Задачи  и  цели  групп

 

Список

 

Выписки из  писем Е.И. Рерих

 

Главная наша задача разбудить устремление в приходящих. Каждый так зажженный найдет свое зерно и возрастит его по-своему и тем обогатит общую сокровищницу. Но чтобы успешно зажигать, мы сами должны нести в себе этот неугасимый огонь и держать его в полной чистоте, не допуская чада мелких мыслей, порожденных самостью. Будьте уверены, что мысль, порожденная самостью, всегда идет вразрез с великим планом космической эволюции. Потому во всех неудачах ищите прежде всего этого, подтачивающего основы, червя, и только его. Самость есть, именно, ограничение, но ограничение приводит к застою и смерти. Космос же существует лишь на принципе безграничности.
Как же уничтожить этого червя? Лишь терпимостью, вмещением, пониманием великого закона соизмеримости, иначе говоря, расширением сознания. Потому приложим максимум устремления и напряжения для процесса расширения сознания. Ведь все последовательные ступени к этой освободительной цели даны в книгах Учения, потому научимся обогащать нашу жизнь этими сокровищами, помня, что устремление духа и воля претворяет жизнь. Дух, желающий раскалить свою энергию устремлением, есть плавильщик материи, расплавив материю, он утончит ее, и ему будут доступны тончайшие восприятия, которые одни лишь дают нам истинное бытие и бессмертие! Дух устремления – основа существования. (3.12.30)
 

Также очень советую найти утверждающую ноту в своих речах, помня, что лишь утверждение ведет за собою людей. Также лишь необычный подход к действию обращает на себя внимание, хотя многие будут склонны увидеть в такой необычности проявление даже «бестактности», но этим они сразу определят свой удельный вес. Лишь необычность привлекает и удерживает сильных и смелых людей. Все большие дела слагались не толпами, но отдельными сильными личностями, и время отберет их. Много позванных, но мало избранных. Итак, выработайте язык необычности, язык мощи и утверждения, язык строителей, ибо лишь такой язык подобает достоинству и размеру порученной задачи. Все милые, сладкие речи есть речи бездарного сентиментализма и губительного стандарта. Вспомним, как вы все восторгались речами одного лектора. Но в то же время вы правильно отметили, что он все же только критикует, громит, но мы должны утверждать и указывать направление. Помните, как во всех учениях осуждалась и осуждается «теплота», потому будем пламенными, будем зажигать и опалять, являя величайшее распознавание, дабы не опалить там, где нужно зажечь. Расширенное сознание укажет верный путь. Расширенное сознание изменит качество мышления; расширенное сознание даст мощь победы.
Но гоните маленькие мысли, избегайте всякого умаления, ибо умаление дел порученных есть умаление Учителя, есть предательство и нанесение трещин основанию, на котором зиждется и ваше благосостояние и общее благо. Гоните все сомнения, ибо где сомнение, там рост сознания невозможен. Сомневающийся, не доверяющий не может надеяться на доверие Учителя, следовательно, и путь продвижения ему закрыт.
Мне так хотелось бы научить вас хранить каждое указание, каждый намек Учителя и Гуру, ведь это такие сокровища! Найдите в себе огненное устремление к выполнению великого задания несения света Культуры. Думайте, что вы живете в стеклянном доме, потому будьте осмотрительны во всех поступках и речах ваших. Насыщайте всю деятельность вашу красотой служения. Храните радость в битве, ибо знаете сужденную победу при насыщенности самоотверженного напряжения. (17.12.30)
 

