Выписки из Агни Йоги и Граней Агни Йоги
Оз.ч.2.V.10. Уже знаете, как астральные тела имеют и объем, и вес и уносят на
себе многие особенности земной жизни.
Относительность земных знаний известна.
Конечно, не малую долю относительности уносят с собою астральные тела, но,
освобождаясь от земной оболочки, получают творчество духа.
Но можете представить себе, как отражается относительность знаний на этих
построениях.
Не будем перечислять последствий чада земной кухни, но важнее понять, как можно
уменьшить последствия относительности. Ее можно уменьшить истинной правдивостью,
но правдивость можно осознать лишь духовностью; потому пробуждение духовности
является космическим условием.
Б1.17. Права Урусвати, говоря о Начале Едином. Именно в этом заключается ядро
эволюции. Это высшее познание Архата на Земле. Когда человечество осознает
великое Единство между частицами и Беспредельностью и взаимоотношение между
Светом и мраком, тогда можно сказать про путь "Пустынного Льва". Возложено так
много на Космические Огни, но от признания их отрекаются. Там, где люди признают
границы двух Начал, там Архат видит одно Великое Начало.
Истину относительности приняли в математике, и оказались все прежние вычисления
негодными. Та же относительность существует в мире эволюции. Те же понятия Света
и мрака, счастья и несчастья, труда и покоя следуют по тому же закону
относительности. Когда говорим о прогрессировании мышления, предусматриваем
необходимость этой относительности. Именно прекрасно понятие ступеней
восхождения. Дух сознает, что восхождение есть та страница мудрости, на которой
начертаны вся сила Космоса и явление движения. Прогрессирования не утвердить на
низшей точке Великого Начала. Храмы, оповещенные в Атлантиде, знали этот Великий
Принцип!
Б1.98. Даже планетная жизнь может выражать таинство прекрасное, когда
продвижение приблизится к пониманию самого высшего принципа гармонии. Когда
жизнь на планете озаряется красотою, тогда психожизнь всего Бытия наполняется
красотою беспредельной. Прекрасное, беспредельное существование на дальних мирах
обусловлено достижением прекрасного. Принцип относительности может указать,
насколько достижения Высших Сфер разнятся от планетного существования.
Б1.295. В человечестве живет несоизмеримое понятие реальности космической, также
понятие пустоты. Как может реальность относиться к поверхности только? Когда
явление боли вызывает судороги, то как же отрицать причину, вызвавшую эту боль?
Как же не усмотреть реальность в утверждении всех проявлений? Сферы реальности
нужно понять, как сущее Космоса. Ведь нельзя строить законы на несуществующем.
Ведь нужно принять в Беспредельности ту относительность, которая создает наши
понятия! Так сомкнем круг жизни вне понятия пустоты. Так реальность напрягает
каждый миг нашего Бытия!
Б1.316. Назначение человека на планете мало понимается. Явление космического
существа, конечно, должно иметь предопределение, но человечество так слепо
устремлено к своему узкому горизонту, что не может прозреть свое космическое
назначение. Творчество Космоса дает назначение даже самому малому червю. Все в
Космосе творит с назначением, и так же, как явлена относительность человека к
низшим существам, так же существует относительность Высших Сфер. Творчество
Космического Магнита предопределяет каждое действие и роль, которую суждено
сыграть существам. Потому сферы человеческие назначаются для сотрудничества.
Великий Разум напрягает все космические сферы, потому назначение человека имеет,
как основание, сотрудничество и красоту Беспредельности!
Б2.425. Можно сказать, что Космос находится в вечной огненной трансмутации.
Закон и движение устанавливаются взаимопритяжением. Каждая энергия,
притягивающаяся к устремленному зерну, дает следствие. Эти следствия окутывают
всю планету. Конечно, открытие закона электричества связано с Пространственным
Огнем. Конечно, все блуждающие явления космических рекордов касаются людских
пониманий. Знание настолько относительно, что человечество должно обнять
космическое понимание мировым глазом.
