О группах
Выписки из Учения Храма
После уничтожения континента Лемурии, одновременно с рождением новой расы
возникла необходимость в особой группе из семи человек, которые могли бы быть
подготовлены, обучены и, наконец, взяты под защиту семью Владыками Кармы, с тем
чтобы по достижении этими учениками известной степени развития они могли бы
стать надежными проводниками для передачи необходимых эволюционных сил, а также
для получения важных сокровенных наставлений. Каждый из семи упомянутых Великих
Владык контролирует в точности одну из этих сил, и если подходящий проводник,
способный воспринимать и распределять эту силу, достигает определенной ступени
эволюции, то этим он способствует эволюции всего мира именно до этой ступени.
Из-за того, что Ложе не удалось получить эти семь точек контакта на физическом
плане в начале очень важных циклов, распределение и удержание в равновесии этих
сил, необходимых для более скорого развития человечества, стало невозможным.
Вследствие этого какая-то одна сила была проявлена чрезмерно, в то время как
другие были не проявлены совсем или проявлены настолько незначительно, что не
оставили никакого следа в жизни основной массы человечества. Но одним из самых
печальных следствий неудачи любой такой группы людей, то есть учеников, о
которых Я говорю, – в особенности если эта неудача была следствием гордыни или
честолюбия, – является утрата способности осознавать свое собственное положение,
вследствие чего не делается никаких усилий искоренить ошибку, и нередко и, быть
может, бессознательно, такие ученики становятся жертвами Черного Братства –
передатчиками противоположных сил. Тот факт, что ранее они заработали и получили
такие огромные возможности, делает их еще более ценными в глазах служителей
Тьмы, которые всегда выжидают случая обрести власть над такими учениками. Пока
не будет найдена и подготовлена группа совершенно преданных проводников,
человечество этого века не сможет подняться выше в своем развитии, и каждая
неудача Посвященных Белой Ложи создать и сохранить такую группу замедляет рост
всех тех, с кем они связаны. Если бы люди поняли, как бездумно они забавляются с
законами своего роста, когда, поддерживая и подбадривая, они способствуют, или
содействуют, тому, чтобы какой-нибудь ученик, принадлежащий к избранной группе
Семи, проявил неверность по отношению к своему Ордену или какому-либо его члену,
то они бежали бы от такого искушения, как от лютого зверя.
… Если говорить о самой важной истине, которую следует усвоить из рассмотрения
всех вышеприведенных утверждений, то это неопровержимый факт братства всего
человечества и необходимость поддерживать братские отношения со всеми людьми. Вы
не можете причинить вред другому – побуждение здесь не имеет значения, – без
того чтобы не положить камень на вашу собственную тропу. И вы не можете помочь
другому, без того чтобы не рассеять какое-нибудь препятствие вашему собственному
развитию. Если Мне удалось ознакомить вас с одной из причин вашего замедленного
роста, возникшей из-за трудностей в процессе получения семи первичных точек
контакта, посредством которых эволюционные волны Океана Жизни могли бы
разрастаться и достигать берега мощи, к которому обращены ваши жаждущие взоры;
если Я поддержал всех тех, у кого есть шанс оказаться в одной из таких групп
учеников, и помог им отвернуться от своих ярых врагов и идти вперед, к победе; и
если Я хотя бы немного осветил те запутанные проблемы эволюции, которые
преследуют умы людей, – то Мною сделано все, что было возможно сделать в таком
кратком изложении, ибо мир не мог бы вместить всех томов, посвященных одной этой
теме.
Когда какая-либо группа из трех или более человек достигает состояния полной
гармонии во всех своих действиях – той точки, где достигается кооперация их воли
и усилий; точки, где как теоретически, так и фактически они могут жить и
действовать в соответствии с их высшими идеалами блага и служения друг другу, –
это означает, что они достигли состояния, в котором они могут стать активным
проводником духовных сил, порождаемых гораздо более великими сущностями, нежели
те, чье величие они могли осознать когда-либо прежде. И если они становятся
таким проводником, то индивидуальная эволюция каждого из них продвигается вперед
огромными шагами. Как было сказано, вершины двух треугольников – духа и материи
– встречаются и переплетаются. Каждый такой индивидуум с течением времени
становится Спасителем всех тех, кто пока стоит ниже него на лестнице эволюции. И
тогда широко открывается путь к проявлению своей божественной природы, и вместо
медленного и болезненного продвижения, вместо того чтобы тащиться и ползти, как
это было до сих пор, он идет вперед и вверх семимильными шагами, ибо он «входит
в свои истинные владения» и обретает власть над скрытыми силами Вселенной.
Каждое ваше сознательное усилие для достижения в жизни и действии такого
триумвирата, о котором Я вам сказал, продвигает вас еще на один шаг к этой столь
желанной цели; и каждый раз, когда вы упускаете возможность согласованного
действия, вы отбрасываетесь на такое же расстояние назад.
Не было еще такой группы учеников Белой Ложи, которая была бы допущена к
испытанию на более высокую ступень этой Ложи одновременно. Человек приходит в
мир один, и уйти из него – дорогой смерти или Посвящения – он также должен один.
И та же самая великая сила, что руководила его рождением, должна руководить и
его Посвящением, будет ли такое Посвящение осуществлено силой и воздействием
Иерофанта той степени, которой этот ученик достиг, или же благодаря его встрече
со своею собственной душой на тех высотах, о которых Я говорил. Будьте уверены,
ибо Я говорю вам правду, – вы можете быть подведены к подножию великой Лестницы
Посвящения одним из тех, кто облечен такой властью, но, когда вы достигнете этой
лестницы, вам придется пройти мимо Стража Порога в одиночестве. И если бы вам
пришлось пройти мимо него сейчас, пока вы еще обременены своими слабостями, пока
еще облачены в истрепанные, грязные одежды, за которые все еще так жадно
хватаетесь, то Лестница пошатнулась бы под вашим весом и вы бы погрузились в
глубины Царства Теней [в одном из дворцов которого вы сейчас обитаете и
совершенно не осознаете этого вашим низшим «я»]. Мое сердце стремится к вам с
невыразимой любовью. Я простираю к вам руки с мольбою и прошу не откладывая
приступить к заложению этого фундамента. Успешным прохождением этих первых
ступеней вы откроете для себя возможность приблизиться к стопам Адоная[1].
Будучи ближе к сердцу Природы, а также чище и намного мудрее, нежели
человечество более поздних веков, некоторые из этих древних Провидцев и Пророков
обладали великими знаниями, которые под клятвою неразглашения передавались
ученикам, прошедшим через самые суровые испытания их умения хранить нерушимо
доверенные им тайны до тех пор, пока эволюция более поздних рас не приведет
человечество к такому состоянию, когда эти тайны можно будет сообщить с пользой
для всех. Среди этих тайн была истина о семеричном строении Материи, Силы и
Сознания, об их тесной взаимосвязи и их периодической манифестации. Эти Провидцы
и Пророки, Учителя Мистерий, составляли группы, и их связь и единство не могли
нарушить никакие земные силы. К одной из этих групп – ессеям[2] – принадлежал
Учитель Иисус; в узком кругу этих Озаренных, а также в кругу других подобных
групп Он провел немало времени в определенный период своей жизни. Многие обычные
Его выражения постоянно использовались ессеями в обрядах, а также для
разъяснения Мистерий.
Первородный Сын, Христос, источник Мудрости, Любви и Силы, требовал именно
такого абсолютно чистого и совершенного проводника, каким был Иисус из Назарета,
чтобы внешне проявить как качества те внутренние атрибуты Христа, о которых Я
упоминал, и сделать Его воистину самим Сыном Бога.
Двадцать один год назад из сорока девяти учеников, разбитых на семь групп (по
семь человек в каждой), расположенных в разных точках западного полушария, было
всего три ученика, достаточно сильно укрепленных внешне и внутренне, чтобы
выдержать воздействие оппозиционных сил этого века и таким образом помочь Ложе
Посвященных образовать в их непосредственной близости устойчивые аурические
центры, используемые Посвященными в качестве связующего узла между тремя или
даже более планами. Двое из них уже покинули физический план; третий оставит его
в не столь отдаленный день. Но их жертвенность и бескорыстие, их осмысленный
труд на благо человечества позволили Посвященным образовать девять подобных
аурических центров, через которые могут быть посланы и получены силы,
предоставляющие Посвященному субстанцию для построения и поддержания в период
предшествующей физическому рождению беременности огромного количества
проводников – астрально-ментальных тел, способных выдерживать вибрации вновь
воплощающихся эго, более старших и более опытных, чем воплощенные ныне.
