Осуждение

 

Список

 

Выписки из  Агни Йоги, Граней Агни Йоги и писем Е.И. Рерих

 

 

И.370. Одним из самых вредоносных действий будет осуждение Иерархии за последствия своих собственных ошибок. Ничто, кроме предательства, не пресекает так связь с Иерархией, как такое невежественное осуждение.
С.50. Нельзя судить пещерника и схимника, не зная степени и качества их мысли. Нельзя судить певца и поэта, не зная, какое мыслетворчество излучают они. Постепенно отучаемся от осуждения, ибо лишь мыслетворчество есть сотрудник Творцу.
 

С.89. Остерегайтесь бессмысленного осуждения. Оно не только содержит свойство разложения, но и отдает слабого осудителя во власть осуждаемого. Сердце слабое, но жестокое может вызвать противодействие ауры осужденного. Притом обычно судитель не силен сам, иначе он не нашел бы времени для осуждения. Несправедливость осуждения, как и всякая ложь, ослабляет и без того ничтожное сознание судьи самовольного, потому вред для него получается чрезвычайный, тогда как неправедно судимый лишь выигрывает, усилив магнит свой привлечением новых аур.
 

С.169. Бывает у людей такое одичание духа, что они могут существовать, лишь осуждая друг друга. Это не досмотр доспеха с целью помощи, наоборот, осуждение становится смыслом жизни. Если у такого осуждателя отнять язык, он пропадет, засохнет, как растение без воды. Можно видеть в этом осуждении вид вампиризма одержания, когда требуется овладение жизненным флюидом, более активным, чтобы питать одержателя.
 

С.473. Кто же не испытал священного трепета торжественности, тот не может понять вред предубеждения. Не в великих поступках оно развивается, но в каждом маленьком действии. Так служитель предубеждения просыпается, уже проклиная сновидение, которое не входит в рамки его существа. Целый день он будет осуждать и проклинать, ибо у него не будет меры сердца; и заснет он в осуждении, и посетит он сферу, осуждению приличную.
 

МО2.286. Как прекрасно мысленное творчество, не направленное ко злу. Когда народ поймет все зло осуждения, он откроет новые врата к будущему. Сколько времени освободится для познавания, для искусства мышления, для творения истинного добра, при этом зажгутся лучшие огни сердца.
 

МО2.429. Люди осуждают Учение за то, что оно не осуждает ближнего. Можно представить, сколько новых слушателей можно приобрести осуждением соседа! Такая преграда будет самая мрачная завеса на пути продвижения.
 

Бр.41. Суровость труда не имеет ничего общего с осудительством. Осуждают люди ограниченные. Из осуждения не родится усовершенствование.
 

Бр.424. Также нужно понять значение взаимоуважения, которое лежит в основании Братства. Нужно признать глубокий смысл взаимности, когда удесятеряются силы. Не будет брат осуждать брата, ибо знает, что осуждение есть разложение. Мудро поможет брат на каждом повороте пути. Итак, сотрудничество есть прежде всего научное действие.
 

Бр.436. Братское сослужение может начинаться, где оставлено взаимное осуждение. Обсуждение не есть осуждение. Могут быть братские действия, не понятные немедленно. Можно осведомиться о причинах, но нельзя по неведению произносить осуждение, которое подобно ножу острому. Братья настолько уважают друг друга, что не заподозрят недостойное действие со стороны брата. Они поймут любое положение и помыслят, как подать помощь. В таком сотрудничестве не будет ни малейшего принуждения.
 

Н.86. Обратиться всем сердцем, значит полюбить. Там, где есть истинная любовь, нет места сомнению. Даже если нечто не ясно, любящий не будет осуждать. Там, где могло зародиться осуждение, была неполная любовь.
 

Н.110. Нужно научиться воздерживаться от преждевременных выводов, которые могут оказывать губительные воздействия. Нужно понять вред нелепых осуждений, иначе можно уподобиться тому человеку, спасенному из воды, который прежде всего начал жаловаться об испорченной одежде.
 

Н.142. Правильно сожалеете о пренебрежении к гуманитарным наукам, только разумное сотрудничество всех наук даст понятие о единстве знания. Но каждое изуверство основано на отрицании и на осуждении. Так, можно видеть, с чем Нам приходится бороться. Но люди не жалеют осуждений в отношении Нас. Не изуверы, но даже мыслящие пытаются исправлять Наши наставления.
 

Н.466. Мы говорили о необходимости бережного осмотра доспеха наших друзей и о заботливой помощи в случае нужды; казалось бы, совет совершенно простой, но люди выводят из него осуждение близкого. Но где завелся червь осуждения, там нельзя ждать урожая.
Теперь проследим различие между осуждением и справедливым судом. Каждый понимает, что могут быть такие преступления, когда суд суровый неизбежен, но под житейским осуждением нужно понимать поверхностное и вредное слово.
Нередко люди в осуждении пытаются заставить кого-то поступить, как им хочется. Люди не хотят понять, что каждая птица имеет свою песню. Можно убить такого певца, но невозможно заставить его выразиться чужим ему звуком.
Очень прискорбно, когда можно видеть, как люди насилуют чужую волю, но еще печальнее, когда такие вторжения происходят около учения добра. Когда Мы говорили о заботливом отношении к доспеху близких, Мы именно имели в виду самое ласковое прикасание, но не болтливое осуждение. Пора усвоить, что невозможно заражать атмосферу непродуманными осуждениями. От них близко стоит и клевета. Каждое уродливое насилие будет препятствием и к сношению с Нами.
 
