточно развито. Но и оно
должно быть сброшено так же, как было сброшено тело
физическое; когда-то наступает момент, что ничто низшее не облекает уже тело
Света, и тогда человек видит себя в своем высшем аспекте. Все лучшее, утонченное
и самое духовное, что собрал он за все свои жизни, имеет возможность тогда
выразить себя в виде высшей, перевоплощающейся Индивидуальности человека. Но
если светоносных элементов не было собрано достаточно, проявление
духа на плане духовном является невозможным.
16.271. В семени дерева тоже заключены элементы бессмертия, равно как и в атоме.
Но дерево не осознает бессмертия ствола. Сознает его лишь человек, да и
то достигший ступени непрерываемого сознания. Но качества духа бессмертны.
Монада животного тоже бессмертна. Но человека, даже выросшего среди
зверей, можно научить говорить, животное же – никогда. В этом сказывается
разница накоплений, тоже бессмертных, как в животных, так и в человеке.
Способность речи выработал в себе человек за время существования немых рас. Но
чтобы заговорить, нужна была искра самосознания. Многие способности, лучше
сказать, все способности человека, накоплялись веками, миллионами лет.
Образование, воспитание, обычаи, традиции, язык – все это внешнее. Но умение
пользоваться языком у обычного смертного и великого писателя совершено различны.
Каждый приносит его из прошлого. Внутри человека кристаллизуется и сохранятся
нечто, что позволяет ему, как хорошему мастеру – инструментами, пользоваться
накоплениями своими и их применять.
16.273. Безмолвный Рекордер запечатлевает от самого Начала все вибрации, которые
достигают монады и воздействуют на нее, облекая ее
постепенно внешними по отношению к ней оболочка ми. Именно реакция на
воздействие внешнего мира рекордируется Молчаливым Свидетелем, и в
зависимости от того, какие вибрации может она воспринять. Рост оболочек монады
расширяет шкалу вибраций, имея конечною целью включить в сферу своего
восприятия весь мир, всю Беспредельность. Путь долог и бесконечен. На этом пути
ступень человеческая дает возможность Безмолвному Рекордеру запечатлевать
окружающее в размерах широких. Память есть свойство не только людей, животных и
растений, но и материи неорганической. Камень придорожный тоже помнит все то,
что вокруг него происходит. Но он лишен элемента сознания человеческого. Память
человеческая имеет свои границы, но на известной ступени заменяется она на
возможность доступа в память природы. У Духов Высоких память заменяется
способностью читать свитки Акаши. Не упомнить всего: сознание могло бы
отяготиться, а мозг не вместить, ибо смертен, но в глубинах перевоплощающейся
Индивидуальности зарекордировано все, что связано с бесконечным процессом
ее роста и развития. Безмолвно Смотрящий на бесконечной ленте невидимого фильма
записывает все, текущее мимо него во всех жизнях его и на всех планах
Бытия. Физические формы прошедших явлений давно растворились и исчезли, но в
плане непреходящего их отпечатки зафиксированы навсегда. Таким образом, даже
преходящее имеет свой вечный аспект, но на плане духовном. Все видимое
переносится в незримость. Безмолвный Свидетель рекордирует этот процесс в связи
с бытием человеческой Индивидуальности. Бессмертное в человеке шире и глубже,
чем кажется даже тому, кто в бессмертие верит. Физическая нематериальность
рекордов не мешает им явно воздействовать на человека своими вибрациями, ибо
человек – продукт прошлого, выраженного в настоящем. Человек – синтез всего,
через что когда-либо прошла монада, составляющая стержень зерна его духа. А
Безмолвный Свидетель есть собиратель опыта жизни на протяжении вечности.
Бессмертная перевоплощающаяся Индивидуальность – продукт индивидуальных
накоплений духа, связанный уже со ступенью человеческой эволюции, но покоящийся
на фундаменте всего опыта и накоплений, которые предшествовали ему. Невидима
сущность даже зерна. Но знаем о ней, что если зерно нагреть до
известной температуры, то невидимая сущность, жизнь, покинет его, и зерно ростка
уже не даст. Явно надо почуять, что смертно и что бессмертно в человеке. Это
ощущение, вернее, осознание бессмертных элементов в себе будет расти и
углубляться, пока истина вечной жизни не предстанет пред пониманием человека во
всей своей сияющей неотрицаемой красоте и непреложности.
16.361. Познающий и познаваемое всегда пребудут как факторы действительности:
дух, познающий Космос, мир вне его и познаваемый духом мир – центр познавания и
то, что дух познает. Духо-монада есть центр познавания внешних по отношению к
ней энергий, и это – на всех ступенях жизни. В любой точке Космоса это
взаимоотношение между духо-монадой и внешним миром остается неизменным.
Познанию сопутствует мысль. Мыслью пронизано все мироздание. Мысль есть основа
сущего. Не следует мысль понимать лишь в форме, доступной сознанию человека, но
– шире. Потому мыслью можно всюду проникнуть. И всякому исследованию в глубинах
Космоса – предпослать мысль.
16.503. Вы рассматриваете каждую форму жизни как таковую, Мы же – как тело, или
форму, вытянутую во времени из бесконечного прошлого в беспредельность Будущего.
