Иллюзия
Выписки из Граней Агни Йоги
1.92. Не оторвавшись от земли, продолжают и в Надземном утопать в иллюзиях Майи,
завершая ее иллюзиями Девачана, но Девачан не являет собою действительности.
Обычный иллюзион, то есть кино, показывает, как падок человек на даже
искусственно создаваемые иллюзии. И знает, и понимает, но все же идет и плачет,
и переживает, смотря на экране на то, чего нет. Йог живет в мире
действительности, отвергая Майю во всех формах. Отсюда и иное отношение к жизни.
Отсюда ощущение беспредельности и касание высших Миров. На земле должно жить
земной жизнью, но нигде не указано, чтобы иллюзии ее принимать за
действительность. Как бы хороша ни была кинокартина или пьеса в театре, все же
помнит смотрящий, что это лишь только театр. Так же и в жизни обычно следует
помнить, что жизнь – это сцена земная и сутратма – актер. И следует помнить это
всегда, даже в условиях самых напряженных и ярых, ибо кончается все, любой кадр
из жизни во плоти. С этим сознанием и надо идти через жизнь, помня о жизни
надземной, к которой приуготовляется человек на земле, в условиях плотных,
отделяя действительно сущее от кажущегося на земле таковым.
1.161. «Жить в вечном» – значит жить в океане космической мысли, которая уже
существовала прежде начала времен. Но между сознанием человека и действительно
сущим стоит Майя, отвлекая сознание от единой реальности. Иллюзии Майи надо
преодолеть. Во многие одеяния облекает она свои формы, лишь бы увести дух от
узкой тропы, ведущей в жизнь. И когда человек находит эту тропу и вступает на
нее, прельщения Майи усиливаются особенно яро. Драконами Порога называем
чудовищ, стерегущих вход на тропу жизни. Эти фантомы, являясь творениями ума
человека, поддерживаемые, усиливаемые и раздуваемые всеми приспешниками и
исчадиями тьмы, яро охраняют подступы к Вратам Света.
2.222. Человек – это лаборатория для всех ощущений. Ими владея, сознание
подчиняет себе мир иллюзий, ибо любое ощущение может создать само и от любого
освободиться. Конечная цель – освобождение духа от всех иллюзий и миражей всех
трех миров. Ведь даже в Девачане человек живет и наслаждается в мире иллюзий.
Владыки не живут в Девачане.
2.505. То, что вокруг, все беспредельно: беспредельно началом и не имеет конца.
Живем в Беспредельности, касаясь ее всеми сторонами своего существования и самым
своим существом. Сущность ее уявляется яро во всем: в беспредельности качеств и
чувств, в беспредельном пространстве, в касаниях вечностью наших сознаний. Даже
наука говорит, что материя вечна и вечно движение в ней. Ничто не имеет ни
конца, ни начала, равно как и верха и низа, равно как и центра, который везде, с
окружностью также повсюду. И времени нет, но есть вечность, а время – иллюзия
Майи. И все, что мы видим и слышим, действительности собой не являет, ибо
оболочки затемняют знание духа. Вечная правда сущего – по ту сторону их, знанием
духа не озаренных. Но действительность есть, и ее можно знать, сняв с сознания
личные стекла. Когда самости сняты очки, действительность сущего начинает
уявлять свой облик и знание духа становится доступным. Чувствознание, или
непосредственное знание действительности, будет достижением того, кто
освобождается от власти Майи земной и преходящей личности, облекающей на земле
человека и заменяющей ему бессмертную сущность его благодаря все той же Майе и
ярой яркости снов земного существования.
2.545. Мир обычного человека есть Майя. Сила его пропорциональна неосознанию
смысла того, той цели, ради которой существует все то, что окружает в данный
момент человека. Если он полагает, что все окружающее его есть самоцель, но не
средство для развития и раскрытия его духа, он погружает себя в мир иллюзий, в
мир Майи. Если же он полагает, что царство его, царство духа не от преходящего
мира сего и что мир этот служит лишь лестницей духу, Майя начинает терять над
его сознанием власть. И тогда человек уже не отдает себя во власть ни одному
явлению внешнего мира, зная, что само по себе любое явление это – ничто, не
самоцель, а только лишь средство через него что-то постичь, что-то понять и
чему-то научиться и... только, и что оно тотчас же уйдет, когда почерпнуто из
него то, чему оно учит. И тогда создается и образуется непривязанность ко всему,
что окружает человека и чем он владеет, и рождается свобода его от их власти над
ним. И тогда понимает он Майю и знает знанием духа, что не будет никакой ему
пользы, если он весь Мир приобретет, а душу свою потеряет.
3.516. Нет конца потоку Космической Мысли. Поступает на досягаемом выражении.
Земное представление пространства, времени и расстояний – иллюзия Майи. Для духа
их нет. Есть пространство, но нет расстояний земных и земных ограничений.
Перейдены их границы. Форма своего последнего (то есть текущего) воплощения и
формы других воплощений своих, а дух, их принявший и стоявший за ними, он формы
своей не меняет, ибо ее не имеет, ибо без формы (или вне формы) и принадлежит к
миру без форм. Свет существует, но формы Свет не имеет, разве что в форме лучей
и фокуса излучения Света, которым является дух, сбросивший форму. Дух формы уже
не имеет. Это невыразимо в словах на языках человеческих. Тайна из Тайн.
4.441. Когда разрушены иллюзии времени и пространства, дух объединяет в своем
сознании Невидимый и видимый миры, и тогда далекое становится близким и незримое
– зримым, и Присутствие Учителя в духе – действительностью психической жизни.
4.485. Есть действительность плотного мира, есть действительность астрального
мира, есть действительность Высших Миров. Архат живет в мире действительности, в
мире действительно сущем, в Мире Огненной реальности. Отражаясь от личного,
разрушает иллюзии личного мира, и личное заменяется реальностью жизни
сверхличной. Технически это означает овладение всеми проводниками личного
начала, в которых сосредоточена земная личность человека, тень которой
отбрасывается далеко в сферы Надземного Мира. Ведь иллюзиями личной жизни живут
и в Кама-Локе и выше и даже в Девачане, хотя эти иллюзии резко отличны в
различных сферах. Не познать жизни вечной, если жить жизнью личной и личность
земную свою принимать за свое «Я», за свою истинную Индивидуальность.
