Жалобы
Выписки из Граней Агни Йоги
1.41. Жалобы и сетования несостоятельны, ибо полнозвучного устремления нет.
Отдать всего себя на служение Владыке многие хотят, но не многие могут. Хотеть —
еще не значит мочь, если огни не возгорелись.
1.75. Если карма ставит в определенные и неизбежные условия, то не будет ли
лучшим решением вместо жалоб и недовольства извлечь из них все, что могут они
дать. Если Учитель допускает нечто, значит, полезно оно и что-то дает, и учит
чему-то. Условие первое: делать взятую работу наилучшим образом. Второе: делать
ее без огорчения, радостно и бодро и с мыслью учиться, учиться всему и всегда. И
каждое новое обстоятельство встречать вопросом: а что оно может дать в смысле
нового опыта и чему научить. Ведь жизнь — это лучший Учитель.
1.157. Если человек становится лицом к лицу со смертью, то лучше как ее
встретить — с улыбкою бесстрашия или же скорчившись в ужасе темном? Конечно, с
улыбкой, ибо она не страшнее, чем стрижка волос. Так же и жизни навстречу и
трудностям ее, огорчениям ее и всем сложностям прочим лучше с улыбкой идти, чем
в омрачении духа или с сетованиями, жалобами и недовольством. Лучше хорошее
видеть в плохом и искать его яро, чем плохое в хорошем. И тогда откроется глаз
на добро. И тогда жить станет легче.
1.209. Особенно действие чувств и мысли влияют на Агни: страх, беспокойство,
уныние, жалобы, страсти, волнения — расточители его. Равновесие, спокойствие,
мужество, бесстрашие, стойкость и прочие качества духа — накопители Агни.
1.253. Говоря о накоплении, нельзя умолчать о расточительстве: страхе,
беспокойстве, нервозности и нервных движениях, сомнениях, колебаниях, жалобах,
раздражении, несдержанности во всех видах и всех прочих темных качествах духа,
пожирающих ценнейшую энергию огня.
2.17. Сколько жалоб, сколько сетований, сколько нытья о том, что развязывает
кармические узы, чему следовало бы радоваться в понимании освобождения от
прошлых цепей. Так надо жить и поступать, чтобы не накладывать на себя новых
цепей, и творить людям добро при всякой к тому возможности, ибо добро карму не
отягощает.
2.375. Никакие сетования, никакие жалобы, никакие недовольства не помогут
одержать над собою победу. Только Свет, неугашаемый волнами внешних воздействий,
только он будет знаком победы.
2.442. Надо пройти через все, через что пройти надлежит. Ни возмущения, ни
жалобы, ни недовольства, ни огорчения не помогут. Они лишь ослабят волю и не
дадут возможности одержать победу над очередным испытанием. Только спокойствие и
равновесие духа и успешное прохождение через все испытания помогут освободиться
от них. Невыдержанные, они повторяются снова и снова, до тех пор, пока выдержаны
успешно не будут.
2.520. Не жалобы, не сетования, не саможаление, не вид спины и уползание, но
именно в равновесии полном ко Мне устремленье и объединение в духе со Мной. В
этих случаях тьма действует мыслью, подбрасывая желание склониться перед ней и
поддаться внушениям темным, которые нагнетают слуги ее. Все это надо преодолеть,
иначе единение состояться не может. Но все было соблюдено, и этим путем добыта
победа.
3.506. Вмещение противоположений — жизненное, а понимание этого — практично, ибо
указует на безосновательность недовольства и жалоб, итак, продолжаем учиться на
жизни и на том, что она нам дает. Жизнь — это лучший учитель, но и ученик должен
это признать и, признавши, учиться. Без признания учителя таковым учиться
нельзя.
3.606. Смирись перед теми условиями жизни, в которые ставит Владыка. Они лучше
для восхождения духа. Вместо сетований и жалоб используй те преимущества,
которые они дают. Когда с Нами, осколки дневного мышления отбрось.
4.106. Порождение овладевает тем, кто его породил, овладевает по невежеству
своего породителя, то есть своего создателя и господина. Положение
неестественное, ибо хозяин мысли — ее творец и создатель, то есть мыслитель, то
есть сам человек, владыка своего мира мыслей. Жалобы и ожесточение! На что? Ведь
все они — только мысли, наши мысли, созданные и допущенные нами. Мы лелеяли их и
носились с ними, подчиняясь им и пресмыкаясь перед ними, когда находились в их
власти, в то время как весь Свет, и все счастье, и вся радость дерзновения
открыты для нас, и когда дары духа ждут и ждет наследство Отца, но ждут за
Порогом. Сторож их Майя.
4.357. Именно на мелочах и подробностях жизни происходит умножение или утрата.
Незаметно идет этот процесс, но знать безошибочно можно, что умножает огни и что
угашает. Постепенно, а главное незаметно, растут или уходят огни. Говорится о
накоплении Светлого Агни, ибо можно растить и кристаллы черного огня;
болтливость, боязливость, волнения, суетливость, беспокойство, страх, сомнения,
заискивание перед людьми, отсутствие достоинства духа, раздражение, уныние,
недовольства, жалобы и без исключения все прочие отрицательные качества духа —
все расточают огни.
5.98. Не зависит от воли идущего то, что по сторонам и что мимо проходит него.
Но каков ни был бы путь, пройти его можно спокойно, без жалоб и сетований, а
просто делая то, что вынуждает жизнь, и зная, что «и это пройдет». Много
излишних мучений происходит от самотерзаний. К чему терзаться о том, будет
что-либо или не будет, когда в том и в другом случае кончается все. Неудобства
ночлега при дальнем пути слишком коротки, чтобы стоило обращать на них слишком
много внимания.
5.105. Принятие тягостей и трудностей жизни как неизбежного условия роста духа
необходимо для понимания явления пути. Это и будет тот крест, который без жалоб,
сетований, недовольства и ожесточения должен взять на свои плечи и нести идущий
к Владыкам. Вместо розовых сладких мечтаний – суровость подвига. Ибо несение
Света, не отемненное переживаниями личного порядка, в сочетании с явлением пути
и будет подвигом жизни.
