Выписки из Агни Йоги и Граней Агни Йоги
И.342. Индивидуальность и самость – как рождение и смерть. Образование
индивидуальности являет зарождение Нового Мира, тогда как самость может
глядеться на мертвые вулканы Луны. Сотрудничество есть корона индивидуальности,
но бич самости – жало скорпиона. Можно ли полагаться на самость? Но истинная
индивидуальность содержит в себе основу мировой справедливости. Нам нужно
собрать индивидуальности, ибо новый алмаз нуждается в резьбе, но самость должна
пройти через многие воплощения.
Н.444. Вообще, основание индивидуальности нужно осознать, особенно в настоящее
время. Люди стремятся все уравнять и обобщить, но природа в каждом явлении
показывает индивидуальность. Поняв щедрость этой основы можно легко мыслить о
естественном продвижении. Можно во всем признать ценность индивидуальности.
1.318. Личность человека в отдельном его воплощении – только бусина на ожерелье
бессмертной, перевоплощающейся триады, представляющей истинную индивидуальность
человека.
1.329. Ходить надо научиться на собственных ногах и плавать в своем челноке.
Большинство предпочитают чужие. Но избранные Мои предпочитают свои. Это
необходимо для того, чтобы охранить сферу одной высшей индивидуальности от
смешения со сферой индивидуальности другого человека. «Звезда от звезды
разнствует бо во Славе». Индивидуализация форм проявленного мира – основа
эволюций. Это не эгоизм, не себялюбие, не самость, но утверждение эволюции
духо-монады. Каждая из Великих Индивидуальностей имеет свой Луч. Под этим Лучом
когда-то зажглось сознание тех, для кого Пославший свой Луч является их
Космическим Отцом. Так нужно понять и усвоить новую пару противоположностей:
утверждение индивидуальности при осознании братства и братского единения
сознаний и значение коллектива в процессе эволюции человеческого общества.
Ложный индивидуализм так же вреден и несостоятелен, как и обезличивание
индивидуальности. Надо найти линию гармонического сочетания между этими двумя
понятиями: братства и индивидуализации сознания. Так индивидуальность и братство
могут жить вместе. Цветы на лугу разные, но красота луга от этого лишь
возрастает.
2.100. Вид умирает, но род живет. Именно смертью вида обусловлена жизнь рода, а
смертью отдельных людей – жизнь человечества. Жизнь и смерть – стороны одной
медали. И каждый может повернуть ее той или другой стороной. Бессмертие духа
достигается и утверждается смертью и уничтожением той временной формы, через
которую он уявляется. Три смертны. Бессмертная, перевоплощающаяся
индивидуальность человека – поверх трех и всего того, что в них происходит.
2.363. Личность, как таковая, ограничена кругом одной жизни. Индивидуальность
захватывает и включает в себя все. Достичь жизни сверхличной – значит утвердить
бессмертную, перевоплощающуюся индивидуальность свою и перенести сознание в ее
сферу. К чему качество духа и работа над ним, если имеется в виду только одна
жизнь – работа бесцельна. Но когда заложено знание того, что каждое маломалейшее
усилие в деле утверждения желаемых качеств духа даст свои плоды в жизни этой, а
главное, в будущих жизнях, то смысл и значение этих трудов приобретают аспект
необходимости, и следствия их – непреложности для духа, утверждающего эти
качества. Так проведение более длинной линии будет знаком бессмертия духа.
2.489. Личность и индивидуальность различаются между собою как Свет или тьма,
свобода или рабство, жизнь или смерть, конечность и Беспредельность.
2.492. При каждом воплощении на земле бессмертная индивидуальность человека
облекается оболочками, совокупность которых составляет его личность. Цель
существования очередной личности на планете – это собрать нужный материал опыта
для перевоплощающейся индивидуальности человека, для Бессмертной Триады, чтобы
обогатить ее новыми накоплениями и дать этим возможность более полного
проявления на тех высших планах бытия, где пребывает Триада, освобожденная от
тесноты связывающих ее низших оболочек. Это и есть цель, назначение и смысл
человеческой личности. Сама по себе она не является самоцелью, но лишь
средством, орудием, инструментом для достижения цели более высокой и
значительной. Все, что связано с личностью человека, не может заменить ему
многовековой разнообразнейший опыт его индивидуальности, на жизненной нити
которой личности нанизаны, как отдельные бусы. Вся индивидуальность обычно не
может проявиться в рамках отдельной личности и потому проявляется только
частично. Личность в силу чисто физических ограничений редко бывает
выразительницей всех накоплений индивидуальности. И только там, на плане
бессмертных, вспыхивают все накопления бесконечных веков, всеми огнями своих
достижений. Личность – орудие Бессмертной Триады, и как таковая –
исполнительница ее начертаний, ее воли, приближающих ее к полному и
сознательному слиянию со своей Бессмертной Триадой еще на земле, пока еще в
теле. Выражение «быть взятым на Небо живым» и означает это растворение личности
и слияние сознания ее с сознанием высшим, с сознанием индивидуальности, что
означает достижение ступени непрерываемости сознания при переходе Великих
Границ, то есть в момент смерти человека, когда умирает его тело, в котором
уявлялась его личность и с которым часто она отождествляла себя.
2.547. И еще будете учиться ощущать избранную Индивидуальность поверх оболочек
той личности, в которую она облечена в данном воплощении или в последнем своем.
Уход личности с плана земного означает лишь то, что ее уже нет на земле, но
совсем не означает, что Индивидуальность, которая проявилась через данную
личность, прекращает связи свои с тем, с кем установлены они были при жизни. Ни
любовь, ни преданность, ни все прочие высшие чувства не кончаются от того, что
сброшено тело, и не прерывается связь, если она была установлена поверх чувств
обычных. Ничто не кончается, но продолжается все в будущее, на ту долготу
расстояний, на которую были заброшены дальние якоря.
3.31. Индивидуальность не (есть) личность и самость, которые замкнуты кругом
интересов одного воплощения. Индивидуальность, поднимаясь над цепью отдельных
инкарнаций, их обнимает, все их включая в себя. Смена рас коснется каждой
индивидуальности, сметая эфемерные построения личных мирков и утверждая явление
перевоплощающейся, Бессмертной Индивидуальности человека. Помогаю скорее узреть
Правду Космической Жизни, в ней утверждая бытие своего духа. Осознание будущего
и своего места в нем – не в личных мерах. Готовность Указуется как условие этого
осознания, но не в своем представлении от сегодня. Будущее не втиснуть в рамки
настоящего, а индивидуальность в личность данного воплощения. Потому Указуется
расширение сознания до орбиты индивидуальности и отказ от личного,
ограничивающего ее малою, тесною сферой.
3.74. Не ради удовлетворения простого любопытства даются страницы из Книги их
Жизней, но для того, чтобы укрепить и усилить связующие с ними нити и дать
возможность увидеть их Индивидуальность, скрытую под покровами тех личностей, в
которых они проявлялись в различных своих воплощениях. По отдельной одной
странице невозможно изучить содержание всей книги, так же трудно иметь
представление об истинной Индивидуальности человека, если судить о ней только по
одному воплощению. Личность выражает только малую часть Индивидуальности. А так
как и личность обычно познается отрывочно и весьма несовершенно, то можно
представить себе, как же искажаются в сознании людей Облики Духов Великих.
