Критика и осуждение

 

Список

 

Выписки из  Агни Йоги, Граней Агни Йоги и писем Е.И. Рерих

 

 

Об.194. Добровольный контролер должен сам уметь работать совершеннее. Потому у Нас установлено, что каждое замечание должно быть основано на лучшем знании. Эта опытность создает убедительность, которая распространяется далеко.
  
 

1.66. Осуждение и отрицание – не Наши методы. Зачем осуждать и тем вызывать ненужное и ярое противодействие, или к чему отрицать, когда добрым утверждением можно добиться результатов гораздо больших. Утверждение покроет собою то, что подлежит осуждению и что отрицается, как негодное, и поднимет сознание на следующую ступень понимания, когда недостатки того или иного явления сами осудят себя самоочевидностью убедительной. Даже дружественная критика часто вызывает нежелательные чувства. Утверждение же обычно принимается спокойно. Именно дать зовущую формулу, не отрицая ничего, будет решением верным.
 

2.300. Не нужно быть слишком строгими с людьми. А посветить им, не знающим Света, нужно, но без всякой критики и осуждения, а просто делясь своим Светом без слов. Дар сердца принимается охотно весьма. Взаимообмен аурических излучений происходит незримо и без ведома и согласия его участников.
 

2.531. А еще есть такие, которые смотрят на все внимательно и придирчиво, чтобы отметить каждый, по их мнению, недостаток и поставить в строку каждое лыко. Они очень заботливы, чтобы подметить как можно более тех вещей, которые не удовлетворяют их идеалы, и тоже записать их на ваш счет. Они очень заняты этим, заняты так, что заняться собой у них времени уже не хватает, и чем дальше они внутренне от вас, тем больше несправедливой критики и осуждения. Порой до неистовства даже доходит, лишь бы унизить и осудить. Это им не мешает считать себя на служении Свету и требовать от вас любви, внимания и заботы о них.
 

5.464. Всякое насильственное навязывание своего авторитета недопустимо. Всякая напыщенность и надутость знанием, не претворенным на опыте в применении, подобна блеску фальшивых камней. И получившие сверх особенно яростно критикуют. Критика – результат невмещения. Без знания человека путь затруднен и распространение Учения становится непосильной задачей.
 

6.543. Хорошее знание человеческой природы не дает права на нехорошее отношение к человеку. Знать и все же являть дружелюбие и желание помощи будет уже свойством Архата. Знание и обсуждение очень далеки от критики и осуждения. Знать – не значит осуждать. Доброжелательный анализ с целью помочь допустим. Злопыхательное недоброжелательство осуждено. Нелегко, зная, сохранить добросердечие, то есть светоносное состояние сердца. Нелегко помогать или делиться знанием, не ожидая ни признательности, ни благодарности, ни даже доброго отношения взамен. Многие получившие часто платят за это самой черной неблагодарностью и злобствованием.
 

8.525. Терпимость и понимание являются качествами Архата. Их утверждая, приближаемся к этой ступени. Научиться давать не критикуя – уже достижение. И давать надо не в размере вашего желания и накоплений, а в размере сознания получающего, то есть соизмеримо и по сознанию.
 

9.165. Самое трудное искусство – это умение обращаться с людьми: и научить нужно, и указать на недостатки или ошибки нельзя, ибо обидятся тут же, и нужно помочь, пояснить и продвинуть. Мы стараемся избежать прямых указаний и особенно критики, не говоря уже о недопустимости осуждения. Осуждение отталкивает сильнее всего, даже на расстоянии. Видеть, знать, чувствовать недостатки человека и все же не осуждать – свойство Архата.
 

9.446. Справедливая и здоровая критика должна вдохновлять человека на лучшее. Ведь критика может стать и гробовым гвоздем. Люди не любят ни критики, ни прямых указаний, даже ученики. Когда критика вызвана заботою, любовью и дружелюбием, она воспринята может быть безболезненно. Но, чтобы критиковать, надо иметь моральное право.
 