И.52. Каждое действие может быть измерено лишь относительно Иерархии и
Беспредельности. Так эти понятия для нас будут знаками, ведущими реальность. Так
научите малых сперва помыслить о Беспредельности, помня к тому же, что никто не
должен считать себя ничтожной песчинкой, как обычно поступает лицемер. Наша
величина обеспечена огромною ответственностью. Не ошибемся, прилагая по
ответственности.
И.297. Нужно понять, что в основании эволюции лежит усовершенствование, оно
призывает к упрощению и к непосредственному общению с высшими мирами. Можно
видеть, как пранаяма и прочие искусственные приемы разных Йог могут быть
заменены простым огненным сердцем. Конечно, эта простота относительна, к ней
ведет пылающий огненный путь. Но зато она вносит в жизнь именно то, что было
отринуто, как отвлеченность и небывальщина. Считаю, каждое устремление к пути
познания нужно скорейше приводить в исполнение.
С.245. Относительность и несовершенство будут отличительными явлениями каждой
жизни, но они именно открывают дверь в будущее. Люди, которые являют препятствие
себе в том, что они несовершенны, тем самым показывают свою законченность, иначе
говоря, свою негодность. Законченность невозможна в процессе движения. Только
совершенствование среди огненных вихрей утверждает истинный путь.
МО1.312. Когда люди начинают взлетать в слои высшие и погружаться в пещеры
подземные, можно ожидать синтетических заключений. Не пренебрегайте наблюдениями
над следствиями низших слоев атмосферы. Именно нужно принять во внимание всю
относительность, которая может лишь обогатить выводы. Нужно, чтобы среди всей
относительности мы могли находить приложение даже полусожженным шлакам.
МО1.322. Вся зримость Тонкого Мира относительна, по развитию сознания. Можно
восхищаться Светом, но можно очутиться в тумане. Можно волей строить прекрасные
созидания, но можно остаться на грудах мусора. Можно сразу усвоить язык духа, но
можно пробыть глухим и немым. Каждому по делам его. Каждый сознает по сознанию.
Мир Тонкий очень справедливое состояние. Можно убеждаться, как даже простое
сознание, но просветленное любовью, преуспевает.
МО1.433. Можно бы согласиться с путем скептицизма, если бы из него хоть
что-нибудь выходило. Обычно он выедает творящее начало. Нужен неутомимый дух,
чтобы двигаться в постоянном расширении. Только такое расширение и вмещение
дадут настоящее смирение ко всему ненужному, которое познается относительностью.
МО1.505. Страх может быть искоренен мерами сопоставления. Приведите ужас явления
страшных зверей человеку, угрожаемому пожаром, он скажет – от зверей увернусь,
но как выйти из пожара? Так нагромождайте возможности страха, и одна перед
другой они отпадут как сухие листья. Так же нужно призвать всю относительность,
чтобы привыкать к беспредельности Огненного Мира. Притяжение к земной коре
создает иллюзию безопасности, тем можно объяснить притяжение людей к миру
земному. Совершенно верно, что нужно познать здесь многие чувства и составить
основу восприятия, чтобы тем легче ступать по волнам огненным. Потому так ценна
не земная специальность, но качество восприятия и вмещения.
МО2.109. Относительность возрастает в Беспредельности, тот же закон и для
знания. Никто в мирах не может успокоиться на знании. Каждое приобретение
увеличивает в прогрессии сознание незнания. Малодушные могут испугаться перед
беспредельностью знания, но мы уже знаем неизбежность этого закона и трудимся
каждодневно, чтобы радоваться беспредельности.