 
 

 

1.66. Осуждение и отрицание – не Наши методы. Зачем осуждать и тем вызывать ненужное и ярое противодействие, или к чему отрицать, когда добрым утверждением можно добиться результатов гораздо больших. Утверждение покроет собою то, что подлежит осуждению и что отрицается, как негодное, и поднимет сознание на следующую ступень понимания, когда недостатки того или иного явления сами осудят себя самоочевидностью убедительной. Мы находим пути там, где обычный человек не может обойтись без отрицаний или осуждений. Потому, как на крыльях, несут человека Наши беседы и устремляют вперед, не порождая в нем безнадежности, возникающей от лицезрения собственной нехорошести. Хороши все, кто следует за Нами, стремясь уподобиться своему идеалу.
 

2.151. Владыка твой единый Судья, который не осудитель тебе, но Заступник, и Друг, и Отец. Он видит и знает тебя, и все же ведет, несмотря на все твои недостатки, ибо считает достойным тебя Водительства в духе. Но суждения и осуждения мимо тебя проходящих людей пусть не смущают твой ум. Такова уж психика обычного человека, что чем меньше понимания близких Моих, тем осуждения больше. Не тьмою ли судят, которая в них? Ты же помни и знай, что Близок Владыка и с тобой Его Луч, и Любовь, и Забота.
 

2.175. В природе ничто не повторяется вновь, хотя сходные явления и аналогичны. Понимание этого рождает уважение к чужой психической энергии и исключает возможность осуждения другого человека. Осуждать может только невежество. Сколько тысячелетий потребовалось данному человеку, чтобы психическая энергия его приняла ту или иную форму своего выражения. Как же можно осудить кого-либо за то, что в течение сотен веков он достиг своего потолка, а не потолка осудителя. Каждое свойство и качество духа для своего развития нуждалось в долгом периоде времени. Потому осуждать неразумно. Но видеть, знать и понимать человека и человеческие побуждения необходимо. Ибо отличать белое от черного и Свет от тьмы должен уметь каждый дух, к Свету идущий. Распознавание и осуждение – явления разного порядка и отличаются друг от друга, как правда и ложь. Знать и не осуждать – качества высокого духа.
 

2.274. Если, взяв человека, усмотреть в нем частицы добра и, вызвав их к жизни, их тем усилить, свет в человеке будет усилен, если же – наоборот, усмотреть и усилить в нем только плохое, это будет усилением тьмы, которая в нем. Так что нашею мыслью о людях можем мы в них вызывать к жизни и усиливать элементы добра или зла, тьмы или Света. Мыслью творить человека может каждый. Потому осуждение – безусловное зло, ибо творит оно тьму в человеке и усиливает все то плохое, что в нем уже есть. Осуждением даже из неплохого человека можно сделать плохого. Осуждение – зло, обсуждение – благо. Знать – не значит еще осуждать. Знать, не осуждая, будет достижением очень высокой ступени. Снять маску, увидеть обнаженную сущность под ней и все же от осуждения воздержаться – признаком служит высокого духа. Так, поднявший камень осуждения и бросивший его в другого человека, оказывается сослужителем тьмы.
 

2.454. Слова красоты и мысли красоты строительны по самой своей сущности, и потому реакции на них благодетельны. Слова и мысли ненависти, недовольства, уныния, осуждения прежде всего разрушают сущность того, кто их говорит, а потом уже и окружающих и окружающее. Действуют они не только на людей, но и на животных, цветы и растения, на обстановку и вещи, словом, на все, что вокруг. От одних – Свет, благотворение, созидание, жизнь, радость; от других – смерть, разрушение, тьма, болезни, уныние, беспросветная муть.
 

2.531. А еще есть такие, которые смотрят на все внимательно и придирчиво, чтобы отметить каждый, по их мнению, недостаток и поставить в строку каждое лыко. Они очень заботливы, чтобы подметить как можно более тех вещей, которые не удовлетворяют их идеалы, и тоже записать их на ваш счет. Они очень заняты этим, заняты так, что заняться собой у них времени уже не хватает, и чем дальше они внутренне от вас, тем больше несправедливой критики и осуждения. Порой до неистовства даже доходит, лишь бы унизить и осудить. Это им не мешает считать себя на служении Свету и требовать от вас любви, внимания и заботы о них. Много несообразностей в человеке.
 

