Бесстрастие

 

 

Список

 

Выписки из Агни Йоги  и  Граней Агни Йоги

  

Бр.285. Бесстрастие не есть бессердечие и безразличие. Когда люди читают исторические хроники, они не раздражаются, ибо эти записи принадлежат далекому прошлому, но опыт жизни научает, что почти все получаемые сообщения тоже относятся уже к прошлому. Также опыт подсказывает, что будущее может устремлять мысли вне раздражения и потрясения. Так лишь будущее освобождается от страстей. Из него рождается деятельное бесстрастие. Обычно люди упрекают за это понятие, смешивая его с самостью. Но, скорее, можно отнести его к справедливости, и только будущее, не засоренное мутью недавнего прошлого, может позволить умыслить разумно. Так будем очень разбирать значение многих понятий, незаслуженно униженных или вознесенных.

Н.738. Но не только сказанные противоположения удивляют неопытных. Можно приводить множество сопоставлений, которые могут показаться странными. Человек не должен впадать в страсти, но [и] не должен быть бесстрастным, – во всем можно сознать Золотое Равновесие, о чем сказано в глубокой древности.

 

1.230. Полноустремленность нужна. Добиться ее можно полнотой обращения к избранному Иерарху, наполнив Ликом Его мир свой. Чтобы увидеть, надо взглянуть, обратить свой взор к Владыке, воззреть на Него надо умеючи тоже. Слишком уж много предметов вокруг, вещей, чувств и мыслей мешают. Мешают они потому, что слишком уж много было уделено им внимания и сердца при допущении их в сознание. Уж лучше безразличие или равнодушие к ним, чем поглощение ими. Не разочарованность или отсутствие интереса к явлениям жизни, но некоторая степень бесстрастия нужна неотменно. И даже интерес пусть будет спокойным и уравновешенным. Равновесие устремления также нужно. Конечно, все это легко выполняется, если сопровождается любовью, которая одна лишь дает полноту общения. Отсюда завет – преуспевайте любовью и достигайте силой ее.

1.244. Астральный подход к Учению Света самый ненадежный. Астральный подход к Руководителю чреват многими неприятными неожиданностями. Ярым примером предательской сущности астрала служат слова: «осанна» и «распни Его». Суровость бесстрастия надо явить ужимкам астрала. Из них родится предательство, отступничество и уползание. Сотрудничество, основанное на личных чувствах, непрочно. Личность есть вместилище самости, несовместимой ни с подвигом, ни с самоотверженностью. Высшие качества духа – любовь, преданность, бесстрашие и другие – надо пронести поверх движений в астрале, иначе не утвердить их в себе.

1.352. Как часто радуются тому, что впоследствии приносит несчастье, и наоборот. Потому лучше утверждать равновесие и, поднимаясь над потоком бесконечных явлений, держать сознание поверх двухполюсных уявлений астрала, то есть утверждать истинное бесстрастие.

2.2. Посылаемые мысли содержат в себе четкую и ясную картину желаемого результата, причем элементы астральной природы из нее исключаются – мысль чиста, монолитна, бесстрастна. Будучи по вибрациям выше и тоньше мысли астральной, она нейтрализует последнюю и тушит ее. Это очень легко проверить на опыте, встретив вихри буйных эмоций астрала стрелой бесстрастной, холодной, сдержанной мысли. Как мыльный пузырь лопнет клубок астральных эмоций и поникнет бессильно (лохмотьям подобно) на ауре своего породителя. От необузданности астральных нападений надо защищаться умело, крепкою рукою держа клинок отточенной мысли. И не то важно, что говорится в этот момент, но что думается. Сила мысли не в ее эмоциональности, но в огненности высшего порядка. Огонь равновесия, спокойствия и бесстрастия – наивысший. Даже любовь без равновесия ослабляется спазматичностью, то есть неуравновесием энергетического воздействия.

2.9. Не привязывайтесь ни к чему, и вам нечего будет терять; не радуйтесь ничему, и не будете плакать. Не позволяйте астралу проявляться на одном из полюсов, и замолкнет противоположный его полюс. Это и есть основание бесстрастия и рычаг для подчинения астрала, ключ к власти над ним. … Отсутствие эгоистической радости не лишает человека ощущения радости сверхличной или радости космической. Они так же различны между собой, как Свет и тьма. Злорадство и радость самости недалеки друга от друга по природе. Бесстрастие достигается, когда замолкает астрал и движение в этой оболочке прекращается. Трудно бороться с астральным горем, но астральную восторженность или радость можно пресекать в самом их зарождении.

