Недовольство

 

Список

 

Выписки из Агни Йоги и Граней Агни Йоги
 

 

Оз.ч.2.VI.21. Довольство и неусыпность – два спутника Наших дел. Если бы люди могли видеть следствие их недовольства! Если бы люди могли понять смерть усыпленности, они избегли бы двух главных сотрудников тьмы.
Лукавое жало недовольства проникает даже в лучшие места.
Когда знаете заботу о вас, разве обожжете ее недовольством, которое раскололо великие дела и вызывало молнию пославшему?
Запомните, у Нас недовольных нет.
Коснувшиеся Света не пронзят себя недовольством и не окаменеют.
 

МО2.268. Очень плачевно, что люди вредят себе постоянным недовольством, – тоже нарушение равновесия, вредное на далекое пространство. Можно видеть людей довольно умных, но, все-таки жалующихся на судьбу. Даже земные богатства не помогают удержаться от недовольства. Конечно, о духовных богатствах обычно вообще не думают.
 

АУМ.303. Следует сказать человеку – не обессиливай себя; недовольство, сомнение, саможаление поедают психическую энергию. Явление труда отемненного – ужасное зрелище! Можно сопоставлять следствия работы светоносной и работы отемненной, когда человек сам себя обокрал.
 

АУМ.320. Не устанем твердить, насколько все врата открываются, где нет жалоб, недовольства и отрицаний.
 

Бр.92. Труд ненавидимый является бедствием не только для неудачного работника, но он отравляет всю окружающую атмосферу. Недовольство работника не позволяет находить радость и совершенствовать качество. Кроме того, империл, порождаемый раздражением, усугубляет мрачные мысли, умертвляя творчество. Но может возникнуть определенный вопрос – как поступить, если не каждый может найти труд соответственно призванию? Несомненно, много людей не могут приложить себя, как хотели бы. Существует лекарство, чтобы возвысить такое увядание. Научные достижения показывают, что поверх каждодневности существует прекрасная область, доступная всем – познание психической энергии. Среди опытов с нею можно убедиться, что хлебопашцы часто обладают хорошим запасом энергии. Также и многие другие области труда способствуют сохранению силы. Потому среди самой различной работы можно найти мощь возвышающую.
 

Бр.544. Разъедающий червь недовольства должен быть изгнан из каждого кооператива. Некоторые будут прикрываться стремлением к совершенствованию, другие назовут это сомнением. Много можно назвать уловок, но все будут лишь прикрывать несносное чувство недовольства. Люди не дают себе отчета, откуда рождается этот червь? Ужасно подумать, сколько образований нарушается от недовольства. Следует присмотреться, откуда оно происходит.
 

Бр.574. Для одних Наши советы – посох надежный, для других – несносный груз. Одни примут совет, как нечто долгожданное, но другие в каждом совете найдут повод к недовольству. Не может человек понять, насколько совет должен сгармонизироваться с его сознанием. Нельзя применить многие полезные действия лишь по причине отвергания их. Добро не живет с отверганием. Добро имеет дверь открытую, ему не нужны замки.
Только в Братстве можно научиться открытости и сокровенности.
 

Н.132. Недавно Урусвати посетила место, где собраны оставившие Землю в престарелом возрасте. Можно утверждать, что легко работать с детьми и с престарелыми, которые изжили в земной оболочке задания. Труднее всего с людьми среднего возраста. В них много невыраженных нагромождений, в них много недовольства, нежелания признать Иерархию, смутных желаний и злобы на все сущее.
Среди прошедших долгую жизнь можно найти организацию, которая помогает осознать Иерархию. Существа из Высших Сфер вовсе не всегда воспринимаются в Тонком Мире. Их проявления осязательнее, нежели в земном мире, но отрицатели найдутся и в Тонком Мире. Невежды настолько косны в течение плотной жизни, что они переносят отрицание и в средние слои Тонкого Мира. Это обстоятельство нужно запомнить, чтобы быть готовым к учительству и в Тонком Мире.
 

Н.136. И в земных, и в тонких битвах имеет решающее значение качество устремления к Нам. Можно твердить без конца, что устремление к Нам есть Щит прочный. Помощь может быть увеличена безмерно, где нет недовольства, жалоб, уныния и недоверия. Люди, дайте Незримым Пособникам протянуть руку помощи. Сколько светлых крыльев поникло от человеческого недоверия!
 

Н.231. Унылых людей называют обездоленными. Вдумайтесь в последнее слово. Кто же лишил таких людей присущей им доли? Прежде всего, они сами лишили себя возможностей. Давно они начали свое разрушение. Недовольство, злоба, раздражение пресекли путь к радости. Темные помыслы лишили их источника сил. Самость помешала распознать радость. Самость шептала – радость лишь в личной выгоде. Таким образом, самая плодоносная радость скрывалась за безобразными кучами уныния. Слепцы уныния – самые жалкие двуногие.
 

Н.325. Дракон порога явно показан как страж сознания человека, такое представление сделало из дракона отвлеченный символ, но эти драконы стоят гораздо ближе к жизни каждого обихода. Человек питает их своим недовольством. Нет такого обихода, который удовлетворил бы человека. Не говорю о жажде знания, которая будет достойным исканием. Недовольство обиходом основано обычно на низменных страстях, тогда настает настоящий драконов праздник, и накопление человеческое идет в пищу дракону.
 

Н.375. Если бывают предметы, напитанные самыми благими наслоениями, то могут быть и вещи проклятые. Люди забыли, насколько их излучения могут привлекать самых противоположных сущностей. Также люди не хотят знать, что каждое место может сделаться благодатным. Так можно ли проклинать место, которое через человеческое неразумие стало неприятным для жизни? Пусть люди не забывают, что их недовольство и хула лягут на них же. Можно нарисовать ужасную картину, как человек закапывает сам себя и замечает эту петлю, когда она уже душит.
 

Н.792. Урусвати знает, насколько губителен червь недовольства; от него увядание, усыхание и умирание. Неразумные скажут: "Как же осуждать недовольство, когда заповедана неудовлетворенность?" Отвечайте: "Неужели не умеете распознавать различие между недовольством и жаждою усовершенствования? Радость рождается от стремления к совершенствованию и скорбь от жалкого недовольства".
Многие погибали в пучине мучительного недовольства. Они пресекали свой путь земной и надземный. Деятель радуется тому, что он человек. Эта человечность учит его, что в любом состоянии он может приобщиться к великому движению. Он действует мысленно и уже тем может продвигаться на пути. Каждый самоотверженный путь не дает места недовольству. Каждая светлая неудовлетворенность уже будет некоторой победой.
 

Н.901. Урусвати знает сущность самоозлобления. Не может быть Йогом самоозлобленный. Достаточно сказано о вреде яда, порождаемого гневом, но не менее вредоносны постоянные отложения озлобления. Часто оно происходит от невежества и начинается от малейшего недовольства, и так нарастает клубок постоянного озлобления. Лучшие силы оказываются отравленными, и пустое место порастает бурьяном, вместо прекрасного сада.
Для Надземного Мира озлобление будет пагубным. Эманации злобы отталкивают лучшую помощь. Заболевший озлоблением притягивается к таким слоям, которые он мог бы легко избежать. Уже не говорю о заражении пространства и нанесении вреда окружающему.
Надо признать, что излучения злобы очень сильны и проникают далеко. Это одинаково относится, как к земному, так и Надземному Миру. Ярый гнев, как черная молния, но самоозлобление, как отравленная пища.
Мыслитель говорил: "Если злобный, не беседуйте".
 
 
 

1.58. И как это ни удивительно, но сама жизнь, каждодневная жизнь человека на этой земле, является лучшей ступенью и дает богатейшие возможности для сознательного устремления к этой цели великой и для сознательного ее достижения. Упражнять и развивать любые качества духа, ведущие к овладению собой, своим телом, чувствами и мыслями, можно в любое время, в любом месте, избрав для этого упражнения качество, созвучное моменту или вообще наиболее звучащее духу. Так, например, укоренившаяся привычка делать любую работу наилучшим образом и с интересом будет уже величайшей победой над собою самим. Можно побеждать чувство усталости, холода, голода, недовольства, уныния и так далее, словом, упражняться везде и всегда во всяких условиях жизни. Ибо жизнь и есть то горнило для духа, где выковывается его огненная мощь.
 