10.199. Несправедливую критику отбросим, но за справедливую будем особенно признательны, ибо поможет освободиться от того или иного недостатка. И кто же, как не друг, скорее всего заметит наши недостатки. Много надо явить доброжелательства, чтобы заботливо и без осуждения осмотреть доспех брата. Обычно каждое замечание вызывает сильное противодействие. Даже замечания Руководителя надо научиться выслушивать умеючи, то есть не обижаясь, не огорчаясь и не протестуя, но желая исправить недостаток и понимая, что указание справедливо. Так можно выработать в себе качество правильно выслушивать критику в свой адрес. Если она несправедлива, ее можно спокойно отбросить, если правильная, она поможет освободиться от ненужного груза.
 

10.233. Так, осознание собственных несовершенств и стремление от них освободиться, к нам устремляясь, непреложно приведет к желаемой цели. Поэтому и критика и осуждение безусловно полезны для осуждаемого. Мудрый будет им радоваться и извлекать из них ценный урок.
 
 

 
 

Не позволяйте посторонним лицам критиковать и осуждать в вашем присутствии кого-либо из сотрудников. Всегда найдите достойные слова, чтобы прекратить злословие и осуждение, за это вас будут только уважать. Помните, пока вы едины, вы пройдете через все препятствия, но малейшее разъединение в действиях нанесет трещину самому основанию. А что можно строить на расколотом основании? Первая буря разрушит такое строение. Теснее сомкните ваши ряды и устремитесь к выполнению малейших указаний Учителя, только так победите. (17.12.30)
 

Теперь Вы пишете, что Вы не смели подвергать критике книгу... Должна сказать Вам, что проявление непредубежденной, разумной критики или, вернее, обсуждение прочитанного и услышанного всегда и всюду необходимо, иначе, как разовьем мы свое сознание и мышление? Именно, желая идти по Пути Служения, мы обязаны развивать в себе способность распознавания. Высказывая полное доверие мудрости избранного нами Учения, мы все же не должны принимать каждое указание слепо, только на веру. Если что-то не понято нами, нельзя твердить это, как попугай, только потому, что так сказано в книге Учения. Это будет самым верным путем к фанатизму и изуверству. Мы обязаны устремить нашу силу мышления, чтобы уяснить себе все неясное. Это не будет критикой Учения, но лишь правильным устремлением уберечь его от искажения. Ведь столько зла посеяно этой слепой верой и принятием мертвой буквы священных писаний! Нужно понять, что ни на один вопрос невозможно ответить всеисчерпывающе, ибо ответов на каждый вопрос имеется столько, сколько сознаний, вопрошающих о нем. Отсюда и все искажения великих учений. Итак, не бойтесь подвергать мысленному анализу книги, трактующие об Учении и Учителях. Много искажений бродят по миру. Нет кощунства в честном искании и обсуждении, в искреннем желании понять. (8.11.34)
 

Да, могу еще дать совет, не нападать на теософов. Ведь, по сознанию своему, они стоят неизмеримо выше многих и многих. Часто именно из их рядов пополняются кадры почитателей «Агни Йоги». Потому не следует лягать, но будем стараться находить везде нечто доброе, лишь явно вредительское должно быть указано и пресечено. Мы мало встречали русских теософов или слышали о них, но должна сказать, что явно враждебное отношение видели лишь от единиц. Также нельзя бросать обвинение в заблуждении всем трудам, написанным последователями Е. П. Бл. Среди этих трудов есть хорошие и ценные страницы. В жизни много сложного, потому будьте осторожны в своей критике! (12.04.35)
 

Разочаровывать людей или разбивать их точку зрения возможно лишь применяя большую осторожность. Бережными касаниями, бросая отдельные искры новой мысли, можно постепенно расширить их сознание, но сразу ломать опасно. Ведь некоторым людям такие книги, как романы Крыжановской и фантазии Сент-Ив Д'Альвейдера, дают пищу для подъема духа, и потому слишком сильная критика таких трудов может потушить в них еще не окрепший огонек духа. Лишь сильные духи, не привязанные ни к чему земному, могут знать истину во всей ее надземной красоте. Но насильно открыть глаза невозможно. (24.09.35)
 