5.239. Таким образом, основы, на которых крепко утвердилось сознание, и будут
опорой в борьбе против очевидности – основы, знание этих основ. Так, знание
разрушит фантомы Майи и даст основание. И в самом деле, можно ли опираться на
очевидность и строить на ней, если все кончается смертью, а вместе с нею и
завершением всех начинаний, если только они не от Общего Блага. Итак, прежде
всего – признание основ. Бессмертие духа – основа его продвижения в будущее.
Признание этого положения разрушает одну из самых ядовитых иллюзий Майи.
Признание неотвратимости будущего как поля жатвы причин, посеянных в настоящем и
прошлом, и Беспредельности, в которой живем, дышим и двигаемся. Затем –
признание множества форм проявления духа и смены их постоянной. Этим путем,
утверждая основы, одну за другой, подводится прочный фундамент знания под ту
жизнь, которой живет человек на Земле, и осмысливается цель земного
существования. Эволюция духа становится фактором действительности, а пребывание
в теле – возможностью подниматься по ступеням лестницы жизни.
5.252. Погоня за миражем личного благополучия всегда кончается тем, что призрак
его рассыпается в прах при достижении или осуществлении желаемого. Именно в
самом осуществлении желаний скрыт яд, быстро разрушающий иллюзии счастья
земного. Когда минуют первые впечатления от его достижения, становится оно уже
не счастьем, а привычкой к нему и тут же утрачивает свои свойства. Астрал так
устроен, что вибрировать на одной и той же волне долго не может и требует
изменений. В этом причина его неустойчивости и желания перемен. На его
переживаниях базироваться нельзя. Опору надо искать выше. Только в области духа
можно найти основу для радости непреходящей. Но она будет не о себе и не о
личном. Когда личная радость заменяется радостью космической, находит тогда
человек основания для постоянства и непреложности своего шага в будущее.
5.362. Когда ученик или Посланец Наш посылается в Мир, предполагается, что он
достаточно силен, чтобы не поддаваться воздействиям того окружения, в котором
ему приходится быть. Тот, кто хочет приблизиться к Нам, не может этого сделать
до тех пор, пока устремление его не преодолеет воздействий его окружения. Много
мужества надо, чтобы духом подняться над ними. Во время этой борьбы следует
помнить, что заботы текущего часа, какими бы значительными они ни казались,
через какое-то время уйдут в прошлое, как ушли тысячи других, когда-то яро
звучавших и ныне забытых, и, уйдя, заменятся новыми, такими же ярыми и
требующими всех сил и внимания, чтобы заслонить незримую действительность и
нанести ущерб жизни духа. Это и будет обманом, или иллюзией Майи. Так часто за
чечевичную похлебку временных уступок иллюзиям преходящего часа упускается
наинужнейшее. Но ведь кончится Майя земная, и уйдут все заботы и все, что теперь
занимает поле сознания. Что принесем мы туда, где нужны накопления духа и где
каждая удержанная возможность расцветет своим цветом.
6.182. Восприятия обуславливаются Законом созвучия. Закон одинаков для всех
сфер, но поступления в сознание совершенно различны. Даже и на Земле два
человека, смотря на одно и то же явление, могут воспринимать его совершенно
различно. Там же это различие обостряется и углубляется бесконечно, ибо
созвучием определяется сущность получаемых впечатлений. Созвучные сознания
получают впечатления более или менее близкие, но и они разнятся тоже.
Реальность, точнее, иллюзия нового мира, создаст тот проводник, через который
действует сознание, которое, пользуясь, как проводником, физическим телом на
Земле, создает иллюзию плотного мира. В понимании Высшем – все только Майя.
Майя, создавая иллюзию различных миров, являет собою реальность. Именно в
пространстве других измерений, как нигде, нужно умение и знание, как объединять
противоположные полюсы вещи единой, ибо сознанию они могут быть видимы
одновременно.
6.299. Почему Указуется претерпеть до конца? Не потому ли, что перед концом
обстоятельства настолько нагнетены, что не видно никакого просвета и не видно
конца. Это особо опасная иллюзия Майи. И часто, не видя исхода, воин бросает
оружие боя, делая себя беззащитным перед врагом. Это случается обычно тогда,
когда надо особенно крепко держаться Ведущего, ни на миг не ослабляя с Ним
связи. Связь с Иерархией должна быть постоянно.
6.329. Земному уму слишком многое недоступно. Полагая на Нас все сознание,
творите нерушимость Пути. Это не будет возложением, инертным и лишенным
самодеятельности. Это будет ярым осознанием совместного движения в будущее.
Вместе – в этом все. Раздельность – иллюзия, одна из самых опасных, ибо на ее
стороне очевидность. Утверждение несомненного вопреки очевидности будет знаком
избранничества ученика.
6.346. Глубочайшее значение искусства в том, что чувства, эмоции и переживания,
связанные с ним, будучи явлениями чисто духовного порядка, переносятся в Мир
Тонкий и служат для человека материалом, которым он как бы живет и который он
углубляет, варьирует по заложенному в нем направлению. В высшем понимании даже
переживания в Девачане – иллюзии Майи, сны, хотя и яркие, и напряженные, и еще
более красочные и полные, нежели земные сны, то есть земная жизнь воплощенного.
Освобождение от всех видов Майи – задача Архата.
7.2. Когда фокус сознания переносится в область духа и мысли, Майя земная
утрачивает свою власть над человеком. Жить жизнью духа – значит освободиться от
иллюзий земных.
7.83. Вопрос более важен о том, с чем уйдем и возьмем что с собою. Легче
отбросить то, что отягощает, чем то, что приятно и что создает иллюзию
кажущегося благополучия. В гостинице ничего не считаем своим, зная, что через
день-два уедем. И день, проведенный случайно проездом в городе, не принимаем за
нечто постоянное. Точно так же и любые обстоятельства жизни земной закончатся в
свое время. Если смотреть на все происходящее как на случайности мимо мелькающих
пейзажей по дороге в будущее, то не будут они останавливать на себе внимания
слишком и задерживать сознание причиняемыми ими неудобствами.