В этом понимании и говорится: «Не временные мы, но беспредельные». И сознание
человека движется в этой, не имеющей конца, форме, постоянно расширяясь
и собирая вокруг себя новые элементы. Как, впрочем, и каждая духо-монада на
плане своем или своей ступени эволюции. Но беспредельность во всем. И всюду
надо увидеть ее, если космически мыслить дух хочет. Каждое явление не имеет ни
конца, ни начала. Все лишь продолжается. Трансформация формы не есть смерть
жизни, ее одушевляющей. И форма умирающая не умирает в
том, из чего она состояла. Все ее элементы продолжают жить, но лишь только в
иных комбинациях. Сущность же формы, кристаллизовав свои энергии в нуклеусе ее,
магнитно найдет себе новую форму для своего выражения. Не уничтожаемо ничто, но
все постоянно превращается в нечто иное. Это и есть жизнь. Такова же она и на
Дальних Мирах. Понимание сущности жизни позволяет ее усмотреть и в ее высших
аспектах. Смерть формы не есть конец, но новой жизни начало, или начало жизни в
новой форме: физической, материальной или незримой и тонкой – не все ли равно. В
этом смысле, но в формах иных и надо понимать жизнь на высших планетах. И даже
необычность форм необязательна. Формы человеческие на планетах нашей солнечной
системы очень близки земным, только утончены очень и гораздо менее материальны.
Чем выше планета, тем утонченнее тело.
16.559. Все в духе, не в теле, не в тонком, не в ментале, но внутри, в центре, в
Камне – дом духа. И где бы ни был человек, на каких бы планах существования и
в каких бы проводниках он ни проявлялся, внутри его дом, в Камне. Все свое с
собою несет, как ракушка – дом свой, и этот дом, его вечное
местопребывание – Камень. Сбросится тело, сбросятся все оболочки, и Камень,
который в нем, засияет всеми своими гранями и останется единственным обиталищем
духа. Ибо внутри все, и даже Царствие Божие, и даже вечная жизнь и обитель
ее –Камень, в котором дух пребывает вечно. Жизнь в оболочках временна, хотя и
осознается яро, но истинная жизнь – в духе, в центре которой Камень, и в нем –
дух. В безбрежных пространствах Света – обители духа и родине вечной его, он в
Камне себя уявляет. И где бы он ни был, куда бы ни устремился, свободный от всех
оболочек, он в Камне, он в огненном теле, он в теле Света своем выражает
себя. Но можно еще на Земле признать единственное Сокровище свое и переносить
временами в него все сознание, сосредоточивая его в центре. И, освобождаясь от
покровов Майи,в нем, в Камне, может найти дух верное прибежище себе. Все, что
накоплено в течение всего бытия духо-монады, сложено в нем, в Камне. Камень есть
вечное одеяние духа. Камень растет, облекаем нетленными накоплениями,
отлагаемыми в виде кристаллов огня. Вечный огонь вечной жизни собирается и
накопляется в Камне. В Чаше откладывается жизненный опыт земных воплощений и
опыт надземный в Мирах. Чаша и Камень! Камень и Чаша, и сердце – единое в трех
– бессмертное вечно.
15.50. Для того, чтобы завершить свой путь на Земле и тело свое разредить
соответственно и быть готовым перейти на Другую планету, тело и все оболочки
должны достичь известной степени светоносности. Разделение по светотени есть
деление космическое. Оно обуславливается Космическим Правом и указывает на
ступень духа на Лестнице Жизни Вселенской и ту высоту, которой достиг он за
время своей эволюции духомонады. Вершина этой Лестницы уходит в область
Несказуемого, и нет ей конца.
15.245. Действиями на сегодня определяем путь свой на завтра и устилаем его
возможностями или лишаем себя таковых. Главное - не дать ничему заслонить путь и
цель пути, главное - не оторваться от Звезды Ведущей, главное — идущего впереди
Иерарха не упустить из вида. Держать неуклонно правильное направление будет
решением вопроса. А встречные волны хорошему судну не препятствие, лишь бы
двигатель был мощным. Двигателем духа является огонь, и самый мощный огонь - это
огонь устремления. Из атомов в спиральном движении слагаются звезды, системы
миров и целые галактики. Так и духо-монада в спиральном движении в
Беспредельности собирает вокруг себя целый мир, микрокосм человека, чтобы стать
когда-то отправным фокусом творчества целых миров. Для творчества нужны знание и
опыт. То и другое дается лишь жизнью и в жизни, и в этом - ее цель. Если цель
эту осознать и от нее не отклоняться и о ней не забывать ни на миг, то жизнь
человека становится целеустремленной, т.е. осмысленной. Как мало количество тех,
кто знает, куда идет и зачем и понимает смысл придорожных мелькающих знаков.
Если бы только сознание могло восчувствовать, что все, идущее мимо него, само по
себе ничто и обречено на уничтожение, но важно лишь как неизбежное и необходимое
условие для достижения цели. Люди же полагают смысл и значение текущих явлений в
них самих и тем связывают себя с ними и погружаются в них. И многие тонут,
захлебываясь в океане явлений материального мира, между тем как решение просто:
моего нет ничего, ничто не принадлежит мне, все дано на время, для ограниченного
жесткими сроками времени пользования, все это из жизни уйдет, оставив лишь плод
опыта и знания, если путь пройден успешно. Если же нет, то все надо начинать
сначала, проходя вновь не усвоенный ранее опыт. Привязывать свое сознание к
временной форме, в которой оно обитает, нецелесообразно и не соответствует духу
вещей и эволюционному предназначению человека. Мое только то, что mecum porto, и
только лишь в духе носимое — мое навсегда. Так научается путник пути
беспредельного различать истинные, постоянные ценности духа от явлений
временно-преходящих и свободу находит в духе. На ярость наступающих отовсюду
внешних условий должен ответить он мощно: «Даже и это пройдет». «Это» пройдет,
но останется опыт и знание, принесенное "этим» для духа. Знание это дает силы
стойко и мужественно идти через жизнь, не отклоняясь от цели.