Для непосвященных образование девяти аурических центров, которые к тому же
неосязаемы простыми физическими чувствами, покажется не столь важным. Но для
«Тех, Кто знает» это величайшее событие настоящей Манвантары, ибо оно означает,
что перед человеческой расой открылись невиданные дотоле горизонты, и какова бы
ни была цена в смысле материальных потерь, выигрыш будет неизмеримо большим.
Польза для личных учеников Учителей от достижения более высокой космической
позиции вышеупомянутыми Тремя и Девятью прямо пропорциональна Их новому
положению. Каждое продвижение человека по космической шкале продвигает и всех
тех, кто следует за ним на той же шкале и в том же циклическом круге, и,
следовательно, влечет за собою изменение как их внешнего положения, так и
внутреннего окружения.
Свободная воля, как один из факторов человеческой жизни, является общепризнанным
фактом, несмотря на склонность некоторых верить в доктрину фатализма. Но
трудность в согласовании этих двух противоположных представлений, то есть в
определении, сколь много правды содержится в каждой из них, была до сего времени
непреодолима по той причине, что ключ к этой тайне был утерян. Теперь же он
найден и предоставлен вам под названием Циклического Закона.
Личная свободная воля является божественной прерогативой человека, но Воля,
управляющая действием Циклического Закона, много мудрее, мощнее и обладает
гораздо большим знанием. И эта Воля предопределила, что первый принцип, или
воплощенная вещь или создание одного циклического круга, должен быть последним в
следующем циклическом круге космической спирали, простирающейся от физического
плана до духовного; и что второй по линии никогда не сможет занять место
первого, пока тот не перейдет на следующий, более высокий виток спирали или же
не отступит на ту последнюю позицию в круге, на которой находился во время
перехода. Поэтому, независимо от того, до какой степени свободная воля человека
может проявляться в личных делах, его положение в циклической спирали
определяется Высшей Волей.
Тем не менее – и это самое важное – сфера действия человеческой воли в
предоставленной ему области столь велика, что нет никакой несправедливости в
том, что с первого взгляда может показаться деспотическим контролем. Ибо
накопленная прошлая карма определила каждую душу именно на то место, которое она
занимает на космической шкале, каким бы ни оказалось ее положение в жизни; более
того, коль скоро все человечество, связанное с какой-то одной душою в том
временном цикле, в котором она развивается, есть отдельные части, или души,
одной и той же Групповой Души, управляющей этим циклом, то карма этой души
должна неизбежно переплетаться с кармой всех остальных ее частей, или душ;
следовательно, все они должны быть в значительной степени подчинены Воле этой
Групповой Души. Если кто-то преодолел низшие, наиболее серьезные кармические
препоны, возникающие перед всеми людьми, то на спиральной линии он неизбежно
должен занять первое место. Это происходит исключительно благодаря действию того
же самого закона, который заставляет каждую легкую субстанцию подниматься к
поверхности субстанции более плотной, – если только они не разделены третьей
субстанцией того же происхождения, но непроницаемой для обоих. Это же действие
закона побуждает Божественную Волю различать низший, более плотный аспект
материи, отделяя его от более высокого аспекта, то есть физическое от духовного,
посредством введения третьего аспекта – человеческой души, вместилища свободной
воли в человеке, определяя в то же время положение каждой души на линии
циклического развития на всех этапах ее эволюции.
Я несколько отклонился от Моего первоначального утверждения, чтобы пролить
некоторый свет на тот процесс, благодаря которому те трое и те девять учеников
достигли более высокой стадии развития, нежели их прежние сотоварищи.
Первые трое из упомянутых Мною, своим переходом в более высокие группы учеников
открыли путь для изменения положения, а значит и окружения и возможностей тем,
кто следовали за ними в этой линии. И уже в большей степени, нежели в предыдущих
циклах, сразу по три индивидуальности, непосредственно следовавшие за каждым из
них, смогли воспользоваться этим изменением; ибо в любой циклической спирали
каждый внешний виток имеет больший охват вокруг центральной точки. Следующий
сорокадевятилетний цикл даст уменьшение числа достигших подобных ступеней
вследствие закрытия линий грядущих циклов в большой, или мировой, спирали. Но в
то же время более высокая эволюция различных степеней силы и субстанции,
составляющих окружение нынешних рас человечества, даст возможность для
продвижения на более удаленных, внешних линиях гораздо большему числу людей,
которые таким образом будут подготовлены к более высоким позициям на более
широких (имея в виду их охват) линиях следующего циклического витка Божественной
Воли.
Я выделяю и развиваю эту тему положения в циклической линии по многим причинам и
прежде всего с тем, чтобы развеять то чувство уныния, которое часто охватывает
учеников, лишая их жизненной энергии, когда они осознают врожденную слабость
человеческой воли в ее сопоставлении с так называемой «Волей Бога». Мы стараемся
направить вас к осознанию того, что Божественная Воля, управляющая циклическим
законом, отнюдь не противоположна воле человеческой в смысле ее неизбежного
действия. Божественная Воля стремится привести все временно разобщенные воли к
той точке, где они смогут осознать тот факт, что Воля может быть лишь одна, и
эта Воля есть Добро, или Благо. Необходимо лишь разумное наблюдение над
производимыми этой Волей феноменами, чтобы пробудить в человечестве стремление
приложить свои усилия к гармонизации ныне дисгармоничных низших элементальных
сил, которые явно диаметрально противоположны этой Единой Воле.
Вторую причину, хотя первая и содержит ее в себе, Я могу пояснить более
подробно.
Большинство людей борются за место или положение того или иного рода лишь ради
самого положения, но если бы они смогли уразуметь все то, что заключено в словах
«самые малые из сих – мои ученики», сказанных Иисусом, то они смогли бы признать
всю тщетность такой борьбы, когда она совершается только ради личного
удовлетворения.
Любое положение, имеющее хоть какое-то значение, как по материальной, так и по
внутренней линии, само находит мужчину или женщину, которые его заслужили; и
делает это благодаря действию циклического закона. И именно «самые малые из сих»
получают такое признание, ибо имеют сердце ребенка, которое безоговорочно
повинуется тем, кто имеет кармическое право на такое повиновение, и благодаря
которому «эти малые» действуют сообща с Божественным Законом. В сердце ребенка
все разделяющие линии, то есть ограничивающие силы рушатся. Дух очистил душу, а
душа очищает тело. В такой жизни уже совершилась перемена, которая обратила
действие силы, ранее выражавшейся в отталкивании; теперь это уже сила
притяжения, которая собирает и соединяет на высшем плане всю троицу: тело, душу
и дух; и положение такой сущности на космической шкале утверждается на все
времена.
Те же силы, те же слабые, неустойчивые, пассивные души – проводники этих сил – и
сейчас находятся рядом с вами, как и около каждого центра, где существует звено,
связанное с Посвященными, и они исполняют ту же космическую задачу, то есть
действуют как пробные камни для испытания отдельных членов данного центра. Во
многих случаях такие лица по невежеству убеждены, что «служат Богу», тогда как в
действительности они наносят удары по самой основе Веры, Надежды и Мужества. В
других случаях они сознательно приносят другим все зло человеческой плоти в виде
страданий, потерь и болезней, позируя в то же время как благодетели в своих
белых одеждах с черными изнанками. Поэтому Посвященные очень скованы в своих
усилиях и часто лишены возможности сообщить те методы, о которых дается намек в
вышеупомянутых Правилах. Им не дают «разжать руку, с пальцев которой капли –
правила языка Мистерий – могли бы стекать на человечество», то есть достичь
людского сознания и дать возможность вновь обрести утраченные ныне силы и
привилегии. Разъяснить и научить этому можно лишь на одном этом языке. В каждом
из случаев, когда делалась попытка научить этому языку мирян, и даже еще до
того, как ими были полностью усвоены самые первые принципы, те, кому было
доверено необходимое знание, вынуждены были останавливаться, снова сжимать руку
и ждать замещения отступника из семеричной группы, прежде чем они могли
продолжать дальше; ибо такая семеричная группа является существенной
необходимостью. Иные ученики удивляются, ломая голову над фактом такой
остановки, или перемены, по линии эзотерических наставлений, причина которого не
может быть сразу раскрыта их учителями без нарушения какого-нибудь из законов
ученичества, которым они лично связаны. В таких случаях ученики нередко делают
поспешное заключение, что эти учителя не соответствуют своему положению или же
достигли предела своих знаний.
Вы должны знать это на тот случай, если столкнетесь с подобными вещами, и должны
быть готовы «стоять в горниле» бок о бок с теми, кто вынужден выдерживать
напряжение таких условий, чтобы тем самым сделать возможным возобновление
прерванного курса Наставлений или удержать центр от получивших в него доступ сил
зла. Если вы не можете этого сделать, значит, «ваш час еще не пришел». Значит,
вы еще не обрели силы «спокойно пребывать на горизонтальной перекладине
равноконечного креста, когда его вертикальное копье пронзает ваши жизненно
важные центры, чтобы поднять вибрации солнечного сплетения и позволить вам
получить в награду распятие».