7.125. Все против, и испытания громоздятся, как горы. Змея сомнения вползает в
сознание, и оборониться ему трудно, так как видимость, иллюзии и логика
очевидности заслоняют собою действительность. Все как бы говорит за ошибочность
избрания единственной узкой тропы, ведущей в жизнь. И помощи, обещанной помощи,
нет. И радость ушла, и огни угасают. И тьма обступает кругом сплошной стеной.
Через чудища эти надо пройти. Надо идти сквозь их строй так, как будто бы их не
существует, зная, что все это создания тьмы, но не Света, что ничто не может в
действительности преградить путь призраками Майи тому, кто бесповоротно решил
дойти до Меня.
7.127. Каждое светлое накопление Чаши – творческая способность, а качества духа
– сила творящих огней. Иллюзии очередного воплощения рассеиваются, как дым или
сон, но качества остаются, ибо являют собой стойкие формы утвержденных в
микрокосме человека огней. Как бы ни было трудно, но жить стоит, ибо каждое
страдание, обременение и тяжесть ноши земной порождают огни духа. Страдания,
обременение и тягость ноши земной – все пройдет, но кристаллы ими порожденных
огней останутся в Чаше вечным приобретением духа.
7.138. Иллюзия очевидности создается мыслью и ею же разрушается. Оружие
огненной, отточенной мысли действенно очень.
7.160. В театре или кино зрители, смотря на сцену или экран, плачут, смеются и
самозабвенно переживают видимость того, что у них перед глазами, хотя в
действительности нет ничего. Кино потому и называлось сперва иллюзионом, то есть
местом иллюзий. Жизнь – это та же сцена, и актеры на ней – все. И снова люди
плачут, смеются и переживают, хотя все это только одна внешняя видимость.
Хорошо, когда это понимается и человек стремится под внешней видимостью увидеть
действительность. На Востоке жизнь, проявленную в видимости, называют игрою
Великой Матери Мира. Люди обычно искусно скрывают свои мысли и свой истинный
облик, являя собою маски. Так же и слова их скорее прикрывают их мысли, чем
выражают. Ложь, которая царствует в мире, делает еще более иллюзорной все,
происходящее на сцене жизни. Если к этому добавить все заблуждения науки,
нелепые часто обычаи, различные условности и все прочее из того же гнезда, то
можно представить себе, до какой же степени искажается действительность. Человек
живет в мире своих собственных образных представлений и мыслей, которые столь же
далеки от действительности, как и вся его жизнь. Личный мир и личное сознание
человека умирают вместе с его телом. Но мир действительности остается
существовать, за завесой иллюзий людских. Архат живет в мире этой
действительности. Он понимает значение жизни обычной и то, ради чего дается она
человеку. Он понимает, что надо жить, и работать, и исполнять свой долг перед
человечеством и собою, и надо учиться, учиться без конца, накапливая опыт и
знание. У него нет противоречий между иллюзорностью жизни обычной и
действительностью, ибо он понял смысл земных воплощений.
7.369. Как бы крепко ни охватывало сознание все то внешнее, что вокруг вас
происходит и требует вашего внимания, помните твердо, что все это только
очередное усилие Майи и что действительность поверх всех иллюзий ее. Борьба с
обольщением Майи тоже входит в задачи ученика. Помните о том, как ученик,
посланный Учителем за водой, встретил девушку у колодца, как ее полюбил, и забыл
об Учителе Света и обо всем остальном, и погрузился в земное. Есть вещи, о
которых нельзя забывать ни на миг, как бы ни были ярки иллюзии Майи.
8.135. Иллюзии земные создают иллюзии астрального плана. Освобождение от них
должно происходить на Земле. Медиумы, погружаясь в них, к иллюзиям земным
добавляют астральные, удваивая их иллюзорность. Понимание снов земного
существования и освобождение от власти очевидности приводят к свободе духа. Еще
апостол сказал: «Познаете истину – и истина сделает вас свободными». Истина
заключается в познавании действительности. Столько барьеров надо преодолеть,
чтобы научиться видеть. Фильм земной жизни обычного человека подобен фильму
кино, который раньше назывался иллюзионом. Люди живут в воображаемых ими мирках,
далеких от действительности. Учение зовет к пониманию жизни и мира, окружающего
человека. Оно утверждает реальность всех трех Миров. Познание трех Миров
приводит к постижению истины, то есть действительности огненной.
9.116. Каждый человек, воплощаясь, берет на себя добровольно определенное
задание, чаще всего касающееся его собственного усовершенствования. Но в суете и
сутолоке жизни забывает об этом, то есть забывает о том, ради чего он пришел на
Землю. Тогда земное пребывание теряет смысл и жизнь становится бесцельной.
Замена цели данного воплощения иллюзиями Майи будет величайшим самообманом, и
многие ему поддаются. Лучше научиться утверждать действительность здесь, на
Земле. Для этого надо прежде утвердиться на Основах. Основы Учения – как
фундамент для здания, без них не устоять. Основы – как канва, по которой
вышиваются узоры. Узору можно дать любой рисунок, но без канвы, без основы
нельзя.
9.225. На Земле – сны земные, в астрале – чудища, и стражи Порога, и обманчивые
и ускользающие тени всевозможных тонких образований, но Лик Учителя, в сердце
введенный и находящийся постоянно перед глазами, Проведет через нереальность
низших миров к огненной действительности Высших. Нагромождения астрального мира
еще более опасны и магнетичны, чем иллюзии плотного.
