Выписки из писем Е.И.Рерих
Теперь о моих портретах. Вы очень правильно понимаете, что не следует давать
фотографии близких в посторонние, возможно даже враждебные, руки. Именно
фотографии нужно оберегать и не раздавать их безразлично. Когда-нибудь и это
люди поймут. Я очень не любила сниматься или позировать для портретов, и потому
моих фотографий, кроме как в детском возрасте, почти не существует, за
исключением двух или трех, снятых насильственно. Портрет Серова не очень удачен,
и он сейчас находится в частной коллекции в Англии. Года два-три тому назад Вел.
Вл. указал, чтобы мой сын начал писать мой портрет. Я очень этому удивилась и
разгадку этому получила лишь на днях. Когда-нибудь Вам расскажу. Портрет был
начат, но не закончен. Теперь мне придется найти время для позирования!!! Когда
он будет готов, снимем с него фотографию и пошлем Вам. Но Вы совершенно правы,
что фотографию с аурой не следует выставлять на показ любопытствующим. Что же
касается до портрета Серова, то он довольно широко распространен в серовских
изданиях, и, кажется, все наши содружества на Дальнем Востоке имеют его. Трудно
остановить его распространение, но он мне совершенно чужд. (23.8.37)
Не позволяй делать с себя (С.Н. Рерих) снимки вроде присланных газетных вырезок,
где ты снят в раджпутанском одеянии, тибетское было бы уже более уместно, но еще
лучше в том облике, который висит у меня, снятый для паспорта. (2.3.35)
Кажется, приходится мне послать Вам свою карточку. Должна сказать, что я никогда
не снимаюсь и потому у меня имеется лишь любительская, случайно снятая моим
мужем, и то уже одиннадцать лет тому назад, когда мне было 45 лет. Фотография не
очень похожа, но другой у меня нет. (24.9.35)
Спасибо за присылку Вашей карточки, сожалею, что не могу ответить Вам тем же.
Вот уже 13 лет, как я не снимаюсь по многим оккультным причинам. Да и раньше
снималась случайно, раз в десять лет. Так что карточки у меня сейчас нет. Н. К.,
вероятно, пришлет свою. (6.7.37)
Посылаю Вам новый портрет Н. К. и три снимка с моего портрета работы Святослава.
Большую голову, если хотите, можно использовать для монографии, пометив под
воспроизведением: «Фрагмент портрета Е. И. Рерих работы Святослава Рериха».
Остальные два снимка и портрет Н. К. – для Общества. Портрет очень красочен, но
на снимках некоторые тона выходят темными. С правой стороны портрета помещается
очень древнее каменное (должно быть, из базальта) изображение Кришны. На столе
слева помещается ковчег, который описан в легенде о Сокровище Мира. Четыре буквы
в квадратах помещаются на задней стороне ларца. (4.12.37)
Дорогая Эми, если Вам не нравится фотографироваться, то и не стоит этого делать.
Святослав много рассказывал мне о Вас. Он любит Вас, и поэтому мое сердце знает,
как выглядит Ваше истинное «я». (7.12.37)
Задумались ли Вы, почему церковники так обрушиваются на многие
религиозно-философские общества? Именно, чтобы не обнаружилась истина, что все
символы нашей христианской церкви являются точной копией символов, идущих в
глубь веков так называемого язычества. Наиболее просвещенные из западных отцов
церкви прекрасно знают это. Но шила в мешке долго не утаить, и истина начинает
громко заявлять себя. Недавно я видела в газете изображение греческого патриарха
в полном облачении и с посохом в руке. Посох этот является копией кадуцея
Меркурия, изображая двуглавого змия на одном стволе. Спрашивается, каким образом
изображение змия, этого символа обольстителя, согласно христианским догматам,
оказалось на посохе патриарха греческой церкви? Если бы я не знала истины, то,
конечно, в невежестве своем подумала бы, что кто-то кощунственно исказил портрет
святейшего патриарха.
Потому, по поводу упоминаемого Вами случая, скажу – оставим в стороне
невежественность и лучше обратим внимание на справедливое освещение фактов.
Спросим себя – кто достоин большего порицания, – тот ли, кто по своему убеждению
решил окружить почитаемое им лицо своими лучшими символами, или кто по
невежеству и злобе своей не только облил грязью ни в чем не повинного человека,
но произнес хулу и на высокие символы, значение которых ему и не снилось. Разве
все работающие на внесение света знания, на поднятие нравственного уровня,
культуры не являются братьями и сестрами великого Братства Человечества?