МО2.219. Очень часто происходили недоразумения вследствие относительности
определительного, измененного веками. Самые древние записи испытывали многие
изменения, проходя через руки инородных переводчиков. Об этом достаточно
известно, но все-таки не принимается достаточно во внимание. Для получения
полного значения нужно обратиться к тому же Источнику Иерархии. Если переводчик
и толкователь будет в общении с Иерархией, то его относительность будет
поправлена во время. Невозможно грязными руками касаться священных Заветов.
МО2.330. Сказано – наука Светил точна, пока Светила существуют. Но и здесь не
забудем относительность. Можно представить, что кроме химизма лучей самого
Светила нужно понять насколько атмосфера вибрирует на прохождение небесных тел и
волн космической пыли. Потому астролог должен быть и астрофизиком, и астрономом.
Кроме того, он должен чувствовать земные условия, противодействующие лучам
Светил. Только при соблюдении этих условий выводы его освободятся от ошибок.
МО3.438. Ступень развития Высшего создается, когда ученик начинает ценить каждую
струну надземную. Но, улетая в Надземное, ученик не покидает Землю. Такое
совмещение называется костром правильным. Пламя его возносится неискривленно. Но
немногие могут поднять такую тяготу. Как летать, не отрываясь от Земли? Не
значит ли это, что нужно возносить за собою всю Землю? Но как понять такую
невозможность? Когда относительна огненная основа всего Сущего, тогда нет ни
тяготы, ни тяжести. Умножая мысли о Мире Огненном, можно подымать тяжести. Нужно
лишь помнить закон соизмеримости.
Бр.46. Все относительно, но нельзя сравнивать гармонию Вселенной с человеческой
свободной волей.
Бр.54. Но прекрасен круг доброжелательства, он, как щит светлый! Он может
расширяться и углубляться в гармонии движения. Поучительно убеждаться на
исследовании всеначальной энергии, насколько дано человеку различать
положительные и отрицательные свойства. Уже много твердили людям об
относительности добра и зла. Но имеется основной импульс, который не введет в
заблуждение – начертания психической энергии нельзя подделать, они покажут
сущность вещей
Бр.115. Можно ошибиться, полагая, что люди в большинстве умеют читать книги.
Такое умение нужно воспитывать. Люди, если принимают книгу, то это не значит,
что они умеют прочесть ее. Можно видеть, как относительно толкуют прочитанное и
как далеко понимание мысли писателя. Утверждаю, что книги мало воспринимаются,
но явление всеначальной энергии может быть отличным путеводителем.
Бр.219. Стремящемуся к практическому оккультизму скажем – пусть помыслит о
воплощениях, относительно тайны рождения и смены бытия. Невозможно пройти мимо
великих значений. Такие уявления на глазах всех могут дать мысль о сущности
бытия.
Бр.598. Не будем затемнять светлое понятие тем, что иногда оно произносилось
наряду с непонятыми понятиями свободы и равенства. Каждый понимает
относительность этих двух понятий, но Братство, основанное на сердечном
чувствознании, будет безусловным. Так можно смотреть на Братство, как на
реальность.
Н.48. Относительность суждения особенно ярко выражается в суждении о тонких
энергиях. Невозможно установить одно число лепестков лотосов. Кроме того, каждый
лепесток будет отличаться от другого. Не будем ограничивать многообразность
строения мира. Самые неожиданные разрастания ткани и разветвления нервов дают
неожиданное богатство организму. Каждое наблюдение ценно, но будем очень
осторожны с обобщением.
Мы успели изучить многое, но именно познавание научило осторожности в выражении.
Также каждый неофит спешит прокричать услышанное им, не заботясь о последствиях,
но с познанием приходит и соизмеримость.
Н.130. Конечно, в отношении земных условий Мы достаточно защищены знанием, но
все относительно, и когда мысль устремляется в Беспредельность, то и меры
находятся иные.
Н.336. Менее всего поняты – относительность и противоположение. Но отношения
земные так сложны, что неумытый человек кажется чистым сравнительно с
трубочистом. Не устанем твердить, что Армагеддон сказывается и во множестве
нахлынувших лжеглашатаев. Они появляются во всех странах. Они могут утверждать
то, что толпа хочет. Не будем уточнять такие жизненные гримасы, но, поистине,
они могут печалить.
