Выписки из Агни Йоги, Граней Агни Йоги и писем Е. И. Рерих
Об.237. Можно до такой степени ассимилировать сознание с рабской угодливостью,
что каждое новое знание будет казаться преступлением или безумием. Разве
действительность может потерпеть невежественные ограничения? Можем говорить так,
ибо Мы не анархисты, но общинники.
МО2.48. Именно Вождь должен различать, где притворство и где искренность.
Явление добродетели сердца очень отличается от насильственной угодливости. Вождь
имеет силу отличать это свойство.
16.254. Надо найти в себе мужество изгнать ложь из жизни и, прежде всего, в
себе. Охрана сокровенного не есть ложь, охрана близких от тяжких ударов судьбы
не есть ложь. Ложь есть жалкое, угодливое, трусливое отступление в угоду людям
перед суровой действительностью. Ложь есть прикрытие тьмы кажущейся правдой.
Ложь есть сознательная попытка исказить истину или действительное положение
вещей.
16.453. Надо быть сильным, чтобы достоинство духа хранить. Что-то в
нас старается силу нашу разрушить или умалить постоянным попустительством и
подчинением воображаемым условностям. И улыбки, и жесты, и слова, и даже мысли
приобретают оттенок угодливости и лепетания – на языке. Быть собою значит
оставаться в равновесии и внешне, и внутренне, несмотря ни на что. Если впадать
в пароксизм угодливости и лепетания всякий раз, когда это требует необузданный
волей астрал, то можно легко уподобиться флюгеру для чужого ветра или базарному
петрушке. К чему столько улыбок и неожиданных слов, когда достоинство духа
страдает. О торжестве суеты говорилось. Неужели сменяем ее на спокойствие
достоинства духа? Ужимками следования воображаемым условностям не напоминает ли
собой человек обезьяну? Та тоже, не рассуждая, подражает кому-то. Пора понять,
что уявляя эти слабости и уявляясь действительно слабым, теряет человек право
на уважение окружающих, а, в конечном итоге, утрачивает он и достоинство духа, то
есть право на то, чтобы быть победителем. Не слишком ли велика цена за
сомнительное удовольствие от минутной поблажки? Если же эти печальные явления
происходят вопреки вам, то чего же достойна такая жалкая воля? Воля –
это главное в человеке.
16.485. Охраним ваше достоинство при всех обстоятельствах, если только вы сами
властной рукой наденете на паяца намордник. Если бы знали, сколько огненной силы
теряете в моменты постыдной слабости, ничем не вызываемой, кроме как страхом,
угодливостью и желанием не быть, но казаться. Разложите явление на части и
увидите всю унизительную сущность его, когда униженным лбом, и рабской
угодливостью, и лепетанием пытается человек променять достоинство духа на
сомнительные преимущества людского мнения и благорасположения. «Не надейтесь на
сынов человеческих». У вас один Заступник, Защитник, Заботник и Охранитель –
Владыка. Чего же униженно в людях искать? И где они были, ради кого унижаете вы
себя, когда вам угрожала опасность, или трудно вам было, или вы были одни в
испытаниях тяжких? Униженное лепетание родит лишь презрение в тех, к кому
обращено, а также и кривлянье паяца. С ним надо покончить. Улыбку слабости
считайте ущербом для духа. Домогательство чьего-то расположения или заискивание
– падением. Лепетание – позором. Улыбку – гримасу черепа – уступкой лукавым
рукам.
15.496. Чтобы сделаться богом, то есть Планетным Духом, путь нужно дальний
пройти, но знать уже можно теперь, что следует брать и что совершенно не нужно.
Нужен ли страх, раздраженья, обиды, суетливость нужна ли, и лень, угодливость,
льстивость, безволие, болтливость и все то, что еще не изжито и что будет
ненужным в далеком пути. Все то, что не соответствует ведущему идеалу,
отсекается твердой рукой. Когда идеал отлит в четкую форму, все, не созвучное с
ним, убирается по необходимости.
15.627. Через голос изливается в пространство огненная энергия человека — тьмы
или света — зависит от него самого. Запах яда бывает приятен, так же и звуки
иных голосов, если острое распознавание отсутствует. Льстивые, вкрадчивые голоса
многим приятны и слух их ласкают. Хороший актер в совершенстве владеет своим
голосом на сцене.
1.65. Спокойствие духа, отражающееся в лице человека, и беспокойство мятущейся
астральной оболочки, выражающееся в каждой черте и движении лицевых мускулов,
указывают на ступень, достигнутую духом в процессе овладения своими оболочками.
