Выписки из Агни Йоги
Оз.ч.2.II.6. Уже Говорил вам о понимании духом; когда луч соединяет Учителя с
учеником, тогда главное понимание сообщается ощущением духа. И не письмо, и не
знак, но непреложное знание духа ведет поступки учеников. Это непреложное знание
– самый быстрый провод. Именно не умственные решения, но знание духа.
Оз.ч.2.III.13. Ступень знания духа важна. Приступая к ней, кажется, что дух
наиболее далек, но это только кажущееся; наоборот, дух стучится сильно. Важно
прямо действовать, ухватить знание духа; как хочется, так и действовать.
Применять можно на деталях – лучше, нежели рисковать громадами.
2.ч.2.III.Н. Сравним теперь знание духа и приказ воли. Знание расцветает, являя
защиту и освещая основы. Приказ воли устремляется в чужие сферы и покоряет, и
присоединяет. Приказ обозначается символом меча и стрелы. Символ знания духа –
цветок. Приказ может быть сообщен ученику извне скорою посылкою, тогда как
знание духа расцветает изнутри и никаким жезлом не может быть вызвано. Именно,
как цветок, в урочное время знание расцветает.
Как же способствовать цветку? Поставьте его в покойном месте, дайте ему свет
Солнца и запретите трогать и обрывать листья. Без знания духа нельзя поставить
на высоту знание, сужденное человечеству.
Оз.ч.2.IX.1. Есть два вида знания: одно – словами выражаемое, другое – точное,
понимаемое духом, но не вложенное в слова. Даже нельзя пояснить словами, как это
понимание происходит, но оно, поистине, прекрасно.
Оз.ч.2.XI.1. Рад, когда полны знания будущего. Теперь особо важное время. Старые
предрассудки являют гору непонимания. Темны людские пути. Воистину, только
усилие Наше может изменить бег событий. Звериные привычки наполнили досуг
человечества. Христос учил состраданию, и попран закон любви.
Гаутама, нареченный Буддою, молил о мужестве и энергии – и предались лени
последователи Его.
Конфуций учил о стройной государственности – и предались подкупности
последователи Его.
Трудно сказать, которое преступление хуже, потому нельзя говорить о народах,
можно лишь говорить о личностях. Лень ужасна и может граничить с преступлением.
Трудно увидеть последствия лени, но она превращает человека в животное.
Скажу: она является одной из главных преград на пути. Порой убийца подвижнее на
духовном плане. Также подкуп лишает человека доверия Братства, ибо предательство
таких людей велико. Также отсутствие сострадания делает человека негодным к
подвигу, ибо такие души лишены мужества.
Оз.ч.2.XII.3. Deva Chan не обязательное состояние. Deva Chan подобен резервуару
сил, в нем происходит обновление духа.
Но многие души имеют большой запас сил и не нуждаются в нем. Ждут срока для
нового проявления, потому важно постигнуть истинное учение о Skandhas. Закон
сроков так же важен, как и закон кармы.
Закон сроков управляет сочетанием Skandhas.
Дух может изменить недостатки физического тела; главное, дух.
Чудовищной памяти не существует, есть только способность вызывать факты и
образы.
Астрал еще полон земными возможностями, но дальше преобладает знание духа,
сознание же существует только в земной оболочке. В астрале еще остаток личного
сознания. Сознание же не есть знание духа. Сознание есть одно сочетание Skandhas.
Сознание есть заключенное знание духа. Знание духа обладает ясностью
представления, но активно проявиться может, лишь вступив в сочетание Skandhas и
оплодотворив сознание данного сочетания.
Все время Имею в виду духов, подлежащих карме и закону сроков. Эволюция
свободных духов иная. Ближе подойдем к вопросу влияния кармы на существо духа в
иных сферах. Это важно знать, надо уяснить различие между сознанием и знанием
духа.
Оз.ч.3.IV.7. Никакое ясновидение не равняется знанию духа. Истина может
приходить через это знание. Понимание нужд времени идет лишь этим путем.
Пророческий экстаз минует точность времени и места, но знание духа предвидит
качество события. И путь знания духа цветет без видимых признаков, но основан на
открытии центров.
У жрецов знание духа считалось высшим проявлением, ибо не могло быть достигнуто
никакими телесными упражнениями, но слагалось наслоениями прежних жизней.
Потому уход за знанием духа выражается не упражнениями, но лишь улучшением
условий жизни сосудов, питающих нервы. Главное внимание надо обратить на
давление крови, ибо, когда нервы поглощают эманации белых шариков, тогда
обратная поляризация особенно восстает.
Оз.ч.3.V.13. Два признака подлинности Учения: первый – устремление к Общему
Благу; второй – принятие всех бывших Учений, ответивших первому признаку.
Надо заметить, что первоначальная форма Учения не содержит отрицательных
положений.
Но суеверные последователи вместо блага начинают ограждать Заветы отрицаниями.
Получается губительная формула: наша вера лучшая или мы верные, они же все
неверные.
Кто хочет идти с Нами, должен прежде всего отрицание забыть и нести обновленную
жизнь свободно, без принуждения других. Привлекаются люди красотою и светлым
знанием. Только вместившие надежды, только расцветившее жизнь, только явившее
действие Учение может помочь истинной эволюции.
Мы говорим: человек рождается вечно, в особенности же в момент так называемой
смерти.
Оз.ч.3.V.18. Усвоив признаки Вестника, Напомним признаки сотрудников: без
предрассудков, подвижные в действии, молодые духом, пучины не боящиеся. Хорошо
не забыть неизвестных и сирот.
Теперь пора сказать признаки пути к Нам. Прежде всего, ясно ли принимаете
существование Учителей?
Почему же трудно принять, что группа, получившая знания путем упорного труда,
может объединиться во имя Общего Блага? Опытное знание помогло найти удобное
место, где токи позволяют легче сообщаться в разных направлениях.
Как же найти путь к Нашим лабораториям? Без зова никто не дойдет. Без Проводника
никто не пройдет! В то же время нужно личное неукротимое устремление и в то же
время готовность на трудности пути.
По обычаю, приходящий должен известную часть пути пройти одиноко. Даже бывшие в
непосредственном сношении с Нами перед приходом не ощущают Наших вестей, – так
должно быть по-человечески.
И одиноко приходящие, кроме глубоких причин, разделяются на два вида: лично
стремящиеся и вызываемые для поручения.
Никто без особого указания не узнает бывших у Нас.
Если Вестник Наш не кричит на базаре, то и бывшие у Нас умеют хранить Общее
Благо.
Главный признак Нашего зова – когда вас как крылья непреложно несут. Так примите
Нашу Общину Знания и Красоты. И будьте уверены, что можно обыскать все ущелья,
но непрошенный гость пути не найдет.
Помните Работающих для Общего Блага!
Оз.ч.3.V.5. Можно Указы давать, можно обещать и устрашать, но лишь понимание
движет. Что может заменить сознание применимости?
Скажут: "Как красиво! Как мощно! Как величественно!" Но все эти порывы, как
блуждающие огни над болотом, и так же гаснут, как поверхностно зарождаются.
Чистые, но поверхностные мысли подобны радужным пылинкам – первый ветер уносит
их в пространство.
Ценность таких пылинок ничтожна.
Ценим мысль, породившую решение. Решение оценивается качеством применимости.
Применимость судима знанием духа, тогда получается действие, которому можно
радоваться. Кто же радуется, тот и верит. Даже вера должна быть обоснована, –
так Учение может жить.
Мы считаем хорошо, Мы прикладываем прочно. Если обвинят в расчетливости, и это
не отклоняйте. Ибо расчетливость противоположна безумию, а безумие
противоположно знанию духа. И какой бы круг мы себе ни назначили, мы все-таки
вернемся к великому знанию духа.
Не чую, но знаю – не суеверие, но непреложность. Когда же касаемся
непреложности, тогда касаемся как бы магнита планеты, – тогда прочно стоим.
Оз.ч.3.V.9. За окном раздался зов. Один работник отмахнулся – не мешай, я занят!
Другой обещал прийти, но забыл. Третий пришел после работы, но место уже было
пусто. Четвертый при зове затрепетал и, сложив орудия, немедля вышел – я здесь!
Это называется трепетом чуткости.
Только это трепетание, озаренное сознанием дня и ночи, ведет к знанию духа,
поверх рассудка открывает Врата трепетанием, слышанным даже человеческими
аппаратами.
Если сможете не заглушить в себе трепет чуткости – благо вам!
Об.19. Усвойте, как оставаться свежими во время всей Битвы. Только начинается
Светлая Битва – миллионы в ней, не зная о конечном результате. Вы же знаете, и
это знание должно сделать вас мудрыми, должно вложить достойное решение. Дух ваш
должен оперяться во имя истины.