3.224. Отрицание Действует разрушительно на психику человека на Земле, только следствия этих отрицаний глазу не явны. Вот пришел отрицатель. Как поступить? Каждое высказанное отрицательное положение следует покрыть положительным утверждением, не затрагивая по возможности отрицаемого. Вот отрицаются те или иные добрые качества в человеке, то есть идет осуждение. Положительное, то есть доброе начало, можно усмотреть в каждом и его утверждать, не касаясь того, что отрицалось. И тогда разрушение будет покрыто созиданием и вреда от осуждения не будет. Споры вредны потому, что спорщики всегда что-нибудь отрицают.
 

3.543. Отсутствие осуждения – признак расширенного сознания, вышедшего из круга самости. Осуждает самость, недружелюбствует самость, завидует самость. Почему ему, а не мне, – нашептывает самости тьма. Служителей самости Считаем людьми, обворовавшими самих себя, самих себя лишившими Света. Каждое погружение в осуждение Света лишает, видеть лишает брата в другом человеке. Путами духа можно назвать осужденье, или гирями на ногах, или колючками в ауре, или ножом, наносящим незримую рану. Вред осужденья велик и себе и другим. Осуждение привязывает сознание осуждающего к осуждаемому невидимой цепью, которая не отпустит его, пока не будет погашен вред, им наносимый. В Мире Тонком особенно тяжки эти цепи осудителей добровольных, влекущие их, подобно магниту, к жертвам своим. Осудитель страдает больше осужденного, ибо действует явно во тьме против жертвы, часто невинной. И тогда цепи осуждения особенно тяжки. Знать человека без маски, знать обнаженную сущность его и не осуждать будет ступенью Архата.
 

6.187. В прогнозе возможных взаимоотношений в будущем придется учитывать те особенности и свойства характера, которые были проявлены прежде. Так будет меньше разочарований и огорчений и более здравого смысла. Но осуждение все же придется оставить. Осуждение заменяется знанием человеческой природы. Знание без осуждения – свойство Архата. И на друзьях и врагах будем учиться познавать человека, ибо познание это длинно.
 

6.230. Конечно, друзья совершенства собой не являют. И друзей надо хорошо знать, знать настолько хорошо, чтобы не умиляться масками и все же, зная, не осуждать. Осуждение наносит двоякий вред: прежде всего осуждаемому, омрачая его и погашая его огни. И осуждающий наносит вред и самому себе, ибо допускает в своем микрокосме наличие таких чувств и эмоций, которые делают его неспособным к восприятию тонких энергий. Осуждающий себя уже наказал. Трудно совместить знание человека с неосуждением. К Нашим Посланникам тянутся все, ибо они не осуждают, хотя и усвоили науку познания человека. Осуждение тесно связано с самостью, считающей, что именно она терпит или потерпела ущерб от недостатка осуждаемого. Всепрощение и неосуждение – явления разного порядка. Не может человек прощать или не прощать другого, так как следствиями каждого поступка распоряжается Карма и прощение не освобождает от Кармы. Но обсуждение или суд над другим человеком безусловно недопустимы. В осуждении нет никаких положительных элементов – оно разрушительно. Ярмо осуждения, как колодка преступника, повисает на шее осудителя. И все же людей надо знать, не осуждая. Осуждение вызывает всегда ярое сопротивление и противодействие осужденного, хотя бы даже осуждение совершалось про себя, не знаемо внешне для субъекта осуждения. Тайное осуждение не менее вредно, чем произнесенное вслух. Столь же вредно осуждение за глаза. Но когда ведают, что творят, то знать всю низость природы человеческой необходимо. Знать и не осуждать – это уже свойство Архата. Трудно примиряться с низостью двуногой природы, и приходится многое терпеть. И все же осуждение недопустимо.
 

6.256. Те недостатки, которые легко видны в других, чаще всего гнездятся и в собственном сознании. Иначе их нелегко было бы разглядеть сразу. Вот кто-то, подобно павлину, распускает свой хвост для любования его красотою. А может быть, и в нас самих, в форме какой-то, тоже гнездится это желание нравиться и привлекать, то есть устанавливать рабскую зависимость сознания от чужого мнения. Может быть, страдаем болтливостью? Может быть, не изжили жалкой зависимости от чужих мнений и поступаем в расчете на них? Осуждение допустимо, осуждение оправдано, осуждение Приветствуем, но ... только себя самого. Суровость суждения о себе надо явить. Суд над собою надо явить. Суд над собою надо явить, не ожидая другого суда.
 

6.323. Облечем наше сердце в привлекательность любовью и доброжелательством – они исключают осуждение. Обсуждение от осуждения отличается тем, что первое не имеет в себе ни игл, ни колючек и не ранит ауры тех, кого касается. Знание скрытой сущности человека допустимо, полезно и нужно только тогда, когда осуждение становится невозможным. Осуждение при знании человеческой природы породит столько яда, что лучше не знать, чем быть распространителем яда и заразителем окружающего. Мудрая любовь знает недостатки любимых, пытается их исправить и любимым помочь и, зная, все же не осуждает. Ненависть поступает наоборот. Там, где осуждение, нет никакой любви. Там, где осуждение, нет привлекательности. Оберегайтесь от осуждения, если не хотите потерять лучших друзей.
 