2.51. Бесстрастие не есть равнодушие, но власть над неуемными и беспрестанными движениями астрала. Ведь совершенно не важно, из-за чего волнуется астральная оболочка, ибо повод им всегда будет найден, но важно, чтобы воля постоянно держала его на узде.

2.290. Бесстрастие, то есть полное равновесие и даже безразличие к ожидаемому результату, занимает место страстного нетерпения или других чувств астрала.

2.296. Рано или поздно, но астрал должен быть обуздан. Интерес к его переживаниям заменяется полной незаинтересованностью, страстность – бесстрастием, беспокойство – спокойствием, движение – тишиной. И только тогда, когда движение в нем замолкнет, начнет звучать Голос, Который Говорит Без Звука.

6.495. Значит, ко всему ожиданному и неожиданному придется установить отношение активного, противодействующего бесстрастия, или равновесия. Пусть это будет проявляться в форме безразличия или равнодушия, лишь бы только оболочки остались спокойными и заградительная сеть не была прободаема воздействиями извне. Они преходящи.

9.586. Реакция полного спокойствия, или бесстрастия, на те или иные события в личной жизни дает в руки власть над собою, а, следовательно, в той или иной мере, и власть над самим событием. Человек, обуреваемый своими чувствами и переживаниями и не имеющий власти над ними, бессилен управлять и явлениями, их вызвавшими. Равновесие – это сила, перед мощью которой не может ничто устоять. И не к изменениям внешних условий, стремящихся нарушить спокойствие духа, надо стремиться, но к утверждению равновесия, которое и даст в руки возможность управить и нежелательными условиями.

12.321. Поэт, прозревший этот закон, сказал: «Хвалу и клевету приемли равнодушно». К этому можно добавить: не привязывайся ни к чему – и тебе нечего будет терять; не радуйся малым эгоистическим радостям, если не хочешь огорчаться; не очаровывайся также ничем, если хочешь избежать разочарований и не веселись слишком, чтобы не плакать, то есть храни полное равновесие и бесстрастие, когда на одном из полюсов базарная марионетка начинает свой танец, чтобы дергать сознание и заставить его изображать жалкую роль ярмарочной куклы-паяца, реагирующей на все по мере того, как дергают веревочки, которыми она связана и которые приводятся в движение чьими-то чужими руками.

13.22 А. Дисциплину духа поймем как дисциплину мысли и чувств и как обуздание деятельности всех оболочек. Власть утверждается твердой рукой, сурово и решительно. Не может быть никакой пощады к пожирателям сил духа. Вступаем на ступень практического бесстрастия, когда уявления астрального порядка в жизни дня исключаются полностью. Действия как таковые остаются по видимости теми же, но астральное начало из них извлекается полностью.

Бесстрастие

Алфавитный перечень                                                                                                                                       

 Выписки из  Граней Агни Йоги

16.110. Без земного нельзя, но цель земного – в Надземном, но не в Земле. Когда энергия духа отнимается от вещей и явлений, в которые она вложена, теряют они свою ложную ценность и предстают перед сознанием в своем истинном свете. Когда на прошлые события смотрит человек, изъяв из них свою душу, его уже они не вол­нуют и власти над ним не имеют, и в свете ином он смотрит на них. Так же бесстрастно воспринимаются и далекие исторические события, и все, что не касается нас. Вот эту-то точку зрения следует приобрести и на все то, что нас яро касается: как бы со стороны, как бы сверху, как бы все лично нас не касается. И даже на тело свое можно смотреть со стороны, чтобы тем легче им было управить. Ведь надо управить всем, что внут­ри, и всем, что вовне. Не управить и не овладеть – не отойдя, не став в стороне, не перестав отождествлять себя с преходящими явлениями жизни. Быть в мире, но не от мира сего – Тайну поймите сию.