Об.37. Чтобы электрическая лампа вспыхнула, нужно соответствие вольт. Не только
содержание посылки, но качество важно. Знание духа дает посылке полезность.
Следствием полезности посылки будет радость восприятия, ибо все соразмерное
будет радостью.
Об.42. Космос созидается пульсацией, иначе говоря, взрывами. Ритм взрывов дает
стройность творению. Именно знание духа переносит нить Космоса в жизнь
проявленную. Надо мечом сверкающим отделить ступень нарождения. Надо сознать,
когда удержать цветы света, иначе они снова разлагаются во мглу стихий.
Об.98. Признать Учителя – значит стать в ряд работающих на пожаре. Если каждый
от родника устремится к пожару без порядка, то и родник будет затоптан без
пользы.
Как бы лучше понять бережливость в сознании? Это оградит понятие Учителя. Ведь
Учитель, ведь знание, ведь эволюция мира будут путями к дальним мирам!
Об.99. Учитель может лить знание, но оно более служит пространственному
насыщению, потому учащий не одинок даже без видимых учеников. Помните это,
приближающиеся к общине! Помните тайну не отчаиваться.
Об.116. Уберегите детей от всего ложного; уберегите от дурной музыки; уберегите
от сквернословия; уберегите от ложных состязаний; уберегите от утверждения
самости, тем более что нужно привить любовь к непрестанному знанию. Мускулы не
должны забивать ум и сердце. Какое сердце возлюбит кулачные удары?
Об.121. Без отрицаний, без суеверий, без страха пойдете к истинной общине. Без
чудес найдете ясную реальность и киркою испытателя будете вскрывать закрытые
глубины. Полюбите бесстрашие знания.
Об.122. Указать надо о качестве требуемого знания. Знание должно быть
безусловно. Каждая условная, связанная наука причиняет непоправимый вред.
Свободное сочетание элементов даст неповторенные, новые достижения.
Единственным преимуществом в областях знания будет большая убедительность и
привлекательность. Если хотите увлечь вашим знанием, сделайте его
привлекательным, настолько привлекательным, чтоб книги вчерашнего дня показались
сухими листьями. Победа убедительности избавит от несносных запретов.
Больше всего заботьтесь изгнать из жизни учащихся запреты.
Около общины должна быть вдохновенность.
Об.125. Самые неожиданные проблемы знания, самые дерзновенные образы красоты
пусть вытолкнут вас из затхлого уголка. Поймите, хочу видеть вас хотя бы
временно особенными и вместившими. Эти зерна кооперативного мышления дадут вам
настойчивость достижений. Не только решимость, но и настойчивость нужна.
Поймите концентрацию, как опыт сознания. Дайте видеть вас идущими устремленно и
сознательно. Говорю для немедленного исполнения.
Об.154. Решит кто-то: "Пройду по огненной лестнице". Иди, каждому путь открыт.
Но помни, в случае страха ступени расплавляются в жидкое пламя. Куда пойдешь, не
владея качеством работы? Когда сказано: "Прими постоянный дозор", тогда
становятся горячими ступени. Одно нужно твердить: "Не легка лестница".
Плох вождь, скрывающий истинную опасность. Преодолеть ее можно лишь полным
знанием.
…Говорю: знаю всю сложность построения. Не скрою, как далеко носить камни, как
велико безводие! Именно это сознание, именно бесчисленность звезд дают
утверждение ступеней огненных!
Об.194. Рука, знающая свое дело, не боится поделиться со своим другом. Значит,
нужны доброжелательность и знание, тогда можно легко думать, что психомеханика
может осуществить контроль любого тайного действия.
Уже можно видеть через стены, уже можно запечатлеть все звуки и мысли. Для тайны
нужна необычайная мужественность сознания. Достичь ее невозможно без длительной
подготовки. Достичь равновесия условий возможно лишь поднятием качества работы.
Тогда каждый может применить самоконтроль. Тогда каждый может спросить
постороннего контролера – покажи сам, как лучше. Добровольный контролер должен
сам уметь работать совершеннее. Потому у Нас установлено, что каждое замечание
должно быть основано на лучшем знании. Эта опытность создает убедительность,
которая распространяется далеко.
В знании конец страха.
Об.211. Мы предлагаем действия неоспоримые, Мы хотим видеть волю и
самостоятельность. Ничто сомнительное не должно проникать в сознание трудящихся.
У Нас собраны значительные знания, и Мы можем ими пользоваться, ибо Мы ими
пользуемся не для себя, но для Истины. И грубое Я уже сменилось творящим Мы.
Об.215. Чуждое учение настаивает на явлении подчинения, но община настолько
насыщена возможностями, что единственной Иерархией будет ступень знания. Никто
не назначает Иерарха, но слушающий и познающий признают тем эту ступень. Учитель
будет естественным вождем.
Учитель в Азии является понятием законным. По завету Будды каждый будущий
Учитель почитается особенно. В этом открытии возможности – весь залог будущего.
Об.224. Твердили – умейте найти радость в вечной работе и в вечном дозоре.
Вы слышали музыку и пение в Нашей Общине. Нужно рассматривать их, как часть
работы. Обычно люди при звуках впадают в психическое бездействие и даже не могут
рождать образов. Это происходит от привычки понимать отдых как отупение. Можно
привыкнуть пользоваться искусством, как конденсацией сил. Не только возвышение
деятельности, но и обострение сил дает произведение красоты. Но это положение
нужно принять сознательно и научиться пользоваться эманациями творчества.
Носители звука и цвета должны принести в общину сосуд не
расплесканный. Знание и
творчество будут Амритой Общины.
Невозможно пресытиться знанием, неисчислимы подъемы творчества. В этой
бесконечности лежит стимул вечной работы.
Работающий может насыщаться, и дозор для него – только радость сознательного
бодрствования. Существо наше трепещет в спиралях света, и свет звучит.
Цвет и звук будут Амритой Общины. Знание явит вечность работы. Действие окружает
великий "Аум".
Об.228. Без суеверия мы должны просмотреть вехи роста человечества под знаком
общины. Просмотреть, как победа общины росла, зажигая огни знания и красоты.
Истинное знание и красота заключают в себе лучшую общину.
Отберем все лучшее и утвердим: познавший лучшее сделается общинником.
Об.229. Твердость, спокойствие, находчивость, быстрота – так спрашивайте
каждого, уверяющего в преданности общине. Но может оказаться спокойствие во
время сна, твердость в бездействии, находчивость за едою и быстрота в получении
денег.
Испытание постоянно применяется в общине. Самые новые формы жизни не исключают
испытания. Вы знаете, что Мы против заранее объявленных школьных испытаний.
Также Мы против заранее оповещенных испытательных периодов.
Эти поверхностные знания и лицемерные поведения не ускоряют, но замедляют
развитие. Не припомню, чтоб образовался выдающийся деятель, подчиняясь этим
лицемерным условиям.
Начинайте строить общину, как дом знания и красоты. Никаких условных мерил не
будет в этом доме. Все будут стремиться знать и выражать свое знание. Только
непрестанное узнавание поможет, только насыщенный труд удержит от оборачивания в
темный угол.
Но мы ждем устремленных покинуть старую жизнь.
Мы согласны с тем, что общинники не дорожат жизнью, – этим они подтверждают
непрерывность существования. Но качество сознания должно быть напряженной
заботой общинников. Приходится твердить о сознании, ибо люди не привыкли ощущать
его.
Сентиментальность часто принимается за сострадание, гнев – за возмущение и
самоохранение – за мужество.
Нужно понять, как напряженно надо очищать свои понятия, не только в мышлении, но
в действии.
Об.243. Советую тем, кто хочет дойти до Нашей Общины, пополнение знания. После
общего школьного образования люди Запада обычно покидают знание или вытягивают
из знания тоненькую нить специальности, вместо того чтобы соткать целую сеть
улова.
Когда Мы говорим – знайте, Мы настаиваем на многостороннем обозрении и усвоении
возможностей.
Мечта снова войти в горную долину, где можно увеличить знание, будет постоянно
вести к достижению. Упомнить надо, чтобы пополнение знания текло беспрерывно.
Главное, сохраните устремление, которое движет всеми системами познавания.
Устремление – ключ к замку.
Об.248. Мы зовем к знанию, ибо только знание может помочь вместить комплекс
кажущихся противоречий.
Знайте, знайте, знайте – иначе домик ветхих предрассудков не разрушится.
Об.255. Не поддерживайте спора с незнающими. Явите явное молчание, если знаете о
невменяемости собеседника. Утверждайте молчанием знание свое. Учите ваших
молодых друзей промолчать, когда нет моста к сознанию. Учите их только один раз
взмахнуть мечом, если пролетит стрела оскорбления.