Н.517. Урусвати знает, что спокойствие есть понятие относительное. Мы указываем
о необходимости хранить спокойствие, но знаем, что даже при добром желании оно
может быть достигнуто лишь до известной степени. Тем не менее, если человек
будет себе твердить о спокойствии, он хотя бы немного достигнет его.
Н.557. Урусвати знает, что тонкое тело питается добрыми деяниями. Многие примут
это за парадокс или за нелепость. Для них тонкое тело не существует, а понятие
добрых деяний весьма относительно. Но, на самом деле, тонкое тело крепнет от
всего возвышенного, потому добрые мысли и деяния так полезны.
Н.719. Урусвати знает, что человек в земном состоянии не может оценить качество
своих действий. Нередко кажущиеся самые лучшие поступки затем меняются
своекорыстием, а самые самоотверженные забываются в пыли обихода.
Утверждаю, что побудительные причины лежат в глубине сознания. Даже возвышенные
духи не могут распознать причин действия. Конечно, в тонком теле такое
распознание облегчено, но и то относительно.
Не нужно думать, что отсутствие истинной оценки – бедствие. К чему погружаться в
рассудочную оценку, когда человеку дано творить добро? В каждом действии добра
будет польза. Чем больше добра, тем больше накоплений полезных. Не следует
допускать рассудок в области, где должно царить сердце. Рассудок может
своекорыстно оправдать там, где сердце почует неправду.
1.105. Много хороших, но никчемных людей коптят землю и небо. Не они соль земли.
У Нас хорошесть человека расценивается иначе. Пусть будет он даже плох, но
полезен для эволюции – вот Наш критерий хорошести. Плохость и хорошесть
относительны. И надо, чтобы дух восходил независимо от того, плох человек или
хорош.
1.141. Бессмысленно время земное хотя бы на Марсе. Даже понятия верха и низа
относительны в противоположных точках земли. Все земные понятия и представления
относительны. Но абсолютна в основе своей сфера вечной Космической Мысли.
Утверждаем Мир Огненный, вечный, ибо земной относительности лишен. Так же
безотносительны и великие космические законы. Вот почему Говорим об Основах, на
которых покоится Мир. Непоколебимы Основы, хотя и течет в океан вечности поток
жизненно проявленных форм, вечно изменяясь и эволюционируя в стремлении своем к
совершенству. Вечное во времени усматривает коснувшийся беспредельности ум,
собирая жатву бессмертия. Конечность земная и ограниченность плотного мира – не
в мире, который вокруг, но в уме человека, в сознании его, принявшем за
реальность относительность мира земного. Стены, ограничивающие сознание, надо
разрушить, прежде чем оно сможет выйти на просторы Космического Океана.
1.332. Много надуманных и условных вещей доставляют людям сомнительные радости,
только потому, что они решили, что это действительно так. Все это условно и все
это относительно. Сознательное утверждение чистых источников радости приведет к
овладению этим чувством и приблизит к ощущению космической радости, радости
сверхличной, радости духа, поднявшегося над малыми и неверными радостями земли.
2.196. Плотность и разреженность материи и ее комбинаций определяет
пространственные взаимоотношения тел. Обычных расстояний там нет. Есть верх и
низ, но явление это столь же относительно, как относительно оно и в мировом
пространстве. Верхом можно считать разреженность и светоносность явлений, низом
– их плотность. Свет – это верх, тьма – это низ. Но понимается это не в обычном
земном смысле. Поэтому чудовищные расстояния, проходимые в Космосе лучами
когда-то существовавших и умерших планет, быть может, недоступных регистрации их
земными телескопами, в Мире Надземном теряют свою пространственную растяжимость,
ибо там все существует ныне и здесь, то есть там, где находится фиксирующее их
сознание. Поэтому свитки Акаши доступны тому, чье сознание устремляется к ним.