Потому, чтобы иметь правильное суждение, надо подойти ближе и под покровами
личности человека стремиться познать его истинную Индивидуальность. Подобно тому
как под внешней, физической формой скрыт внутренний человек, за каждой личностью
стоит ее истинная Индивидуальность, непреходящая, бессмертная, перевоплощающаяся
и воплощающаяся в каждой отдельной личности пока только частично, только частью
своих свойств, и никогда не выражающаяся во всей своей полноте на этой ступени
эволюции жизни в теле земном.
3.219. Личностей столько, сколько воплощений, но Индивидуальность, включающая их
все, одна. Нельзя, погружаясь в сознание временной и преходящей личности,
ощутить Бессмертную Индивидуальность свою, со всеми ее накоплениями. Вечное
сочетается с временным лишь при условии, если первенствует не временное и личное
в человеке, но то, что бессмертно. Утвердить господство и первенство духа над
всеми его оболочками будет победою вечного в человеке над временным,
космического над личным, Индивидуальности над преходящею формой отдельного
воплощения. Можно отметить, как у Духов Великих Индивидуальность заслоняла собою
их личность, оттесняя ее на задний план и тем давая возможность Индивидуальности
выявлять себя более или менее ярко в выполнении миссии данного воплощения.
Индивидуальность Духов Великих сияет в веках, личное же стирается временем, ибо
даже при их жизни сведено на ничто. Когда личность становится выражением
Индивидуальности, открываются возможности космических достижений.
3.293. Только душу свою, то есть личность свою, потерявший может ее, то есть уже
бессмертную Индивидуальность свою, обрести. Здесь личное и Космическое не
сочетаются. Именно надо умереть, чтобы воскреснуть к жизни сверхличной,
обуславливающей беспрерывность сознания, то есть сознательное бессмертие.
3.389. Мало об этом знать, надо научиться жить жизнью сверхличной и интересами
целого так, чтобы личность как самоцель и самодовлеющее начало перестала иметь
свое прежнее значение, но, не перестав существовать, влилась бы как созвучное
гармоническое явление в сферы сверхличного сознания, то есть чтобы личность
превратилась в Индивидуальность и слилась с нею. Жизнью сверхличной, жизнью
своей Бессмертной Индивидуальности жили все Великие Духи, полагая душу свою,
личность свою за мир, хотя бы это и достигалось Ими ценою великих страданий и
даже смерти того, что люди называют личностью в человеке. Именно этим путем
сохраняли они свою Бессмертную Индивидуальность, которая росла и укреплялась в
огнях испытаний. Оба полюса жизни: земной и надземной – совмещали Они в своем
понимании, являя этим ступень биполярного сознания.
3.446. Полюбить беспредельные сферы пространства и жить в них сердцем и мыслью
сверхличной – значит утверждать жизнь в Триаде своей Бессмертной
Индивидуальности. Труд, освобождающий от мыслей о себе, есть благо. Придите ко
Мне, но отвергнув себя, свою самость, свое личное «я». Человека в каждом видеть
Хочу, но не богатого или бедного, красивого или урода, банкира или клерка,
сапожника или фабриканта, больного или здорового, мужчину или женщину,
разнорабочего или директора, принца или бродягу, имеющего власть или не имеющего
ее. Придите все, но отбросив земные различья. Подходите духом и в духе.
3.453. Когда Говорю – «Мы вместе с тобою достигнем победы», Имею в виду твое
высшее «Я», твою Бессмертную Индивидуальность. Каждый день упражнять себя можно
в умалении и подчинении низшего «я», распиная его на кресте жизни. Зачем ждать
испытаний, зачем давать рычаг или бич в руки Кармы, когда можно быть и судьей, и
господином, и владыкой себя. Когда Повторяю – «Чем хуже, тем лучше», в Мыслях
Имею малое «я», угнетаемое, преследуемое и утесненное в жизни земной, чтобы было
тем легче отделить его от своей Индивидуальности и тем скорее способствовать
сознательному расчленению проводников. Истинно, никому не нужны переживания,
страдания и эмоции низшего «я». Вот почему так отягощают нас и свои и чужие
тягости личного порядка.
3.606. Слова «Я сам по себе ничто» относятся к личности, но Индивидуальность, за
которой стоит Отец, унижаема быть не должна. Ее возвышая и утверждая,
утверждаете Сына в себе, рожденного не от земного, но от Космического Отца.
Когда Владыка Говорит «сын Мой», Космическое Отцовство свое утверждает. Реально
для сознания то, чем себя окружает. Окружение настоящего момента – наилучшее для
проявления и усвоения тонких энергий, но при условии, если сознание не слишком
отдается явлениям обыденности, погружаясь в них и как бы приклеиваясь к каждому.
Их хорошо представлять как бы происходящими за кисеей и отделенными ею от
непосредственного и прилипчивого контакта с сознанием. Говорю о явлениях
внешних. Нельзя в них погружаться. Пусть между всем, стремящимся поглотить в
свою сферу, встает Образ Владыки как Защита от магнетизма притяжений земных.
4.16. Бессмертная Индивидуальность – в зерне, личность – внешняя шелуха. И когда
сознание переносится в сферу своей Триединой Индивидуальности, то есть в зерно
(духа), становится оно (сознание) непрерываемым. Это ступень Архата. Говорим,
как расчленить оболочки и их функции и отделить их от Высшей Триады, в сфере
которой сосредоточивается жизнь Индивидуальности. Понять различие между
личностью и Индивидуальностью – значит зажечь светильник истинного познания.
Душу свою потерявший ее обретет. А душа – это личность и личное «я» и ее
элементы. Потеря души, то есть личности, означает обретение или нахождение
Индивидуальности, то есть своего высшего «Я». Само по себе существование
оболочек бессмысленно и бесцельно. К чему им существовать, если обречены на
уничтожение? Ведь, кроме опыта и отложений в Чаше Индивидуальности, от них
ничего не остается после каждого очередного круга воплощения.
4.34. Ученик – значит преображающий, себя преображающий, свое малое «я» в «Я»
большое, смертную личность свою данного воплощения – в Бессмертную
Индивидуальность Высшей Триады.
4.50. Личность – только орудие Индивидуальности, ее инструмент, ее слуга для
собирания нужного знания и опыта на ниве земной. Много личностей использовала
для этой цели Триада, собирая жатву земных воплощений. И вожжи и руль в руках
Индивидуальности, то есть узда духа на всех чувствах, мыслях и действиях слуги
своего, личности данного воплощения и всех последующих за ним в будущем. Опыт,
опыт, опыт и знание – вот цель, единственная цель, ради которой живет малая и
временная личность. И хорошо, когда еще при жизни ее сознание начинает
возвышаться и сосредоточиваться в Бессмертной Триаде, делая личность только
исполнителем своих указаний. К чему борьба между Высшей и низшей дуадой, когда
здесь, уже на Земле, победить можно и подчинить выявления личного начала своему
высшему «Я». Перенесение всего сознания в сферу непреходящего и будет победой
над личностью малой. Личность большой быть не может, ибо ограничена в своих
выявлениях несколькими десятками лет. Если же личность становится большой и
великой, то лишь постольку, поскольку Бессмертная Индивидуальность человека,
проявляющаяся через личность, свободно и беспрепятственно может выявлять свою
скрытую сущность, свой опыт многих прошлых существований, нетленные накопления
духа. Когда Познавший Говорит: «Я сам по себе ничто», – Имеет в виду Он смертную
личность свою, временную, малую, ограниченную телом и прочими условиями земного
существования. Так надо духом и сердцем понять смысл жизни личности малой, чтобы
полнее ей овладеть и подчинить ее той великой задаче, ради которой одной ей дана
жизнь на Земле. Отрешение от личного начала, овладение им и перенесение сознания
в Бессмертную Индивидуальность свою будут наитруднейшими достижениями духа.