Приветствую, что вам поручена нашим Ф. Д. ответственнейшая задача собирать и объединять многие разбросанные культурные ячейки под единым Светлым Знаменем Лиги. Конечно, обеими руками подписываюсь под всеми высказанными вами соображениями относительно Лиги Культуры. Конечно, купол Культуры всеобъемлющ. Лига Культуры – как бы обширнейший храм, в котором каждый, стремящийся к усовершенствованию и общему благу, находит себе место. Каждый, при наличии стремления к совершенствованию, будь то в знании, в искусстве и прочих областях, же принесет камень на постройку великого будущего Лиги Культуры. Так и собирайте таких каменщиков, не ограничивайте себя никакими узкими рамками! Кто желает лучшего, кто думает о благе ближнего, пусть найдет место свое в этом храме.
Весьма желательно присоединение самых разнообразных групп и обществ, посвятивших себя культурным задачам, причем ценно, если будут включены различные народности. Все общества, вступившие под свод храма Культуры, могут сохранять свое индивидуальное название, лишь присоединив титул Лиги Культуры, или, даже если это кому-то не улыбнется, просто печатать в сотрудничестве с Лигою Культуры.
Все члены различных обществ, которые будут собираться у вас, таким образом, станут членами Всемирной Лиги Культуры. Теперь перечислю вам, какие отделы могут войти в Лигу Культуры:
Первый – отдел мира; второй – духовного совершенствования, вмещающий в себя религии и философию; третий – науки; четвертый – искусства; пятый – материнство и воспитание; шестой – ремесла и труд; седьмой – кооперация и промышленность; восьмой – охрана безопасности; девятый – землеустройства и строительства; десятый – здравие и охранение. Отрезать легче, чем надбавить, потому и дается такое обширное задание. Потому, пользуясь широтой программы, действуйте по возможности и не смущайтесь малыми расхождениями во взглядах! Уступки, особенно на первых шагах, неизбежны, потому нужно найти в себе терпимость и терпение. При терпимости, при слове сердца и терпении всегда и во всем, можно переродить самого упорного противника. Также одобряю вашу чашку чая, умеренная чистая пища никогда не будет препятствием и может даже способствовать, как вы говорите, известному уюту.
Конечно, вы правильно понимаете, что всякое начинание для правильного развития должно иметь свой фокус объединяющий, и благо тому, кто поймет и примет это, ибо тем укрепит положение свое. Сейчас так важно всеми мерами укреплять уже завоеванные позиции в светлом строительстве.
Итак, в добрый час, начинайте собирать, широко применяя канон «Господом твоим», но сурово ограждайтесь от предателей, зараза от них велика, и мы обязаны уберечь от них всех, доверчиво пришедших под свод храма Культуры! Слабость и непротивление злу не для нас. Когда нужно, мы подымаем меч возмущенного духа и встаем на защиту всего доверенного нам.
Великое поручение возложено на вас, так и пойдемте в сердечном сотрудничестве к подвигу трудному, потому и радостному! Светло будущее. Радостен труд во имя всего Прекрасного. (24.11.32)
 

Хорошо, если бы на первых порах члены женского Объединения поставили себе задачу самоусовершенствования и самопросвещения и общими усилиями стремились к осуществлению этого. Для наступающей эры Матери Мира нужны кадры женских носительниц просвещения во всех отраслях знания, искусств, ремесел и т. д. Каждая женщина должна быть и фельдшерицей, или хотя бы знать азы первой медицинской помощи. Прекрасно, если можно научиться к тому же духовному врачеванию.
К чему объединение, если не будет желания самоусовершенствования и просвещения для принесения своей посильной помощи в деле оздоровления человечества. Ведь не для пересудов и не для пошлых вечеринок собираются они! Все приближающиеся должны осознать грозное надвигающееся время и суметь встретить его во всеоружии. Нужно настоятельно раздвинуть свой горизонт, прислушаться и вдуматься в происходящие события, и понять всю необычность переживаемого нами времени. Потому думаю, что ядро такого Объединения должно сложиться из групп, уже приобщенных к Учению «Живой Этики». И главное, не зазывайте. Пользы от таких душ не будет, лишь один вред. Как всегда, во всем и везде важно качество, а не количество.
Также можно было бы подсказать многие начинания, но если они не будут вполне осознаны или, вернее, если они не зародятся в сознании самих членов, то ничего из этого не выйдет. Нужно, чтобы каждая мысль зародилась в сознании более или менее самостоятельно, чтобы быть успешно примененной в жизни. Мы каждый день убеждаемся в этом. Видим, сколько времени берет даже у продвинувшихся учеников вполне осознать данную им мысль или поручение. Так и Учение, даваемое, закрепляет зародившиеся у нас мысли, которые, конечно, продолжительное время уже направлялись умелою Рукою в должном направлении, не насилуя процесса сознания и накопления.
Итак, не огорчайтесь малочисленностью, ибо придет время, когда Ваш Ковчег не в состоянии будет вместить всех желающих спастись. И число нечистых может превысить чистых. И Вы – современный Ной, будете поставлены в очень трудное положение. Ваша деятельность вызывает глубокое наше уважение. Побольше бы таких деятелей, как Вы!! (1933)
 