6.387. Мы Судим по огням сердца. Судите и вы по своим и чужим – ошибки не будет. Точнее будет сказать: не судите, но знайте, ибо суждение и знание не есть осуждение. А знать будет надо, ибо Дело Мое творится через людей. Сколько непоправимого вреда причинилось несдержанностью и многословием. Правильное решение в том, чтобы освободиться от личного отношения к людям и заменить его сверхличным, то есть уже более не находящимся в зависимости от личных чувств, непрочных и преходящих. Именно все, построенное на таких чувствах, непрочно. Критерием пусть будет полезность для эволюции или для Общего Блага. Это условие не исключает близости духом, которая длится века. Но она исключает прохожих. Сколько времени и энергии отнимают они у малоопытных сотрудников наших. Когда личное отношение отбрасывается, ошибок становится меньше. Много недурных сознаний споткнулись на личных миражах, пока не научились видеть и читать ауру; знать можно сердцем, но сердцем, свободным от суждений самости.
 

6.445. Свет вызывает к видимости и проявлению то, что раньше лежало скрытым в тайниках души. Поэтому будет ошибкой ожидать от друзей только хорошести. Но и нехорошесть людская пусть вызывает не осуждение, но понимание. Надо просто знать, не придавая словам никакого значения, ибо слова часто скрывают то, что человек хочет скрыть. Много соли надо съесть вместе, чтобы узнать хорошо характер другого. Только чувствознание может помочь, но оно развито у очень немногих.
 

6.519. Обычно человек совершенно различно смотрит на свои собственные недостатки и на такие же недостатки в других. К себе – снисхождение и терпимость, к другим – нетерпимость и осуждение. Равнодушие к чужим переживаниям допускает, но равнодушие и бессердечие людей к своим собственным воспринимает болезненно и осуждает. Так, анализируя со стороны достоинства свои и недостатки, можно получить более или менее правильную оценку своей личности. Отойти от нее и посмотреть со стороны необычайно полезно, ибо помогает отделению сознания от ее власти. Связанность сознания со своей личностью порождает в результате то, что называется личным сознанием, то есть сферою малой, ограниченной, неверной и всегда ложной в своем представлении о вещах и в своем понимании характера окружающих его людей. Для познавания человека недостаточно одних только уроков жизни, хотя бы очень суровых и горьких, нужно еще и умение познавать явления с точки зрения неличной. Особенно интересно при этом отметить, как один и тот же поступок, совершенный нами самими и другим человеком, получает в наших глазах разные оценки. Пока не научимся мерить одинаковой меркой себя и других, от власти личного начала в себе, низшего «я», над сознанием не освободиться. Так можно начать пересматривать заново всю свою жизнь с самого начала, как бы со стороны, как бы жизнь постороннего человека, зорко отмечая все то, что подлежит осуждению и от чего следует освободиться.
 

6.543. Хорошее знание человеческой природы не дает права на нехорошее отношение к человеку. Знать и все же являть дружелюбие и желание помощи будет уже свойством Архата. Знание человеческой сущности не мешает любить человечество и отдавать ему все свои силы. Следуя в подражании за Учителем, явим такое же отношение к тем, с кем сталкивает нас жизнь. Знание и обсуждение очень далеки от критики и осуждения. Знать – не значит осуждать. Доброжелательный анализ с целью помочь допустим. Злопыхательное недоброжелательство осуждено. Нелегко, зная, сохранить добросердечие, то есть светоносное состояние сердца. Нелегко помогать или делиться знанием, не ожидая ни признательности, ни благодарности, ни даже доброго отношения взамен. Многие получившие часто платят за это самой черной неблагодарностью и злобствованием. Но только предательство и оскорбление Иерархии непоправимо и лишает права на помощь и связь. Все прочее не может служить препятствием к тому, чтобы помощь им прервалась, даже несмотря на проявленное недружелюбие. Конечно, если по каналу к ним открытого сердца текут злоба, осуждение и недовольство в ответ на посылаемый Свет, то следует соблюдать целесообразность и «не метать бисера».
 

7.382. Как недопустимы чувства недовольства, осуждения и все, что мешает объединению сознания. Многое в этой области требует самого бережного отношения. Чашу возможностей можно легко разбить, но, склеенная, она утрачивает свою ценность. Самость должна быть обуздана крепко.
 

7.472. Как в самом себе, так и у близких достаточно недостатков. Но лучше взять негде. Значит, приходится мириться и, оставив осуждения, им помогать по мере сил и разумения. Нет совершенных. Но благо тому, кто и в несовершенстве своем к Свету стремится, как может.
 

7.477. Процесс познавания человека труден не только потому, что он горек, но также и потому, что, знакомясь с сущностью человеческой природы, надо научиться не осуждать. Каждый Великий Учитель, приходя в мир, Сталкивался с несовершенствами людей, и, зная их и страдая остро от них, Они все же никогда не Осуждали. Следуя этому примеру, будем учиться познавать человека, не осуждая его. Знать, понимать и даже обсуждать не значит осуждать. Семь, Стоящие на Дозоре планеты и ее народов, Несут в Сердце Своем великую любовь к людям. Любовь и осуждение несовместимы. Вот почему, даже возмущаясь и негодуя на невежество и жестокость двуногих, Они все же не Осуждают. Только любовь и сострадание могут вытеснить из сердца желание осуждать. Осуждение заменяется знанием и любовью к невежественным и непросвещенным людям. Только по отношению к сознательным служителям тьмы и иерархии зла это неприменимо, ибо они уже осуждены пространственной справедливостью.
 