2.199. Пространство – это великое лоно, вмещающее все, что было, что есть и что
будет. Пространство существует, но время и расстояние – явления яро
относительные. Для ног расстояние – это одно, для реактивного самолета – другое,
для космического корабля – третье, для радиоволн – четвертое, для токов
магнитных – пятое, для луча света – шестое, и, наконец, для мысли – седьмое.
Быстрота движения мысли в пространстве – уже вне измерений. Дух вне измерений. И
как бы ни были удалены в пространстве свитки Акаши, хотя бы вашей планеты, для
мысли они преодолимы, ибо мысль пространственных расстояний не знает.
2.319. Поэтому одиночество – понятие весьма относительное. Оно невыносимо для
тех, кто глух и слеп внутренне, но для прозревших заменяется оно яркой и
напряженной жизнью в сферах Надземного Мира. Это и будет тем явлением, когда
говорится, что человек живым взят на Небо.
2.374. Всё непонимание, все противоречия, вся терминология, споры, невежество –
все это остается неотъемлемым достоянием людей, не могущих вместить явления
чудовищной относительности всех своих знаний, доступных уму человека на
настоящей ступени его эволюционного развития. Необходимо понять, что пределов
познания мира и законов его не существует, что в Беспредельности живет человек,
что даже материя в выражении тончайших своих проявлений тоже беспредельна и
познана до конца во всем объеме своем и всех выявлениях своих быть не может.
2.411. Словом, сказать, что человек или наука знает все – значит утверждать то,
чего нет и быть никогда не может. Понимание этого утверждения указует на
относительность всех человеческих знаний и открывает путь к беспредельному
познаванию и мира и человека.
2.544. Можно ли считать, что то, что знает человек о мире на данной ступени
развития, – непреложно, безошибочно и всесторонне? Нет! Нет такого знания у
человека. Все относительно, все неполно, все подлежит расширению и углублению.
Но среди этих нагромождений относительного знания даются людям основы знания
безотносительного, например: закон биполярности вещи единой, закон ритма или
пульсации жизни во всем, явление манвантар и пралайи, цикличность космической
жизни явления сущего и так далее. Это те рамки, те законы, в пределах которых
развивается жизнь и которых не может покрыть относительность прочих явлений.
Так, среди относительности знаний обычных и обычного представления о мире, людям
даны основы знания непреложного, которое и называем Основами. Понятие о них то
утрачивается человечеством, то обретается снова. Периоды упадка истинных знаний
сопровождаются периодами его расцвета. Но каждая новая ступень эволюции их
расширяет и их углубляет, приближая человека все к более и более совершенному
познаванию действительно сущего. Утверждение основ есть утверждение несомненного
Учения Жизни, единое от начала времен, но даваемое в форме доступной и созвучной
историческому моменту Земли, дает снова и снова эти незыблемые основы
Космического Знания в аспекте, соответствующем ступени развития, достигнутой
человечеством в этот момент.
3.372. Совершенных же нет на Земле, и делать им на планете нечего. Все борются,
все идут и восходят, преодолевая в себе то, через что проходили когда-то.
Достижения низших ступеней становятся недостатками на более высоких и подлежат
преодолению. Относительно все, безусловна лишь любовь и преданность Владыке и
устремление к Свету Его через все, что мешает этому движению к Свету.
3.408. Когда едете, скажем, в поезде или трамвае или авто, то всегда
представляете себя в определенном месте, через которое проезжаете. Но можно,
закрыв глаза, с равным успехом представить себя едущим в направлении, совершенно
противоположном, или в начале пути, или в конце его, или в другом городе, или за
тысячи километров. Все эти представления очень относительны и преодолеваются
волей и воображением. Слишком уж приковано сознание, а вместе с ним и мысль, к
телу и положению, которое оно занимает.
