Выписки из Агни Йоги
Оз.ч.2.VI.18. Подумавший о брате ложно привяжет пуд к ноге своей.
Оз.ч.2.VII.19. Теперь закончим закон соизмеримости.
От несоизмеримости происходят разрушение, кощунство, ложь, предательство и все
безобразные явления.
Оз.ч.3.VI.6. Говорю о зависти. Из соревнования постепенно поднимается ехидна
зависти, в том же гнезде – ложь и лицемерие.
Об.94. Ложь в книгах должна быть преследуема, как вид тяжкой клеветы. Ложь
оратора преследуется по числу слушателей. Ложь писателя – по числу отпечатков
книги.
Об.102. Образование народа надо вести с начального обучения детей с возможно
раннего возраста. Чем раньше, тем лучше.
Нужно, чтоб в семьях был хотя бы зачаток понимания образования. После семи лет
уже много потеряно. Обычно после трех лет организм полон восприятий.
Тоже необходимо, чтобы слово выражало точную мысль. Изгоняются ложь, грубость и
насмешка. Предательство даже в зачатке недопустимо.
Об.178. Напомним о свойствах, совершенно недопустимых в общине: невежество,
страх, ложь, лицемерие, своекорыстие, присвоение, пьянство, курение и
сквернословие.
Об.179. Представим: видите человека, делающего вред, но имеющего искру
психической энергии; вы, конечно, начнете говорить о лучших свойствах
эволюционирующего человека. Ваш собеседник немедленно согласится с вами, не
относя к себе; так обычно бывает. Не мудро сказать ему, что он поступает дурно,
но можно сказать, что его действие не отвечает направлению эволюции. Нет ни
дурного, ни хорошего, но поступки его только нецелесообразны, и потому
непрактичны. Если ваш собеседник выдает себя за общинника, то разговор проще.
Тогда, как приверженцы общины, вы можете требовать охранения основ
эволюционности. Даже для племенных свиней требуются определенные условия жизни.
Как же человек, решающийся на подвиг социальной жизни, может оставаться в
прежних мещанских берлогах? Как же могут ложь или трусость жить под личиной
сотрудничества?
Об.190. Неужели люди наивно думают, что они могут скрыть ложь лишь наглыми
словами? Слова не стоят одного кивка головы. Полет выдает породу птиц. Хищник
издалека являет себя. Клекот орла не подобен соловьиной песне.
Об.191. Анализ, диагноз, контроль, кооперация, прогноз являются излюбленными
темами Запада. Мы также произносим эти термины. Казалось бы, в чем же разница?
Разница велика; для Запада эти темы составляют застольные беседы, в лучшем
случае, постановления, которые никем не соблюдаются. В Нашей Общине эти
наименования не произносятся, но ежечасно применяются в жизни.
Могут ли названные понятия применяться в жизни городов? Только что мы говорили
об отсутствии наблюдательности, при котором диагноз невозможен. Мы говорили об
отсутствии терпения, значит, анализ невозможен. Отсутствие мужественной
твердости исключает контроль. Ложь и лицемерие не допустят кооперации. Страх
затемнит всякий прогноз. Останется расставить самые длинные столы и хором
повторять полупонятные слова.
Об.205. Самое худшее – сказать ложное обвинение, ибо в нем и ложь, и клевета, и
предательство, и невежество.
Об.216. Остерегайтесь не имеющих времени. Ложная занятость, прежде всего,
указывает на неуменье пользоваться сокровищем времени и пространства. Такие люди
могут исполнять лишь первичные формы работы. Невозможно их привлечь к созиданию.
Мы уже говорили о лжецах сроков, крадущих чужое время, теперь скажем о мелочных
лентяях и скудоумах, заграждающих путь жизни. Они заняты, как сосуд, наполненный
перцем; у них всегда горечь от работы; они важны, как индюки, ибо пересчитывают
количество смрада куренья; они предоставляют место работы одурманиванию.
