Выписки из писем Е.И. Рерих
Маленькие, обычные люди любят идти на запятках. Что им до истории, когда их
сознание не вмещает вообще понятие ответственности, тем более ответственности
перед страною и нацией. Все понимание ответственности заключается в стремлении
на возможно продолжительное время сохранить за собою теплое местечко. И,
конечно, для такого сохранения обычность и мертвенность невежества кажется им
наиболее подходящим средством. Но они, бедные, забывают, что обстоятельства
меняются и бывает время, когда именно лишь необычность и находчивость творчества
могут перенести через открывшуюся перед ними пропасть и сохранить им столь
ценимые ими благополучие и жизнь. Будем бороться против зачатка всякой
мертвенности и невежественности в нас самих и ближайших сотрудниках. (Ам.
21.8.31)
Люди слишком привыкли ко всяким видам запрещений и ограничений. И больше всего
пугает их простор мысли, ибо они чувствуют, что с простором мысли пробуждается и
соответственно растет сознание ответственности. А кто любит ответственность?
Каждый стремится возложиться. Вообще, если бы в свое время было явлено меньше
запрещений и отрицаний, но больше сознания ответственности, то не пришлось бы
нам испить чашу горьких унижений и страданий. Потому, всем нападающим может быть
один ответ: не отрицайте, но знайте больше! (Ам. 17.2.34)
Помните ежечасно, какую ответственность несете на себе! Итак, проявите
ответственность. Но не забудьте, что понимание ответственности как личный
деспотизм есть верх безответственности. Потому терпимость, и терпение, и
самоотречение. (Ам. 14.3.34)
Сферы Надземные ярко отражают земную сущность. Явление ответственности перед
Космосом должно утвердиться в сознании человека. Так, на пути к Миру Огненному
устремимся к осознанию ответственности за создание форм. (Ам. 26.4.34)
Мне Сказано добавить к письму, что “нужно вдумчиво читать все сказанное, ибо час
последний”. Так Живая Этика должна войти в жизнь каждого дня. Если Живая Этика
не будет принята, то ряд грозных последствий явит свою мощь. Так каждый должен
понять возложенное на него. Модрочка должна понять всю свою ответственность и не
отягощать Гуру. Каждый ее недосмотр, каждый неосторожный шаг отразится на
многом. Итак, пусть разбивает все страхи и сомнения своего Друга. (Ам. 31.5.34)
Шлю Вам, родные, все мое устремление и веру, что мы сумеем понять великую
ответственность перед новым строительством и будем держать имя выше высшего — в
этом залог успеха всего и каждого в отдельности. Берегите друг друга, прошу
проявить полное сотрудничество там, где касается имени и дела. Обособляющийся
обособленным и останется. Поймите это правильно, это относится к делам, но не к
интимной жизни, в которой каждый должен иметь свою полную privacy. (Ам. 11.7.34)
Покуда Сам Вл[адыка] не сместит звена в Иерархической Цепи, идущей от Него, до
тех пор никто не может надеяться на продвижение, пытаясь пренебречь этим звеном.
Закон этот непреложен, ибо это есть закон, которым строится и держится весь
Космос. Но именно этот закон всячески отрицается и обходится темными силами, ибо
они могут жить лишь питаясь эманациями разъединения и разрушения. Потому не
будем записываться в их ряды, а расширим свое сознание и поймем невозможность
продвигаться и строить без разумного сотрудничества, то есть без соблюдения всей
Иерархической Линии. Нарушением цепи мы принимаем на себя всю тяжесть
ответственности. Потому, нужно найти в себе достаточно высшего разумения, чтобы
понять, как губительно принимать на себя чужую ответственность. Нет ничего
страшнее, как принятие на себя чужой ответственности или чужой Кармы, даже
хорошей. Учения Востока в самых сильных выражениях предупреждают против этого.
Если мы ищем истинного продвижения, мы должны прежде всего исполнять свой долг.
И каждый сотрудник должен помнить именно свой долг. (Ам. 24.7.34)
Явите великое уважение и такую же помощь президенту Учреждений. В переживаемое
нами время такая дисциплина духа совершенно необходима. Если мы не научимся этой
дисциплине, то как же можно будет поручить большую ответственность. Я знаю, что
не все отделы процветают, и это вовсе не только от общего трудного положения,
создавшегося в стране, но в силу обособления и недостатка духовной теплоты или
магнита сердца. Обособляющийся дух водителя передает эту заразу всему и всем.
