Зло
Выписки из Граней Агни Йоги и писем Е.И.Рерих
1.104. Знание знанию рознь. Когда-то Сказано было о земной мудрости, которая
являлась враждой против Бога. Это знание — зло. От него войны, и разрушения, и
все ужасы, не раз посещавшие землю. От него тьма, но не свет. Лучше совсем без
него, чем с ним, толкающим на уничтожение человечества и планеты. Знание Света,
Миру несущее мир и расцвет и создающее ценности духа, его Мы хотим утвердить на
Земле, во имя Общего Блага.
1.135. Мир движим ненавистью или любовью, то есть добром или злом. Сила мысли
зависит от силы огня, вложенного в нее сердцем. Именно надо научиться уметь
хотеть сердцем.
1.148. Между двумя полюсами света и тьмы колеблются сердца человеческие,
порождающие огни всех степеней. И не то имеет значение, что извне устремляются
на озаренное сердце энергии, насыщенные элементами зла, а то, чтобы реакция на
них озаренного сердца оставалась неизменно кристальной и чистой, не отемняясь
черным огнем. Трансмутатором огненных энергии является йог и очистителем
окружающих его сфер и пространства.
1.171. И следует четко подумать о том, что же из этого мира будет полезным в
Надземном, а что совершенно не нужным. Если взятое — зло или злое, оно и
останется с взявшим, отягощая его и омрачая; если добро и от света, будет
светлее ему; если отрицание жизни в незримом, истинно уподобит себя отрицатель
недвижному камню истуканоподобному, ибо каждая мысль становится там окружением
человека и мысли его создают тот мир, в котором он живет. Так, каждый пожинает
плоды своих мыслей, то есть вступая с ними с сочетание, творит условия своего
существования в этом мире ином, где все создается мыслью, где все движется
мыслью и где царствует мысль безраздельно.
1.172. Следовать Воле Космической — значит следовать законам эволюции и
действовать и поступать в созвучии с ними. Нет добра или зла, но есть явления,
содействующие эволюции, явления эволюционные и идущие против нее. Область
последних и будет областью зла или царством тьмы. И то, что хорошо и благо на
одной ступени эволюции, может быть злом на высшей ступени. Явление эволюционное,
то есть благое на данный момент, с течением времени перерастает свое значение и
становится антитезой эволюции, вызывая тем самым новое явление эволюционного
порядка, противоположное по сущности своей своему антагонисту. Надо отбросить
многие слова и понятия и, беря самую сущность явления в ее эволюционном или
антиэволюционном аспекте, безошибочно уже определять границы добра и зла, того,
что хорошо и что худо для Общего Блага.
1. 176. Ныне по миру идет великое разделение человечества по светотени, и ничто
уже не прикроет служителя тьмы и носителя зла. Они осуждены ступенью
утверждающейся эволюции планеты, и их дни сочтены. Их поражение предрешено.
Уйдут негодные, чем бы и как бы они ни прикрывались и за чем бы ни прятались.
Критерий один — Свет или тьма, созидание или разрушение, мир или убийства и
войны. Так мыслями каждого дня приобщает себя человек к полюсу тьмы или Света,
насыщая их элементами свои оболочки.
1.184. Тьма сильна и действует, применяя закон созвучия и соответствия. Каждый
человек созвучит с ней элементами зла, которые в нем. Но и при слабости духа
следует помнить, что есть Иерархия Света, и к Ней обратиться всем сердцем.
Знаете примеры разбойника и блудницы и можете быть уверенными, что отказа не
будет, если обращение полносердечно.
1. 202. Не забывайте ни на миг об опасности, от темных грозящей. На дозоре
всегда быть надо, чтобы от них оберечься. Никакая бдительность не будет
чрезмерной. Не страх это, но защита от зла.
1.267. Каждое семя дает ростки и плоды по своему роду и виду. Так же и зерна
психические, тем или иным путем попавшие на поле сознания человека. Семена зла,
ненависти, недоброжелательства всходы дадут соответствующие. Семена красоты,
блага, высших устремлений и всего, что от света, светлые всходы дадут.
