Жить Вечным
Выписки из Граней Агни Йоги
1956.348. Надо учиться жить на Земле и, земному дань отдавая, не забывать ни на
миг, что власти ему над собою нельзя ни на миг отдавать и что не ему, но лишь
Высшему можно сердце всецело предать, не опасаясь падения. Падение происходит
всякий раз, когда затемняется знание духа и дела плотные рассматриваются сами по
себе как самоцель, но не случайности пути в Беспредельность. Потому смотрите на
все приятное и неприятное, хорошее и плохое, радость или горе как на нечто,
лежащее по обочинам жизненной дороги, по которой вы идете, твердо ступая, к
Учителю Света. Можно на них даже задержаться взором, но не замедляя шага.
1956.741. Чем жить: духом или земным? Земным – на время и кратко, в духе –
всегда. Так переносится сознание в сферы духа и находит в них надежное
пристанище. Мы тоже на Земле пожили и отдали ей дань. Но, трудясь и работая на
Земле, с нею себя не связали. Просто низшие притяжения заменили Высшими – тоже о
Земле и от Земли, ибо от Земли не уйти. Но сферы ауры земной различные: есть
низшие, есть средние, есть высшие. К каким устремимся? Но из высших земных сфер
открыт путь к Мирам Дальним, и Земля как ступень, или трамплин, для устремления
в Беспредельность. Нельзя без Земли. Не может стоять дом без основания. Земле
надо найти правильное понимание – это дом наш в пространстве. Землю цените, но
отрешитесь от нее, чтобы все силы отдать на ее украшение, улучшение и
преображение в Свете.
1.161. «Жить в вечном» – значит жить в океане космической мысли, которая уже
существовала прежде начала времен. Но между сознанием человека и действительно
сущим стоит Майя, отвлекая сознание от единой реальности. Иллюзии Майи надо
преодолеть. Во многие одеяния облекает она свои формы, лишь бы увести дух от
узкой тропы, ведущей в жизнь. И когда человек находит эту тропу и вступает на
нее, прельщения Майи усиливаются особенно яро. Драконами Порога называем
чудовищ, стерегущих вход на тропу жизни. Эти фантомы, являясь творениями ума
человека, поддерживаемые, усиливаемые и раздуваемые всеми приспешниками и
исчадиями тьмы, яро охраняют подступы к Вратам Света. Вся тьма обрушивается на
дерзновенного, осмелившегося к ним подойти. И даже преодолевшего тьму и
вступившего на тропу жизни не оставляет она. Она сторожит по сторонам от тропы,
и стоит свернуть с нее в сторону хотя бы на шаг, где раскинуты тонко и
хитросплетенные тенета, как сознание тотчас запутывается в них. Потому столько
отступающих и отступивших и столько не доходящих. Я есть Путь, Истина и Жизнь –
и идти можно лишь Мною. Меня признавая и в сердце приняв, можно смело идти по
узкой тропе жизни.
1.305. Обещана вечная жизнь. Жить не в настоящем, не в будущем, но в вечном
будет победой над Майей трех преходящих миров. Элементы вечного и преходящего
легко различимы. Жизнь вечна, формы ее выражения временны. Субстанция материи,
то есть огонь – вечен, но преходящи формы его выражения; дух вечен, но
ограничены сроком его оболочки. Вечны космические законы, но то, что заключено в
рамках этих законов и обнимается ими, – подобно великому потоку жизни, текущей в
беспредельность. Срочны миры и системы миров, и даже целые галактики, но Космос,
как таковой, вечен, ибо сущ в беспредельности. Так Космос и дух человека по
природе своей беспредельны.
2.178. Каждый великий человек велик постольку, поскольку он живет интересами
коллектива. Благо всего человечества, или Общее Благо, и приверженность к нему,
оно лишь одно может служить мерою величия духа. Сколько малых сознаний жило лишь
только собою – и все они забыты, и все они из жизни ушли, не оставив следа по
себе. Жить интересами Общего Блага можно в любых условиях жизни. Внешние
обстоятельства значения не имеют, ибо человеку дана мысль, и человечество можно
благодетельствовать мыслью. Йог, живущий в далекой пещере, в горах, мыслями
служит Общему Благу. Мысль, отрешенная от себя, покидает своего породителя и
улетает в пространство, промышляя там проявлением. Можно каждодневно лучшие
мысли посылать миру. Можно мыслью поддерживать каждое благое начинание в любом
уголке земного шара. Сейчас, когда наступает Новая Эпоха, раскрепощается мысль.