3.436. Относительно все. В вечности настоящее и будущее и человеческое измерение
времени теряют свое самодовлеющее значение, но понятие Ныне включает в себя все,
равно как и Беспредельность. Конечно, жизнь непрерывна. Планета исчезает, чтобы
возродиться вновь в новой форме, на уровне высшем, так что даже утверждение о
законченности космического узора жизни планеты будет относительным и неполным.
3.615. Относительность принята в математике, но не принята в жизни, хотя в
проявленном мире относительно все. Когда слишком уж тяжко, можно применить меру
относительности, представив себе положение еще более тяжелое. И тогда слишком
тяжелое умерится более тяжелым. Если холодно в доме и согреться нельзя и это
причиняет страдание, то можно представить себе, каково замерзающему в буране.
Так, усилив в своем воображении то, что причиняет страдание, во много раз и
зная, что люди выдерживали даже и это и не теряли себя, можно умерить остроту
проживаемого момента.
4.85. Все определения тонкого состояния яро условны и относительны, так как
всегда по сознанию того, кто их определяет. Только Адепт может дать
характеристику внеличного свойства.
4.247. Теория относительности сдвинула с места окаменевшие в веках понятия
времени и пространства. Углубление пойдет дальше. Изучение свойств всякой
материи, до светящейся и выше включительно, подтвердит, что в этой области
человечество и его наука делают только первые робкие шаги. То, что раньше было
известно только немногим, станет достоянием масс и войдет в их сознание, как
вошли явления магнетизма, электричества, атомной энергии и космических лучей.
4.283. Относительны понятия хорошего и плохого. Так, многое зависит от точек
зрения. Но несомненно одно, что для данного человека безусловно хорошо то, что
влечет его вверх, и нехорошо, что заставляет спускаться.
4.530. Регулирует ощущения мысль, направляемая волей. Состояние сознания
определяет характер ощущений. Первые христиане с восторгом на лице пели гимны в
моменты самых острых страданий и даже на огне. Загипнотизированный может есть
воображаемые фрукты и наслаждаться этим ощущением. Лабораторией для всех
ощущений является сам человек, но не внешние условия. Конечно, огонь жжет, и
раны причиняют боль, но в разгаре боя не ощущают порой даже серьезных ранений.
Все это Говорится к тому, чтобы осознать, насколько относительно все ощущаемое
человеком, ибо мерой вещей является сам человек.
4.535. Относительность времени признается наукой, особенно в сфере космических
вычислений. Все такие понятия, как день, месяц, год, относительны и условны и
действительности собой не являют. Также понятия верха и низа, здесь и там,
далеко или близко. Все слова человеческого языка относительны тоже. И все они
связаны с земным рассудком и личностью человека. Был и есть один священный язык.
Он вневременен, и он выражает понятия космические и вечные. К нему близок язык
математических символов. …В высшем понимании вся проявленная жизнь – это Майя, а
человек свидетель только, которому и снятся эти сны. Потому и Сказано было: «Мое
Царство», то есть Мир Мой, «не от мира сего». Теория относительности разрушает
незыблемые дотоле основы реальности «мира сего». А вычислительные машины уже
шагают впереди мозга, обгоняя его процессы. В этом призрачном мире реальна лишь
Лестница Иерархии и мышление Тех, Кто Пришел в этот мир не из мира сего.
5.454. Незнание не есть причина небытия того, что есть в действительности.
Отсюда бессмысленность отрицаний. Можно не знать, но отрицать еще не опознанное
невежественно и нелогично. Беспредельность нельзя заключить в рамки
человеческого ума на данной или какой бы то ни было ступени эволюции. Утверждать
свое всезнайство может только ограниченное сознание. Младенческий материализм
характерен именно этим убожеством мышления, соединенным с тупой самоуверенностью
и апломбом. Относительность человеческого знания необходимо понять, прежде чем
двинуться дальше. Осознание возможности беспредельного познавания будет первым
шагом к нему. Человек со всех сторон окружен тайнами, начиная с произрастания
зерна и кончая тайной каждого живого организма. Но ведь за видимым окружением
находится невидимое, тоже полное тайн. Но самая великая тайна – это сам человек.
