Выписки из Граней Агни Йоги
2.175. Каждый приходит на Землю с известным запасом психической энергии. Это
сокровище можно расточить, или умножить или оставить все тем же, вернувшись на
ту же точку пути, от которой началось очередное земное странствие. Если
сокровище преумножено, человек поднимается по лестнице жизни, если растрачено -
опускается, если осталось все тем же, на той же ступени и остается, с которой
должно было начаться восхождение. Огненная энергия у всех одна, но выражения ее
индивидуальны и не похожи одно на другое так же, как различны и лица людей.
2.195. Таланты даются - каждому по вместимости, но как израсходовать их, как
применить и как их умножить - это забота ученика. Но если получивший два таланта
возвращает десять, богатство полученное приумножено с пользой. Значит, Свет,
посылаемый Учителем, требует особого к себе отношения. В дырявое решето энергий
не Проливаем. Как часто бывает с незадачливым учеником: энергии получил, но
растратил их все понапрасну. Неужели полагает растратчик, что ценнейшая энергия
духа, собранная с таким трудом и страданиями, будет расходоваться попусту на его
расточительство? Каким же бережным должно быть отношение к Сокровищу
посылаемому! Расточительство часто идет по мелочам и совершенно притом
незаметно. Но сокровище требует охраны. В мыслях, в словах, в движениях и жестах
уявляется или бережность, или расточительство. Именно несущим переполненный
сосуд с драгоценною влагой представляет себя ученик: как бы не расплескать, как
бы не споткнуться. Сколько драгоценной энергии проливается порою напрасно! Зная
ценность ее, обережем. Сохранившему и оберегшему будет доверено больше. Потому и
Зовем близких Наших доверенными. Тратить энергию целесообразно и соизмеримо, и
даже в больших количествах, расточительностью не будет. Умудренное опытом сердце
поймет, где разбазаривание, а где мудрое даяние. Всякое даяние - благо, всякое
расточение - зло. Так и Делим людей на собирателей и расточителей. Сдержанность
хороша уже тем, что означает бережение огненной энергии. Если вместо десяти слов
сказать только два - это уже хорошо. Если вместо размахивания руками подержать
их в покое, это тоже укажет на бережение. Если подавить суетливость и
беспокойство, это тоже уже достижение. Так в течение дня можно подумать и многое
сделать для сохранения энергии высшей. Некоторые эмоции астрала являются
пожирателями психически энергии: особенно страх, во всех формах и видах;
особенно раздражение; особенно сомнение и злоба; особенно суетливость и
беспокойство. Так все отрицательные качества духа будут расточителями огненной
энергии, а положительные - собирателями и накопителями. Сознательная,
напряженная, постоянно бодрствующая сдержанность слов и эмоций накопителем
будет.
3.415. Отметается все, что мешает продвижению, и, прежде всего, ненужные мысли.
Сколько ненужного мыслится и говорится! Если бы хотя бы за день подсчитать,
истинно ужаснулись бы попусту растраченной энергии, которая иначе могла бы быть
использована успешно. Когда делается, мыслится и говорится ненужное, получается
разрушение или пространственный диссонанс. И трудно коснуться тогда пораженного
им сознания. Столько вреда приносят себе люди, когда делается ненужное.
Уберегитесь от расточительной траты огненной энергии, которая, будучи сдержанна,
может послужить во благо, укрепляя и усиливая своего носителя. Молчание и
сдержанность - великие накопители. Когда неспокойно пространство, незаменимы
они, ибо, помимо своего свойства накапливать энергию, они являются и
охранителями.
3.521. Все действия человека являются либо расточающими огонь, либо накопителями
его. Физический и всякий другой труд, расходующий энергию, или расточает ее, или
накапливает. Слова под контролем, произносимые с суровой сдержанностью,
усиливают приток Агни, но те же слова, не сдерживаемые и не контролируемые, без
узды воли на каждом, опустошат сокровищницу. Контроль этот должен быть
постоянным, ибо когда узды нет на чувствах, энергия утекает, как вода в дырявом
сосуде. Это касается и движений и даже физической работы. Рука сдержанности на
всех выявлениях человека поможет накапливать Агни, в то время как несдержанность
опустошает его. В пище, в питье, в больших и малых поступках, - во всем нужна
эта сдержанность речи, эмоций и чувств. Это вернейший и кратчайший путь
собирания огненной силы.