АЙ.28. Какой мудрец знания не будет владыкою любви?
АЙ.49. Спросят: "Кто дал вам право дерзать?" Скажите: "Дерзаем по праву
эволюции". Право эволюции начертано пламенем в сердцах наших. Истину
непреложности восхождения никто не отнимет. Когда же четко обозначена дверь
знания, то не трудно устремиться из тьмы.
Советуя дерзания, Мы предлагаем путь легчайший. Сердце знает истину этого пути.
Нельзя указать сейчас другой путь.
АЙ.70. Умейте сокрыть сознание, когда нужно послать стремительную стрелу. Только
недоучки пытаются разложить на окнах сухие веточки напыщенности. Чей дом
наполнен знанием, тот не боится отрезать ломоть мысли.
АЙ.87. Надо запомнить, что степень преданности есть степень получения. Вера
должна равняться точному знанию. Каждая условность веры дает условность
последствий.
Устремление будет открытием дверей, но пусть вместят безграничную преданность
Учителю.
АЙ.90. Простое утверждение знания даст выход противоречиям. Невозможно мыслить
без уважения знания. Учитель предлагает положить знание в основу утверждения
сознания. Укажите, насколько знание может проложить путь к единому Учению.
Неужели человечество не может понять, что знание идет из одного Источника?
Потому деление на знание и невежество будет делением света и тьмы. Мы легко Тору
заменяем гимнами Вед и заветы Будды соединяем со словами Христа, ибо не видим
отличия в Учениях одного Источника.
АЙ.93. Желтый цвет излучения обычно действует на Земле и среди многих людей.
Зеленый являет достижение синтезом философии и творчества действия извне. Синий
является цветом Водителя, насыщенного устремлением к эволюции. Фиолетовый – цвет
Акаши, ведущий к дальним мирам и духовным построениям. Розовый, легко
достигающий обобщения жизни через знание, может гореть ослепительно. Голубой –
уявление начальных устремлений. Но качества цвета так многочисленны, что не
хватит книги описать их.
Способность к дальним полетам есть достоинство и прерогатива женского начала,
как можно видеть из Образа Матери Мира.
АЙ.94. Кто-то не поймет вмещения равенства с Иерархией. Равенство заключается в
потенциале духа, и Иерархия – в незаменимости опытных накоплений. Потому
справедливо сказать, что комплекс знаний будет вратами к Иерархии. Обратите
внимание на выражение "комплекс", ибо одна специальность не может составить
содержание Иерарха.
Мысля о знании, осознайте Учителя. Истинно, почитание Учителя есть панацея даже
от физических болезней. Труднее при условии открытых центров, когда каждое
дыхание ветхого мира несет заразу и только дуновение истинной эволюции приносит
оздоровление.
АЙ.133. Спросите – сколько областей знания может вмещать человек для устранения
забот застоя? Конечно, триада областей не отяготит течения мыслей. Этика основ
бытия, область прошлых существований и часть наблюдений над элементами видимой
природы могут составить неутомительную триаду, очищающую сознание.
АЙ.141. При истинном сотрудничестве каждый собрат должен знать, что ему выбирают
лучшие возможности. Это знание должно быть ему опорой во всех трудностях, – это
обязательство Общины.
АЙ.153. Каждый, осознавший основы эволюции, имеет обязательство передать это
знание некоторому числу людей. При этом большой и малый провозвестник подлежит
одному закону: он должен передать знание без всякого насилия их свободы. Основы
эволюции могут быть осознаны лишь добровольно и могут быть приложены людьми к
жизни лишь в стремлении восставшего духа.
АЙ.200. Устремившийся к высшему знанию неизменно будет на дозоре. Кого же иначе
назвать воином? Кто же пахарь? Кто же проводник? Йог должен назваться этими
тремя почетными именами. Но придет время показать поле посева. Кто будет мерить
его локтями? Ибо поле йога есть пространство. Кто может назвать его победы,
когда огни сверкают внутри него? Кто перечислит им спасенных, если он вел их, не
спрашивая имена?
АЙ.234. Вы видели, как ручей обращается в мощный поток, если он принимает в себя
все водопады и все струи потоков, претворяя в свою волну. Также для йога нет
знания худого и хорошего, он впитывает в себя всякое знание и находит полезность
всему.
Нужно приучить себя к претворению всех знаний. Какую область можем считать ниже
себя? Как можем хранить уверенность, если сами отталкиваем нужный материал?
АЙ.239. Надо привыкнуть, что ничто полезное не пропадает. Надо привыкнуть к
сознанию о количестве опасностей окружающих. Надо привыкнуть к сознанию тягости
знания. Будда заповедал сыну сохранять радость, ибо это есть труднейшее на
Земле. Лучше сохранить всю тягость знания, нежели пребывать вне
действительности.
АЙ.242. Трудно думать, как мало людей, исполненных желанием дать все, дать
пространству, дать невидимым мирам, именно дать знание незнакомым людям. Эта
отвлеченность от мира обычного дает новое мышление.
Не легко пространственное существование, оно создает стену для людей незрячих.
Если дорога лежит вне улиц городов, то сердце может выдержать давление ядовитых
веществ. Иначе неслыханно трудно уместить земное с вечным.
АЙ.296. Желание знания происходит от забытого знания в прошлом. Так же как
воображение есть следствие прежних опытов.
АЙ.303. Вам будут твердить об ужасных оккультных тайнах, но вы будете подходить
просто, твердые в себе. У Нас первым условием битвы считается знание своих
обстоятельств. Неизвестное узнаем, приближаясь к нему. Нечего говорить о нем
заранее, ведь даже границ его не знаем.
АЙ.304. Учение Знания не есть учебник с нумерованием листов. Учение есть указ
жизни, приложенный к каждой потребности. Как молния вспыхивает, где накопляется
достаточное количество электричества, так и указ спешит туда, где накопляется
возможность.
При общем единстве Учение Жизни должно отвечать каждой индивидуальности. Учение
дает решение задач каждого дня. Иногда кажется, что Учение возвращается к
прежним предметам. Сравнив эти указы, видите, что они касаются совершенно разных
проявлений жизни. Внешние признаки не имеют значения. Человек может побледнеть
или покраснеть от различных причин.
Указ предусматривает каждую возможность, ибо проявление очень разнообразно.
Опасность в другом. Часто человек, овладев возможностью, теряет к ней заботливое
отношение. Как обычность, вводит он цветок праздника в будни. Конечно, цветы
всегда хороши, но лучше жизнь обращать в праздник духа, нежели посыпать цветы
пылью будней.
АЙ.322. Кто познал знание для себя, тот не Наш строитель. Когда здания готовы
рушиться, кто будет в спокойствии? Говорю к тому, что неотложная работа требует
всех сил.
АЙ.357. Не колдовство, но знание даст человеку путь преображения. Путь
неотложный, ибо так же призывалось человечество в дни кончины Атлантиды.
АЙ.383. В будущих достижениях особенно нужно обратить внимание на соотношение
развития духа с состоянием тела. Телу трудно догонять дух, получаются приступы
тоски, когда дух поднят на высоту.
Другое обстоятельство не менее значительно, почему уже просил по возможности
удерживаться от произношения личных имен. Люди, обращаясь на расстоянии к одному
лицу, причиняют ему тягость, если дух его достаточно чувствителен. Вы замечали,
как йоги часто меняют места и избегают произносить имена. Это следствие знания,
какое воздействие производят имена в пространстве, когда они посылаются с
некоторым знанием Учения.
Нужно лишь в неотложных случаях устремлять волю к живым существам. Также нужно
понять, что развитие духа отражается на теле; отягощая дух, вызываем реакцию
тела. Здоровье не есть признак духовности. Нужно беречь восходящего духом, но
люди меньше всего в этом соизмеряют. Они готовы нагружать его самыми мелочными
желаниями, не признавая вреда легкомыслия.
АЙ.432. Учитель знает, какой час лучше. Особое знание нужно, чтоб, не нарушая
кармы, дать понять течение внешних токов. Указы должны, как стрелы, вокруг цели
ложиться, не пронзая середину круга, которая составляет собственность человека.
Туман может быть объяснен не незнанием, но заботливостью. Хотим, чтобы вы были
успешны, но это возможно лишь при сотрудничестве.
АЙ.481. Кто не боится пересмотреть основы Учения для утончения знания, тот уже
прав. Кто не боится остаться непонятым, тот с Нами. Кто не боится соединить
русла больших течений, тот Наш друг. Кто не боится увидать свет, тот от орлиного
глаза. Кто не боится войти в огонь, тот огненного рождения. Кто не боится
невидимого, тот может пронзить тьму. Кто не боится обойти мир, тот к дальним
мирам обращен. Кто не боится знать заветы мудрости, тот будет с Нами.