15.354. Духо-монада, погружаясь в материю, строит себе проводник для пребывания
на соответствующих планах с тем, чтобы, в конечном итоге, отбросив четыре
низшие, со всем приобретенным опытом остаться в трех за долгие периоды
существования в материи. Это при завершении цикла земного. А затем снова цепь
воплощений на высших, планетах. Конца эволюции нет. За новой Пралайей идет новая
Манвантара, и так далее.
15.550. Включены в План все. Учение для всех, и возможности для всех. Перед
Космосом Земля, как песчинка, исчезнет с космического горизонта, как исчезли
миллиарды Миров, но духомонады со всеми накоплениями прошлого остаются сущими
вечно. Накопления эти растут по линиям различных эволюции. И мир сознательно
сущих существ расширяется бесконечно, поднимаясь по ступеням лестницы жизни.
Не будем отрицать ничего, ибо осознанием человеком возможностей своих пролагает
он себе путь в Беспредельность. Не отрицаем сущее и все, что в нем, не
отрицаем Лестницу Эволюции проявленных форм, не отрицаем Беспредельность, куда
устремлено все.
15.733. Эволюция сущего является Космическим Законом. Но направляется она
Иерархией Света и ставленниками Ее. Эволюция не считается с формами
эволюционирующей жизни, хотя и утверждает наиболее жизнеспособные. Значение
формы надо понять как выразителя жизненного принципа и носителя его, его
оболочку, временную и обреченную на уничтожение малым кругом своего проявления.
Круги проявления формы жизни различны — от малой былинки и однодневки до планет
и солнечных систем. Жизнь атомов некоторых элементов длительна необычайно. Но
высшей формой жизни является сознание. Круг полного непрерывающегося сознания
касается уже вечности и переступает за пределы обреченности смерти. В этом цель
эволюции духа. К бессмертию стремятся все воплощенные формы, точнее, всякая
жизнь, воплощенная в форму. Духо-монада бессмертна, но лишь эволюционировавшая и
накопившая сознание может осознать свое бессмертие и непрерывность Бытия.
Бессмертие, вечность, беспредельность сосредоточены в сознании. Камень тоже
существует в вечности, хотя и не осознает этого. Беспредельность обнимает собою
и заключает в себе все формы жизни, но осознает ее лишь дух человека. Цель
эволюции — в этом, но не в продолжительности существования форм. Формы лишь
накапливают опыт, необходимый для построения сознания, которое со временем
достигает ступени сознания непрерываемого, то есть бессмертия. Именно
временность формы и обуславливает осознание вечности бытия духа, ибо лишь
бесконечность разнообразия форм жизни помогает духу накопить опыт, собираемый
этими формами и накапливаемый в наслоениях на зерне духа. Только пройдя эволюцию
минерального, растительного и животного царств и сосредоточив накопленный опыт в
себе, может духо-монада начать ступень человеческой эволюции. Можно отметить,
как даже в теле человека сосредоточены результаты этой длительной эволюции и
подчинены духу минеральное, растительное и животное царства, выраженные в
строении человеческого тела. Потому только и возможна в этом теле ассимиляции
минеральной, растительной и животной пищи. Долог, бесконечно долог путь эволюции
духа и медленен очень. Отсчитывается миллиардами лет. Таков путь духо-монады. Но
даже ступень человеческого сознания есть лишь перепутье, за которым следует
ступень сознания космического и бессмертие. Это и есть жизнь вечная, обещанная
вашими Спасителями.
14.80. В сущности говоря, пребывание духа во плоти, то есть в материи (плотной),
есть не что иное, как процесс постоянной незатухающей борьбы с нею, преодоление
ее и овладение ею. И не только дух человека, но каждая форма жизни с заключенной
в ней Искро-Монадой преодолевает, утверждая себя, условия внешней материальной
среды. В этом бесконечно-длительном процессе овладевает она царство за царством.
Минеральное, растительное и животное следует друг за другом. Им предшествуют
другие, незримые, флюидические, которые следуют одно за другим, постепенно
становясь все более плотными и материальными. В процессе освоения человеком
продуктов минерального, растительного и животного царств уявлены результаты
миллионов лет его предшествующего существования на планете, и приспособления к
ней, и овладение ее царствами.
14.359. Потеря равновесия означает потерю всего. Равновесие есть состояние
собранной, сосредоточенной для действия силы, которую можно устремить в желаемом
направлении. Велика сила осознанного равновесия. Равновесие — понятие
синтетическое. Оно включает в себя спокойствие, самообладание, умение владеть
своей силой и управлять ею, контроль над мыслью и чувствами своими, несломимую
веру в мощь Иерархии и близость Владыки. Ярое ощущение явления пути, сознание
преходимости всего окружающего и неуничтожаемости своей внутренней сущности есть
утверждение в себе вечно сущего центра, духомонады, вечного пламени духа.
Конечно, дух, или монада, пребывает всегда в своей первичной чистоте как в
животном, так и в человеке, но лишь отложения, накопляющиеся от соприкасания с
прочими энергиями, слагают индивидуальность или, если хотите, душу. Каждая
монада, собирая свои собственные накопления, или запасы, следует определенным
эволюционным путем, ибо магнитное притяжение, лежащее в основании каждого
жизненного фокуса, действует точно. Многие в своих прошлых превращениях на Земле
видят себя слоном, собакой, ланью, кошкой, но мало кто из них задумался, могло
ли это быть на самом деле? Перечисленные животные являются позднейшим развитием
или вырождением допотопных видов. Но если какая-то часть современного
человечества и была в животном состоянии при начальных кругах развития нашей
планеты, то, конечно, животный тип этот во всех отношениях разнился от
современных животных видов. Также все встречаемые сейчас животные не будут
людьми на этой планете. Потому, если мы с вами и не были эволюцией какого либо
динозавра в этом круге или даже на этой планете, то, вероятно, монады наши
оживляли когда-то подобных красавцев на иной планете.