Истинно, Н. К. и я называем каждого свет несущего братом и сестрою по завету
самого Христа. В Индии принято приветствовать каждого незнакомого встречного
словом брат! Это так прекрасно! (6.6.35)
Теперь о представлении или видении Облика Учителя. Конечно, сначала все
начинается с ментального или умственного представления, которое должно достичь
возможно большей четкости, и после того, как оно ярко запечатлеется в круге
третьего глаза, Вы сможете увидеть его перед собою при закрытых глазах. Иногда
Изображение это будет как бы окаймлено светящейся линией, иногда оно будет
состоять из света и тени, без четких линий. При этом у некоторых вначале оно
дрожит, и очертания искажаются. Но постепенно дрожание исчезает, и Изображение
устанавливается. Чтобы пресечь дрожание, буддисты-монахи закрывают глаза и
скрещивают токи глаз, то есть концентрируют зрение в средостении, это очень
помогает. Скрещение токов глаз настолько вошло у них в обычай при всякой
концентрации, что даже многие Будды и Бодхисатвы изображаются со скошенными
глазами, со взглядом, устремленным в переносицу. Испробуйте это, но, конечно,
без насилия и чрезмерного скашивания глаз. Не нужно допускать чувства напряжения
или болезненности. Так я не упражнялась бы в этом более 5 минут и начала бы с
одной. Но, главное, не огорчайтесь, если нечто дается не так скоро, как Вам
этого хотелось бы. Все это в области психизма, хотя и высшего. (19.3.36)
Самая великая польза, которую мы можем принести, состоит в том, чтобы путем
расширения сознания, улучшения и обогащения мышления, и очищения сердца усилить
наши излучения и таким поднятием вибраций оздоровляюще воздействовать на все
окружающее.
Конечно, увеличивать свой запас психической энергии без Учителя невозможно. Но
если сердце наше открыто и очищено, если организм наш позволяет, Учитель не
замедлит проявиться.
В книгах «Живой Этики» имеется в виду изображение Учителя, которое каждый ученик
носит в сердце своем. Все эти изображения, конечно, очень разнообразны. По тем
намекам, которые имеются, каждый ученик представляет себе наиболее близкий ему
Облик. Но изображения, вполне отвечающего действительности, ни у кого нет. В
нашем ашраме имеется одно из наиболее близких, но и оно не передает прекрасной
действительности. (25.10.36)
«Когда сознание подскажет вам необходимость иметь постоянное Изображение
Владыки, сядьте тогда в покойном месте и устремите взор на избранное
Изображение. Но помните, что следует решиться бесповоротно, ибо постоянное
Изображение в случае предательства будет постоянным укором. После пристального
смотрения на Изображение закройте глаза и перенесите Его в третий глаз. Так,
упражняясь, получите живое Изображение и будете ощущать особенное трепетное
нагнетение сердца. Скоро Изображение Владыки будет неразрывно с вами. Можете
испытать себя против солнца и так же будете видеть Владыку перед собою, иногда
без красок, но потом жизненно и даже в движении. Молитва ваша потеряет слова, и
лишь трепет сердца наполнит ваше понимание. Так можно достичь в жизни очень
полезное, но нужно, чтобы сознание соответствовало бы». (30.1.31)
Прилагаю страничку Учения, которую Указано приложить к этому письму:
«Живая Этика усматривает все понятия, которые являются основами жизни. Для того
чтобы приложить Живую Этику к жизни, нужно прежде всего найти в себе качество
истинного Служения Иерархии. Именно, все ханжи прежде всего отходят от Живой
Этики. Никакое предстояние перед Предметом, символизирующим Высший из Обликов,
не поможет, если нет истинного почитания. Мы знаем ханжей, которые могут
молиться словами, но молчат сердцем. Именно эти ханжи любят говорить о священном
Изображении, висящем у них в углу или стоящем на столе. Живая Этика должна
прежде всего выражаться в Этике явленных действий каждого дня. Живая Этика
поможет охранить обличие человека. Эти огненные законы дадут духу понимание
Иерархии. Служение может быть чудесным мостом между мирами, ибо Мир Тонкий не
поможет духу окружиться тонкими энергиями, если заразы духа не изжиты на Земле.
Не нужны все уверения в преданности, не нужны поминания Учителя, не нужны
поминания Владыки там, где нет понимания Живой Этики. В Мире Тонком не уйти от
своих переживаний. Так же как собственный свет освещает окружающее, так и
собственная тьма заглушает все пространство. На пути к Миру Огненному нужно
задуматься о грозных последствиях, если Живая Этика не была применена в
жизни...» (31.5.34)
Должна передать еще одно Указание. Так, Владыка запрещает ставить Изображение на
стол, когда атмосфера раздражения царит среди собравшихся членов, ибо это будет
кощунством. Изображение это может стоять лишь окруженное самой высокой и
гармонической атмосферой. Присутствие Изображения превращает каждое помещение в
Храм, и непристойно, чтобы в Храме произносились неподобающие речи. Лишь все
самое высокое может окружать Великое Изображение. Для ближайших же учеников
присутствие Изображения должно превращать каждое помещение не только в Храм, но
в его Святая Святых. Так и будем понимать это и прекратим ужасное кощунство.