Особе, повторяющей голословно суждение упомянутого ученого, мне хотелось бы сказать – не попугайничайте! Проверьте сами и, если имеете возможность, сопоставьте с истинным УЧЕНИЕМ, а бросать в пространство нечто, не проверенное своим сознанием, не следует. Также и приведенные слова Соловьева неудачны. Если принять слово НЕБЫТИЕ в смысле, придаваемом ему индусами, именно абсолютного БЫТИЯ, недоступного пониманию человеческого ограниченного разума, то я принимаю его построение, но, в буквальном смысле, это есть растление и недостойно мыслящего человека. Вы скажете – критика сурова, но люди должны отдавать себе отчет в произносимых и приводимых ими словах. Должна быть осознана, наконец, и ответственность за слова. На конце каждого слова может висеть судьба человека. (15.10.35)
 

В заключение напомню Вам, что критика легка, но искусство трудно. И ученик, прочитавший сердцем книги Живой Этики, должен понять, как важно являть на своем пути глаз добрый. Одной критикой никогда ничего не создавалось.
Порицаемая Вами книга принесла много радости ищущим сердцам, и я слышала много трогательных откликов и превосходных отзывов о ней. Ошибок в ней или, вернее, недоговоренностей не больше, чем в иных писаниях, к какой бы области они ни принадлежали. (21.01.36)
 

Должна сказать, что защита Учения не в критике и осуждении других, но прежде всего в приложении заветов в своей личной жизни. Как всегда, лучшая защита и сильнейшее убеждение – наглядный пример. (17.04.36)
 

Итак, оставьте в стороне оккультные книги и не отягощайтесь критикой их. Чтобы обоснованно критиковать, нужно и много знать. (10.12.36)
Очень прошу Вас выказать спокойствие и терпение, ибо ответить на Ваше письмо не так-то легко. Во-первых, для ясного обоюдного понимания, как я уже писала, необходимо хотя бы некоторое объединение сознаний, но этого еще нет, во-вторых, Вы не ставите прямых вопросов, но просто критикуете отдельные фразы, выхваченные из цельного изложения, причем подкрепляете свои недоумения житейскими примерами, которые не всегда приложимы к затронутым в этих письмах вопросам. (4.06.37)
 

Но, конечно, прискорбно, что имеются такие лица, которые, говоря отрицательно о книгах Учения, в то же время не прочли ни одной из них. Кто же из уважающих и считающих себя образованными людьми будет отрицать и отзываться недружелюбно о том, чего он вообще не знает или же с чем только поверхностно ознакомился? Будет ли такая критика основана на истине? (12.07.38)
 

Расширяйте, расширяйте сознание ваше путем очищения от губительных маленьких мыслей, от обычности, от стандарта. Одна маленькая мысль может разрушить мировое дело, так же, как стебель травы на горной тропе может сбросить гиганта в пропасть. Маленькие мысли – достояние рабов. Будьте царями духа и раздвигайте пределы мышления вашего до размаха планетарного! Помните, что тонкие организмы не выносят атмосферу маленьких мыслей, им душно от них. Потому оставьте все осуждения и в каждом ищите лучшее. Будьте царями духа! (15.01.31)
 

При опасных нападениях даже намек на осуждение друг друга губителен. Подумайте, сколько полезных людей могут быть отпугнуты. Сказано – «можно прислать полезных людей, но не нужно отогнать их». Представьте себе положение людей, слышавших о вашей культурной деятельности и приблизившихся к вам, если они заметят, что нет разницы между вами и другими людьми! Как отразится подобное открытие на их отношении к вам и делам? Подумайте и о приблизившихся к вам через книги Учения, какое разочарование ощутят они, подметив, что основы Учения не проводятся вами в жизни! Задумайтесь над вашею великою ответственностью! (12.10.32)
 

Хочу коснуться крайне деликатного и сложного вопроса выслушивания так называемых взаимоосуждений или обид. В принципе, конечно, всякое злословие должно быть осуждено, но руководитель должен знать все извилины мышления своих учеников. Часто, давая возможность ученику или члену группы излить накопившуюся обиду, мы тем самым помогаем ему разрядить вредную энергию. Нет ничего опаснее затаенной обиды или злобы. Как сказано – «выслушайте и не осуждайте. Часто, именно, истечение яда освобождает человека для нового пути. Учение подает помощь не отрицанием, но привлечением». – Так можно осторожными касаниями внести порядок в неуравновешенное мышление. Главное, не поддакивать, но выяснять по большей части неосновательные обиды и заподазривания наговоров. Задание или, как я люблю это называть, искусство творить отношения с людьми и среди людей есть величайшее из всех искусств. Нет более благородной деятельности, нежели миротворчество, но она и самая тягостная и самая трудная. (18.04.35)
 

