Выписки из Агни Йоги, Граней Агни Йоги и писем Е.И.Рерих
Оз.2.ч.2.IV.4. Бесстрашие – Наш водитель.
Красота – Наш луч понимания.
Простота – Наш ключ от тайных дверей счастья.
Можете писать о простоте особенно, ибо ничто так не преграждает пути, как
тучность надутости.
Надо всякими усилиями изгонять любое зарождение самомнения, не впадая в
ханжество. Кажется, старая истина, но сейчас должно твердить ее. Каждый должен
понять сам, где его простота страдает.
Оз.2.ч.2.IV.5. Насколько самоуверенность в действии благословенна, настолько
самомнительность губительна. Самомнительность враждебна простоте. Даже большие
умы подвержены этой болезни, и в труде должны возвращаться лишний раз, пока не
сотрут этой шелухи. Одно из условий мешающее – отсутствие простоты. Можно носить
лапти и не быть простым. В простоте можно величайший Храм построить.
Простота, красота и бесстрашие – Христос и Будда ничего иного не говорили. И
благо, если дух трепещет этими заветами.
Оз.2.ч.3.I.10. Пора сказать Свету: "Иду твой помощник, и протяну самому Солнцу
руку мою. И пока серебряная нить цела, сами звезды будут панцирем моим".
Так простой путь заповедан человеку. И, наконец, идолы символов сотрутся лучом
Света. И не Богами, но Сотрудниками Нам позволено будет быть. Это завет
простоты.
Оз.2.ч.3.II.1.
Особенно Радуемся, когда величие Плана облекается простотою. Запомните: простота
обладает притягательной силою. Этот магнит отвечает новому дому.
АУМ.508. Знание приводит к простоте. Люди, хорошо друг друга знающие, не
нуждаются в длинных и сложных рассуждениях. Они предпочитают обмениваться
сущностью вещей. Прекрасно знание, ведущее к смыслу, лишь мнимая наука будет
захлебываться в нагромождениях и тем затемнять свое назначение. Поучительно
наблюдать большинство комментариев, которые усложнили самые простые места основ.
Явление простоты пусть поможет освободиться от шелухи.
АУМ.509. Та же простота поможет рассмотреть, где Добро.
Бр1.479. Невозможно людям понять, по каким признакам оценивать действия. Вот
мнение, блестяще выраженное, но в высшей оценке оно не признано превосходным. С
другой стороны, мнение, сказанное с запинками, полное застенчивости, заслужит
радостную похвалу. Поверхностному наблюдателю не понятна такая оценка. Блеск
бывает на поддельных камнях. Вдумчивость может выражаться и в очень своеобразных
словах. Где больше внутреннего горения, там должно быть и ободрение. Когда
говорю о простоте, имею в виду непосредственную убедительность. Когда идет речь
о поднятии народного уровня, именно требуется простота во всей убедительности.
Такое качество нужно не только принять умом, но и полюбить сердцем, из него
произойдут и сотрудничество, и братство.
Бр2.150. Урусвати знает, что Великий Путник направлял сознание человеческое к
Наивысшему. Он понимал, как люди еще не могли мыслить срединным путем. Так, даже
если человек пытался произнести Несказуемое, и тогда Великий предоставлял лучше
обращаться к Наивысшему, нежели понизить мышление. Нужно понять, как Великий
учил народ молиться в сердце, на горе, среди горнего вдохновения.
Невозможно объять всю глубину проповеди Великого, ибо в самых простых словах Он
давал наставления всей сущности жизни. Именно ценность Его подвига была в
простоте. Эта простота не была измышлена для народа, но красота была в том, что
высочайшее выражалось наипростейшими словами. Нужно постоянно обращать сложное в
простое. Только в простоте выражается добро – такова деятельность Великого
Путника.
БР2.410. Нужно во всем находить наиболее сердечное выражение, не стесняясь, ибо
самые простые слова всегда будут самыми доходчивыми.
У Нас заботятся об этой простоте. Невозможно словами высказать самые сложные
переживания, но тогда на помощь придет несказуемая мысленная посылка.
