ПРИТЧИ 

 

Главная                                                                                                                                                                                 Лист 3

Притчи народов мира.

 

Лекарство

Один учёный, но очень скупой еврей однажды пришёл к рабби Аврааму из Стратина и сказал:

- Говорят, что ты, уважаемый рабби, даёшь людям удивительные лекарства и умеешь исцелять. Дай же и мне лекарство, которое научит меня бояться Бога!

- Для страха перед Богом, - ответил рабби Авраам, - у меня нет лекарства. Но если хочешь, могу дать тебе лекарство, которое поможет тебе любить Бога.

- Этого я желаю ещё более! - воскликнул учёный. - Пожалуйста, дай мне его!

- Это лекарство, - ответил рабби, - любовь к ближнему.

 

Четыре слуги

Цзы-си спросил у Учителя:

- Что за человек Йен-ю?

- “По доброте своей он лучше меня”.

- А Цзы-кун?

- По красноречию он лучше меня.

- Цзы-лу?

- По смелости он лучше меня.

- Цзы-чан?

- По достоинству он лучше меня.

Цзы-си поднялся со своего коврика и спросил:

- Тогда почему эти четверо служат вам?

- Садись, и я скажу тебе. Йен-ю добр, но он не может сдерживать побуждение, когда оно не ведёт к добру. Цзы-кун красноречив, но не может удержать свой язык. Цзы-лу храбр, но не может быть осторожным. Цзы-чан держит себя с достоинством, но не может отбросить чопорность в компании. Даже если бы я смог собрать добродетели этих четырёх людей вместе, я бы не хотел поменять их на свои собственные. Вот почему они служат мне с чистым сердцем.

 

Бойцовый петух

Цзин Син-цзы растил бойцового петуха для государя. Прошло десять дней, и государь спросил:

- Готов ли петух к поединку?

- Ещё нет. Ходит заносчиво, то и дело впадает в ярость, - ответил Цзин Син-цзы.

Прошло ещё десять дней, и государь снова задал тот же вопрос.

- Пока нет, - ответил Цзин Син-цзы. - Он всё ещё бросается на каждую тень и на каждый звук.

Минуло ещё десять дней, и царь вновь спросил о том же.

- Пока нет. Смотрит гневно и силу норовит показать. Спустя десять дней государь снова спросил о том же.

- Почти готов, - ответил на этот раз Цзин Син-цзы. - Даже если рядом закричит другой петух, он не беспокоится. Посмотришь издали - словно из дерева вырезан. Жизненная сила в нём достигла завершённости. Другие петухи не посмеют принять его вызов; едва завидят его, как тут же повернутся и убегут прочь.

 

“Сижу в забытьи”

Янь Хой сказал:

- Я кое-чего достиг.

- Чего именно? - спросил Конфуций.

- Я забыл о ритуалах и музыке.

- Это хорошо, но ты ещё далек от совершенства.

На другой день Янь Хой снова повстречался с Конфуцием.

- Я снова кое-чего достиг, - сказал Янь Хой.

- Чего же? - спросил Конфуций.

- Я забыл о человечности и справедливости.

- Это хорошо, но всё ещё недостаточно.

Через некоторое время Янь Хой и Конфуций снова встретились.

- Я опять кое-чего достиг, - сказал Янь Хой.

- А чего ты достиг на этот раз?

- Я просто сижу в забытьи. Конфуций изумился и спросил:

- Что ты хочешь этим сказать: “Сижу в забытьи”?

- Моё тело будто отпало от меня, а разум как бы угас. Я словно вышел из своей бренной оболочки, отринул знание и уподобился Всепроницаемому. Вот что значит “сидеть в забытьи”.

- Если ты един со всем сущим, значит, у тебя нет пристрастий. Если ты живёшь превращениями, ты не стесняешь себя правилами. Видно, ты и вправду мудрее меня! Я, Конфуций, прошу позволения следовать за тобой!