6.69. Заметьте, что мучители ваши бьют по самому больному месту. Потому лучше не
давать им возможности это увидеть, увидеть ваши слабые места. Останавливаясь на
полученных ударах, уколах и неприятностях, говоря часто о них и к ним
возвращаясь, даете темным возможность это видеть и слышать и еще более усиливать
благодаря этому вред. Сдержанность в словах и сдержанность в мыслях не дает
возможности темным видеть плоды их трудов, не дает им повода злорадствовать и
торжествовать. Потому стойкая, сдержанная, молчаливая замкнутость духа будет
надежной защитой от углубления и усиления темных нападок. Очень опасно постоянно
переживать неприятности, причиненные тьмою, говорить о них, сетовать на них,
жаловаться и переживать их снова и снова. Такое состояние сознания делает его
открытым для все новых и новых темных попыток и делает его совершенно
незащищенным. Хотя бы во имя самозащиты и самосохранения от новых нападок надо в
духе замкнуться, надо перестать постоянно информировать темных об успешности их
злодеяний. Надо научиться молчанию как внешне, так и внутренне. Каждая жалоба
или сетование — цель для новых ударов. Молчите, даже когда очень больно, ибо
тьма не знает ни жалости, ни пощады. Чем более владеете вы собою и своими
чувствами, тем более защищены. Даже Учитель не может помочь, когда сознание
наполнено жалобами, сетованиями, недовольством и переживаниями от досаждений
бесовских. Учитель дает всю защиту, если состояние сознания позволяет. Но когда,
вместо щита, жалкая, мокрая, жалующаяся подавленность недовольства, трудно
помочь. Шлем мысли бодрости и сознания силы и хотим видеть вас вооруженными и
защищенными сдержанностью, и молчаливостью, и замкнутостью ауры своей.
6.248. Те, кто не хочет взять крест свой и с ним следовать за Мною, не
преуспеют. Следовать, не взявши креста, многие бы хотели. Но взять крест — это
значит отказаться от жалоб, сетований, недовольства, и это значит смирение перед
кармической уплатой старых долгов. И когда тяжесть креста становится
невыносимой, хорошо тогда помнить, что Сам Просил нагружать Его больше.
Непомерная ноша не может дух уничтожить, а поднявший ее к Нам непреложно
доходит. Даже осел несет свою ношу, потому нужно к ноше в придачу еще разумение,
то есть понимание того, ради чего Указано взять крест свой с собою.
6.498. Вы пришли ко мне в мыслях своих. С чем пришли вы сегодня? С жалобами,
недовольствами, сетованиями или с радостной устремленностью духа и огненной
решимостью идти до конца, не смущаясь ничем, не останавливаясь ни перед чем и
ничего не ставя выше желания быть еще ближе к Позвавшему? Могу ли порадоваться
вместе с вами несломимой стойкости вашего духа или же буду огорчена тем, чего
преодолеть в себе вы не в силах? Нет ничего, что не могла бы преодолеть воля
духа, хотящего Света. Надо только уметь захотеть.
7.28. Слабосильным нет места среди сотрудников Наших. Нет места унынию, жалобам,
недовольству, ожесточению и всем прочим отрицательным чувствам, столь
свойственным людям. Много мужества требует приближение к Свету.
7.239. Обычное — предпочтет безответственность благополучия жизни, беззаботно
счастливой. Но ученик знает, что сознательно избрал путь иной, путь воина духа,
путь трудов, и лишений, и непрестанной борьбы за утверждение Света. По мере
продвижения по этому пути исчезают жалобы, сетования и недовольства. Огонь духа
сжигает тьму и в себе и вокруг. Труден путь ученичества.
7.419. Великое качество терпения включает в себя и умение переносить все
испытания, трудности, несправедливости и обиды от людей, которые обычно
обращаются к Учителю, без жалоб, ожесточения и недовольства. Мужество, терпение
и равновесие — грани одного и того же алмаза.
7.537. Страдать и мучиться за других можете сколько угодно, но падать духом
нельзя. Чем более поддается дух энергиям внешних воздействий, раздуваемых
темными, тем более усиливаются они, как бы вдохновляя этим темных злоделателей и
давая им импульсы к новым выдумкам и нападкам. И надо поменьше выражать вслух
свои мысли, ибо подслушивателей много. В мысли проникать им труднее, но каждое
неосторожно сказанное слово ловят и тотчас же начинают действовать
соответственно полученной информации, то есть вредить. Так бы остались
инертными, но жалобы, неудовольства и огорчения их махинациями, высказанные
вслух, дают им пищу для новых злоухищрений. Сами даете им в руки оружие, которым
они вас и бьют. И чем больше выявляете свои огорчения и страдания, тем больше
ударов навлекаете на себя. Видят и слышат и темные твари, толпящиеся вокруг.
Зачем же давать им топливо для костра, на котором они так старательно мучают
легкомысленных жалобщиков и недовольных. Самозащита от них — в духе.
Молчаливость и сдержанность могут быть мощной защитой.
7.538. На защитное свойство — качество сдержанности — обычно не обращается
внимания. Но овладевший собою закрыт для враждебных воздействий. Правда, и он не
избегает ударов, но удар по броне или щиту неопасен. Опасны удары по
незащищенным местам. Несдержанность своих чувств и эмоций и болтливость делают
человека незащищенным. Только долгий опыт и столкновение с тьмою дали
возможность оценить и понять такие качества духа, как молчаливость,
сдержанность, самообладание, спокойствие и равновесие. Жизнь убеждает в том, что
нападки темных вызываются недостаточно полным утверждением этих качеств. Этим
вредны жалобы и недовольства, яро ослабляющие защиту и открывающие уязвимые
места для вражеских нападений. Будем на страже.
7.589. Карму можно быстрее погасить правильным пониманием происходящего и
неизбежности ее изживания, но отношение к карме зависит от нас. Уклониться
нельзя от нее, но встречать ее волны достойно, стойко и без жалоб возможно
всегда.