Каждая божественная искра-монада в огненном естестве своем едина со всеми
прочими монадами, но те сочетания энергий, с которыми она приходит в
соприкосновение, выявляют ее потенциал, окрашивая его соответственно сочетанию,
так творится все разнообразия. В Агни Йоге §275 дано прекрасное пояснение - "Дух
остается неприкосновенным. Огненное зерно духа остается в стихийной цельности,
ибо значение стихий неизменяемо. Но эманация зерна изменяется в зависимости от
роста сознания. Так можно понять, что зерно духа есть частица стихийного огня, а
накопления вокруг него энергии есть сознание... Можете прибавить к пламени любой
химический состав и тем изменить цвет и размер его, но стихийная сущность огня
останется неизменною". (Евр. 16.1.35)
Монада соответствует понятию духа. Монада, в действительности состоящая из
шестого принципа и седьмого, универсального, не является сознательною сущностью
на планах проявления. Для того, чтобы достичь сознательного проявления во всех
планах или обрести истинное бессмертие, то есть стать Архатом, Буддою,
Дхиан-Коганом, человек должен здесь, на Земле, соединить три принципа (4, 5 и 7)
и слить их, именно, в шестом принципе. Седьмой принцип есть лишь вечная
жизненная сила, разлитая во всем Космосе. Также не упускайте из виду, что каждый
принцип имеет свои высшие и низшие проявления или качества. (Евр. 12.4.35)
Письмо Ваше заключает много неясных представлений. Конечно, они возникли оттого,
что, не усвоив первого тома "Тайной Доктрины", Вы, по-видимому, сосредоточились
на третьем, заключающем многие недоговоренности. Постараюсь кратко разъяснить
некоторые непонимания, следуя, насколько возможно, порядку поставленных Вами
вопросов и утверждений.
1) Абсолют и есть Парабраман Индусов. Также и Мулапракрити должна
рассматриваться как Абсолют, ибо это есть отвлеченный Божественный Женский
Принцип. В высшем представлении Дух и Материя едины, два принципа слиты и
составляют Единый Элемент Следовательно, мы можем все рассматривать с точки
зрения только духа или только материи, но, конечно, во всей беспредельности их
состояний проявления или градаций. И если мы можем сказать, что дух без материи
есть nihil, то так же точно можно утверждать, что материи нет, но есть лишь
энергия.
Парабраман имеет своим синонимом Брамана, тогда как Брама уже является
Божеством, периодически появляющимся и исчезающим. Этот Брама, как проявленное
Божество, имеет два аспекта: мужское и женское начало, или две полярности, или
вечное выявление Космической Мыслеосновы в видимой Природе.
2) Атман и Атма также часто упоминаются как синонимы, экзотерически являя
седьмой принцип, который есть вечная жизненная сила, разлитая во всем Космосе.
Но эзотерически Атма часто называется Мировой Душой.
3) Планетной цепью мы называем все те сферы Тонкого и Огненного Мира, которые
окружают нашу планету, и они соответствуют принципам в человеческом строении или
организме. Конечно, Марс и Меркурий входят в цепь планет, принадлежащих к нашей
солнечной системе, так же как еще другое, неизвестные нашим астрономам.
Искажение в теософ. литературе было сделано неумышленно, но по недомыслию и,
может быть, в силу еще не установившейся тогда точной терминологии.
4) Невозможно сказать, что "наша Земля или даже проявленный Мир является
противоположением Абсолюту"; иначе придется предположить, что имеется нечто вне
Абсолюта или два Абсолюта, что есть нелепость. Именно Абсолют вмещает в себе
все, конечное и бесконечное, все проявленное и непроявленное, все зримое и
незримое и т. д. И раз Он есть все, то, значит, Он не только первопричина, но и
следствие. И дальше этого всеобъемлющего понятия ум человеческий подняться не
может. Если мы начнем ограничивать Абсолют нашим представлением, то Он
перестанет быть Абсолютом и станет предельным, потому Абсолют непостижим.
Следовательно, мы можем постигать лишь различные аспекты и проявления этого
Абсолюта. И так как мы являемся частицами этого Абсолюта и каждая частица
Единого Целого заключает в себе потенциал всех свойств этого Целого, то мы можем
постепенно раскрывать в себе этот потенциал на протяжении бесчисленных
воплощений и тысячелетий, уходящих в БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ.
5). Также неправильно сказать, что материя есть начало пассивное, ибо материя
без духа не существует. также, как нет строго говоря, пассивного начала, ибо в
мире проявленном все является пассивным и активным одновременно. Не упускайте из
виду закона относительности! Также поймите, что стадии или ступени проявления
духа-материи беспредельны! Во втором томе Учения сказано: "Материя есть
состояние духа".
Потому пересмотрите и обдумайте глубже Ваше утверждение, что "Земля является по
отношению ко всему существующему только материей, началом пассивным и ни для
чего не является духом, началом активным". Но мы знаем, что раз ни один атом во
всем Космосе не лишен жизни и сознания, то есть, духа, то насколько же должны
быть наполнены, как тем, так и другим, его мощные небесные тела, включая и нашу
планету. Хотя людям и трудно постичь это, ибо они с трудом могут допустить
наличие сознания даже в ближайших к нам формах жизни. Часто в философских и
древних трудах можно встретить сравнение Земли с большим животным, имеющим свою
особую жизнь, следовательно, и свое сознание или проявление духа. В Космосе нет
пассивного начала. Запомните также, что Космос существует лишь взаимопрониканием
и взаимодействием пространственных энергий, исходящих из неисчислимых миллиардов
фокусов или центров, наполняющих его и непрестанно образующихся в нем!