7.478. Как мало идущих к Владыке и как мало среди них совершенных. Вернее, их нет, ибо борются все, и все преодолевают несовершенства свои. Умерить желание осуждать их за эти несовершенства можно ярым признанием своих собственных недостатков и слабостей, заслуживающих самого ярого осуждения со стороны того, кто в себе их признал. На каждое желание что-то осудить в другом можно сказать самому себе в сердце своем: «В нем (или в ней) я заметил несовершенство, а ведь вот у меня имеется еще большее неблагополучие, которого я еще не преодолел. Так как же я могу осудить нечто в другом человеке, когда во мне самом, позванном и признанном Учителем, столько еще не преодолено. Лучше энергию осуждения я перенесу на себя, чтобы скорее очиститься от всего, что недостойно ученика».
 

7.479. Имейте хотя бы немного любви к тем, с кем сталкивает вас жизнь, и замените осуждение знанием, пониманием и состраданием к ним, не знающим ничего, а если и знающим, то не подошедшим так близко к Иерархии Света. Сострадание породит сочувствие и понимание к страдающим людям.
 

7.514. Чем отличается обсуждение от осуждения? Обсуждение, или анализ характера человека и его поступков, нужно для его познания, но осуждение вредно. Обсуждение не сопровождается злопыхательством и выделением яда. Но осуждение не имеет в себе доброжелательства, оно ядовито и зло. Оно сопровождается отемненными излучениями ауры и, конечно, зловонием. Зловоние осуждения очень неприятно. Говорится о дружелюбии потому, что оно несовместимо с осуждением. Знать или обсуждать совсем не значит осуждать. Знать надо.
 

8.512. Цель ученика – знать. Но познание человеческой природы пусть не вызывает осуждения, ибо знать – не значит осуждать. Знание дает спокойствие, и равновесие, и навык не реагировать в унисон с ужимками и неуравновесиями чужого астрала.
 

8.537. Продолжается процесс познавания человека. Не для осуждения, но для опыта и для Знания допускается этот процесс Учителем. Видите разновидности человеческих свойств и качеств. Учитесь распознаванию; учитесь тому, чтобы не придавать словам значения, но смотреть на дела. Учитесь распознавать и сущность друзей. Земная жизнь – хорошая школа.
 

9.165. Самое трудное искусство – это умение обращаться с людьми: и научить нужно, и указать на недостатки или ошибки нельзя, ибо обидятся тут же, и нужно помочь, пояснить и продвинуть. Мы стараемся избежать прямых указаний и особенно критики, не говоря уже о недопустимости осуждения. Осуждение отталкивает сильнее всего, даже на расстоянии. Видеть, знать, чувствовать недостатки человека и все же не осуждать – свойство Архата. И прохожих близко к сердцу допускать нельзя. Овладение искусством подхода к сердцам человеческим достигается опытом и любовью.
 

9.291. Каждое осуждение кого бы то ни было, за что бы то ни было, и особенно друзей, надо начинать с себя, и, усмотрев в себе рассматриваемый недостаток или проступок, можно найти силы воздержаться от осуждения и заменить обсуждением или анализом данного явления. Этим путем легче всего освободиться от желания осуждать. Сурово знать человека и его истинную сущность совсем не значит осуждать. В осуждении часто много недоброжелательства.
 

9.446. Анализ и обсуждение недостатков других людей не должны носить печати осуждения. Справедливая и здоровая критика должна вдохновлять человека на лучшее. Ведь критика может стать и гробовым гвоздем. Люди не любят ни критики, ни прямых указаний, даже ученики. Когда критика вызвана заботою, любовью и дружелюбием, она воспринята может быть безболезненно. Но, чтобы критиковать, надо иметь моральное право.
 

9.549. Видя несовершенства друзей, следует прежде всего подумать о своих собственных, и тогда осуждение превратится в суждение правды, и если свои собственные недостатки не мешают устремляться и считать себя достойным внимания Учителя, то то же самое надо приложить и к недостаткам друга, тоже устремленного к Свету и тоже считающего себя достойным заботы и внимания Учителя.
 

9.550. Торжественность не допустит пересудов и осуждения. Торжественностью многого можно достичь.
 

9.571. Каждый к Свету идущий выдерживает жестокую борьбу со своей низшей природой и со своими недостатками: один – с одними, другой – с другими. Они есть у всех, но в степени разной и различны по своим свойствам и характеру. Понимание этого обстоятельства помогает изъять осуждение при анализе характера окружающих, тоже к Свету идущих, и даже не идущих. Учитель не знает осуждения, встречая даже очень несовершенных людей. Он Знает их сущность, Он Видит их со всеми их недостатками. Он Взвешивает их на весах справедливости и, зная, все же не Осуждает. Научимся отличать суждение от осуждения и, научившись, применять будем только первое. Аура человека, уявляющего суждение правды, – светла, аура осудителя запятнана тьмою и омрачена.
 