С нее, с изучения человека и начинает мудрость свой путь.
7.39. Один страдает от небольшой боли, другой истязает себя и носит вериги или
власяницу. По этому можно судить, сколь относительны переживания человеческие и
насколько обуславливаются они состоянием сознания. Тот, кто понимает это и
владеет преходящими состояниями сознания, тот близок к освобождению от власти
кармы над его духом. Ощущения человеческие весьма относительны. Воин в бою,
будучи ранен, не только не ощущает боли, но даже не замечает ран. Часто,
выполнив ответственное поручение или передав важное донесение, он падает без
чувств от усталости или потери крови.
7.120. Мудрый предпочитает молчание, зная, насколько относительно всякое
суждение. То, о чем так часто и неистово спорят люди, не стоит того, чтобы его
оспаривать, ибо в основе своей неверно. Знающий больше молчит, нежели говорит.
Правильно сказано было, что «мысль изреченная есть ложь».
7.167. Когда огненная пентаграмма пылает всеми огнями, рассеивается окружающий
мрак, исчезают громоздившиеся, как горы, преграды, закрывшие горизонты Света, и
белые крылья вырастают у духа, и готов он ими взмахнуть. Это состояние подъема
явно указывает на то, насколько относительно все, касающееся условий земной
жизни. Все в духе, все зависит от духа, и все продолжается духом, и самое
непреодолимое может мгновенно исчезнуть, как дым, ибо и преодоление – в духе.
7.575. Оказавшись в тяжелых условиях, можно их облегчить, представив себе, что
кто-то находился или находится в еще более тяжких. Все относительно, и понимание
того, что те, кто вам особенно дорог, проходили очень трудной тропою жизни,
поможет и вам идти вашей. Все относительно и определяется по сравнению. Важно, с
чем сравнивать и как.
7.651. И каждая пройденная ступень оказывается ниже последующей. Этим
утверждается понятие относительности всех достижений и знаний. Лестница Света
поднимает дух в сферу возможностей беспредельного познавания.
8.22. Все общие рассуждения относительны. Все индивидуальные впечатления
различны у каждого духа. Все воспринимается через излучения собственной ауры и
окрашивается ею. Чем шире сознание, тем богаче и вернее восприятия. Нужен полный
отрыв от всего земного и полное освобождение от привычек земных и земных
притяжений, чтобы воспринимать более или менее верно.
8.119. Сколь же условны и относительны все человеческие реакции на внешние
воздействия, если одно и то же явление может вызывать в разных людях совершенно
противоположные чувства и даже – в одном и том же человеке, если оно
воздействует в различные периоды времени. В конце концов, все зависит от
воспринимающего сознания, от того угла, под которым рассматривает оно данное
явление. А если это так, то и ключ от характера реакции – в руках самого
человека.
8.128. Чтобы заметить и оценить все хорошее и положительное, имеющееся вокруг,
можно представить себе положение, во много раз худшее, в котором находятся
многие люди. …Все относительно, все условно и оценивается по сравнению. Зная
это, можно избежать многих неприятных переживаний, сетований, недовольств и
жалоб.
8.268. Мудрость начинается с понимания слов философа, который сказал: «Я знаю,
что не знаю ничего». Принимать то несовершенное представление о себе самом и
окружающем мире за истинное знание будет великим заблуждением. Ни одно
утверждение науки не является абсолютным. Относительность всего познавания
человечеством необходимо принять прежде, чем подойти к области Сокровенного
Знания.
9.226. Поразительна относительность всех представлений людских обо всем, их
неустойчивость и непрочность. Вот почему приходится все время говорить об
Основах и утверждать на них сознание.