4.67. Для огненного тела нужно оформление. Оно – носитель Индивидуальности, оно
– символ устойчивости подвижности огня. Устойчивое пламя может быть таковым
только под нагнетением. Чем больше нагнетение, тем больше устойчивость. Высшие
качества духа – атрибуты этого тела света. Их утверждая, оформляем его. Ради
него можно все претерпеть, все муки рождения, ибо оно есть вечный, неумирающий
носитель Индивидуальности. Можно заботиться о всех оболочках, но все они
смертны, но цель их существования – собрать элементы, идущие на построение тела
огня. Процесс нескончаем, ибо эволюция огненная беспредельна. За оформлением
следует дальнейшее бесконечное усовершенствование его.
4.70. Возможности сознания много шире личной или даже Индивидуальной памяти, ибо
первая помнит данное воплощение, да и то довольно плохо, вторая – цепь своих
воплощений. Но сознание проникает в то, чего нет в памяти обоих: ни в личной, ни
в памяти перевоплощающейся Бессмертной Индивидуальности. Потому Наша забота о
сознании, его качествах и способностях. Ясновидение, яснослышание, яснообоняние
и все прочие ясночувства есть атрибуты сознания, но не памяти.
4.80. Пусть подбрасывается что угодно, Бессмертная Триада, в которую переносится
сознание, не может пострадать ни от чего внешнего. Как бы ни страдала личность,
Индивидуальность неуязвима, недостижима, до нее нельзя дотянуться, ее не может
коснуться ничто. В нее и переносится сознание. Это цитадель духа.
4.418. Индивидуальность порождается личностью, но не одной, а целым их рядом,
каждая из которых приносит новые элементы опыта и знания, идущие на построение
Бессмертной Триады. Личности – это строители Индивидуальности. Индивидуальность
обычно выражена в личности неполно. Память о прошлом и о всех личностях, в
которых воплощалась Высшая Триада, сосредоточена в этой последней, так как все
прочие тела, или проводники, – временны, на одно воплощение. Это следует
осознать прочно. Физическое, астральное и ментальное тела создаются только на
одно воплощение и сбрасываются Высшей Триадой последовательно. Дух проходит
через смерть физического тела, астрального и ментального. Все эти тела –
временные оболочки духа. Бессменно тело огненное, носитель Высшей Триады –
Индивидуальности человека. Сознание переносится в Нее, когда огненное тело
оформлено. Это происходит постепенно, пока отдельные личности собирают для нее
элементы бессмертия, столь нужные для оформления огненного тела – носителя
высшего «Я».
4.476. Отречение от себя, от своей личности есть утверждение своей Бессмертной
Индивидуальности и достижение ступени жизни сверхличной. Личность – это только
орудие, инструмент, слуга Индивидуальности, служба которого заключается в том,
чтобы собрать для нее, для своего властелина, нужный опыт земной и знание. Это
единственная цель и смысл существования личности. Житие для себя, для интересов
самой личности, как таковой, бессмысленно и нелепо, ибо все, связанное с
личностью, умирает, и от нее остается только лишь тот духовный материал, который
Индивидуальность может приобщить к своим нетленным накоплениям. Каждый поступок,
чувство и мысль можно различать, оценивать и анализировать по этим признакам, то
есть по тому, идут ли они в сокровищницу Индивидуальности или же подлежат
разложению, уничтожению и смерти вместе с физическим, астральным и ментальным
трупами, оставляемыми каждый раз в обороте цикла каждой инкарнации.
4.531. Наступающая Огненная Эпоха идет под Знаменем Владык, на котором три мира
соединяются обнимающим их кругом в один. Сфера объединения – сознание человека.
Это объединение является величайшим знаком Эпохи. Тогда личное сознание
заменится сознанием Индивидуальности, объединяющей в своей окружности три мира:
земной, астральный и огненный. Человек, утвердившийся в синтезе трех и не
скованный ограничениями личного сознания, перешагнет через его границы. Все три
мира будут доступны и открыты сознанию, которое сохранит память не только о
пребывании в Надземном и не только будет видеть и знать все три мира, но по
непрерываемой цепи индивидуального сознания или осознания своей
Индивидуальности, в которой и будет жить, удержит память о прошлых воплощениях и
личностях, в которых Она проявлялась. Смерти не будет, ибо Индивидуальность
бессмертна. Смена оболочек будет рассматриваться столь же естественно, как и
смена одежды. И соответственно переменится жизнь и внутренняя, и внешняя.
Изменение произойдет, прежде всего, в сознании человека и отразится на всех его
построениях и творчестве. Полем встреч трех миров остается человеческое
сознание, но при трансформации его в сознание сверхличное, то есть осознание
своей Бессмертной, перевоплощающейся Триады, в которой сосредоточена
Индивидуальность человека. Личное растворится в сверхличном, и временная,
смертная оболочка станет выражением высшего «Я».
4.556. Личность – это только временный собиратель опыта и знания для пославшего
ее в мир плотный, для Триады, для Индивидуальности, которая не умирает. В этом
смысл и назначение личности. Решение в том, чтобы, мудро сочетав в своем
сознании временное и вечное, преходящее и непреходящее, личность и
Индивидуальность, предать личность на служение Индивидуальности, Бессмертной
Триады в себе. Даже подводя итоги прошедшему дню, можно заботливо отобрать
крупицы ценных нахождений и без сожаления отбросить всю временную шелуху, столь
ненужную и отягощающую на пути в Беспредельность. Не так уж трудно увидеть эти
ценности духа среди миража очевидности, если упорно желать их найти.
4.561. Личность становится полноценной, когда осознаны смысл и значение ее
существования и связь с Индивидуальностью. Осмысленное или бессмысленное и
бесцельное существование зависит от этого.
5.20. Мы Стремимся вызвать, утвердить и усилить в учениках осознание, возможно
полное, не временной личности в каждом, но вневременной Индивидуальности. Мы
Стремимся расширить это осознание и протянуть цепь действий дальше, за пределы
одной, данной жизни. Всеми мерами и всеми способами Поднимаем сознание над
уровнем личных переживаний в ту сферу, где личность, как таковая, утрачивает
свое самодовлеющее значение и перестает существовать как самоцель. Цель Наша –
на самой жизни заставить понять смысл и значение Индивидуальности и то, ради
чего существует личность. Когда взаимоотношение личности и Индивидуальности
понято правильно, Путь Жизни найден, осознана узкая тропа, ведущая в Жизнь.