(22.10.34)
«Считаю опасным школы сосредоточия в убийственной атмосфере городов. Люди
упорствуют в избранных ими желаниях, но ток часто слаб, и образ рождается только
мозгом. Для сильных видений нужны и почва, полная электричества, и сознание
покоя»/1/. Так, подождите вводить Изображение в третий глаз. Лучше ощущать в
сердце непрестанное памятование и любовь к Великому Облику. Являть нужно
признательность за каждую радость в жизни Вашей. И если чувство будет искреннее
и устремленное в постоянстве своем, то оно дойдет по назначению. Можете
обращаться и к облику Преподобного Сергия. Ведь у Великих Учителей много
Обликов, и каждый народ обращается к излюбленному, к ближайшему себе. При
расширении сознания, при утончении всех чувств, всего организма восприятие
тонких энергий станет доступным. Но утончение это не может произойти с той
скоростью, как Вы склонны ожидать его, потребуется ряд лет упорного труда над
своим очищением и развитием. (16.1.35)
Изображения Великих Учителей и Владыки М. можно достать в Теософическом Обществе
или даже в теософическом книжном магазине. Также Общество Розенкрейцеров издало
Портреты (очень плохие) двух Великих Учителей – Махатмы М. и Махатмы К. Х.
Имеются Изображения эти и в книге Франца Гартманна «Унтер ден Адептен». Но,
конечно, все эти Изображения имеют лишь более или менее приблизительное сходство
с истинными Обликами Владык. (24.6.35)
Пишу в первый день нового года/3/ и шлю Вам самые сердечные пожелания всего
самого светлого и полного посрамления всех Ваших противников. И чтобы еще больше
вооружить Вас в битве против всего невежественного и темного, посылаю самое для
меня драгоценное Изображение. Носите у сердца, и пусть психическая энергия,
окружающая это Изображение, укрепит и усилит Вас. (4.1.37)
Как он писал мне во время нападений: «Опять должен сказать – да благословенны
препятствия, дающие нам возможность скорейшего роста. Как ни странно, но у меня
такое радостное чувство, что кажется, полетишь в синюю даль. У меня ведь есть
Изображение Великого Владыки, и это я никогда не забываю. Также знаю, что если
только сумею воспринять хотя бы маленькую частицу того, что Оно дает, то крылья
вырастут наяву и действительно может оказаться, что мои враги, судя по тому,
какие возможности они мне дадут, будут моими друзьями... Произойдет ведь только
сужденное, только своими силами каждый из нас должен завоевать данные
возможности. Хотя иногда путь может оказаться и уж очень тернистым, но через
тернии светит яркая звезда светлого будущего... Не может быть грустно человеку,
знающему, что у него есть такой водитель, как Вы, Елена Ивановна. Ведь это такая
радость, через которую тернии совсем не заметны». Вот, родные, эта вера в
Великого Владыку и перенесла его через страшную пропасть. Истинно, нужно помнить
ежесекундно о Высшей Помощи и чуять торжественность часа, и тогда ничто не
страшно. Замечательно и то, что при своей несломимой вере в победу он не оставил
ни одного камня не перевернутым. Успел в кратчайший срок объехать всех
влиятельных лиц, собрал сотни подписей от больных, одним словом, организовал
деятельную защиту, сделал все, что было в его силах. Пишу Вам это, родные, чтобы
Вы порадовались вместе с нами о таких светлых воинах и еще раз убедились, как
исполнение Заветов Учения и, главное, устремление сердца все побеждает. Наша
психическая энергия, излучающаяся мощно при таком устремлении, дает возможность
нам ассимилировать посланную Владыкой высшую энергию и тем сотворить чудо. Во
всем нужны соизмеримость и взаимодействие, но именно это основное обстоятельство
так часто упускается из виду. Обычно люди выходят на бой, застегнутые на все
пуговицы от принятия Благой энергии своим сомнением или страхом. (24.6.37)
Изображение Учителя Учителей я знаю, оно продавалось в Теософической Ложе в
Нью-Йорке, и оно соответствует, вернее, оно и есть то, которое Вы прислали мне.
В этом Изображении теософы видят Иисуса Христа. Думаю, что Ваше сердце давно
подсказало Вам истину, тем более что термин «Христос» в древности обозначал
Посвященного. Истинный Облик Великого Учителя Иисуса Христа не отвечает этому
Изображению, как и вообще имеющиеся Изображения всех других Великих Учителей.
Оригинальность лика Иисуса Христа не передаваема словами. Великий Учитель К. Х.
поражает своим необычно высоким ростом, Он даже выше Великого Владыки М. Голова
Его напоминает голову Зевса ваятеля Фидия. Величественное спокойствие лица
освещается улыбкой, полной блага. Волосы и борода каштановые, глаза темно-синие
и цвет кожи золотистый, темнее, нежели у Великого Владыки М. Вероятно, Вам будет
интересно узнать, что Перикл и Великий Учитель К. Х. – одна индивидуальность.
Думаю, что все Изображения Великих Учителей могут висеть в одном помещении,
возглавляемые Учителем Учителей. Но если Вы чуете иначе, то поступите по велению
сердца. Самым близким сердцам Вы, конечно, поделитесь Вашим знанием о Великом
Учителе Учителей. Но будьте осторожны, ибо теософы связывают и Майтрейю с
Иисусом Христом. Сейчас по этому поводу у меня переписка с Еленой Федоровной
Писаревой. Пишу ей очень осторожно, еще не имею ее ответа по поводу разъяснения
о синтезе Майтрейи. (16.7.37)