7.662. Кроме кармических неизбежностей некоторых условий, могут быть и другие
причины, почему, несмотря на обращения, желаемая помощь не приходит.
Пространственный провод следует держать крепко. Сомнения, колебания, шатания,
занятость собою, огорчения, жалобы, ожесточения — все эти чувства ослабляют его
и делают подчас невозможным получение Помощи. Можно проверить себя на крепость
провода, чтобы знать определенно, не были ли в прошлом допущены чувства,
прерывающие связь с Иерархом.
8.77. Сомнение, недоверие, жалобы, недовольство и все прочие отделяющие от Нас
свойства выливаются в конкретные, явные, хотя и не видимые физическим глазом
формы, и эти чудовища мрака могут стоять стеной, отделяющей от доступа Света. Их
все надо преодолеть, победить и уничтожить. Они могут заступить путь и в Мире
Надземном, где явно и яро объективируются недостатки, пороки, страсти и все
отрицательные качества духа. Но лучше борьбу выдержать и завершить на Земле,
пока еще в теле. Без борьбы нет победы и нет достижения.
8.128. Все относительно, все условно и оценивается по сравнению. Зная это, можно
избежать многих неприятных переживаний, сетований, недовольств и жалоб.
9.47. Даже Сам Спаситель Сказал: “Да минует Меня Чаша сия”, но при этом Добавил:
“Впрочем, не так, как Я Хочу, но как Ты”, предав Себя всецело Воле Пославшего.
Решение в этом. Можно сделать все, чтобы избежать страданий, но перед неизбежным
нужно все же склониться без ропота, ожесточения и жалоб. Победа над неизбежным в
том, чтобы пройти через него, не угашая огней духа.
9.187. “Серебряная слеза” означает готовность встретить любые испытания без
жалоб, ожесточения, недовольства и прочих чувств, пресекающих продвижение духа.
Это один аспект качества готовности. Рассмотрим другой. Если неожиданно
выстрелить над ухом человека, это вызовет шок или очень сильное потрясение. Если
знать заранее, что выстрел будет или что он возможен, шока почти не будет.
Ожиданность того или иного явления исключает или сильно уменьшает возможность
потрясения. Потрясения неожиданностью можно избежать предвидением или
готовностью сознания ко всему, что может оно предусмотреть. Это и будет
готовностью не только к неожиданностям, но и вообще ко всем и всяким явлениям
жизни. Эту готовность можно воспитывать и утверждать волей. Основой ее будет
спокойствие и равновесие.
9.429. “Великая сирота” нуждается в Нашей любви и заботе. Жалобы и ожесточение
не должны сопровождать процесс познавания. Нужна самоотверженная любовь, ибо
они, незнающие, не ведают, что творят. И можно ли спрашивать с них, отемненных
невежеством и отрицаниями? Но с тех, кто коснулся Великого Знания, спрашивать
можно. Потому к ученикам предъявляются суровые требования, и условие познавания
— не допускать ожесточения сердца. Мы Учим действовать любовью. “Любите Меня и
удвоите силу”, любите людей, лишенных наследства на этой Земле, и удесятерите
ее.
9.626. Учитель все обращает на пользу, даже вредительство темных. Таким образом,
достигается ступень, когда нет явлений противных и когда все начинает служить
вам. И хорошо, когда на деле и в жизни понимается польза отягощения духа
обстоятельствами. Так можно прийти к пониманию пользы страданий. Тело страдает,
и мучается, и протестует, и не хочет примириться с болью, а дух извлекает из
этого урока нечто ценное, пользу от этого он поймет, только освободившись от
тела. Недаром существует предание, что из человеческих страданий рождаются
драгоценные камни. Встречать волны жизни без жалоб и недовольства — указывает на
высокую ступень развития духа.
10.52. Через кого ни подползло бы темное злоумышление, надо быть всегда начеку.
И близких и друзей, не подозревающих о темных выдумках, избирают супротивники
Света, пользуясь именно тем, что им и в голову не приходит возможность
сотрудничества с тьмою. Кто же иначе подбрасывает раздражение, недовольство,
ожесточение и жалобы? Гармоническое, светлое состояние духа их исключает. Через
любую щель, как бы мала она ни была, пытаются вторгнуться темные твари.
10.339. Рано или поздно испытание кончится, ибо все имеет свой конец, но это
зависит уже от того, насколько успешно оно проходит. Ведь и темным в известных
рамках дается свобода досаждать, с тою же целью — укрепить доспех духа. Все это
легко понять в теории, но, когда приходит время усвоить это на практике,
легкость исчезает и тягость испытания всею силою ложится на сознание. И Учитель
не Спешит освободить от того, через что необходимо пройти, чтобы быть в
состоянии стать к Нему еще ближе. Ни жалобы, ни ожесточение, ни отчаяние, ни
возмущение не помогут и не сократят сроки испытания. Надо спокойно, силы духа
собрав, идти через все, зная, что бесконечных испытаний не бывает.
10.511. Сколько отягощений причиняют нам люди. Каждый человек, с которым
сталкивает жизнь, учит чему-то. Желающий учиться извлекает быстро из этих уроков
всю их полезность. И тогда вместо жалоб и сетований благодарит он судьбу за
даваемые ею возможности познать человека.
11.93. Именно мудрость понимания смысла Индивидуальности, ее задач и интересов
заставляет человека сознательно, без жалоб, ожесточения и с радостью встречать
трудности, препятствия, огорчения, боли и страдания, зная, что ради слияния со
своим высшим “Я” необходимо побороть, обуздать и подчинить свое низшее “я” и
овладеть им. Разве Владыки не Знают, через какие страдания приходится порой
проходить Носителям Света? Знают и Видят. И если не Спешат прекратить эти
страдания, значит, через них достигается нечто такое большое, что оно сторицею
компенсирует новыми достижениями все, что приходится претерпевать. Все распятые,
умученные, убиенные и растерзанные Служители Света Прошли через жизнь на Земле
победителями Своего малого “я”, Прошли во имя Любви и Служения человечеству.
