Беседы  и  лекции

 

 

Список

 

Выписки из  Агни Йоги, Граней Агни Йоги и писем Е.И. Рерих

Об.105. Учение будет самым приятным часом, когда учитель оценит способности учащихся. Только распознание способностей позволит справедливо относиться к будущим работникам.

Часто сами учащиеся не понимают своего назначения. Учитель, как друг, напутствует их по лучшему направлению. Никакое насилие не применимо в школах. Только убеждение может приличествовать познанию. Больше опытов, больше бесед, столько радости в приложении своих сил! Малые любят работу больших.

Об.125. Между тем, сказано и повторено, чтоб час беседы об Учении был лишен обывательских предрассудков. Пусть этот час будет реже, но качество его должно быть охранено. Сделайте усилие дать беседам красоту, простоту и чистоту.

Об.259. Спросят – как назвать метод Учения? Метод открытия путей. Считайте открытие центров следующим. Чутье должно подсказать, как заботливо нужно оградить индивидуальность. Менее всего пригодна система обычных лекций.

Могут быть призывы ко множеству, но строительство происходит индивидуальными беседами. Один из Наших Учителей обычно лишь начинал предложения, предоставляя ученику докончить мысль. Так настраивал Он свободное сомышление.

ЗАЙ.199. Не твердо Наше Учение в руках не прилагающих его в жизнь. Слишком много говорящих и мало делающих. Не вижу общих лекций, но нужны личные беседы. Также не нужно скрывать трудности и преимущества. Приурочивайте Йогу к мировым явлениям, ибо нужно дать систему жизни, без нее социальные движения превратятся в маскарад стариков.

ЗАЙ.553. В вашей литературе сделались обычными упоминания воплощений и кармы. Тем не менее, эта действительность мало входит в сознание, иначе она преобразила бы всю жизнь. Но память людей отягощена странными соображениями. Они охотно заняты ненужными вещами, но для краеугольных понятий воображение людей не воспитано. Между тем, один час дельной беседы может навсегда изменить сущность ребенка.

ЗАЙ.626. Не говорю, что вы беседуете с одним просто, с другим дурно, – но с каждым по природе его. Сознание принимает по содержанию и по способу изложения. Так заботимся о качестве.

И.85. Нельзя говорить о сердце с первой беседы, иначе можно без цели перегрузить его. Также бесцельно говорить о любви, если сердце еще не вместило Образа Владыки.

С.6. Сомнение есть гибель качества. Сомнение есть могила сердца. Сомнение должно быть упомянуто в каждой беседе, ибо без качества куда же пойдем? Без сердца что поймем? Без красоты что достигнем?

С.21. Советуйте говорить о духовном. Много можно отмечать полезного среди духовных воспоминаний. Кроме того, духовная беседа охраняет от грязи и раздражения. Утверждение духовных проявлений умалит ненависть к миру невидимому. Там, где часто ведутся духовные беседы, там накопляется особая аура. Пусть даже эти беседы несовершенны, но они уявляются как пробные камни присутствующим. Разные народы принесут свое претворение начал духовности. По ним можно судить о пригодности сердец.

С.39. Главное – говорите о духовном. Смотрите на беседы о духовном как на практическое упражнение сердца. Нужно очищать сознание как путь к преуспеянию. Говорю опять не отвлеченно, но приложимо к жизни. Кроме того, беседа о духовном устремляет А-энергию по определенному каналу кверху.

МО1.96. Подвиг должен быть предметом беседы в каждый знаменательный день. Нужно принять подвиг, как нечто призванное и не устать говорить и мыслить о нем. Несчастье порождается умалением подвига.

МО1.117. Сколько высоких бесед происходит! Какое множество знаков Высшего Знания проливается в жизни людской, и попираются они, как шелуха! Но кто же мужественно думает о завтрашнем дне?

МО1.127. Не нужно думать, что можно иметь универсальное лекарство от болезней, которые имеют тысячи причин. Между тем очень часто на лекциях и во время бесед упоминают общие приемы, и присутствующие заблуждаются, думая, что рецепт для всех один. Лишь очень внимательный обзор духовного состояния собеседника дает правильное направление указаниям. Казалось бы, очень примитивно соображение о разнородности организмов, особенно состояния духа, но человечество так любит панацеи. Между тем панацея лишь одна – возвышенное сознание!