9.276. Майя создает яркие иллюзии значимости жизни обычной. Все обыватели
обычным живут и утопают в повседневности. Мир Высший – над нею. И к нему воля
устремляет сознание. Лживая обычность может затянуть в себя настолько, что для
устремления выше сил уже не остается. Эти призраки Майи нужно рассеять
пониманием бессмысленности жизни земной, если отнять от нее то надземное
будущее, которым она заменяется после освобождения от тела. Как бы сильно и
напряженно ни звучала она, земному пребыванию наступает конец. И тогда сразу все
становится ненужным и оставляется все. И очень важно, чтобы внешнему оставлению
сопутствовало и внутреннее освобождение сознания от земных пережитков. Если
уносится с собою земное, человек продолжает жить призраками земной Майи, но
принесенной уже в Мир Тонкий. Вновь обретенная способность творчества духа
усиливает Майю, но уже Тонкого Мира. И незнание создает новые нагромождения.
Надо понять еще на Земле, что если земным можно жить в мире плотном, то в мире,
где царствует мысль, земные пережитки надо отбросить. И власть земной Майи надо
научиться сбрасывать, пока еще в теле, не давая земным пережиткам всецело
захватывать сознание. Крепкое единение с Учителем помогает бороться с призраками
обоих миров.
9.345. Наш путь только вперед, и ничто, положительно ничто, не сможет задержать
огненное устремление духа. Можно наблюдать, как рассыпаются в прах все
построения, за которыми прячется человек от действительности. Нельзя ухватиться
ни за что, нельзя опереться ни на что и невозможно гоняться за призрачными
прельщениями Майи, не обнаружив всю бесполезность этих попыток. Опасность всего
этого в том, что человек творит вокруг себя призрачный мир мыслей, которые мощно
влияют на его сознание и создают ему иллюзии очевидности. Тело умирает, а
призрачный мир мысленных образований остается и создает человеку реальное
послесмертное окружение. И, пока он не преодолеет энергий, пульсирующих в
когда-то созданных им самим мысленных образах, и не сбросит все, что мешает его
продвижению, он вынужден оставаться в этом замкнутом круге, переживая вновь и
вновь то, чем вибрируют эти образы мысли.
10.207. Соблазны и прельщения Кама-Локи опасны тем, что создают призрачную
иллюзию действительности. Но, когда человек устремляется к ним, и вовлекается в
сферу их притяжения, и в ней застревает, покровы иллюзии исчезают и зло
становится видимым во всей своей обнаженной сущности. Когти, колючки, шипы и яд
под внешнею формой каждого прельщения, и невозможность удовлетворить желание
вследствие отсутствия физического тела. Когда этот момент наступает, уже
невозможно освободиться от цепких объятий прельщения. А неудовлетворенное
желание влечет к новому сочетанию с призрачными, но втягивающими в себя формами
именно тех обольщений, преодолеть которые не нашел в себе силы человек, когда
был на Земле. Правильно вспомнили фразу: «Когда тьма завладеет своим
достоянием», – в ней выражена сущность того, как неизжитые язвы духа дают право
темным считать их обладателей своим достоянием и овладевать ими, увлекая их в
низшие слои Тонкого Мира. Полюс Света и тьмы притягивает к себе духов, имеющих в
своей ауре элементы, сродственные тому или другому полюсу.
10.311. Земную жизнь называют сном преходящим, или Майей. Но это не мешает даже
знающим погружаться в нее настолько, чтобы заслоняла она действительность.
Только постоянное размышление об этом может помочь бороться с иллюзиями земными
и понимать всю их недолговечность и непрочность.
10.323. Поистине, Кама-Локу можно назвать сферою освобождения человека от
притяжений и иллюзий земных и от призрака земной временной личности. При
достаточно расширенном сознании земная шелуха отваливается довольно быстро,
особенно если не мешают неизжитые страсти, побежденные волей. И в самом деле,
все подробности, которые служат опорою для личности на Земле, в Тонком Мире по
мере их осознания отпадают за ненадобностью. Он думает, чувствует, видит,
двигается и получает иные впечатления, но в совершенно новой форме. Развитое
сознание радуется этому освобождению и охотно сбрасывает с себя путы земные,
понимая, что иллюзии плотного мира рассыпаются в прах. Требуется время, чтобы
приспособиться к новому окружению и понять его особенности и своеобразие.
Непередаваемо словами чувство надземной свободы, когда кончается власть земной
кармы. Для этого очень важно, чтобы все земные, телесные и животные страсти были
изжиты, ибо, неизжитые, они ввергают человека в круг воображаемых, но очень
ярких переживаний соответствующего страстям свойства и замыкают его в сферу
безысходности. Но изжившее их сознание не знает этой тягости. Оно свободно.
10.403. Путь остается только один – через себя, ибо сам человек и есть этот
Путь. Владыка, Сказавший: «Я есть Путь, Истина и Жизнь», – Указал этот Путь, ибо
Он же Дал Завет: «Я в вас, вы во Мне». Объединив эти две формулы, нетрудно
увидеть, что Путь пролегает внутри человека, ибо даже Царство Божие внутри нас
есть. Все преграды и препятствия – очередные обманы, и иллюзии Майи, и выдумки
служителей тьмы, которые не имеют власти пресечь Путь человека, если он понял,
что дух его, который внутри, нерушим и не победим ничем внешним.
10.501. Поймите, что время, земные расстояния, и смерть, и разлука – все это
иллюзии Майи. Поднявшись над ними, увидите мир огненных и непреходящих явлений,
которые представляют собою действительность.
10.554. Мнимочувства опасны всегда, и в особенности мнимопреданность и
мнимолюбовь. Они создают ярую иллюзию самообмана. Устрашающе Действует Лик Мой
на врагов Света. Носящий постоянно Лик Мой ментально с собою пребывает в Свете.
11.169. Действительность огненная утверждается вопреки очевидности. Сперва в нее
надо сердцем поверить, потом почуять ее и ощутить и лишь после начать
утверждать. Провозвестники Огненной действительности, провозглашая ее людям
обычным среди жизни обычной, берут на себя тяжкий труд борьбы с очевидностью
Майи, которая яро восстает против них. Разрушить иллюзии жизни земной – нелегкое
дело, ибо в них погружены все.