Мы отказались – и приобрели. Мы отдали – и получили. Мы лишились – и
освободились от увлечений. Познающий идет подобно пустынному льву. Кто отзовется
на рыкание льва? Лишь лев, освобожденный от страха.
АЙ.551. Однажды Благословенный Будда сказал ученикам: "Посидим в молчании и
оставим глаза зрячими". По истечении времени Учитель спросил: "Сколько раз я
изменил мое положение?" Кто-то заметил десять изменений, кто-то всего три, и
кто-то утверждал, что Учитель оставался недвижим. Владыка Знания улыбнулся: "Я
изменил положение и складки одежды семьдесят семь раз. Пока не научимся
различать действительность, не станем Архатами".
Прежде осознания психической энергии нужно научиться внимательности. Потому
полезны неожиданные вопросы, также описания случившегося, и очень полезны
ежедневные записи. Известно, что даже очень спящая внимательность пробуждается
от таких упражнений. Невнимательный, ненаблюдательный не может следить за
расцветом психической энергии. Совет наблюдать есть совет друга, ибо будущее
требует внимания.
АЙ.575. Обычно люди лишают себя главных преимуществ, оставаясь связанными одним
допущением.
Как можно преуспеть, если огонь горит, но глаз обращен в темноту? Огонь Тероса
осветит все сокровища накоплений. Он же, как неугасимый Брахмавидья, защитит от
увлечений Майи.
Как видите, говорю как древними притчами, так и словами современной лаборатории,
чтоб вы полюбили и то и другое и расширяли ваше уважение и к зерну, и к плоду.
Б1.5. Когда Говорю – черпайте явленные лучи; когда Говорю – наполняйте чашу
знания; когда Говорю – начертайте чувствознанием лучшие творения; когда Говорю –
силы в беспредельности знания, значит, приложите ухо открытое к космическим
вихрям. Значит, ищите сияние Фохата. Значит, явите музыке сфер понимание.
У Нас есть на вашей планете доверенная, испившая чашу опыта. Она послана вам,
как свидетельница космических явлений, как носительница Моих поручений, как ваша
пророчица будущего. Потому понятие искупителей так жизненно. Именно, принятие
опыта убедительно. Особенно человечество должно учиться на переживаниях,
исходящих из Высших Сфер и пережитых на Земле.
Б1.9. Часто недоумевают люди – что же находится за сознанием? Конечно, в людском
понимании ограничено понятие сознания. Это происходит от утверждения только
видимого мира. Знание – тоже рамки, если не расширим границ видимости. Но
взглянем за пределы человеческого сознания и знания, найдем маленькую крупицу
космического понимания. Как прекрасен обширный горизонт! Как мощна мысль,
проникающая пространство! Как общение с Беспредельностью уявляет новые пути!
Ищите эти сокровища, в них заложен залог вашего продвижения. К чему знание,
приводящее к закрытым Вратам, являющим знак – больше не знаем? Предел знания –
могила! Потому вникайте в Беспредельность! Предел сознания – смерть духа.
Б2.493. Широкое распространение знаний может переродить мир. Знание может делать
чудеса. Вспомним слова Благословенного о невежестве. Каждый успех зависит от
знания, и если где-нибудь неудача, то где-то вкралось невежество. Потому скажем
– знание выше всего. Где есть знание, там явление красоты.
Б2.536. Каждая устремленная энергия знает свой путь, сознательно повинуясь
закону притяжения. Огненная трансмутация дает тончайшее понимание значения
космического Огня и открывает сущее творческого огня. Потому знание огненной
трансмутации привлекает дух к пути беспредельного озарения. Так происходит
великая работа Огня.
Б2.755. Сколько мощи заключается в оформлении мысли! В оформлении мысли
заключено все творчество. Можно утвердить, что устремление к сознательному
оформлению мысли уже придает жизнь мысли. Только знание чистого устремления даст
творчество мысли.
Б2.828. Знание, знание, знание! Если бы люди больше задумывались над тем, что
знание есть спасение, то не было бы доли того страдания. Все человеческое горе
происходит от невежества. Потому всякое расширение сознания есть сотрудничество
с эволюцией. Всякое явление, преграждающее расширение сознания, – против
эволюции. Знание, будем твердить, явит конец страданию человечества.
Б2.844. В распознавании качеств энергий состоит рост сознания, и только этим
знанием может дух определить космическое творчество. Потому знание духа приводит
к распознаванию качеств энергий.
И.174. Конечно, путь Служения может привести к высшему знанию. Только невежество
могло привести планету в теперешнее состояние. Ведь человечество утеряло
сознание красоты устремления, и строительство утвердилось на тупости
обособленности. Так единство Служения явилось как спасение для человечества.
Ведь вся сила созидания держится на Иерархии.
И.311. Именно предательство есть главное основание подкопов черных. Для
предательства нужно что-то знать. Это относительное знание, не укрепленное
преданностью, можно находить на первых ступенях. Нужно знать, насколько
осуждение, как огонь, действует на шаткую преданность. Печально наблюдать,
какими незаметными уклонениями ученик начинает поселять в себе равнодушие,
находя красноречивые оправдания!
И.359. В красоте – залог счастья человечества, потому Мы ставим искусство высшим
стимулом для возрождения духа. Мы считаем искусство бессмертным и беспредельным.
Мы разграничиваем знание и науку, ибо знание есть искусство, наука есть
методика. Потому стихия Огня напрягает искусство и духотворчество. Потому
чудесные жемчужины искусства могут, истинно, поднять и мгновенно преобразить
дух. Ростом духа человечеству все доступно, ибо только внутренние огни могут
дать нужную мощь восприятия. Потому Агни Йог может чуять всю космическую красоту
без узкой научной методики. Истинно, жемчужины искусства дают возношение
человечеству, и, истинно, огни духотворчества дают человечеству новое понимание
красоты. Так Мы ценим цельность вокруг центра и ценим Служение Иерархии сердцем.
И.369. Так нужно понять, что энергия духовная есть стихия Космического Огня,
который движет жизнью и насыщает жизненные проявления. Мощь знания высших
энергий есть ключ к Бытию.
И.377. Так в эпоху Огня, когда Свет борется с тьмою, явление Знамени Мира есть
тот основной знак, который даст новую ступень человечеству. Так под этим знаком
объединятся Красота, Знание, Искусство и все народы.
И.426. Вера есть предчувствие знания. При многообразии Сущего вера имеет
действительное основание. Она, как двигатель, напрягает энергию и тем усиливает
работоспособность пространства. Можно приветствовать напряжение энергии, когда
оно связано с проявлением благодатного вещества. Так мы можем указать наиболее
проявленный путь веры с сознанием возвышенным и утонченным.
И.427. Отчаяние есть лишение веры. Но вера есть знание, потому отчаяние есть
лишение знания, лишение всех накоплений. Отчаяние всегда связано с
безысходностью. Обычный прием темных – заключить преследуемого в круг
безысходности и довести его до преступления. Конечно, куда может обратиться
жертва, если ей не знаком путь кверху? Для познавших Благодать Иерархии не может
быть безысходности и отчаяния. Так можно проследить, насколько Учение имеет в
виду существенную, непосредственную пользу, которая может быть оказана каждому,
кто умеет смотреть наверх.
С.153. В глубокой древности ладан употреблялся для установления ауры предметов.
Предполагалось, что предметы с доброй аурой напитываются ладаном, тогда как
дурные излучения не воспринимают явление этого растения. После ладан стал
применяться при храмах, чтобы усилить и приблизить Тонкий Мир. Действительно,
ладан имеет свойство усиливать жизненность Тонкого Мира. Когда его потребляют
при погребениях, это имеет целью сохранить перешедшему черту сознание и
освободить его от сонного состояния, так обычного для неподготовленных. Такие
подробности древнего знания совершенно забыты; также забыты значения различных
ароматов. Производство духов утратило свой древний смысл, но не только утратило,
но даже по невежеству часто употребляются самые вредные сочетания. Утвержденное
знание на основе широкого изучения даст целую область полезного применения к
жизни. В древности явление ароматов соединялось с целительным знанием. Жрецы
указывали, как пользоваться и в каких случаях применять ароматы. Так можно без
всякого колдовства уследить целую лечебную систему, основанную на вдыхании и
питании нервной системы через втирание. Так древние гораздо глубже заглядывали
через поверхность кожи.
С.337. Учитель не носит в себе затаенное знание, при первой возможности
вооружает против хаоса.