Не доверяйте тем мужчинам или женщинам, что называют себя членами Храма, а после
наносят удар в сердце вашего Ордена, – перед вами обязательно соглядатаи Братьев
Тьмы. Бегите от тех, кто предлагает вам золото Духовного знания в чаше,
сделанной из сердца вашего сотоварища. Кровь вашего собственного сердца
постепенно наполнит эту чашу, если вы примете ее.
Тот, кто обращается к Братьям Света за благой возможностью, уже в самый момент
своей просьбы требует и испытания огнем, то есть испрашивает возможности
доказать свою пригодность для жизни на более высоких ступенях.
Милосердный закон во многих случаях делает его слепым к своим неудачам; но это
будет виной лишь его, его одного, если он не сможет распознать присутствия
соглядатая от черного мага в самом центре своего Ордена, когда враг посягает на
основополагающий закон Ордена – Нераздельность.
Если только вы всегда будете помнить, что нарушение закона ученичества кем-либо
из ваших членов лично для вас является сигналом опасности, требующим
незамедлительных и правильных действий, то вы сможете построить общество,
которое выдержит натиск вторгающихся сил и при этом не будет разорвано на части.
Отступничество одного члена должно стать для остальных боевым кличем к
объединению и сражению за охрану целого.
Человек всегда получает то, чего он добивается, и зарабатывает это путем
повиновения Божественному Закону. И никаким иным путем не может он получить
удовлетворения своих требований, однако конечный результат определяется стоящим
за ними мотивом.
Для каждого верного ученика Храма Человечества уготованы место, благие
возможности и уверенность в поддержке. Он может получить это место, пусть даже
пройдя через терзания сердца, и он его получит, если будет верен своему долгу.
Добившись, он должен быть готов удержать его, чего бы это ему ни стоило. И плата
за это, как правило, велика, ибо ни один человек никогда еще не возвышался над
своими собратьями, без того чтобы не вызвать ярости приспешников Черной Ложи,
действующих через его бывших товарищей.
Это является неизбежным следствием действия закона Равновесия, который
испытывает им же созданный и поднятый на пробную высоту инструмент. Добившись
своего места, человек должен доказать свое право удержаться на нем, защищая от
всех пришельцев, желающих сбросить его оттуда.
На протяжении последнего десятилетия Я почти не переставая говорил вам о том,
что ваше право на защиту и помощь со стороны Белой Ложи и, что гораздо важнее,
ваша возможность подготовиться к приходу центральной фигуры нового человечества
покоятся на безоговорочном повиновении установленным законам, а не на действии
какой-нибудь отдельной личности.
Мы без особого труда можем сместить одного или дюжину учеников с мест, которые
были незаконно захвачены или которыми злоупотребляют. Но мы не можем создать
Защитную Стену для Величайшего Центра – Грядущего Аватара – без подходящих,
твердых и крепко сцементированных камней (учеников); а без этой Стены ни один
такой Центр не сможет сохранять свою индивидуальную форму и, будучи в ней,
выполнять свое божественное назначение в течение какого-либо периода времени на
физическом плане.
Никому и никогда не позволяйте убедить вас в том, что вы могли бы разрушить один
из лучей шестиконечной звезды, символизирующей Храм Человечества, и при этом
сохранить невредимым остальное ее тело.
Мысль злобной природы приведет в действие такую же зловредную силу. Если вы
войдете в близкий контакт или общение с источником этой мысли, то неизбежно
получите некую меру этой силы, которая, поразив какой-нибудь ослабевший орган,
начнет производить жизнь в форме фермента; и тогда все будет зависеть уже от
вашей силы и способности изгнать этот фермент, прежде чем он поразит весь орган,
или же способности породить антагонистичную ему силу и с ее помощью победить
его. Ферментация, которая следует за появлением в вашем теле этой силы, будет
порождать болезнь, соответствующую исходной мысли, и во многих случаях время и
место заражения устанавливаются исследующими пациента бактериологами ошибочно по
той лишь причине, что они ничего не знают о действии вышеупомянутых сил. Вы не
можете избежать инфекции, соприкасаясь со зловредной силой, точно так же как не
можете избежать влияния болезнетворных микробов, когда подвергаетесь их
воздействию.
Все эти факты были известны священнослужителям даже в Темные века, а знание о
возможностях такого заражения и излечения явилось причиной возникновения веры в
определенные амулеты и талисманы, защищающие против чар. Считалось, что эти чары
являются следствием как раз такого воздействия силы, о котором Я говорил, и во
многих случаях были ни чем иным, как сумасшествием, вызванным именно этими
причинами.
Члены семьи или какой-нибудь группы людей могут быть собраны вместе ради общего
дела или общей цели, образуя тем самым магнетический центр, управляемый какой-то
одной формой магнетической силы, которая по своему циклическому индивидуальному
действию будет антипатична какой-нибудь иной степени, или форме, такой же силы;
и если какой-нибудь член такой группы или семьи входит в тесные отношения с
лицом или даже несколькими лицами, управляемыми антипатичной силой, он будет
неизбежно в той или иной степени заражен упомянутым Мною способом. И каков будет
вред – зависит от силы его сопротивляемости. Если он ослаблен или болен, или же
пребывает в плохом расположении духа, то все его слабые места проявят себя еще
сильнее, обострятся любые скрытые болезни его тела, он будет ужасно страдать сам
и в конце концов заразит остальных той же формой физической, ментальной или
моральной болезни. Если это ученик Посвященных Белой Ложи и если он исполняет
предписания Тайных Наук, Они научат его, как поступить с такой инфекцией. Но
если он проявил себя как отступник, не повинующийся указам своих Учителей, он не
получит этих знаний, ибо дальнейшее неповиновение может вылиться в неправильное
использование и даже сознательное злоупотребление данным ему знанием, что
приведет лишь к умножению собственного греха, а также может низвергнуть карму
его непослушания на его Учителя.
Как уже было сказано, просто удивительно, что большинство учеников оккультизма
давно не пришли к этим выводам самостоятельно, особенно если учесть имевшиеся у
них преимущества, но все это касается вещей эзотерических и не доходит до ума
непосвященного, если не сопровождается той подсказкой, которая придаст нужное
направление мысли и приведет в конце концов к частичному разрешению обсуждаемой
тайны.
В течение многих веков человек узурпировал функции Божественного закона и,
преследуя свои личные цели, продолжал приносить своей расе горе и страдание.
Полное или частичное осознание этой истины массами приводило к постоянным
бунтам, чего и следовало ожидать, когда злоупотребление положением и властью
становилось для всех очевидным. Но все эти события нисколько не отменяют той
важнейшей истины, что централизация является единственным законом, при котором
может существовать и процветать жизнь в течение какого бы то ни было периода
времени. Поэтому ничто не может оправдать нарушения этого закона группой
учеников, поручившихся следовать этому закону, с тем чтобы выйти к свету и
свободе совершенной жизни под руководством тех, чье послушание тому же самому
закону вывело их из условий той разнородной, неорганизованной жизни, в каких
живет сейчас большинство людей.
До тех пор пока ученик согласен оставаться беспомощным и бессильным в условиях
обыденности, не имея возможности честно служить и возвышать массы угнетенных,
бесправных собратьев и не стремясь к чему-то большему, его право свободной воли
сохранит за ним эту привилегию, если, конечно, это можно назвать привилегией. Но
если он желает избежать данного рабства и повести за собой других, то для этого
существует лишь один путь. Обычно полагают, что есть и другой, а именно путь
уединения и изоляции. Но и он является всего лишь одной из тропинок единого
пути, ибо такое уединение указуется высшим «Я» или каким-либо Посвященным для
особой цели и на определенное время, по окончании которого закон заставит
отшельника возвратиться к исполнению своего долга, где бы это ни происходило.
Недостаток веры в извечное назначение вещей и в Божественную Справедливость,
желание избежать последствий содеянного и прежде всего нетерпение при кажущейся
замедленности процессов времени снова и снова погружают человека в водоворот
возмущения и недовольства, из которого он не особенно стремится выбраться. И так
будет продолжаться до тех пор, пока на внешнем плане этого мира не будет создано
сильное, объединенное, бескорыстное общество, достаточно мудрое, чтобы
повиноваться закону, – общество, составленное из тех, кто физически и
интеллектуально будет способен улавливать, истолковывать, а также обучать тем
элементам языка мистерий, посредством которого существа иных, более развитых
сфер смогут общаться с людьми Земли.