Также для успеха необходимо, наконец, усвоить, что всякая грубость должна быть
отставлена. Ведь закон соответствия есть Закон Космический, и потому никого
нельзя убедить, что за грубостью внешней скрывается тонкий дух. Потому прошу
очень выработать в себе сдержанность и следить, чтобы и ближайшие помощники не
позволяли бы грубости с подчиненными. Твердость нужна, но не грубость. Не скрою,
что лично мне особенно отвратительна грубость, проявляемая к подчиненным. Нужно
представить себе, какую ауру создает вокруг себя человек, допускающий грубость,
какие страшные проклятия висят на нем! Сейчас на нас, принявших книги Учения,
лежит страшная ответственность. Никто из нас не может отговориться, что он
чего-то не знал, ибо все было открыто именно ему. Люди, вдумчивые и читающие
книги Учения, удивляются, что столько выдано из того, что было раньше сокрытого,
и объясняют это именно грозностью наступающего и, вернее, наступившего уже
времени. Потому мы, предупрежденные, будем бережны с сокровищем полученным и не
оскверним его искаженным применением его в жизни, недостойными проявлениями
низшей природы нашей. (Ам. 4.10.34)
Сказано, что “человек может явиться взрывателем планеты”. Можно ли сильнее
указать на эту основную зависимость и страшную ответственность человека перед
всем строительством в Космосе? Так что никакого невольного участия в
человеческих и планетных судьбах не может быть. Все мы ответственны за каждую
мысль, за каждое слово и действие перед всем Космосом. Закон Кармы непреложен.
Именно эту ответственность малодушные сознания не хотят признать. (Ам. 10.10.34)
Везде говорится о Мече Духа и о высшей Справедливости. Только малодушие может
видеть справедливость в попустительстве и допущении попрания темными всего
светлого. Много параграфов в Учении, указывающих на действенное сопротивление
злу. Приведу § 102 во второй части “Мира Огненного”: “Если, входя в дом, на
столе хозяина заметите ехидну, что сделаете? Будете ли размышлять, пока змея
уничтожит вашего друга, или немедленно решитесь уничтожить ее? Мы говорим:
спасите близкого от зла. Не затуманивайте голову вашу смущением, но действуйте
во благо. Нельзя положить на весы ехидну и человека. Нельзя уравнять сознание
низшее с храмом сознания. Если мы перестаем различать, то где же будет наша
ответственность перед Миром? Не герой, кто спасет змею, чтобы потерять друга. Не
герой, кто уклоняется от долга, подыскивая слова извинения. Не герой, кто не
понимает, где большее и где меньшее. Не герой, кто потерял мерило сердца. Вождь
знает мерило сердца и решение огненное”. В этом параграфе весь ответ на его
недоумение. Нельзя приравнять малое сознание злобных людишек к великому
всеобъемлещему сознанию Гуру. (Ам. 22.10.34)
Пресекая путь, человек принимает на себя тяжкую ответственность. Нельзя
оправдываться отчаянием. Ведь этот мрачный призрак зарождается от собственного
слабоволия. Вселившийся призрак в духе действительно повреждает его здоровье.
Призрак не имеет ничего общего с действительностью. Если люди проследят истинные
причины отчаяния, то можно поразиться ничтожностью таких причин. (Ам. 16.11.36)
Не ужасаться должны мы, но мужественно осознать все опасности и всю
ответственность земного существования, от кот[орых] нет освобождения иначе как
путем расширения сознания, распознавания и совершенствования всего существа
нашего. Путь Архата труден, но он заповедан всем, кто ищет Знания Высшего и Чье
Сердце горит пламенем самоотверженного Служения Общему Благу. (Ам. 25.7.48)
Руководить людьми очень трудно и ответственно. Пусть первым правилом будет как
можно меньше насиловать их волю, их сознание. Пусть подходят своим путем. Ошибки
вначале неизбежны, но, главное, не запугивайте никакими трудностями, но и не
являйте головокружительных подъемов и достижений. Открывайте окна в просторы
беспредельные. Но пусть запасаются надежными крыльями и не повторяют пример
Икара. (Ам. 22.9.50)
Вдумайтесь во все, что было Дано. Поймите глубже, что значит иметь Луч В[еликого]
Вл[адыки]? Какое огромное преимущество это дает Вам для ускоренного развития, но
не забудьте и ответственность, принятую Вами за несение этого преимущества.