Бр2.581. Наши друзья не будут высокомерны и напыщенны, ибо простота есть идеал.
У Нас ценят каждое возвышенное устремление, оно не только сближает с Нами, но и
оздоровляет планету.
БР2.622. Урусвати знает, что возвышенная, утонченная простота есть хороший путь
к Надземному. Простота есть познание и преуспеяние. Роскошь есть тление и
разложение. Неутомимые созидатели просты в обиходе, но мало того, они влияли на
все окружающее.
Не следует насильственно убеждать в нужности простоты в жизни. Она должна
снизойти вместе с чувством гармонии.
Нужно очень понять, что бахвальство простотою тоже не полезно. Она должна
сделаться естественной. Много раз мы поминаем о естественности достижений. Она
дает истинное спокойствие вне зависти, вне подражания нелепым обычаям. Пусть
некоторые народы полагают, что роскошь есть их призвание, лучше сказать –
клеймо. Не может долго длиться жизнь, полная тления. Не однажды лишь одно
поколение могло дышать отравленным воздухом. Не роскошь, но погребальные
катафалки утверждались!
Мыслитель говорил: "Если одежда рваная и грязная, есть ли это простота? Если
слова грубы и ругательны, есть ли это простота? Если мысль таит зло и лукавство,
есть ли это простота?"
Бр2.628. У Нас и у Наших близких очень развито устремление к малым, к простым, к
незатронутым лукавством. Пусть мысли их сперва огорчают примитивностью, но зато
не попадете в болото софизмов. Так и Наш народ умеет от малого перескочить к
великому, и он не станет гордиться этою великостью. Даже подвижники не умели
стать гордецами. Они понимали, что даже самый большой земной труд есть лишь
преддверие к надземному бытию.
Они знали огонь и пламень светлый, но эти знаки не делали их заносчивыми.
Простота такая не была унижением и смирением, она была жизнью сердца, жизнью
самоотвержения. Они не желали особых признаний, ибо были истинными тружениками.
Они умели и сказать, и промолчать.
Мыслитель говорил: "Помолчим, погасим молнии мысли. Пусть из недр подымится
самое главное, самое затаенное".
Бр2.943. Урусвати в поисках Истины стремится к простейшим решениям. Гармония в
простоте. Сложные нагромождения не дают гармонии; между тем планета питается
гармоническими сочетаниями.
Общ.31. Укажу Учение держать просто, не надо сложных выражений, ибо жизнь
прекрасна в простоте. Часто приходится окопать растение, потому повторения
неизбежны.
Общ.34. Как можно двигать сердцами? Не утеряв простоты. Удача идет не за магией,
но за словом жизни. Урок наш можем выполнить, сумев подойти к самому простому.
МО1.577. Проходящий в гордости не от огненной природы; проходящий в
самоуничижении не от огненной природы, только простота Огню свойственна.
1.12. Простота тоже признак Нового Мира. Красота и простота. Выразить просто всю
сложность жизни можно лишь синтетически. Синтез — решение жизни. Подобно тому,
как бесконечное число представлений однородных предметов укладывается в одно
понятие и выражается им, так и сложность жизненных явлений обнимается пониманием
синтетическим. От Света оно. Синтез означает объединение.
3.349. Когда красотою овеяны мысли, слова и дела, Свет их насыщает, ибо Красота
и Свет — синонимы. Не может безобразие быть светоносным. Не может красотою
дышать темное дело. Красота — это клич Нового Мира. Красота сочетается с
простотою. Не проста простота. Как просты и ясны утверждения Первоучителя, и
какие нагромождения являют последующие истолкования и наслоения комментаторов.
Говорить просто и мыслить — великое искусство. Простота изложения родится от
ясности и четкости мысли. Мысль огненная обычно проста, ибо зиждется на
первооснове — творящем огне. Извилиста мысль интеллекта, ибо идет не от сердца,
но мозга, знание которого затемнено ограниченностью внешних чувств. Так
устремление сердцем приобщает мысль к ее огненному основанию и оформляет ее
красотою, если крепка связь с Владыкой.
4.250. Красота сочетается с простотою.