С.553. Мы внушаем мысли, мы пишем письма, и таким образом люди сотрудничают
между собою гораздо больше, чем предполагают. Тем сильнее нужно избегать всякого
злобного начала. Нужно быть добрее, понимая добро вселенское. Нужно приучить
сердце свое к действенности добра. Нужно, как опытным борцам, признать силу
добра. Никакая злая сила не победит добро. Не будем считать ее как нечто умное;
лукавство не есть ум и, конечно, не живет в сердце. Утверждаем пути знания, но
не обойдем молчанием добро как начало творящее.
МО1.245. В сотрудниках вы цените сообразительность, совершенно также и по всей
нити Иерархии. Никакое знание не дает огненную сообразительность, накопленную
многими опытами. Нельзя написать, что можно и что нельзя для всех случаев жизни.
Одно знание есть лишь смертельная опасность, но применение его есть искусство
огненное. Потому так ценим скорую сообразительность; то чувствознание, которое
шепнет, когда не следует повернуть ключ в замке. Кто накопил такое чувствознание,
не станет предателем ни сознательно, ни косвенно. Выдать ключ не по сознанию,
значит уже предательствовать. Не заметить лукавство или подделку, значит не быть
сообразительным. Не много стоит сообразительность лишь на другой день. Такое
соображение не удержит над пропастью, но как должно быть чутко накопление
сообразительности! В каждой школе должно обучать накоплению быстрого мышления,
без него как пройти сквозь пламя?!
МО1.340. Новое сознание придет лишь от духа. Новая сила может укрепиться только
знанием Миров Высших. Накопления таких знаний укрепят жизнь. Можно отказаться от
самого нужного, не думая о будущем. Нужно принять все переходы как улучшения.
Один порыв мысли перенесет через пропасть. Даже, казалось бы, самое неизбежное
зависит от качества мысли. Утверждение мысли может даже изменить возвращение на
Землю. …Та же мысль будет лучшим огнехранителем. Неопалима мысль! Человек,
исполнившийся верою – мыслью, даже на Земле теряет в весе. Та же мысль ведет и к
Высшим Мирам. Человек, выбитый из равновесия, просит минуту покоя. Этот покой
есть нагнетение воли. Без воли нет и веры. Так мы вооружаем оружием Светлым.
МО1.360. Но не только ученые, но и выросшие на воображении художники избегают
сосредоточиться на сокровищах Священного Завета. Точно такое знание хуже прочих
познаний! Но чудно то, что посылающие вопрос о Священных Книгах, несмотря на Наш
совет, не найдут времени их читать. Кто сердечно горит, тот не будет откладывать
по причине незаданного вопроса.
МО1.472. Большую зоркость и находчивость вырабатывает в себе истинный мастер.
Доброе очарование мастерства освобождает мастера от разочарования. Даже ночь для
мастера не приносит тьму, но лишь разнообразие форм от единого Огня. Никто не
склонит мастера к блужданию, ибо он знает во всем неисчерпаемость сущности. Во
имя этого единства мастер соберет каждый цветок и сложит извечное созвучие. Он
пожалеет об утрате каждого материала. Но люди, далекие от мастерства, теряют
лучшие сокровища. Они твердят лучшие молитвы и заклинания, но как пыль уносятся
эти раздробленные и неосознанные ритмы. В пыль мертвой пустыни обращаются
осколки знаний. Об Огне знает сердце человеческое, но рассудок пытается
затемнить эту явленную мудрость. Люди говорят – он сгорел от злобы, или он засох
от зависти, или он загорелся желанием. Во множестве выражений, точных и ясных,
люди знают значение Огня. Но не мастера эти люди, и готовы они бессмысленно
просыпать жемчужины, им самим так нужные! Не понять щедрость людскую, когда
уничтожаются сокровища Света! За одну возможность отрицания люди не щадят себя.
Они готовы потушить все огни вокруг себя, лишь бы сказать, что в них никакого
Огня не имеется. Между тем, погашать Огни и допускать тьму есть ужас невежества.
МО1.617. Даже в кругах изучения психических явлений следствия опытов не
переносятся в жизнь. Люди остаются теми же как до опытов, так и после. Но ничто
не должно препятствовать делиться знанием и способствовать расширению сознания –
в этом будет любовь к ближнему.
МО2.77. Для роста познавания Красоты в школах учреждается изучение Красоты
Жизни. История Искусств и Знаний войдет в этот предмет, ибо он должен касаться
не только бывших пониманий, но и содержать указания по современным достижениям.
Руководитель этого предмета должен быть действительно образованным, чтобы
избежать всякого изуверства, которое содержит в себе зерно невежества.
МО2.109. Относительность возрастает в Беспредельности, тот же закон и для
знания. Никто в мирах не может успокоиться на знании. Каждое приобретение
увеличивает в прогрессии сознание незнания. Малодушные могут испугаться перед
беспредельностью знания, но мы уже знаем неизбежность этого закона и трудимся
каждодневно, чтобы радоваться беспредельности.
МО2.304. Невыдача существа знания есть первое условие успеха. Нужно проникнуться
сущностью собеседника, чтобы не ошибиться в его намерении. На многие века можно
посеять плоды такого предательства. Особенно, когда касаемся жизни Огненного
Мира. Пусть люди поймут, что для познания нужен флюид принятия. Отвращение и
отогнание, и поношение не годятся для путей Огненного Мира.
МО3.132. Часто дух – носитель синтеза утверждает свои знания изнутри "Чаши", ибо
накопленные сокровища творчества напрягаются, именно, вибрациями творческими.
Часто дух как бы находит подтверждение свое на основании объединенного сознания.
Явление творческих вибраций часто вызывает мысль, которая жила в недрах сердца.
Нужно прислушиваться к тем думам, которые, как нечто знакомое, живут в духе.
Можно найти много тождественных вибраций, тонко разбираясь в своем сознании.
Сокровища "Чаши" не являются случайными, они составляют потенциал духа. Эти
творческие вибрации открывают много затворов, ибо сокрытое знание, которое живет
в нем, может быть явлено.
МО3.148. Духовное прозрение дается только тогда, когда открыто сердце. Духовная
прозорливость может открыть тайны духа и материи. Прозрение может внимать
Космическим Силам, которые утверждают жизнь. Именно, прозрение может открыть то,
что скрыто глазу. Не нужно удивляться, что ключ знаний находится в руках
Посвященных, ибо духовное прозрение насыщается Огненными Силами. И энергии,
которые неуловимы человеческим разумом, открывают прозрение духа, ибо только
высшее объединенное сознание может побудить прозрение духовное.
МО3.301. Распределение энергий в организме приносит равновесие при знании, как
размещать сознательно приливы сил. Токи могут напрягать тот или иной центр,
обладающий наплывом энергий, которые могут устремить огненный вихрь к области
центра, нуждающегося в насыщении. Дыхание служит таким регулятором при умении
тонко обращаться с флюидами Праны.
МО3.306. Огненное сознание утверждает меры, которые творят эволюцию Космоса.
Притяжение энергий из Пространства – основа творчества, ибо рекорды и явленные
энергии могут взаимно нагнетаться сознательным притяжением. Человек является
источником знания и самым мощным претворителем Космических Сил. Символ
претворителя должен жить в сердце. На пути к Миру Огненному устремимся к
притяжению и претворению пространственных энергий.
МО3.385. Устремленная воля к творчеству с Космическим Магнитом может создать
много высоких созиданий, ибо воля, направленная сознательно, творит усиленно.
Потому выбор путей и знание направления могут насытить дух в огненном
устремлении. Человечество не понимает этого закона сознательно направленной
воли. Потому и столько заблуждений. Можно утверждать, что каждое человеческое
действие творится без истинного понимания его приложения.
МО3.497. Невежды ожесточаются страданиями, но познающие великие примеры понимают
горечь, как сладость. Так знание есть путь огненный.
АУМ.61. Молитва есть вдохновитель к знанию. Каждый, кто осознал величие такого
собеседования, неминуемо начнет устремляться к познанию.
АУМ.62. Труд так же ведет к Высшему Миру, как и знание. Ведь каждый труд есть
познавание. Так труд есть молитва.
АУМ.85. Убедительность есть доверие. Потому осознание Высшего Мира уже не будет
забыто во всех жизнях. Именно такое качество останется неизменным всегда. Тем
более нужно утвердиться на знании о Мире Высшем. Подтверждение не замедлит.
АУМ.255. Вместо разъединения, знание лишь научит объединению. Только злые в
природе своей могут стремиться к умалению и разъединению. Каждый последователь
знания найдет всюду золотой путь к единству Величия и Света.
АУМ.265. Знание будет всегда положительным и утверждающим. Нет времени
заниматься отрицаниями и запретами. Неверие и заблуждения будут уделами
невежества. Знание ищет, исследует и утверждает. Когда оно встречается с
противоположениями, оно прежде всего испытует – нет ли чего-то кажущегося? Не
предстал ли призрак противоречия? Поединок знания не может быть с призраком,
потому знание, прежде всего, дружественно будет исследовать кажущиеся
противоречия. Не допускает знание препирательств перед лицом Высшего Мира. Обмен
мнений не будет препирательством.