Ответственность эта — в полном соответствии с преимуществом, и потому ни на
минуту не забывайте о ней. Итак, нет места ни унынию, ни сомнению, но лишь
мужественное предстояние перед Ликом В[еликого] Вл[адыки]. Могут быть трудные
переходы и испытания, но при мужестве и терпении они все рассеиваются, как
туман, стелющийся у подножия горы. Вершина горы всегда чует луч солнца, так и
Вы, имея Луч Вл[адыки], стойте, как гора нерушимая. Имеете Луч Общения — сумейте
сделать его постоянным, научитесь слышать его! (Ам. 16.9.51)
Очень хороши темы Вашего реферата. Да, нужно всячески внедрять в сознание
неотделимость жизни человека от всего, окружающего его, и, следовательно,
великую ответственность нашу перед всем мирозданием. Истинно, сердце радуется
Вашим трудам. Сердце шлет всю признательность за все, приносимое на пользу
Великого Плана Света и Просвещения. (Евр. 2.10.36)
Философ (Анаксагор) говорил, чтобы устыдить сограждан: “Вы должны чувствовать,
что Земля является как бы средоточием Вселенной, тогда Вы осознаете весь долг и
всю ответственность, лежащие на человеке”. (Евр. 24.5.38)
“Человек носит в себе мерило сущности своих деяний. Невозможно рассказать, как и
когда настанет решительный час, но в сердце нашем мы знаем, когда исполняется
срок. Только мудрость и мужество помогают понять всю ответственность на пользу
всего человечества”. (Евр. 9.11.38)
Так, изучая мастерство, не забудем о ремесле добра. Оно требует всей
ответственности и осознания смысла жизни. Поистине, труднейшее мастерство, но
оно ускоряет путь. Ваятель может испортить глыбу мрамора, но сколько сердец
может разбить неумелый добротворец! Лишь много прилежания может сделать ваятеля
искусным. Также и глубокое размышление может усовершенствовать добротворчество.
(4.1.39)
“Спросят — неужели несправедливость, совершенная в отношении одного человека,
может отразиться на целой стране? Может, тем более, что многие воплощаются в
ОДНОМ народе. Все такие обстоятельства увеличивают ответственность
человечества. Телесные особенности передаются на многие поколения, тем
печальнее, что люди не думают, что могут передаваться все кармические признаки”.
(Евр. 24.2.39)
Каждый человек каждый день произносит приговоры. Он берет на себя
ответственность бросить в пространство стрелу лжи, ибо обычно он судит условно и
часто невежественно. К тому же человек преисполнен пристрастия и даже испытывает
злорадство, посылая отраву. Много физических ядов, но еще больше психических.
(Евр. 8.2.40)
Чтобы снести всю тяготу страшной ответственности и нагромождающихся трудностей,
я каждый день утверждаю себя в радости и готовности к самому трудному. Ведь
красота именно в самоотверженности. И никогда Мир не нуждался еще так в
подвижниках и героях, как сейчас, в дни грозного Армагеддона. (Евр. 22.7.35)
Пусть наша планета не будет каким-то обособленным миром, но лишь одной
из остановок на великом пути в Беспредельность. Нужно, как можно раньше,
осознать свое место в Беспредельности и свою зависимость от всей совокупности
жизни Космоса. Помните, в Учении сказано: “Падение пера из крыла птички
производит гром на дальних мирах”. Следует как можно глубже вникать в
эту страшную зависимость нашу и во взаимоотношения всего сущего. Отсюда должно
родиться чувство великой ответственности за каждую мысль, слово и действие.
Причина и следствие действуют непрестанно и в бесконечности.
Новый Мир грядет в осознании человеческого достоинства, в суровом понимании
долга и ответственности каждого перед человечеством и всем Космосом.
Сотрудничество всегда и во всем станет указом Дня. (Евр. 11.10.35)
Так все мы виноваты за себя и за всех, и отделить себя от всего человечества и
от Космоса мы не можем. Истинно, Космос в нас и мы в нем. Но лишь осознание
этого единства дает нам возможность приобщиться к полноте такого существования.