Ты пишешь правильно – «что есть наша справедливость, пока мы не имеем любви?» Истинно, справедливость без высшего знания, которое дается при раскрытии божественной любви в человеке, есть лишь гримаса ее. Правильно, чем ближе к Богу, тем меньше осуждения. Но при этом мы не должны впасть в другую крайность, именно, в непротивление злу. И это непротивление злу приносит вреда еще больше, нежели несправедливость, совершенная по незнанию, но в рвении духа, ибо пострадавший от нее найдет воздаяние, если и не в этой жизни в земном мире, то в надземном, где происходит жатва. Но кто может учесть сферы распространения зла из-за непротивления или малодушного и близорукого попустительства? Силы зла активны и солидарны во всех своих начинаниях и яры в действиях, но светляки или «теплые» никак не могут объединиться, ибо заняты самоедством. (17.10.35)
 

Суровость труда не имеет ничего общего с осудительством. Осуждают люди ограниченные. Из осуждения не родится усовершенствование. (23.10.36)
 

Да, мудрость сверхчеловеческая открывает нам доступ к Святилищу, потому не будем легкомысленны, оставим все наши жалкие привычки, чтобы дойти. Прекратим все осуждения необоснованные и окрылимся одной мыслью: как лучше понять великое Учение, как лучше применить его в жизни, как больше принести на пользу дел и Общего Блага! Разве не высшее счастье стать самыми близкими, самыми доверенными? Родные мои, как передать Вам красоту приближения к сознанию Владыки! (3.03.30)
 

Родные мои, найдите в устремлении и любви к Владыке силы и мужество пройти это трудное время. Оставьте все осуждение, явите справедливость к себе. Имейте мужество высказать справедливое суждение, но не осуждайте за спиною и пуще всего не передавайте слышанные осуждения, ужасен вред этих передач! (21.01.31)
 

Родные наши, благородное мышление, о котором говорится, обязывает нас сугубо следить за собою, за своими мыслями и поступками, прежде всего, в отношении друг друга и ближайших соприкасающихся с нами лиц. Ведь тысячи глаз устремлены на нас в напряженной зоркости, и не будем скрывать от себя, что зоркость эта в большинстве случаев обострена желанием усмотреть легко уязвимое место для своекорыстных целей, для разрушения. Главное, мы должны всемерно избегать взаимного подрывания перед посторонними. Это делается в мелочах, в мыслях, в улыбках. Нельзя допустить, чтобы посторонние могли замечать расчленение дела, сильного лишь своим единством. Также следует очень следить, чтобы служащие не потеряли уважение, слыша разные намеки. Разбитие уважения непоправимо, и делается это самыми обычными обстоятельствами и неудачными выражениями. Не раз уже было сказано, что «даже в шутку не следует умалять и осуждать друг друга. Пора понять вред малых мошек». Укус малой мошки может принести заражение целого организма. Нужно помнить, «что враг пытается влезть не в дверь, но в щель». Подрывание же друг друга является не только щелью, но открытой дверью! Родные и любимые, «при опасных нападениях даже намек на осуждение друг друга губителен!» Подумайте, сколько полезных людей могут быть отпуганы. Сказано: «Можно прислать полезных людей, но не нужно отгонять их». Представьте себе положение людей, слышавших о Вашей культурной деятельности и приблизившихся к Вам, если они заметят, что нет разницы между Вами и другими людьми! Как отразится подобное открытие на их отношении к Вам и делам? Подумайте и о приблизившихся к Вам через книги Учения, какое разочарование ощутят они, подметив, что основы Учения не проводятся Вами в жизнь! Задумайтесь, родные, над нашею великою многостороннею ответственностью. Не буду перечислять многогранность ее, ибо она должна быть ясна для имеющих семь книг Учения. Но чаще нужно помнить о ней и о всех последствиях духовной глухоты небрежения. А между тем сколько истинного счастья, сколько сказки и радости заключено в ежедневном Руководстве и ответственности, если она осознана сердцем! Если творимая сказка не посыпана пылью обиходной ежедневности! Нужно уметь стирать пыль и как бы со стороны взглянуть на все происходящее вокруг нас и дел. Будем же, родные, работать над собою, будем следить за собою и, главное, осветим огнем сердца все указания и особенно требование великого единения в час опасности. Лишь для поверхностного мышления это требование останется красивым, этическим понятием, неприменимым в жизни, но вдумчивый сотрудник и особенно же ученик выжжет понятие это в сознании своем огнем сердца, ибо всем существом своим знает он, что единение, единство есть цемент всего строения, вся крепость его. Итак, пусть требование великого единения и единства дела неотступно стоит перед нами, при всех решениях. (12.10.32)
 