Двенадцать домов Зодиака, двенадцать космических разделов, символизированных
группой Аватаров Христа, а также Иисусом и Его учениками (включая Иуду и того,
кто выбран на место, занимаемое им), и все другие группы, символизирующие этот
особый раздел Космоса – двенадцать больших разделов всех великих храмов,
пирамид, человеческого тела – все они, а также многие другие двенадцатиричные
структуры являются символами характерных качеств, атрибутов и сил души,
воплощенной в плотной форме.
Все они пассивны на внутреннем (по отношению к физическому) подплане, но с
ростом и развитием органов и центров человеческого тела становятся активными.
Они постоянны, непоколебимы и неизменны в своей сущности на высшем духовном
плане и подчиняются управляющим им законам.
Негативные аспекты этих принципов не имеют проявленных проводников или центров
на планах истинной жизни – на духовных планах. Сила их влияния ограничена
ментальной сферой упорядоченной физической жизни.
Чтобы выразить вышеуказанные принципы с их качествами и атрибутами на языке,
понятном для среднего ума, мы должны ограничиться употреблением общепринятых
терминов, фактически выражающих лишь малую часть смысла, ибо эти принципы
вмещают многое из того, что невыразимо словами.
Эти принципы суть: Любовь, Воля, Мудрость, Знание, Вера, Надежда, Истина,
Справедливость, Преданность, Честность, Служение, Повиновение.
Все свойства, все термины, которые могли бы выразить принцип, указанный в
каком-либо одном из этих родовых терминов, будут вибрациями одного из видов
движения, выраженного этим термином. Свойства же негативного аспекта родового
термина применительно к принципу являются вибрациями всего лишь отражения, или
искажения, позитивного принципа, ибо, как такового, принципа зла нет и быть не
может. Например, негативный аспект принципа Знания есть принцип невежества.
Невежество же не активно, само по себе оно ничто. То же самое и с негативным
аспектом принципа Справедливости. Противоположность Справедливости есть
несправедливость, и она преходяща. Неверность есть негативный аспект
Преданности, противоположный ей; в сущности своей это ничто, но когда при этом
одновременно проявляется энергия активного принципа, например, Служения, то
неверность порождает силу предательства, которое подрывает силу позитивного
атрибута Преданности. Когда ущемляется какой-то один принцип, то триада
принципов, с которыми он тесно связан, также страдает в соответствующей степени.
Поэтому в случае с Иудой, когда был подорван принцип Преданности по отношению к
группе Христа, пострадали соответственно принципы Честности и Служения.
Я выбрал Иуду в качестве иллюстрации великой истины только потому, что
результаты его предательства, его неверности после торжественного ручательства в
служении Иисусу общеизвестны. Каждый человек, имея в себе эти двенадцать
принципов, управляется не только ими, но и их противоположностями, и среди них
нет ни одного столь чреватого пагубными возможностями, как противоположность
принципа Преданности. Демонические силы темной стороны жизни знают, что
подвергая нападению верность человека, они наносят удар по самой цитадели его
эволюции, которая самым непосредственным образом зависит от силы его преданности
ко всему, с чем он связан отношениями определенного обязательства. Его тяготение
к духовной стороне своей природы, даже сама его способность встать на путь
приобретения силы – все зависит от проявления этого принципа Верности.
[pict]
[1] Обычно переводится как Владыка. (Примеч. ред.)
[2] Общественно-религиозное течение в Иудее 11–1 вв. до н.э. Ессеи жили
обособленными общинами, исповедуя общность имущества, коллективный труд и быт.
Осуждали войны, рабство и торговлю, отвергали кровавые жертвоприношения, ввели
особый обряд ритуальных омовений. Некоторые ессеи вели безбрачный образ
жизни. (Примеч. ред.)
Выписки из писем Е. И. Рерих
Последнее время очень много думала о членах вашей группы. Еще и еще раз
убеждаюсь, насколько все незаменимы и нет лишних. И как легко при подобных
условиях достичь полной согласованности, обеспечивающей победу во всех
направлениях. Но сердцу чуется, что есть нечто, мешающее этому объединению. Как
помочь этому? Конечно, решение одно – понимание Учителя и Учения не головою, но
сердцем. Следовательно, нам нужно обратить внимание на развитие нашего сердца,
на этот изумительный орган, вмещающий в себе, в своих многочисленных центрах,
все творчество и всю психожизнь. Без развития центров сердца мы бесплодны, нет
творчества психожизни, нет и жизни в высших сферах, и недоступен венец Архата.
Только сердцем можем мы приблизиться к сознанию Архата, Учителя, ибо Его
сознание в сердце. (13.10.29)
Каждый из вас имеет особые качества, никто не обижен и потому не может
завидовать другому. Но, конечно, от каждого зависит степень развития его
способностей. Единственное допустимое соревнование между членами группы будет
соревнование в устремлении к пониманию служения общему благу. Каждый должен
усвоить, что размер сознания есть единственный измеритель продвижения и что дух
занимает соответствующую ему ступень, не выше и не ниже. Будем помнить, что лишь
качество побуждения приближает или отдаляет ученика от Учителя. Никуда не
укрыться от всевидящего Ока, проникающего во все затаенные уголки нашего сердца.
Следует явить силу духа и неустанно стремиться к искоренению вековых тяжких
накоплений, иначе никакое утончение недостижимо. Лишь утончение всех чувств
приближает и все лучшие возможности. (3.12.30)
«Так, советую еще раз обратить Учение в потребность каждого дня. Советую
наблюдать, насколько успешно будет окружающее. При тесных группировках нужно
особенно следить за взаимными помыслами, чтобы не отяжелить и не прервать ток.
Многие учения советуют эту простую дисциплину, но каждая книга должна
напоминать, ибо не применяется в жизни самое насущное, самое необходимое. Для
Нас большое счастье, когда можем иметь о ком полнейшую уверенность, как за себя.
Так крепка твердыня открытого сердца». (7.10.31)
Мне так больно писать мои обвинительные письма вместо того, чтобы делиться
радостными вестями о растущем духе сотрудников и развивающейся деятельности
других групп!
Мучительно сознавать, что ценнейшая энергия уходит на тушение внутренних пожаров
и на штопание дыр, как все обращения сводятся к толчению воды в ступе, и это во
время неслыханного натиска темных сил, когда нужно развить максимум энергии и
внутренней устойчивости, чтобы не утратить ни одной из уже завоеванных позиций!
С тоскою обращается к вам сердце мое, помогите мне, найдите мужество терпения и
миротворчества! «Миротворцы Сынами Божьими назовутся». Облегчите хотя немного
страшную заботу и печаль. Должно быть, именно я не сумела достаточно объединить
вас, не сумела внушить любовь к Великому Сердцу и устремление к подвигу. Не
сумела личным примером показать приложения Учения в жизни и, главное, не сумела
зажечь в сердцах ваших устремление к самоусовершенствованию и пониманию огромной
ответственности, принятой на себя приближением к Учению и служению общему благу.
Помогите мне в моей ответственности за всех вас! Сердце мое взывает к каждому из
вас. Помогите! (10.11.32)
К чему объединение, если не будет желания самоусовершенствования и просвещения
для принесения своей посильной помощи в деле оздоровления человечества. Ведь не
для пересудов и не для пошлых вечеринок собираются они! Все приближающиеся
должны осознать грозное надвигающееся время и суметь встретить его во всеоружии.
Нужно настоятельно раздвинуть свой горизонт, прислушаться и вдуматься в
происходящие события, и понять всю необычность переживаемого нами времени.
Потому думаю, что ядро такого Объединения должно сложиться из групп, уже
приобщенных к Учению «Живой Этики». И главное, не зазывайте. Пользы от таких душ
не будет, лишь один вред. Как всегда, во всем и везде важно качество, а не
количество.
Также можно было бы подсказать многие начинания, но если они не будут вполне
осознаны или, вернее, если они не зародятся в сознании самих членов, то ничего
из этого не выйдет. Нужно, чтобы каждая мысль зародилась в сознании более или
менее самостоятельно, чтобы быть успешно примененной в жизни. Мы каждый день
убеждаемся в этом. Видим, сколько времени берет даже у продвинувшихся учеников
вполне осознать данную им мысль или поручение. Так и Учение, даваемое,
закрепляет зародившиеся у нас мысли, которые, конечно, продолжительное время уже
направлялись умелою Рукою в должном направлении, не насилуя процесса сознания и
накопления.
Итак, не огорчайтесь малочисленностью, ибо придет время, когда Ваш Ковчег не в
состоянии будет вместить всех желающих спастись. И число нечистых может
превысить чистых. И Вы – современный Ной, будете поставлены в очень трудное
положение. Ваша деятельность вызывает глубокое наше уважение. Побольше бы таких
деятелей, как Вы!! (1933)
Вы пишете, что члены и группы ваши так разнообразны, но горевать об этом не
следует, так же как и судить слишком строго. У каждого свой подход. Опять
приведу слова Учения: «Кто хочет самое легкое, кто предпочитает самое трудное.