11.254. Мысленные беседы с близкими сердцу духами можно вести, не считаясь с
расстояниями и с многими другими условиями. Такая беседа, безусловно, полезна,
если исключены жалобы, сетования и недовольства. И если реакция не всегда явно
ощутима, то все равно не может остаться контакт без последствий. Прежде всего он
укрепит пространственную связь, потом принесет ответы на некоторые вопросы,
возможно, не сразу, затем незримо притянет магнитною силою мысли нужное знание.
11.355. По-человечески так хочется освободиться от обременения обстоятельствами
и людьми, но забывается при этом, что Учитель озабочен тем, как дать путь
наикратчайший, хотя, может быть, и труднейший. Если верить в мудрость
Водительства, то зачем же хотеть избавления от того, что ускоряет продвижение.
Хотят самость и личность, за счет которой совершается восхождение. Но мудрость
принимает без жалоб и недовольства все, что совершается с позволения Ведущего
Иерарха. Личность умрет, обогатив своими страданиями, переживанием и опытом
накопления Чаши, и дух останется с ними навсегда, останется с этими нетленными и
неуничтожаемыми приобретениями, растущими и умножаемыми каждой очередной
личностью, воплощающейся на Земле с этой целью.
11.384. Как тушить карму? Как исчерпать ее? Только полностью расплатившись со
старыми долгами и стараясь не делать новых. Когда появляется кредитор и
причиняет зло за давнюю задолженность, удар надо принять спокойно, не порождая
новых причин. Ибо в противном случае создастся новая цепь новой задолженности и
неизбежной расплаты. Так, не отвечая на зло злом, но нейтрализуя его в себе и не
реагируя на него созвучно, исчерпывает человек кармическое следствие
нежелательного порядка. Жалобы бесполезны. Карму разжалобить невозможно.
Обращение к Высшим Силам, чтобы освободили от уплаты прежних долгов, не дает
желаемых результатов, ибо расплачивается по счетам сам задолжавший. Закон кармы
сложен. Облегчить ее можно, например, “жертвованием незнакомым людям” и другими
подобными деяниями, когда чаша весов оправдания нагружается делами добра. И в
той или иной форме, но компенсация за то, что было сделано когда-то в прошлом,
всегда происходит неотвратимо.
11.644. О значении сдержанности и молчаливости знаете. Но и многие настроения
вызывают утечку психической энергии: уныние, недовольство, жалобы, осуждения,
раздражения и все прочие несветлые чувства — расточители Агни. Подобно
воздушному шару, светоносное состояние возносит дух кверху. Но, если оболочка
шара дырявая, утечка газа неминуема.
13.225. Запас огненной энергии дается каждому человеку. Человек без запаса
психической энергии, растративший ее — пустая шелуха, накопивший ее — сила.
Многие действия, поступки, эмоции, мысли и настроения человека ее расточают,
простая внутренняя собранность и сдержанность ее накапливают и удерживают в
организме. Жалобы, сетования, недовольство, уныние, раздражение, беспокойство,
тревога, страх, униженность, лесть, осуждение, недоброжелательство — все это из
одного гнезда — пожиратели психической энергии. Хотя бы из чувства
самосохранения надо их избегать. Без своих усилий в этом направлении ничего не
достичь. Великая огненная энергия «силой берется», и прилагающий усилие
приобретает ее.
16.107. Все разговоры о болезни оставить и жалобы тоже. Все эти энергии бросить
на выздоровление. Можно помочь, если человек сам себе помогает, ибо у неимущего
отнимается. Ничто не поможет, если сломлена психика и крепость сдана без
сопротивления. Но (в данном случае) сила духа есть, и ее надо направить в
должное русло.
16.123. Считайте победой улыбку бесстрашия тьме. Не сможет улыбнуться сердце,
скорчившееся от страха. И если сможете раздражение, злобу, жалобы, слезы и
прочие чувства астрала заменить улыбкой – благо вам. И когда очень больно, или
очень страшно, или очень тяжко, или очень темно, вы улыбнитесь – это будет
победою в духе. Улыбка и радость целенье несут от многих превратностей жизни.
16.171. Теневую и тяжкую сторону жизни оставьте себе, а солнечную – тем, кто
нуждается в свете. Победитель не жалуется никогда. Значит, и жалобы надо
оставить, и все недовольства. Нет среди нас недовольных. Лучше во всем светлые
стороны видеть старайтесь. Они есть везде, ибо из тени и света, минуса и плюса,
из двух противоположных начал создаются явления жизни. Вы оба видите, но людям
несите лишь свет. Тьмы у них достаточно и без вас. Будьте несущими свет, то есть
носителями света. Будьте, как Солнце.
16.379. Учитель Говорит о нагружении большом. Трудно примириться с этим от
земного понимания, но ревностный дух мужественно встречает сложности ускоренного
пути. Зачем же растягивать на долгие жизни то, что может быть пройдено быстро.
Сетования и жалобы не помогут. Путь решен, мужество надо собрать. Учитель
Поможет, чтобы огни духа не утонули в сумерках бесросветности.
16.428. Благословение тесных условий в том и заключается, что чем хуже, тем
лучше, и тем прочнее закаляется клинок меча духа сужденного победителя жизни.
Лишь понимание цели и смысла наносимых жизнью ударов даст возможность принимать
их без жалоб, без сетований и не ожесточаясь. И если каждый удар противника во
время тренировки углубляет опыт и готовность к предстоящей схватке, то не так ли
же точно обстоит дело и с ударами жизни? Тепличные всходы не годны для суровых
условий, под стеклянным колпаком духа не закалить. Потому и Ставит Учитель
идущих за Ним под удары волн ярых житейских.
16.563. И пусть никакие препятствия и трудности не остановят горящее сердце.
Трудно кому-то, и полон он жалоб и сетований. Он, видимо, мыслит, что было легко
висеть на кресте Учителю Света. Когда же и где же Учение Говорило о легкости
достижений? Каждая первая попытка, каждое смелое решительное действие вызывает
ярое сопротивление именно той самой стихии, которой стремится овладеть
дерзновенный. Отступить, или отказаться от новых усилий, будет знаком поражения.