5.7. Накапливать запас психической энергии можно сознательно и планомерно.
Каждое действие человека ее аккумулирует или расточает. Всякая работа есть трата
энергии. Но труд отемненный, подневольный, унылый, неприятный, ненавидимый будет
тушителем огня и расточителем психической энергии, в то время как труд
вдохновенный, радостный, труд напряженный будет накопителем огненной силы. Такой
светоносный труд аккумулирует психическую энергию лучше всяких оккультных
упражнений. Без напряженного труда невозможна Огненная Йога. Ритм напряжения
сосредоточивает энергию. Труд аритмичный не является накопителем. Труд следует
понимать широко. Надо написать книгу о значении явления труда для
психофизической эволюции человека. Не зажгутся огненные центры без труда
напряженного. Такой труд будет подготовлением и для Надземного пребывания.
Ленивцы и тунеядцы готовят для себя печальное будущее. Энтузиазм труда надо
поддерживать всеми мерами. Слишком уж велико его оккультное значение. И в Тонком
и земном мирах люди разделяются на добрых тружеников и дезертиров труда. Будем
считать каждую минуту, проведенную в бездумной и бездельной праздности, потерей
драгоценного времени и самообкрадыванием, то есть расточением огненной силы.
5.31. Сколько раз Говорил, что каждое праздное слово вредно безусловно. Знаете,
что многие заговаривают себя до головной боли, припадков и полной исчерпанности
психической энергии. Но это крайности. И все же каждое реченное слово или
собиратель или расточитель огненной силы. Без контроля над словом, а значит, и
контроля над психической энергией, овладения ею не достичь. О словах
произносимых помыслим.
5.293. У каждого человека запас психической энергии разный, и каждый человек се
накапливает или расточает. Тратить психическую энергию и пользоваться ею -
совсем не значит ее расточать. Расточение начинается с того момента, когда
производятся действия дисгармонические, хаотичные, побуждаемые отрицательными
качествами духа. Если положительные качества являют собою контейнеры огненной
энергии и ее собирателями и накопителями, то качества отрицательные, например,
такие, как страх, сомнение, колебание, суетливость, уныние и так далее,
представляют собою ярых пожирателей и расточителей психической энергии. Потому
на вопрос, как накапливать огненную силу, Ответим - утверждением положительных
качеств духа. В каждый данный момент какое-либо качество является наиболее
близко звучащим. Его-то и следует тогда утверждать. И это будет наиболее
продуктивным действием и целесообразным. Трудно и бесполезно утверждать далеко
звучащее качество, ибо оно не войдет прочно в сознание, но близость создает
нужный импульс. Особенно хорошо утверждать качества синтетические, такие, как,
например, равновесие или торжественность, ибо совмещают они в себе и другие.
Так, равновесие включает в себя и бесстрашие, и непоколебимость, и спокойствие,
и светоносность, и огонь, и собранность, и самоконтроль, и некоторые другие
качества духа. Его утверждая, утверждаем в себе многие свойства огня. Очень
важно завершать каждое воплощение, накопивши огни. Каждое земное действие можно
рассматривать с точки зрения накопления или расточения Агни. Помочь, полечить,
послать мыслью энергию огненную не значит ее расточать. Эти действия, наоборот,
в конечном итоге, ее накопляют. Страсти и пороки ее расточают и все совершаемое
в отемнении духа. Постоянство качеств создает кристаллы огненных отложений.
Когда Агни растет, путь пролегает правильно.
6.175. Каждое мгновение может быть моментом накопления или растраты. Очень
приятно, радостно и легко, когда полеты доступны. Но подобен заключенному в
душной темнице связанный и лишенный движения дух. Но эта свобода или связанность
утверждаются в жизни земной. Сознательное накапливание огненности, или
психической энергии, требует постоянной заботы и утонченной настороженности.
Знаете, хорошо уже знаете расточителей огненной силы: это страх, сомнение,
колебания, неустойчивость, раздражение, злоба, малодушие, половинчатость и все,
все недостатки и пороки, все слабости и попустительства человека. Их допуская,
лишает себя человек самого Драгоценного, что имеет, сокровища огненной мощи.
Хорошо крепко держать в памяти и всех накопителей психической энергии, зная, что
утверждаемые качества есть контейнеры огня. Пусть огненная черта разделит
пожирателей от накопителей, и пусть каждое мгновение знает носитель огня,
расточает он его или накапливает. Слова расточают, разрежают накопленное пламя,
молчание его нагнетает. Нельзя забывать о том, что определяет и обуславливает
Надземное пребывание человека. Жизнь земная дает ярую возможность накопить Агни
и умножить в Чаше кристаллы его отложений. Агни нужен везде, во всех мирах.