Монада, будучи частицей Божественной Монады или Абсолюта, облекаясь энергиями
для своего проявления на той или иной сфере планеты, всегда остается
божественной частицей Абсолюта или сублимированной духо-материей. Так в Мире
Проявленном можно говорить о той или иной стадии проявления духо-материи. Дух
есть энергия, и мы знаем, что никакая энергия не может проявиться вне материи.
именно на всех планах, во всех действиях и мышлениях, мы отделиться не можем от
материи. Мы обращаемся к высшим или грубейшим видам все той же материи. Дух,
субъективный элемент или энергия, находится в потенциальном состоянии в недрах
Космической Природы. Конечно, при дифференциации, в силу чего возникли
бесконечные стадии или степени проявления духо-материи, установились понятия
относительности и противоположения. Но именно эта относительность и
противоположение являются основами нашего познавания.
Следует вдуматься глубже в понятие Абсолюта и его синонимы - Беспредельность,
Абсолютный Разум, или Мудрость, Абсолютное Сознание и Абсолютная Бытийность и
затем задать себе вопрос, можно ли достичь их? Потому, когда говорят о слиянии с
Абсолютом или о Космическом слиянии, то это нужно понимать во всей
относительности, ибо иначе что станет с Беспредельностью? Искра Божья или Бог в
нас (Монада), под воздействием сердечного устремления, может настолько
воспламениться, что, объединившись с огнем пространства, светом своим озарит и
явит нам все накопленные нами духовные сокровища, или высшие энергии в
величественном ЧУВСТВОЗНАНИИ. Но озарение это происходит в полном соответствии с
накоплениями в нашей "чаше". Потому при каждом нашем новом усовершенствовании,
при каждой высшей ступени в эволюции человечества, с каждым последующим кругом
нашей планеты и озарения эти будут выше и прекраснее, и так в БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ.
(Евр. 30.4.35)
Божественная Монада находится в каждом минерале, в каждом растении, в каждом
проявлении, ибо без этого огненного зерна нет и жизни. И по мере восхождения из
простых к более сложным организмам, монада или зерно духа остается всегда
неизменной в стихийной цельности своей, но эманации, или излучения, этого зерна
изменяются в зависимости от роста сознания оживляемого им организма.
Следовательно, чем сложнее и утонченнее организм, тем и излучения Монады
становятся богаче и тоньше.
Интеллект на физическом плане получил свое развитие в течение четвертой коренной
Расы нашего четвертого круга, когда было достигнуто полное погружение в материю.
Но импульс к развитию его был принесен великими Духами, Сынами и Дочерьми
Мудрости (Элохимами), пришедшими с высших планет и воплотившимися в конце
третьей расы. Именно, благодаря своему воплощению и своему прямому потомству,
они передали человечеству более утонченный организм, отвечавший на высшие
вибрации. Также соприкасание с их высокими огненными аурами зажигало огни и в
окружавших их. Так, следуя течению естественного закона развития, человечество,
взятое в большинстве, не может стать совершенным и раскрыть в себе полностью
свои семь принципов или 49 огней раньше седьмой расы в седьмом круге.
Но, конечно, все эти принципы находятся в нем в латентном состоянии с самого
рождения. Также, согласно эволюционному закону, пятый принцип (Манас) не должен
получить полного развития до пятого круга. Так все преждевременно развитые
разумы (на духовном плане) в нашей расе являются а-нормальными: они те, кого
Вел. Учителя называют "людьми пятого круга". Даже в грядущей седьмой расе нашего
четвертого круга, тогда как наши четыре низших принципа будут вполне развиты,
принцип Манаса будет развит только лишь пропорционально. Это ограничение,
однако, относится лишь к духовному развитию или высшему разуму. Всегда следует
иметь в виду разницу между Манасом высшим, или духовным разумом, и Кама-Манасом,
или интеллектом, рассудком... Так, развитие интеллекта, или Кама-Манаса, было
достигнуто в четвертой коренной расе нашего круга.
Утверждение, что Божественная Монада не находится внутри человека, до известной
степени справедливо, ибо седьмой и шестой принцип образуют так называемое
магнитное поле или аурическое яйцо. Так по ширине и излучениям ауры можно судить
о высоте духа. (Евр. 18.6.35)
Так в “Тайной Доктрине” сказано, что “Монада, или джива, даже не может быть
названа духом: ибо она есть луч, Дыхание Абсолюта или, скорее, сама
Абсолютность. Абсолютность, не имея отношения к условной относительной
законченности, бессознательна на нашем плане бытия. Потому, кроме материала,
который ей потребуется для ее будущей человеческой формы, монада нуждается в (а)
духовном прообразе для оформления этого материала и в (б) разумном сознании,
чтобы направить ее эволюцию и продвижение; но ни тем, ни другим не обладает ни
однородная монада, ни бесчувственная, хотя и живая материя. Так Адам из праха
нуждается, чтобы душа жизни была вдунута в него: или, иначе говоря, в двух
срединных принципах, которые суть чувствующая жизнь неразумного животного и
человеческая душа, ибо первая неразумна без последней... Так монада становится
личным Ego, когда она воплощается, и нечто от этой воплощенной личности остается
в ней через манас, если последний достаточно совершенен, чтобы ассимилировать
буддхи...”. Так постепенно слагается индивидуальность, которая лишь частично
может проявляться на Земле.