11.282. Придет время, когда человек достигнет такой степени могущества духа, что
все, что он может создавать в своем воображении, будет творить он и в окружающем
его мире. Это время еще далеко. Но даже и теперь в Мире Тонком в состоянии он
творить. В Девачане эта возможность не ограничена ничем, кроме способности
человека мыслить, то есть пределами широты его собственного мышления. Но
способность эта настолько сильна, что создаваемые им формы мысли становятся для
него реальностью, единственной видимой и ощущаемой им реальностью, в которой он
живет, не подозревая, что все это лишь плод его собственного творчества. Но все
это иллюзии Тонкого Мира. И средний человек, находясь в Девачане и не обладая
никаким могуществом духа, в точном значении этого слова, все же там может
творить свое окружение. Но речь идет о действительном, огненном могуществе,
когда дух не в Девачане, но в пространстве как плотного, так и Надземного Мира
творит объективные формы предметов, вещей и явлений, видимых обитателями этих
миров и действительно существующих так же реально, как существуют звезды и
различные формы всех видов жизни. К этому творчеству Зову вас.
11.310. Когда Говорится о Майе, понятие это надо брать в очень широком масштабе,
добавив к этому Майю Тонкого Мира и иллюзии Девачана. Майя сопровождает
неосвобожденного духа во всех мирах. И только Огненный Мир открывает врата к
истинной свободе. Расширяем понимание свободы до крайних пределов.
11.352. Действительность сущего – в невидимости. Плотная видимость есть Майя
мира земного. Оковы плотного мира прочны. Не войти в Мир Мой, их не сбросив.
Отказ от иллюзии Майи есть освобождение духа от власти Земли.
11.585. Реальность Тонкого Мира для людей, находящихся в нем, еще более ярка и
действительна, чем реальность жизни земной. Но та и другая являют собою вид Майи
– земной и надземной. А то, что земная жизнь есть Майя, не так уж трудно понять,
если представить себе, сколь разнообразны миры дикаря, философа, менялы, поэта,
наркомана и подвижника. Для животного, растения и рыбы мир кажется, или
воспринимается, уже по-иному. Мир дельфина отличается от мира моллюска. Потому
все их можно рассматривать как разновидности Майи. И только огненное сознание
может воспринимать действительность Сущего. Обычные же люди утопают в иллюзиях
Майи.
11.639. Причина и следствие – явления одного и того же порядка, вернее, явления
или две стороны одной и той же медали, или два полюса вещи единой. Они
неотделимы один от другого, хотя во времени и может казаться, что это не так.
Причину и следствие могут разделять долгие годы, но ведь времени нет, и иллюзия
их раздельности не имеет основания в действительности. А действительность – это
прокаженные, уроды, калеки, идиоты, одержимые и все несущие на себе следствия
когда-то в прошлом совершенных деяний. И время не помешало в прошлом порожденной
причине принести свои следствия в настоящем, как будто бы во времени вовсе и не
было никакого разрыва. Это и есть действительно так, так как сама цепь
причинностей непрерываема и так как причина не может быть исчерпана явлением
времени, пока не принесет своих следствий, исчерпывающих ее.
11.720. Вот ярко и влекуще стоят по обочинам пути они, прельщающие и зовущие
формы всяких земных обольщений, чтобы смутить, чтобы отвлечь, чтобы пресечь
устремленное, победное продвижение к Свету. Все идущие по Пути должны пройти
мимо них, не останавливаясь и не замедляя шага. Цель этих прельщений – отвлечь и
задержать. Но чудища – ножки Престола. Надо знать, что бессильны они, если
решение духа к Свету идти непоколебимо и твердо. Иллюзия прельщения – самая
страшная, ибо за его привлекающей внешней формой – тьма, и шипы, и колючки, и
скользкая черная тень предательства духа.
12.103. Очевидность мира земного весьма реальна. Невозможно ее отрицать, ибо она
есть. Но понимать ее преходящую природу и знать, что она не что иное, как Майя,
ученик должен научиться на опыте жизни. Именно самую сущность Майи должен
прозревать дух, утвердившийся на Основах. Основы – не Майя, они являются прочным
фундаментом для построения дома духа. Они непреходящи и не зависят от Майи обоих
миров. В какой бы оболочке, или теле, ни находился человек, Основы остаются
непоколебимыми. Иерархия Света – не Майя, но действительность огненная. Сбросив
плотное тело, продвинувшийся ученик видит явно всю преходящую природу земного
существования и подготовлен к тому, чтобы не обольщаться иллюзиями Тонкого Мира.
Царство Света не от мира сего. И не от астрального мира оно, но выше. Задачей
ученика является подняться над иллюзиями всех миров, в какой бы оболочке он ни
находился, и коснуться действительности Высших Миров.
12.382. Мудрость Учителя позволяет ученику разрушать в себе много иллюзий
земных. Например, иллюзию далекости, или пространственных расстояний. Учитель
Видит и Слышит, несмотря на расстояния, Видит и Слышит за далекими морями,
горами и лесами, Видит и Слышит так, как бы Он Был рядом. Следовательно,
расстояний не существует. Следовательно, действительность огненная, которая вне
времени и расстояний, уже не иллюзия Майи, но факт. То же касается и прошлого,
ибо времени, в обычном его понимании, нет. Так разрушаются опытом жизни многие
иллюзии Майи, и утверждение Владыки «Я с вами всегда» становится реальностью для
сознания.
12.450. Понимаете ли, осознаете ли то, что имеете? И многие ли это имеют, даже
из подошедших, уже не говоря о других, не знающих ничего. Не позволяйте иллюзиям
Майи затемнять действительность Высшего Мира. Право на Близость надо заслужить.
И когда это достигнуто, ничто не может его отнять, кроме самого заслужившего.
12.451. Почему же все-таки действительность временами как бы затуманивается и ее
место заступает очевидность. Не потому ли, что столько вещей и явлений
обыденности перед глазами и им уделяется больше внимания и сердца, чем они этого
заслуживают. Надо от них немного отойти, отделиться и не позволять им слишком
глубоко затрагивать сознание. Ведь в кино, смотря фильм, переживаете, прекрасно
зная, что все это происходит в иллюзионе, но не в действительности. Вот это
твердое знание иллюзорности происходящего с вами и сохраняйте в себе постоянно,
когда живете жизнью обычной. Все временно, все преходяще, все не стоит того,
чтобы ради него хоть на миг забывать о наинужнейшем.