И интересы всего человечества яро касаются каждого. Уже нельзя сидеть,
замкнувшись в кругу малых интересов своей личности, так как происходящие на
планете события затрагивают буквально всех. Жизнь огромного человеческого
коллектива планеты становится общей, и в ней принимают участие все, вольно или
невольно втягиваясь в круговорот интересов всех обитателей планеты. Порадоваться
можно тому, как разрушают заодно с миром старым барьеры личных, ограниченных
мирков самости, эгоизма и отделенности.
2.258. Можно жить только земным или только высшим, от земли оторвавшись. Но это
не решение вопроса. Решение в том, чтобы гармонически сочетать сознание земное с
Надземным. И Землю беспризорной оставить нельзя, и в земное нельзя с головой
погрузиться. Земное – земному, а высшее – высшему, памятуя при этом, что коротко
все окружающее на Земле человека. Если отдать ему все сознание, рушение конечное
неизбежно. Но полагая все сознание на Нас, выстоять можно тяжкий период
заключения в плотное тело. Именно заключение, ибо дух, в плоть облеченный, –
узник на этой земле. Не сравнить свободу Надземного пребывания с оковами
плотного тела.
2.489. Когда человек думает не о себе, но о других и начинает жить интересами,
выводящими его за пределы его личности, он выходит из своих оболочек и пребывает
вне их, отрываясь от них и перенося свое сознание за границы круга, очерченного
каждой из оболочек, составляющих его личность. Жить жизнью сверхличной, жить
интересами других людей – коллектива, общества, государства, всего человечества
– значит вырваться из аурического яйца личности и коснуться области явлений
сверхличных. Личность и индивидуальность различаются между собою как Свет или
тьма, свобода или рабство, жизнь или смерть, конечность и Беспредельность. Жить
для себя и собою – значит обречь себя смерти и уничтожению, ибо смертны все
оболочки, в которых может уявляться жизнь личности. Жить вне себя, вне интересов
своих, жить ради других, ради Общего Блага – значит бессмертие свое утвердить на
Земле и в Мирах, накапливая тем самым и утверждая элементы непреходящего в
микрокосме своем. Дух, конечно, не умирает, какой бы жизнью ни жил человек, но
если отложений сверхличного порядка не накоплено в Чаше, то, сбросив все
смертные оболочки, дух не будет иметь того, из чего складывается сознательное
бытие на том плане Надземного Мира, где проявляется Бессмертная Триада человека.
3.389. Личность и личное сознание – это тоже полюс существования духа, за
которым стоит полюс другой – сознание сверхличное и интересы других: коллектива,
народа, страны, всего человечества и даже человечеств дальних миров. Мало об
этом знать, надо научиться жить жизнью сверхличной и интересами целого так,
чтобы личность как самоцель и самодовлеющее начало перестала иметь свое прежнее
значение, но, не перестав существовать, влилась бы как созвучное гармоническое
явление в сферы сверхличного сознания, то есть чтобы личность превратилась в
Индивидуальность и слилась с нею. Жизнью сверхличной, жизнью своей Бессмертной
Индивидуальности жили все Великие Духи, полагая душу свою, личность свою за мир,
хотя бы это и достигалось Ими ценою великих страданий и даже смерти того, что
люди называют личностью в человеке. Именно этим путем сохраняли они свою
Бессмертную Индивидуальность, которая росла и укреплялась в огнях испытаний.
4.188. Жить психожизнью всего сердца – значит утверждать то, что не видимо глазу
земному, но что вибрирует в мыслях и чувствах поверх зримости плотной. Раз
избранное направление по цепи Иерархии не изменяется уже никогда: ни в этой
жизни, ни в Мире Надземном, ни в будущих жизнях. Поэтому укрепление и упрочение
нитей сердца послужит только во благо. На зовы сердца Мы отвечаем всегда, ибо
они неотменно доходят до Нас.
4.471. Ведайте сердцем все то, что с большим трудом осознается при помощи мысли
через функции мозга. Мысль сердце ловит, но мысль огненную. Высший вид мысли –
без формы. Они воспринимаются сердцем. Жить жизнью сердца, психожизнью всего
сердца – значит жить жизнью Огненной Йоги и приобщаться к Миру Огня.
4.556. Все живут своим, но избранники Наши – Нашим. Жить Нашим можно при
условии, если отказаться от своего, то есть личного, когда своего нет ничего.
Все заняты своим, личным, но Наши – Нашим и делом Моим.
5.433. Жить внешне жизнью обычной, огненно утверждая необычность путей в
Беспредельность, видимых явно Учителю Света, но не приметных для глаз
посторонних, и есть Йога Жизни.