Обережемся от его расточения всеми возможными мерами: в мышлении, в делах, и
поступках, и чувствах своих - они либо расточают незримую мощь, либо -
накопляют.
7.248. Антиподом накопления будет расточение. По расточителям можно понять, как
легкомысленно и преступно расходуется драгоценная мощь. Воплощенный, расточивший
свой запас Агни, - пустая оболочка. Расточается огонь поступками, чувствами и
мыслями и накапливается ими же. Следовательно, накопителями будут формы
активности человека, физической, астральной и ментальной. Прежде всего надо
знать, что расточает и что накопляет психическую энергию Агни. Уныние, к
примеру, ярый расточитель,- словно открытый кран резервуара с водой или парового
котла. Бодрость - антипод уныния, а мужество - страха. Так можно просмотреть
все пары противоположных качеств духа, чтобы безошибочно знать расточителей
Агни. Положительные качества духа есть контейнеры зажженных в микрокосме
человека огней. Качества духа и действия человека неотделимы друг от друга.
Качества выявляются в действиях, равно как и мысли, ибо мысль, качество и
действие - цепь одного состава, ибо насыщены тем же огнем. Цельность этой цепи
имеет особое значение. Монолит духа зависит от единства мысли, качества и
действия. Дом, разделенный в себе, не устоит против вихрей земных и надземных.
Ценность очищенного Агни - в его монолитности. Монолитность означает не
однотонность и однообразие, но гармонию сочетаний всех тонов огненной шкалы
Великого Аума, выявляющейся во психо-духовном аппарате человека. Гармония Агни
дает Свет, Свет аурических излучений. Человек - это магнит светоносный. Человек
каждое мгновение излучает от себя эманации энергий, которые являются продуктами
либо светлых, либо темных огней. Процесс накопления светлого Агни требует
условий контроля и постоянного дозора над мыслью, чувствами и поступками. Агни,
столь незаметный в жизни земной, становится решающим условием в жизни надземной,
ибо свобода духа и свобода его движений и полетов там всецело зависят от
количества накопленного Агни. Здесь расточитель своих огней может
воспользоваться любым видом транспорта, но там все зависит от Агни, ибо он -
двигатель духа в пространстве. Время и труд, посвященные накоплению светоносной,
огненной энергии духа, тысячекратно вознаградят человека и на Земле, и в Мирах.
7.262. Итак, основной целью существования воплощенного являются собирание и
накопление Агни и стремление его удержать. Огонь постоянно в движении. Стихия
огня не может быть инертной. В сфере человеческой он проявляется в действии.
Мысль, чувства, работа - все это формы выявления активности Агни. Огонь
участвует в каждом движении человека, в каждом процессе, происходящем в его
микрокосме. В действиях огонь не расточается, но, наоборот, нагнетается. Трата
энергии не есть ее расточение. Огненная сила растет при правильном ее
применения. Расточается Агни на мелкие мысли, на мелкие чувства, на низкие
мысли, на низкие чувства. Чувство страха или сомнение может мгновенно лишить
человека запаса его психической . энергии и способности действовать. Человек,
лишенный огня, беззащитен. Врагов накопления Агни надо очень хорошо знать, чтобы
не подпускать близко. Торжественность, сдержанность, самообладание, постоянный
контроль и полное владение своими чувствами - накопители и собиратели Агни. Так,
в каждый момент земной жизни либо усиливаем в себе элементы огня, либо их
тратим. Мудрое расходование Агни не есть расточение. Растрата огня - нечто
совершенно другое. Унынием можно потратить его много больше, чем самой
энергичной деятельностью. Только опыт и внимательность образуют безошибочную
способность отличать врагов и расточителей Агни от друзей и накопителей. Радость
названа особой мудростью, ибо она принадлежит к числу мощных накопителей. Каждый
воплощенный имеет перед собою свободу выбора путей, расточения или накопления
Агни.
7.496. Уныние, раздражение, беспокойство, страх, злоба и все прочие
отрицательные качества духа - расточители Агни. Расходование же его на помощь
людям только способствует его накоплению и росту, ибо подобная трата быстро
восстанавливается, если не нарушен законный предел. Сейчас время такое, когда
огонь надо беречь. Пространственное неблагополучие сильно влияет на его утечку.