1.75. Если карма ставит в определенные и неизбежные условия, то не будет ли лучшим решением вместо жалоб и недовольства извлечь из них все, что могут они дать.
 

2.250. Если раздраженный или недовольный человек выливает на вас свое раздражение или недовольство, то полная победа над этими астральными явлениями достигается только тогда, когда волны этих эмоций погашаются не только в себе, но и в чужой, зараженной ими ауре. Это достигается прежде всего преодолением этих эмоций в себе, ибо они заразительны очень, а затем уже и в породителе их.
 

2.375. Борьба сосредоточивается внутри. Никакие сетования, никакие жалобы, никакие недовольства не помогут одержать над собою победу. Только Свет, неугашаемый волнами внешних воздействий, только он будет знаком победы.
 

2.434. Отдавая мысленный приказ, следует иметь в виду, чтобы не был окрашен он примесью астральных эмоций. Нетерпение, раздражение, недовольство, огорчение, озлобление и все прочие эмоции астрала, являясь по шкале тонких вибраций ниже, нежели чистая мысль, тем самым делают мысленный приказ слабым и не эффективным. В этих эмоциях не сила уявляется человека, а слабость его воли, входящая в приказ как его составная часть. То же самое и в жизни обычной. Человек, проявляющий качества и находящийся в плену у своего астрала, быть сильным не может.
 

2.436. Каждое неуравновесие астрала обезображивает ауру. Если бы можно было видеть излучения раздраженного или унылого человека, мутные, грязные, дымные вспышки первого и повисшие, грязным тряпкам подобно, излучения второго, стало бы сразу понятным, что ни в раздражении, ни в унынии, ни в недовольстве, ни в осуждении и прочих сходных с ними настроениях служить красоте невозможно. Как может приблизиться Незримый Водитель к ауре, пораженной такими неуравновесиями? Свет поступает через ауру. Ее охранять следует еще более тщательно и бережно, чем даже здоровье.
 

2.442. Недовольство судьбою своей или возмущение течением Кармы ни от судьбы, ни от Кармы не освободит. Освобождение лежит во внутреннем отношении ко всему происходящему с человеком. Когда сделано все, что в человеческих силах. Карма произносит свое последнее слово.
 

2.454. Слова и мысли ненависти, недовольства, уныния, осуждения прежде всего разрушают сущность того, кто их говорит, а потом уже и окружающих и окружающее. Действуют они не только на людей, но и на животных, цветы и растения, на обстановку и вещи, словом, на все, что вокруг.
 

2.509. Сужденное не уйдет, каким бы далеким или недостижимым оно ни казалось. Но и руку свою надо приложить, чтобы не мешать росту огненного цветка. Исключаются раздражение, уныние, недовольство, беспокойство, страх и все прочие чувства отрицательной шкалы эмоций. Обуздывается астрал. Овладеваются волей все оболочки и утверждается равновесие духа.
 

2.518. Действие совместное с Учителем требует большего умения владеть собою и известной степени равновесия. Ни в раздражении, ни в унынии, ни в недовольстве, ни в злобе, ни в страхе, ни в зависти, ни в каких-либо иных низких чувствах совместно с Учителем действовать и работать нельзя. Вихри же чувства создают такую атмосферу вокруг ауры, которой не может коснуться Луч Учителя и через которую он не сможет проникнуть. Только чистая аура дает проходимость Лучу.
 

2.593. Можно отметить, как при правильном отношении к явлениям жизни тяжелым и неприятным утрачивается их острота и способность так сильно воздействовать на сознание, как вначале. В духе вырабатывается иммунитет. Под ударами вещество укрепляется и твердеет. Не следует при этом допускать омрачения, недовольства или возмущения, ибо цель испытаний – благая. Поддаваясь рефлексам астрала, не выдерживаем очередного испытания, и оно повторяется снова и снова, пока не утвердится или не выработается в человеке то, ради чего допущено испытание.
 

3.229. По плате и получение. Доступ открытый туда, куда входы закрыты для множеств, быть должен оплачен. Потому сетования недопустимы, как показатель непонимания. Сетованием и недовольством можно пресечь путь. Лучше принять его радостно и добровольно, тем объединяя волю свою с Волей Владыки.
 

3.339. Прежде всего следует твердо усвоить, что человек, прирожденный творец мысли, то есть мыслитель, может творить мысли по своей воле, и мысли такие, которые по характеру своему и силе воздействия будут носить положительный смысл, то есть будут светоносны. Мысль уныния, отчаяния, безнадежности, недовольства, страха, осуждения, беспокойства, раздражения не будет уже светоносной. Светлое сознание порождает мысли Света, темное – тьмы.
 

4.357. Болтливость, боязливость, волнения, суетливость, беспокойство, страх, сомнения, заискивание перед людьми, отсутствие достоинства духа, раздражение, уныние, недовольства, жалобы и без исключения все прочие отрицательные качества духа – все расточают огни.
 

4.573. Нет неизменяемых плотных условий. Каждое имеет конец. Лучше всего в каждом находить возможности для продвижения и довольствоваться тем, что дает жизнь. То, что вызывает в настоящее время недовольство, в будущем может служить источником сожаления об утраченном. В лучших условиях худшее не вспоминается, но в худших лучшее обычно приходит на память.
 

5.70. Во всем, что происходит в жизни устремленного к Свету духа, можно найти смысл и значение, то есть понять, для чего именно Учитель допускает данное обстоятельство. А когда найден смысл, то можно, не сетуя и не поражая себя недовольством, принять любое испытание. Надо лишь только помнить, что по плате и получение и что тягости жизни текущей превратятся в ничто, когда дух освободится от нее, сбросивши тело. Когда человек просыпается после тяжелого сна, он вдруг понимает, что все, что он видел и переживал, – только лишь сон и в действительности нет ничего.
 

5.105. Принятие тягостей и трудностей жизни как неизбежного условия роста духа необходимо для понимания явления пути. Это и будет тот крест, который без жалоб, сетований, недовольства и ожесточения должен взять на свои плечи и нести идущий к Владыкам. Вместо розовых сладких мечтаний – суровость подвига. Ибо несение Света, не отемненное переживаниями личного порядка, в сочетании с явлением пути и будет подвигом жизни.
 

5.120. Если бы знали, какою Заботою окружены, не прожигали бы ауру своим недовольством. Принесем Тому, Кто Ведет, всю полноту понимания и признательности.
 

5.135. Терпение уявляется в том, чтобы ко всему происходящему в течение дня относиться, не позволяя недовольству, беспокойствам и огорчениям слишком влиять на сознание и омрачать его до такой степени, что нарушается равновесие.
 

5.183. Хороший ученик внимательно и напряженно стремится понять очередную задачу и извлечь из нее все, чему может она научить. Недовольства, сетования и самотерзания даваемыми жизнью испытаниями только отягощают сознание, ничего не давая взамен, а лишь углубляя и усиливая проходимое испытание. И это тоже надо понять.
 

5.278. За розами тянутся все, но о шипах забывают. И когда лепестки увядают и остаются только шипы, то есть встает противоположный полюс достигнутого, начинаются сетования и недовольства. То, что двойственно по природе, стать не может иным. Потому все, что вокруг, имеет свою оборотную сторону, ибо человек живет в мире светотени, где антипод каждого явления неизбежен по существу. Нет света без тени, нет счастья без горя, нет верха без низа, нет очарования без разочарования, нет молодости без старости и улыбки без слез.
 

5.371. Чувства раздражения, страха, уныния, недовольства тем не хороши, что они очень тесно связаны между собою одной и той же основой, которую можно назвать тьмой, и потому допуск в сознание мыслей одного порядка создает канал для привлечения темных мыслей другого, и сознание заливается тьмою или отемняется, становясь фокусом магнитного притяжения для нежелательных, негодных, недостойных и низких мыслей всевозможных оттенков.
 