Основные вопросы смысла нашего существования давно решены, но люди не хотят их
принять, ибо никто не хочет нести ОТВЕТСТВЕННОСТИ за каждую мысль свою, за
каждое слово и поступок. Так приходим мы сюда, на Землю, пока не выполним
принятой на себя ответственности — усовершенствованием себя усовершенствовать и
Землю и все окружающие ее сферы. Окончив совершенствование земное, перейдем на
дальние миры, на следующую ступень продвижения по лестнице беспредельного
совершенствования, в алмазном сиянии многогранной Красоты. (Евр. 17.10.35)
Ничтожная карма и принесет ничтожные возможности. Карма великой ответственности
хотя и тягостна, но именно она приносит и великие достижения в будущем. Потому
люди не должны избегать действий и ответственности, но лишь думать при этом об
усовершенствовании своих побуждений и качеств. (Евр. 15.4.36)
Конечно, каждый человек несет ответственность не только за себя, но и за других,
ибо он творец целого мира, в полном значении этого слова. Все возможности в нем
самом. Из всех тварей лишь он один одарен сознательной свободной волей. Единое
выражение этой свободы есть свобода выбора, и выбор этот делает из него Бога или
Дьявола. (Евр. 23.7.36)
«Что подразумевается под ответственным поручением, отказ от которого особенно
отягощает Карму?..» Видов таких отказов не мало. Самое частое явление, когда
человек, приблизившийся к Учению, обратился к Великим Учителям, прося о
допущении его до строительства нового мира, а затем через некоторое время
почему-то разочаровывается и отходит. Но есть другие, особенно прискорбные, это
когда дух очень продвинутых учеников, на протяжении многих лет готовившийся к
выполнению определенного действия или поручения, вдруг начинает сожалеть о
принятом на себя обязательстве и о потраченных на это годах. Это и называется
отказом от поручения, ибо сожалеющий не может успешно выполнить возложенное на
него. Сожаление тушит огонь, лежащий в основе каждого успеха. Такое сожаление
граничит уже с предательством и, конечно, очень отяжеляет карму. (Евр. 17.5.37)
«Если миры на испытании, то и каждая частица их испытывается. Можно предвидеть,
что кто-то ужаснется от такого положения. Но лишь недомыслие может
препятствовать приветствовать закон эволюции. При расширении сознания можно
полюбить такое непрестанное движение. Неужели лучше пребывать в несменной
темнице ошибок и заблуждений? Напротив, много радостнее чуять постоянное
испытание, которое порождает чувство ответственности. При каждом сотрудничестве
на пути к Братству ответственность будет основою продвижения».
Но многие ли понимают, что есть ответственность? Самую священную ответственность
они часто готовы рассматривать как величайшее насилие над их свободою.(Евр.
19.7.37)
Но пока человечество не осознает своего места и назначения в Космосе, пока не
будут приняты закон перевоплощения, закон кармы и усвоена обоюдная зависимость
всего сущего и соответственная великая ответственность человека; пока не будут
осознаны миры надземные и воспринята Иерархия Света; пока мысль не получит
признания, как главный двигатель, и духовный синтез не займет первенствующего
значения в жизни государства, до тех пор не будут осуществлены мир, свобода и
счастье человека, и великое служение общему благу останется в пределах
отвлеченности. Но не возопиет дух человека и не обратит взора к Высшему
Водительству, не пройдя через все ужасы бедствий и катаклизм, вызванных его же
безумием. Именно, в этом безумии страшного разъединения и нетерпимости, и отказа
от принятия новых высших энергий, направляющих весь мир к дальнейшим ступеням
эволюции, и следует искать космическую причину и смысл всех потрясений,
периодически посещающих нашу злосчастную планету. (Евр. 31.7.37)
Представим себе, что человек, несущий ответственность за судьбу целой страны и
народа (правитель или главнокомандующий), бросается спасать человека (часто
недостойного) и при этом сам погибает. Будет ли такой поступок соизмерим или
целесообразен? Можно ли положить на весы судьбу всей страны против жизни одного
человека или даже многих? Но, конечно, сентиментальность, которая сама никогда
не пожертвует собою, первая будет кричать, что во всех случаях человек, не
рассуждая, должен жертвовать собою.
Вспоминается рассказанный мне случай. В одной американской школе учитель
предложил на обсуждение следующую тему: Один фабрикант и большой благотворитель
шел по дороге, впереди него, заплетаясь ногами, передвигался пьяный нищий, из-за
поворота неожиданно вывернулся автомобиль и смял пьяницу. Вопрос заключался в
том — должен ли был фабрикант броситься спасать нищего и рисковать при этом
жизнью или же он был прав, воздержавшись от возможности самоубийства?