МО1.334. Будем говорить о Мире Тонком и Огненном как побывавшие там. Пусть именно эти беседы подвергнутся особому осмеянию, но найдутся сознания, которые устремятся по тому же направлению. Так мы найдем, кому сердце трепетно шепчет о Мире Огненном, о Мире Прекрасном.

МО1.411. Можно также развивать относительность обращений по качеству собеседника, и так каждый в земной беседе употребляет лучший язык для собеседника, считаясь с его сознанием. Каждый школьный учитель знает, как многообразен должен быть его язык, чтобы сделать друзей из школьников. Но кроме школы, в каждом доме умеют различать взгляды хозяйки, так среди обыденной жизни проявляются особенности тонкого порядка. Стоит лишь их отмечать, углублять и распространять. Но для этого следует проникнуться уважением к будущему и полюбить главный фактор Тонкого Мира – Агни. Настаиваю на выражении полюбить огненно, тем только можно усвоить эту трудную для Земли стихию. Явление наших бесед, прежде всего, должно ввести в понимание Мира Тонкого и, как апофеоз его, приблизить безбоязненно к сиянию Мира Огненного.

МО1.658. Не для оповещения, но для сердечного принятия беседуем.

МО2.313. Однажды один Учитель был позван царем для мудрой беседы. Учитель посмотрел пристально на владыку и начал говорить о красоте короны его, о блеске самоцветных камней, о высоком символе, заключенном в золотом обруче, сравнивая с магнитом притяжения. К удивлению учеников, сопровождавших его, и к удовольствию владыки, беседа ограничилась рассказом о значении короны. Когда же после ученики спросили Учителя – почему царю не было сказано о Начале Вселенной, Учитель сказал – явление разумения уровня сознания должно быть мерилом. Говоря о Начале Вселенной, царь, в лучшем случае, впал бы в скуку, в худшем – царь ввергнулся бы в бездну отчаяния. И то и другое было бы вредно. Но можно было заметить, что корона для царя – самое драгоценное сокровище, потому было полезно возвысить его и напомнить о значении Венца Мира. Постоянно имейте в виду лучшее, что имеет ваш собеседник. Если даже это будет самый обыкновенный предмет, то все же надо найти его наивысшее значение. Только так вы сделаетесь привлекательными и откроете путь к дальнейшему. Негоден и даже преступен наставник, говорящий не по сознанию слушателя.

АУМ.448. Однажды некий ученик заметил, что Учитель беседует с прохожим стрелком. Ученик после спросил в удивлении: "Какое знание могла иметь такая беседа?"

Учитель сказал: "Спрашивал его, как он делает прочный лук и как он попадает в цель? Всегда уместно рассуждать о крепости, о меткости, об умении".

АУМ.526. Некий начальствующий пришел к пустыннику, прося сказать ему об основах жизни. Пустынник начал рассказывать и во время беседы постепенно наливал воду в чашу. Начальствующий, наконец, заметил, что вода идет через край, и указал пустыннику. На что тот ответил: "Правда, потому в следующий раз запасись чашей большей вместимости". – Такими сказаниями пытались люди утвердить сознание, что свыше вместимости прольется мудрость напрасно. Но то же сказанное предусматривает и ободрение. Каждый раз можно приносить большую чашу.

Бр.450. В чем же преуспеяние? Некоторые полагают, что в непрестанном познавании нового. Не будет ли такое устремление однобоко и не нужно ли добавить к нему упорядочение старого? Не раз можно было убедиться, что люди отвлеченно стремились к чему-то новому и продолжали пребывать в старом свинарнике. Некто читает лекции о чистоте, а сам весьма грязен. Будет ли такое преподавание убедительным? Или ленивец призывает к труду, но кто же ему поверит? Не убоимся повторить такие примитивные примеры, ибо ими полна жизнь.

Н.16. Вместо жалоб лучше побеседовать. Сердечная беседа лучше всего войдет в гармонию Обители. Если помощь может быть оказана, она не замедлит, в этом заключается красота мыслетворчества.

Н.152. Он не отказывался посещать праздничные собрания и беседовал о каждодневных нуждах. Лишь немногие замечали, сколько мудрых советов давалось с улыбкой и ободрением. А улыбка Его была прекрасна. Эту задушевность даже ученики не всегда оценивали. Бывало и осуждали, когда, по их мнению, Учитель уделял слишком большое внимание незначительному человеку. Между тем, прекрасные сосуды открывались под такими улыбками. Также бывали осуждения за беседы с женщинами, но Учение было охранено, именно, женщинами. Также осуждали присутствие так называемых язычников, забывая, что Учитель пришел к людям, а не для одной секты.