5.27. Необходимо иметь в виду, что карма преследует цель всестороннего
гармонического развития Индивидуальности и поэтому в каждом воплощении ставит в
такие условия, когда развивается и крепнет определенная способность или
качество. Они должны вырасти и утвердиться, хотя бы на это потребовалось
несколько воплощений. При этом растут не только положительные качества. Очень
плодоносны процесс сознательного закладывания зерен желаемых качеств или
особенностей характера и твердое знание того, что этот труд даст в будущем,
далеком или близком, свои результаты. Сознательность и четкое мышление требуются
во всем.
5.223. Индивидуальность, заключенная в личности, пребывает в ней как в темнице,
связанная личным сознанием, в то время как в действительности должно быть
наоборот, то есть личность должна заключаться в Индивидуальности как ее часть,
данная ей для того, чтобы собрать плоды опыта и знания в данном воплощении для
Бессмертной перевоплощающейся Триады – носительницы Индивидуальности. Это
собиратели на ниве земной жизни, знающие, что временное существование дается
человеку для вечности, чтобы войти в нее со всеми накоплениями духа, собранными
за многие жизни. Смысл временной жизни тогда в данном теле приобретает особое,
глубокое значение, и человек становится тогда путником Великого Пути. «Не
временные мы, но беспредельные» – так говорит мудрость тысячелетий.
5.333. Жизнь – это борьба. В высшем аспекте – это борьба за Свет. Воля в этой
борьбе является постоянно действующей силой. Когда воля Индивидуальности
сливается с Волей Учителя и становится с нею единой, то приобретают Они особую
мощь. Воля Учителя, слитая с Космической Волей, – получается цепь, или провод
передачи силы по линии Иерархии. «Не Я, но Отец, пребывающий во Мне, Он творит»,
– так выражена формула взаимодействия воли индивидуальной с Волей Ведущего
Иерарха.
5.451. Ответственность за мышление и поступки ложится на индивидуальность –
носительницу каждой последовательно воплощенной личности. Личность давно
успокоилась в гробу со всеми своими отличиями и удостоверениями, но носитель ее
продолжает свое существование в Мире Надземном, пожиная следствия ее земной
жизни и неся ответственность за то направление, которое умершая личность дала
своей Индивидуальности. Личность и ее интересы оформляли будущие следствия, в то
время как должно было быть наоборот. Когда личность ничто, когда я сам по себе
ничто, но дух, пребывающий в ней, он направляет течение жизни и руководит ею,
тогда, и только тогда, личность может осмыслить ту роль, которая ей дается духом
для продвижения духа.
5.493. Личность умирает вместе с телом, следовательно, личное сознание дальше
порога смерти не взять. Забота о том, как подняться над сознанием личным,
коротким и ограниченным, и утвердиться в сознании, не прекращающемся с умиранием
тела. Для этого во внутреннем мире своем отделим элементы непреходящего от
всего, что сопутствует нам и дается только на данное воплощение. Скажем,
мужество или страх, устремление или пассивность, преданность или неверность
можно с собой пронести из прошлых воплощений и, их усилив или ослабив, взять
дальше в будущее, в новое воплощение свое на Земле. Значит, качества духа суть
элементы непреходящего, или, скажем, связь с Учителем Света, которая, не
прерываясь, продолжается из жизни в жизнь. Таким образом, во внутреннем мире
своем можно отобрать то, что переходит вместе с человеком из одного тела в
другое и что не умирает одновременно с телом. Любовь или ненависть, друзья и
враги не исчезают со смертью плотной оболочки. Все это элементы непреходящего.
Словом, характер человека – это то, что он переносит с собою из прошлого и с чем
уходит в будущее. Можно внимательно и тщательно отметить в себе эти неумирающие
свойства индивидуальности с тем, чтобы определить в себе и отделить в себе
временное от вневременного. Эта разница двух противоположений становится
особенно явной, если представить себе, как в смертную телесную оболочку, скажем,
жалкого труса и ничтожества вдруг входит бесстрашный герой, сильный духом, не
знающий поражений. Как резко изменяются сразу все действия и поступки человека,
который только что являл собою полное ничтожество. Такими сравнениями и
размышлениями на подобные темы можно в себе установить то, что живет в человеке
независимо от той оболочки, которая его облекает, но которая яро зависит от
сущности обитателя этой оболочки. Расчленение в сознании своих проводников,
вернее, понимание сущности каждого много может продвинуть человека к осознанию
своей непреходящей Индивидуальности. Такому же тщательному анализу подлежат и
астральная оболочка и ментал. Можно представить себе себя самого владыкою или
полным хозяином своего астрала, или человеком, обладающим блестящими ментальными
способностями. Все это показывает, что, хотя обладатель их, дух, остается все
тем же, оболочки его могут меняться и совершенствоваться без конца и что
достижения эти остаются неотъемлемым приобретением его Индивидуальности, которая
не умирает, хотя бы она и не достигла ступени непрерываемого сознания, то есть
фактического бессмертия. В действительности Индивидуальность бессмертна, но
осознания этого бессмертия еще нет благодаря прерываемости нити сознания.
5.495. Утверждение в себе тех или иных положительных качеств духа и есть
утверждение бессмертия, ибо качества эти с телом не умирают, но относятся к
разряду бессмертных накоплений Индивидуальности. Высшая Триада живет и
преуспевает этими качествами, дающими ей возможность сознательного проявления на
Высших Планах Бытия. Именно накопления позволяют проявляться сознанию в тех или
иных сферах, в зависимости от природы и свойств накоплений. Кто что принес, тем
будет и жить.
6.70. Служители Общего Блага отбрасывают личные мерки и протягивают в будущее
сущность своих дел, устремлений и мыслей за пределы круга обреченности, то есть
жизни личности на Земле. В этом уявляется уже не личность, но Индивидуальность,
даже в том случае, когда человек, отрешившийся от себя и живущий ради людей, не
отдает себе отчета в происходящем. Но зато его Индивидуальность растет и
накапливает элементы бессмертия, которые обогащают Бессмертную Триаду для все
более и более яркого и сознательного проявления в Высших Сферах Надземного Мира.
6.235. Смысл и значение Индивидуальности, Бессмертной перевоплощающейся Триады,
тоже надо познать, чтобы из личности малой и смертной, в Нее, Бессмертную,
перенести центр своего существования. Царство Триады – не от мира сего, то есть
не от мира личности, не от личного мирка, в котором проживает и прячется от
Беспредельности обычный человек.
6.257. Личность есть временная оболочка духа, который облекается в нее, чтобы
выполнить свое назначение и задачу очередного своего воплощения. Личность
умирает, но Индивидуальность остается, и если сознание перенесено в нее, то этим
осуществляется непрерываемость сознания, то есть фактическое бессмертие духа.
Дух каждого человека бессмертен, но, пока это не осознано и сознанием не
перенесено из личности в Индивидуальность Бессмертной Триады, понятие бессмертия
остается абстрактным, теоретическим. Но Те, Кто Заповедал идею бессмертия духа,
фактически Достигли его и Знали, о чем Говорили.