Учитель-американец утверждал, что фабрикант, несший на себе ответственность за
существование множества рабочих, поступил правильно, охранив свою жизнь. Но в
обществе поднялась буря негодования и утверждалось, что человек не должен
рассуждать, но обязан жертвовать собою ради ближнего (при этом забывая, что сами
они ежедневно распинают всячески своего ближнего). Но, конечно, подобные
сознания еще не вышли из приготовительного класса и не могут понять, что каждая
жертва должна быть осмыслена, иначе кроме зла ничего не получится. Часто так
называемые добрые поступки с более высокого плана являются несправедливостью.
Даже мудрость народа говорит: «Иная доброта хуже воровства». Разве не случается,
что в неведении нашем мы часто готовы облагодетельствовать дурных людей за счет
более достойных? Разве не лучшие просветительные дела подвергаются насмешкам и
поношениям? Разве не лучшие деяния изгоняются людьми? Но эти же люди будут
умиляться над спасенным пьяницей, забывая, что часто цена, заплаченная за это,
облагодетельствовала бы целую страну или даже страны.
Потому скажем, человек должен везде, где может, помогать своему ближнему, но
рисковать своею жизнью он может в том случае, если он не несет большой
ответственности. Было бы великой несоизмеримостью и тяжкой утратой для всего
человечества, если бы люди, несущие благо всему человечеству, безрассудно
рисковали своею жизнью. Но если мы будем говорить массам, то мы должны сказать,
что человек всегда и во всем должен спешить на помощь своему ближнему. Истинно,
герой тот, кто рискует жизнью ради спасения своего ближнего. Но риски и жертвы
эти бывают различны. И сколь велика жертва врача или ученого исследователя,
самоотверженно работающего над страшными разрушительными веществами для того,
чтобы найти облегчающее средство от губительных заболеваний, но об этих
сознательных мучениках и благодетелях человечества редко когда вспоминают.
Так Великий Учитель говорит — «что каждый, вступивший на путь служения, рано или
поздно должен запечатлеть такое служение Свету личным подвигом. Не может быть
понято такое служение, если не осознана целесообразность. Но такое понятие может
быть воспринято, если дух знает свое назначение. Мужество и мудрость происходят
из одного понятия блага. Человек носит в себе мерило сущности своих деяний.
Невозможно рассказать, как и когда настанет решительный час, но в сердце нашем
мы знаем, когда исполняется срок. Так мудрость и мужество помогают понять всю
ответственность на пользу всего человечества». (Евр. 8.3.38)
Никакие губительные революции, никакие эксцессы невозможны там, где народ
осознал свое назначение в мироздании, свою ответственность и ясно видит смысл
своего жизненного подвига. Только расширенный кругозор может исключить не только
саморазрушительный застой, но и всякий фанатизм, будь то религиозный или
революционный, и укажет планомерный путь эволюции. (Евр. 5.4.38)
Ответственность прикоснувшихся к Свету велика и уйти от нее некуда. Потому
следует понять, что мы сами должны решить, можем ли мы подняться духом или же
есть опасность для нас, что по слабости духовной мы отступим и тем сами осудим
себя. Зачем пополнять собою легион Иуды, он и без того разросся до чудовищных
размеров. (Евр. 7.5.38)
Хотелось бы продвинуть немного мышление людей в направлении осознания
величественного и беспредельного Принципа всего сущего и в понимании своей
ответственности, как носителей этого Принципа. Люди читают в своих священных
писаниях и говорят о Несказуемости и Непостижимости, и Незримости Бога и, в то
же время, наделяют эту Непостижимость всеми антропоморфическими качествами,
чувствами и действиями!
Именно, если бы люди отдавали себе отчет о значении общинного начала, то при
заключении брака они проявляли бы больше здравого смысла. Они поняли бы, какую
ответственность принимают на себя за сочетание часто несоединимых элементов.
(Евр. 10.9.38)
...Потрясающе наблюдать, с каким легкомыслием люди подходят к Учению, требующему
от них самого серьезного, самого углубленного отношения ко всем жизненным
вопросам при осознании своей полной ответственности не только за каждое
действие, но и за каждую мысль. Живая Этика, выдвигая, прежде всего,
нравственные устои, требует и полного осознания ответственности, исполнения
долга и всех принятых на себя обязательств и честности во всем и ко всем. Каждая
ложь, каждый обман, каждое лицемерие сурово осуждается. Человек, вступивший на
путь Учения Живой Этики, должен отдавать себе отчет во всех своих поступках и
должен знать, что нарушение им нравственных основ повлечет за собою усугубленные
для него последствия, ибо он не может уже сказать, что он поступал в неведении.
(Евр. 1939)