Н.333. Урусвати знает причины особой системы наших собеседований. Несведущие скажут, что никакой системы и не существует, но имеется груда афоризмов; многое заносится в связи с текущими событиями; многое беспричинно повторяется. Так могут говорить люди, исходя из себя, но они не думают о необходимости ритма, который способствует расширению сознания. Невозможно разделить беседы по формальному заданию.

Мыслитель утверждал, что каждое доброе деяние будет ритмично.

Н.363. Даже те, которые пишут о влиянии мысли, не желают понять все неизбежное и непоправимое воздействие их собственных мыслей. Человек имеет странную особенность: он согласен признать действия чужих мыслей, но совершенно забывает о судьбе своих, – так человек относится небрежнее всего к себе. Считаю, что пора вместо лекций применить к себе строгий режим.

Н.528. Мы учим говорить с каждым по сознанию. Мы не хотим унизить собеседника, но лишь предусматриваем многие земные специальности. Даже языки различны, еще больше различаются познания.

Чтобы говорить по сознанию, нужно прежде всего выслушать собеседника, ощутить его излучения и понять его намерение. Не забудем, что люди распались на бесчисленные специальности, и спасительный синтез уже не принят в образовании. Люди иногда мечтают о физическом всемирном языке, но забывают, что прежде надо подумать о духовном взаимопонимании.

У людей сложился особый вид проповедников, который не считается с мышлением слушателей. Из-за такого высокомерия происходит непоправимый вред. Скудные проповедники не понимают запросов слушателей, они велят верить, забывая, что вера есть следствие знания. Но сами они лишены не только такого знания, но не имеют и магнетизма. Говорю не только о проповедниках, но и о школьных учителях. Простое указание о беседе по сознанию вызывает множество злотолкований. Печально, но нужно сказать, что нередко люди начинают говорить по своему сознанию, происходит это, прежде всего, от неуменья выслушать.

Друзья! Научитесь выслушивать, и тем легче подойдете к собеседнику. Конечно, при расширенном сознании легко понять особенности собеседника, но такая степень провидения может быть встречена редко, и потому воспользуйтесь обычными мерами человечности. Взаимоуважение близко живет от сострадания.

Мыслитель учил плести цветочные гирлянды: "Нашедший прекрасное сочетание цветов найдет и полезное сочетание людей".

Н.553. В обиходе всегда кто-то знает больше других, но по человечности он не будет чваниться и укорять других в неведении. Наоборот, он приложит все старание, чтобы внести знание по человечности. Мы уже давно говорили о беседах по сознанию, такие беседы по сознанию можно назвать человечными.

Н.687. Во время бесед с друзьями устанавливайте точное значение упоминаемых понятий. Различие пониманий ведет к раздорам. Многие философские системы распадались именно вследствие неточных пониманий. Так, многие не понимают различия между неведением и невежеством. Они думают, что оба понятия синонимы, потому могут получаться печальные недоумения.

Н.704. Даже простой механик понимает основы приложения энергии, тем более мыслитель должен усвоить применение своих качеств. Так говорим о Надземном, исходя из свойств человеческой природы. Так в беседах о совершенствовании жизни применяйте самые обыденные сравнения. Народ может быть лучшим слушателем, если ему сказать в простых словах. Простое слово есть великий дар.

Мыслитель говорил: "Найдите самое простое о Великом; только через простые врата входит любовь".

Н.737. Не забудем, что лишь очень сильные умы могут мыслить свободно, но средние мысли очень стеснены эманациями отрицаний. Это обстоятельство нужно иметь в виду при беседах о положении науки. Теперь нужно всеми силами утверждать необходимость освобождения науки.

Н.779. Урусвати знает, что беседа по сознанию – трудное искусство. Ни знание, ни чувствознание, но чувство сердечности помогает понять, каково сознание собеседника.

На Аполлония из Тианы бывали нарекания в том, что он ведет поучения противоречиво; последнее неверно. Учитель никогда не противоречил основам, но согласовывал содержание по сознанию собеседника для лучшего усвоения. Учитель предпочитал беседы по одиночке, чтобы найти слова наиболее доступные. Он говорил, что речь, произнесенная для множеств, не будет убедительна, ибо противоречивые сознания будут убивать друг друга.