6.291. Если же знать, что дух человека бессмертен и что труд обостряет, утончает
и накапливает способности и таланты человека, и, отлагая нетленные,
неуничтожаемые временем накопления в Чаше, он кристаллизует в ней сокровища его
перевоплощающейся Индивидуальности и что смертная личность его – только
временный слуга его Неумирающей Триады, то все, творимое человеком, приобретает
глубочайший смысл и значение. Таким образом, смысл или бессмыслица жизни зависят
от знания человеком основ.
6.296. Индивидуальность не ограничена одним воплощением, в течение которого
живет личность, и дела индивидуальные – явления большой длительности. Именно
длительность, захватывающая века и тысячелетия, служит отличительной
особенностью Наших дел и Наших начинаний. Ведь Мы Живем, сознательно Живем в
вечности, и, чем больший период времени захватывает Наша деятельность, тем ближе
она Беспредельности. Мы Стремимся перенести ваше сознание на план непреходящего,
который связан с Бессмертной Индивидуальностью человеческого духа. Чтобы из
временных стать беспредельными, надо сознание перенести в Беспредельность и
духом подняться над преходимостью временных условий, в которых и которыми живет
личность человека при его воплощении в плотное тело. Как напряженно Стремились
все Великие Духи, имена которых отмечены в истории человечества, вырвать
сознание людей из малого мира личных переживаний и открыть им Новый Мир будущего
и непреходящего, уводящего их в сферы Космической Действительности.
6.384. Расчленим свойства и особенности личности и Индивидуальности и подвергнем
анализу ту и другую. Личность – это внешний человек, его социальное положение,
работа, семья, отношение с людьми и его психический мир, наполненный
подробностями текущей жизни, его симпатии и антипатии, к ней относящиеся, его
изменяющиеся Сканды и внешний налет воспитания и образования – словом, в
значительной мере все то, что обычные люди подразумевают под обычным человеком.
У большинства этот внешний человек и преобладает в своем выражении. Но есть
люди, у которых преобладает Индивидуальность, или внутренний человек, владыка
над внешним. Индивидуальность – это скрытый человек в человеке, это то, что
облекается внешним человеком, его личностью, чтобы эта последняя могла выполнить
поставленную перед ней задачу очередного воплощения. В ней заключены все высшие
качества духа, могущие сохраняться для проявления и на Планах Высоких. Все
высшие импульсы и устремления идут от нее. Она не умирает со смертью своих
оболочек, но собирает через каждую все, что могут они дать в каждом из
соответствующих им миров. Мы заинтересованы жизнью Индивидуальности, Ее ростом и
развитием, которые часто идут вразрез с желаниями и устремлениями внешнего
человека и его интересами. Обычно бывает и так, что нечто весьма тяжкое и
неприятное для личности полезно и нужно для Индивидуальности. С каждым новым
воплощением Индивидуальность растет и накапливает столь нужные ей элементы
непреходящего. Наши люди – это те, у кого выражение их Индивидуальности уже
превалирует над их временной личностью и ее обычными земными интересами. Когда
было Сказано: «Царство Мое не от мира сего», – имелись в виду Бессмертная
Индивидуальность и мир Ее проявлений. Она может полно и ярко выражать сущность
свою в мире земном, и тогда имеете явление Духов Великих, выполняющих
сознательно свою земную миссию. В сущности говоря, каждый человек приходит на
Землю, имея определенное задание. Но часто смертная личность, погружаясь всецело
в земные интересы и блюдя только их, забывает о высшей задаче, о миссии жизни
своей, ради чего она только и воплотилась, и тогда все воплощение проходит
бесцельно, не принося намеченных следствий. Очень полезно тщательно рассмотреть,
какие именно особенности и свойства присущи и характерны для Индивидуальности
человека, чтобы дать им пищу и возможность развиваться. Личность – это только
слуга и, если хотите, раб Индивидуальности.
6.506. Личность есть форма проявления Индивидуальности. Но Природа не считается
с формой жизни, обрекая каждую на уничтожение для того, чтобы жизнь могла
продолжаться. Преемственность форм образует цепь звеньев жизни. Звенья меняются,
цепь непрерывна. Личность есть орудие Индивидуальности, служащая для того, чтобы
Индивидуальность могла с ее помощью расти и развиваться. Для блага и роста
Индивидуальности не имеет значения, страдает или наслаждается счастьем та
личность, которая служит Ее высшим целям. Ей, то есть Индивидуальности, надо,
чтобы она могла собрать через посредство личности все разнообразие человеческого
опыта, который дает и может дать жизнь. Для этой цели Она вынуждена облекаться в
форму личности, дабы через нее соприкасаться с земным планом и всем тем, что
может он дать в смысле опыта и знания духу. Надо в себе отделить преходящую
смертную личность, имеющую право прожить на Земле определенное количество лет,
от своей Бессмертной перевоплощающейся Индивидуальности, чтобы, расчленив
смертное от бессмертного, перенести сознание в сферы непреходящего и достичь
этим путем состояния непрерываемого сознания, то есть фактического Бессмертия.
Личность, самость и астрал связаны тесно. Все они смертны. Бессмертна только
Индивидуальность. Если сознание переносится в Ее сферу и прочно утверждается в
Ней, то и личность, и все прочие оболочки как бы пронизываются высшим сознанием,
когда оно отождествляет себя уже не с ними, но с высшим началом в себе, со своей
Индивидуальностью, со своим высшим «Я». Огненно надо запечатлеть в земном
сознании это понимание непреходящего, бессмертного, вечного начала в себе,
памятуя о нем непрестанно и зная, что Безмолвный Рекордер в себе, Вечно
Смотрящий, – бессмертен и что Он и есть истинное «Я» человека, а остальное, вся
жизнь на Земле – сон преходящий, не оставляющий после себя ничего, что мог бы
взять Он с собою, за исключением знания и опыта, преображаемого в плотном мире и
других преходящих мирах через те временные оболочки, в которые Он облекает себя
для достижения этой цели, включая сюда и смертные личности своих бесчисленных
воплощений.
6.508. С одной стороны, бессмыслица суеты, краткость земного существования и
смерть личности, с другой, глубокое значение и ценность земных воплощений и
накопление через них опыта и знания, столь нужных для развития и роста
Индивидуальности. Эти противоположности необходимо понять и уравновесить в
сознании. Ценно каждое мгновение жизни земной, если оно целеустремленно и в
соответствии с тем, ради чего дух воплощен на Земле. Сами по себе, как самоцель,
все земные дела человека лишены смысла. Но как необходимое и неизбежное условие
эволюции духа они оправданны, нужны и ценны необычайно.
6.541. Личность сама по себе не самоцель, но средство для достижения цели. Все
ее страдания и переживания нужны и ценны постольку, поскольку помогают они
расширять понимание, чтобы через посредство этих многих личностей, в которых
воплощается Бессмертная Индивидуальность, постичь Ее сущность и сознательно
слиться с Ней воедино, то есть перенести сознание в Ее сферу. Другого смысла и
цели существования личности нет, ибо она умирает и родится взамен нее новая в
каждом последующем воплощении. Только опыт, собранный ею, остается в Чаше
Индивидуальности навсегда. Чаша не есть достояние личности, но Индивидуальности.