Не позволяйте посторонним лицам критиковать и осуждать в вашем присутствии кого-либо из сотрудников. Всегда найдите достойные слова, чтобы прекратить злословие и осуждение, за это вас будут только уважать. Помните, пока вы едины, вы пройдете через все препятствия, но малейшее разъединение в действиях нанесет трещину самому основанию. А что можно строить на расколотом основании? Первая буря разрушит такое строение. Теснее сомкните ваши ряды и устремитесь к выполнению малейших указаний Учителя, только так победите. (17.12.30)
 

Теперь Вы пишете, что Вы не смели подвергать критике книгу... Должна сказать Вам, что проявление непредубежденной, разумной критики или, вернее, обсуждение прочитанного и услышанного всегда и всюду необходимо, иначе, как разовьем мы свое сознание и мышление? Именно, желая идти по Пути Служения, мы обязаны развивать в себе способность распознавания. Высказывая полное доверие мудрости избранного нами Учения, мы все же не должны принимать каждое указание слепо, только на веру. Если что-то не понято нами, нельзя твердить это, как попугай, только потому, что так сказано в книге Учения. Это будет самым верным путем к фанатизму и изуверству. Мы обязаны устремить нашу силу мышления, чтобы уяснить себе все неясное. Это не будет критикой Учения, но лишь правильным устремлением уберечь его от искажения. Ведь столько зла посеяно этой слепой верой и принятием мертвой буквы священных писаний! Нужно понять, что ни на один вопрос невозможно ответить всеисчерпывающе, ибо ответов на каждый вопрос имеется столько, сколько сознаний, вопрошающих о нем. Отсюда и все искажения великих учений. Итак, не бойтесь подвергать мысленному анализу книги, трактующие об Учении и Учителях. Много искажений бродят по миру. Нет кощунства в честном искании и обсуждении, в искреннем желании понять. (8.11.34)
 

Да, могу еще дать совет, не нападать на теософов. Ведь, по сознанию своему, они стоят неизмеримо выше многих и многих. Часто именно из их рядов пополняются кадры почитателей «Агни Йоги». Потому не следует лягать, но будем стараться находить везде нечто доброе, лишь явно вредительское должно быть указано и пресечено. Мы мало встречали русских теософов или слышали о них, но должна сказать, что явно враждебное отношение видели лишь от единиц. Также нельзя бросать обвинение в заблуждении всем трудам, написанным последователями Е. П. Бл. Среди этих трудов есть хорошие и ценные страницы. В жизни много сложного, потому будьте осторожны в своей критике! (12.04.35)
 

Разочаровывать людей или разбивать их точку зрения возможно лишь применяя большую осторожность. Бережными касаниями, бросая отдельные искры новой мысли, можно постепенно расширить их сознание, но сразу ломать опасно. Ведь некоторым людям такие книги, как романы Крыжановской и фантазии Сент-Ив Д'Альвейдера, дают пищу для подъема духа, и потому слишком сильная критика таких трудов может потушить в них еще не окрепший огонек духа. Лишь сильные духи, не привязанные ни к чему земному, могут знать истину во всей ее надземной красоте. Но насильно открыть глаза невозможно. (24.09.35)
 