Вы правы, что во всех попытках темных есть известная планомерность. Именно, они хотят дискредитировать каждое светлое начинание. И, конечно, легче всего сделать это, введя в центр его темных или безответственных личностей. Вот почему в книгах Учения так настаивается на распознавании приходящих. Распознание есть ключ к достижениям, к успеху. Это первая способность, которую должен развить в себе ученик. Потому предложение организовать группы, занимающиеся наукой и искусством, мудро и полезно во всех отношениях. Занятия эти, как нельзя больше, отвечают задачам Учения самоусовершенствования. Кроме того, это дало бы возможность присмотреться к характеру занимающихся и привлекать к Учению «Живой Этики» лишь лиц испытанных.
Наука, Искусства и Живая Этика – прекрасная троица. Итак, взяв за правило, что дело не в количестве, но в качестве, пусть все, не могущие идти путем Света, отойдут. Будем помнить, как однажды после одной проповеди Будды пять тысяч из его последователей покинули Его, и осталась лишь небольшая горсточка, но Великий Учитель лишь улыбнулся и сказал: «Хорошо, что мякина отделилась от зерна, осталась община, крепкая единством своим». Да, Вел. Учителя ценят твердое сплоченное ядро испытанных сотрудников и никогда не ждут множеств. (8.8.34)
 

Люди претворяют каждое великое начинание, именно, в своем кривом зеркале. Отсюда такие искажения учений, такие карикатуры на высшие Образы. Как сказано: «Очищение сознания и учений есть величайшая задача нашего времени». Сейчас столько расплодилось всяких «посвященных», «иерофантов» и великих «воплощенцев» и т. д. – Но не так трудно отличать самозванцев, ибо у них прежде всего будет отсутствовать простота. И тогда как истинно приближенный или доверенный будет, именно, прост в своей жизни, стараясь внешне ничем не выделяться, и будет молчать о достижениях своих, все самообольщенные ужасно любят принимать на себя таинственность и говорить о пройденных ими где-то якобы высоких посвящениях, принимать титулы и имена. Причем сами они не знают, в чем заключаются истинные посвящения. Такие посвящения не имеют никакого отношения к каким-либо ритуалам, изобретенным для масс, также оно может происходить в разных местностях и помещениях, и одно лишь условие необходимо, это готовность духа ученика, которая определяется градусником, находящимся во владении Вел. Учителей. Посвящение состоит в ассимиляции высших лучей, различной интенсивности и свойств. Часто искренне стремящийся ко благу находится под воздействием высоких лучей и вначале даже не знает этого. Ведь подготовление к ассимиляции высоких лучей бывает очень длительно, все зависит от накоплений ученика. (12.8.34)
 

«Как Учитель творит через учеников, так женщина творит через мужское начало. Потому женщина возвышает мужчину». Следовательно, женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. Помните картину Н. К. «Та, которая ведет». Так женщина должна занять место, сужденное ей. Она должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги. Величайшая задача состоит в том, чтобы одухотворить и оздоровить человечество, вдохнув в него стремление к подвигу и красоте. Но начать нужно, именно, с перевоспитания самих себя, потому и призыв к женщинам должен быть прежде всего призывом к самоусовершенствованию, к сознанию своего достоинства, своего великого назначения в закладывании основания самого Бытия и пробуждения стимула к творчеству и красоте. Сказано – «Равновесие мира не может установиться без истинного понимания Начал. Потому утвердимся сознанием на мощи равновесия как стимуле Бытия, Начал и Красоты. Потому так необходимо утверждать в духе значение Начала Женского». (17.8.34)
 