16.111. Ментал Предпочитаем астралу: свободен от мешающих эмоций. Надо учиться сейчас действовать так, чтобы эмоции ичувства не мешали, исключая их из сознания. Назы­вают это бесстрастием. Как же спокойствия добиться, если астрал не будет обуздан? Не равнодушие и без­различие (это), но власть над собою. Все равно надо пройти через все, что предназначено Учителем и кар­мою. Вопрос в том, как? Лучше победителем мощным. Испытания проходить неизбежно. Все дело в том, как? Пройденное испытание, и с успехом, не повторяется вновь. Все определяется внутренним состоянием созна­ния. Надо быть сильным и собою владеть. Самооблада­ние – очень высокое и ценное качество духа. Не надо внутреннее свое выносить на поверхность, отдавая тем самым себя на растерзание людям. Ибо не только рас­терзание тела, но и духа, по-прежнему является из­любленным занятием темных, и приспешников их, и всех, кого они контролируют психически. Потому власть над собою есть лучшая самозащита от тьмы. Кто владеет собою, тот и другими владеет.

16.225. Если Высшее «Я» есть цитадель духа, то астральный проводник будет цита­делью низшего «я». Сознание может сосредоточивать свою активность в том или другом преимущественно. Каждое движение в астральном проводнике усиливает и укрепляет его. Потому бесстрастие, то есть полное замолкание астрала, будет победой над ним. Так спо­койствие утвержденное будет явлением преодоления самости. Некоторые качества по значению своему глу­боки необычно. Спокойствия глубина – неизмерима. Власть над астралом означает оно и овладение огнен­ными энергиями духа. Утверждайте спокойствие лю­бой ценой, ибо любая цена, уплачиваемая за него, не­сравнима с теми преимуществами, которые оно дает. И разве уж так трудно сердце свое приложить полностью и всецело к достижению этого изумительного качест­ва. Также и при проникновении в душу вещей нужно сосредоточение полное, чтобы мысли не скакали, как блохи, но были спокойны. Спокойствие мысли и есть ее обуздание. Без спокойствия сосредоточение невоз­можно. Многосторонне спокойствие. Только его утвердив, можно познать его силу. Каждое неуравновесие и вспышка астрала есть острая потеря чего-то очень ценного – как бы обокравшим себя самого чувствует человек, их допустивший в себе.

16.413. С кармою можно бороться, но не отвергая ее, а преодолевая. В преодолении заключается победа над кармой, и заключается она в победе над собою. Бесстрастно принять ее тягость и духом при том не склониться  будет победой над нею. Думают, что эта победа заключается во внешнем преодолении ее слож­ностей, в то время как требуется победа над собою, ибо победный путь есть явление правильной реакции духа на воздействие внешних энергий. Потому важно не то, что обрушивается на че­ловека извне и что стремится воздействовать на него, а как реагирует человек на все это. Правильной реак­цией будет равновесие духа, когда оно не нарушается ничем внешним, когда нет такой силы, которая могла бы его сломить. Проблемы жизни решаются правиль­но, и путь явно победен. Но часто это не понимается, и стремится тогда человек бороться не с собою и не себя преодолевать, но нечто вовне, уподобляя процесс борьбе с ветряными мельницами. Но, себя побеждаю­щий и в себе самом нашедший решение всего, постиг тайну жизни. Потому не смущайтесь ничем, происхо­дящим вокруг, в окружении внешнем, но помните, что тот побеждает все, кто самого себя сумеет победить. Вовне может происходить что угодно и совершенно помимо вашего контроля, но то, что внутри – царство твое, и ты в нем владыка. Хра­ните равновесие духа, стремитесь к нему – это сила мощная, дающая власть даже над кармой, даже над сочетаниями звездных влияний.

16.424. Утверждаю господство воли над ними. Утверждаю, что можно прожить и пре­успеть явно, не погружаясь в пережитки астрального проводника. Действие, лишенное астрального начала, будет бесстрастным. Это есть основание спокойствия и равновесия. Потеряв кошелек, можно отнестись к этому совершенно бесстрастно, не допустив движения вастрале. Так же можно ответить и на обиду. Действия совершаются как обычно, только изъяты из них эмоции низшего проводника. Из двух людей одинаковой силы воли бесконечно сильнее тот, кто владеет своим астралом. Спокойствие уже сила даже в статическом состоянии. Спокойствие же действия  сила неодолимая для всего и для всех, что ниже ее по плану проявления. Утверждая спокойствие и бесстрастие, силу свою ут­верждает тогда человек. Полагают, что при крике, суете и несдержанности проявляются энергии духа и силы его, но это неверно, в них проявляется лишь слабость. Сила обычно спокойна, а сила сдержанная сильна необычайно.