Выдуманы сотни предлогов, заполняющих щели гнилой работы. Они не найдут часа для
самого неотложного. В тупости своей они готовы стать дерзкими и отринуть для них
самое существенное. Они бесплодны так же, как и воры чужого времени. Следует
исключать их из новых построений. Для них можно оставить переноску кирпичей.
АЙ.132. Ужасная болезнь – самомнение и подозрительность. Первое порождает
тупость и невежество, из второго истекает ложь и предательство. Чутко нужно
разбираться в побуждениях сотрудников. Щит охраняет тех, кто может искренностью
озарения покрыть извилины темноты.
АЙ.146. Каждое ложное обвинение, подозрение и утверждение немедленно отягощает
пославшего. Неразумно надеяться, что последствия лжи можно отложить или скрыть.
Именно эти последствия, подобно обещаниям, врастают в карму для неотложного
изживания.
С.89. Остерегайтесь бессмысленного осуждения. Оно не только содержит свойство
разложения, но и отдает слабого осудителя во власть осуждаемого. Сердце слабое,
но жестокое может вызвать противодействие ауры осужденного. Притом обычно
судитель не силен сам, иначе он не нашел бы времени для осуждения.
Несправедливость осуждения, как и всякая ложь, ослабляет и без того ничтожное
сознание судьи самовольного, потому вред для него получается чрезвычайный, тогда
как неправедно судимый лишь выигрывает, усилив магнит свой привлечением новых
аур.
МО1.435. Ложь и тьма наполняют конец Кали Юги. Нужно понять это, чтобы не
обессилеть. Нельзя избежать темных дней, но лишь знание их причины даст терпение
пережить их.
МО2.251. Нужно уберечься от всякого невежества, ибо оно источник лжи, и ложь
есть преддверие тьмы. Умейте найти в сердце своем правду обращения к Единому
Свету.
МО2.439. Кощунство, прямое и косвенное, невозможно в утонченном сознании.
Никакая ложь не соответствует огню истины.
МО3.7. И завещано на Щите Света – честь, преданность и самоотверженность. Но
страшны рекорды тьмы. Да воздержится рука ученика от начертаний на этих
несмываемых скрижалях – ложь, лицемерие, предательство и самость.
АУМ.282. Лжец еще уверен, что его ложь не будет открыта. Убийца думает, что его
преступление останется тайным.
АУМ.435. Можно пожалеть, что многие языки для одного понятия уделяют разные
выражения, затемняя смысл. Например, ложь прикрывается притворством,
неискренностью, предательством, предубеждением, вымыслом и многим другими
выражениями, в корне которых лежит то же самое понятие лжи. Можно различать
разные степени, но основа будет неизменна.
Бр.351. Убогое сознание мирится с призрачною пустотою, но от такой пустоты
родится и пустота сознания. Живя в пустоте, люди становятся безответственными,
но каждая безответственность есть ложь. Жизнь во лжи есть пресмыкание перед
тьмою.
Бр.460. Много масок человеческих, но одна из самых отвратительных будет личина
единения. Нужно потонуть в грязи, чтобы посметь на такую ложь, чтобы показать
улыбку единения, а в глубине сердца таить гримасу злобы. Нужно представить себе
весь надлом духа, чтобы понять, насколько такой человек нарушает человеческое
достоинство.
Н.11. Обычно клевета невежественна, но сами взрослые люди не брезгают повторять
явную ложь.
Н.222. Не будем чрезмерно оправдывать недостойные поступки лишь недоразумением
или разноязычием. К сожалению, постыдные действия имели в основании злую волю и
зависть. Проследим, за что были преследуемы лучшие люди всех народов. Можно
усмотреть, что ложные обвинения были почти одинаковы и поражали своим
неправдоподобием. Сравним, за что изгоняли Пифагора, Анаксагора, Сократа,
Платона и других лучший людей, почти те же обвинения бросались им. Но в
следующие века последовало признание, как бы и не было поношения! Можно сказать,
что такие высокие деятели не умещались в людском сознании, и меч палача готов
был снизить слишком высокую голову. Перикл был снова призван, когда люди довели
его до слабоумия. Лишь в таком состоянии сограждане могли признать его равным
себе.