4.294. Узкая тропа, ведущая в жизнь, — это тоже золотой, или срединный, путь, о
котором говорит Восточная Мудрость. Но так как он труден именно своей простотой,
то люди и предпочитают всевозможные отклонения и уклонения от него, всевозможные
изуверства, самоистязания, крайности и фанатизм.
6.222. Внешний блеск прикрывает внутреннюю пустоту. Потому и цепляются люди за
букву и догмат, чтобы прикрыть отсутствие содержания. Его надо иметь. А если его
нет, как же тогда? Вот тогда-то и начинается прикрытие пустоты внешностью. Чем
она блестяще и наряднее, тем пустее внутри. Великолепие одежд и храмов будет
ярким свидетельством бессодержательности того, что прикрывается ими. Чем
духовнее, тем проще. Отсутствие простоты — явный признак отсутствия духовности.
Простота — великое понятие. Надо быть духом великим, чтобы являть простоту. За
сложностями построений можно совсем утратить внутреннее содержание. Чем выше,
тем проще. Простота может служить критерием при определении сущности явления,
почитающего себя высоким или почитаемого таковым. Также и жизнь усложнилась
ненужными подробностями, отягощая сознание. Много ненужного в жизни людей. Не
нужна мода на одежду и вещи. Одежда должна быть простой, прочной, удобной и
гигиеничной. Сколько ненужного в обиходе! Роскошь — антипод красоты. Красота и
простота должны стать основами жизни.
6.223. А есть явления и похуже — это стремление внешне выразить то, чего не
удается утвердить внутри. И в одежде, и в пище, и в обиходе как бы утверждается
простота. Фарисеи ... те лицемерили явно: внешне пост и молитва, а внутри —
тьма. Теперь это заменяется простотой внешней при сердце молчащем и часто
жестоком и под прикрытием слов. А люди все еще продолжают верить словам,
довольствуясь ими, не требуя дел. Словам можно верить, когда в них вложено
сердце, всегда требующее дела. Обережемся от слов пустопорожних.
7.106. Красота превыше бедности и богатства. Бедная хижина может поразить иногда
чистотой и порядком, а хоромы богатства — безвкусием и аляповатостью роскоши. И
бедная, но чистая одежда может поспорить с неудобством кринолинов, корсетов и
тугого накрахмаленного белья и галстучных удавок. Простое и чистое белое одеяние
не нарушит обстановки Тонкого Мира, но нелеп будет фрак и вычурность моднейших
нарядов. Так, нужно учиться освобождать сознание от земных пережитков и
бесполезных и вредных нагромождений. Красоту, простоту и бесстрашие перед
неожиданностями Надземного Мира можно спокойно взять на вооружение сознания и с
ними идти в Мир Тонкий, прекрасный.
8.293. При всей глубине и неисчерпаемости мысли Учение Христа изложено просто, и
мысль выражена кратко, четко и ясно. Заумное словосочетание и сложность речи не
служат признаком истинности излагаемых мыслей. Именно простота и ясность
изложения свидетельствуют о ясности сознания, приносящего людям новый аспект
Сокровенного Знания. Проблески его или крупицы можно найти разбросанными по
страницам различных книг, но сложность и запутанность языка не будут признаком
этих жемчужин. Простота будет сопутствовать им. Конечно, новое требует новых
форм изложения, но новизна не требует непонятной сложности и запутанности
выражений. Мы Требуем от учеников чеканной четкости мыслей и слов. По этому
признаку и судите.
11.278. В Мире Тонком менее всего пригодна современная одежда. Нелепа она в
пространстве. Простота и красота сочетаются в одеянии тонком.
11.582. Приблизиться многие хотят, но не знают — как, и даже знающие могут
промедлить. Но просто все очень. Любимые вещи храним. О людях любимых думаем
много и часто, и сердце наше постоянно с ними. Нужна любовь, чтобы с Владыкою
быть всегда сердцем вместе. Когда она в сердце к Владыке пылает, близок Он
очень, как и все, любимое нами. Любите Его — и Ответит Он на зов любви
устремленного сердца. В этом вся тайна Близости к нам Великого Сердца. Просто,
все великое просто, ибо простота — одна из Основ.