16.480. Слова человека, настроенного на ключе уныния, уны­ние с собою несут. Но настроить себя можно в любом ключе, и тогда слово реченное понесет в себе сущность состояния сознания говорящего. Слово может быть со­вершенно бесстрастным, лишенным всякого выраже­ния, или чувства. Оно может быть яро эмоциональным или огненным мощно, насыщенным ядом или же жизнедательным. Слово – оружие Света. Слово – оружие темных. Слово есть форма, наполненная содержанием, вложенным в нее волею. Слово может дать крылья или быть гробовым гвоздем. Можно упражняться в про­изнесении слов, вкладывая в них различные чувства и мысли, или же, наоборот, лишая их того или ино­го содержания. Можно произнести слова, лишённые всякого чувства, всякого выражения. Можно из слов совершенно изъять астральное, или личное, начало.

16.602. Горек путь поз­нания человека, ибо темен еще человек и грязно белье человеческое. А ты на жизни учись и на людях. Кто же иначе научит тебя познать человека? Бесстрастно учись познавать, как историк – дела давно минувших лет: с интересом глубоким, но без всякой личной за­интересованности и личных эмоций. Смотри безлично, и много нового вдруг сразу увидишь, ускользавшего дотоле от глаза, затемненного личными чувствами. Помни и знай, отнять могут все, но не Сокровище, единственно принадлежащее тебе неотъемлемо. Оно твое, и когда на него попытки усмотришь, не щади ни себя, ни попытчиков темных, ибо не от Света они, посягающие на Сокровище Камня. Так бесстрастным и готовым отрешиться от всего и стой, спокойно и твердо удерживая всею силой равновесие духа, которого тебя так яро стремятся лишить сознательно и бессознатель­но все: и близкие и дальние, и друзья и враги, и вчера, и сегодня, и завтра, ибо равновесие духа не свойствен­но людям и не могут они потерпеть его в человеке. Но равновесие духа – защита твоя. Им обретешь ты победу. Его и храни, замкнувшись на все семь затворов. С теми, кто тебя отягощает, эта сила твоя в замкну­тости и отделенности сознания твоего от них. Каждая ниточка связи в неверных руках – зацепка для тем­ных за душу, чтобы тревожить ее и терзать. Лучше замкнутость от близких и дальних. Бережности люди не знают, и не щадят, и того, что имеют, не ценят.

15.25. Но плоды культуры духа останутся в духе строителя ее. В этом цель и смысл земных воплощений и земных дел. В ученике эта сторона жизни акцентирована особо. Жизнь для него непрерывная серия самых разных испытаний: выдержанные, тотчас же сменяются новыми. Равновесие духа и бесстрастие яро помогают быстрее освободится от них, ибо цель этих испытаний - утвердить равновесие непоколебимое. Спокойствие есть венец духа, а равновесие - камни венца. Так с самого утра в гущу жизни вступая, надо помнить об этом и этим памятованием осмысливать жизнь и каждый поступок. И тогда можно сказать, что рычаги жизни воля берет в свои руки, поворачивая течение встречных явлений все к той же единственной цели умножить познанье и опыт. Именно, яро надо на жизни учиться, жадно извлекая из внешних событий ее нужное знанье и опыт.

15.255. Бесстрастие надо внести в отноше­ние ко всему, что вас касается лично, явить молчали­вость и сдержанность, полагаться во всем на себя и Учителя Света. Полагаться, Говорю, но не возлагать­ся, ибо своею рукою творятся дела.