7.114. Коснуться сознанием жизни своей Бессмертной Индивидуальности – значит
войти в атмосферу вечности. Личность рождается и умирает, равно как и тело, но
то, что их порождает и дает им жизнь, продолжает существовать либо в них, либо
вне их. Элементы Индивидуальности складываются веками, облекая зерно духа все
новыми и новыми накоплениями. Эти элементы можно собирать и наслаивать
сознательно, устремив все свое существо на утверждение в себе непреходящего.
Именно надо понять, что есть непреходящего в человеке, и отделить непреходящее
от всего, уносимого временем. Даже в жизни обычной не составляет труда отмечать
накипь и сор внешних условий от истинных ценностей духа. Служение Свету и
заключается в их накоплении в сознании и отложении этих нахождений в Чаше. Ведь
Чаша одна для всех воплощений.
7.181. Индивидуальность стоит на страже завоеваний человеческого духа. Очень
надо понять различие между личностью и Индивидуальностью. Со смертью человека
личность его умирает, паспорт и удостоверение личности утрачивают свою
юридическую силу, но Индивидуальность остается и сознательно или бессознательно
продолжает жить. И если центр жизни духа был перенесен в сферу Индивидуальности
еще при жизни в теле, переход в Мир духов совершается при полном сознании, не
прерывая его. Это и будет бессмертием духа.
7.283. Будем учиться в себе различать личность свою и Индивидуальность. Все
преходящее сосредоточено в первой. Личность, не подчиненная Индивидуальности и
живущая только собою, – Ее враг.
7.348. Интересы личности приходится приносить в жертву интересам
Индивидуальности. Ведь часто они диаметрально противоположны. При правильном
понимании личность – слуга Индивидуальности, а не наоборот. Иногда надо личности
хорошо пострадать и помучиться, чтобы принести Бессмертной Триаде сияющую
жемчужину ценных нахождений, иногда пройти путем преодоления трудностей и
препятствий, чтобы умножить кристаллы накопляемых в Чаше огней.
7.599. Личное можно даже приветствовать, если оно служит Индивидуальности
человека, ради которой оно только и существует. Это малое «я» не помнит и не
может помнить о прежних существованиях, ибо память о них является
принадлежностью Индивидуальности. Не может оно рассчитывать и на будущее, ибо в
каждом последующем воплощении бывшая личность заменяется новой. Будущее – это
сфера проявления энергий Индивидуальности через новые личности, в которых она
выявляет себя для собирания знаний и опыта. Великие люди оцениваются
человечеством по степени и силе сверхличного начала, заключенного в них,
совершенно независимо от того, верят ли эти оценщики в бессмертие духа и
существование перевоплощающейся Индивидуальности в человеке.
7.685. Что же мое? Бессмертная Триада, выражающая Индивидуальность, с Ее
неотъемлемыми накоплениями, собранными через временные и смертные личности на
протяжении всех земных воплощений.
8.160. Личное начало может быть совершенно освобождено от самости, и тогда оно
становится послушным орудием Индивидуальности. Ведь Ее цель – служить высшему
«Я» человека, собирающему через посредство этой личности материал, дающий
возможность сознательного выявления Индивидуальности на Высших Планах бытия.
Если в данном воплощении личность такого материала не собрала, Индивидуальности
нечем жить будет в Надземном и нечего будет пожать от земных трудов человека.
Земная жизнь может быть настолько бесплодной, что целая страница такого
воплощения, то есть все оно целиком, вычеркивается из Книги Жизни. Смысл
воплощения – в собирании элементов, дающих человеку право на бессмертие.
Личность как таковая живет и исчезнет, ибо живет только одно воплощение, но
Индивидуальность, пожиная от трудов, собранных личностью, продолжает жить,
накопляя сокровища опыта и знания, получаемые от каждого нового воплощения
каждой новой личности, которая является выражением тех или иных свойств
Индивидуальности. Полнота сущности духа заключается в его Индивидуальности. Цель
личности – служить своему высшему «Я».
8.267. Человек проживет и умрет, дав жизнь новой личности, развивающейся из
зерна духа в каждом новом воплощении. В потомстве продолжается жизнь формы, в
каждом новом рождении, при каждом новом воплощении – жизнь зерна духа, дающая
новую личность, новую ветвь на древе Бессмертной Индивидуальности. Именно как
центр активности энергий можно рассматривать человека. Каждый выявляется
по-своему, индивидуально. Именно в человеке индивидуализация сущности достигает
своего высшего выражения. Познать самого себя – высшая цель человека.
8.305. Ядро духа вечно и неуничтожаемо. В процессе бесконечной эволюции форм, в
которые он последовательно облекается, наслаиваются и кристаллизуются отложения
всего, через что проходит очередная форма, пока не достигается ступень
человеческого сознания, результаты жизни которого дают возможность постепенного
формирования Индивидуальности. Зерно духа остается неизменным, но растут
наслоения. Личность умирает в каждом воплощении и рождается с новым вновь, но
Индивидуальность собирает в Чаше плоды опытов каждого воплощения для уже
сознательного проявления Бессмертной Триады в соответствующих Ей сферах. Это и
будет победою духа над временностью оболочек, облекающих его и сменяющихся при
каждом новом приходе на Землю. Перенести сознание из оболочек в область
Бессмертной Триады будет великим достижением духа.
8.542. Как же умерить смертную, временную, личность в себе и подчинить ее
велениям Индивидуальности? Мыслью можно создавать, и мыслью можно разрушить
любое психическое построение. Мыслью действовать нужно. Мыслям нельзя позволять
течь произвольно и беспорядочно, перепархивать от одной никчемности к другой.
Слишком много всего, о чем следует думать и думать целеустремленно, чтобы еще
терять время на никчемные и случайные мысли. Мысль окрашивает своим цветом ауру
и дает тонус всему организму. Позволительно ли, чтобы воздействие мыслей было
предоставлено самотеку. Ведь это и будет тем, что называется распущенностью
мышления. Распущенность эта заключается не только в допуске нечистых мыслей, но
и в беспорядочном и бесконтрольном течении хаотических мыслей, зависящих от
совершенно случайных условий. Контроль очень нужен. Мышление должно быть
монолитным. Йога жизни требует овладения мыслью. Она требует, чтобы мысль была
выражена кратко, четко и ясно, нагромождение лишних слов только затемняет
основную мысль и ослабляет ее. Следует научиться и мыслить, и говорить кратко,
четко и ясно.
8.559. Уже замечали не раз, как самые тяжкие или неприятные и огорчающие
обстоятельства оказывались очень полезными для роста духа. Но понимание
полезности у Индивидуальности и малого «я» различно. Мало радости получать удары
судьбы или жить в суровых и трудных условиях, но они закаляют дух, делают его
сильным и стойким.
8.576. В мир каждый человек приходит, принося с собою поручение от своей
Индивидуальности, от своего высшего «Я». Это поручение дух берет на себя
сознательно и в глубинах своих знает его даже тогда, когда облекается в плотную
оболочку. Ведь дух, воплощаясь, берет на себя совершенно определенное задание,
ради выполнения которого он и приходит на Землю. Яснее говоря, он должен выучить
определенные уроки, приобрести определенный опыт и выдержать связанные с этим
испытания. Вся жизнь земная состоит из таких испытаний, и подъем вверх по
лестнице духа является обязательством человека по отношению к своей Бессмертной
Триаде.