Иногда и Нам требуется ваша срочная помощь, и тогда расход Агни особенно ощутим.
Но не будем бояться отдачи психической энергии на дело Общего Блага. Она,
подобно мускулам, растет и укрепляется в упражнении, то есть в действии.
Бездейственность есть убийство огненной силы в себе. Даже простой физический
труд этим очень полезен. Будем учиться сознательно накапливать Агни всеми
возможными способами. Но оберегитесь от пожирателей чужой силы. Они очень опасны
и ненасытны - сколько ни поглощают ее, им все мало, и требование у них одно:
дай, дай, дай. Делиться накопленным сокровищем будем мудро и осмотрительно. Нет
ничего более ценного на Земле и в Мирах, нежели сияющее сокровище Агни.
8.238. Самой ценной собственностью человека на Земле и в Мирах является
психическая энергия. Она - собственность неотъемлемая. Сдержанность обладает
свойством сохранять запас этой энергии от расточения. Внутри человека происходит
целый ряд душевных движений. Когда они вырываются наружу в действиях, словах или
чувствах, происходит утечка огненной силы. Есть люди, которые постоянно
опустошают свою сокровищницу словоизвержениями, другие - распущенностью эмоций и
переживаний, третьи - ненужными действиями или просто движениями, особенно
нервными. Очень много энергии уходит на беспокойство, страхи, суетливость. Еще
больше - на злобу и раздражение. Недовольство, уныние, восторженность,
обывательская веселость и все сопровождающееся внешним эффектом требуют того или
иного количества сил. Сдержанность позволяет их сохранить внутри микрокосма с
тем, чтобы тратить только сознательно, и с соизволения воли, и только тогда,
когда это необходимо. Два вида действия придется отметить при этом: это действие
сдержанное, сохраняющее в запасе известное количество психической энергии, и
действие исчерпывающее, растрачивающее этот запас целиком. Действий,
исчерпывающих полностью силы, следует опасаться как вреднейших врагов.
Исчерпавший себя человек подобен пустой шелухе. Исчерпать себя можно словами,
эмоциями, мыслями и поступками, даже голос свой можно исчерпать пением.
Сдержанность служит вернейшим затвором, удерживающим напрасную и непроизвольную
растрату огненной силы. Когда внутренние проявленные энергии ничем не выдают
себя внешне, происходит их накапливание. Равновесие, это трудно достижимое
качество духа, возможно лишь при наличии сдержанности, упорной, сознательной и
суровой. Сколько энергии уходит на болтливость или на желание нравиться людям к
всем угождать. Доброта и доброжелательство так далеки от этих ненужных свойств.
Добротворчество осуществляется сиянием сердечных огней и не нуждается в
словоговорении, во всяком случае - ненужных слов. Именно но пустякам и в
действиях привычных и малых, не сдерживаемых контролем воли, тратится бездумно
драгоценная энергия. Положительные качества духа - накопители огненной мощи,
отрицательные - расточители. Качество сдержанности можно утверждать сознательно
и планомерно, зная, что каждое ненужное слово или внешнее выражение
неконтролируемых чувств служат признаком распущенности психической энергии.
Каждое качество духа требует к себе внимания и заботы и может расти
беспредельно.
8.508. Качества духа, являясь контейнерами Агни, представляют собою огненный
доспех духа. Если бы только поняли люди, как важно накапливать Агни, то из
расточителей превратились бы в собирателей и накопителей огненной энергии. Ведь,
в сущности говоря, вся земная жизнь является подготовленном к Надземному
существованию.
10.571. Психическая энергия дается в распоряжение каждого человека. В человеке,
безнадежно впавшем в уныние, она убита унынием, в человеке испуганном - страхом,
в человеке раздраженном - раздражением. Так допускаются людьми многие чувства и
эмоции, убивающие силу всеначальной энергии. Чем больше времени властвует
отрицательное чувство, тем больше урона наносится огненной энергии. Длительное
подавление ее может вызвать явление живого мертвеца. Можно невежественно
расточить эту чудесную силу, но можно и сознательно накапливать ее. Молчание,
спокойствие, мужество, равновесие, устремление к Иерархии Света будут лучшими
накопителями, а также и все прочие положительные качества духа. Накопителем ее
является также и труд светоносный. Труд подневольный, ненавистный и
проклинаемый, накопителем не будет. Многие возвышенные и светлые чувства, и
особенно любовь, мощно собирают огонь. Огненной силой любви творятся великие
дела.