Особе, повторяющей голословно суждение упомянутого ученого, мне хотелось бы сказать – не попугайничайте! Проверьте сами и, если имеете возможность, сопоставьте с истинным УЧЕНИЕМ, а бросать в пространство нечто, не проверенное своим сознанием, не следует. Также и приведенные слова Соловьева неудачны. Если принять слово НЕБЫТИЕ в смысле, придаваемом ему индусами, именно абсолютного БЫТИЯ, недоступного пониманию человеческого ограниченного разума, то я принимаю его построение, но, в буквальном смысле, это есть растление и недостойно мыслящего человека. Вы скажете – критика сурова, но люди должны отдавать себе отчет в произносимых и приводимых ими словах. Должна быть осознана, наконец, и ответственность за слова. На конце каждого слова может висеть судьба человека. (15.10.35)
 

В заключение напомню Вам, что критика легка, но искусство трудно. И ученик, прочитавший сердцем книги Живой Этики, должен понять, как важно являть на своем пути глаз добрый. Одной критикой никогда ничего не создавалось.
Порицаемая Вами книга принесла много радости ищущим сердцам, и я слышала много трогательных откликов и превосходных отзывов о ней. Ошибок в ней или, вернее, недоговоренностей не больше, чем в иных писаниях, к какой бы области они ни принадлежали. (21.01.36)
 

Должна сказать, что защита Учения не в критике и осуждении других, но прежде всего в приложении заветов в своей личной жизни. Как всегда, лучшая защита и сильнейшее убеждение – наглядный пример. (17.04.36)
 

Итак, оставьте в стороне оккультные книги и не отягощайтесь критикой их. Чтобы обоснованно критиковать, нужно и много знать. (10.12.36)
 

Очень прошу Вас выказать спокойствие и терпение, ибо ответить на Ваше письмо не так-то легко. Во-первых, для ясного обоюдного понимания, как я уже писала, необходимо хотя бы некоторое объединение сознаний, но этого еще нет, во-вторых, Вы не ставите прямых вопросов, но просто критикуете отдельные фразы, выхваченные из цельного изложения, причем подкрепляете свои недоумения житейскими примерами, которые не всегда приложимы к затронутым в этих письмах вопросам. (4.06.37)
 

Но, конечно, прискорбно, что имеются такие лица, которые, говоря отрицательно о книгах Учения, в то же время не прочли ни одной из них. Кто же из уважающих и считающих себя образованными людьми будет отрицать и отзываться недружелюбно о том, чего он вообще не знает или же с чем только поверхностно ознакомился? Будет ли такая критика основана на истине? (12.07.38)
 

Расширяйте, расширяйте сознание ваше путем очищения от губительных маленьких мыслей, от обычности, от стандарта. Одна маленькая мысль может разрушить мировое дело, так же, как стебель травы на горной тропе может сбросить гиганта в пропасть. Маленькие мысли – достояние рабов. Будьте царями духа и раздвигайте пределы мышления вашего до размаха планетарного! Помните, что тонкие организмы не выносят атмосферу маленьких мыслей, им душно от них. Потому оставьте все осуждения и в каждом ищите лучшее. Будьте царями духа! (15.01.31)
 

Хочу коснуться крайне деликатного и сложного вопроса выслушивания так называемых взаимоосуждений или обид. В принципе, конечно, всякое злословие должно быть осуждено, но руководитель должен знать все извилины мышления своих учеников. Часто, давая возможность ученику или члену группы излить накопившуюся обиду, мы тем самым помогаем ему разрядить вредную энергию. Нет ничего опаснее затаенной обиды или злобы. Как сказано – «выслушайте и не осуждайте. Часто, именно, истечение яда освобождает человека для нового пути. Учение подает помощь не отрицанием, но привлечением». – Так можно осторожными касаниями внести порядок в неуравновешенное мышление. Главное, не поддакивать, но выяснять по большей части неосновательные обиды и заподазривания наговоров. Задание или, как я люблю это называть, искусство творить отношения с людьми и среди людей есть величайшее из всех искусств. Нет более благородной деятельности, нежели миротворчество, но она и самая тягостная и самая трудная. (18.04.35)
 

Ты пишешь правильно – «что есть наша справедливость, пока мы не имеем любви?» Истинно, справедливость без высшего знания, которое дается при раскрытии божественной любви в человеке, есть лишь гримаса ее. Правильно, чем ближе к Богу, тем меньше осуждения. Но при этом мы не должны впасть в другую крайность, именно, в непротивление злу. И это непротивление злу приносит вреда еще больше, нежели несправедливость, совершенная по незнанию, но в рвении духа, ибо пострадавший от нее найдет воздаяние, если и не в этой жизни в земном мире, то в надземном, где происходит жатва. Но кто может учесть сферы распространения зла из-за непротивления или малодушного и близорукого попустительства? Силы зла активны и солидарны во всех своих начинаниях и яры в действиях, но светляки или «теплые» никак не могут объединиться, ибо заняты самоедством. (17.10.35)
 