8.591. Жизнь земная дается для того, чтобы ею жить, яро извлекая полезные уроки
и знания и умножая свой опыт. Невозможно переоценить значение опыта и нужность
его для роста Индивидуальности. Каждый день можно провести с пользою, что-то из
него извлекая, это и будет истинным ученичеством и пониманием того, что жизнь –
это лучшая школа.
9.36. Великие Духи Были бессмертны, ибо Отождествляли Себя не с личностью,
которая обречена на смерть, но со своей Бессмертной перевоплощающейся
Индивидуальностью, которая одна для всех воплощений и которая ярко и огненно
выявлялась во временной личности, облекавшей Их Дух.
9.296. Малой смертной личности нет места в Космосе. Потому личное заменяется
индивидуальным, и не личность, но индивидуальность имеет свою часть в
беспредельности. Потому Мы Хотим, чтобы Наши ученики не отягощали себя личными
переживаниями самости, но по мере роста сознания приобщались бы к жизни
сверхличной. Потому Мы Хотим, чтобы они отделяли временное от непреходящего и
научились собирать и накапливать элементы бессмертия. Люди смертны, и, однако,
бессмертие духа – факт. Мы Указуем пути к достижению бессмертия.
9.385. Пробить скорлупу ауры – значит выйти из личной тюрьмы на свободу. Не
может быть никакой свободы, пока индивидуальность заключена в замкнутом круге
личности и личных интересов. Мысли о себе замыкают этот круг накрепко. По таким
затворам и сидят люди как в плотном, так и в Тонком мирах. Выйти на простор
можно лишь при условии освобождения от цепей самости и приобщения к жизни
сверхличной. Все, кто живет для блага других, для блага народа, человечества и
поставил свое малое «я» на службу другим, постепенно сбрасывают путы и дают
возможность выявляться своему высшему «Я», своей Бессмертной Индивидуальности.
Дух бессмертен и вечен. Элементы бессмертия собираются человеком сознательно и
целеустремленно, накапливание их обогащает Индивидуальность и позволяет
переносить сознание в ее сферу. И тогда высшее «Я» заступает на место конечного,
малого, смертного «я».
9.388. Степени выявления индивидуальности различны. Усмотреть внутреннего
человека сквозь его внешнюю форму и временные покровы трудно необычайно, ибо
внутреннее заслоняется внешним. Жизнь достаточно продвинувшегося духа можно
рассматривать как постоянные усилия индивидуальности утвердить себя и свои
особенности и свойства в мире физическом. Внешнему человеку отводилась чисто
служебная роль исполнителя воли и решений властелина внутри. Для практического
применения необходимо понимать, какие принципы участвуют в выделении астрального
тела, какие – ментального, какие – огненного. Что умирает при первой физической
смерти человека, что умирает при сбрасывании астральной оболочки и как и что –
при сбрасывании ментальной? В чем заключается бессмертие и какие виды его
достигаются духом? В чем они состоят? Все это надо изучить и усвоить, чтобы
избежать всякой неопределенности, неясности и туманности. Инструментом
познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как
физического, так и психического, зависит успех его продвижения в эту чудесную
область беспредельных возможностей духа. Усовершенствование духа идет
параллельно с утончением и усовершенствованием тела. Ученики Наши проходят этот
сложный процесс. Процесс естествен и потому занимает длительное время,
охватывающее не одно воплощение. В школе обычно люди учатся годы, Наши ученики –
века.
9.509. Сознание, искренне и пламенно устремленное, не нуждается в чужих
проторенных дорогах, оно избирает путь свой. Особенность и своеобразие этого
пути указывают на умение плыть в собственном челне. В этом проявляется
индивидуальность накоплений. Учитель Советует не ходить исхоженными дорогами, но
идти своим путем. Узка тропа, ведущая в жизнь.
9.538. Личность и личное допустимы на пути Света только тогда, когда они
полностью и всецело отдаются на служение Индивидуальности. Так же несовместимы
служение себе и служение людям.
9.598. Полноотдачею себя Владыке обуславливается получение. Чтобы получать, надо
отдать себя полностью. В духе отдача, и в духе получение. Но надо, чтобы отдача
была сознательной и добровольной. Может возникнуть вопрос: как же так, все надо
отдать, а что же останется? Останется вечное, неотъемлемое достояние человека –
Бессмертная Триада его, его истинная Индивидуальность, его высшее огненное «Я».
Это и есть сам человек, не преходящий в веках. Все остальное – лишь временные
одежды, тесные и преходящие. Отождествить себя с Бессмертной и Вечной Триадой
своей – значит достичь ступени непрерываемого сознания. Это есть высшее, чего
может достичь человек на Земле, и тогда ничего земного не нужно, не нужно вещей,
не нужно имения, не нужно ничего из того, чего так яро домогаются люди. Ибо
Царство Мое не от мира сего, и тот, кто входит в него, отрешается от себя и
земной собственности.
10.7. Временная смертная и преходящая личность человека столь же нужна и
необходима, как и его Бессмертная перевоплощающаяся Индивидуальность, ибо именно
личность собирает для Индивидуальности элементы бессмертия и материал для
сознательного проявления Индивидуальности в Высших Мирах. Надо лишь прочно
усвоить значение, смысл и роль личности смертной. Если считать ее только лишь
средством, орудием для достижения точных, определенных целей Индивидуальности,
то смысл существования личности приобретает особое значение.
10.323. Непередаваемо словами чувство надземной свободы, когда кончается власть
земной кармы. Для этого очень важно, чтобы все земные, телесные и животные
страсти были изжиты, ибо, неизжитые, они ввергают человека в круг воображаемых,
но очень ярких переживаний соответствующего страстям свойства и замыкают его в
сферу безысходности. Но изжившее их сознание не знает этой тягости. Оно
свободно. Земная малая личность растворилась в новом, расширенном понимании
своего высшего «Я». Оболочки четвертого и пятого принципов отпадают и остаются в
виде полусознательной шелухи. А высшее «Я», взяв от пятого принципа его
квинтэссенцию самосознающего себя «Я», объединяется в форме Бессмертной
Индивидуальности с шестым и седьмым принципами, образуя Высшую,
перевоплощающуюся, Индивидуальность человека. Чтобы этого достичь, так важно еще
на Земле освободиться от всех язв духа и подчинить воле астрал и все смертные
оболочки. Иначе четвертый и пятый принципы не выпустят человека из своих цепких
объятий.
10.567. Личность есть слуга Индивидуальности, или высшего «Я» человека, и притом
слуга временный, всего только на одно воплощение. Задача слуги в том, чтобы
выполнить задание высшего «Я» и собрать в данной жизни намеченный и даваемый ею
опыт. Завершив это поручение и передав все собранное Бессмертной Триаде,
личность, как таковая, становится ненужной и перестает существовать. Поэтому
результаты данного воплощения собираются в Чашу, а тот, кто собрал и выполнил
требуемую от него работу, просто перестает быть. Астральная шелуха, из которой
высшее «Я» забрало все, что было нужно, постепенно рассеивается в пространстве,
и от личности последнего воплощения остается лишь фильма пройденной жизни.