5.467. Надо только понять и ощутить сердцем, что проекция самого сияющего
будущего создается сейчас, в настоящем, когда серебряный мост счастья соединяет
далекие берега. В этой двойственности аспекта явления будущего или понятия
будущего кроется его тайна. Будущее есть, оно уже существует, оно есть в
настоящем, но в Сферах Надземных, уже законченное, уже оформленное и
долженствующее опуститься на Землю. Потому жить будущим и жить в будущем –
значит жить жизнью огненной действительности.
5.597. Требуется полное осознание значения цели и полное понимание того, что
условия жизни земной – только средство, но не самоцель. Все в ней – только пока,
только на время, все, до собственного тела включительно. Нужно жить этой жизнью
и, в то же время, нужно быть вне ее. Именно быть нужно в мире, но не от мира
сего, ибо не от мира сего Мое Царство. Так и живите, через жизнь проходя, как
будто бы вы только путники в этом мире.
6.212. Крест свой, то есть карму свою, надо взять и все же следовать за
Учителем, несмотря на нее, иными словами говоря, жить не так, как хотелось бы
самости, а так, как лучше находит Учитель, то есть явить полное доверие Водящей
Руке, хотя бы по неведению и казалось, что Учитель должен вмешаться и изменить
нежелательное или тяжкое положение вещей. Предание воли своей Воле Владыки имеет
гораздо более практическое и жизненное значение, чем это может казаться
неопытному путнику Великого Пути.
7.64. Все, что сверхлично, – поверх и вне аурического яйца. Жить сверхличными
интересами, жить интересами Общего Блага, своего народа, Родины, всего
человечества и всей планеты – значит разрушить стены личной тюрьмы, значит
разбить скорлупу своей ауры и выйти сперва на планетный, а затем уже и на
Космический простор.
7.391. Уловить и удержать элементы вечного в потоке быстро мелькающих явлений
будет достижением духа. Сознательно их собирать и накапливать будет знаком
высокой ступени. Жить в вечном, осознавая смысл снов земных, будет уже
нахождением узкой тропы, ведущей в бессмертие. И задача вся в том, чтобы, живя
внешне жизнью обычной и исполняя свой долг перед людьми, быть не от мира сего,
не от этой жизни конечной, но от мира другого, Моего Мира, когда непреходящая
сущность Дней Моих в днях земных, человеческих и обычных начинает себя уявлять.
7.691. Можно жить своим внутренним миром, если он достаточно богат.
Следовательно, все зависит от того, чтобы сознание было достаточно расширено.
Тогда и поступления пространственные не замедлят. В далеких пещерах, в горах
отшельники-йоги живут яркой и полной жизнью, принимая живое участие в делах
мира. Отдаленность от жизни планеты и скука им неизвестны.
8.337. Тело вынуждено быть там, куда поставила его карма, но мысль свободна. Ее
можно оторвать от непосредственного внешнего окружения и сосредоточить на
явлениях, лежащих далеко за его пределами. Освобождение придет через мысль.
Трудно сразу пробить стены тюрьмы, но постепенно их все же возможно разрушить.
Вода долбит камень, и мысль рвет цепи плотного мира и его ограничений. Упор
делается на мысль. Мало понять и продумать, надо суметь вырваться из мертвой
хватки внешнего окружения. Много понявших сидят, связанные по рукам и ногам.
Считаем очень высоким достижением, когда внешние условия уже не имеют власти над
сознанием. Можно владеть всем, но ничего не считать своей собственностью. Точно
так же можно жить самой напряженной земной жизнью, не будучи связанным ею по
рукам и ногам. Только дух, освободившийся от власти земных притяжений, может
сказать, что царство его «не от мира сего». Приветствуем каждую попытку
вырваться из заколдованного круга внешней ограниченности. Приветствуем, когда
это сознательно делается с помощью мысли, к Нам устремляемой через пространство
и рвущей цепи земные.
8.403. Сперва Мир Высший, который не от мира сего, отделяется от этого мира,
чтобы этот не заглушал вибраций, идущих оттуда, потом оба они сливаются в
гармонии понимания единства того, что вверху, с тем, что внизу. Если отдать
предпочтение Высшему и жить только в нем, произойдет отрыв от Земли, если
погрузиться в земное, оно заполнит собою все сознание и места для Надземного уже
не останется. Потому утверждается золотая середина. Ведь воплощение в теле
дается именно для того, чтобы пройти через условия плотного мира и почерпнуть от
них все, что они могут дать. Землю отбросить нельзя и умалить – тоже. Цель
достигается на Земле, и, когда вырастут крылья духа, подниматься и летать на них
придется от Земли. Земное основание необходимо как стартовая площадка для
взлетов. И если пробита скорлупа ауры, то планетные просторы становятся
доступными. Планета дана людям, чтобы они, воплощаясь, могли научиться всему,
что она дает. Эволюция человечества совершается на Земле, и объединение Миров,
земного и Надземного, произойдет в сознании человека благодаря тому, что его
земной путь приведет его к этому великому достижению. Земное и Высшее
гармонически сочетаются в сознании, которое есть поле объединения всех Миров.