5.372. Как очаги восстания против верховного решения воли двигаться к Свету, вспыхивают внутри узлы сопротивления гармонии устремленного движения. Вот вспыхивает дымный огонь недовольства или раздражения, вот начинают чадить вспышки сомнения, уныния, страха, суетливости и всех прочих изживаемых отрицательных качеств, которые продолжают омрачать путь и задерживать продвижение к Свету. В своем внутреннем мире, где владыка сам человек, допускаются восстания и сопротивления оболочек, не желающих подчиниться воле.
 

5.478. Недовольство – очень разрушительное чувство, которое может лишить многих достижений. Помните слова Владыки: «У Нас недовольных нет».
 

5.586. Когда же реакция сознания ответствует энергиями Света, тогда отвечающий может сказать: «Идет зло мира сего, но не имеет во мне ничего». Много легче на зло отвечать злобой, раздражением, недовольством или недоброжелательством, то есть звучать в унисон с воздействиями, идущими извне. Но если, приняв сердцем волну темных энергий и трансмутировав ее сердца огнем в светлый Агни, волну его сердцем обратно послать, это будет истинно благодеяньем.
 

6.24. Редко кто сознательно обращается во тьму. Но чтобы перемагнитить устремление, темные, которые постоянно на страже, подбрасывают и создают такие условия, когда сознание отвлекается от главного и рассеивает свои энергии на дела обыденные, в них погружаясь. Недовольство, мелкие трудности, мелкая занятость или неизбежные испытания, успешно не преодоленные, неизжитые желания прошлых свершений обволакивают дух суетою обычного и устремления Света и устремления к Свету заменяют устремлениями обычно житейскими. Но тьма наготове подбросить камушки, на которых так легко поскользнуться, и, если ослаблен дозор, незаметно и постепенно вползает тьма, набрасывая покрывало неведения на действительность незримо духовного мира. Человек видит то, что он хочет. Нежелание Света исключает его.
 

6.44. Когда тьма наступает и очень активна, не надо тратить психическую энергию на жалобы, недовольства и ненужные слова. Сила расточается не только словами, но такими же мыслями. Если силу расточать понапрасну, нечем будет встретить энергии тьмы.
 

6.48. Скажем, действие в раздражении не эффективно. Действие в огорчении, унынии, страхе, злобе, недовольстве, зависти, алчности, ревности, сомнении и во всех прочих отрицательных эмоциях астрала не может быть сильным, хотя внешне и может показаться таковым, например, взрыв злобы. Все это сфера низших огней. Следует собирать в своем микрокосме силу чистых огней.
 

6.69. Даже Учитель не может помочь, когда сознание наполнено жалобами, сетованиями, недовольством и переживаниями от досаждений бесовских. Учитель дает всю защиту, если состояние сознания позволяет. Но когда, вместо щита, жалкая, мокрая, жалующаяся подавленность недовольства, трудно помочь.
 

6.244. Малое сознание при маленьком сердце проникается недовольством и прочими отталкивающими чувствами но отношению к Иерархии, когда внешние обстоятельства становится невыносимыми.
 

6.248. Следовать, не взявши креста, многие бы хотели. Но взять крест – это значит отказаться от жалоб, сетований, недовольства, и это значит смирение перед кармической уплатой старых долгов. И когда тяжесть креста становится невыносимой, хорошо тогда помнить, что Сам Просил нагружать Его больше. Непомерная ноша не может дух уничтожить, а поднявший ее к Нам непреложно доходит.
 

6.376. И если сейчас крест свой несется без возмущения, ропота и недовольства, но с осознанием неизбежности кармических расчетов, то это и есть мудрое освобождение от прошлых долгов. Так же будем поступать и при будущих кармических встречах. Учитель хочет скорее вас видеть уплатившими старые долги.
 

6.521. Одни и те же внешние условия для одних могут служить причиной радости, а для других – горя или недовольства. Не сам ли человек является причиной такого воздействия? Давно сказано, что человек есть мера вещей. Поэтому нельзя приписывать обстоятельствам и делам самодовлеющего значения, ибо это значение определяется сознанием. И можно ли винить Учителя за то, что те или другие условия вызывают в ученике недовольство. Может быть, другой ученик только бы радовался, будучи в таком же положении.
 

6.543. Только предательство и оскорбление Иерархии непоправимо и лишает права на помощь и связь. Все прочее не может служить препятствием к тому, чтобы помощь им прервалась, даже несмотря на проявленное недружелюбие. Конечно, если по каналу к ним открытого сердца текут злоба, осуждение и недовольство в ответ на посылаемый Свет, то следует соблюдать целесообразность и «не метать бисера». Слова о попирающих жемчуг знания пятою невежества по-прежнему остаются в силе.
 

7.28. Слабосильным нет места среди сотрудников Наших. Нет места унынию, жалобам, недовольству, ожесточению и всем прочим отрицательным чувствам, столь свойственным людям. Много мужества требует приближение к Свету.
 

7.61. Особенно сильна мысль, порожденная в состоянии равновесия, и особенно слаба – творимая в хаосе разновесия. Личные эмоции раздражения, страха, сомнения, огорчения, недовольства, уныния, беспомощности и так далее ослабляют силу мысли, сводя эффективность на нет. Говорю не о карме, но о силе творческой мысли, посылаемой в пространство для осуществления. В разновесии порывается связь с Иерархией и канал Помощи перестает действовать.
 

7.65. Все мешающее надо оставить: все сетования, недовольства и все, возбуждающее сомнения. Трудно идти против очевидности, но приходится перестать считаться и с нею. Очевидность есть куриная действительность. Но кто же, коснувшийся Света, захочет обратить свою жизнь в курятник!
 

7.101. Правильно отметила народная мудрость: «Что имеем, не храним, потерявши – плачем». Поэтому самым разумным будет ценить и беречь то хорошее, что есть в жизни каждого человека, не усугубляя и не усиливая ее теневые стороны и – особенно – не культивируя недовольство. Довольствоваться тем, что дает жизнь, – значит искоренить недовольство и всякие бесплодные попытки опрокинуть Карму.
 

7.259. В периоды тяжких испытаний надо силы найти окружить себя Светом. Страдания и огорчения не мешают ему, но очень мешают недовольства, сетования, озлобление, ожесточение, колебания, сомнения и все те чувства и переживания, которые обычно возникают в это время. Быть может, цель испытания и состоит в том, чтобы вопреки ему не допустить омрачения и чувств, отделяющих от Учителя и препятствующих Его Лучу коснуться вашего сердца.
 

7.279. Зная цель земных воплощений и значение трудностей и испытаний, можно приветствовать трудную жизнь и рассматривать обременение обстоятельствами как ступени лестницы восхождения духа. Это очень легко принять на словах, но как только доходит до дела, вместо понимания появляются недовольство, сетование и ожесточение.
 

7.382. Как недопустимы чувства недовольства, осуждения и все, что мешает объединению сознания. Многое в этой области требует самого бережного отношения. Чашу возможностей можно легко разбить, но, склеенная, она утрачивает свою ценность. Самость должна быть обуздана крепко. Даваемых возможностей не упустим.
 

7.419. Великое качество терпения включает в себя и умение переносить все испытания, трудности, несправедливости и обиды от людей, которые обычно обращаются к Учителю, без жалоб, ожесточения и недовольства. Мужество, терпение и равновесие – грани одного и того же алмаза.
 

7.538. Только долгий опыт и столкновение с тьмою дали возможность оценить и понять такие качества духа, как молчаливость, сдержанность, самообладание, спокойствие и равновесие. Жизнь убеждает в том, что нападки темных вызываются недостаточно полным утверждением этих качеств. Этим вредны жалобы и недовольства, яро ослабляющие защиту и открывающие уязвимые места для вражеских нападений. Будем на страже.
 

7.551. Даже магнит размагничивается в неполезном соседстве, если на нем не наложен затвор. Только затвор прекращает утечку энергии, которая необходима для творчества. Сдержанность и самообладание будут такими затворами. Раздражение, недовольство и им соответствующие слова и поведение будут условиями размагничивающими, ибо затвор с магнита при этом снимается. Говорится для исполнения.
 

7.553. Готовность к испытаниям без недовольства, сетования и осуждения Учителя указывает на высоту, достигнутую духом. Такая готовность помогает победно проходить через них. Много теряется времени и сил понапрасну, когда испытания не выдерживаются и их приходится повторять снова и снова; чем больше сетований и недовольства, тем длительнее становится то, от чего так страстно хочется освободиться. Только равновесие, то есть отсутствие болезненной и эмоциональной реакции на то, через что необходимо пройти, освобождает от кармической неизбежности.
 