АУМ.320. Кто любит точные знания, тот должен уметь принять их. Многие могут
говорить о своей преданности к точным знаниям, но на деле оденут каждый факт в
пестрые лохмотья предрассудка. Они не ощущают недействительности своих же
предпосылок. Они умеют жаловаться на недостаток материала для наблюдения и в то
же время пренебрегают самыми неповторяемыми событиями.
АУМ.373. Знание, согретое сердцем, покажет людям прекрасное сокровище.
АУМ.440. Знание превыше всего. Каждый, кто принес частицу знания, уже есть
благодетель человечества. Каждый собравший искры знания будет подателем Света.
Научимся оберегать каждый шаг научного познавания. Пренебрежение к науке есть
погружение во тьму.
Каждый имеет право получить доступ к Учению. Прочтите труд, насыщенный
стремлением к Истине. Невежды сеют предубеждения, сами не давая себе труда даже
прочесть книгу. Самый утверждающий труд называют отрицанием. Признание Высших
Принципов считается самым ужасным кощунством. Истинно, предрассудок – плохой
советник! Но нельзя обойти все собранные познания.
Не забудем принести признательность тем, кто жизнью своею запечатлели знание.
АУМ.458. Многие понятия нуждаются в очищении. Среди них мистика должна быть
определена. Если она означает точное знание, тогда понятие может быть сохранено.
Но если устремление не к знанию, но к туманным построениям, тогда следует изъять
слово из обращения.
Мы предлагаем знание, полезное прогрессу человечества.
АУМ.508. Знание приводит к простоте. Люди, хорошо друг друга знающие, не
нуждаются в длинных и сложных рассуждениях. Они предпочитают обмениваться
сущностью вещей. Прекрасно знание, ведущее к смыслу, лишь мнимая наука будет
захлебываться в нагромождениях и тем затемнять свое назначение. Поучительно
наблюдать большинство комментариев, которые усложнили самые простые места основ.
Целое исследование можно составить, наблюдая за сложными путями комментариев.
Бр.10. Ведь знание не для избранных, но для всех! Потому не отжившая мораль
твердится, но называются лучшие условия для научного познавания. Лишь невежды не
поймут, что для преуспеяния науки должно установить лучшие условия жизни.
Бр.33. Надо научиться не раздражать людей, которым некоторые знания недоступны.
Опытное наблюдение подскажет, когда обсуждение будет всуе.
Бр.68. Много вреда происходит от малого знания и еще больше от омертвелого
сознания. Каждый такой человек становится рассадником смущения и сомнения. Сам
он утеривает ритм труда, являя растерянность. Такие люди очень губительны для
идей знания. Они желают получить для личной угоды самую новую весть, но мало
пользы происходит от таких узурпаторов. Нельзя принимать к соображению таких не
твердых людей – они, как гнезда предательства; ничто не удержит их происков.
Уничтожения не может быть во имя доброй вести. Мало кто умеет ждать вести при
полном доброжелательстве, при труде и среди трудностей – такие сотрудники уже
становятся собратьями.
Бр.89. Не рассказывайте много о дальних мирах людям, которые и в земном бытии не
понимают своего назначения. Они потеряют свое малейшее и не приобретут ничего
полезного из высших знаний. Очень внимательно наблюдайте, что человек может
вместить. Обед не начинают со сладкого. Особенно вредно кормить людей пищей, не
перевариваемой ими. Тем более нужно развивать в себе внимательность. Слушатели
не должны скучать, ибо скука есть омертвение.
Бр.145. Люди знают больше, чем им кажется. Они слышат о жизни на дальних мирах.
Они знают об энергиях и токах. Они соприкасаются со многими явлениями природы.
Вопрос лишь в том, как они воспринимают все эти сведения? При поспешности
накопления открытий нужно особенно очистить сознание. Нравственные основы
делаются принадлежностью знания, лучше сказать, должны делаться, иначе пропасть
между знанием и нравственностью делается губительной.
Бр.215. Знание бывает обобщающее и расчленяющее. Одни ученые начинают с первых
шагов познавания прилежать к первому виду, но другие не могут выйти за пределы
расчленения. Рано или поздно и они должны будут обратиться к методу обобщения.
Нужно полюбить такой порядок мысли. В нем заключается творчество. Расчленение
будет подготовительным путем к тому же завершению. Полезно уметь понять различие
этих двух путей. Именно теперь много прилежных ученых, которые довольствуются
вторым методом. Но мало поможет он, когда каждое познание является синтезом
многих отраслей науки. Требуется большая подвижность ума, чтобы мочь найти
сравнение и подтверждение из самой непредвиденной области науки. Умение сочетать
необходимые показания уже доказывает высокую степень сознания.
Бр.272. Можно видеть, что даже безграмотные люди обладают необычными
восприятиями. Они не знают, почему такое знание приходит к ним, когда они
говорят без лукавства. Такие свойства, хотя явно выраженные, не имеют общего с
накоплениями прошлых жизней.
Бр.301. В области умственного труда заметно расхождение устремлений. Мнения
могут быть различны, но качество их не должно быть уродливо. Может быть большое
знание и малое знание, но оба могут братски следовать в познавательном
устремлении.
Ценно не только знание, но также ценен процесс добывания знания. Когда-то
философы приравнивали к высшему наслаждению такой процесс. Чем глубже он может
быть восчувствован, тем больше радости. Но если в накоплении знания вмешается
рабство самости, то не радость, но желчь вскипит. Борьба неразрывна с
накоплением знания, но и она будет сокровищем добычи. Все пути знания не будут
человеконенавистными.
Бр.386. Современное знание свойств внутреннего человека должно расширить свои
области, но до этого еще далеко. Человечество должно сперва очиститься огнем
испытания.
Бр.427. Именно на всю жизнь останется красота синтеза. Каждый исследователь,
посвящающий себя хотя бы малейшей подробности мироздания, придет к ней от
ширины, но не от узости. Так познание будет всеобще. Истинно, там, где горит
огонь знания, суждено светлое будущее.
Бр.428. Знание есть врата к Братству.
Бр.542. Зовем к спокойствию и в то же время постоянно говорим о битве. Следует
понять эту борьбу как трудовое накопление сил. Невозможно напрягать энергию без
труда, но каждый труд есть борьба с хаосом. Так знание смысла борьбы даст и
спокойствие.
Нет противоречия, которое не подлежит осознанию.
Бр.562. Спросят, как отличить приобщившегося к великому знанию. Чем больше
знания, тем труднее распознать носителя его. Умеет он охранить Несказуемое. Не
будет он прельщаться земными настроениями. Ему можно поручить путь в Братство.
Бр.599. Как пчелы собирают мед, так собирайте знание. Спросят, что нового в
таком совете. Новое то, что следует собирать знание отовсюду. До сих пор знание
разграничивалось, и целые области его оказались под запретом, под сомнением и в
небрежении. Люди не имели мужества превозмочь предрассудки. Они забывали, что
ученый должен быть прежде всего открытым ко всему сущему. Для ученого нет
запретных областей. Он не умалит явление природы, ибо понимает, что причина и
следствие каждого явления имеют глубокое значение. Братство учит
беспредрассудочному познаванию.
Н.86. Вера есть непреложное знание. Считайте уявление доверия, как средство
преуспеяния. Обычно недоверие происходит от недостаточного представления о Наших
трудах. Нужно каждое положение сопоставить с мировыми обстоятельствами. Тоже
нужно признать, сколько людских ошибок осложняет помощь. Люди поражают самые
лучшие возможности. Мы указываем на необходимость единения, но даже три человека
не могут исполнить эту просьбу. Хотя бы перед лицом опасности поспешили с
единением, если не сердцем, то хотя бы разумом. Так нужно думать в дни великих
потрясений.
Н.128. Не легко людям понять, насколько им понадобится в Тонком Мире знание,
приобретенное на Земле. И не только само знание, но и восприимчивость и
вмещение. Когда люди будут требовать от себя эти два качества, они тем самым
будут становиться открытыми к восприятию. Такая открытость донесет до Врат
Огненных.
Такая учительная ступень не трудна тем, кто осознал и принял существование
Братства. В самую трудную минуту Руководитель и охранит, и предостережет, но
сделает это в самую последнюю минуту.
Н.130. Конечно, в отношении земных условий Мы достаточно защищены знанием, но
все относительно, и когда мысль устремляется в Беспредельность, то и меры
находятся иные.
Герои знают, что их земная жизнь может прерваться каждое мгновение, но это
знание не ослабляет напряжения. Они сознают, что в любом состоянии они продолжат
подвиг. Ничто не воспрепятствует их воле проявиться среди всех сфер.