9.575. Кто крепко ступает, идя по пути, того не собьют чужие мнения, осуждения и непонимания, и не только чужие, но даже и друзей, если встречаются таковые. Тот, кто знает свой путь, не смутится суждениями незнающих.
 

10.222. И не надо слишком огорчаться отношением окружающих и даже друзей. Совершенно неважно для роста вашего духа, как относятся они к вам и какие у них недостатки, вам причиняющие боль, но важно чрезвычайно, как относитесь к ним вы и как реагируете на явную несправедливость. Если чувство доброжелательства, несмотря ни на что, вам не изменяет, то нет никаких оснований для огорчения, ибо не ваша вина, что отношение это не такое, какого вы хотите и каким ему следовало бы быть, будущее разрешит многие недоразумения и взаимонепонимание, если сохранено доброжелательство. Каждый отвечает сам за свои ошибки в суждении. Хорошо, когда это суждение лишено осуждения, ибо тогда оно является суждением правды. Тот, кто считает безошибочным суждение Владыки и полагается лишь на него, освобождает себя от власти суждений людских.
 

10.521. Понимание сердцем явлений избавляет и от неожиданностей, и от осуждения. Главное, не создавать людей по своей фантазии и воображению, а принимать их такими, каковы они есть, не ожидая и не требуя от них ничего, тогда и не будет разочарования. Нехорошо дурно думать о людях, нехорошо и «умиляться масками». Золотую середину нужно сохранить и здесь.
 

11.545. Трудно избежать чувства печали, когда снимаются маски, и трудно еще и потому, что нельзя допускать осуждения. Раскрытая сущность человека редко бывает привлекательной. Но подошедшие к Учению – это те, через кого, помимо пространства, Учение выливается в мир. Потому нельзя быть слишком строгим к этим немногим. По характеру сознания все пекутся по-разному, но об одном. Лучше искать точки соприкосновения и взаимопонимания, нежели расхождения. И хорошо понимать, чего стоит дающему раздача даров духа.
 

11.618. Знание человека дает право на обсуждение, но не дает права на то, чтобы осуждать. Тонка граница между созидательным обсуждением и осуждением. Следует очень внимательно следить за тем, чтобы обсуждение не переходило в осуждение.
 

11.620. А лучше всего на нехорошесть людскую не реагировать никак: ни внешне, ни внутренне, отмечая лишь только очередной вклад в познавание человека. Главное – избегать омрачения и осуждения. Трудно это, ибо несправедливость, жестокость и бессердечие человеческое ранят и действуют на сознание. Но через все это надо пройти, не теряя равновесия и уверенности в конечной победе Света.
 

11.730. Знание человеческой природы нужно для того, чтобы помогать людям двигаться дальше. Не для осуждения приобретается это знание, но для помощи. Жемчужину, найденную в грязи, от грязи можно отмыть. И никакие несовершенства не могут служить препятствием восхождению духа, если зажжено пламя устремления. От любого пути зла можно обратиться к добру.
 

11.811. Осуждение всегда вызывает из светотеневой сущности человека к усиленной манифестации именно то, за что его осуждают. Осуждение есть вызывание тьмы, или зла, из двойственной природы людской. Так осуждением, и особенно несправедливым, даже неплохого человека можно сделать плохим. Нужно быть очень сильным, чтобы внутренне противоборствовать осуждению. «Люблю неправых в жизни излечить любовью». Любовь не знает осуждения. Любовь из двуполюсного внутреннего мира человека вызывает к утверждению элементы Света, доброе начало, лучшее, что есть в человеке. И когда делают вам зло, а вы, видя это, начинаете думать о нехороших свойствах и злобе делателя зла, вы ухудшаете его темные свойства, усиливаете их и навлекаете на себя еще большие нападки. «Злобы к врагам не имейте». Это очень важное условие для преодоления их. Лучше мысленно утверждать все, даже малое хорошее, которое в них есть. Ибо в каждом человеке есть и Свет, и тьма, и так важно – что вызвать к проявлению. И не одна, и не две, а, быть может, много попыток потребуется, чтобы превратить бессознательного врага в друга или хотя бы немного улучшить его. Думайте о людях, творя в них Свет, но не тьму. К человеку, хорошо расположенному к нам, мы обычно поворачиваемся лучшей стороной своего характера. Так же поступают обычно и другие люди.
 

12.177. При безусловной полезности человека для эволюции не будем отягощать эту полезность осуждением. Знать людей надо хорошо, но при этом необходимо устранить элемент осуждения. Обсуждение не осуждение. Осуждение нетрудно вывести наружу, ибо в основании его лежат злоба и недоброжелательство или иные недобрые чувства.
 