Еще из “Тайной Доктрины”: “Говоря метафизически, конечно, нелепо говорить о
“развитии” монады или сказать, что она становится “человеком”. Конечно, монада
не может ни продвигаться или развиваться, ни даже подвергаться воздействию смен
состояний, через которые она проходит. Ибо она не принадлежит этому миру или
плану и может быть сравниваема лишь с нерушимой звездой божественного света и
огня, низвергнутой на нашу Землю, как спасительная доска, для личностей, в
которых она обитает. Именно, эти последние должны уцепиться за нее и, таким
образом, путем соучастия или приобщения к ее божественной природе, достичь
бессмертия. Оставленная сама по себе, монада не прикрепится ни к одной личности
и, подобно доске, будет унесена к другому воплощению неустанным течением
эволюции...” Хорошо перечесть § 275 в “Агни Йоге”. (Евр. 30. 7. 35.)
“Теперь в каждой новой Манвантаре должно быть ограниченное число монад, которые
развиваются и становятся все более и более усовершенствованными через
ассимиляцию многих последовательных личностей или воплощений. Таким образом,
хотя множество более или менее продвинувшихся монад почти неисчислимо, все же,
число их предельно, как и во всей этой Вселенной дифференциации и предельности”.
“Далее, когда глобус-сфера A новой цепи готов, первый класс или иерархия монад
лунной цепи воплощается на нем в низшем царстве и далее в последовательности.
Как следствие этого, лишь первый класс монад достигает в течение первого Круга
развития человеческого состояния, ибо второй класс на каждом глобусе-сфере,
прибывая позднее, не имеет времени достичь этой стадии. Таким образом, монады
второго класса достигают начальной человеческой стадии лишь во Втором Круге и
так далее до середины Четвертого Круга. Но на этой точке и в этом Четвертом
Круге, в котором человеческая стадия будет вполне развита, “дверь” в
человеческое царство закрывается, и с этого момента число “человеческих” монад,
то есть монад в человеческой стадии развития, закончено. Ибо монады, недостигшие
к этому времени, будут в силу развития самого человечества настолько позади, что
они достигнут человеческой стадии лишь при конце Седьмого и Последнего Круга.
Потому они не будут людьми в этой цепи, но составят человечество будущей
Манвантары и будут вознаграждены тем, что станут “людьми” на более высокой цепи,
получая, таким образом, кармическое возмещение”.
“Монадическое множество может быть, грубо говоря, разделено на три больших
класса.
1. Наиболее развитые монады — Лунные Боги или “Духи” — называемые в Индии питри,
назначение которых пройти в Первом Круге через весь тройной цикл минерального,
растительного и животного царства, в их наиболее эфирных, флюидических и
рудиментарных формах для того, чтобы облечься и приспособиться к природе новой
формированной цепи. Именно, они первые достигают человеческой формы — если
только может существовать какая-либо форма в области почти совершенной
субъективности — на глобусе A в Первом Круге. Потому они и возглавляют и
представляют человеческий элемент на протяжении Второго и Третьего Круга...
2. Те монады, которые первые достигают человеческой стадии в течение Трех с
половиной Кругов, становясь людьми.
3. Остальные монады, запоздавшие, и которые не достигли, вследствие кармических
затруднений, человеческой стадии на протяжении этого Цикла или Круга...”
Конечно, монада не может ни продвигаться или развиваться, ни даже подвергаться
воздействию смен состояний, через которые она проходит. Ибо она не принадлежит
этому миру или плану и может быть сравниваема лишь с нерушимою звездою
божественного света и огня, низвергнутого на нашу Землю, как доска спасения для
личностей, в которых она обитает. Именно, эти последние должны уцепиться за нее
и, таким образом, путем приобщения и соучастия в ее божественной природе,
достичь бессмертия. Оставленная сама по себе монада не прикрепится ни к одной
личности и, подобно доске, будет унесена неустанным течением эволюции к другому
воплощению.
“Эволюция внешней формы, или тела, вокруг астрала происходит посредством земных
сил так же, как и в случае низших царств. Но эволюция внутреннего или истинного
человека чисто духовна. И тогда это не только прохождение безличной монады через
многие и различные формы материи, — одаренной, в лучшем случае, инстинктом и
сознанием на совершенном другом плане — как в случае внешней эволюции, но
прохождение “Души-странницы” через различные состояния не только материи, но
самосознания и самопознавания или же к перцепции через апперцепцию”.
“Монада выявляется из своего духовного состояния и умственной бессознательности
и, проскакивая первые два плана, слишком близкие к Абсолюту, чтобы допустить
сочетание с чем-либо на более низком плане, — она вступает непосредственно на
план умственный. Но во всей Вселенной не существует плана, с более обширными
горизонтами или широким полем действия в его почти бесконечных градациях,
познавательных и самопознавательных качеств, нежели этот план, имеющий, в свою
очередь, соответствующий меньший план для каждой “формы”, начиная от минеральной
монады до того времени, когда эта монада расцветет, в силу эволюции, в
Божественную Монаду. Но на протяжении всего этого времени, она все та же монада,
разнящаяся лишь своими воплощениями в последовательных циклах частичной или
полной обскурации духа, или же частичной или полной обскурации материи, — две
антитезы полярности — сообразно с тем подымается ли она в область умственной
духовности или же спускается в глубины материальности”.
“Могут спросить — что есть “лунные монады”, о которых только что говорилось?
Каждому должно быть ясно, что они являются монадами, закончившими свои жизненные
циклы на лунной цепи, которая ниже земной, и воплотившимися на последней. Наш
спутник есть лишь грубое тело своих невидимых принципов. Так как имеется семь
Земель, то так же существует семь Лун, и лишь последняя из них видима; то же
самое относится к Солнцу, видимое тело которого называется майей, отражением,
так же, как и человеческое тело! “Истинное Солнце и истинная Луна так же
невидимы, как и истинный человек”, — гласит оккультная догма”.
