Выписки из Агни Йоги
МО1.526. Конечно, вы замечали состояние между сном и бодрствованием. Особенно
замечательно, что при малейшем движении ощущается как бы головокружение, но при
спокойном положении можно чувствовать явление потери в весе. Не иллюзия такое
состояние. Действительно, можно на весах уследить изменение в весе. Само
головокружение будет следствием такого преобладания тонкого тела. Учение древнее
говорит: когда человек возвращается в земное тело, он на мгновение ощущает
качество Тонкого Мира.
МО2.10. Обращайте внимание на так называемые переходные состояния организма. Так
состояние между сном и бодрствованием дает очень значительные наблюдения. Можно
заметить, как среди земного мышления как бы врываются обрывки мыслей какого-то
иного порядка; предметы как-то вибрируют и земное созерцание изменяется. Мало
кто допускает мысль, что этот другой порядок созерцания есть мышление Тонкого
или даже Огненного Мира; лишь мир явленный исчезает, пробуждается голос Мира
Тонкого.
Н.120. Урусвати знает значение момента между сном и бодрствованием. Это
мгновение называется алмазом сознания. В течение такого переходного состояния
сознание человека одинаково принадлежит и плотному, и Тонкому Миру. Если бы люди
сознательно отнеслись к таким прозрениям, многое облегчилось бы при изучении
психической энергии.
Для осознания священного момента не нужно никакого таинственного посвящения.
Каждому дается возможность приобщиться к двум мирам, если только несчастная
свободная воля не толкнет человека к мертвому отрицанию. Мы не любим слово
"смерть" и все от него производные. Но все невежественные отрицатели могут быть
названы мертвыми.
Правильно замечено, что для осознания алмазного мгновения нужна особая вибрация.
Но и такая вибрация порождается через чистое устремление. Но для такого
устремления нужно сознательное познание. Не магия и не колдовство почуять
прекрасное мгновение. Когда человек приносит в плотный мир впечатления из
Тонкого Мира, он может предчувствовать и Врата Огненные.
У Нас такие алмазные мгновения усилены и углублены ясным пониманием их значения.
Ведь они так кратки, что не требуют напряжения сил. Могут быть длительные
общения с Тонким Миром, но овладение двумя мирами коротко.
Н.353. Урусвати знает, что просыпающийся должен пройти промежуточное состояние,
в котором он принадлежит двум мирам. Некоторые не замечают такого состояния, но
другие все же удерживают искры тонких ощущений.
Когда древние предлагали человеку познать самого себя, они, прежде всего,
заботились о развитии наблюдательности. Такой процесс не содержит ничего
таинственного – человек должен стать внимательным к самому себе и к окружающему.
Пусть люди помнят, что они ответственны за качество своих проявлений.
Нужно удивляться, если состояние между сном и бодрствованием проходит
неотмеченным. Люди читают об особых свойствах дремоты. Древние посвященные
знали, насколько человек становился прозорливым во время такого состояния. Но
затем лишь посвященные сохраняли память о замечательном состоянии. Народ,
занятый трудом, уже не успевал уделять внимания таким наблюдениям.
Но теперь Мы опять зовем, чтобы и во время труда люди умели наблюдать за
свойствами природы человека. Нужно сохранить естественный труд и, в то же время,
уметь проследить тонкие ощущения. В таком сочетании люди приблизятся к
преображению жизни.
Мыслитель говорил: "Друг, пусть, отходя ко сну и пробуждаясь к труду, скажешь
целительное слово блага, оно откроет врата обоих миров".