 

Секрет искусства

Краснодеревщик Цин вырезал из дерева раму для колоколов. Когда рама была закончена, все изумились: рама была так прекрасна, словно её сработали сами боги, увидел её правитель Лу и спросил: “Каков секрет твоего мастерства?”

“Какой секрет может быть у вашего слуги, мастерового человека? - отвечал краснодеревщик Цин. - А впрочем, кое-какой всё-таки есть. Когда ваш слуга задумывает вырезать раму для колоколов, он не смеет попусту тратить свои духовные силы и непременно постится, дабы успокоить сердце. После трёх дней поста я избавляюсь от мыслей о почестях и наградах, чинах и жаловании. После пяти дней поста я избавляюсь от мыслей о хвале и хуле, мастерстве и неумении. А после семи дней поста я достигаю такой сосредоточенности духа, что забываю о самом себе. Тогда для меня перестаёт существовать царский двор. Моё искусство захватывает меня всего, а всё, что отвлекает меня, перестаёт существовать. Только тогда я отправляюсь в лес и вглядываюсь в небесную природу деревьев, стараясь отыскать совершенный материал. Вот тут я вижу воочию готовую раму и берусь за работу. А если работа не получается, я откладываю её. Когда же я тружусь, небесное соединяется с небесным - не оттого ли работа моя кажется как бы божественной?”

 

Чайки

Один приморский житель любил чаек. Каждое утро он отправлялся в море и плыл за чайками. Чайки же слетались к нему сотнями.

Его отец сказал:

- Я слышал, что все чайки следуют за тобой. Поймай-ка мне нескольких на забаву.

На другое утро, когда любитель чаек отправился в море, чайки кружились над ним, но не спускались.

Поэтому и говорится: “Высшая речь - без речей, высшее деяние - недеяние”. То знание, которое доступно всем, - неглубоко.

Золото

Как-то одному писцу очень захотелось золота, утром пораньше надел он платье и шапку, отправился на базар. Подошёл прямо к меняле, схватил золото и кинулся прочь. Поймав его, стражник спросил:

- Как мог ты украсть чужое золото? Ведь кругом были люди?

- Когда я брал, никого не заметил, видел лишь золото, - ответил писец.

 

Осторожность

Янь Хэ, готовясь занять пост наставника вэйского царя Лингуна, спросил у Цюй Боюя:

- Как мне поступить в данном случае? У здешнего царя природная склонность к убийствам. Если его не удерживать, опасность будет грозить всему нашему царству; если же его удерживать, опасность будет грозить мне. Знания у него хватает, чтобы понять чужие ошибки, но не хватает, чтобы понять собственные.

- Какой замечательный вопрос! - воскликнул Цюй Боюй. - Остерегайся его! Будь с ним осторожен! Будь точен в своём поведении! Лучше всего внешне с ним сближаться, а в сердце хранить гармонию. Однако и в том, и в другом - опасность. Сближение не должно стать глубоким, а внутренняя гармония не должна стать явной. Если сближаться глубоко, упадёшь и погибнешь; если внутренняя гармония будет явной, то составит доброе имя и славу, но она же обернётся бедой, злом. Станет он вести себя, как ребёнок, и ты веди себя с ним, как ребёнок; не станет соблюдать ранга, и ты с ним не соблюдай ранга; будет переходить все границы, и ты с ним переходи все границы. Достигнешь этого, сможешь с ним тесно сблизиться и освободить его от ошибок.

Видел ли ты, как кузнечик-богомол в гневе топорщит крылья, преграждая дорогу повозке? Не сознавая, что ему её не одолеть, он переоценивает свои силы. Остерегайся! Будь осторожен! Если, кичась заслугами, станешь их переоценивать, совершишь ту же ошибку.

Знаешь ли ты, как человек кормит тигра? Не решится давать тигру живого зверя, ибо, убивая его, тигр придёт в ярость; не решится дать целую тушу, ибо, разрывая её, тигр придёт в ярость. Своевременно корми голодного, постигая, что приводит его в ярость. Тигр и человек принадлежат в различным видам. Человек потакает тигру, и тигр к нему ластится; перечит - и тигр его убивает.