8.491. Можно и должно жить жизнью обычной, земной. Можно и должно выполнять
честно и добросовестно то, что заставляет человека делать свой земной долг. Но
при всех условиях и обстоятельствах все же надо время оставить, чтобы,
совершенно отрешившись от всех земных дел и интересов, посвятить его
наинужнейшему. Это следует делать утром, при пробуждении, и вечером, отходя ко
сну. День начинать с того, что важнее всего; заканчивать день тем же. Так начало
и завершение дня дадут возможность войти в орбиту непреходящего, прорывая в
пространстве каналы для продвижения и восхождения духа. Хорошо, когда ничто,
происшедшее в течение дня, уже не в силах нарушить установленный огненный ритм.
9.59. Живя на Земле, среди самых обычных условий, можно в духе в них и не жить,
а подниматься над ними в те области, где начинается необычность. Пусть эта
необычность и будет ключом или основной нотой, на которой звучит жизнь сознания.
Совсем не обязательно, чтобы это замечали любопытствующие. Огонь духа надо
прикрыть от любопытствующего глаза. Но жить жизнью духа, жизнью необычности
необходимо, иначе обыденность и обычность погасят огни. Угасить их нельзя, ибо
они служат связующей нитью с теми Надземными Сферами, в которых придется жить
после смерти тела. Чем прочнее она, эта нить, и чем ярче, тем легче будет в них
погрузиться после освобождения от тела. Наинужнейшему время найдем и труд
посвятим, чтобы его удержать.
10.127. Будущее есть великий магнит. В нем можно создавать любой фокус
притяжения, чтобы двигаться к нему в настоящем. Чем отчетливее, яснее,
определеннее и законченнее этот фокус, чем более совершенным он оформлен, чем
больше вложено в него сердца, тем мощнее магнитная сила его, притягивающая
сознание в орбиту его воздействия. Жить в будущем – значит жить притяжением
этого фокуса. Фокус творится воображением. Воображение ограничено мыслью, а
мысль – ничем. В беспредельности будущего творческое воображение духа может
создавать любые формы, и, если они находятся в гармонии с эволюцией сущего, они
достижимы.
11.31. Среди людей так много забывших о духе. Все сосредоточивается вокруг
временной личности, и дальше ее интересов, удобств и довольства мысль не идет.
Поэтому разрушение феноменального мира является столь драматичным для человека,
уходящего из мира земного. Даже крупицы знания в жизни духа имеют большую
ценность, ибо дают материал для жизни сознания в мире духа. И мысли, и беседы, и
книги, и поступки духовного порядка дают человеку такие материалы. Поэты
прекрасно понимают, что значит жить жизнью духа и творить мыслью поверх
обыденности. Мысли о прекрасном – от духа. Тот, кто научился жить на Земле
жизнью духа, тот в Мире Надземном увидит, что возможности его в этом направлении
становятся еще шире, чудеснее и богаче.
12.351. Если же всецело погрузиться в обычную жизнь и ее интересы и отбросить
духовность, а вместе с этим и то, ради чего пришел он на Землю, то либо
запутается он в тенетах зла, либо закончит земное существование, ничего не
собрав для своего Высшего «Я», то есть не выполнив задания духа. Но, если
воздавая «кесарево – кесарю, а Божье – Богу» и устремляясь вверх по Лестнице
Света, твердо и прочно будет стоять человек на Земле, то при этом условии сможет
выполнить он назначение жизни своей в плотном теле. Можно любить все, но в то же
время не быть привязанным ни к чему и не быть связанным ничем. Можно любить
жизнь земную, но быть готовым в любой момент с нею расстаться, зная, что эта
жизнь составляет лишь маломалейшую частицу жизни великой, вечной, не
оканчивающейся никогда. Можно жить на Земле яркой и интересной жизнью и очень
полезной для всего живого, но в то же время знать всю глубину обманчивой природы
Майи плотного мира. Вот в этом-то уравновешивании, или примирении в сознании пар
противоположностей, и состоит золотой, или срединный, путь, и в этом заключается
решение жизни.