Но смелый и сильный идет, несмотря ни на что, не смущаясь ни неудачами, ни
трудностями, ни кажущейся недостижимостью цели, ибо все время, которое есть, и
вся беспредельность лежит перед ним, и непобедим дух, и временно все, что
громадами препятствует на пути к цели конечной.
15.237. Мы считаем, вредно засорять пространство жалобами на что бы то ни было.
Жалобы сами по себе бесцельны. Ведь это не что иное, как очередные ужимки
астрала, жаловаться, когда человек ответственен за все сам. Но астрал хочет
уявиться в своем проводнике и хочет овладеть сознанием. Можно смотреть на
склонность к жалобам и недовольству как на явление подчинения сознания этому
проводнику. То, что вызывает жалобы, может быть как-то улучшено или использовано
для извлечения из него силы для противодействия. Именно, на все лучше всего
смотреть, как на очередную возможность умножить силы свои на условиях жизни
противных. Решение любого явления жизни лежит в правильном его понимании и в
правильном к нему отношении. Не для жалоб дается трудная жизнь, но для того,
чтобы на все эти невозможные трудности смотреть как на нечто, подлежащее
преодолению и разрешению, и при том при полном спокойствии и равновесии духа,
как будто бы жизнь идет своей обычной колеей. Решение в том, чтобы в самых
невозможнейших условиях сознание чувствовало себя как всегда, как тогда, когда
все хорошо и спокойно. Дело совсем не в трудностях, или в неприятностях, или в
огорчениях, а только лишь в том, чтобы астральной оболочке не давать воли и
серебряной узды духа с нее не снимать. И когда вся сила сознания направлена не
на очередные трудности, а на то, чтобы управить неуемной астральной оболочкой,
очередная задача жизни понята правильно.
15.833. Поймите, неужели еще непонятно, Учитель Объясняет каждодневно смысл
очередных испытаний и Указует пути извлечения из них нужного опыта жизни.
Осмыслить и понять — значит принять без сетований, жалоб, уклонений,
недовольства тот путь жизни духа, который Наметил Учитель, спешно Ведущий идущих
за Ним.
15.894. От характера и степени качества зависит способность его расточать или
накоплять энергию, ибо качества бывают разные, хорошие и плохие, например, все
виды распущенности непомерно поглощают огненную силу. Относятся к тому же
разряду недовольство, жалобы, страх, сомнение, беспокойство и все то, чем так
яро живет человек на Земле, в суету погружаясь всецело. Испытания хороши тем,
что указуют те слабые места в броне духа, которые надо спешно укреплять. Без
испытаний нельзя. И когда оно заканчивается, следует осознать и отметить все,
что нуждается в утверждении, укреплении и пересмотре.
1.41. Жалобы и сетования несостоятельны, ибо полнозвучного устремления нет.
Отдать всего себя на служение Владыке многие хотят, но не многие могут. Хотеть —
еще не значит мочь, если огни не возгорелись.
1.75. Если карма ставит в определенные и неизбежные условия, то не будет ли
лучшим решением вместо жалоб и недовольства извлечь из них все, что могут они
дать. Если Учитель допускает нечто, значит, полезно оно и что-то дает, и учит
чему-то. Условие первое: делать взятую работу наилучшим образом. Второе: делать
ее без огорчения, радостно и бодро и с мыслью учиться, учиться всему и всегда. И
каждое новое обстоятельство встречать вопросом: а что оно может дать в смысле
нового опыта и чему научить. Ведь жизнь — это лучший Учитель.
1.157. Если человек становится лицом к лицу со смертью, то лучше как ее
встретить — с улыбкою бесстрашия или же скорчившись в ужасе темном? Конечно, с
улыбкой, ибо она не страшнее, чем стрижка волос. Так же и жизни навстречу и
трудностям ее, огорчениям ее и всем сложностям прочим лучше с улыбкой идти, чем
в омрачении духа или с сетованиями, жалобами и недовольством. Лучше хорошее
видеть в плохом и искать его яро, чем плохое в хорошем. И тогда откроется глаз
на добро. И тогда жить станет легче.
1.209. Особенно действие чувств и мысли влияют на Агни: страх, беспокойство,
уныние, жалобы, страсти, волнения — расточители его. Равновесие, спокойствие,
мужество, бесстрашие, стойкость и прочие качества духа — накопители Агни.
1.253. Говоря о накоплении, нельзя умолчать о расточительстве: страхе,
беспокойстве, нервозности и нервных движениях, сомнениях, колебаниях, жалобах,
раздражении, несдержанности во всех видах и всех прочих темных качествах духа,
пожирающих ценнейшую энергию огня.
2.17. Сколько жалоб, сколько сетований, сколько нытья о том, что развязывает
кармические узы, чему следовало бы радоваться в понимании освобождения от
прошлых цепей. Так надо жить и поступать, чтобы не накладывать на себя новых
цепей, и творить людям добро при всякой к тому возможности, ибо добро карму не
отягощает.
2.375. Никакие сетования, никакие жалобы, никакие недовольства не помогут
одержать над собою победу. Только Свет, неугашаемый волнами внешних воздействий,
только он будет знаком победы.
2.442. Надо пройти через все, через что пройти надлежит. Ни возмущения, ни
жалобы, ни недовольства, ни огорчения не помогут. Они лишь ослабят волю и не
дадут возможности одержать победу над очередным испытанием. Только спокойствие и
равновесие духа и успешное прохождение через все испытания помогут освободиться
от них. Невыдержанные, они повторяются снова и снова, до тех пор, пока выдержаны
успешно не будут.
2.520. Не жалобы, не сетования, не саможаление, не вид спины и уползание, но
именно в равновесии полном ко Мне устремленье и объединение в духе со Мной. В
этих случаях тьма действует мыслью, подбрасывая желание склониться перед ней и
поддаться внушениям темным, которые нагнетают слуги ее. Все это надо преодолеть,
иначе единение состояться не может. Но все было соблюдено, и этим путем добыта
победа.