“Именно Луна играет самую большую и самую значительную роль, как в образовании
самой Земли, так и в населении ее человеческими существами. Лунные монады, или
питри, предки человека, становятся, в действительности, самим человеком. Они
являются монадами, которые вступают в цикл эволюции на глоб. A и которые на
протяжении Круга цепи глобусов-сфер развивают человеческую форму, как это только
что было показано. Эти монады, или божественные искры, таким образом, и есть
лунные предки, сами питри, ибо эти лунные духи должны стать “людьми”, чтобы их
монады могли достичь более высокого плана деятельности и самосознания, то есть
плана Манаса-Путр тех, кто в позднейшей стадии третьей коренной расы (Четвертого
Круга) одарили “разумом” бессмысленные оболочки, созданные и одушевленные питри.
1) Их называют Манаса-Путра, или Рожденные Разумом, Сыны Света и Солнечные
Предки. Так наше человечество обязано им своим ускоренным развитием.
2) Таким же образом, монады или человеческие Ego Седьмого Круга нашей Земли
после того, как наши собственные глобусы A, B, C, D и т. д., расставшись со
своею жизненной энергией, одушевят и тем вызовут к жизни другие лайа-центры,
предназначенные жить и действовать на еще более высоком плане бытия, — таким же
путем земные предки создадут тех, кто превзойдут их...” (Евр. 16.11.35)
Да, каждый дух или монада зарождается под лучами определенного светила, и потому
зерно духа его заключает в потенциале своем все тождественные энергии, присущие
этому светилу, которое и остается его ведущим светилом на всю Манвантару.
Так все человечество в зерне духа принадлежит к разным планетам, хотя и
находится на Земле, на одной из временных станций своих. Конечно, множество
духов принадлежит к светилу или лучу Дхиани-Будды, зародившему их, но лишь
ближайший к этому лучу становится во главе планеты. Так каждый Вел. Учитель
собирает около Себя ближайших Ему по лучу или по потенциалу энергий, потому так
разрушительны все шатания и отходы от раз избранного Учителя. В безумии шатания
мы можем отойти от своего космического Отца, который Один может зажечь наши
центры во всем их совершенстве. Теперь Вы понимаете, как связь между Гуру и
учеником может быть священна! Ибо кто может знать, если ему не будет открыто,
что избранный им Гуру не является его космическим Отцом и Гуру?
В “Тайной Доктрине” сказано, что “человеческие монады, рожденные под одною и тою
же планетою или, вернее, под излучениями одного и того же Планетарного Духа или
Дхиани-Будды, являются во всех своих последующих жизнях душами-близнецами или
душами-сестрами на этой Земле”. “Звезда, под которой рождается человеческая
особь (монада), говорит сокровенное Учение, останется ее звездой на протяжении
всего цикла ее воплощений в одной Манвантаре. Но это не есть ее астрологическая
звезда. Последняя касается и связана лишь с личностью, тогда как первая — с
истинной индивидуальностью.
Ангел, или Владыка этой звезды, или Дхиани-Будда, связанный с нею, будет, так
сказать, либо руководящим, либо просто наблюдающим Ангелом при каждом новом
воплощении монады, которая есть часть его собственной сущности, хотя ее
проводник — человек может навсегда остаться в неведении этого факта. Каждый
Адепт имеет своего Дхиани-Будду, свою старшую душу-близнеца, и Он знает его,
называя Отчей-Душой и Отцом-Огнем. Лишь при последнем посвящении, стоя лицом к
лицу с блистающим “Обликом”, они познают Его”.
Так истинным Ангелом Хранителем нашим мы можем считать Дхиани-Будду планеты, под
лучами которого или которой зародилась наша человеческая особь. (Евр. 18.6.36)
Конечно, Дух в принципе не имеет пола, и лишь на плане проявления происходит
дифференциация. По мере того как проявления монады становятся сознательнее и
ярче, и индивидуальность обогащается, пол в ней обозначается сильнее, то есть,
начинается преобладание воплощений, принадлежащих к одному определенному началу.
Конечно, исключая особых миссий, когда пол избирается в соответствии с принятым
поручением.( Евр. 19.2.37)
Все, сказанное в “Чаше Востока”, есть истина. Отделение монады есть утрата
воспоминания о личности, но не индивидуальности. Но окончательное разъединение
монады с прочими принципами человека есть страшная вещь, худшее, что может
произойти, ибо это задерживает эволюцию индивидуальности на многие и многие
тысячелетия. Такой монаде придется заново строить себе вместилище или проводник,
проходя через все низшие формы. (Евр. 6.7.37)
Теперь о зарождении человечества на нашей планете. Прежде всего, необходимо
усвоить, что лунная эволюция была значительно ниже земной, и обитатели Луны не
обладали разумом или так называемым интеллектом. При завершении ими лунной
эволюции, ум их не превышал инстинкта животных. Но ведь и сейчас немало земных
жителей, ум которых недалек от инстинкта животных! Именно, многие еще живут
инстинктом. Потому, конечно, лунные монады должны были начать свою новую
эволюцию на Земле с растительного и животного царства, чтобы примениться к
условиям новой планеты. Бархишады, упоминаемые в “Тайной Доктрине”, — эволюция
других более высоких миров, но тоже далеко не совершенных. Конечно, среди них
были монады разного развития. Они способствовали облачению лунной монады в
человеческие оболочки. В связи с этим прочтите в “Чаше Востока”, стран. 128,
“Добавочные Записи”. Именно Бархишады основали первую расу людей на нашей Земле.