Такая система принималась и другими философами Греции. Платон предпочитал позвать на прогулку лишь одного ученика, и такие беседы были особенно значительны. Он сообщал сведения о Надземном Мире особенно осторожно. Он знал, что сообщение не по сознанию может быть вредоносно; при этом такой вред может быть непоправим.

Он изучал сознание учеников на своих несложных примерах. У каждого имеется индивидуальное сознание, и только любящее сердце может почуять, что вошло и усвоено в глубинах сознания.

 

1.345. Что же касается тех, неготовых, то и им можно сильно помочь, если говорить по сознанию. Этим путем можно зажечь внутренние огни, которые дадут им силу двинуться своими ногами. Поэтому беседы обо всем продвигающем безусловно полезны. Светить можно словом, светить можно мыслью, и действием каждым, и каждым движением своим. Каждое действие светоносца светоносно по существу, какого бы плана оно ни касалось и как бы ни выражалось оно.

3.173. Лучше – слов меньше. Мы не сторонники словоизвержений. Много людей, у которых действия заменяются словами и словами же исчерпываются. Не уподобьтесь. После многих сказанных слов неизбежно ощущение израсходованной попусту силы. Беседы о духовном хороши, но, во-первых, они должны подчиняться известному ритму, во-вторых, не нести на себе печати празднословия. Когда вместо подъема замечается после них упадок сил, беседа была празднословной. На вопросы хорошо отвечать, если вопрос не случайный, но выношен устремленным сознанием и, так сказать, вызрел! Лучше слова заменять делами!

3.188. Раскрытием себя ставим себя под удар. Беседа пусть будет безличной и на каждое слово пусть будет наложен контроль. Зачем говорить все, что знаете, когда можно сказать лишь известную часть. Замкнитесь духовно, если созвучия не состоялось. Надо себя оберечь.

3.189. Все ли говорил вам? Не поставил ли щита сдержанности и молчаливости между мною и вами? Беседы ведя, все ли выкладывал вам, что знал о предмете? Давал по сознанию. Отвечал на вопросы, но говорил не более того, что надо было сказать. Так поступайте и вы.

3.584. Созвучие сознаний создается аурой и соответствием, а также и сотрудничеством в прошлом. Приложим старание к тому, чтобы беседа состоялась. Собеседование – это более высокая форма Общения. Хочу видеть вас побеждающим себя постоянно, всегда и во всем, что касается жизни духа. Высшее Собеседование может быть постоянным.

4.247. Многое изменится в жизни общества. И лектор, читающий о чистоте или нравственном совершенствовании, читая лекцию, на экране, чистотой своих излучений, будет свидетельствовать о том, что он имеет право на то, чтобы поучать других. Также и ложь оратора немедленно отразится на стоящем за ним экране. Придется говорить только правду. Сейчас это трудно представить, но наука к тому приведет.

5.388. Даже в обычной беседе можно почуять подъем или утрату силы, а тем более последнее заметно при отдаче огня.

5.454. Можно сказать без ошибки, что «сколько умов, столько и миров». И два человека, беседующие рядом, могут иметь в сознании своем представления об окружающем их мире столь же различные, как различны полюса Света и тьмы.

6.125. Кто сказал, что для того, чтобы поделиться Светом, надо о нем говорить. Свет излучает аура, а излучения передаются и воздействуют молча. Научимся молчаливому даянию. Проповедь отошла в прошлое, лекции об Учении тоже. Остается жизнь и слово живое. Но слово, произносимое молча, сильнее произносимого языком. Молчаливая жертва сильнее. Молчание двигает, в то время как слово может пролететь мимо. И не всякое слово или слова можно всегда сказать вслух. Но молчаливая вибрация Света, передаваемая излучениями ауры, никогда не остается без следствия. В молчании и молчанием можно больше сказать и сделать, чем сделает сотня пустословов и болтунов.

7.507. Беседы на духовные темы очень полезны, но при условии творческого взаимообмена энергий. Тяжелое чувство после разговоров о высоких материях получается оттого, что для одной стороны – это трата огненной энергии, а для другой – трата слов, хотя и высоких, но все же только лишь слов. Таких разговоров лучше избегать.

9.289. Хорошо взять себе за правило говорить на определенные темы только тогда, когда вас спрашивают, и при этом избегать всякого навязывания. Проповедь отошла, осталась жизнь. Беседы вести надо осмотрительно и давать не больше того, что заключает в себе вопрос.