Н.174. Также учил Он (Великий Путник) о превосходстве знания над невежеством.
Знание есть следствие великого труда. Не может народ успевать, если не будет
спешить в познании. Но лишь немногие могут помочь народу в познании, и тем лицам
воздадим почитание. Каждый из них не только прочел уже написанное, но вложил
каплю и своего познания. Такая капля есть дар Беспредельности.
Н.232. Учитель может сообщить множество превосходных знаний, но, в конце концов,
Он скажет: "Теперь дойди один и докажи безбоязненность". Особое напряжение
сознания требуется у конца пути. Все знание разлетается, и путник остается
одиноким на утесах восхождения. Одно пламя сердца согревает, когда собранные
одежды раздираются вихрем. Слышатся голоса, но они не походят на любимый Зов.
Нужно заблаговременно приготовиться к Свету и принять его без страха.
Невозможно рассказать на базаре об ощущении Света. Посвященный не расскажет о
доверенном чувстве. Ничто не заставит сказать то, что несказуемо. В этом можно
отличить посвященного от обманщика, который умеет закатить глаза и сладко петь о
видениях, только ему доступных. Посланные вестники не болтливы.
Н.245. Урусвати знает, какой вред может образоваться, когда обрывки знания
попадают в руки невежд. Представим себе такого невежду, который услышал отрывки
Учения и, не думая о расширении сознания, начинает наполнять пространство
непонятными ему словами. По несчастью, невежда может попасть в ритм, и его
выкрики могут где-то создать дисгармонию; может получиться разрушение. Но люди
обычно не думают о таких возможных последствиях. Они не допускают, что из Учения
можно было прежде [всего] почерпнуть совершенствование сознания.
Только при внутреннем устремлении можно найти гармонию, которая позволит
приложить многие формулы Учения. Но находятся такие безумцы, которые требуют
немедленной выдачи философского камня. Они даже не позаботятся ознакомиться с
литературой по этому предмету. Учитель должен им прислать талисман для
нахождения кладов. Учитель должен не сообразоваться с их уровнем и немедленно
передать им тайны Природы.
Вы получали достаточно писем, которые подтверждают Мои слова. При этом невежды
готовы угрожать и поносить Учителя, который, по их мнению, не торопится
обогатить их золотом. Сожалею, но необходимо упомянуть о таких невеждах, ибо из
них рождаются самые вредные предатели. Пусть каждый поймет простую истину, что
знание будет плодоносно там, где оно может быть воспринято.
Мыслитель указывал, что знание подобно плодоносному дереву, но испепеленный
ствол не напитает путника.
Н.304. Мыслитель заботился о сохранении сознания. По внутреннему ведению он
часто повторял: "Не утеряю сознания". Именно в Надземном нужно сознание.
Сознание земное нас оставляет, но оно преображается в знание духа. И все-таки,
чем яснее сознание земное, тем скорее пробуждается знание духа. На Земле мы лишь
предчувствуем Законы Кармы, но только знание духа позволит понять всю
совокупность действий Кармы.
Н.330. Под невежеством подразумеваю сознательное противление знанию. Имеются и
такие уроды, которые утверждают, что знание есть причина человеческих бедствий.
Н.350. Мыслитель предупреждал: "Пока не приобретете знания, до тех пор будете в
безнравственности".
Н.364. Мыслитель оберегал сограждан: "Не думайте, что вы много знаете, могут
произойти такие явления, которые покажут, сколь ничтожно ваше знание".
Н.488. Можно видеть, как даже преступная воля вдруг растворяется, когда она
нежданно озирается на сущность добра. Люди называют такое преображение чудом, но
никакого чуда нет в том, что человек может задеть струну вины (вина (санскр.)
струнный инструмент в Индии и Тибете. Ударение на букву "и") и очароваться ее
звучанием. Каждый человек нежданно касается различных химизмов.
Н.490. Скажут – невозможно быть энциклопедистом при современном развитии наук.
Никто и не говорит о всезнании, но возможно уважение к знанию; так люди могут
освободиться от отрицаний. В каждом предмете есть нечто, заслуживающее внимания.
Истинный мыслитель может распознать эту искру истины. Также мыслитель отнесется
справедливо и ко всем этапам прогресса.
Обычно люди устремляются к заключительным фазам открытий и небрежно отбрасывают
все предыдущие накопления, в этом сказывается самая большая несправедливость.
Среди подготовительных процессов, несомненно, бывают многие незаконченные
открытия, следуя путем такого мышления, можно находить великие сокровища. Но
люди предпочитают отнестись высокомерно ко всему подготовительному, таким
образом теряются многие уже нащупанные, достижения. Нужно и в таких случаях
применять то уважение, о котором мы говорили.
Н.658. Урусвати знает, какие опасности возникают, когда обрывки знания попадают
в неверные руки. Говорю о неверных руках, ибо незнание не вредит столько,
сколько предательство.
Нужно понять, какая подготовка необходима, чтобы познание уложилось в стройную
систему. Некоторые Руководители намеренно делали подготовку длительной. Они
говорили: "Если сознание еще не готово, то пусть покажется подготовка
утомительной, и незрелое сознание отойдет".
Правильно, когда всеми мерами охранено знание. Знание в руках вредителей
оказывается мощным взрывчатым веществом.
Мы постоянно оберегаем правильное нарастание знания и советуем избегать
беспорядочного хаоса мышления. Не нужно обращать внимания, если кто-то
разочаровывается и отходит, он не готов и невозможно насильственно внушать ему
верный ход мысли. Но даже малые зерна знания не пропадут и когда-то окажут свое
воздействие.
Мыслитель говорил, когда его спрашивали о том, что еще не могло быть осознано:
"Некий юноша просил мудреца научить его управлять государством. Мудрец сказал:
"Охотно, но для начала назначу тебя правителем своего сердца, когда осилишь это
царство, тогда придешь ко мне".
Н.660. Урусвати знает, что наблюдательность образуется при постоянном
устремлении, при зоркости, при готовности. Когда Мы говорили о несменном дозоре,
некоторые полагали, что речь идет о чем-то необычном при каких-то особых
обстоятельствах. Они не могли вместить, что наблюдательность есть самое обычное
качество, по крайней мере, оно должно быть таким. Самое простое строительство
нуждается в высокой наблюдательности. Невозможно думать, что такое качество
требует какого-то высшего вдохновения.
Быть рассеянным – значит допустить к себе самые разрушительные влияния.
Невозможно мыслить о Надземном, когда рассеяны мысли. Поражение ждет рассеянного
вождя. Так мужество никогда не бывает рассеянно. Говорят о клинке мужества, но
не сравнить мужество с горстью песка.
Нужно учиться наблюдательности. Никакое знание не приобрести без
наблюдательности. Мы не можем подать знак рассеянному. Так, именно в беседах о
Надземном нужно укреплять основное качество наблюдательности. Можно повстречать
людей, уверяющих, что вследствие утомления они утеряли наблюдательность.
Н.662. Многие думают, что наименование чувствознанием как-то понижает
достоинство знания, – опять заблуждение. Лучшие ученые признают элемент
интуиции, и так мы встречаемся. Вооружаем Наших друзей точно бы в дальнее
плавание. Они могут повстречать всевозможные возражения и должны иметь при себе
ответ. С одной стороны, суеверы будут их тащить на костер, с другой – служилые
ученые потребуют диплома. Нужна стойкость, которая образуется из знания. Поможет
и сознание о дальних Сотрудниках. Наблюдатель жизни не одинок.
Н.680. Урусвати знает, что степень готовности есть лучшая мера успеха. О какой
готовности говорим? Можно знать закон местный и готовно ему повиноваться, но
следствие такой готовности будет ничтожно. Нужно достичь истинной готовности.
Когда знание и чувствознание будут в созвучии, человек усилится многими
посылками, которые он примет бережно и сознательно.
Люди часто насильно привлечены к какому-то труду, который назван им
обязанностью, но такое насилие не приведет к добру. Человек был не готов
воспринять значение труда, ему навязанного. Пора человечеству понять, в чем
заключается истинная готовность, при ней люди становятся героями. Такое великое
состояние придет, когда человек естественно признает красоту напряженной
готовности.
Мыслитель говорил: "Кто не донес пищу до рта, тот и не насытится".
Н.687. Неведение может быть легко обращена в ведение, если имеется хотя бы малая
склонность к познанию. Насадители ведения называются светоносцами. Это
наименование вовсе не символично, но определяет действительность. Истинно,
растет излучение и сияет прекрасно, когда проявляется желание передать свое
знание. Можно определить такое излучение как подобное ауре подвига. При каждом
передавании знания происходит некоторый подвиг. Но если знание воспринимается с
таким же рвением, то возгорается обоюдный костер превосходного света.