12.310. Мы прекрасно понимаем, что встречаются нам или приходят к нам люди, обремененные своими несовершенствами. Мы им не судьи. Но каждую искру добра в них, каждое светлое качество и все хорошее, что они творят, мы заботливо отмечаем, утверждаем и даем им импульс к дальнейшему развитию блага. Так поступайте и вы. Только осуждение надо оставить, ибо оно отталкивает и отчуждает.
 

12.364. Процесс познавания человека труден тем, что, когда раскрывается неприятная сущность двуногих, нельзя иметь ни осуждения, ни раздражения, ни злобы, ни всех прочих обычных чувств человеческих, отмеченных недоброжелательством. Надо знать, понимать и не осуждать, помогая им, не знающим Света, по мере способности их Свет вместить, и за творимое ими зло воздавать им добром. Это и будет Путь, которым Шли все Носители Света.
 

12.446. Биполярность зрения позволяет видеть оба полюса вещи единой. Но если она еще не достигнута, будет ошибкою видеть во всем только один отрицательный полюс. Надо учиться даже и во тьме отыскивать искорки Света, ибо без них немыслимы никакие существования. И прежде всего следует применять к людям и находить в них положительные стороны. Не бывает, чтобы человек был окончательно и безоговорочно плох. В каждом можно усмотреть искорки Света и пытаться усиливать их, вместо того чтобы тушить осуждением и нежеланием признать их наличие. Думая плохо о человеке, делаем его еще хуже, но, возвышая его, даем ему возможность подняться. Апеллируя к лучшему, что есть в человеке, путь открываем ему к Свету. Изъято потому осуждение из действий Служителей Света.
 

12.453. Примкнувшие к Учению люди не могут изменить свою сущность, формировавшуюся в течение долгих тысячелетий. Ошибочно идеализировать их и «умиляться масками». Лучше сурово знать, но без осуждения. Тогда знание друзей будет суждением правды.
 

13.77. Не стремитесь видеть в примкнувшим к Учению надземное совершенство. Они остаются людьми, перед которыми стоит задача преодолевать себя, свои обычные земные несовершенства. Нельзя требовать от людей того, чего в них еще нет. Лучше помогать им посильно, избегая осуждения. Знать человека – не значит его осуждать. Познавание человеческой сущности дается для того, чтобы тем мудрее помогать им, несовершенным, стать на путь самоусовершенствования.
 

13.227. Мы, отошедшие, всегда чувствуем мысли, направленные к нам со стороны воплощенных, и реагируем на них, радуясь или огорчаясь. Потому об отошедших в Мир Тонкий всегда следует мыслить или говорить благожелательно. Особенно болезненно действует осуждение. Лучше уж совсем не поминать, нежели осуждать умерших. Недаром мудростью заповедано: «de mortuis aut bene, aut nihil» (О мертвых или хорошо, или ничего – (лат.). Сказавший это знал, что люди, перешедшие Великие Границы, остро чувствительны к мыслям о них от воплощенных. Доброе памятование о них им радостно и приятно. Добрым мышлением можно там приобрести друга или укрепить бывшую дружбу земную, или, наоборот, осуждением – приобрести врага. Следуйте неуклонно совету доброжелательного отношения к отошедшим и тогда в Мире Надземном встретите больше друзей.
 

13.366. Честное и нелицеприятное признание собственных недостатков дает возможность использовать во благо даже и неизжитое желание осуждать недостатки других людей. И, когда подобное желание поднимает голову и хочется осудить ближнего за замеченный в нем недостаток и какое-то отрицательное свойство характера или черту, надо прежде всего посмотреть на самого себя и подумать, не имеется ли это самое свойство, или не имелось ли раньше в себе самом, и не проявляло ли себя в той или иной форме. И когда это будет обнаружено и выявлено в себе, то желание осуждать другого отпадает. Обычно в других прежде всего замечаются именно те самые свойства, которые есть в осуждающем. Так, в каждом случае стремления к осуждению надо сперва посмотреть на себя. Этим путем очень легко и просто освободиться от этого нежелательного свойства. Ибо много еще в человеке имеется того, за что он осуждает других. В случае собственного совершенства этот метод не нужен. Но где же они, совершенные?
 

13.399. Надо избегать сплетен, дрязг, и недоброжелательства, и осуждений, в сферу которых окружающие часто стремятся втянуть, чтобы получить сочувствие и поддержку. Подобными чувствами допускать себя заражаться нельзя. В случае нужды выслушать можно, но ни в коем случае не позволяя себе звучать в унисон с ядовитым неуравновесием чужого астрала. Тьму подавить и рассеять можно лишь Светом. И если Свет собственной ауры не уязвим вибрациями отемненного чужого астрала, то этим и утверждается хотя бы и малая, но уже победа над тьмою.
 