  

Из писем Е.И. Рерих.

 

Перед нами годы упорной борьбы, но прекрасной борьбы, конец которой предрешен. Потому следует тщательно осмотреть доспехи наши и закалить сталь нашего меча. Необходимо всегда иметь наготове данные щиты, ибо имеем на каждый случай. Запишите и вызывайте в памяти, как можно чаще, каждую защиту и что дает вам каждый щит. У вас их больше, нежели число учреждений, они покрывают всю вашу культурную деятельность. Упражняйтесь в этом вместе, ведь каждый сотрудник может проявить находчивость и осветить с новой неожиданной стороны крепость щита. Прекрасно и в высшей степени полезно заключать беседу подобными упражнениями. Можно даже персонифицировать вражеских вопрошателей и отвечающих защитников. (13.10.30)

На лекции приходят, именно, как Вы говорите, люди неподготовленные и часто просто любопытствующие. Искренне ищущему и стучащемуся двери открыты, от него самого зависит воспринять, сколько он может. (6.5.34)

Важно проводить в жизнь просветительные, культурные идеи без зазывания и навязывания книг Учения. Тем более, что принципы и идеи, выраженные в них, не носят на себе какой-либо исключительной печати и все они прекрасно укладываются в понятие Живой Этики. Много тем для лекций и рефератов можно заимствовать из книг Учения Жизни. Итак, основное правило – не зазывать и не навязывать. Если важно поднять и расширить сознание могущих идти в ногу с эволюцией, то подымать его можно, пользуясь лишь доступными им методами и образами, постепенно расширяя эти представления до мировых масштабов. Конечно, понимаю, что трудно это постоянное снижение своего сознания до уровня большинства, но у нас остается великая радость возможности черпать из неубывающего Источника знания и красоты.

Руководители групп должны не только читать лекции, но, именно, совместно обсуждать возникающие вопросы по Учению. Но нужно, именно, задавать вопросы. Сама знаю, как труднее всего вызвать учеников на вопросы по существу. Они любят, чтобы учитель сам предложил нечто на обсуждение и сам же разъяснил. Но важно вызывать вопросы, ибо лишь по предложенным вопросам можно судить о направлении и уровне сознания. Также нет лучшего упражнения и для самого руководителя. Часто ученик затронет вопрос с самой неожиданной стороны и тем даст учителю возможность проверить и свое понимание. Ведь учитель вырабатывается. Именно, уча мы учимся. (17.8.34)

Мы никогда не зазываем и никому не навязываем книг Учения. Все наши общества являются прежде всего культурно-просветительными учреждениями, где читаются лекции на всевозможные темы, интересующие членов, также даются концерты, и, по возможности, учреждаются курсы по различным отраслям искусства, религий и наук. Ведь именно, просвещенное сознание помогает восприятию истин Учения «Живой Этики». Не может примитивный, некультивированный и недисциплинированный ум охватить и понять космическую всеобъемлемость Учения, идущего от древнейших времен, от самых Истоков Знания и Света. (8.9.34)

Простые душевные беседы на тему Учения гораздо полезнее всяких лекций и ритуалов. Собирайте кружок горящих сердцем, которым нужна не оболочка, не шелуха, но живоносное зерно. Часто трехминутная беседа даст больше, нежели двухчасовая лекция. Но очень разбирайтесь в подходящих. И действуйте своим именем, своей инициативой. (16.1.35)

Нужно учиться вести беседы без вражды, но дружелюбно оценивая своего собеседника. Именно вести их с ТЕРПЕНИЕМ и уважением к противнику, не допуская ни раздражения, ни насмешки и проч. недостойных приемов. В каждой беседе нужно уметь жертвовать собою, своим знанием, не кичиться своею просвещенностью. Помните, как в Учении сказано, что лишь напыщенность невежества любит разложить по окошкам сухие веточки своего знания, но истинно знающий не боится отрезать ломоть своего знания там, где оно может подавить и принизить собеседника. Таким образом, и канон «Господом твоим» есть проявление самопожертвования, без которого ничто не может быть достигнуто. Большое заблуждение приравнять его к непротивлению злу. Если хотите, примите этот канон как проявление милосердия. Итак, канон «Господом твоим» вполне совместим, именно, с противлением злу. Можно пресекать зло разными способами, и чувствознание должно подсказать пределы возможности применения данного канона. (26.1.39)

 

       Вверх