15.300. Одному и тому же явлению, идущему извне, можно радоваться или проливать из-за него сле­зы, то есть уявить сознание в сфере полюсности чув­ства. Но правильным отношением со стороны того, кто овладел своей кармой, будет отсутствие всякой реак­ции, то есть бесстрастие. Елка одинакова и зимою и летом - ибо не реагирует никак на перемену погоды. Так же и победивший себя не реагирует никак на вне­шние явления кармы, усилием воли заставляя себя вый­ти из железных рамок необходимости двойственной по­люсности чувств, идущих от одного полюса уявления себя к противоположному, заключает сознание в круг безысходности, выхода из которого нет до тех пор, пока сознание мечется от одного полюса эволюционных ре­акций к другому. Внешнее явление часто не зависит от воли человека, особенно, если оно уже совершилось, но реакция на него — в руках человека. Можно предста­вить себе, как на любое явление сознание будет реаги­ровать так, как воля захочет того, и можно представле­ние это сделать действительностью, то есть утвердить в жизни. Утвердив волю неуявлением эмоций на полюсах и нало­жив на них серебряную узду духа, можно начать утвер­ждать бесстрастие, то есть равновесие, уже не колебле­мое волнами внешних явлений. Посмотрите на то, что вас отягощало вчера и притягивало сознание к полюсам, лишало равновесия духа. И сегодня сознание свое, удерживая его в центральной точке равновесия, не уст­ремляйте ни к одному из полюсов. Если это трудно в начале, попытайтесь радоваться тому, что вчера огорча­ло, с тем, чтобы завтра не радоваться, не огорчаться. Для подбодрения Скажу, что карма тотчас же оставит, как только воля восторжествует над двойственной при­родой данного явления, то есть его победит в себе. Не­давний опыт показал, как тяжелая и скучная работа приказом воли сделана была интересной, увлекатель­ной, радость дающей. Так можно поступать во всем. Но это вначале. Цена обретения бесстрастия и равновесия полного, когда сознанию отдается непреложный приказ уже более не уявляться на полюсах в вибрациях своих оболочек. В качаниях аритмических от слез к смеху, от симпатии к антипатии, от осуждения к похвале и от уявления всех прочих чувств к чувствам противополож­ным проходит жизнь человека. Но ученик, вступивший на путь Архата, должен собой овладеть и утвердить рав­новесие духа, выражающееся в бесстрастии полном. Метания по полюсам, обостряясь все силь­нее и сильнее, окажутся фатальными для не сумевшего управить собой духа. Итак, победа сейчас является уже обязательством воли, иного решения нет. Задача теку­щего дня: реакции свои на волне внешних явлений ут­верждать волей, волей определять их характер и волею их пресекать, вызывая в сознании реализацию чувств, противоположных обычным и испытываемым ранее. Это будет первой ступенью к бесстрастию духа по равнове­сию и спокойствию.

15.346. Ритм волн неизбежен, надо научиться смотреть на него научно и бесстрастно, не вкладывая личных чувствований и ощущений. Сказано о том, как надо уметь красиво встречать волны. За каждой волной провал, за каждым провалом вал новый. Встречать надо красиво и вал, поднимающий сознание на гребень, и идущий за валом провал. В этом уявляется полюсность жизни. В огне и воде закаляется сталь. Вьются кольца спирали, но стержень ее один. Вздымаются волны и падают в бездну, но дух в равновесии полном встречает подъем и провал стихийных волн жизни. Надо приучить сознание к неизбежной смене полюсности явлений. В этом их сущность, в преходимости ярой.

15.390. Указано о себе и в защиту себя ничего не говорить до тех пор, пока самость астрала не подчинилась воле духа. Иначе ущерб будет велик, и самость начнет выражать себя в ярых вспышках астральной оболочки. Неистовую надо смирить, пищи ей для проявления не давая, холодом бесстрастия можно обуздать этого супротивника духа, постоянно предающего его терзаниям и распятию в материи низшей. Надо изъять слово «я» из своей речи, ибо это «я» отождествляется обычно с «я» малым, утверждающимся в четырех низших оболочках, и упорнее всего - в астрале. «Я» надо из речи изъять.

15.657. Страсти увлекают дух человека в сферы, им же соответствующие и наполненные созвучными каждой порождениями. Освобождение от страстей, или бесстрастие, означает освобождение от притяжения всех этих сфер.

14.41. О бесстрастии можно говорить только тогда, когда замолкла астральная оболочка. В ученике ярость ее проявляется с особой силой перед полной победой над ней. Уроду дают вырасти и выявить всю нелепость и ненужность его существования, чтобы его уничтожить. Как на врага смотрите на чудище это. Именно, чудище, ибо люди, которыми астральное начало овладевает полностью, при сбрасывании физического тела преображают облик свой по страстям и часто являют собой чудовищные личины низшей животной природы своей. Овладение астралом — неизбежная необходимость, избежать которую нельзя.