Собиратель зерен, и сеятель, и жнец, и обладатель результатов жатвы — сам
человек. Для обычного посева обычно отбирают лучшие семена. Так же и контроль
над собою позволяет производить самый тщательный отбор психических поступлений.
Но для этого нужен постоянный дозор, ибо допущенная и продуманная мысль,
получившая ту или иную оценку сознания, с этой оценкой или печатью духа
останется на ниве сознания в хранилище памяти, где, утвердившись, растет.
1.279. Непростительно каждое уявление слабости, ибо она разрушительна для
сущности человека необычайно. Но зато хорошо каждое уявление силы. Знайте, что
лучше сила, проявленная на устремление ко злу, чем ничтожество и слабость,
неспособная ни на что; ибо воля отрицательная может быть трансмутирована в
положительную, светлую волю, но ничтожество — лишь в космический сор. Вот почему
надо быть сильным всегда и не допускать ни при каких условиях, и ни в каких
трудностях слабости духа.
1.289. Судья — это сам человек, породитель добра или зла, тьмы или света. Суди
себя сам — формула пространственной справедливости. Вот почему слышатся вопли и
стенания духа в Надземном. Многие ли мыслят ясносияюще! А ведь приходится давать
ответ за каждую мысль, за каждое слово.
1.292. Как искра вызывает взрыв, так и вспышка аурических излучений воздействует
порою на толпы ко злу или благу. Все вокруг нас, в местах скопления людей,
насыщено их эманациями, действуя тяжко и давяще на сознание, ибо темны ауры и
злы излучения. Каждый ответственен перед всем человечеством за состояние своего
сознания.
1.319. Четкость же мысли дает четкость слов, выражений и движений. Заслуга перед
пространством, если четкие мысли от Света. И черный огонь и темные мысли тоже
бывают весьма четкими, особенно у представителей темной иерархии. Такими мыслями
создаются сферы зла — низшие слои надземного мира. Каждой мыслью, созвучной
Свету или тьме, приобщает себя их породитель к соответствующей сфере добра и
зла, тьме или Свету, вызывая энергии их на себя и делая себя объектом их
воздействия. Служение тьме или Свету очень реально и жизненно. Служители — все
без исключения люди. Каждый служит всю свою жизнь тому или другому началу в той
или иной степени, и каждый неразрывно связан с тем, чему он служит, общим
направлением и характером своего мышления. Ступеней и форм мысленного
сотрудничества со Светом или тьмою — множество, но сущность служения
самоочевидна. Можно обмануть окружающих, но ничто не обманет пространство и
законы магнитного притяжения мыслей и великий закон созвучия и соответствия.
Так, в тесном соответствии с преобладающим течением мыслей преображают люди
обличье свое по страстям. В мире плотном процесс этот медленнее, но в мире
надземном, после освобождения от физического тела, он совершается быстро, и
закон соответствия (или созвучия) утверждает свою мощь. Это в области низшей.
Такое же преображение, но по высшей шкале, совершается и под действием мыслей,
Свету созвучных и ясносияющих. Под действием мысли преображается тело: одно
осветляется и благоухает, другое отемняется, заживо разлагается и издает
зловоние. Зло есть вонь, вонь зла, вонь, от зла исходящая. Каждое злое действие
— зловонно, а также и каждая темная мысль. Служение Свету благоухает, но тьмы
сослужитель смердит. Так мыслью своею определяет в пространстве свой путь
человек во тьму или к Свету.
1. 320. Можно ли обмануть свою собственную мысль? Так всякий обман невыгоден
прежде всего обманщику, ибо высока за него плата и неизбежна. Ущерб наносится
прежде всего себе самому, ибо каждая крупица зла остается в микрокосме его
породителя, принося свои следствия. Лжецы, обманщики, делатели зла и темных
деяний, подумайте о том, какую страшную участь готовите для себя в пространстве.
Все порожденное вами в мире зло остается в виде кристаллов огненных энергий
внутри вас с тем чтобы, когда плотное тело не будет мешать, привлекать к вам из
пространства созвучные темным энергиям вашим условия. Ничто не освободит вас от
действия закона, ничто не поможет, пока энергии порожденного вами зла не
исчерпают всей своей силы на вас самих. Обратные удары кармы ужасны, и их
избежать невозможно, и нет утешения породителям черных огней. Отбор в станы
Света и тьмы совершается по светотени. Светимость утверждается мыслью.