Кто не может говорить, но крепко стоит на дозоре. Кто имеет легкие слова и летит
за ними. Кто ощутит самое важное явление, но некоторые пожелают пребывать около
неудачи. Можно бесконечно перечислять эти отличия, но лишь наличность сердечного
огня оправдает свойства личности. Так, Мы не устанем твердить о многообразии.
Садовник знает, как сочетать растения, на то он и мастер сада».
Обратите внимание на слова – «лишь наличность сердечного огня оправдает свойства
личности». Потому особенная бережность нужна там, где возжены огни преданности.
Не беда, если они вначале и немного фанатичны, при дальнейшем углублении в
Учение жизни, сознание их расширится, вмещение засияет огнями непоколебимой
преданности, этой претворенной фанатичности. Ценны огни горения. Также они
правы, не желая сейчас читать другие книги, чтобы не раздвоиться в мышлении. Для
серьезного ученика, желающего стать учеником Высшего Иерарха, а не просто лишь
слушателем, совершенно необходимо такое полное погружение на первых ступенях, до
его полного самоутверждения, ибо чем иначе достигнет он объединения сознания с
сознанием Учителя, чем создаст серебряную нить, связующую нас с Учителем? Также
не так уж не правы заучивающие слова Учения. Текст учат в школах для укрепления
памяти. Также и Учение, когда горит в сердце, оно утверждается краткими
непоколебимыми формулами. Некоторым легче усвоить точные выражения. Не мешайте
каждому идти путем своей кармы! «Лучше не принуждать там, где есть свои огни».
Так гласит Учение. (27.01.33)
Теперь относительно группировок. Конечно, желательно собирать группы по уровню
сознания. Но самым идеальным было бы располагать людей соответственно с составом
или цветом аур. Ибо луч, который объединяет гармонические ауры, приобретает мощь
усиленного притяжения, тогда как несгармонизированное сочетание дает явление
отталкивания. Две сгармонизированные ауры могут быть залогом преуспеяния, ибо
реакция от объединенных лучей может направить к продвижению каждое начинание. Но
так как мы далеки от определения даже цвета аур, хотя уже некоторые успехи в
этом направлении сделаны, то нам остается подбирать более или менее
симпатизирующих друг другу людей. На руководителе лежит обязанность чутко
присматриваться к особенностям своих учеников.
В Учении Жизни и на это дано указание. «Следить нужно за целесообразностью
преподавания. Установить следует для успевающего возможность продвижения. Если
резвый корабль должен спускать паруса для равнения строя, то не будет ли это
умерщвлением возможностей? Пусть Учитель зорко распознает могущих идти. Не надо
хвалить их, но следует расчистить им путь. Следует создать промежуточные курсы,
по этим ступеням быстрее могут взбегать. Не скрывайте от них трудностей! Для
известного типа сознания каждое подвигоподобное движение есть уже свет и
радость. Также от учителя зависит быстро определить направление мышления
ученика, ибо ошибочное напутствие есть тяжкое преступление, этим можно лишиться
лучших работников. Каждая неподвижная программа есть труп, который невыносим при
солнце Знания».
Вы приводите некоторые параграфы из книги «Агни Йога», правильно полагая, что
при построении групп следует придерживаться указаний в ней. Нужно обратить
внимание, что эти указания имеют в виду различные группы, именно три группы.
Так, если в § 137 указания относятся к очень спаянной группе ближайших
сотрудников, объединенного сознания, то в § 310 имеется в виду терпимость,
которую следует проявлять к людям вообще, и в частности к не близким
сотрудникам. Ибо невозможно допустить, чтобы ближайшие сотрудники «смотрели в
разные стороны», ведь может повториться басня о щуке, раке и лебеде. Так в § 311
говорится о группе, которая еще отбирается и готовится стать спаянной,
объединившись на Учении.
Объединение сознания не приходит сразу, оно достигается с большим трудом, и
нужно проявить много обоюдного терпения, тактичности, сердечности и великодушия.
Но когда оно достигнуто, то, действительно, все становится возможным, ибо тогда
приходит постоянное Высшее Руководительство.
Но если трудно собрать гармонические группы, то еще труднее найти
соответствующего руководителя. Особенно важно иметь уже опытных руководителей
для начальных групп. Конечно, руководитель вырабатывается при совместной работе.
Между прочим, руководители часто научаются больше от людей, обладающих меньшим
сознанием, нежели от приблизительно равных им по уровню. Ибо малые, задавая нам
вопросы, заставляют нас напрягать всю находчивость, чтобы пояснить им в
доступной форме. Получается прекрасное упражнение в четкости мышления. Истинно,
уча, мы учимся.
Да, во всех вопросах нужно руководствоваться чувствознанием или сердцем, другого
мерила нет. В каждом случае все разно, все особенно и при массе привходящих
обстоятельств. И сердце должно найти решение всему. (17.04.34)
Теперь о Лиге Культуры. Вы пишете, что решили сосредоточить деятельность
предполагавшейся Лиги Культуры при обществе, устав которого разрешает основание
подобных секций, – это прекрасно, и, именно, пусть при обществе будут и группы
культуры, науки и искусства. И мне кажется, если Вы начнете такие группы, то они
могут развиваться превосходно. Со временем могла бы получиться прекрасная школа,
нечто вроде народного университета, и, конечно, на принципе самооплаты. Но
начинать, как всегда, следует в малых размерах, по возможности. Ни в чем не
следует перетягивать струн, это основное правило. Также ознакомление с Учением
«Живой Этики» и принятие его не должно являться непременным условием. Лишь бы
люди были неплохие и, главное, не предатели. Время сделает свой отбор. Помнить
следует, что канон «Господом твоим» выше канона – «Господом моим». (14.06.34)
Вы правы, что во всех попытках темных есть известная планомерность. Именно, они
хотят дискредитировать каждое светлое начинание. И, конечно, легче всего сделать
это, введя в центр его темных или безответственных личностей. Вот почему в
книгах Учения так настаивается на распознавании приходящих. Распознание есть
ключ к достижениям, к успеху. Это первая способность, которую должен развить в
себе ученик. Потому предложение организовать группы, занимающиеся наукой и
искусством, мудро и полезно во всех отношениях. Занятия эти, как нельзя больше,
отвечают задачам Учения самоусовершенствования. Кроме того, это дало бы
возможность присмотреться к характеру занимающихся и привлекать к Учению «Живой
Этики» лишь лиц испытанных.
Наука, Искусства и Живая Этика – прекрасная троица. Итак, взяв за правило, что
дело не в количестве, но в качестве, пусть все, не могущие идти путем Света,
отойдут. Будем помнить, как однажды после одной проповеди Будды пять тысяч из
его последователей покинули Его, и осталась лишь небольшая горсточка, но Великий
Учитель лишь улыбнулся и сказал: «Хорошо, что мякина отделилась от зерна,
осталась община, крепкая единством своим». Да, Вел. Учителя ценят твердое
сплоченное ядро испытанных сотрудников и никогда не ждут множеств.
Привожу Вам § 290 из второй части «Мира Огненного». «Не напрасно древние мудрецы
предлагали заниматься художествами или ремеслами. Каждый должен был приобщаться
к такому рукоделию. Они имели в виду средство сосредоточения. Каждый в
стремлении к совершенствованию напрягал волю и внимание. Даже на немногих
дошедших до нас предметах можно видеть высокое качество ремесла. Именно теперь
настало время снова вернуться к качеству рукоделия. Нельзя положить духовное
ограничение в пределы машин. Нужно заполнить время качеством рукоделия, которое
обновит воображение. Именно качество и воображение соединены на ступенях
огненного достижения». – Не правда ли, какое прекрасное напутствие для начала
новых групп? (8.08.34)
Вы спрашиваете – до принятия в ближайшие ученики Вел. Учителем, нужно ли иметь
земного учителя? Отвечу – но ведь и Вы учреждаете особые группы и устанавливаете
руководителей. Почему поступаете Вы так? Не для лучшего ли усвоения первых
ступеней Учения и, следовательно, дальнейшего продвижения? И как назовете Вы
таких руководителей? Не будут ли они именно такими земными учителями? И не были
ли в свое время сами Великие Основатели Религий и Мыслители, именно, земными
Учителями? И не так же ли люди насмехались и восставали тогда против признания
Их? Теперь же все Они возведены в Богов и великих Светочей теми же самыми
противниками. (11.08.34)
Руководители групп должны не только читать лекции, но, именно, совместно
обсуждать возникающие вопросы по Учению. Но нужно, именно, задавать вопросы.