7.746. Поистине, не можете пожаловаться, что школа плоха и не дает достаточно материала для изучения, усвоения и опыта. Неразумный будет огорчаться, сетовать и являть недовольство, но мудрый порадуется тому, что ускоряются возможности его продвижения именно благодаря этим отягощениям. Но тот, кто научился радоваться тяжким урокам жизни, воистину победитель ее.
 

8.15. Вопрос о поддержании ауры в порядке важен необычайно. Можно представить себе, что проникает вовнутрь при раздражении, унынии, злобе, или недовольстве, или при других эмоциях, когда Свет заменяется тьмою. Быть постоянно на страже, на охране своих излучений – первейшая обязанность того, кто идет за Позвавшим.
 

8.77. Можно быть постоянно на страже, зорко наблюдая за тем, чтобы в сознание не проникло ничего, отделяющего его от Руководителя. Отделиться легко, особенно когда так велико число желающих и стремящихся нарушить это единение. И через эти полчища надо пройти так, чтобы Близость утвердилась еще прочнее. Сомнение, недоверие, жалобы, недовольство и все прочие отделяющие от Нас свойства выливаются в конкретные, явные, хотя и не видимые физическим глазом формы, и эти чудовища мрака могут стоять стеной, отделяющей от доступа Света.
 

8.171. О каком объединении сознаний можно говорить, если система наполнена раздражением, или страхом, или недовольством, или злобой, или унынием, или похотью, или другими отрицательными чувствами, на которые так падки многие люди.
 

8.238. Очень много энергии уходит на беспокойство, страхи, суетливость. Еще больше – на злобу и раздражение. Недовольство, уныние, восторженность, обывательская веселость и все сопровождающееся внешним эффектом требуют того или иного количества сил. Сдержанность позволяет их сохранить внутри микрокосма с тем, чтобы тратить только сознательно, и с соизволения воли, и только тогда, когда это необходимо.
 

8.641. Страдания очищают, и крест, взятый сознательно и мужественно несомый, приводит на вершину достижений. Не в унынии, не в омрачении, не в сетованиях и недовольстве но в бодрой радости духа проходит познавший через тернии жизни, в яром понимании того, что каждое отягощение способствует возрастанию духа.
 

9.95. Трудную полосу жизни надо пройти, не колеблясь, не сомневаясь, не являя недовольства, страха и омрачения. Каждое испытание кончается, когда наступает срок. Не бывает вечных испытаний.
 

9.97. «У Нас недовольных нет», – это одно из основных положений Братства. Вред от недовольства велик. Оно прежде всего подсекает здоровье. Оно отравляет окружающую атмосферу и сознания соприкасающихся с недовольством людей. Оно сетует и восстает против кармы. Ничего не случается без причины. То, что окружает человека, есть следствие его кармы и всех его прошлых поступков и действий. В случае Поручения или особой миссии судьба человека определяется ими, но обычные люди несут на себе следствия прошлого. Что касается принятых учеников, то они находятся под постоянным наблюдением и руководством Учителя, и при известной степени доверия недовольству нет места. Опасайтесь этой ехидны и старайтесь даже в малом радость найти. Даже у нищего радость солнцу велика.
 

9.120. Если удастся научиться удержать равновесие при самых неблагоприятных условиях, то хранить его в жизни обычной будет уже много легче. Каждый ученик хочет стать закаленным воином, но процесс закалки обычно вызывает неприятные чувства и даже недовольство, то есть, говоря другими словами, хотелось бы приобрести нечто, не заплатив за него. Но даром ничего не дается, все приобретается опытом, испытаниями и страданием. Больше заплативший больше получит.
 

9.187. «Серебряная слеза» означает готовность встретить любые испытания без жалоб, ожесточения, недовольства и прочих чувств, пресекающих продвижение духа. Это один аспект качества готовности.
 

9.466. Всякое омрачение, неуравновесие, раздражение, злоба, недовольство, уныние и все прочие отрицательные качества духа открывают врата темным. Ясносияющее мышление – лучшая защита от зла. Мысль о прекрасном усиливает его.
10.52. И близких и друзей, не подозревающих о темных выдумках, избирают супротивники Света, пользуясь именно тем, что им и в голову не приходит возможность сотрудничества с тьмою. Кто же иначе подбрасывает раздражение, недовольство, ожесточение и жалобы? Гармоническое, светлое состояние духа их исключает. Через любую щель, как бы мала она ни была, пытаются вторгнуться темные твари.
 

10.293. Мелкие обиды, недовольство друг другом, и особенно осуждение и прочие очень мелкие и недопустимые чувства, возникающие в сознании, служат неодолимой преградой полноте единения. Их из сознания надо изъять. Именно самая их ничтожность препятствием служит светоносности неограниченного единения. Не нужны эти малые чувства для гармонического слияния аур. Они подлежат полному устранению, сознательному и безоговорочному.
 

10.330. При борьбе с тьмою необходимо собрать достаточное количество Света, чтобы был в состоянии он осветить и побороть мрак. Ни в злобе, ни в раздражении, ни в недовольстве, ни в отчаянии, ни в унынии, ни в недоверии, ни в сомнении не собрать требуемого количества Света. Ведь надо, чтобы тьма мира сего, яро наступающая на все, не имела в вас ничего. Только это условие принесет вам победу. Не легко его соблюсти. Но помните, Сказано: «Приму в щит все твои стрелы, но в ответ Пошлю с улыбкою только одну». Посылать стрелы врагам улыбаясь может дух, Света достигший.
 

10.586. Особенно опасны мысли сомнения и недовольства Учителем. Они могут выжечь все добрые всходы. Ведет мысль, но куда заведет мысль, которая не от Света?
 

10.661. Проходить приходится через все, что дается кармой, и проходить без ожесточения, уныния, недовольства и осуждения. Много качеств должен выработать в себе ученик. А так как самому это выполнить трудно, то школа жизни приходит на помощь. Следует лишь понять, что все это на пользу.
 

10.696. Легко другому человеку, даже другу, сказать, что это его карма. Но когда приходится слышать об этом в свой адрес, то легкость понимания заменяется недовольством и даже возмущением жестокостью говорящего. Хорошо научиться в подобных случаях смотреть на самого себя как бы со стороны, как будто это касается кого-то другого, это очень полезно и поучительно.
 

11.124. Приемник Луча Иерарха должен быть в полном порядке. Так, недовольство, омрачение, недоверие, сомнение или страх делают воспринимающий аппарат нечувствительным к посылаемым вибрациям. И если остается еще какой-нибудь сор у порога, вроде нечистого мышления, приемник не может действовать полнозвучно. Вдобавок к этому темные, видя пятна на ауре, стремятся к ним присосаться и воздействовать через них. Чем больше эти пятна и чем сильнее укоренились они в ауре, тем сильнее и длительнее темные воздействуют и тем труднее очертить или провести защитный круг Света. Получается полное подобие крепости, окруженной стенами, но ворота которой открыты врагу. Поэтому Учитель Требует полного очищения сознания от всякого сора. Он (сор) очень магнетичен и притягивает к себе из пространства отравленные частицы по сродству своему с ними.
 

11.154. И если земная жизнь – это сон, то лучше всего от этого сна оторваться и, отрываясь, облачиться в светлые духовные одежды. В огорчении, злобе, омрачении, страхе, недовольстве, беспокойствах отходят люди, засыпая, в Мир Тонкий. Можно представить себе, какие сферы они посещают, в то время как могли бы проводить это время с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления.
 

11.254. Мысленные беседы с близкими сердцу духами можно вести, не считаясь с расстояниями и с многими другими условиями. Такая беседа, безусловно, полезна, если исключены жалобы, сетования и недовольства. И если реакция не всегда явно ощутима, то все равно не может остаться контакт без последствий.
 

11.398. Существует труд подневольный, омраченный, зараженный недовольством, нежеланием и сетованиями. Это труд рабов подневольных.
 