1.335. История знает примеры падения даже очень больших духов. И тогда светлый
Агни становится темным и служит злу. Можно ли удивляться, что путь столь труден
и испытаний столь много.
1.339. Конечно, на ниве сознания всходы дадут и семена света, и семена зла.
Разница между ними лишь в том, что при восхождении духа первые возрастают в
своей силе, а вторые, дав всходы и встретив возросшую силу духа, уже не смогут
ей противостать с прежним успехом. Поэтому, если что-то нет сил в себе
преодолеть в данный момент, следует, не смущаясь этим, продолжать накапливать
мысль о неизбежном преодолении этого свойства в будущем. При неудаче внушения
можно его повторить даже несколько раз. Всеми способами и мерами подавляется
враг, и нежелательное качество духа уничтожается в корне путем трансмутации, то
есть путем утверждения качества, ему противоположного, при внушении этот
противоположный полюс изживаемого качества следует иметь в виду, усиливая
постоянно его потенциал.
2.170. Все созидается и разрушается мыслью. Если бы люди осознали, какая
страшная сила - мысль, они использовали бы эту силу сознательно. Пока используют
бессознательно. И это хорошо, ибо сознательная злобная мысль несет в себе
элементы разрушения. Следует мыслить только во благо, ибо мыслитель и мысль его
неотделимы, и связь между ними не порывается никогда.
2.215. В автоматизме действий, поступков и мыслей выявляется скрытая сущность
человека, добрая или злая, в зависимости от прежних посевов. Овладение лунным
наследием ступень, которую надо неизбежно победно пройти.
2.237. В мир духа можно устремиться всегда. Врата в эти сферы открыты, но выбор
путей зависит от человека, от воли свободной его. Формула - <приходящего ко Мне
не Изгоню вон>, - указует на эту открытость, дающую возможность человеку в любой
момент соскочить с колесницы зла, катящейся по берегу плоти, соскочить и
пересесть в ладью Света, плывущую в эволюционном потоке жизни. Выбор свободен
всегда.
2.273. Пусть сперва неделание людям зла, а затем делание людям добра станет
врожденной привычкой, то есть натурой второй, и тогда не надо уже будет
утверждать рядом повторных усилий то, что стало плотью и кровью природы
человека, творящего благо. При этом хорошо не забыть, что благо творить можно
мыслью. С одними людьми в мир входит благословение, с другими - проклятие. Одни
свет с собою несут, другие тьму. Мысль светоносная носителя ее окружает Светом
незримым, нерукотворным, а мысль зла - тьмою.
2.274. Нашею мыслью о людях можем мы в них вызывать к жизни и усиливать элементы
добра или зла, тьмы или Света. Мыслью творить человека может каждый. Потому
осуждение - безусловное зло, ибо творит оно тьму в человеке и усиливает все то
плохое, что в нем уже есть. Осуждением даже из неплохого человека можно сделать
плохого. Осуждение - зло, обсуждение - благо. Знать - не значит еще осуждать.
Знать, не осуждая, будет достижением очень высокой ступени.
3.321. Свет необычен для огромного большинства людей, и, встречаясь с
необычностью, люди либо ее отрицают - либо ратоборствуют против нее. Последнее
уже хуже, ибо означает активное зло, идущее против Света. Много против идущих.
Много бессознательных пособников тьмы. Особенно опасны сознательные. Эти не
упустят ни малейшей возможности угашения Света, который для них невыносим.