 
 
 
 

Пусть каждый распнет себя, явит суровое осуждение себе и самое широкое снисхождение к сотрудникам. Нужно распинать себя, себя, себя и только себя! Безмерно вырастем, явив суровость к себе. Если кто не доделал чего-либо в порученном ему, не укоряйте, но, если возможно, сделайте сами. И очень прошу – не осуждайте друг друга. От постоянного повторения осуждений нарастут мозоли на мозгах и тогда, как произойдет расширение сознания? Каждая свободная минута должна быть употреблена на поступательное действие, на обогащение сокровищницы, на усвоение Учения, которое все еще так мало осознано и применено. Каждая строка вызывает столько вопросов, сопоставлений и требует немедленного применения в жизни каждого дня. А что применено?! (15.1.30)
 

Не позволяйте посторонним лицам критиковать и осуждать в вашем присутствии кого-либо из сотрудников. Всегда найдите достойные слова, чтобы прекратить злословие и осуждение, за это вас будут только уважать. Помните, пока вы едины, вы пройдете через все препятствия, но малейшее разъединение в действиях нанесет трещину самому основанию. (17.12.30)
 

Расширяйте, расширяйте сознание ваше путем очищения от губительных маленьких мыслей, от обычности, от стандарта. Одна маленькая мысль может разрушить мировое дело, так же, как стебель травы на горной тропе может сбросить гиганта в пропасть. Маленькие мысли – достояние рабов. Будьте царями духа и раздвигайте пределы мышления вашего до размаха планетарного! Помните, что тонкие организмы не выносят атмосферу маленьких мыслей, им душно от них. Потому оставьте все осуждения и в каждом ищите лучшее. Будьте царями духа! (21.1.31)
 

Освобождение достигается не принуждением, но осознанием в сердце или духе. Человек, в духе освободившийся от всех привязанностей к земным благам, не будет останавливать своего внимания на них, ибо все так называемые отречения и отказы станут в нем естественными, потому легкими и простыми для него. Вот этой-то радостной естественности и нужно достичь, ибо там, где живет хотя бы малюсенькое сожаление или тень осуждения в этом других, все усилия останутся бесплодными. Не запрещением должны ученики бороться против этих привязанностей, но развитием сердца и широкой мудростью, преподанной в Учении Новой Жизни.
Конечно, всякие обвинения возникают прежде всего в уме людей, больше всего подверженных этим привязанностям. Все это фарисеи, ожидающие получить великую мзду за свою коптящую свечу! Причем если бы эта мзда и была послана им, то они не сумели бы оценить ее, именно отнеслись бы к ней, как петух к жемчужному зерну. (28.6.32)
 

Разбитие уважения непоправимо, и делается это, именно, самыми обычными обстоятельствами и неудачными выражениями. Не раз уже было сказано: «Даже в шутку не следует умалять и осуждать друг друга. Пора понять вред малых мошек». Укус малой мошки может принести заражение целого организма. Нужно помнить, что «враг пытается влезть не в дверь, но в щель». Подрывание же друг друга является не только щелью, но открытою дверью.
При опасных нападениях даже намек на осуждение друг друга губителен. Подумайте, сколько полезных людей могут быть отпугнуты. (12.10.32)
 

Также и к клевете, большей частью являющейся следствием зависти, можно относиться спокойно, но стараясь открыть источник ее. Знание врага есть уже половина победы. Следует очень отметить, что истинный индивидуалист никогда не будет слушать наговоров, вернее, судить по ним человека, так же как не будет участвовать и в осуждениях. (1933)
 

Хочу коснуться крайне деликатного и сложного вопроса выслушивания так называемых взаимоосуждений или обид. В принципе, конечно, всякое злословие должно быть осуждено, но руководитель должен знать все извилины мышления своих учеников. Часто, давая возможность ученику или члену группы излить накопившуюся обиду, мы тем самым помогаем ему разрядить вредную энергию. Нет ничего опаснее затаенной обиды или злобы. Как сказано – «выслушайте и не осуждайте. Часто, именно, истечение яда освобождает человека для нового пути. Учение подает помощь не отрицанием, но привлечением». – Так можно осторожными касаниями внести порядок в неуравновешенное мышление. Главное, не поддакивать, но выяснять по большей части неосновательные обиды и заподазривания наговоров. Задание или, как я люблю это называть, искусство творить отношения с людьми и среди людей есть величайшее из всех искусств. Нет более благородной деятельности, нежели миротворчество, но она и самая тягостная и самая трудная. (18.4.35)
 

Ты пишешь правильно – «что есть наша справедливость, пока мы не имеем любви?» Истинно, справедливость без высшего знания, которое дается при раскрытии божественной любви в человеке, есть лишь гримаса ее. Правильно, чем ближе к Богу, тем меньше осуждения. Но при этом мы не должны впасть в другую крайность, именно, в непротивление злу. И это непротивление злу приносит вреда еще больше, нежели несправедливость, совершенная по незнанию, но в рвении духа, ибо пострадавший от нее найдет воздаяние, если и не в этой жизни в земном мире, то в надземном, где происходит жатва. (17.10.35)
 

Суровость труда не имеет ничего общего с осудительством. Осуждают люди ограниченные. Из осуждения не родится усовершенствование. Но можно ли в смятении мечтать о неограниченном познавании? Учиться везде и всегда можно. Сами возможности притекают к неудержимому стремлению. Лишь в движении заключается путь естественный». (23.10.36)
 
 

 

 

 

       Вверх