11.644. Многие настроения вызывают утечку психической энергии: уныние, недовольство, жалобы, осуждения, раздражения и все прочие несветлые чувства – расточители Агни.
 

12.371. Сколько энергии уходит на совершено ненужные, обессиливающие и омрачающие эмоции, сколько суеты, беспокойств, недовольства, тревоги и ожидания всяких неприятностей! Всю эту вредную свору чувств мелких и мыслей можно заменить явлением равновесия и отсутствием реакции сознания на все внешние воздействия, их вызывающие.
 

12.485. Астрал любит суетиться, тревожиться, беспокоиться, огорчаться и выражать недовольство. Многое не совместимое с восхождением духа хочет он уявлять. Вот почему столь нужен неусыпный дозор, ибо, выйдя из-под контроля, астрал может разрушить все достижения.
 

12.664. Если темные попытки вызвали нарушение обычного течения Общения, или вызвали недовольство, или мысли о собственной слабости, или стремление искать утешение в мечтаниях о земных утехах или в чем бы то ни было другом, это указует на угашение пламени духа – значит, тьма в стараниях своих преуспела, значит, волна противодействия Свету не была встречена достойно.
 

12.767. Все недовольства надо относить на свой счет, то есть относить к себе причины, вызвавшие нежелательные явления. Вот сетует друг на тяжкую, мучительную и долгую болезнь. Виноват ли в этом Учитель или те, кто стремится ему помочь? Со стороны видно, что болеющий сам на себя навлек заболевание, но никак не Учитель. Так и в своей собственной судьбе ученик должен искать причины отягчающие в прошлом своем, но не приписывать их Тому, Кто Оказывает ему незримую помощь, дозволенную Законом Кармы.
 

13.221. Хорошо научиться довольствоваться тем, что допускается кармой. Недовольство омрачает ауру и ничего не дает, кроме огорчений. Довольство не означает самоудовлетворенности, но, скорее, примиренность с течением кармы и уплатой по прежним счетам. И тогда ученик понимает, что царский престол и хижина бедняка одинаково служат цели восхождения духа.
 

13.225. Жалобы, сетования, недовольство, уныние, раздражение, беспокойство, тревога, страх, униженность, лесть, осуждение, недоброжелательство – все это из одного гнезда – пожиратели психической энергии. Хотя бы из чувства самосохранения надо их избегать. Без своих усилий в этом направлении ничего не достичь. Великая огненная энергия «силой берется», и прилагающий усилие приобретает ее.

 

1955.109. И огни опыта, и удары, формирующие клинок духа, нужны и неизбежны, если дух восходит. Конечно, можно было бы обойтись и без них, и без опыта и жить тихой, спокойной и беззаботной жизнью, но при условии отказа от восхождения. Надо осознать бессмысленность сетований и недовольства на трудности жизни, ибо они-то и являются условиями подъема, толкающими дух кверху. Под давлением струя воды бьет высоко вверх. Так и огненные энергии духа под давлением снизу устремляются в Высшие Сферы. Следует и сознание настроить так, чтобы все земное, давящее сознание, устремляло его в Высшие Сферы. Хорошо на Земле иметь дом, обжитый, удобный и приспособленный для особых условий жизни ученика. Но все же и через бездомие земное надо пройти. Надо достичь того состояния сознания, когда оно может чувствовать себя «дома» везде. Это надо для Тонкого Мира, чтобы быть несвязанным там.
 

1955.149. Мы далеко, но Мы Строим, Нам подражайте в деле строительства. Йог строит мыслью храм за двадцать переходов, а Мы – Страну Новую. А вы, Нам помощники, тоже помогите посильно. Не критикой, не осуждением, не недовольством, жалобами и сетованием, не злобою и ожесточением, но мыслями Света, от сердца идущими. Не подтолкните и не отяжелите Того, Кто так долго Несет непосильную Ношу.
 

1955.170. Ответственность свою перед Владыками, перед человечеством, перед Будущим, ответственность за Землю надо полностью осознать. Только невежество думает, что все мысли огорчения, недовольства, раздражения и все груды прочих мелких отбросов с конвейера человеческого микрокосма касаются самого невежды и лишь только его. Нет! Пространственное дело творится, и великий пространственный вред приносится. Личных дел и явлений нет, все они огненными излучениями своими врезаются в пространство, отравляют его и, страшно влияя на людей, кроме того, коричневый газ порождают. Этот газ несет в себе элементы разложения, или хаоса. Страшное, разрушительное дело творится, и не знает, и не понимает невежда, что он творит, хотя и задыхается в смрадных продуктах собственных порождений. Потому Говорю: «Знайте больше, чтобы светлый путь Агни неразумием своим не запятнать». Что значит какое-то маленькое раздражение или недовольство? Но когда ясно представляет себе человек дымную вспышку огней и мутную коричневую ауру излучений, опутывающих своего породителя, вряд ли захочется ему быть своим собственным отравителем прежде всего, а также и других, окружающих его людей.
 

1955.224. Относительность явлений и правильное суждение о них все же остаются непонятыми. Зависть может проявляться не только в отношении людей, но и в отношении тех условий, в которых живут люди, не затрагивая определенных индивидов. И такая зависть тоже вредна, хотя она и не вредит отдельным людям. Людям она не вредит, но вредит носителю ее, порождая недовольство, сетования и сожаления. Надо понять, что сумма счастья, отпущенная судьбою человеку, не увеличится от того, если условия изменятся. Ведь и в жизни прошедшей были эти условия иными, но особого и длительного счастья не ощущалось и тогда. Дух несет свой тонус счастья через жизнь, и ни царские палаты, ни дворец миллионера его не повысят.
 

1955.289. Личные горе и радость, любовь и ненависть, недовольство и удовлетворение, как палки о двух концах, уявляются в астрале, оплоте личности. Пресекая в момент возникновения один из полюсов, тем самым уничтожаем возможность существования другого. Этим путем ярые уявления астральной оболочки можно обуздать и свести на нет. Это и есть путь к утверждению равновесия. Этим путем и личность можно умерить и подойти к пониманию утверждения жизни сверхличной.
 

1955.323. Чтобы стать явно ближайшим, действие ныне надо явить. Не недовольством, не осуждением, не занятостью собою приближаемся. Свет в себе посильно надо явить в тяжкие дни преддверия Света Прихода. Будьте Моими не на словах, но на деле. Где бы вы ни были и что бы вы ни делали, в духе и духом будьте Моими. Моими будьте сейчас, каковы бы ни были окружающие вас люди и условия. Будьте Моими во Имя Мое, и ради Меня духом воспряньте, и в духе держитесь достойно.
 

1955.365. Вопрос ставится прямо: или нахождения духа, и приобретение опыта, и умножение Сокровища Чаши, или жизнь впустую и даже расточение и того малого, что было. Но главное – вооружиться непреложным знанием, что кроме пути испытаний, слез, огорчений, трудностей, ударов, нужды, напряжений и борьбы, другого пути восхождения духа и возрастания и накопления сил быть не может. Всякое желание облегчения, всякое сетование и недовольство, всякое возмущение и нежелание примириться с этим порядком вещей будет отклонением от цели и показателем непонимания путей духа. Надо, надо в духе стойко и твердо принять невозможность иного пути. И все это встречать как должное, как законное, как именно то, что неизбежно сопутствует подъему. И, приняв, достоинство сохранить, бодрость сохранить, подвижность сохранить, сознание силы сохранить, и сохранить даже радость. Все качества сохранить, и не только сохранить, но и приумножить. И духом не падать ни при каких противных обстоятельствах. Через это все надо пройти, огней не теряя.
Астрал надо обуздать, прыжки сознания остановить. Обуздать спокойствием и равновесием. Сколько бессмысленной радости и смеха уявляют люди и, конечно, столько же слез. Говорится о недовольствах, жалобах и прочих недопустимых явлениях, но противоположный полюс, обуславливающий их возникновение, обычно упускается из вида, а надо изъять оба. Нельзя изъять только один, другой утверждая. Можно подходить с любого конца, но легче с положительного. Все время имеется в виду полюсность ярой астральной оболочки.
 