Вы знаете, что задача книг «Живой Этики» состоит в том, чтобы всемерно расширить сознание, и потому уже с первой книги «Зов» закладывалось основание этому. В этой книге в сжатых формулах все предуказано и все сказано. (2.4.36)
 

Первая задача Живой Этики – расширить сознание, потому не будем пришпиливаться мыслью к одному случайному и маленькому месту и к одной группе людей. Широко Мироздание, и Свет не мал. Когда в одном месте происходит поношение, в другом новая мысль возносится тысячеручно. Где предательство, а где примеры замечательного горения духа и самоотвержения. Нужно уметь находить равновесие духа и спокойно смотреть на проявления тьмы, они неизбежны. (26.5.36)
 

Ближайшая задача есть рождение истинного человека, потому нужно как можно шире разбрасывать зерна нового расширенного сознания и понимания сотрудничества в самом широком масштабе.
Прежде чем строить общины, нужны общинники с подготовленным сознанием, иначе ничего кроме ужасной тяготы и безобразной карикатуры на общину не получится. Для этого прежде всего нужно озаботиться о новых школах, в которых с детских лет закладывались бы основы понимания назначения человека, его места и роли в мире, его космической зависимости; при таком понимании его общественная природа и, главное, его личная ответственность получили бы должное значение. Но для таких школ нужны и соответствующие учителя. Вот почему так полезны ячейки, собирающиеся вокруг «Учения жизни», из них могут выйти носители нового сознания.
Ведь Учение «Живой Этики» рассматривает весь мир как единую Мировую Общину. Нам указано развивать в себе чувство сотрудничества, солидарности и дружелюбия, но нигде не заповедано телесное толкание. Обмен труда и взаимопомощь не должны накладывать условных ограничений. Всякое чрезмерное прикрепление к одному месту осуждено, ибо оно есть ограничение. Еще великий Будда, основоположник мировой общины, заповедал своим ученикам не оставаться долго вместе, но постоянно расходиться и посещать новые страны, и иметь общение с разными людьми.
Прекрасны Общины, посвященные научным трудам, облегчающие работы ученым, занятым общею проблемою. Прекрасны санатории и опытные лаборатории, объединяющие различных специалистов для общего блага. Могу представить себе целые учебные поселки и города знания и кооперативы, обнимающие все области жизни, но, зная человеческую природу, гораздо труднее представляю себе удачное, тесное, замкнутое общежитие совершенно разных людей. При настоящем уровне сознания человечества в тесном, замкнутом общежитии неизбежна тенденция к уравнению, а всякое уравнение неминуемо растворяет талант в ничтожество, что ведет к утрате культуры и понижению уровня цивилизации, т. е. к опрощению и, увы, к следующей стадии опрощения, именно, к огрубению.
Значит, на очереди прежде всего стоит воспитание и расширение сознания, осознание этого принесет самые благие следствия. – «Негармоничность подробностей может нарушить все строительство». Потому научимся дружелюбию и сотрудничеству в наших группах, изучающих «Живую Этику». Это хорошая школа и для более тесного вида общины. Будем беречь друг друга, проявляя самую большую чуткость и отзывчивость к особенностям каждого. (14.8.36)
 

Развитие сердца в нашу эру является наиглавнейшей задачей. Без развития сердца и кундалини не будет действовать со всею мощью. Именно, огни сердца дают чувство несказуемого блаженства. В эпоху сближения миров особенно усиливается центр сердца. Но возжечь огни сердца труднее, чем осуществить поднятие кундалини. (2.9.37)
 

Сокровенное Учение, Сокровенное Знание или даже Тайноведение звучит уже лучше. Ведь сейчас задача в том, чтобы устремить сознание людей к новым подходам, к новому горизонту, к будущему с его новыми открытиями, требующими и новых определительных. Потому хотелось бы еще сильнее подчеркнуть, что путь самоотверженного жизненного подвига и будет приобщением к познанию тайн природы, которые прежде всего заключены в самом человеке как синтезе всех ее царств. Это познание неминуемо приведет к новому отношению ко всему строю жизни, ко всему бытию. И заветы всех Учений Жизни, или Живой Этики, обретут нерушимую ценность. (25.1.38)
 