9.424. Относительность человеческих представлений окружающего людей мира
поражающая. Все зависит от широты и ступени развития сознания. Обычно даже не
понимают, насколько могут разниться эти представления у двух рядом сидящих
землян. Чтобы хоть как-то разобраться в этом, необходима какая-то степень
самоотрешенности. Но все наполнены только собой и только своим. Где уж тут
думать об особенностях чужого сознания. Перефразируя известную поговорку, можно
сказать: «Сколько голов, столько и миров». Проникать в чужое сознание можно,
можно являть понимание, но требуется тонкий подход, который обуславливается
любовью, то есть сердцем. Любящее сердце прекрасно чувствует особенности и
своеобразие любимого человека. Сердце – ведун, сердцем легко проникнуть в
сознание другого человека. Познание разнообразия душ человеческих достигается
сердцем.
9.567. Реальность миров относительна. А разве мир плотный не по сознанию? Для
философа, поэта, композитора, художника, пьяницы, картежника, скряги,
карьериста, наркомана и садиста мир плотный воспринимается через линзу их
сознания, окрашенный всеми ее особенностями. Все миры – по сознанию. Мир Тонкий
еще более красочен, чем земной, и, воспринимая его, человек забывает о мире
земной очевидности. Действительным становится тот мир, в соответствующей
оболочке которого находится дух. Для огненного тела и духа, в нем пребывающего,
реален Мир Огненный. Синтетическое сознание Адепта объединяет в своем понимании
все три мира, и каждый из них в отдельности доступен ему. Могли бы они быть
доступными и некоторым уже достаточно развитым духам, если бы нашли они силы в
себе не слишком погружаться в земное.
10.391. Все так условно и так относительно. Не на явлении лежит печать его
свойства причинять страдания или радость, но на сознании, определяющем свое
отношение к тому или иному явлению и рассматривающем его под углом личного
ощущения печали или радости, которые ошибочно приписываются этому явлению, но не
человеку, его воспринимающему. Но рычаг в руках человека. Одно и то же явление
может радовать сегодня и огорчать завтра. Как часто юноше хочется выглядеть
солиднее и старше своих лет, а пожилому – моложе. Как часто, добившись
желаемого, не находит в нем человек ожидаемой радости и удовлетворения.
10.561. Будущее столь же реально, как и прошедшее, но ни того ни другого нет в
настоящем для земного сознания. Но огненное сознание может видеть в настоящем и
прошлое, и будущее. Понятие времени столь относительно, что даже наука вынуждена
принимать поправки на время. Пусть сердце будет открыто восприятию Космической
Истины и ум не омрачен звучанием текущего часа. Ибо все это временно, тогда как
вечная правда Сущего существует ныне в пространстве и будет существовать в нем
всегда.
10.579. Рефлекторные реакции на внешние воздействия идут привычным путем,
порождая и вызывая свои чувствования. Но волею можно характер этих реакций
изменять согласно своему желанию, и тогда рефлекторный процесс заменяется
сознательно волевым. То, что огорчало, можно сделать источником радости, а то,
что беспокоило, – спокойствия. Все чувствования относительны, и их характер
волею может быть изменен в корне. Обычные люди, чтобы изменить свое настроение,
прибегают к вину, наркотикам, курению и всяким другим способам. Но рычаги,
меняющие настроение, лежат в сознании человека. И главною действующей силой
будет воображение. Оно творит желаемую форму чувствования и утверждает ее во
внутреннем мире человека. Именно оно творит преображение мыслей и чувств.
11.597. Относительно все, и все зависит от состояния духа.
12.592. В тепле и в сытости может чувствовать себя человек очень несчастным, в
то время как другой, действительно несчастный, на его месте был бы счастливым.
Все относительно и условно. Если это понять и применить метод сравнения и
сопоставления с условиями, много более тяжкими и почти безвыходными, можно
выдержать достойно любое испытание.