Для зрячего картина ясна во всех подробностях. Ошибочно думать, что лицевая и
внешняя угодливость и выражение всех прочих чувств, нарушающих величие и
торжественность, спокойствие духа, могут дать человеку что-то положительное или
помогут достичь желаемого от тех самых людей, в присутствии которых паяц уявляет
себя, кривляясь и вибрируя на все лады, лишь бы угодить, лишь бы понравиться и
произвести впечатление. Худшего рабства и зависимости от окружающих невозможно
даже вообразить. Ведь это рабство добровольное, самоутвержденное, вызванное
ничтожеством помыслов и представлений. Лишь отсутствие достоинства духа и
самоуважения вызывает к жизни эти убожества духа. На известной ступени сознания
маска снимается прежде всего с собственного лика: маска угодливости,
заискивания, лепетания и желания произвести впечатление. Уж лучше замкнутая
суровость и холод сдержанности – ущерб будет меньше. Астральный паяц пользуется
каждым случаем, чтобы выступить на сцену и себя уявить. Вот к нему-то в себе и
нужна самая суровая и беспощадная жестокость, ибо нет у человека врага более
хитрого, коварного, многоопытного и опасного, могущего лишить его всех
достижений и накоплений, если дана ему власть над собою. Повторяю, холодная,
суровая, молчаливая сдержанность, без угодливых жалких улыбок, лучше и
плодоносней всех ужимок астрала, столь яро уничтожающих достоинство духа. Нет
ничего в мире, ради чего стоило бы поступиться достоинством духа, ибо при
уступке теряется даже то, ради чего она совершалась.
1.263. Изумляться не следует ничему и не поражаться ничем, также не нужны и
внешние знаки удивления в угоду кому-то или чему-то. Достоинство духа не
позволяет этого. Ужимки духа этого порядка особенно вредоносны. Ведь рядом с
ними стоит льстивая угодливость, а за нею унизительное лепетание. Быть собою
самим надлежит при всех обстоятельствах жизни, не унижаясь до улыбок угодливости
и соглашательства. Соглашательство, угодливость – это одно, согласие и
взаимопонимание – нечто совершенно другое. Эти последние не уязвляют достоинство
духа, в то время как соглашательство поражает его. Много вредоносных привычек
носит в себе человек. Молчание тем хорошо, что избавляет от многих ошибок и не
создает условий, в которых астральный паяц уявляет марионеточную сущность свою.
Он унизитель достоинства духа, готовый в любую минуту проявить рабский свой лик.
Он лепечет, он льстит, он улыбается условной улыбкой ничтожества, он же и лжет,
он же боится всего и всегда. Не столь он ничтожен, сколь вреден, и не столь он
живуч, сколь не нужен вперед устремленному духу.
3.314. Сдержанность и сознание собственной силы куда скорее приводят к желаемым
результатам. Потому следует внимательно пересмотреть отношение свое к людям,
чтобы не заползло где-то угодливое лепетание или желание заслужить преходящее
одобрение прохожих. Держитесь Заботой Владыки, но не людей, и на Владыку, и
только Его одного, можно полагать все сознание. Давно Сказано: не надейтесь на
сынов человеческих. Да и опыт последний показал, что даже желание друзей помочь
и решение на них положиться ничего, кроме огорчения, разочарования и новых
трудностей, не принесло. Опора одна, надежда одна – Владыка. Сдержанность и ярое
осознание достоинства духа не исключают доброго отношения к людям и возможности
им посветить, но не нарушая ни того, ни другого.
5.127. Можно делать дела, но без суетливости нудной, лишающей достоинство духа.
Унизительна суетливость. Ее сестра – угодливость и ничтожество. Мелкие чувства
земные не годны на пути в Беспредельность.
5.471. Каждая ступень требует своего одеяния, то есть определенного качества и
чистоты излучений ауры и их напряжения. Несоответствие ауры с проходимой
ступенью заставляет спуститься ступенью ниже или даже больше. Поэтому будем
рассматривать качества духа как условие, устанавливающее вид и характер
аурических излучений и напряжение их светоносности. В пароксизме угодливого
лепетания, или суетливости, или раздражения, или всех прочих отрицательных
качеств – на известную ступень не взойти. Отсюда четкость понимания, что все эти
лохмотья прошлых времен сурово, решительно и беспощадно сбрасываются с ауры,
которая облекается сиянием преданности, любви, устремления, радости, мужества,
сдержанности, самообладания и всей радугой симфонии качеств, напряжение которых
растет с каждой новой ступенью, усиливая светоносность аурических излучений.