Вопрос этот сложен и требует глубокого понимания различия семи принципов,
образующих воплощенного человека, и осознания того, что именно является в нем
смертным и что бессмертным, что умирает и подлежит распаду и что представляет
собою его Бессмертную Сущность, его перевоплощающуюся Индивидуальность.
11.93. Личность распинается на кресте жизни во имя Бессмертной Индивидуальности
человека, высшей целью которой является служение людям, а двигательной силой –
любовь к ним. Именно мудрость понимания смысла Индивидуальности, ее задач и
интересов заставляет человека сознательно, без жалоб, ожесточения и с радостью
встречать трудности, препятствия, огорчения, боли и страдания, зная, что ради
слияния со своим высшим «Я» необходимо побороть, обуздать и подчинить свое
низшее «я» и овладеть им.
11.174. Каждый Планетный Дух Имеет свою ярко выраженную Индивидуальность, что не
мешает Ему быть частью, или жемчужиной, Венца Космического Разума, частью
неотрывной, неотделимой, членом Великого Небесного Коллектива, сохраняя при этом
свою Индивидуальность. Тайна единства во множественности является Основою жизни.
Отчасти она выражается в формуле «Я в вас, вы во Мне, Я в Отце, и Мы едины». Это
объединение происходит без утраты индивидуальности. Еще раз проведем
определенную границу между понятиями личности и Индивидуальности. Жизнь личности
распространяется на одно воплощение, затем она как таковая перестает быть, и все
ее оболочки распадаются, в то время как Индивидуальность, из сущности которой,
подобно многолетнему цветку, распустилась и жила определенная личность,
продолжает существовать, от времени до времени порождая новые цветки. Цветы
погибают, растение остается. Цветы – это личности, растение – Индивидуальность.
Потому Великие Индивидуальности, приходя на Землю в виде определенной личности,
так мало Считались именно с интересами своей личности, отдавая ее на растерзание
людям, лишь бы только запечатлеть возможно глубже в умах человеческих приносимый
на Землю Завет. Личность обычно служит себе, побеждающая или победившая в ней
Индивидуальность – людям. Личность умирает, Индивидуальность – бессмертна.
Бессмертие утверждается путем перенесения сознания в сферу Бессмертной
Индивидуальности.
11.452. Человек часто и многое забывает, особенно к старости, но не перестает
быть самим собою. Также и в Тонком Мире, освободившись от тела, он может очень
многое позабыть, но сохранить самосознание и не переставать ощущать себя самим
собою. Также сохраняет он свою Индивидуальность, сбросив тонкое и ментальное
тела. Оболочки, облекающие человека, не есть сам человек, но временная одежда
духа. И очень важно перенести сознание в область духа, чтобы утрата временных
оболочек не влияла. Все, что происходит в оболочках, конечно и смертно, все, что
накапливается в Чаше, являющейся достоянием Индивидуальности, не умирает и
сопровождает его во всех жизнях.
11.480. Основным условием восхождения духа остается формула: «Отвергнись от себя
и следуй за Мною». Индивидуальность, перевоплощающаяся из жизни в жизнь и
использующая личность, в которой она воплощается для собирания нужного ей опыта
и знания, бессмертна, в то время как личность умирает и сбрасываются
последовательно все временные оболочки, до ментальной включительно.
Индивидуальность человека заключается в его Высшей Триаде, состоящей из 7, 6 и
5-го принципов, являющихся носителем самосознания. Все остальное состоит из
элементов временных, и преходящих, и обреченных смерти. Потому бессмертие
достигается перенесением сознания из временных его тел, или оболочек, в сферу
Бессмертной Триады.
11.692. В каждом новом воплощении Индивидуальность, или Высшая Триада, получает
новое физическое тело, а также и всю низшую четверицу, включающую в себя и
физическую оболочку. Иногда в колыбели младенца лежат сущие дьяволята. В Чаше
отложены все накопления духа, и все элементы новой четверицы соответствуют им.
Там, где пребывала Триада перед новым воплощением, нет ничего, что позволяло бы
проявляться низшим накоплениям духа, но, возвращаясь в мир плотный, он получает
оболочки, дающие ему возможность выявлять свою сущность в созвучии со своими
устремлениями. В то же время новые оболочки, еще не отравленные темными
деяниями, дают духу и свободу выбора и возможность избрать другую линию
поведения, направленную не во тьму, но к Свету. В этом преимущество нового
воплощения: нет прежних условий плотного окружения, и оболочки новые – все можно
начинать заново и бороться со старыми нагромождениями, если дух того хочет. Одни
духи, проходя через очередные воплощения, идут по восходящему пути, другие – по
нисходящему. Но те и другие имеют свободу выбора и новые возможности двигаться в
желаемом направлении.
11.695. Говорят о бессмертии духа и надеются на бессмертие личности. Но ведь
бессмертна не личность, но Индивидуальность, или Высшая Триада, собирающая
результаты опыта каждого воплощения человека, выражающегося каждый раз в
рождении новой личности, умирающей и исчезающей по завершении этого воплощения.
Сбросивши тело и освободившись от низшей дуады, Бессмертная Индивидуальность
человека даже и не ощущает этой утраты, так как все ее бытие перенесено в сферу
Высшей Триады и выявляется на плане сверхличном.
11.699. Дисциплина духа есть неизбежная ступень на пути восхождения его по
лестнице жизни. Надо овладеть своей личностью и подчинить ее цели эволюции
Индивидуальности. Отказ от личного означает погружение сознания в сверхличную
жизнь. Тот, кто живет для блага людей – коллектива, общества, своего народа или
всего человечества, – живет во имя Общего Блага.
12.251. У Нас нет личной жизни самости, ее заменяет Индивидуальность, которая
энергии свои направляет на Общее Благо. Да, у Нас есть чувства особой
привязанности, устремленные к отдельным людям, но эти чувства поверх краткой
земной жизни отдельной личности. С близкими Нам духами Мы Связаны тысячелетними
узами непреходящей любви и привязанности и совместной работы. Потому Наше
Отношение прочно и неизменно.
12.634. Гармония. Какая великая мысль заключается в этом слове. Здоровый
человеческий организм являет собою гармонию всех царств природы и всех миров, в
нем заключенных. И не уподобляется ли индивидуальность человека отдельному
инструменту огромного оркестра, исполняющего величественную симфонию жизни, если
эта индивидуальность гармонично звучит в общем ключе, не нарушая его своим
разновесием.
13.324. Рост и развитие Бессмертной перевоплощающейся Индивидуальности человека
идет своим чередом, независимо от страны, места, народности, цвета кожи, семьи и
прочих внешних условий. Конечно, они влияют, то есть ускоряют или замедляют
эволюцию духа; но как водовороты, волны, ветер и бури не влияют, несмотря на то,
что они есть, на основное течение великой реки, так же и основное развитие
микрокосма человеческого, совершающееся под воздействием звезд, подчиняется
своим законам и не зависит от того, какие события происходят в мире. Сильные
Индивидуальности возвышаются над уровнем внешних условий и творят свою карму им
вопреки. Так Ломоносов поднялся над тем, что окружало его.