Сама знаю, как труднее всего вызвать учеников на вопросы по существу. Они любят,
чтобы учитель сам предложил нечто на обсуждение и сам же разъяснил. Но важно
вызывать вопросы, ибо лишь по предложенным вопросам можно судить о направлении и
уровне сознания. Также нет лучшего упражнения и для самого руководителя. Часто
ученик затронет вопрос с самой неожиданной стороны и тем даст учителю
возможность проверить и свое понимание. Ведь учитель вырабатывается. Именно, уча
мы учимся. (17.08.34)
Мы никогда не зазываем и никому не навязываем книг Учения. Все наши общества
являются прежде всего культурно-просветительными учреждениями, где читаются
лекции на всевозможные темы, интересующие членов, также даются концерты, и, по
возможности, учреждаются курсы по различным отраслям искусства, религий и наук.
Ведь именно, просвещенное сознание помогает восприятию истин Учения «Живой
Этики». Не может примитивный, некультивированный и недисциплинированный ум
охватить и понять космическую всеобъемлемость Учения, идущего от древнейших
времен, от самых Истоков Знания и Света. Учение Живой Этики вмещает в себе всю
жизнь, все области ее, имеет в виду все усовершенствования, потому, кроме
постоянного нравственного совершенствования, каждый человек должен изучать и
располагать хотя бы одним мастерством и ремеслом. Так идея миссии женщин была
моей мечтой с детских лет, она жила у меня под именем «Общины сестер-подвижниц»,
и я видела этих сестер носительницами света и радости в тяжелые условия нашей
родины. Все отрасли жизни находили себе отражение в этой Общине. Потому одни
сестры посвящали себя медицине, другие должны были знать основы агрикультуры,
третьи быть учительницами вообще или талантливыми лекторами по различным
отраслям знания и общественного устроения в доступном для масс изложении.
Конечно, занятия искусствами и преподавание их занимали выдающееся место в
Общине так же, как изучение цвета, и звука, и аромата, и воздействия их на
самочувствие человека, а внесение основ «Живой Этики» должно было украсить всю
благую деятельность сестер-подвижниц. Таковы были мечты, которые, конечно, росли
по мере расширения моего сознания. И сейчас мы должны думать о близком будущем и
стремиться вербовать такие чистые души, которые самоотверженно пойдут на эту
работу. Ведь целая армия таких сестер и работниц понадобится, чтобы насытить
голод масс. Уже время собирать кадры способных наставниц. Потому, если бы из
этой программы что-либо осуществилось в Вашей группе, это было бы полезно во
многих отношениях. В книгах Учения так красиво сказано об этих Сестрах: «Пусть
они станут родными народу. Пусть говорят: "Родная пришла на село"». (29.08.34)
Ведь в группе, изучающей Учение Живой Этики, прежде всего должно быть указано на
понятие подвига и самоотверженного служения ближнему, общему благу. Всякий
псевдооккультизм, всякие упражнения для развития психизма строго
возбраняются. Ученик должен стремиться развиваться духовно, пробуждать свое
чувствование, что возможно лишь при очищении сердца и мышления от всяких
предрассудков и предвзятых понятий, именно, при расширении сознания и горении
сердца к принесению подвига. Конечно, эта программа доступна только меньшинству,
ибо мало кто понимает и ценит истинную красоту и ее спутницу – простоту.
Большинство любит лишь загромождать свое сознание малопонятными им формулами и
превыше всего ценит различные психические проявления, не принимая во внимание
того, что всякий психизм без Высшего Руководителя является препятствием на пути
истинного духовного развития.
Ввиду описанных Вами трудностей, я именно выделила бы из миссии женщин особую
группу, приняв в нее только действительно твердых в мышлении и понимающих, что
есть преданность, это редчайшее качество. Эта группа могла бы продолжать
изучение книг «Живой Этики», остальным можно было бы предложить сначала
подготовить свое сознание более широким осведомлением и просвещением, путем тех
лекций и занятий, которые могли бы наладиться при миссии женщин, согласно
предложенной программе. Но группу, изучающую Живую Этику, я выделила бы и
допускала бы в нее с большим выбором. Не стремитесь к количеству, но лишь к
качеству! Нужно всегда принимать во внимание сознание человека. Ведь даже
вступившие на путь ученичества и считающие себя уже продвинувшимися при первом
показанном им новом аспекте Истины возмущаются и даже начинают кощунствовать.
Вот почему принятие в ученики есть явление редчайшее и, как говорится, – пальцев
на руке слишком много для числа их. Вступающие на путь ученичества должны пройти
множество испытаний, прежде чем быть допущенными в кандидаты на признанных
учеников. (8.09.34)
Вы пишете, что Вы чувствуете себя одиноким. Но что же стало с выраженным Вами
намерением собирать молодые силы вокруг Учения и Подвига? Эти молодые силы могли
бы очень помочь Вам в Вашем же развитии. Они потребовали бы от Вас большего
углубления в Учение и своими вопросами заставили бы Вас еще больше
выкристаллизовать Ваше собственное понимание. Истинно, уча, мы учимся. Почему
Вам не проявить магнит Вашего духа и не привлекать, именно, новые молодые силы,
еще меньше Вашего знающие?
Итак, если Вы решите выполнить свое первоначальное намерение, то пусть это будет
совершенно личная Ваша инициатива, на Вашей полной ответственности и вначале без
объединения с уже существующими группами. Потому проявите крайнюю осторожность и
распознавание, не допустите темных разрушителей, которые всегда особенно
стремятся проникнуть в светлые очаги. Если Вам удастся собрать действительно
достойную группу, это будет доброе дело, ибо есть ищущие молодые души, которых
следует поддержать всеми способами и средствами, доступными их сознанию.
(8.11.34)
Теперь о Вашей группе. Конечно, я видела эту группу из людей стремящихся и
действительно молодых. Конечно, молодость духа самое главное условие – молодость
в смысле подвижности и устремления сознания...
Простые душевные беседы на тему Учения гораздо полезнее всяких лекций и
ритуалов. Собирайте кружок горящих сердцем, которым нужна не оболочка, не
шелуха, но живоносное зерно. Часто трехминутная беседа даст больше, нежели
двухчасовая лекция. Но очень разбирайтесь в подходящих. И действуйте своим
именем, своей инициативой.(16.0135)
Вы пишете, что «ядро, посещающее с удовлетворительною ревностью разные группы,
состоит из 50–60 человек» – это прекрасно. Если бы из этого числа впоследствии
выдвинулись шесть, семь человек с сознанием, твердо установившимся на Учении, со
способностью в печати и с лекционной платформы возвещать Основы Живой Этики, то
я считала бы это большим достижением.
Вам кажется, что некоторые из членов начинают уставать, ибо большинство из них
служащие. Думаю, что главная причина в том, что большинство уже прошло первые
ступени восторженного подхода к Учению и, по оккультному закону, начинают
выявлять свою истинную сущность. Всегда нужно иметь в виду, что на первой
ступени, в первые месяцы подхода к Учению, все идут зажженным факелом,
окрыленные надеждою на немедленное развитие своих дремлющих духовных сил. Многие
не дают себе отчета или же забывают, что лишь в крайнем напряжении всех сил
достигается пробуждение и последующие ступени преображения внутреннего человека.
Такие люди обычно не находят в себе силу духа противостать ныряниям духа,
неминуемо следующим за каждым восторженным подъемом. Закон чередования ритма
проходит во всем.
На опыте знаю, как при первом наступившем падении духа многие утрачивали свой
энтузиазм и часто даже совсем отпадали от Учения. Все такие души есть души с
малым духовным багажом. Истинно, они блуждающие огоньки. Потому так ценно
глубоко продуманное значение подхода к Учению и постоянное устремление к
самоусовершенствованию для преображения внутреннего человека, носителя
бессмертия. Преображение это открывает неисчерпаемый запас духовных сил и
приводит к овладению своею духовною творческой волею, этому венцу достижения.
Достигший такого овладения духовной волей становится истинным сотрудником Благих
Сил. Много сил нужно положить для такого преображения, но когда-то путь к нему
должен быть проложен.
Те единичные личности, которые выработали в себе духовное равновесие или
самодисциплину и твердо следуют по раз избранному ими пути, истинно, могут быть
названы устоями мира. Если мы осознали, что расширение сознания есть самое
насущное, то и усталости нет, и мы ловим каждую минуту для внесения в
сокровищницу нашу зерен знания и опыта. Истинно, много званных и мало избранных.