12.31. Огонь будет двигательной силой развоплощенного человека, огонь,
накопленный им при жизни на Земле. Так, живущие на Земле в плотных телах люди
разделяются на расточителей и накопителей Агни. Действиями своими накапливает
или расточает огонь человек. Все эмоции человеческие и мысли его собирают или
расточают огонь. Поэтому так важно знать в каждый данный момент, растрачивается
или собирается человеком его самое драгоценное достояние, которое может он иметь
и которым владеет на Земле и в Мирах. Агни, столь мало заметный в жизни земной,
становится решающим фактором жизни человека в Мире Надземном.
12.32. Накапливается Агни прежде всего - контролем над мыслью и сдержанностью
чувств. Состояние сдерживаемых энергий должно сопутствовать ученику в проявлении
его деятельности в течение дня. При росте огня каждая несдержанность влечет за
собою растрату Агни. Особенно недопустимо безудержное пылание. Оно болезненно
истощает силы. Конечно, ученик должен давать и делиться тем, что он получает от
Учителя. Но это даяние должно быть контролируемым волей и происходить без
всякого нарушения равновесия. Бесконтрольное даяние зажженного сердца всегда
будет сопровождаться истощением сил и болезнью.
12.299. Накапливание психической энергии и собирание в Чашу кристаллов Агни
имеет значение для всех трех миров. И если на Земле можно еще как-то
существовать, вернее, прозябать, без этих накоплений, то в Тонком Мире это уже
невозможно. Тяжко, мрачно, беспросветно и безнадежно там пребывание расточителей
Агни. Расточается или накапливается он на Земле, среди жизни обычной и дел
неизбежных земных. Все действия, эмоции и мысли человеческие можно разделить на
накопителей и расточителей. Например: страх пожирает огненную энергию,
бесстрашие ее порождает. Много явлений в жизни человека, пожирающих огненную
энергию. Сомнение, шатание, раздражение и многие другие чувства - пожиратели
тоже. Так, в каждый данный момент человек может дать себе отчет: расточает или
накапливает он Агни.
12.358. Говоря о накапливании Агни, нельзя не упомянуть о его расточении. В
сумерках духа, в обыденности, в мелких суетливых переживаниях и эмоциях
расточаются огни духа. Все чувства можно разделить на накопителей и
расточителей. Например, мужество собирает огни, страх их расточает. Так, каждое
чувство и мысли либо собирают и усиливают психическую энергию, либо растрачивают
ее. Чтобы давать, надо иметь. Нечего давать опустошенному человеку. Опустошенные
психически люди сами часто являются вампирами, или пожирателями психической
энергии. Как дырявую бочку, их невозможно наполнить. Накапливая Агни, необходимо
помнить о чувствах и эмоциях, пожирающих психическую энергию, и о пожирателях -
людях.
13.302. Накапливание психической энергии является одной из главных задач ученика
на протяжении всей его жизни. В неизменном состоянии психическая энергия не
остается - она или накапливается или растрачивается. Выдача ее, законная выдача,
быстро восстанавливается. Но расточение драгоценной мощи восполнимо обычным
путем быть не может. Если человек долгое время предавался унынию, то вновь
собрать израсходованную на это чувство силу не легко и не просто, ибо физические
следствия уныния могут выявиться в виде неизлечимой болезни. Те же результаты
получаются как следствия всевозможных излишеств, пьянства, недержания речи,
страха, раздражения и так далее. Чувства - пожиратели психической энергии -
могут выразиться в состоянии ее невосполняемости. Каждое действие, мысль или
чувство либо аккумулирует, либо расходует огненную мощь. Сознательная
сдержанность всех движений человека, и физических и психических, подобна
запертой плотине, накапливающей воду для работы мельницы. Когда сдерживающая
«серебряная узда духа» наложена на все чувства ученика, он готов к дальнейшему
восхождению и получению новых Указаний. Трудно сдерживать многие переживания
внешне, но еще труднее внутренне. Когда лицо не выражает обуревающих человека
чувств - это уже победа. Но когда и самые чувства обузданы крепкой рукой -
победа двойная. Одобряются сдержанность и самоконтроль во всех формах.
Находиться во власти распущенных чувств не совместимо с пониманием Йоги.