Н.254. Урусвати знает, как превратно толкуют спокойствие душевное, тот
внутренний мир, который порождает и мир всего сущего. Явление исканий мира
внутреннего должно приветствовать, ибо такое состояние облегчает и высшее
общение.
Люди приобретают спокойствие душевное и тем открывают себе доступ к лучшим
решениям. Все это должно быть достаточно известно, но имеются причины,
заставляющие обратиться и к столь известному предмету. Дело в том, что среди
искателей душевного спокойствия имеются и такие, которые наполнены особого рода
самостью. Они преисполнены ложною скромностью и полагают, что в ничегонеделании
они обретут желанное спокойствие. Они недурные люди и не делают зла, но и добро
их весьма скудно. Какое же спокойствие произойдет от бездействия! Истинный
внутренний мир подобен Нирване, когда все энергии напряжены настолько, что в
своем восхождении они объединяются.
Люди должны стремиться к внутреннему миру, но они должны принимать участие в
жизни. Можно найти в лучших Заветах, что и в битве можно хранить спокойствие. В
прекрасных образах преподано, как среди шума боя можно поучать и восходить
духом. Нужно напомнить тем, кто погружен в бездействие, что они своим путем
создадут ложную иллюзию спокойствия, но дух их не закалится и не преуспеет.
Мыслитель говорил: "Море бушует и волнуется, ибо стихии не знают высших законов,
но дух человеческий уже просветлен и даже в бурю может быть спокойным.
Внутренний мир есть подражание Божеству".
Н.295. Мы указывали, что могут быть времена хуже войны, таким временем будет
мнимый мир. Можно наблюдать, какое разложение вносится мнимыми понятиями,
получается массовая ложь. Люди в основание жизни полагают ложь, и не может
эволюция развиваться на почве лжи. Такая ложь не должна быть смешиваема с майей.
Последняя выражает относительность представления, но мнимость есть явление
извращения.
Так, если люди полны ненависти, но уверяют, что живут в мире, они останутся
лжецами. Нелегко смыть такую ложь. Она продолжается и в Тонком Мире. Пусть люди
подумают, имеют ли они право загрязнять и Тонкие Миры? Но человек не помышляет о
своей ответственности перед Вселенной. Не учат в школах о непрерывности жизни.
Нет такого школьного предмета, который бы помог уявить величие жизни человека.
Нет таких учителей, которые сказали бы об опасности мнимых понятий. Но все
Учения утверждают действительность явления мира.
Невозможно усвоить, что люди не стремятся к действительности. Они любят ложь,
которая прикрывает язвы разложения. Люди не желают понять, что ложь, ими
созданная, остается с ними.
Н.332. Правильно, что люди погружаются в грубость и ложь, но вместе с тем они
овладевают новыми областями знания. Нелегко сгармонизировать такие размахи,
потому будем любить человечество.
Мыслитель учил: "Полюбите не человека, но человечество".
Н.548. Урусвати знает, что жестокость, грубость, лицемерие и ложь препятствуют
продвижению человечества. Наука, гордая своими достижениями и преуспеяниями, не
помогает найти человечность. Искусство не повышает сознания – значит, в мире
неблагополучно.
Учения общественные указывают на основы продвижения и нигде не найти восхваления
четырех названных пороков, около всех указаний отмечается одно и то же
восхождение человеческого сознания. Самые крайние учения не превозносят ложь. Но
ни наука, ни искусство, ни религия не искореняют пороков, которые, как оковы
человеку. Нужно вспомнить, что и наука, и искусство, и религия способствовали
самым диким проявлениям. Даже некоторые философические общества рассуждают о
высших предметах и немедленно после предаются самым позорным порокам. Нужно
посмотреть в корень общественной болезни. Только оздоровление внутренней жизни
поможет повысить и общественные проявления.