Понимаю, как трудно руководить взрослыми людьми, разного уровня сознания и
разного образования. Я предоставила бы свободу в выборе тем для рефератов и не
настаивала бы на обязательном посещении. Каждый должен понимать основы
примитивной самодисциплины. Какое же духовное продвижение возможно без
дисциплины! И правильно пишете Вы, что нужны осторожные касания и невторжение в
карму. Истинно, нельзя насиловать. Путь может быть указан, предостережения даны,
но это и все. (29.0235)
Было бы прекрасно, если бы Вы учредили и выработали в группах занятия по
воспитанию мышления, которые состояли бы не в отвлеченной психологии, но в
заложении практических основ развития наблюдательности, внимания, памяти,
сосредоточения и так далее. Во всех древних школах Индии прежде всего
требовалось развитие наблюдательности. В ученики принимались лишь те, которые
уже обладали этим качеством в большой мере. Очень хорошо было бы учредить такие
испытания наблюдательности или внимания. Это можно производить в самых обычных
условиях и на самых простых предметах. Любой предмет может научить многому и
явить все различие наблюдательности в людях. Конечно, имеются к этому
руководства в теософической литературе. Может быть, на первых шагах можно было
бы воспользоваться книжечкою Эрнста Вуда – а потом сама жизнь подскажет все
лучшие примеры.
Полезно ознакомиться с историческим ходом развития мышления человечества. Также
очень советовала бы Вам ознакомить группы с «Символизмом» Е. П. Блаватской.
Такое сопоставление символов различных религий очень полезно знать. (12.0335)
Хочу коснуться крайне деликатного и сложного вопроса выслушивания так называемых
взаимоосуждений или обид. В принципе, конечно, всякое злословие должно быть
осуждено, но руководитель должен знать все извилины мышления своих учеников.
Часто, давая возможность ученику или члену группы излить накопившуюся обиду, мы
тем самым помогаем ему разрядить вредную энергию. Нет ничего опаснее затаенной
обиды или злобы. Как сказано – «выслушайте и не осуждайте. Часто, именно,
истечение яда освобождает человека для нового пути. Учение подает помощь не
отрицанием, но привлечением». – Так можно осторожными касаниями внести порядок в
неуравновешенное мышление. Главное, не поддакивать, но выяснять по большей части
неосновательные обиды и заподазривания наговоров. Задание или, как я люблю это
называть, искусство творить отношения с людьми и среди людей есть величайшее из
всех искусств. Нет более благородной деятельности, нежели миротворчество, но она
и самая тягостная и самая трудная. (18.04.35)
Многочисленность никогда не была залогом успеха. Именно, в Учении «Живой Этики»
постоянно указывается, что небольшая группа людей, объединенных сознанием и
сердцем, может совершить чудеса. Потому, будем хранить сокровенную думу в
сердце, и когда час пробьет, он встретит нас во всеоружии. Сейчас община сестер
подвижниц, в виде прекрасного терафима, возносится в тонком мире, но сотрудницы
земной уже ходят по Земле. Как указано, мы должны стремиться накоплять и
собирать знания, опыт, чтобы пролить их в обновленных странах. Потому, чуя в
себе силу посвятить себя самоотверженной работе, приложите все горение сердца на
то, чтобы лучше усвоить Основы Учения! Ибо, истинно, врач должен уметь
излечивать прежде всего духовные причины болезней, ибо все болезни гнездятся в
тонком теле. Хорошо, что Вы знакомы с астрологией, для врача это чрезвычайно
важно. Гороскоп больного может дать ключ ко многим болезням и к лечению их. Так
трудитесь, имея перед собою великую цель! (8.05.35)
Учение «Живой Этики» не для слабых сердец, и потому в эту группу можно принимать
лишь души испытанные. Не количество, а качество. И если закаленных сердец нет,
то лучше и не начинать. Мы не должны профанировать светлое Учение. Кроме того,
мы не миссионеры. В Учении сказано, что каждый зазванный ляжет, как жернов на
шее. Мы ищем свободных душ, не связанных никакими страхами. «Учение не
серебряные бирюльки, не орешки в сахаре. Учение мощная руда». Книги Учения будут
расходиться и попадать в нужные руки, и это самое главное. Ведь столько душ,
ищущих света и новых ценностей среди хаоса всех попранных и униженных высших
понятий. Со всех углов Света тянутся запросы и просьбы о большем знании, о
приобщении к Воинству Света. Потому радостно нам нести свой светильник.
(22.07.35)
Первая задача Живой Этики – расширить сознание, потому не будем пришпиливаться
мыслью к одному случайному и маленькому месту и к одной группе людей. (26.05.36)
Великие Учителя совершенно не имеют в виду объединить все имеющиеся группы в
одну или в несколько «замкнутых» общин – это было бы смертью. Жизнь и красота
лишь в разнообразии, потому пусть ячейки света процветают свободно, как
прекрасные цветы на жизненном лугу. Единение должно заключаться не в непременном
общежитии или в одном методе приложения и достижения и т. д. Единение, как
истинный двигатель, должно сначала зародиться в духе и проявляться в дружелюбии
и сотрудничестве в жизни каждого дня, во всех условиях. Кооперация,
сотрудничество или содружество предполагают самое широкое допущение. Нет места
насилию при объединенном сознании. (27.07.36)
Значит, на очереди прежде всего стоит воспитание и расширение сознания,
осознание этого принесет самые благие следствия. – «Негармоничность подробностей
может нарушить все строительство». Потому научимся дружелюбию и сотрудничеству в
наших группах, изучающих «Живую Этику». Это хорошая школа и для более тесного
вида общины. Будем беречь друг друга, проявляя самую большую чуткость и
отзывчивость к особенностям каждого. (14.08.36)
Также мы не ищем последователей среди теософов, наше правило никогда никого не
зазывать. Но если люди, заинтересованные книгами Учения, искренно вопрошают нас,
то мы им отвечаем, предоставляя им полную свободу вступать и формировать те или
иные группы. Так на днях одна такая группа прислала весть из Новой Зеландии, а
раньше из Канады, и, как всегда, среди них имеются и теософы. (7.01.37)
Скажу откровенно, горюю, что в упомянутой Вами группе заняты чтением и
обсуждением книг «Живой Этики». Если эта группа состоит из сознаний, которые
находятся еще на той ступени, когда они исключают друг друга, то, действительно,
не следовало вносить туда кн. Учения.Разве возможно изучать «Основы Этики» в
атмосфере недоверия, раздражения и даже открытой враждебности! Именно, следует
оградить Учение и великие понятия от кощунства, потому очень прошу Вас оставить
Учение, если оно говорит Вашему сердцу, для себя и обмениваться мыслями по
поводу прочитанного лишь с преданными друзьями. Учение распространяется путями
неисповедимыми. Со всех концов мира летят к нам и друзьям нашим вести от
созвучных и горящих сердец, потому зачем отягощаться сознаниями не
воспринимающими? Не полезнее ли отдать время и силы истинно нуждающимся в слове
Света? Мы никого не собираемся обращать и принимаем лишь добровольно приходящих.
Пусть каждый следует пути, который ему ближе. (31.07.37)
Посоветуйте Вашим друзьям найти время собираться небольшими группами в
определенное время и посылать свои лучшие устремления к Учителю. Такие посылки
объединятся с всеначальной энергией, посылаемой Вел. Бел. Бр., и много пользы
будет принесено. Именно сердечное устремление к Учителю породит мощные разряды
для очищения мятежной атмосферы в пространстве. Советуйте устремляться как можно
проще, держа в сердце Облик Учителя или же устремляясь к Нему по серебряной
нити, идущей из сердца. Прилагаю Вам Беседу, указующую на полезность и
необходимость действий: «Умейте распознавать покровы майи. Если говорим о
покровах, то значит имеется нечто прикровенное. Таким сокровенным будет
всеначальная энергия. Мудр, кто может в разных творениях усмотреть, где живет
вечная, неразрушимая основа. Без такого распознавания все окажется майей,
миражом беспочвенным. Невозможно жить только между призраками. Сама основа
вечной жизни требует осознания, где находится то прочное, к чему может
прислониться усталый путник? Неминуемо человек придет к поискам вечной основы.
Мысль о нерушимости может вдохновить человека к действию. Такое стремление к
действию есть знак здоровья. (1.1.37)
«Также можно с малыми группами, во время разговоров в Музее, затронуть разные
полезные темы. Иногда можно пригласить должностное лицо также для разговора
частного. Не нужно придавать вид собрания...»