3.506. Вмещение противоположений — жизненное, а понимание этого — практично, ибо
указует на безосновательность недовольства и жалоб, итак, продолжаем учиться на
жизни и на том, что она нам дает. Жизнь — это лучший учитель, но и ученик должен
это признать и, признавши, учиться. Без признания учителя таковым учиться
нельзя.
3.606. Смирись перед теми условиями жизни, в которые ставит Владыка. Они лучше
для восхождения духа. Вместо сетований и жалоб используй те преимущества,
которые они дают. Когда с Нами, осколки дневного мышления отбрось.
4.106. Порождение овладевает тем, кто его породил, овладевает по невежеству
своего породителя, то есть своего создателя и господина. Положение
неестественное, ибо хозяин мысли — ее творец и создатель, то есть мыслитель, то
есть сам человек, владыка своего мира мыслей. Жалобы и ожесточение! На что? Ведь
все они — только мысли, наши мысли, созданные и допущенные нами. Мы лелеяли их и
носились с ними, подчиняясь им и пресмыкаясь перед ними, когда находились в их
власти, в то время как весь Свет, и все счастье, и вся радость дерзновения
открыты для нас, и когда дары духа ждут и ждет наследство Отца, но ждут за
Порогом. Сторож их Майя.
4.357. Именно на мелочах и подробностях жизни происходит умножение или утрата.
Незаметно идет этот процесс, но знать безошибочно можно, что умножает огни и что
угашает. Постепенно, а главное незаметно, растут или уходят огни. Говорится о
накоплении Светлого Агни, ибо можно растить и кристаллы черного огня;
болтливость, боязливость, волнения, суетливость, беспокойство, страх, сомнения,
заискивание перед людьми, отсутствие достоинства духа, раздражение, уныние,
недовольства, жалобы и без исключения все прочие отрицательные качества духа —
все расточают огни.
5.98. Не зависит от воли идущего то, что по сторонам и что мимо проходит него.
Но каков ни был бы путь, пройти его можно спокойно, без жалоб и сетований, а
просто делая то, что вынуждает жизнь, и зная, что «и это пройдет». Много
излишних мучений происходит от самотерзаний. К чему терзаться о том, будет
что-либо или не будет, когда в том и в другом случае кончается все. Неудобства
ночлега при дальнем пути слишком коротки, чтобы стоило обращать на них слишком
много внимания.
5.105. Принятие тягостей и трудностей жизни как неизбежного условия роста духа
необходимо для понимания явления пути. Это и будет тот крест, который без жалоб,
сетований, недовольства и ожесточения должен взять на свои плечи и нести идущий
к Владыкам. Вместо розовых сладких мечтаний – суровость подвига. Ибо несение
Света, не отемненное переживаниями личного порядка, в сочетании с явлением пути
и будет подвигом жизни.
6.69. Заметьте, что мучители ваши бьют по самому больному месту. Потому лучше не
давать им возможности это увидеть, увидеть ваши слабые места. Останавливаясь на
полученных ударах, уколах и неприятностях, говоря часто о них и к ним
возвращаясь, даете темным возможность это видеть и слышать и еще более усиливать
благодаря этому вред. Сдержанность в словах и сдержанность в мыслях не дает
возможности темным видеть плоды их трудов, не дает им повода злорадствовать и
торжествовать. Потому стойкая, сдержанная, молчаливая замкнутость духа будет
надежной защитой от углубления и усиления темных нападок. Очень опасно постоянно
переживать неприятности, причиненные тьмою, говорить о них, сетовать на них,
жаловаться и переживать их снова и снова. Такое состояние сознания делает его
открытым для все новых и новых темных попыток и делает его совершенно
незащищенным. Хотя бы во имя самозащиты и самосохранения от новых нападок надо в
духе замкнуться, надо перестать постоянно информировать темных об успешности их
злодеяний. Надо научиться молчанию как внешне, так и внутренне. Каждая жалоба
или сетование — цель для новых ударов. Молчите, даже когда очень больно, ибо
тьма не знает ни жалости, ни пощады. Чем более владеете вы собою и своими
чувствами, тем более защищены. Даже Учитель не может помочь, когда сознание
наполнено жалобами, сетованиями, недовольством и переживаниями от досаждений
бесовских. Учитель дает всю защиту, если состояние сознания позволяет. Но когда,
вместо щита, жалкая, мокрая, жалующаяся подавленность недовольства, трудно
помочь. Шлем мысли бодрости и сознания силы и хотим видеть вас вооруженными и
защищенными сдержанностью, и молчаливостью, и замкнутостью ауры своей.
6.248. Те, кто не хочет взять крест свой и с ним следовать за Мною, не
преуспеют. Следовать, не взявши креста, многие бы хотели. Но взять крест — это
значит отказаться от жалоб, сетований, недовольства, и это значит смирение перед
кармической уплатой старых долгов. И когда тяжесть креста становится
невыносимой, хорошо тогда помнить, что Сам Просил нагружать Его больше.
Непомерная ноша не может дух уничтожить, а поднявший ее к Нам непреложно
доходит. Даже осел несет свою ношу, потому нужно к ноше в придачу еще разумение,
то есть понимание того, ради чего Указано взять крест свой с собою.
6.498. Вы пришли ко мне в мыслях своих. С чем пришли вы сегодня? С жалобами,
недовольствами, сетованиями или с радостной устремленностью духа и огненной
решимостью идти до конца, не смущаясь ничем, не останавливаясь ни перед чем и
ничего не ставя выше желания быть еще ближе к Позвавшему? Могу ли порадоваться
вместе с вами несломимой стойкости вашего духа или же буду огорчена тем, чего
преодолеть в себе вы не в силах? Нет ничего, что не могла бы преодолеть воля
духа, хотящего Света. Надо только уметь захотеть.
7.28. Слабосильным нет места среди сотрудников Наших. Нет места унынию, жалобам,
недовольству, ожесточению и всем прочим отрицательным чувствам, столь
свойственным людям. Много мужества требует приближение к Свету.