2.567. Следует ясно понять, что Космическая Материя лишена зла, но что образы
злые, насыщенные отрицательными энергиями человека, создает уже он своей злою
волей. Этими темными порождениями насыщена аура Земли, насыщены низшие слои
астрального мира, насыщены ауры человеческие. Сами по себе краски художника в
известном смысле нейтральны, но полотно, вышедшее из-под кисти его, может уже
нести на себе печать добра или зла. Так же одна и та же энергия толкает человека
пожертвовать жизнью своей для другого, или же, наоборот, погубить человека ради
спасения собственной жизни. Психическая энергия нейтральна. Печать Света и тьмы
накладывает на нее человек. И ответственность его потому велика за все, на что
он налагает глиф зла. Давно уже сказано, что оскверняет человека не то, что
входит в него, но что выходит. Именно реакция на внешнее воздействие важна,
каково бы ни было это воздействие. Если злая стрела, ауры коснувшись, не вызовет
злобы в ответ, то все зло злой стрелы и останется с пославшим ее. Она может
вызвать боль - не это страшно, но страшно на вибрации зла злом отвечать, тьму
утверждая в себе вместо Света. Потому-то и указуется хранить спокойствие и
равновесие, не поддаваясь старательным усилиям темных породить в сердце тьму и
заставить сознание зазвучать на волну зла с нею согласно и в унисон. Если на
злобу отвечать злобой, на раздражение - раздражением, на пугание - страхом или
на что-либо низкое - низким, то означать это будет подчинение внешним
воздействиям и рабство у них.
3.59. Каждое движение сознания запечатлевается на ауре путем отложения в ней
элементов, которые служат причинами будущих действий. Эти кристаллические
образования магнитны. Совершающий зло человек прежде всего наносит вред себе,
творя в своем микрокосме кристаллы зла, остающиеся в его ауре как причины,
создающие его карму.
3. 75. Необходимо понять, что тьма — подножие Света, и чудища — ножки престола.
Правильным отношением будет считать, что все, что против идет и развивает
энергии по линии именно противления, полезно и нужно, ибо теснит и приближает к
Нам. Так, даже энергии зла с пользою служат тому, кто знает, что путь только
один, только к Нам. Говорю, что все Обращу на пользу. Учитесь и вы обращать
энергии зла на служение Свету. Для цветов духа гниет тьма — этого не забывайте.
“Зла нет как такового, а есть лишь отсутствие добра...” Чтобы понять
вышеприведенное утверждение о зле, нужно вполне освоиться с Восточной Мыслью и
принять ее первоосновы — именно, существование Единой (Абсолютной),
Трансцендентальной Реальности, ее двойственный аспект в обусловленной Вселенной,
и иллюзорность или ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ всего Проявленного. Когда Вы продумаете эти
положения, Вы поймете, почему не может быть зла, как такового, в высшем аспекте
совершенного Бытия. Несовершенство или ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ может быть постигаема
лишь в вечном движении сил при существовании понятия Единой ВЕЧНОЙ РЕАЛЬНОСТИ.
Вы поймите, что лишь в нашем сознании все проявления принимают ту или иную
окраску, то или иное качество. Сколько сознаний, столько и ступеней познания,
столько и качеств проявлений.
Но спустимся к ближайшим нам планам. Несомненно, в мире человеческом зло
существует, и оно зародилось с первым проблеском сознания. Несовершенство
сознания, при свободной воле, породило все виды зла. И понятие жертвы
синхронично с первым проявлением зла. (4.6.37)
“Не может быть, чтобы Бог абсолютно допустил какую-то другую власть, Сатану.
Сатана есть человек, его низкие стремления — больше ничего”.
Ответ: Вся трудность в понимании существования зла при Благом Начале заключается
в том, что люди очеловечили Несказуемое Божественное Начало и в то же время,
наблюдая множества несовершенств в проявленном мире, вполне основательно
недоумевают, как мог Благий и Всемилосердный Бог допустить губительные
космические катаклизмы, все ужасы и страдания, переносимые людьми в их борьбе за
существование? И тут ограниченное мышление начинает создавать представление о
наличии такой же мощной силы зла в лице противника Бога, или сатаны. Но если мы
отбросим ограничение или очеловечение Несказуемой Мощи и примем Величественный
Пантеизм древних, отзвук которого мы находим в Заветах всех великих Учителей, и
в Библии, и в Евангелиях, то все станет на место.
Бог, в Его аспекте Абсолюта, заключает в себе потенциал всего сущего. В Абсолюте
или в Мире Высшей Реальности или Бытия, конечно, зла, как такового, не
существует, но в мире проявленном, который есть следствие дифференциации, все
противоположения уже налицо, то есть свет и тьма, дух и материя —
противоположные полярности, добро и зло и т. д. Советую очень усвоить
первоосновы восточной философии — существование Единой Абсолютной
Трансцендентальной Реальности, ее двойственный Аспект в обусловленной Вселенной,
и иллюзорность или относительность всего проявленного.