Но и они могли дать лишь астральную оболочку с ее животными инстинктами. Потому
для скорейшего пробуждения зачатков разума необходимо было получить импульс или
искру от Духов, обладавших уже высоким разумением, вполне оформленным ментальным
телом, или от Агнишваттов, Кумаров и Архангелов и т. д., как их называют в
разных религиях.
Разнообразие видов природы зависит, именно, от духов, привлеченных из других
миров и даже систем. Ибо при взрывах того или иного мира астральная сфера ее
притягивается иногда к орбите планеты, находящейся в другой системе.
Думаю, что в случае благополучного завершения нашей планетой положенного для нее
цикла, духи земного человечества смогут выполнить на новой планете роль
Бархишадов, и наиболее высокие монады среди них смогут даже стать пробудителями
огня разума, ибо разве не сказано в Тайной Доктрине, что в конце седьмого Круга
многие люди станут сынами беспорочных родителей и Буддами. Если же наша планета
не выдержит и взорвется раньше срока, то, конечно, человечество наше, в своем
большинстве, может очутиться и на низшей планете и снова будет проходить через
низшие царства ее. Великое соответствие и целесообразность царствуют в Космосе.
(Евр. 13.8.38)
Также совершенно правильно, что “равенство в абсолютном смысле неосуществимо, и
что иерархическое начало есть естественное свойство общества”. Иерархия есть
космический закон, но это же космическое основание и утверждает равенство каждой
монады до нарастания ее индивидуальности. Потому и законы государственные, чтобы
быть жизненными, должны отражать законы космические. Так каждый нарождающийся
гражданин той или иной страны, по праву своего рождения в ней, приобщается
потенциально всем правам, то есть, как говорят в США, — “каждый гражданин
Америки может стать ее Президентом”. Вот это-то право и должно быть охранено. Но
именно такого равенства, как Вы знаете, были лишены граждане многих государств.
Итак, все равны по рождению, но все неравны по способностям. И такое неравенство
не только целесообразно, но и справедливо, ибо способности завоевываются личным
трудом и личными усилиями в течение бесчисленных тысячелетий. И такое
неравенство перестает уж быть неравенством и подходит под ведущий закон
иерархии. Мучительный вопрос о равенстве и неравенстве людей получил бы
разрешение, если бы закон перевоплощения стал доступен человеческому сознанию в
массах. Один из выдающихся общественных деятелей, кажется, Михаил Робертс,
однажды сказал: “если бы члены Кабинета Министров были убеждены, что после
смерти они перевоплотятся в семьях, живущих в беднейшем квартале Лондона,
социальные реформы были бы проведены с поразительной спешностью”. Можем
добавить, что изменилось бы и многое другое. (Евр. 10.9.38)
Теперь Ваш вопрос об отсталых монадах. Будете ли Вы оправдывать ленивого
ученика, который засиживается в каждом классе? Каждое бедствие, каждое зло, если
проследить его до основания, есть результат невежества. Как сказано в Буддизме:
"Невежество есть корень всех бедствий". Осознание этой истины дает стимул к
познанию и, следовательно, к эволюции.
Винить ленивцев не будем, но пожалеть можно. И те сущности, которые достигли
человеческого состояния перед самым закрытием дальнейшего доступа в него,
оказались даже в лучших условиях, нежели когда-то опередившие их собратья, ибо к
этому времени опередившее человечество уже могло еще шире способствовать
ускоренному развитию отсталых представителей его.
Человечество продвигается лишь путем познания добра и зла. Как раньше, так и
сейчас человечество подпадает одновременно под воздействие противодействующих
мощных сил и влияний, и лишь его свободная воля может направить его к выбору
того или иного пути (добра или зла). Но человечество никогда не было лишено
Высшего Водительства, и потому с момента пробуждения в нем сознания оно
ответственно за каждое свое действие, за каждый помысел. Эволюция человечества
находится в его руках. Судьба человечества творится энергией всего человечества.
(Евр.26.4.39)
Монада бессмертна. Каждый человек представляет собою индивидуальность, сложенную
многочисленными существованиями в разных личностях, но лишь частично проявленную
на земном плане в каждом из них. Индивидуальность является хранительницей Книги
Жизни, и каждая личность имеет в ней свою страницу. В эту книгу записываются
страницы лучших земных проявлений. Но встречаются Книги Жизни, по счастью редко,
в которых отсутствует та или иная страница, и такое явление весьма прискорбно,
ибо оно означает, что очередное проявление было настолько ничтожно и лишено
преуспеяния, что личность уявилась на духовном самоубийстве и ничто не могло
запечатлеться на нетленных страницах Книги Жизни. Память о такой личности
вычеркивается из сознания Монады. Конечно, прекрасные страницы нередко
чередуются с малоприметными. Но вычеркиванию обычно предшествует длинный ряд
почти пустых страниц. Ужасна должна быть страница, осужденная на вычеркивание,
на отрыв от Монады! Элементы или энергии, входившие в состав такой личности,
утратившей магнетическую связь со своей монадой, после так называемой смерти
физической личности на физическом плане, разлагаются окончательно и увлекаются
в водоворот элементов и энергий, представляющих собою космические отбросы,
которые, как Сказано, "могут наполнять собою камни соседних планет или другие
низшие образования". Сколько веков, вернее тысячелетий, пройдут, пока монада
сможет снова уявиться на новом притяжении и создании новых обиталищ. Человек
сложнейшее создание, именно микрокосм, и утеря одного звена в строении повлечет
многовековую задержку в его эволюции. (Евр.27.09.46)