1955.379. Мне нужны сильные духом. Мне нужны стойкие духи. Мне не нужно рабов, согбенных под бременем тягостей земных. Мне нужны те, кто, будучи нагнетены до предела тягостями и трудностями земными, яро и радостно от них свободу духа являют. Это и будет настоящей победой. Нытьем, сетованием, омрачением, недовольством, обидами, сомнениями ее не достичь. Буйную радость свободы духа в духе сумей осознать, несмотря ни на что, вопреки всему, и, кто знает, быть может, именно благодаря всему, что вокруг происходит, и Украшу чело твое огнями победными.
 

1955.414. Вы, Мною позванные, отозвавшиеся и утвержденные Мною, радуйтесь воплощению слов Учителя в жизни. Вам Указую быть в последней готовности к наступлению Великих Дней. Оставьте сомнения, оставьте неуверенность, оставьте сетования и недовольство мелочами текущего дня, ибо Великие Дни наступают. В единении со Мною надо их встретить радостными и в понимании.
 

1955.490. Упорно Хочу поднять сознание над сутолокой и суетой материального мира. Сутратма – актер, а жизнь – сцена. Почему же так яро принимается все это за действительность? И вопросы, и сомнение, и непонимание происходят от этого, оттого, что Майя принимается за действительность. Надо силы найти подняться над пучиною жизни, чтобы не оказаться в нее втянутым. Вот исполняется роль царя или раба – не все ли равно артисту, какую роль играть хорошо, если Ведущий распределение ролей Нашел, что надо сыграть именно эту роль, Им предназначенную. Не нам судить, почему Владыки Кармы безошибочно и справедливо распределяют роли каждому воплощенцу, то есть руководят судьбами людей. Недовольство, сетование, противодействие решению Владык Кармы бессмысленно, нецелесообразно и цели не достигает. Лучше всего роль свою очередную выполнить добросовестно, вкладывая в нее все свои способности. Ведь это всего-навсего только роль на сцене майявической очевидности. Все условно, все временно, все нереально. Следующая роль будет иная: иная эпоха, иной народ и личность совершенно другая. Хорошо исполнить роль которой поможет накопленный артистический, то есть жизненный, опыт. И если это так, то не на недовольство ролью, но на лучшее ее исполнение следует и силы, и внимание обратить. Много бывает сложных и трудных положений на сцене. Но ведь это только игра, игра воплощенных на арене жизни во временных смертных одеяниях – оболочках своих. Ты силишься удержаться за непререкаемую, убедительную, но призрачную очевидность жизни земной, а Я Утверждаю, что все это только лишь Майя.
 

1955.524. Почему в сутолоке дня надо забывать об Учителе, почему Имя Его не сделать бронею каждого действия, почему вместе с Ним победно не идти через все, что преподносит жизнь, почему не идти, твердо ступая? Что может сказать ученик, забывший об Учителе, в свое оправдание? Жалобы, сетования, недовольство, раздражение, страх, злоба и все прочие чувства при установлении связи с Учителем исключаются. Они не нужны ни вам, ни Мне. Сор мешает Общению. Сор мешает Контакту. Сор мешает Близости. Какие же найти еще слова, чтобы дошли они до сознания и остались в нем, запечатленными огненно.
 

1955.532. В любом явлении можно найти причины тому, чтобы радоваться или огорчаться. Все зависит от того, на каком ключе настроило себя сознание. Лучше говорить «как все прекрасно», чем отравлять сознание недовольством. Нет явлений абсолютно плохих или абсолютно хороших. Элементы того и другого начала находятся в каждом. Надо учиться отыскивать положительную сторону явлений во всем и ее утверждать. Этим путем ведется истинное строительство. Только так и можно углублять созидательную работу. Если обратить особое внимание на хорошие качества в человеке и их утверждать, они начнут выявляться и расти, но, видя только плохое, даже хорошего человека можно сделать плохим. Человек легко и быстро реагирует на то или иное отношение к нему, становясь лучше или хуже. Надо взывать, надо апеллировать к лучшей стороне в человеке, и он не замедлит ответствовать в сознании с предпосланной мыслью. Особенно дети яро реагируют на обращение к лучшему, что есть в них. И не только люди, но и животные, и даже вещи остро воспринимают творящую и созидательную мысль или мысль разрушения, исходящую от человека. Добро – созидательно, зло – разрушительно по природе своей. Утверждая в сознании своем вокруг себя и в окружении внешнем положительные начала во всем, строителям добрым уподобляемся. Но и наоборот. Этот принцип применим ко всем явлениям жизни: большим и малым, мировым и личным.
 

1956.261. Нет абсолютно хороших или абсолютно плохих, но в каждом без исключения можно найти элементы, полезные для восхождения духа. Если только на них и сосредоточить внимание, то окажется, что полезным будет все. Это умение извлекать элементы, нужные для движения вперед, сделают это движение непрерываемым и постоянным. Путь продвижения станет действительностью. Способность видеть полезное, то есть хорошее, во всем поможет собиранию элементов, нужных для обогащения микрокосма человеческого. Невозможными тогда становятся недовольство, жалобы и уныние при такой установке сознания. Всегда и из всего извлекается явление пользы, созидательной для Индивидуальности. Мера вещей – в человеке, и определяет ее его воля. А если это не так и воля бездействует вяло, то, значит, отдал себя человек во власть преходящим случайностям жизни.
 

1956.262. Жили два человека. Один, имея все, жил в недовольстве постоянном. Другой, не имея почти ничего, был доволен всегда. Скажите, который из них жизнь свою прожил правильно и ушел, накопивши?
 

1956.541. Смутное время надо пережить, и ты помоги, как мы помогаем тебе. И ревность, и слабость, и отсутствие воли твердой и непреклонной порождают уныние, недовольство и шатание. А ты стой: тобою сильны твои близкие и устоят лишь тобою. Кроме тебя нет никого. Они это не понимают и против тебя же идут, их защищающего от тьмы.
 

1956.597. Держись за Меня крепко, всею силою духа. Дух свой направь на то, чтобы удержать осознание Близости. Неблагополучно кругом, ужас распущенной тьмы тушит все проблески Света. Потому надо держаться неотделимо. Оставь сетования, настроения недовольства, думай только о том, как бы прочнее удержать Лик Мой в сердце своем и соблюсти предстояние постоянное. Не было на планете времени более тусклого и сумеречного. Уже Говорил, что до момента Прихода будет набухать тьма. Вот и идет это набухание темной активности везде, где возможно, где есть условия или люди, созвучащие тьме.
 

1956.886. Пусть каждый день обогащает чем-то сокровищницу вашу. Ведь жизнь так богата испытаниями. Сумейте вместо огорчений ею, саможалений, недовольств и сетований яро направить энергии свои на то, чтобы у нее научиться. Учиться, учиться – цель жизни. Пусть все опыт приносит. Как мощный магнит, втягивайте в себя суровые жизни уроки. И радость и печаль, и хорошее и плохое – пусть все помогает вам и способствует накопления свои приумножить. Учиться на жизни можно всегда и везде. Учитесь же бодро и радостно, зная, что Рука Учителя помогает вам как можно лучше усвоить жизни текущей уроки. Поймите, что те условия, в которых находитесь вы – лучшие для вашего восхождения, как бы тяжелы и неприятны они порой ни были. Знайте это и спокойно и бодро смотрите вперед. У вас есть нечто, что не имеют миллионы бредущих неизвестно куда. Но вы знаете и потому будьте бодры духом и радостны.
 

1957.171. Свет людям несите и радость и будете Солнцу подобны. Теневую и тяжкую сторону жизни оставьте себе, а солнечную - тем, кто нуждается в свете. Победитель не жалуется никогда. Значит, и жалобы надо оставить, и все недовольства. Нет среди нас недовольных. Лучше во всем светлые стороны видеть старайтесь. Они есть везде, ибо из тени и света, минуса и плюса, из двух противоположных начал создаются явления жизни. Вы оба видите, но людям несите лишь свет. Тьмы у них достаточно и без вас. Будьте несущими свет, то есть носителями света. Будьте, как Солнце.
 