12.558. Любит человек вкусно и сладко поесть и попить, любит и многое другое.
Сфера слабостей и страстей человека весьма широка. Психические искушения и
обольщения сильнее всех прочих. Легче изжить чувство собственности, чем влечения
тела после освобождения от него. Мысли создают иллюзию реальности, насыщая
образы прельщения жизненностью. Понять обманчивость этих явлений очень трудно,
так как они кажутся слишком реальными. Попасть в сферу их притяжения очень
опасно, ибо могут затянуть в свои вихревые воронки и сбросить вниз на много
ступеней. Только понимание опасности этих явлений и того, что в условиях
Надземного Мира все это лишь только обольщение и обман, реальности не могущий
иметь, поможет твердо и решительно отбросить тонкие наваждения и не поддаваться
им. При очищении сознания, пока еще на Земле, подобные явления места иметь не
могут.
13.173. Можно остро переживать, скажем, потерю имущества, или предательство
друга, или другие какие невзгоды, но если понять, что своего, лично
принадлежащего, ничего нет, что с чем пришли в этот мир, с тем и уйдем, если
знать, что предательство не минует даже Великих Духов, если осознать, что
невзгоды и удары судьбы – явления преходящие и временные, то и отношение ко
всему этому может измениться в корне. Мудрость считает земную жизнь человека
иллюзией Майи. Истинная родина духа не здесь, но там, в Царстве, которое не от
мира сего.
13.230. Причина и следствия неотделимы, хотя и кажутся разорванными во времени.
Но истинно, эти впечатления кажущиеся. Так же кажется, что прошлое куда-то ушло
и его уже нет, в то время как в действительности оно около и продолжает
пульсировать в пространстве и воздействовать на сознание. Много иллюзий и ложных
представлений окружает воплощенных.
13.413. Кто к Владыке идет, тот цели достигнет, и невозможное станет возможным.
Осознание Незримого Присутствия приближает к цели и дает силу двигаться вперед
непрестанно. Под воздействием Луча застой невозможен. Надо лишь, чтобы сознание
от цели не отклонялось. Очевидность плотного окружения яро противодействует
этому. И борьба и усилия сосредоточиваются на том, чтобы победить иллюзии
плотной видимости. И самоотрешение, и подвиг, и преодоление чувства
собственности и власти вещей и богатства – все это являет собою борьбу с
иллюзиями Майи и воздействием очевидности. Когда бытие переносится в мысль и дух
превалирует над плотью, далекая цель становится близкой и достижимой.
Из писем Е.И. Рерих
Восточные Учения, говоря о майе или иллюзии, имели в виду указать: во-первых, на
вечное движение во Вселенной, как говорят буддисты – «нет постоянства в Космосе,
даже простой предмет в два последующих момента является отличным», во-вторых,
указывая на преходящие условия наши на Земле и в последующих мирах, они тем
самым учили человека не слишком привязываться к своей земной оболочке и к земным
низшим притяжениям, но стремиться к вечному обновлению (эволюции) и новым
испытаниям, к прекрасным духовным накоплениям, которые одни лишь могут
продолжить реальное существование в тонких мирах, а затем дать новую, более
сознательную жизнь на Земле и т. д. Ведь жизнь в тонком мире, несмотря на всю
его реальность, может быть очень смутной для малосознательного и неустремленного
духа. Потому правильно сказать, что все жизни, все миры постольку реальны,
поскольку сознание наше может вместить условия их. Именно майя древних есть наш
закон относительности. Так в § 322 Мира Огненного сказано – «вся зримость
тонкого мира относительна по развитию сознания». (8.8.34)
Не вводите себя в заблуждение. Каждый ученик прежде всего должен освободиться от
всякого рода иллюзий, тем более от творимых самостоятельно и самовольно. Иллюзия
есть наш погубитель. Иллюзия, или Майа, в индусской литературе иногда
употребляется как эквивалент Мара, а Мара означает Тьму. Потому особенно гоните
тщеславные иллюзии. (12.4.35)
Не следует смущаться никакими спорами между представителями разных
религиозно-философских систем, ибо из столкновений мнений высекаются искры
единой Истины. Но, конечно, очень советовала бы полнее ознакомиться с восточною
мыслью, и тогда многие спорные вопросы разрешатся просто. Затруднение в том, что
именно западный ум с трудом или даже вовсе не вмещает противоположений, тогда
как, именно, это вмещение противоположностей и полагается Востоком в основу его
философских систем, начиная с космогонии и космологии и кончая нравственным
кодексом. Так поклоняющийся лишь бесформенному Аспекту в высшем озарении
восклицает – «истинно Бесформенное и Форма – едины, Браман [высшая Реальность] и
Майя [иллюзия] – едины!» (5.9.35)
Конечно, если Вы ищете эзотерический Буддизм, то Вы найдете его лишь в «Т.
