Инициатива
Выписки из Граней Агни Йоги и писем Е.И. Рерих
1.281. Ценим самодеятельность и инициативу – их легче приложить к тому, что уже
есть. Насилие над волей недопустимо, и потому приветствуем самостоятельное
решение приступить к воспитанию в себе и развитию воли. Условие первое – это
начинать с малого. Условие второе – не останавливаться ни перед какими
неудачами.
2.119. К чему нагнетать события со всей их сложностью и последствиями, когда
можно достигнуть тех же результатов под их знаком? Так можно взять инициативу в
свои руки и мысленно пройти через те или иные явления и испытания, переживая их
как бы в действительности. Жизнь не скупится на испытания, щедро их нагнетая. Но
руководство возможно взять на себя самого, видя, где слабые и неукрепленные
места в панцире духа. И мысленно проводя себя через испытания и условия, которые
могут их укрепить, пройти их победно.
4.172. Устремление и инициатива должны исходить от того, кто желает этого
сотрудничества. Многие ждут и ждут понапрасну. Ожидание без активного,
добровольного и самоотверженного устремления к совместной работе на плане
невидимости плотной результатов не даст.
15.159. Нехорошая привычка во всем идти на поводу. Это лишит инициативы,
предприимчивости и свободы воли. Надо стоять на собственных ногах, крепко
стоять. Но созвучие с Ведущим выразится в правильных действиях. Потому, прежде
всего, созвучие.
15.439. Нам нужны сильные духи, сильные независимо от того с Нами ли они вместе
или предоставлены на время самим себе. В Космосе Лестница Иерархии зиждется на
полной индивидуальной свободе и самостоятельности Духов, стоящих на Ней, при
полной гармонии и единстве стоящих. Свободой своею и независимостью надо
касаться Тех, Кто стоит выше: сотрудничество, но не подчинение, сыны Божий, но
не рабы. Рабскую психологию надо изжить. Она уявляется даже и в этом желании
постоянно на кого-то опираться, в отсутствии смелости и инициативы, и уклонении
от самостоятельных действий. Сам, сам, сам, все сам, за собственной
ответственностью и волей своею, но вместе со Мною в гармонии полной — это одно
из самых труднейших пар противоположностей для осознания.
14.228. Сон о кошке, вцепившейся когтями в ладони при попытке погладить ее,
характерен именно как предупреждение. И кровь от когтей, и старание выпустить ее
из ранок, и даже высасывание из кровоточащей глубокой царапины, чтобы удалить
возможный яд, показывают, что хотя опасность и не велика, но достаточно
неприятна и вызвана либо неосторожностью, либо неосмотрительностью, поставившей
под удар благодаря собственной инициативе. Часто получаем удары, вызывая их на
себя своей ненужной активностью. Равновесие тем хорошо, что не выпускает из
среды микрокосма энергии без необходимости. Это правильно, ибо злоба и тьма ждет
малейшей зацепки, чтобы за нее ухватиться.
Думаю, что вы не останетесь довольны моими краткими объяснениями, но мы должны
являть свою интуицию и свою инициативу, ибо нет истинного продвижения без
наличия этих качеств. Как вы, может быть, уже заметили, в Агни Йоге прежде всего
требуется духовное развитие, без которого все указания и все средства являются
наполовину, если не больше, недействительными. Потому от всего сердца позвольте
пожелать вам наряду с продвижением на физическом плане еще большего на духовном.
В этом вам всегда будет оказана помощь, хотя, м. б., она и не сразу будет
осознана вами. (28.8.31)
Очень хорошо, что вы пребываете в тесном и сплоченном круге, который взаимно
научится духовной дисциплине, действенному стремлению к подвигу и к радости как
к «особой мудрости». Вы знаете, как нужно хранить каждую инициативу и бережно
выращивать каждую возможность, ибо для стоящих перед Беспредельностью не может
быть ничего невозможного, как бы ни казалась трудна очевидность. Правильно, что
мышление ваше направляется к будущим поколениям, ведь лишь для будущего храним
мы Заветы Прошлого. (26.12.31)
На Ваш вопрос о том, «кроется ли самость в инициативе и там, где она проявляется
лишь на общее благо и служение?», отвечу – конечно, нет. Но человеческая природа
так сложна, что лишь очищенное чувствознание может различить чистоту побуждений.
Вот почему во всех учениях так настойчиво указывалось и указывается на развитие
чувствознания, без которого не может быть истинной духовности. В человеческую
природу веками внедрялось такое самообольщение, что не так-то легко вдруг стать
беспристрастным судьей своих побуждений.
Каждая деятельность ценится Вел. Учителями по той мере самоотверженности,
которую она в себе заключает. Потому ближайшие сотрудники должны проникнуться
сознанием самоотверженности в служении, и каждый должен действовать как лучше
при тех или иных возникающих обстоятельствах. Не нам судить, кто больше или
меньше сделал, важен тот внутренний огонь, который мы вкладываем в исполнение
порученной нам работы. Время – великий ваятель, и столько выясняется и слагается
в самые неожиданные формы. Истинный ученик живет сердцем, думает и судит сердцем
и, благодаря этому, он развивает в себе тот магнит, который притягивает к нему
всех подходящих, подчас даже отягощая его. Вот по этому магниту и нужно судить о
человеке. Магнит складывается и развивается многими накоплениями, и такой магнит
невозможно скрыть, ибо если даже простой магнит действует сквозь, казалось бы,
непроницаемые заграждения, то насколько же мощнее всепроникающая сила духовного
магнита! Потому прежде всего будем заботиться о своем магните и так разовьем
силу его притяжения, чтобы быть в состоянии передавать ее и другим, ощущающим
недостаток в ней. (17.8.34)
Часто трехминутная беседа даст больше, нежели двухчасовая лекция. Но очень
разбирайтесь в подходящих. И действуйте своим именем, своей инициативой.
(16.1.35)
Конечно, инициатива в принципе поощряется. Но имейте в виду, что инициативу
часто смешивают с проявлениями самости. Кроме того, без наличия суровой
дисциплины духа инициатива приводит к шатаниям и сводится к спазматическим
начинаниям, ни к чему не приводящим. Но все спазматическое осуждено на
разрушение, ибо строить на судорогах нельзя. Недаром в основу всех древних
Учений полагалась дисциплина или послушание. И в данном нам Учении очень
подчеркивается необходимость такой дисциплины. Что есть Иерархия, как не
дисциплина! (1937)