Выписки из писем Е.И. Рерих
Приведенные слова Афанасия В. прежде всего исполнены красоты, а там, где есть
красота, там и истина. Так его утверждение: «Бог вочеловечился, чтобы мы
обожились» отвечает оккультной истине, ибо Дух Иис. Хр. в своей очищенной
огненной Божественной Сущности, конечно, для нас есть олицетворение
Божественного Начала. Приняв земную оболочку в тяжкую эпоху вырождения и
разложения духовных ценностей, чтобы дать новый импульс духу человеческому и тем
приобщить человека к божественному естеству, в нем заключенному, Он, истинно,
обожил его. Мы приобщаемся к Божественному Началу в нас, поскольку мы можем
принять это в сознание наше. Именно, «причастием духа становимся мы общниками
божеского естества» и достигаем обожения... Говоря современным языком, разве не
сказано в Учении, что лишь принятие в сознание высших энергий дает нам доступ к
ним и овладение ими...
Также правильно, что, отвергая дух, мы открываем доступ темным силам, одержанию
и т. д. «Крещающийся совлекает с себя ветхого человека, рожденный свыше
обновляется благодатью духа»... Не забудем, что в первые века христианства в
такие обряды, как крещение и причастие, вкладывалось большое внутреннее духовное
значение, и лишь позднее они выродились в государственные установления,
неисполнение которых грозит лишением прав и т. д. Крещение и причастие
первоначально были символами приобщения к духовной жизни. Ведь и мистерии
древности были обрядами, полными глубокого внутреннего значения, и большинство
наших христианских обрядов было заимствовано, именно, из ритуалов и символов
языческого мира. Но все имеет значение лишь в духе и, конечно, никакие
механические манипуляции не могут дать нам духовного перерождения или же
приобщить к чему-либо без участия духа нашего. Но обряды эти помогали создавать
известные условия и настроения, при которых дух наш мог легче воспрянуть и
вознестись. Ведь и сейчас нельзя лишить человека храма и всей обрядности. Нужно
лишь внести новое очищение и духовное понимание обрядов и, главное, не делать их
обязательными. Пусть дух избирает сам свой путь. Не забудем, что обряд крещения
в первые века христианства, в большинстве случаев, совершался над взрослыми,
которые хотели запечатлеть этим символом свой отрыв от старого и приобщение к
новому пониманию. Но, конечно, когда оно стало обязательным и совершается теперь
над бессознательными младенцами, то оно утратило всякий смысл. И особенно
невежественно выкидывание некрещеных младенцев за ограду кладбища. Кладбища
вообще должны быть уничтожены, как рассадники всяких эпидемий. (28.05.37)
Установление Таинства. Принятием крещения водою от Иоанна Предт. Христос выказал
ему свое почитание и духовную солидарность. Но нигде в Евангелиях не указано,
что Христос совершал этот обряд над своими апостолами и учениками. Крещение
водою было установлено уже после ухода Христа с земного плана. Но Христос дал
своим ученикам крещение ОГНЕННОЕ, то есть очищение и огненное преображение
внутреннего существа. Огненное крещение совершается над нами после того, как дух
наш закалится в жизненных испытаниях и тяжких страданиях и обретет овладение
своими страстями. Крещение водою – символ очищения, но какой смысл в крещении
младенцев, которые не могут понять значение этого символа?
Также верно, что в большинстве люди нуждаются в символах и обрядах для лучшего
памятования событий, имеющих особое и решающее значение для всего человечества.
Потому Христос мог установить памятование последнего дня Его земного общения с
учениками (Матф. 28, 26-28).
Конечно, речения Христа, приведенные у Иоанна (6, 53-56), полны глубокого
значения, и каждый истинный последователь Христа воспринимает их сердцем,
понимая их духовный смысл. Конечно, неверующий в Христа, то есть в Его Учение,
ибо невозможно верить в Христа и не исполнять Его заветов, не может воскреснуть
духом. Учение Христа – Истина, и потому как может отрицающий Истину прозреть?
(7.05.39)