Суровость труда не имеет ничего общего с осудительством. Осуждают люди ограниченные. Из осуждения не родится усовершенствование. (23.10.36)
 

Да, мудрость сверхчеловеческая открывает нам доступ к Святилищу, потому не будем легкомысленны, оставим все наши жалкие привычки, чтобы дойти. Прекратим все осуждения необоснованные и окрылимся одной мыслью: как лучше понять великое Учение, как лучше применить его в жизни, как больше принести на пользу дел и Общего Блага! Разве не высшее счастье стать самыми близкими, самыми доверенными? Родные мои, как передать Вам красоту приближения к сознанию Владыки! (3.03.30)
 

Родные мои, найдите в устремлении и любви к Владыке силы и мужество пройти это трудное время. Оставьте все осуждение, явите справедливость к себе. Имейте мужество высказать справедливое суждение, но не осуждайте за спиною и пуще всего не передавайте слышанные осуждения, ужасен вред этих передач! (21.01.31)
 

Родные наши, благородное мышление, о котором говорится, обязывает нас сугубо следить за собою, за своими мыслями и поступками, прежде всего, в отношении друг друга и ближайших соприкасающихся с нами лиц. Ведь тысячи глаз устремлены на нас в напряженной зоркости, и не будем скрывать от себя, что зоркость эта в большинстве случаев обострена желанием усмотреть легко уязвимое место для своекорыстных целей, для разрушения. Главное, мы должны всемерно избегать взаимного подрывания перед посторонними. Это делается в мелочах, в мыслях, в улыбках. Нельзя допустить, чтобы посторонние могли замечать расчленение дела, сильного лишь своим единством. Также следует очень следить, чтобы служащие не потеряли уважение, слыша разные намеки. Разбитие уважения непоправимо, и делается это самыми обычными обстоятельствами и неудачными выражениями. Не раз уже было сказано, что «даже в шутку не следует умалять и осуждать друг друга. Пора понять вред малых мошек». Укус малой мошки может принести заражение целого организма. Нужно помнить, «что враг пытается влезть не в дверь, но в щель». Подрывание же друг друга является не только щелью, но открытой дверью! Родные и любимые, «при опасных нападениях даже намек на осуждение друг друга губителен!» Подумайте, сколько полезных людей могут быть отпуганы. Сказано: «Можно прислать полезных людей, но не нужно отгонять их». Представьте себе положение людей, слышавших о Вашей культурной деятельности и приблизившихся к Вам, если они заметят, что нет разницы между Вами и другими людьми! Как отразится подобное открытие на их отношении к Вам и делам? Подумайте и о приблизившихся к Вам через книги Учения, какое разочарование ощутят они, подметив, что основы Учения не проводятся Вами в жизнь! Задумайтесь, родные, над нашею великою многостороннею ответственностью. Не буду перечислять многогранность ее, ибо она должна быть ясна для имеющих семь книг Учения. Но чаще нужно помнить о ней и о всех последствиях духовной глухоты небрежения. А между тем сколько истинного счастья, сколько сказки и радости заключено в ежедневном Руководстве и ответственности, если она осознана сердцем! Если творимая сказка не посыпана пылью обиходной ежедневности! Нужно уметь стирать пыль и как бы со стороны взглянуть на все происходящее вокруг нас и дел. Будем же, родные, работать над собою, будем следить за собою и, главное, осветим огнем сердца все указания и особенно требование великого единения в час опасности. Лишь для поверхностного мышления это требование останется красивым, этическим понятием, неприменимым в жизни, но вдумчивый сотрудник и особенно же ученик выжжет понятие это в сознании своем огнем сердца, ибо всем существом своим знает он, что единение, единство есть цемент всего строения, вся крепость его. Итак, пусть требование великого единения и единства дела неотступно стоит перед нами, при всех решениях. (12.10.32)
 
 

 

 

 

       Вверх