1957.172. Сказано: «Только устремитесь», - то есть последуйте за Мной, ибо устремление и будет следованием за Учителем, Который Сам устремлен беспредельно. Немудро вступать в прямую борьбу со всем тем, что еще не изжито, ибо от прямого противодействия оно оживет и явит ярое сопротивление, но лучше энергии духа устремить по верному направлению и тем, оставив прошлое позади, от власти его освободиться. Можно вступить в прямую борьбу с раздражением, унынием, или беспокойством, или недовольством, но можно, их предоставив самим себе, яро, всем сердцем держаться Учителя Света, к Нему устремляясь и Светом Его свое наполняя сознание. Лишенные питания мыслью и чувствами, слабости духа поникнут и не поднимут своей головы, пока горит устремление. Потому все дело не в недостатках, но в устремлении. И когда устремление поникает и тухнут огни, поражение неминуемо и сознание отдается на растерзание тому, что в нем не изжито.
 

1957.201. Смирение духа не есть рабское, униженное подчинение обстоятельствам или людям, нет, это великая сила духа, нашедшего в себе основу для равновесия, и одинаково, не теряя его, встречающего как благоприятствующие, так и противные условия жизни. Силу великую надо иметь, чтобы мужественно, стойко и спокойно встречать волны жизни без неумеренных восторгов, сетований, веселья и недовольства - то есть, храня равновесие духа. И тогда сущность понимания жизни начинает раскрываться перед человеком, и тайна ее становится доступной. Дух поднимается над двойственной полюсностью жизни единой и видит ее всю, целиком, полностью, не будучи притянутым только к одному из полюсов и не отвергая другого в слепом непонимании Великого Закона двойственной сущности вещи единой.
 

1957.222. Но еще труднее быть в мире, но быть не от мира. Быть среди людей, но личным не жить. Ключ к решению этой проблемы - это любовь к людям, любовь к человечеству. Этой любовью Шли все великие Духи, ею убивали в себе личное начало и ею же побеждали. Жизнь, являясь лучшим Учителем, ставит перед человеком дилемму: нечто хорошее для всего человечества, для будущего, но в данный момент для меня лично - тяжко, неприятно и очень осложняет личную жизнь. Если Общее Благо в сознании ставится выше личного - вопрос разрешается правильно даже при личном ущербе, если наоборот - самость тогда побеждает и торжествует тогда куриная правда. Самоотверженность заключается в том, чтобы радостно и сознательно принять все явления, касающиеся Общей Пользы и ведущие к ней, если даже они идут вразрез с личными интересами и желаниями. Так принимается и испивается Чаша Общего Блага. Лишь сильным под силу она и самость свою победившим. Иначе же остается обывательское злошептание, недовольство, осуждение и отрицание очередной ступени эволюции, Нами Утверждаемой миру.
 

1957.227. Агни может растрачиваться понемногу и утекать незаметно. Все маленькие и мелкие чувства его угашают. Раздражения, недовольства, сетования, уныние, осуждения и все, что не от Света, тушит наши огни. Так в сумерках жизни незаметно, но верно и неуклонно происходит процесс расточения огненного сокровища. Каждое мгновение или накопляем его, или расточаем его каждой мыслью, каждым действием, каждым движением своим. Большие поступки явно заметны, но тьма мелких действий легко ускользает от контроля. Потому так важно общее основное устремление сознания.
 

1957.344. Сильный и слабый могут смотреть на одно и то же явление - в то время как слабого оно порабощает, а сильного оставляет свободным. Об этой свободе от власти явлений, происходящих вокруг, и Говорит Учитель. Дело не в них самих, но в свободе от них. Если они начинают назойливо маячить перед сознанием, их можно просто отстранить, отодвинуть с поля жизни, как двигают пешки. И они отойдут, ибо власти своей не имеют и подчиняются воле, стоит лишь ей себя уявить; или можно сказать, как говорят назойливому человеку: «Оставьте меня, не хочу видеть вас и быть в общении с вами». Они не должны быть непременно плохими, но назойливость их уже мешает сосредоточению на Лике Учителя Света. В этом их вред. И так как степень вреда зависит от слабости воли, то, следовательно, причины его скрыты внутри человека, но не в самих явлениях. Не следует пенять на явления жизни, даже противные, тяжкие и неблагоприятные, ибо сильному служат они силы свои развивать и накапливать мощно, но слабого духом они сокрушат. Правильно, внешние условия могут быть очень тяжелыми, что же из того? Лишения - возможность усилить себя. Сетования и недовольства нехороши тем, что служат признаком слабости духа и показателями невозможности и нежелания их преодолеть. Для сильного духа возможно все. Также и несильный дух, если сильно захочет, может преодолеть свою слабость и победить, ибо каждый дух может стать сильным, если всею силою духа захочет того. Все дело в желании, то есть в сердце, в том, чтобы сердце заговорило с достаточной силой.
 

1957.398. Если в злобе, раздражении и недовольстве набрасывается на вас человек, молчите. Внутренне замолкните полностью и, окружившись спокойствием, продолжайте молчать. Пусть весь заряд злобы обрушится на вас и, не встретив созвучия, пройдет мимо. Молчите, чего бы это ни стоило. Жалок будет нанесший удар. Истинно, раскаленные уголья соберет он себе на голову, сам себя наказуя. Победа будет полной, если будет соблюдена полнота молчания (или сдержанности).
 

1957.585. Ты хотел проникнуть в Тайны Миров - вот перед тобой Тайна Камня. Завеса ее слегка приоткрыта. Страдания, трудности, труд без конца, лишения, близких утрата, стремления, борения духа - все это его умножает и заставляет расти, если приемлются духом все трудности жизни без ропота, сетований, недовольств, и раздражения, и прочих чувств темных. При условии равновесия духа Сокровище растет со сказочной быстротой. Но это равновесие не есть равновесие упокоения, но равновесие напряжения. Спокойствие и равновесие уявляются на пределе напряжения, когда для обычных людей этот предел будет пределом и кульминацией беспокойства. Вот почему Камень нашедший так яро отягощается обстоятельствами.
 

1958.77. Ни думать, ни мыслить, ни работать спокойно и плодоносно не может человек, выведенный из равновесия и подпавший под власть астрала. Сколько яда разливается кругом, сколько тьмы, омрачения, горя, беспокойства, страхов и недовольства. Равновесием, в себе утвержденным, и холодом сдержанности можно успешно лечить неуравновесие астрала в людях. Вспышки его поникают бессильно, встретив броню равновесия духа.
 

1958.237. Мы считаем, вредно засорять пространство жалобами на что бы то ни было. Жалобы сами по себе бесцельны. Ведь это не что иное, как очередные ужимки астрала, жаловаться, когда человек ответственен за все сам. Но астрал хочет уявиться в своем проводнике и хочет овладеть сознанием. Можно смотреть на склонность к жалобам и недовольству как на явление подчинения сознания этому проводнику. То, что вызывает жалобы, может быть как-то улучшено или использовано для извлечения из него силы для противодействия. Именно, на все лучше всего смотреть, как на очередную возможность умножить силы свои на условиях жизни противных. Хороший хозяин в хорошем хозяйстве всему примененье найдет. Так же и опытный ученик из любого явления жизни извлекает опыт полезный, знание, а главное, силу преодоления того, что встает перед ним на данной ступени его для разрешения и прохождения. Решение любого явления жизни лежит в правильном его понимании и в правильном к нему отношении. Не для жалоб дается трудная жизнь, но для того, чтобы на все эти невозможные трудности смотреть как на нечто, подлежащее преодолению и разрешению, и при том при полном спокойствии и равновесии духа, как будто бы жизнь идет своей обычной колеей. Решение в том, чтобы в самых невозможнейших условиях сознание чувствовало себя как всегда, как тогда, когда все хорошо и спокойно. Дело совсем не в трудностях, или в неприятностях, или в огорчениях, а только лишь в том, чтобы астральной оболочке не давать воли и серебряной узды духа с нее не снимать. И когда вся сила сознания направлена не на очередные трудности, а на то, чтобы управить неуемной астральной оболочкой, очередная задача жизни понята правильно. Задачи даются не ради них, но ради поступательного движения духа, и правильное понимание и разрешение их необходимо, иначе они не уйдут, пока не будут решены правильно. Хорошая закалка требует длительности. Но как только она закончена, старые задачи уходят и заменяются новыми.
 