Лишь при сопоставлении этой двойственности, или пар противоположений, высекаются
искры познания и возможно совершенствование или эволюция. Вечное движение, или
эволюция, создает и относительность всех понятий. Так познание действительности
достигается лишь путем вечной смены и сопоставления пар противоположений.
Действие противоположений производит гармонию, подобно центробежной и
центростремительной силам, которые, будучи взаимно зависящими, необходимы друг
другу, чтобы обе могли существовать. Если бы одна остановилась, действие другой
немедленно стало бы разрушительным. Именно, мир проявленный держится в
равновесии силами противодействующими. Эти противодействующие силы, или пары
противоположений, принимают в нашем сознании ту или иную окраску или качество,
то есть становятся добром или злом. На каждом плане проявления степень зла и
добра оценивается сознанием человека по уровню его развития. Добро на низшем
плане может явиться злом на высшем, и наоборот. Отсюда и относительность всех
понятий в мире проявленном.
Итак, когда мы осознаем, что понятия зла и добра в их космическом понимании
относительны, то, конечно, существование Сатаны как фокуса самодовлеющего зла в
космическом представлении и размахе должно само собою отпасть или опровергнуться.
Но также несомненно, что облик Сатаны как падшего ангела и Хозяина нашей Земли
(следовательно, человеческой сущности) на горе нашей планеты существует, и, увы,
он очень активен.
В Эзотерических Учениях Востока указано, что Люцифер пришел на нашу Землю вместе
с другими Высшими духами, пожертвовавшими собою для ускорения эволюции планеты и
ее человечества. Но Люцифер не был Высшим среди своих Собратьев, и когда ему
пришлось облечься в земные и плотные оболочки, дух его не удержался на прежней
высоте. Уже с первых времен Атлантиды началось его падение, и во всех
последующих веках мы встречаем его ярым противником своих великих Собратьев,
неуклонно восходивших во славе Света. Индусские сказания увековечили падшего во
многих образах, наиболее известный среди них облик царя Раванны с острова Ланки
(Цейлон), противника богоподобного царя Рамы и похитителя его жены Ситы. Тот
факт, что дух падшего Ангела в потенциале ядра духа нес энергии, присущие нашей
Земле, и был для него роковым, ибо тем самым он был особенно привязан к Земле.
Мы знаем, что каждое погружение или воплощение в плотную оболочку неизбежно
затемняет знание духа, насколько же сильно было такое затуманение при
несовершенстве таких оболочек в конце времен Атлантиды, когда закончилась полная
инволюция духа в материю! Только Высочайшие Духи, пришедшие с высших планет,
потенциал духа которых подлежал высшему притяжению, сохранили на всем
прохождении земного пути свой Свет неомраченным. Теперь Вы можете понять размеры
Великой Жертвы, принесенной и все еще приносимой этими истинными Спасителями
человечества. Они поклялись выдержать бой с иерофантом зла и остаться с
страдающим человечеством на Земле до конца ее существования. Перечтите
“Криптограммы Вост.” и все, что я уже писала Вам о Люцифере.
Люцифер сейчас возглавляет Ч. Бр., которое очень мощно, ибо оно имеет пособников
среди масс на всем протяжении планеты. Именно, темные силы всегда действуют
массами; в одиночном бою они не сильны. Также они отличаются большею
сплоченностью, чем сотрудники Сил Светлых, ибо осознание опасности иногда лучший
объединитель. К сожалению, многие светляки не верят в силы тьмы и представляют
из себя печальное зрелище разрозненных единиц и тех теплых, о которых так грозно
сказано в Апокалипсисе. Да, малочисленны светлые воинства на Земле, но все же
при помощи Высшего Знания Иерархии Света, в конечном результате, победа всегда
остается за Силами Добра.
Так, невежды смеются над существованием Сатаны и тем подтверждают правильность
сказанного одним тонким мыслителем: “Победа дьявола в том, что он сумел внушить
людям, что он не существует”.