Радуюсь, что Вы обратили внимание на детей. Именно, самая неотложная, самая насущная задача – это воспитание детей и юношества. Во всех странах этому вопросу, на котором зиждется все благосостояние и мощь народа и страны, уделяется сейчас очень малое и притом крайне убогое внимание. Обычно принято смешивать образование с воспитанием, но пора понять, что школьное образование, как оно поставлено в большинстве случаев, не только не способствует нравственному воспитанию молодежи, но даже наоборот. В англосаксонских странах школы заняты, главным образом, физическим развитием молодежи в ущерб умственному. Но непомерное увлечение спортом ведет к огрубению нравов, к умственному вырождению и к новым заболеваниям. Конечно, не лучше обстоит дело и домашнего воспитания в условиях современных семей. Потому пора обратить самое серьезное внимание на тяжкое и беспризорное положение детей и юношества в смысле морального развития. Многие высокие понятия совершенно вышли из обихода и заменились житейскими формулами легкого достижения пошлейшего благополучия и такой же известности.
Следует немедленно приступить к организации детских садов и клубов, или содружеств, где дети разного возраста могли бы собираться группами и получать ту духовную пищу, которая отсутствует в школах и в семьях. На днях мы узнали, что в Калифорнии и по другим местностям Америки начала свою деятельность, именно, такая организация, посвященная имени Н. К. Молодежь, члены этой организации, называют себя факелоносцами. Факел является символом знания, переданного великими людьми, мужчинами и женщинами прошлого и настоящего. Молодые факелоносцы избирают себе наиболее близкий образ из таких героев и героинь и стараются подражать ему в своей жизни. Именно цель их нести этот факел мудрости и достижения в будущее на пользу грядущих поколений. Такое ознакомление с самоотверженными жизнями всех веков и народов помогает детям осознать величие человеческого достоинства и назначения и научает их любить самоотверженный подвиг. По истории знаем, что каждая великая эпоха была отмечена приливом мощной волны почитания героизма во всех его проявлениях. Завет Великого Братства – творите героев.
Если уроки высокой нравственности следует преподавать детям на жизнях героев всех веков и всех народов, то и сокровенные законы бытия могут быть изложены в форме увлекательных рассказов и примеров из жизни всех царств природы. Накопленная мудрость веков может быть представлена в самых простых формах и, таким образом, приоткроется много новых далей. Конечно, еще лучше запоминаются такие уроки, когда они преподносятся детям в виде маленьких пьес, как делаете это Вы, где сами дети исполняют роли героев. Потому так одобряю Вашу программу. Дети могли бы на своих собраниях носить имя избранного ими героя.
Полезны и занятия искусством и самыми прозаическими ремеслами, ибо ничто так не пробуждает дремлющие способности, как возможность непосредственного, личного выявления. Хороши и хоровое пение, и народные танцы, и все занятия, которые требуют объединенного ритма. Но особенно следует поощрять детей высказывать свои мнения по поводу всего прочитанного, услышанного и виденного ими, такие обсуждения заложат основу мышления. Также необходимо ввести увлекательные занятия и игры, требующие особой внимательности. Ведь память есть прежде всего внимательность. В старших группах можно было бы ввести писание дневников так, чтобы в них отмечалось все хорошее, что было сделано за день, и все ошибки, которые были допущены. При этом, начиная новый день, пусть принимается решение не допускать в течение всего дня определенного поступка, например – раздражения, грубости или лжи, или же, напротив, утверждать особую внимательность, вежливость и бережность к окружающим и т. д. Ведение такого дневника, с целью самоанализа, очень поможет искоренению нежелательных привычек и утверждению новых и полезных. Привычки слагают качества. Не забудем и полезные экскурсии для ознакомления детей с разными отраслями труда, науки и искусства. Совершенно необходимо воспитывать в детях любовь к природе во всех ее проявлениях. В этом отношении полезны всякие пикники и прогулки для собирания ботанических, энтомологических и минералогических коллекций. Вообще собирание всевозможных коллекций весьма способствует приобретению полезных знаний. (19.4.38)
 