Н.580. Нет предела скептицизму. Он касается одной стороной невежества, а с
другой является ложью. Не пройдет скептик над пропастью. Но найдутся и другие,
которые допустят Наше существование в тонком теле.
Н.701. Урусвати знает, как легкомысленно люди толкуют о готовности. Можно
подумать, что существует множество героев, готовых к самоотверженному подвигу.
Но на самом деле готовность бывает пламенная и бывает готовность прохладная.
Такие прохладные люди обманывают не только окружающих, но и самих себя. Они не
замечают, какую ложь они постоянно произносят, ухудшая свое положение. Поистине,
лучше состояние того, кто признается в неготовности, по крайней мере он может
совершенствоваться, но лукавец и хвастун закрывает себе путь к продвижению. Так
Мы должны напоминать о качестве готовности, только оно даст мужество
преодоления.
Многие говорят о готовности сотрудничать с Нами, но при малейшей трудности они
трусливо отступают. Одной из главных причин будет непонимание смысла жизни. Они
не задумываются о Надземной Беспредельности, они прикованы к миражу земному. Как
конь в загородке теряет спешность бега, так и узник Земли утрачивает способность
истинного продвижения.
Когда говорю о готовности, тем самым напоминаю о продвижении. Нужно быть готовым
к подвигу. Нужно научиться мыслить о подвиге предварительно земному подвигу.
Нужно уже совершить его мысленно, притом осмыслить подвиг с такой
непоколебимостью, чтобы претворение его в жизни было уже неизбежно. Только так
создается то живое сотрудничество, о котором произнесено столько слов.
Мыслитель говорил: "Не думаете ли вы, что прохладная готовность подобна капле
Нектара, растворенной в целом море?"
Н.734. Люди уже умеют отобразить качество мысли, но содержание ее еще не
уловлено. Приближается час, когда чуткие аппараты смогут запечатлевать точное
содержание мысли. Люди, мыслящие во благо общее, будут рады такому исследованию,
но все, живущие ненавистью, злобой, ложью, завистью, будут всячески
препятствовать такому открытию. Ученый, решившийся на такое открытие, вряд ли
будет назван другом современного человечества.
Н.890. Урусвати знает сущность самоосвобождения. Нельзя насильственно
освобождать. Врач может запретить больному некоторые его привычки, но коль
опасность минует, человек снова возвращается к своим обычаям.
Страх, раздражение, ложь, зависть, клевета и всякие враги человека должны быть
удалены, но без свободной воли невозможно их побороть. Иногда говорили, что
пороки должны быть изжиты, но люди стараются продолжать такое переходное
состояние и находят как бы оправдание своей медлительности. Потому лучше
заменить понятие изживания понятием самоосвобождение. Поистине, твердая воля
может, как меч, отсечь дурные привычки.
Н.942. Урусвати не терпит ложь. Лишь малейшая часть человечества борется против
лжи. Одни противоборствуют во имя нравственности, другие уже понимают
космический вред лижи. Действительно, если мысль и слово живут в пространстве и
на безмерных расстояниях излучают вибрации, то сколько мрачных, лживых
измышлений появляются и отравляют планету!
Также Мир Надземный страдает от человеческих измышлений. Но и сами лжецы
повстречают свои ядовитые посылки. Они поймут, как неизлечимо они заражают
пространство.
Нужно в школах сказать о космическом вреде лжи. Не только нравственные поучения
могут глубоко запасть в сознание, но научное указание на непоправимый вред
изменит мышление молодежи.
Так Мыслитель напутствовал: "Приветствуйте ярых борцов против лжи".