Доктрине» Е. П. Бл. Между прочим, внимательно перечитайте страницу 84 в первом
томе о Майе и Иллюзии и постарайтесь основательно усвоить ее, ибо на правильном
понимании относительной реальности зиждутся многие положения Буддизма. (4.1.39)
Выписки из книги "Тайная доктрина"
Майа или Иллюзия является элементом, входящим во все конечные предметы, ибо
все, что существует, имеет не абсолютную, но лишь относительную реальность, так
как видимость, в которую облекается скрытый нумен для данного наблюдателя,
зависит от познавательных способностей последнего. Для неразвитого глаза дикаря
любая картина явится сперва бессмысленным хаосом полос и мазков красок, тогда
как воспитанный глаз тотчас же увидит лицо или пейзаж. Ничто не постоянно, за
исключением единого, скрытого, абсолютного Бытия, заключающего в себе нумены
всех реальностей. Существования, принадлежащие к каждому плану бытия вплоть до
высочайших Дхиан-Коганов, являются как бы аналогичными теням, отброшенным
волшебным фонарем на бесцветном экране. Тем не менее, все вещи относительно
реальны, ибо познающий также есть отражение и потому все постигаемые им вещи
являются для него такими же реальными, как и он сам. Какой бы реальностью не
обладали вещи, реальность эта должна быть найдена в них до или после того, как
они промелькнут, подобно молниеносной вспышке в нашем материальном мире; ибо мы
не можем познать подобное существование непосредственно, пока имеющиеся у нас
чувства-инструменты могут передавать лишь материальное существование в поле
нашего сознания. На каком бы плане наше сознание ни действовало, мы и предметы,
принадлежащие этому плану, являемся на это время единственными нашими
реальностями. Но, по мере нашего продвижения в развитии, мы постигаем, что в
стадиях, через которые мы прошли, мы приняли тени за реальности и, что
восходящий процесс Эго состоит из целого ряда прогрессивных пробуждений, и
каждое продвижение приносит с собою убеждение, что, наконец, теперь, мы достигли
«реальности». Но только, когда мы достигнем абсолютного Сознания и сольем с ним
наше сознание, только тогда будем мы освобождены от заблуждений, порожденных
Майей. (Т.1 стр. 84)
Представление «Вечного Не-Бытия», которое есть «Единое Бытие», покажется
парадоксом каждому, кто не помнит, что мы ограничиваем наши мысли о Бытии нашим
настоящим сознанием Существования, делая его специфическим термином вместо
универсального. Нерожденный младенец, если бы он мог думать в нашем понимании
этого термина, неизбежно и подобным же образом ограничил бы свое представление о
Бытии лишь одною известною ему жизнью в утробе матери; и если бы он попытался
выразить в своем сознании представление о жизни после рождения (смерти для
него), то за отсутствием данных для этого, также и способностей постижения
подобных данных, он, по всей вероятности, выразил бы эту жизнь, как «Не-Бытие,
которое есть Истинное Бытие». В нашем случае Единое Бытие является нуменом всех
нуменов, долженствующих, как мы это знаем, лежать в основании феноменов и
снабжать их тою тенью реальности, которую они имеют, но для постижения которой
мы не имеем, сейчас, ни надлежащих чувств, ни познавательных способностей.
Неосязаемые атомы золота, рассеянные в тонне златоносного кварца, могут быть
неприметны невооруженному глазу рудокопа, все же, он знает, что они не только
находятся там, но, именно, лишь они придают его кварцу ценность; и это отношение
золота к кварцу может слабо оттенить отношение нумена к феномену. Но рудокоп
знает, как будет выглядеть золото по извлечении его из кварца, тогда как простой
смертный не может оформить представления о реальности вещей, отделенных от Майи,
затемняющей их и в которой они скрыты. Только Посвященный, обогащенный знанием,
приобретенным бесчисленными поколениями его предшественников, направляет «Глаз
Дангмы» в сущность вещей, на которую никакая Майя не может влиять. Именно тут
учения Эзотерической Философии в связи с Ниданами и четырьмя Истинами
приобретают величайшее значение, но они хранятся втайне. (Т.1 стр. 90)
Теперь еще несколько слов о Луне. Могут спросить, что есть «Лунные Монады», о
которых только что говорилось? Описание семи Классов Питри будет дано позднее,
но сейчас несколько общих объяснений может быть дано. Каждому должно быть ясно,
что они являются Монадами, которые, закончив свои Жизненные Циклы на Лунной
Цепи, низшей по сравнению с Земной, воплотились на последней. Но есть несколько
дальнейших подробностей, которые могут быть добавлены, хотя они слишком
приближаются к запрещенному пределу, чтобы вполне подробно обсуждаться.
Последнее слово Тайны раскрывается только Адептам, но можно указать, что наш
спутник есть лишь грубое тело своих невидимых принципов. Так как имеется семь
Земель, то также существуют семь Лун и лишь последнее грубое тело – видимо: то
же самое в отношении Солнца, видимое тело, которого называется Майей,
отражением, так же как и человеческое тело; «Истинное Солнце и истинная Луна так
же невидимы, как и истинный человек», гласит Оккультная догма.
И можно отметить, мимоходом, что те древние, кто впервые подали мысль о Семи
Лунах, в конце концов не так уж были безрассудны. Хотя это понятие принимается
сейчас лишь как астрономическая мера времени, в очень материализованной форме,
то все же под шелухою можно еще усмотреть следы глубокой философской мысли. (Т.1
стр. 234)
Вселенная со всем в ней сущим называется Майей, ибо все в ней временно, от
мимолетной жизни светляка до жизни Солнца. По сравнению с Непреложностью ЕДИНОГО
и с неизменяемостью этого Принципа, Вселенная, с ее мимолетными, вечно
меняющимися формами, неизбежно, должна представляться уму философа не более, как
блуждающим огоньком. Тем не менее, Вселенная достаточно реальна для сознательных
существ в ней обитающих, и которые так же не реальны, как и она сама. (Т.1 стр.
241)
Выписки из Агни-Йоги
АЙ.252. Каждую иллюзию можно дополнить до действительности. Потому надо смотреть
на иллюзии, как на светящихся мух. Кто же захочет уничтожить нечто, приносящее
свет?
Б1.16. Действительность и иллюзия начнут казаться человечеству из одного
источника, если поймете, что животворный сосуд един. Бессмысленна будет
Вселенная при отделении незримого мира от видимого. Если мы мним, что путь наш
есть случайность, а за нею пустота, то бедно наше воображение! Иллюзии не
существует, и понятие действительности нужно расширить. Все живет, и все
порождает. Пространство несет ваши порождения. Применим всю творческую силу
пространства!
Б1.41. Наша планета наслоена и пронизана свойствами Космических Огней, и человек
может, как маг, по-своему, устремлять свою магнетическую силу, может выражать
свое устремление напряжением психической энергии в пространство. Ясная мысль
дает ток направлению. Не говорим о магии и формулах, но хотим повернуть дух ваш
к беспредельным возможностям. Только умаление своих проявлений вызывается вашим
мнением, что все – иллюзия. Космогония и астрохимия также приемлемы, как
география и история. Если бы вы знали то, что видели Владыки, тогда вы бы явили
понимание всей несцепленной материи. Не тайна храма, но таинство
Беспредельности!