8.195. Трудно понять, почему в угоду моменту человек допускает суетливость,
лепетание, заискивающие улыбки и жалкую угодливость, то есть являет собою ложный
вид духа и тела, забывая о достоинстве духа. Понять еще можно, но оправдать
такое поведение нельзя. За чечевичную похлебку минутного угодничества и
получение воображаемых преимуществ отдает пресмыкающееся перед кем-то или чем-то
сознание право своего первородства и достоинство духа. При сохранении
достоинства духа, сдержанности и самообладания гораздо легче достичь желаемых
результатов, не поступаясь ничем и не теряя уважения со стороны тех, перед кем
может происходить подобное унижение.
8.214. Трудно быть всегда самим собою, не принося достоинство духа в жертву
случайности минутных условий. Суровость речи заменяется лепетанием и угодливыми
улыбками. Не потому ли усиливается и усталость от людей, что при общении с ними
внешняя условность обращения, ненужные слова и улыбки заменяют искренность
отношений. Лучше уж молчать, чем исходить лепетанием. Слишком уж охотно
разменивают люди достоинство духа своего по мелочам. Выпускаются даже книги
хорошего тона, манер и обращения, но никто не желает подумать о том, что важнее
всего сохранить достоинство духа и не поступаться им в угоду чему бы и кому бы
то ни было. Трепещут в Тонком Мире от каждой тени те, кто не имеет его. Язык
перестает болтать и рот улыбаться, когда охранено достоинство духа. Улыбка
сердца куда нужнее, но сердце обычно молчит при наружной улыбке. Самообладание
можно упражнять на мелочах среди будней, на вещах самых обычных, и особенно при
общении с людьми.
8.215. Высокое качество достоинства духа исключает ложь, обман, лесть,
заискивание, угодливость, раздражение и множество прочих мелких чувств и
ничтожных мыслей. Оно просто несовместимо с ними. Тем утверждение желанного
качества и полезно, что исключает оно автоматически качества отрицательные,
антагонистические, не гармонирующие с природой его. Учитель Придает этому
качеству – достоинству духа – большое значение.
9.550. Торжественность не допустит пуститься в пляс, не допустит болтовни,
суеты, угодливости, лепетания, заискивания и многих других действий и чувств.
Торжественность будет, выражением понимания величественности и Красоты
Мироздания и звучания Сфер Высших Миров. Торжественность исключает пресмыкание
перед сильными мира сего и унижение достоинства духа. Торжественность не
допустит пересудов и осуждения. Торжественностью многого можно достичь.
12.637. Люди преклоняются перед богатством, положением, славой и властью земною
и часто заискивают, льстят и пресмыкаются перед ними. Но мудрый, познавший,
остается не затронутым явлениями земной значимости. Он применяет к ним мерки
иные, мерки Надземного Мира, и теряют значение тогда знаки земной мощи.
13.8 А. Надо сохранять равновесие. Начинается (его утверждение) с малого, и ни
горе ни радость – ничто не должно его нарушать. Неужели предпочтем улыбку
угодливого лепетания непоколебимому спокойствию Владыки, или трепет страха, или
гримасу условности. Можно все, но при условии сохранения полного спокойствия.
Для приобретения равновесия надо поставить на карту все. Равновесие – условие
восхождения.
Правильно, что мы не должны поддаваться на льстивые восхваления и подачки, ибо
велико презрение к нам льстящего, видя, как легко поддаемся на его, часто очень
грубую, удочку. Не будем подкупными рабами, но воспитаем в себе гордость и
независимость царя духа, презирающего всякую лесть! Ничто так не унижает и не
губит человека, как звучание на лесть. Безошибочно можно сказать, что любящий
лесть – вчерашний раб. Человек, повинный в лести или принимающий лесть, не может
быть приближенным сотрудником, ибо велика подкупность таких людей, запомним это.
(21.08.31)
Еще должна сказать: очень тревожит меня личность, принявшая деятельнейшее
участие и не платящая за занимаемые помещения. Владыка очень предупреждает об
опасности со стороны этого лица. Одев льстивую личину дружбы, некоторые лица
будут пытаться проникнуть во внутреннее построение дел, чтобы нанести трещины
самому основанию. И конечно, самый верный путь – это посев разъединения между
членами, восхваляя одних и унижая других. Не позволяйте никому критиковать в
Вашем присутствии кого-либо из сотрудников круга, всегда найдите достойное
слово, чтобы прекратить злословие и осуждение, за это Вас будут только уважать.
Помните, покуда Вы воедино, Вы пройдете через все препятствия, но малейшее
разъединение в действиях нанесет трещину самому основанию. (17.12.30)