7.239. Обычное — предпочтет безответственность благополучия жизни, беззаботно
счастливой. Но ученик знает, что сознательно избрал путь иной, путь воина духа,
путь трудов, и лишений, и непрестанной борьбы за утверждение Света. По мере
продвижения по этому пути исчезают жалобы, сетования и недовольства. Огонь духа
сжигает тьму и в себе и вокруг. Труден путь ученичества.
7.419. Великое качество терпения включает в себя и умение переносить все
испытания, трудности, несправедливости и обиды от людей, которые обычно
обращаются к Учителю, без жалоб, ожесточения и недовольства. Мужество, терпение
и равновесие — грани одного и того же алмаза.
7.537. Страдать и мучиться за других можете сколько угодно, но падать духом
нельзя. Чем более поддается дух энергиям внешних воздействий, раздуваемых
темными, тем более усиливаются они, как бы вдохновляя этим темных злоделателей и
давая им импульсы к новым выдумкам и нападкам. И надо поменьше выражать вслух
свои мысли, ибо подслушивателей много. В мысли проникать им труднее, но каждое
неосторожно сказанное слово ловят и тотчас же начинают действовать
соответственно полученной информации, то есть вредить. Так бы остались
инертными, но жалобы, неудовольства и огорчения их махинациями, высказанные
вслух, дают им пищу для новых злоухищрений. Сами даете им в руки оружие, которым
они вас и бьют. И чем больше выявляете свои огорчения и страдания, тем больше
ударов навлекаете на себя. Видят и слышат и темные твари, толпящиеся вокруг.
Зачем же давать им топливо для костра, на котором они так старательно мучают
легкомысленных жалобщиков и недовольных. Самозащита от них — в духе.
Молчаливость и сдержанность могут быть мощной защитой.
7.538. На защитное свойство — качество сдержанности — обычно не обращается
внимания. Но овладевший собою закрыт для враждебных воздействий. Правда, и он не
избегает ударов, но удар по броне или щиту неопасен. Опасны удары по
незащищенным местам. Несдержанность своих чувств и эмоций и болтливость делают
человека незащищенным. Только долгий опыт и столкновение с тьмою дали
возможность оценить и понять такие качества духа, как молчаливость,
сдержанность, самообладание, спокойствие и равновесие. Жизнь убеждает в том, что
нападки темных вызываются недостаточно полным утверждением этих качеств. Этим
вредны жалобы и недовольства, яро ослабляющие защиту и открывающие уязвимые
места для вражеских нападений. Будем на страже.
7.589. Карму можно быстрее погасить правильным пониманием происходящего и
неизбежности ее изживания, но отношение к карме зависит от нас. Уклониться
нельзя от нее, но встречать ее волны достойно, стойко и без жалоб возможно
всегда.
7.662. Кроме кармических неизбежностей некоторых условий, могут быть и другие
причины, почему, несмотря на обращения, желаемая помощь не приходит.
Пространственный провод следует держать крепко. Сомнения, колебания, шатания,
занятость собою, огорчения, жалобы, ожесточения — все эти чувства ослабляют его
и делают подчас невозможным получение Помощи. Можно проверить себя на крепость
провода, чтобы знать определенно, не были ли в прошлом допущены чувства,
прерывающие связь с Иерархом.
8.77. Сомнение, недоверие, жалобы, недовольство и все прочие отделяющие от Нас
свойства выливаются в конкретные, явные, хотя и не видимые физическим глазом
формы, и эти чудовища мрака могут стоять стеной, отделяющей от доступа Света. Их
все надо преодолеть, победить и уничтожить. Они могут заступить путь и в Мире
Надземном, где явно и яро объективируются недостатки, пороки, страсти и все
отрицательные качества духа. Но лучше борьбу выдержать и завершить на Земле,
пока еще в теле. Без борьбы нет победы и нет достижения.
8.128. Все относительно, все условно и оценивается по сравнению. Зная это, можно
избежать многих неприятных переживаний, сетований, недовольств и жалоб.
9.47. Даже Сам Спаситель Сказал: “Да минует Меня Чаша сия”, но при этом Добавил:
“Впрочем, не так, как Я Хочу, но как Ты”, предав Себя всецело Воле Пославшего.
Решение в этом. Можно сделать все, чтобы избежать страданий, но перед неизбежным
нужно все же склониться без ропота, ожесточения и жалоб. Победа над неизбежным в
том, чтобы пройти через него, не угашая огней духа.
9.187. “Серебряная слеза” означает готовность встретить любые испытания без
жалоб, ожесточения, недовольства и прочих чувств, пресекающих продвижение духа.
Это один аспект качества готовности. Рассмотрим другой. Если неожиданно
выстрелить над ухом человека, это вызовет шок или очень сильное потрясение. Если
знать заранее, что выстрел будет или что он возможен, шока почти не будет.
Ожиданность того или иного явления исключает или сильно уменьшает возможность
потрясения. Потрясения неожиданностью можно избежать предвидением или
готовностью сознания ко всему, что может оно предусмотреть. Это и будет
готовностью не только к неожиданностям, но и вообще ко всем и всяким явлениям
жизни. Эту готовность можно воспитывать и утверждать волей. Основой ее будет
спокойствие и равновесие.
9.429. “Великая сирота” нуждается в Нашей любви и заботе. Жалобы и ожесточение
не должны сопровождать процесс познавания. Нужна самоотверженная любовь, ибо
они, незнающие, не ведают, что творят. И можно ли спрашивать с них, отемненных
невежеством и отрицаниями? Но с тех, кто коснулся Великого Знания, спрашивать
можно. Потому к ученикам предъявляются суровые требования, и условие познавания
— не допускать ожесточения сердца. Мы Учим действовать любовью. “Любите Меня и
удвоите силу”, любите людей, лишенных наследства на этой Земле, и удесятерите
ее.