Ведь когда мы во что-то не верим или отрицаем, мы перестаем этого остерегаться и
тем легче попадаем в тенета, расставленные многочисленными приспешниками тьмы.
Конечно, особенно прискорбно, что на протяжении долгих веков укоренилось глубоко
невежественное и крайне опасное убеждение, что Сатана погубил человечество, дав
людям познание добра и зла. Люди привыкли повторять эту возмутительную нелепость
и совершенно не задумываются, что же мог представлять собою человек, не знавший,
что есть добро и зло? Не был ли он просто безответственным животным? Но кто из
людей согласился бы сейчас вернуться к такому животному прозябанию, хотя бы и в
райском саду? Великий дар распознавания и, следовательно, свободной воли есть
дар Божественный, и, лишь владея им, человек может стать подобием Божьим. Потому
дар этот не мог быть принесен силою тьмы, но был жертвенно дарован Силами Света.
Потому первоначальное имя такого Вестника и было Люцифер-Светоносец. Но с веками
на Западе великий смысл этой легенды был утерян. Он остался лишь в сокровенных
Учениях Востока.
В “Сокровенном Учении” есть место, поясняющее этот смысл. “Так “Сатана”, когда
его перестают рассматривать в суеверном, догматическом и лишенном философии духе
церквей, вырастает в величественный образ того, кто создает из земного человека
— божественного; кто дает ему на протяжении долгого цикла Махакальпы закон Духа
Жизни и освобождает его от греха неведения, следовательно, от смерти”...
Конечно, этот “Сатана”, как Вы уже знаете, есть совокупность тех Высших Духов,
которые вместе с падшим Ангелом принесли человечеству свет разума и великий дар
бессмертия. Потому именно Они должны были бы называться Светоносцами или
Люциферами. Падший Ангел утерял свое право на это имя. (3.12.37)
Влад. Анат. дал мне прочесть письмо своего отца, и я была потрясена той
сердечной болью, которая звучит в каждой строке. Наш бедный Вл. Ан. совсем
удручен и так страдает. Мы знаем, что в этом случае лишь Вы один можете помочь,
и вчера же было Сказано: “Отход психической энергии врачуется вовсе не
переливанием крови, но валерианом, мускусом и молоком с содою. Эти основные
средства добавляются и психической энергией врача. Последнее весьма существенно.
Наш молодой друг (Вы) имеет в себе отличное качество, он может дать большое
количество энергии, не нанося себе вреда, ибо в нем нет такой злобы, которая
обычно обессиливает. Злоба может дать только судорогу, но основа злобы не
пригодна. Так видьте Мой Совет, который полезен”. (14.5.37)
Многими веками цементируется пространство великими истинами, но насущность
таковых до сих пор остается неусвоенной. Человечество в массе своей все еще
стоит на таком низком уровне сознания, что добро и эволюция могут утверждаться
лишь тактикой адверза. Нужны величайшие потрясения, катастрофы, преступления и
кровавые жертвы, чтобы добро стало, наконец, таким же упорным и воинствующим,
как и зло. Добро из-за утраты в нем деятельного противодействующего начала стало
бездарным почти во всех своих проявлениях. Конечно, добро не может призывать к
насилию, но оно обязано защищаться, оно должно бороться и противостоять злу,
иначе зло затопит мир. Вся Природа является ареной борьбы, без которой нет
жизни, но лишь разрушение. Неучислимый вред принесли проповеди о “непротивлении
злу”, и самое страшное — что малые затуманенные сознания пытались и пытаются
вложить эту формулу в уста Того, Чья вся Жизнь и Учение были проникнуты самым
великим противодействием злу. Так, речение о подставлении левой щеки, если
ударят в правую, осталось непонятым и искаженным. Ведь если понять это речение
буквально, то получится бессмыслица, но все Учения всегда имели в виду основу
духовную, потому и в этом речении предпосылалось удержание равновесия духовного.
Если мы получаем удар судьбы с одной стороны, мы должны найти в себе мужество
быть готовым принять его и с другой, именно, не пасть духом и удержаться на пути
духовного продвижения. Но ограниченное, рабское сознание уявило и рабское
понимание приниженности вместо уявления духовного мужества. (8.11.45)