При высокой степени духовности делимость духа так велика, что отделившиеся частицы психической энергии непрестанно работают в полной согласованности с такими же частицами энергии, посланными родственными душами. Именно, очищенная энергия будет принимать участие в самых неотложных задачах на благо всего человечества. Итак, следует чаще думать и ощущать желание участвовать в такой светлой работе. Все древние учения, как Вы уже знаете, утверждают, что излучения йога или даже чистого человека оздоравливают на большое расстояние атмосферу всей округи и даже останавливают эпидемии, разрушительные землетрясения и прочие бедствия. Сам такой светоносец чувствует лишь утомление после чрезвычайного спасительного применения своих излучений. (23.4.38)
 

Как я уже не раз писала, все происходящее ясно указывает, куда направляется эволюция. Создается эпоха общего Сотрудничества, общего дела и коллективной солидарности всех трудящихся, вне всяких классов. Самая насущная задача, встающая сейчас перед человечеством, есть именно синтезирование духовного с материальным, индивидуального с универсальным и частного с общественным. И когда будет осознана односторонность узкоматериальных земных опытов, наступит, вернее, она уже наступает, следующая ступень устремления к объединению посюстороннего с потусторонним. Новые достижения в науке, новые исследования и нахождение законов психической энергии потребуют не отречения от небес, но нового проникновения и понимания их. Именно нахождение законов психической энергии поможет установить новое устроение жизни. (18.6.36)
 

И применение указаний Учения в жизни есть наша наинасущная задача, но, конечно, не так легко это дается, но все же принятие их сердцем много облегчает наш земной путь. Внешнее выполнение ни к чему не приведет. (1.2.39)
 

Хорошо, если бы на первых порах члены Объединения поставили себе задачу самоусовершенствования и самопросвещения и общими усилиями стремились бы к осуществлению этого. (2.33)
 

Но искусство во всех его проявлениях и во всех условных формах всегда будет началом духовным, будящим устремление к красоте, к Высшему, и в этом его главное и величайшее значение. Как Вы правильно пишете: «Истинная задача искусства – приблизить человека к пониманию красоты». Ибо, действительно, истинное устремление к красоте приведет нас к пониманию высшей красоты законов, управляющих Вселенной, выраженных в Совершенном Разуме и Совершенном Сердце. (19.6.36)
Так тонкое понимание дает тонкое применение. Это и есть самая главная задача для осуществления огненной трансмутации. Все устремления должны объединить внутреннее с внешним, но полагаться лишь на внешнее действие даст лишь частичное приложение»/1/. (1.8.34)
 

Распознание есть ключ к достижениям, к успеху. Это первая способность, которую должен развить в себе ученик. Вот почему предложение, исходящее от Владыки, организовать при Вашем Обществе группы, занимающиеся наукой и искусством, так мудро и полезно во всех отношениях. С одной стороны, занятия эти как нельзя больше отвечают задачам Учения самоусовершенствования также путем знания и утончения путем искусства, с другой стороны, это дало бы возможность присмотреться к характеру занимающихся и привлекать к Учению лишь лиц испытанных. С третьей стороны, занятия наукой и искусствами – прекрасный щит от всяких наговоров. Наука, Искусства и Живая Этика – прекрасная Троица! Итак, взяв за правило, что дело не в количестве, но в качестве, пусть все не могущие идти путем Света отойдут. (8.8.34)
 

Владыка указывает Вам выше поднять два Щита, особенно Щит Урусвати. На это Владыка имеет особую причину. Многие трудности возникают из-за того, что, поднимая один Щит, мы забываем о другом – космически и кармически ближайшем к Владыке. Поэтому сейчас Ваша задача – поднять два Щита. Найдите достойные и спокойные слова там, где Вы увидите попытки умалить и сорвать Щиты.  (24.7.35)
 

Теперь наша задача – как можно лучше укрепить ряды преданных друзей и сотрудников, но не показывая вида ярым, иначе они забегут вперед. (1.8.35)
 

 

 

 

       Вверх