Б1.45. Иллюзия жизни рождается только мыслью ограничения космических выражений.
Но истинное значение жизни дает устремление в Беспредельность. Иллюзия, как
дурман, но устремление основное лежит в утверждении нескончаемости наших задач.
Задание Пространственных Огней является нерушимым человечеством; и задание
нарушить человеческий застой уявлено как его спасение. Столько сказано о
нуждающихся понять то, чем связуются наши существа, и, приняв жизнь, мы должны
принять силу связи. Умы разъединенные разнят лучами понимания, и разъединение
уносит сознание от Первоисточника. Сила связи утверждается как космический
рычаг, и человек не может себя выделить.
Б1.84. Возможно ли бесцельное существование когда даже природа имеет свое
предназначение? Предназначением человека может ли быть растворимость, когда даже
элементы низшие имеют свою последовательность? Можно кончить существование
предмета, сотворенного рукою человека, но творчество Разума Космоса беспредельно
в своей целесообразности. Ступени, которые человечество может занимать в
Беспредельности, полны космических отражений. Человек призван, как отражение
Вселенной. Человек призван, как утверждение космических высот и выражение
Космических Огней. Дано совершенствование для Высших Миров, а люди принимают
существование, как бесцельное прохождение! Явь видимая может быть отражаема
утверждением иллюзии, но космическая настороженность подсказывает сердцу
человека: "Творимы, и творчество – удел!"
Последовательность действий, последовательность явлений космических огней
творчества – показательный символ Беспредельности.
Б1.193. Свобода, которая так манит человека, есть иллюзия. В Беспредельности
есть свобода выбора, и в этом – вся красота. Свобода выбора утверждает человека.
И назначает человек сам себе мир следствий. Так творится жизнь зависимости.
Нескончаемы существования и связаны явлениями строительства.
Б2.436. Действительность отвечает напряжению. Когда устремление энергий
собирается вокруг зерна, тогда творит действительность. Об этом законе забыли,
говоря об иллюзии. Ведь Свет поглощает тьму в действительности. Ведь объединение
энергий совершается в действительности. Ведь когда творчество Космоса напрягает
действительность, тогда применяется вся притягивающая сила. Действительность
насыщена магнитными токами. Только присутствие устремления дает мощный приток
притяжения. Только эти явления подлежат жизненному проявлению. Вечное
устремление в Сферу Высшую дает напряжение действительности. Неотъемлемость
притяжения Космического Магнита утверждает человечество на пути к эволюции.
Несчетные направления действительности утверждаются законом Беспредельности.
Б2.860. Качество соответствия притягивает устремленные тождественные токи.
Творчество духа так напряженно действенно, что в этом Космическом Праве
объединяются частицы атома. Только когда духовная связь заключает в себе
устремленность тысячелетий, можно утвердить связь объединения. Так когда дух
утверждается в соответствии сознательно, то, конечно, Космический Магнит
действует. Каждый несет ответственность за выданное. Когда Мы несем всю ношу
планеты, Мы по закону не несем ответственности за каждый поступок учеников.
Созидания человеческие строятся на лживых иллюзиях, но высшие созидания едины в
истине. Так Мы напряженно творим.
МО1.505. Притяжение к земной коре создает иллюзию безопасности, тем можно
объяснить притяжение людей к миру земному. Совершенно верно, что нужно познать
здесь многие чувства и составить основу восприятия, чтобы тем легче ступать по
волнам огненным. Потому так ценна не земная специальность, но качество
восприятия и вмещения. Не удивительно, что деление слоев Тонкого Мира не
совпадает с условными классами Земли. Можно оказаться в Тонком Мире среди очень
неожиданного подбора соседей. Такая неожиданность грозит лишь тем, кто пришел с
грузом земных пережитков. Кто же утончил духовные меры, тот найдет исполнение
своих предчувствий.
МО3.152. Ум человека так далеко удалился от высших рекордов. Человек жаждет
иллюзий и все больше и больше удаляется от действительности. Из всех великих
законов и принципов можно указать на извращенные крохи, которые затемняли
сознания. Что же осталось от всех Огненных Заветов? Разум не подчинил себе
Вселенную, но увяз в ужасе своих порожденных форм. Потому так трудно объединить
сознания двух Миров.
Бр.116. Мало путешественников, которые обращают внимание на необычные явления.
Наоборот, нередко самые исключительные показания поясняются самым пошлым
способом. Люди, как слепые, не желают замечать очевидности, они спешат от нее,
чтобы затвориться в своих условных иллюзиях. Спрашивается, кто же более предан
истине, тот ли, кто погряз в наркозе иллюзий, или тот, кто готов зорко и
мужественно встретить действительность?
Н.254. Люди должны стремиться к внутреннему миру, но они должны принимать
участие в жизни. Можно найти в лучших Заветах, что и в битве можно хранить
спокойствие. В прекрасных образах преподано, как среди шума боя можно поучать и
восходить духом. Нужно напомнить тем, кто погружен в бездействие, что они своим
путем создадут ложную иллюзию спокойствия, но дух их не закалится и не
преуспеет.
Н.393. Наверно, некоторые скажут, что невозможно поручиться, где реальность и
где иллюзия. Поистине, можно лишь чувствознанием отграничить область реальности
от иллюзии. При утончении восприятий можно постигать действительность, но должны
быть пересмотрены отправные точки. Так, люди радуются началу и печалуются о
конце, но можно посмотреть от обратного мировоззрения. Можно радоваться концу
испытания и сочувствовать началу, которое сопряжено со многими опасностями.
Н.521. Вы знаете людей, которые не могут мыслить о Надземном. Для развития
воображения нужен длительный опыт среди смены различных состояний. Правильное
развитие воображения спасет от страха.
Житейские мудрецы скажут вам обратное, по их мнению, воображение есть иллюзия и
должно быть изгоняемо по закону рассудка. Но правильнее жить не законом
рассудка, но законом разума.