15.140. Убивая в себе радость земную, радость самости, убиваем возможность и горя, идущего непреложно ей на смену, именно в этом понимании заповедано бесстрастие, победившее двойственность чувств малых, земных. Убейте в себе радость, чтобы горе убить. Ярую двойственность чувств малых надо понять. Астрал — цитадель их и крепость, и самость — основа. Убейте в себе древнего змия, которому имя — астрал. О чувствах же малых Имею Сказать: «Не радуйтесь получению, чтобы не горевать при отдаче; не радуйтесь приятным вещам, чтобы не огорчаться неприятными; не радуйтесь похвалам, чтобы хулою не огорчиться, и, встречая бесстрастно положительный полюс любого явления личного порядка, знайте, что тем самым убиваете возможность утверждения его противоположного полюса». В этом тайна бесстрастия духа. Но люди жадно хватают все то, что им личную радость приносит, не зная, что тем самым обрекают себя на неизбежность переживаний диаметрально противоположного свойства, и пусть елка символом будет равновесия духа, ибо одинакова зимою и летом. Ключ к равновесию духа Даю, Указуя, когда следует его повернуть, чтобы закрыть доступ ярым переживаниям астрала.

15.190. Мысль, лишенная астрального начала, сильнее мысли, насыщенной им, ибо последняя по степени вибраций стоит ниже. Так, если из двоих один раздираем астральными эмоциями, а другой сохраняет спокойствие и равновесие мысли бесстрастной, первый всегда будет слабее второго и должен подчиниться ему. Потому каждая вспышка астрала отдает его жертву во власть тому, кто оказался более спокойным. Спокойствие — сила. Равновесие есть сила утверждаемых огней, которыми овладел их носитель. И мысли бесстрастной, спокойной и четкой не может противопоставить обычный человек такую же сильную мысль. После астральной вспышки наступает острый момент опустошения и бессилия. Реакция очень мучительная. Равновесие же есть утверждение мощи огней, разновесие — утрата всей силы. Ни одно маломалейшее усилие удержать равновесие не проходит без пользы и в конечном итоге приносит великую награду.

15.222. Если уничтожить чувство удовольствия от наличия какого-то явления или обстоятельства, когда оно возникает, то тем самым уничтожается и огорчение, если оно перестает существовать. Так, получение вещи, не принесшей радости, избавит от печали при утрате ее. Так, чтобы освободиться от малых земных радостей и печалей, надо устремить волю уничтожения на положительный полюс, приятный, ибо на нем погасить эмоции легче, чем на другом, неприятном. Этим астралу не дастся возможность выходить из состояния равновесия. Одинакова елка всегда: и зимою, и летом. Бесстрастие утверждается этим путем. Потому и угашаются вспышки астрала на положительном полюсе, чтобы отрицательный не был в состоянии уявиться не имея своей противоположности, ибо все явления двойственны. Люди постоянно находятся в потоке эмоций одного из полюсов, но не знают, как этим управить. А управить возможно, нужно лишь знать, с какого взяться конца. Цель — утвердить равновесие, уничтожив явление разновесия. Без равновесия согласованности не достичь. Быть одинаковым в горе и радости, в холоде и тепле, голоде и сытости, бедности и богатстве, неудаче и удаче — искусство Архата. Как им овладеть — путь Указую. Иначе земные радости утопят в печалях, а улыбки — в слезах. Даже свою печаль и радость о вас Мне отдайте. Мы Утверждаем радость особую, радость мудрости, радость сверх личную — космическую, не погруженную одним полюсом в тень, ибо там свет без тени. Печаль или радость о мире не есть явление астрального порядка, ибо лишены биполярности низшей. Когда замолкают три низшие, триада другая, которая выше, сияет и сияет при молчании трех. Лучше в спокойствии полном выслушивать самые приятные вести, чем лить слезы потом о неприятном. Лучше земные дары равнодушно встречать, чем печалиться при их утрате. Лучше, лучше удерживать равновесие духа во всех случаях жизни.

 

       Вверх