Примите, родные, к сердцу эти мудрые советы. Самые лучшие контакты происходят,
именно, при частном разговоре. Многолюдные собрания хороши для особых
выступлений, но они исключают ценную интимность. (2.04.36)
Также много непонимания относительно § 185 А. Й. И часто непонимание это таит в
себе нечто большее, нежели просто недомыслие, в основе своей оно есть
неосознанное восстание самости против авторитета или Иерархии. Так параграф этот
ясно указывает на избрание земного учителя, который мог бы явиться звеном с
Учителем Высшим. Ведь Учителя не могут брать на себя непосредственное
руководство всеми обращающимися к Ним. Они заняты Космическими заданиями и
сейчас ведут страшную битву с темными силами, стремящимися разрушить нашу
планету. Потому Они дают Учение через главный провод и следят за многочисленными
групповыми движениями вокруг Учения, но руководить отдельными личностями Они
будут лишь в том случае, если те отвечают всем необходимым для этого
требованиям. Многие из подходящих к Учению часто стоят на такой подготовительной
ступени, и сознание их так засорено предрассудками и неосознанными ими
предубеждениями, что, конечно, им полезно сначала иметь земного учителя, который
мог бы расчистить эти заросли и подготовить сознание для той ступени, на которой
они могут уже воспринять проблески приближения к Вел. Учителю. (20.04.36)
В наше тяжкое и смутное время нервы чувствительных людей как натянутые до
предела струны. И они готовы усматривать обиды там, где они вовсе и не
предполагались. Также и говорить людям одни поощрения и похвалы – [значит
привести] к печальным результатам. Испытала я это на опыте. Люди так привыкают к
похвалам и одобрению, что в дальнейшем малейшее указание на их заблуждение или
неправильный поступок возбуждают в них нехорошие чувства, и вся работа по
усовершенствованию пропадает. Потому, насколько возможно, лучше предоставить
членам группы следить самим за их самоусовершенствованием. Мудрый и зоркий
руководитель сумеет найти общую беседу на некоторые особенности, которые нужно
изжить, не привязывая их и не относя к определенному лицу. Кроме того, следует
иметь в виду, что часто, не зная скрытого побуждения того или иного поступка, мы
можем глубоко ранить человека, высказав ему порицание во всеуслышание. Лишь от
сердца к сердцу, с глазу на глаз, можно касаться глубины сознания.
Приведу Вам беседу, которая может относиться к вышесказанному: «Вы знаете о
степенях воздействий. Мыслитель говорил: “Из самого гладкого кубка выплеснем
раствор цикуты – и на стенках сосуда все-таки останутся следы яда”. Также
говорил: “Одна царапина даст сильное кровотечение, но другая остается почти
незаметной. Между тем, никто не скажет, которая может причинить заражение”. Так
можно в жизни проследить, насколько разнообразны степени воздействий. Опытный
врач обращает особое внимание на рану некровоточащую, также и употребление
лекарств будет зависеть от многих личных условий. Но среди мысленных воздействий
мало обращают внимания на силу восприемника. Можно заразить малым словом, но
нередко целый поток речей не оставит следов. Мыслитель говорил: “Когда желаете
нечто очистить, не ограничивайтесь отдельными предметами, но омойте все
помещение”. Среди жизни братств можно помнить эти советы. Много капель яда
остается в “чашах” человеческих, когда люди думают, что весь яд уже выплеснут.
Мы часто снимаем такие капли яда. Скажут – лишь капли! Но иной яд и в капле уже
смертелен. Также наблюдаем и бескровные раны, они опаснее кровоточащих. Люди
умеют наносить без ножа раны, и такие раны залечивать трудно. Много поэтических
произведений посвящено ранам бескровным. Мы узнаем их и готовы послать
целительную вибрацию». (?)
Вы правильно делаете, посылая себя на благую работу. Но советую делать это,
когда Вы не чувствуете себя чрезмерно усталой. Устремляясь к избранному Учителю,
мы тем включаем себя в великий магнитный поток, и каждый из нас находит свое
место и свою работу в нем. Именно, часто группы учеников посещают те или иные
слои Тонкого Мира, где сами учатся и вносят свет и помощь. (12.07.38)
Ваша мысль иметь, кроме главного руководителя группы, еще помощника ему вполне
жизненна, и ничего возразить против нее нельзя. Конечно, главная трудность в
том, чтобы такой помощник был на высоте. Именно самое трудное – это достичь
единения сознаний. Нужны годы и годы совместного труда и единого устремления.
Потому мы радуемся каждому проявлению единения. Успешное строительство возможно
лишь на этой основе, и люди должны будут, ради своей же пользы, научиться
осуществлять сотрудничество. (7.09.38)
Порадовало нас сообщение, что новые люди подходят к Вам. Давно советовала
учредить группу, в которой происходили бы беседы и лекции на общекультурные темы
без определенного отношения к кн. Жив. Эт. Для таких членов можно было бы
устраивать, при их ближайшем участии, художественно-литературные и философские
собрания, хотя бы раза два в месяц. Причем при дальнейшем ознакомлении с
нравственным обликом членов такой группы можно было бы их постепенно знакомить с
Учением Жизни. При нашем Обществе Поощрения Художеств в Петрограде собирался
такой кружок. На его вечера приезжали много выдающихся артистов, художников и
литераторов. Все они очень любили бывать и даже выступать в такой исключительно
интеллигентной среде. Конечно, бывали и приглашенные гости. Почему бы и в нашем
общ. не сорганизовать нечто подобное? Не полезно, чтобы за нашим обществом
установилась репутация чего-то исключительного и специфического. Именно заветы
Учения Жизни призывают к самому широкому приобщению ко всем проявлениям
человеческого творчества во всех областях жизни. Лишь широко образованный и
утонченный в своих вкусах человек может вполне усвоить заветы Ж. Эт. Так
хотелось бы охранить, защитить и, в то же время, расширить деятельность нашего
Общ. во благо милой страны. Ведь мы думаем только о самом прекрасном, о самом
строительном, о самой широкой кооперации со всеми благими начинаниями.
(29.10.38)
Правилен Ваш совет распускать временно группу, когда обстоятельства так
слагаются, что приходится исключить нежелательный элемент. Мы должны быть
осмотрительны и стараться не делать врагов, но если они создались, то меры
ограждения должны быть приняты. (23.11.38)
Труднее всего усваивается великое значение единения среди ближайших деятелей,
потому не могу не привести беседы по этому наинасущнейшему вопросу. Хорошо
читать и перечитывать эту беседу среди всех групп.
«Вы знаете, насколько Мы настаиваем на единении. Люди думают, что это
наставление имеет лишь нравственное значение, но они не понимают, что единение
есть умножение энергии. Можно представить, насколько Нам легче помогать, когда
имеется дружное единение, ведь тогда происходит сбережение энергии. Она
направляется в одно место, и такая концентрация дает яркое усиление энергии.
Пусть люди приучаются понять, что каждое нравственное [наставление] есть и
научный совет. Повторяю эту истину, ибо даже читающие Учение не применяют [ее] к
жизни».
«Но кроме умножения Нашей помощи, единение есть как бы насос пространственной
энергии. Люди забывают, что их энергия при сотрудничестве увеличивается в
несколько раз. Такая прогрессия может быть вычислена, и люди еще раз могут
убедиться, что доверено им и в земной жизни. Убедить можно лишь научным путем.
Пусть ученые покажут, как возрастают сложенные силы, явно пусть убедятся, что
сотрудничество есть лучшая магия. Но пусть даже незнающие о Нас подумают – может
быть, где-то находится ценный источник энергии, который можно приложить в жизнь?
Каждое такое допущение уже будет приближением к Нам. Мыслитель понимал, что сила
человека не может быть исчерпана, если он помыслит о высших Источниках». ...
(18.02.39)
Радостно сознавать, что во главе и на страже светлого самосовершенствования и
культурного строительства стоит такое чуткое и мужественное сердце, как Ваше.
Потому, несмотря на трудные времена, я спокойна за Вашу дружную и труженическую
общину. Лишенное предубеждений, открытое сознание проявит и необходимую
подвижность мышления. Пусть Ваша группа еще теснее соберется вокруг Вас, и Щит
Света покроет Вас и близких и преданных Вам друзей. И смысл всего Указанного
станет еще яснее. Трудные времена способствуют росту духа, и потому не
устрашимся, но возрадуемся, тем более что мы знаем, что просвет близок и
«красный крест любви покроет поле сражения». Все трудящиеся, все к Свету
устремленное охранено будет. Радуюсь, что мое письмо пришлось Вам по сердцу. Да,
в нем вся программа культурного строительства. Конечно, «Святая Святых» есть
самое прекрасное достижение, но как неимоверно трудно провести это в жизни при
обычных условиях! Ведь лишь чистые сердцем могут иметь доступ к этой Святыне! Но
Свет, как мы знаем, обладает свойством магнита, все тянется к нему, и потому
столько и темного и страшного может приближаться с разных сторон. Вспомним,
сколько предательств собиралось вокруг великих деятелей во все времена!
Прекрасны исполненные работы в Вашей группе, подобные работы над Учением
совершенно необходимы для усвоения всего сказанного о каждом жизненном вопросе.
Сердце мое шлет Вам всю ласку, всю мою радость о Вас и Вашем чудесном
Водительстве. (1.12.39)