Пусть привыкнут к тому, что все истинные переживания и видения прежде всего
отличаются простотой и краткостью. Красота высшая именно в простоте. (Ам.
22.9.50)
Мы так скоро готовы стать великими посвященными и носителями особых миссий,
избранными учениками Вел[иких] Учителей и так далее, но быть скромными
исполнителями Их Воли и настоящими тружениками никто, почти никто не желает. Но
лишь в великой скромности и простоте достигаются и высшие ступени.
Родные мои, продолжайте трудиться в простоте. Великий Магнит заложен именно в
простоте. Все приближения к Вел[иким] Вл[адыкам] совершаются в тиши наших
сокровенных ночей и в глубинах наших сердец. (Ам. 1.1.52)
Беспредильность.§20. ... Ур[усвати], Мы ценим каждое твое приношение. Хочет
Мориа, чтобы жена знала явление ценности для Мира. Когда Христос шел на Крест в
Памятный День, Учитель сказал: “Взгляну, как просто подвиг делается!” Закончим —
всегда Дух устремленный являет простоту... (Ам. 15.9.54)
Решительно все измеряется лишь степенью сознания. Также и относительно простоты,
понятие это мне так дорого и так редко оно встречается. Помните, как сказано:
“можно в простоте построить величайший Храм, но можно ходить в лаптях и не быть
простым”. Готовый дух с такой легкостью отказывается и отрывается от всего
земного. Все для него просто и естественно. (Евр. 23.6.34)
Сейчас нам прислали книжку... написана она по-русски, а я с трудом могла
дочитать ее. Надуманный язык с трехэтажными научными терминами мертвит всякую
мысль... Ясность сознания прежде всего сказывается в простоте изложения. (Евр.
22.6.36)
На Востоке, именно, простота изложения считается высшим достижением, ибо
простота свидетельствует о ясности понимания. Высшая Истина открывается лишь в
величии простоты. Конечно, простота эта особая, так же как и высшая радость есть
особая мудрость. (Евр. 25.6.36)
Видения космического характера посылаются или открываются глазу ясновидца лишь
при его внутренней честности. И отличительное качество таких видений будет
Красота и Величие в Простоте. (Евр. 28.5.37)
Так хотелось бы осветить некоторые больные вопросы и удалить уродливые наросты,
образовавшиеся на протяжении веков и заслонившие чистоту, величавую простоту и
красоту основных положений в духовных Учениях всех веков и народов. (Евр.
11.9.37)
Из книги «Беседы с Учителем»
«...Великий Иерарх может посылать Сообщения и Указания через посредничество
своих сотрудников и учеников, — пишет Елена Ивановна. — Признак таких
Сообщений — их простота, чистота и краткость.
Очень уж я далека от всякой позы и страстно люблю простоту. Думаю, что Вы даже
усомнитесь в моём знании. Для многого и многих нужна оправа, но у меня оправы
нет. Но всё же знание имею и, конечно, оно мне даётся, я только научилась
воспринимать Мысли, мне посылаемые. (10.10.54)
«Я люблю простоту во всем, и всякая напыщенность и торжественность мне
органически нестерпима... Но знаю хороших людей, которые при встрече со мною
были огорчены этой простотой. Им хотелось видеть окруженную таинственностью,
малодоступную «жрицу», изрекающую лишь высшую мудрость и пророчествующую, но и
пророчества эти, конечно, должны были отвечать их желаниям. И моя светская, хотя
и простая видимость была поставлена в минус»18.
В одном из писем к Б.Н.Абрамову (18.07.51) она пишет: «...позвольте мне сойти с
пьедестала, водруженного Вашим прекрасным, любящим сердцем и явиться Вам
Матерью, но земного начала, еще сильно выраженного во мне. Я опасаюсь Вашего
разочарования при нашей встрече! Я люблю простоту во всем и всякая напыщенность
и торжественность мне органически нетерпимы. Не люблю учить, но только
передавать знания».
[pict]
18 Письма Е.И.Рерих от 18 июля 1951 г. и 6 ноября 1952 г.