9.626. Учитель все обращает на пользу, даже вредительство темных. Таким образом,
достигается ступень, когда нет явлений противных и когда все начинает служить
вам. И хорошо, когда на деле и в жизни понимается польза отягощения духа
обстоятельствами. Так можно прийти к пониманию пользы страданий. Тело страдает,
и мучается, и протестует, и не хочет примириться с болью, а дух извлекает из
этого урока нечто ценное, пользу от этого он поймет, только освободившись от
тела. Недаром существует предание, что из человеческих страданий рождаются
драгоценные камни. Встречать волны жизни без жалоб и недовольства — указывает на
высокую ступень развития духа.
10.52. Через кого ни подползло бы темное злоумышление, надо быть всегда начеку.
И близких и друзей, не подозревающих о темных выдумках, избирают супротивники
Света, пользуясь именно тем, что им и в голову не приходит возможность
сотрудничества с тьмою. Кто же иначе подбрасывает раздражение, недовольство,
ожесточение и жалобы? Гармоническое, светлое состояние духа их исключает. Через
любую щель, как бы мала она ни была, пытаются вторгнуться темные твари.
10.339. Рано или поздно испытание кончится, ибо все имеет свой конец, но это
зависит уже от того, насколько успешно оно проходит. Ведь и темным в известных
рамках дается свобода досаждать, с тою же целью — укрепить доспех духа. Все это
легко понять в теории, но, когда приходит время усвоить это на практике,
легкость исчезает и тягость испытания всею силою ложится на сознание. И Учитель
не Спешит освободить от того, через что необходимо пройти, чтобы быть в
состоянии стать к Нему еще ближе. Ни жалобы, ни ожесточение, ни отчаяние, ни
возмущение не помогут и не сократят сроки испытания. Надо спокойно, силы духа
собрав, идти через все, зная, что бесконечных испытаний не бывает.
10.511. Сколько отягощений причиняют нам люди. Каждый человек, с которым
сталкивает жизнь, учит чему-то. Желающий учиться извлекает быстро из этих уроков
всю их полезность. И тогда вместо жалоб и сетований благодарит он судьбу за
даваемые ею возможности познать человека.
11.93. Именно мудрость понимания смысла Индивидуальности, ее задач и интересов
заставляет человека сознательно, без жалоб, ожесточения и с радостью встречать
трудности, препятствия, огорчения, боли и страдания, зная, что ради слияния со
своим высшим “Я” необходимо побороть, обуздать и подчинить свое низшее “я” и
овладеть им. Разве Владыки не Знают, через какие страдания приходится порой
проходить Носителям Света? Знают и Видят. И если не Спешат прекратить эти
страдания, значит, через них достигается нечто такое большое, что оно сторицею
компенсирует новыми достижениями все, что приходится претерпевать. Все распятые,
умученные, убиенные и растерзанные Служители Света Прошли через жизнь на Земле
победителями Своего малого “я”, Прошли во имя Любви и Служения человечеству.
11.254. Мысленные беседы с близкими сердцу духами можно вести, не считаясь с
расстояниями и с многими другими условиями. Такая беседа, безусловно, полезна,
если исключены жалобы, сетования и недовольства. И если реакция не всегда явно
ощутима, то все равно не может остаться контакт без последствий. Прежде всего он
укрепит пространственную связь, потом принесет ответы на некоторые вопросы,
возможно, не сразу, затем незримо притянет магнитною силою мысли нужное знание.
11.355. По-человечески так хочется освободиться от обременения обстоятельствами
и людьми, но забывается при этом, что Учитель озабочен тем, как дать путь
наикратчайший, хотя, может быть, и труднейший. Если верить в мудрость
Водительства, то зачем же хотеть избавления от того, что ускоряет продвижение.
Хотят самость и личность, за счет которой совершается восхождение. Но мудрость
принимает без жалоб и недовольства все, что совершается с позволения Ведущего
Иерарха. Личность умрет, обогатив своими страданиями, переживанием и опытом
накопления Чаши, и дух останется с ними навсегда, останется с этими нетленными и
неуничтожаемыми приобретениями, растущими и умножаемыми каждой очередной
личностью, воплощающейся на Земле с этой целью.
11.384. Как тушить карму? Как исчерпать ее? Только полностью расплатившись со
старыми долгами и стараясь не делать новых. Когда появляется кредитор и
причиняет зло за давнюю задолженность, удар надо принять спокойно, не порождая
новых причин. Ибо в противном случае создастся новая цепь новой задолженности и
неизбежной расплаты. Так, не отвечая на зло злом, но нейтрализуя его в себе и не
реагируя на него созвучно, исчерпывает человек кармическое следствие
нежелательного порядка. Жалобы бесполезны. Карму разжалобить невозможно.
Обращение к Высшим Силам, чтобы освободили от уплаты прежних долгов, не дает
желаемых результатов, ибо расплачивается по счетам сам задолжавший. Закон кармы
сложен. Облегчить ее можно, например, “жертвованием незнакомым людям” и другими
подобными деяниями, когда чаша весов оправдания нагружается делами добра. И в
той или иной форме, но компенсация за то, что было сделано когда-то в прошлом,
всегда происходит неотвратимо.
11.644. О значении сдержанности и молчаливости знаете. Но и многие настроения
вызывают утечку психической энергии: уныние, недовольство, жалобы, осуждения,
раздражения и все прочие несветлые чувства — расточители Агни. Подобно
воздушному шару, светоносное состояние возносит дух кверху. Но, если оболочка
шара дырявая, утечка газа неминуема.
13.225. Запас огненной энергии дается каждому человеку. Человек без запаса
психической энергии, растративший ее — пустая шелуха, накопивший ее — сила.
Многие действия, поступки, эмоции, мысли и настроения человека ее расточают,
простая внутренняя собранность и сдержанность ее накапливают и удерживают в
организме. Жалобы, сетования, недовольство, уныние, раздражение, беспокойство,
тревога, страх, униженность, лесть, осуждение, недоброжелательство — все это из
одного гнезда — пожиратели психической энергии. Хотя бы из чувства
самосохранения надо их избегать. Без своих усилий в этом направлении ничего не
достичь. Великая огненная энергия «силой берется», и прилагающий усилие
приобретает ее.