К сожалению, когда Мы скажем о невежестве, что оно есть мрак, это будет
печальной действительностью. Человек, погрязший в невежестве и отрицании, гасит
свое излучение. Он открывает себя самым опасным болезням, ибо его заградительная
сеть ослаблена. Такие гасители Света неизлечимы, и только новый опыт в Тонком
Мире может приоткрыть путь дальнейший.
Во время бесед с друзьями устанавливайте точное значение упоминаемых понятий.
Различие пониманий ведет к раздорам. Многие философские системы распадались
именно вследствие неточных пониманий. Так, многие не понимают различия между
неведением и невежеством. Они думают, что оба понятия синонимы, потому могут
получаться печальные недоумения.
Мыслитель после некоторых диспутов заметил: "Печально, когда люди в одних словах
говорят о противоположном.
Н.706. Урусвати правильно предполагает, что знание есть преддверие труда.
Качество труда порождается знанием. Без знания невозможно высокое качество.
Такое знание придет не только извне, но пробудится изнутри.
Много знаний в человеке. Одни пробуждаются легко, другие уже требуют тяжкой
сосредоточенности, чтобы претвориться в сознании. Зоркая сосредоточенность
должна быть развиваема на всех проявлениях земной жизни, потому удаление от
земной жизни может быть лишь временным.
Дух есть известное качество материи. Потому Мы твердим – не удаляйтесь от земной
жизни, и в ней можно найти духовные радости, и радость нужна для надземных
чувствований. Особенно нужно заботиться о трудящихся, чтобы правильный ритм
труда порождал в них радость сердца. Самый малый труженик может быть великим
сосудом радости, если он коснется вибраций Надземных.
Не сетуйте, если придется повторять простые понятия, множества сердец ждут
простого слова. Они хотят согреться у радушного костра, – так они вознесутся к
Надземному.
Н.707. Урусвати правильно восстает против предрассудков и ограничения знания.
Люди особенно любят говорить о свободе науки и, в то же время, сами стараются
пресечь научное сотрудничество. Невозможно не напомнить о значении синтеза, ибо
люди вообще не желают понять все важное значение этого понятия.
Нужно, чтобы в школах твердили, насколько все научные области связаны между
собою. Нужно предостерегать от предрассудков, ибо даже ученые страдают от этой
отвратительной болезни.
Мыслитель говорил: "Знание имеет символом Беспредельность".
Н.779. Урусвати знает, что беседа по сознанию – трудное искусство. Ни знание, ни
чувствознание, но чувство сердечности помогает понять, каково сознание
собеседника.
На Аполлония из Тианы бывали нарекания в том, что он ведет поучения
противоречиво; последнее неверно. Учитель никогда не противоречил основам, но
согласовывал содержание по сознанию собеседника для лучшего усвоения. Учитель
предпочитал беседы по одиночке, чтобы найти слова наиболее доступные. Он
говорил, что речь, произнесенная для множеств, не будет убедительна, ибо
противоречивые сознания будут убивать друг друга.
Платон предпочитал позвать на прогулку лишь одного ученика, и такие беседы были
особенно значительны. Он сообщал сведения о Надземном Мире особенно осторожно.
Он знал, что сообщение не по сознанию может быть вредоносно; при этом такой вред
может быть непоправим.
Он изучал сознание учеников на своих несложных примерах. У каждого имеется
индивидуальное сознание, и только любящее сердце может почуять, что вошло и
усвоено в глубинах сознания.
Особенно теперь следует осторожно касаться Надземного. Сознание людей находится
в таком смятении, что могут быть злоречивые толкования.
"Ваятель сосредотачивает все внимание на ценном куске камня, так и ваятель
сознания бережет ценное восхождение собеседника", – так сказал Мыслитель.
Н.783. Урусвати знает, что человек возвышается, приобщаясь к Прекрасному, смотря
на Прекрасное, слушая о Прекрасном, мысля путями Прекрасного. Не думайте, что
древняя истина достаточно осознана человечеством. К сожалению, именно теперь
люди стоят дальше от нее, нежели во многих прошлых веках.
Проявление Прекрасного в различных областях часто считается не только не нужным,
но даже несвоевременным. Между тем, житейские мудрецы полагают приступить к
переустройству Мира. Спросите – как они явят Мир Новый без заботы о Прекрасном?
Во всех ярых мудрствованиях о переустройстве Прекрасное не имеет места. Но какой
труд предполагается, если он не будет прекрасным? Какое знание может жить, если
не включает в себе Прекрасного? Какая справедливость может народиться, если она
будет лишена прекрасного озарения? При этом люди толкуют о границах и содержании
Прекрасного. Они не понимают, что каждая крупица Прекрасного уже делает человека
сотрудником Высших Сил.
Может ли быть устремление к Надземному Миру без прекрасных крыльев? Может ли
образоваться истинный творец без прекрасного осознания ярких полетов? Так можно
понять, что без приобщения к Прекрасному невозможна эволюция.
Мыслитель указывал: "Живите в мечте о Прекрасном, получите радость и любовь".
Н.798. Урусвати знает о глубоком значении древних обетов молчания. Научно можно
понять, что таким путем люди пытались достичь сосредоточенности мысли. Кроме
того, они как бы подготавливали себя к надземному существованию. Конечно, нужно
признать, что каждое стремление к углублению мысли полезно, но не забудем, что
каждое насилие над природою не нужно при развитом сознании.
Человек может упражнять мышление без насилия над собою. Человеку дана речь, к
чему же должен он лишать себя общения с окружающими? Он может передать мысленно
лишь ограниченное выражение, но пусть человек всеми способностями устремляется к
Прекрасному. Человек может лишить себя одной руки, чтобы усилить способность
другой, но будет ли разумно такое насильственное ограничение? Здоровое мышление
нуждается в развитии всех органов.
Отнесемся с уважением к древним молчальникам, они действовали при желании
усовершенствования, но эволюция требует более широкого приложения сил человека.
Пусть он действительно прилагает все свои возможности, пусть он живет в
неограниченном познавании. Такое разумное, отважное познавание даст истинную
радость труда.
Знание есть неотъемлемое право человечества. Свобода познавания есть участие в
эволюции. Каждый препятствующий свободе познавания есть враг эволюции. Нужно
понять, насколько сокровище познания необходимо для Надземного Мира. Оно, как
неугасимый свет, ведет путников надземного хождения.
Мыслитель утверждал: "Пусть каждое земное преодоление будет лучшим входом в Мир
Надземный".
Н.807. Урусвати знает, что есть великое терпение. Полагают, что эта твердыня
человеческого преуспеяния основана на знании. Но поверх знания требуется еще
особое качество, именуемое терпимостью, потому можно сказать, что терпение есть
терпимость. Такое ценное качество должно быть воспитано.
Утверждение терпимости нужно особенно для Надземного Мира, без этого качества
человек построит себе жалкое существование. Он оттолкнет всех встречных, ибо в
каждом найдет какую-то черту, ему неприятную. Ради такой малой черты, человек не
увидит самых ценных накоплений. Потому следует с самых ранних лет в детях
развивать широкую терпимость.
Нужно научить их распознавать наиболее ценное качество человека и ради него не
углублять неприятные недостатки, тем более, что многие кажущиеся недостатки
являются видимыми лишь в настоящее время. Скоро обновится сознание, и человек
устыдится своей тупой нетерпимости.
Мыслитель советовал ученикам утверждать терпимость, как средство расширения
сознания.
Н.852. Урусвати знает сущность веры. Говорят о слепой вере, но Мы утверждаем
веру зрячую. Вера есть знание, но и знание делится на умственное и сердечное. Не
легко людям различать, где явлена граница такого знания, но они должны понять,
что знание сердечное очень трудно приобрести, если не было накоплений надземных.
Поистине, невозможно преуспеть в Надземном Мире, если огненный магнит сердца не
возгорелся. Нужно усвоить, насколько можно восполнять развитие такого магнита в
Мире Надземном, ибо он должен просиять в жизни земной.
Только мысленное упражнение дает возвышенное сердечное знание. Но как вы
разъясните людям, что каждый день и час важен для надземного достижения? Ум
мешает сердцу и уносит ценные прозрения.
Мыслитель говорил кратко: "Знаю, верю".
Н.898. Нельзя трудиться без знания и любви. Так Йог приносит опыт жизни и готов
отдать его человечеству.
Мыслитель говорил: "Друг, полюби труд. Он скует тебе крылья".
Н.952. Не верьте, если кто-то назовет себя посвященным. Йог не скажет своего
сокровенного знания. Так и Йоги-строители не будут называть себя зодчими, но Они
скажут, что кто-то им сказал полезный совет.