1958.255. И если жизнь поставила в условия трудные, значит, время пришло ускоренного роста огненного аппарата духа. Отягчение обстоятельствами для роста духа дается. И когда этот момент наступает, надо дать сознанию правильный тон настроенности: уверенность, что все преодолимо, если воля захочет, понимание, что надо усилие приложить, т.е. протрудиться, равновесие непоколебимое противодействиям среды и постоянство осознания Близости Ведущей Руки. Люди же в случаях этих поступают во всем как раз наоборот и, теряя равновесие и забывая Учителя, ведут себя так же, как все: и теряются, и сетуют, и недовольство являют, и забывают Учителя Света, и время на омрачение тратят, словом, делают все противоположное тому, что должны. И очередной урок жизни плодов не приносит, но растворяется в настроениях и переживаниях астральной оболочки. Бесстрастие надо внести в отношение ко всему, что вас касается лично, явить молчаливость и сдержанность, полагаться во всем на себя и Учителя Света. Полагаться, Говорю, но не возлагаться, ибо своею рукою творятся дела.
 

1958.292. Следует обратить свое внимание на поведение свое в малых делах. Их всегда много, их без конца, именно они то и вызывают малые неуравновесия. Малые чувства земные, не подчиненные контролю воли, как свинцовые печати на крыльях. Они постоянно заставляют вибрировать астральную оболочку на волне раздражения, недовольства, беспокойства или страха. Эту свору чувств мелких, своеволие их, надо сдержать твердой рукой. Они столь малы, столь незаметны, что часто ускользают от внимания дозорного сознания, хотя и приносят вред, и при том вред немалый. Эту саранчу мелких чувств следует уничтожить полностью. Они не нужны. Трудно даже представить себе, что без них можно жить, и при этом ничего не теряя в полноте своего выражения. Их уничтожив, можно подумать о чувствах больших, например, чувстве страха или ужаса. Не нужны и чувства большие, не нужны совершенно, по крайне мере, многие из них, как, например, обиды, ненависть, злоба, отчаяние, зависть, ревность и прочие омрачители духа. Их гнездо и рассадник - астрал. Не в больших чувствах и малых вред и беда, а в астрале, который их порождает и ими живет. Уничтожая малые чувства, при каждой победе над ними утверждает дух власть свою над астралом.
 

1958.737. Жизнь неудачной можно считать лишь в том случае, если она бесплодна, то есть принесенные с собою таланты не приумножаются. Приумножать же их возможно только тогда, когда сознание настроено на соответствующей волне приятия всего происходящего с человеком. Эта волна есть рабочая волна претворения опыта жизни в кристаллы отлагаемых в Чаше энергий. Все, что жизнью дается, следует рассматривать как пищу для духа, претворяемую им в элементы, идущие на построение внутри дома духа. Так любое явление жизни, какой бы характер оно ни носило, можно использовать рационально и плодоносно. Сетования и недовольства - заменить извлечением огненосных кристаллов из, казалось бы, никчемных, неприятных и противных условий. Все начинает служить с пользой тому, кто знает, что хочет взять он от жизни. Брать же возможно всегда и от всего, если цель жизни - нарастить кристаллы.
 

1958.833. Поймите, неужели еще непонятно, Учитель Объясняет каждодневно смысл очередных испытаний и Указует пути извлечения из них нужного опыта жизни. Осмыслить и понять - значит принять без сетований, жалоб, уклонений, недовольства тот путь жизни духа, который Наметил Учитель, спешно Ведущий идущих за Ним.
 

1958.894. Часто один и тот же поступок или действие может быть расточителем или собирателем. Все зависит от состояния сознания. Когда огни в человеке уявляются в формах сдержанности, равновесия и спокойствия, расточения не происходит. Качества духа есть формы уявления его огней. От характера и степени качества зависит способность его расточать или накоплять энергию, ибо качества бывают разные, хорошие и плохие, например, все виды распущенности непомерно поглощают огненную силу. Относятся к тому же разряду недовольство, жалобы, страх, сомнение, беспокойство и все то, чем так яро живет человек на Земле, в суету погружаясь всецело. Испытания хороши тем, что указуют те слабые места в броне духа, которые надо спешно укреплять. Без испытаний нельзя. И когда оно заканчивается, следует осознать и отметить все, что нуждается в утверждении, укреплении и пересмотре. Тем опыт жизни и ценен, что возможность дает что-то улучшить, что-то исправить и что-то упрочить. Надо лишь не делать ошибок, перенося центр тяжести внешних явлений вовне, в то время как он находится внутри человека. Все внешнее существует исключительно лишь для того, чтобы рос, и развивался, и силы свои накоплял внутренний человек в человеке, дух и Триада его, собирающая свои накопления в течение миллионов лет.
 

1958.918. Даю понимание необходимости принять духом посылаемые испытания. В этом понимании - и готовность к ним, и подчинение карме, и духа свобода. «Приятие чаши» - так Называем понимание это. «Да минует меня чаша сия», - говорит понимающий дух, но в то же время мужественно и смело встречая неизбежное. Через это надо пройти, от неизбежности не уклониться, значит, надо пройти через это достойно. Сетования, недовольства и ропот на судьбу не помогут. Повиновение, то есть созвучие с Высшей Волей, надо явить, преклоняясь перед мудрым Водительством Владыки. Тогда придет и спокойствие, и примирение с неотвратимостью неизбежного. И если чего-то нельзя избежать, то не лучше ли проходить через него в равновесии полном, ибо вспышки астрала и возмущения кармой не смогут ее облегчить. Смирить надо низшее «я», или подчинить его духу, то есть обуздать и взять под контроль. Это и будет смирением, требуемым от ученика.
 

1959.12. Убирать в себе чувства астральные нужно: недовольство, раздражение, гнев и все, чем живет и питается астральный проводник. Без них будет легче и свободнее духу. Астрал как промежуточная эволюционная ступень становится затем ненужным.
 

1959.84. Можно ли уничтожить темные элементы в себе? Можно. Их можно выжечь яростно и огненно очень сильно возмутившимся и восставшим духом, уничтожая в себе их даже следы. Недовольство, обиды, осуждения, возмущение надо обратить не на того, кто даст руку помощи, но на темных поработителей, ибо они старательно раздувают эти чувства в сознании отемненной жертвы, чтобы, утвердив их и отрезав подходы к Свету, уже окончательно овладеть ею. Трагизм положения в том, что обычно жертва не осознает и не видит происходящего. Видеть может только Ведущий. И если он и снова Его отвергает и подвергает сомнению, то сознание настежь открыто для допуска темных шептателей, и тогда уже бессильны убеждения и желания охранить, ибо тьма допущена внутрь сознания и сердца.
 

1959.222. Движения астрала состоят из волнообразных колебаний: подъем и падение волны, улыбки и слезы, довольство и недовольство, радость о чем-то и о том же печаль. Каждым чувством и ощущением утверждается его противоположность. Это постоянное метание сознания от одного полюса к другому и от одного состояния к его антиподу утомительно и нецелесообразно. Астрал должен быть приведен к молчанию. Это возможно лишь при условии погашения уявления эмоции на одном из полюсов, дабы на другом они, не имея своей противоположности, не могли уже проявиться. Если уничтожить чувство удовольствия от наличия какого-то явления или обстоятельства, когда оно возникает, то тем самым уничтожается и огорчение, если оно перестает существовать. Так, получение вещи, не принесшей радости, избавит от печали при утрате ее. Так, чтобы освободиться от малых земных радостей и печалей, надо устремить волю уничтожения на положительный полюс, приятный, ибо на нем погасить эмоции легче, чем на другом, неприятном. Этим астралу не дастся возможность выходить из состояния равновесия.
 

1959.225. Первая задача — породить волею чувство в отрыве от внешних условий. Выполнена сегодня успешно. Вторая задача — ряд мелких чувств, например: раздражения, омрачения, огорчения, недовольства заменить их противоположностью, прилагая энергию их, в них заключенную, к другому полюсу ее уявления. Ибо энергия эта сама по себе не добра и не зла, так как она же поднимает руку человека для защиты слабого или же на убийство. Третья задача — вызвать в другом человеке желаемое чувство: радости, подъема, устремления и т.д., вне зависимости от внешних условий.
 

 

 

       Вверх