Так тот, кто холил лошадей, уносил навоз в корзинах, а мочу - в кувшинах. Но вот налетели комары и оводы, он внезапно хлопнул коня - и тот, порвав удила, проломил ему голову и разбил грудь. Разве не нужна осторожность?

Чрезмерная забота и любовь могут привести к гибели.

 

Вор

Пропал у одного человека топор. Подумал он на сына своего соседа и стал к нему приглядываться: ходит - как укравший топор, глядит - как укравший топор, говорит - как укравший топор; словом, каждый жест, каждое движение выдавали в нём вора.

Но вскоре тот человек стал вскапывать землю в долине и нашёл свой топор. На другой же день снова посмотрел на сына своего соседа: ни жестом, ни движением не походил он на вора.

 

Познание причины

Ле-цзы учился стрелять. Попав в цель, попросил указаний у Стража Границ. Страж Границ задал вопрос:

- Знаешь ли ты, почему попал в цель?

- Не знаю.

- Значит, ещё не овладел мастерством. Ле-цзы ушёл, упражнялся три года и снова явился с докладом. Страж Границ спросил:

- Знаешь ли ты, почему попал в цель?

- Знаю, - ответил Ле-цзы.

- Теперь ты овладел мастерством! Храни и не забывай! Поступай так, изучая не только стрельбу, но и себя самого, и царство. Ибо мудрый человек познает не существование и гибель, а их причины.

 

Смех над соседом

Цзинский царь выступил для соединения с союзниками, чтобы напасть на царство Вэй. Царевич Чу поглядел на небо и рассмеялся.

- Отчего смеёшься? - спросил царь.

- Я, ваш слуга, смеюсь над соседом, - ответил царевич. - Он проводил жену к её родителям, а по дороге заметил женщину, собиравшую листья шелковицы. Она ему понравилась, и он стал с ней заигрывать. Но тут обернулся и поглядел вслед своей жене: её тоже кто-то манил.

Над ним ваш слуга и смеётся.

Царь понял намёк, остановил войско и повёл обратно. Не успел он дойти до дома, как напали на северную окраину его царства.

 

Много радостей

Бродя по склонам горы Тэй, Конфуций увидел Юнг-чи, идущего в одном халате, подпоясанном верёвкой, по вересковому полю, поющего и играющего на лютне.

- В чём причина твоей радости. Учитель? - спросил Конфуций.

- У меня много радостей. Из мириад созданий человек - самое благородное, а мне выпало счастье родиться человеком. Это первая моя радость. Многие, рождаясь, не проживают дня или месяца, не вырастают из пелёнок, а я уже прожил до девяноста лет. Это тоже радость. Для всех нищета является нормой, а концом - смерть. Придерживаясь нормы и дожидаясь конца, о чём ещё здесь тревожиться?

- Прекрасно, - сказал Конфуций. - Вот человек, знающий, как себя утешить.

 

Естественность

Когда мастер дзен Банкэй умер, один слепой сказал:

“Я не могу видеть лица человека, но могу определить его характер по голосу. Обычно, если кто-то приносит поздравления, я слышу скрытую зависть. Если кто-то соболезнует, я часто слышу удовлетворение в его голосе. Но во время всех моих бесед с Банкэем, его голос всегда был честным. Если тот выражал радость, то я слышал радость. Если говорил о печали, его голос звучал печально”.

 

 

Большая разница

Одного дзенского мастера спросили: “Что вы обычно делали до того, как стали Просветлённым?”

Он сказал: “Я обычно рубил дрова и носил воду из колодца”.

Затем его спросили: “А теперь, когда вы стали Просветлённым, что вы делаете?”

Он ответил: “Что же ещё я могу делать? Я рублю дрова и ноту воду из колодца”.

Вопрошающий, естественно, был озадачен. Он спросил: “В чём же тогда разница? Перед Просветлением вы делали это и после Просветления делаете то же самое, в чём же тогда разница?”

Мастер засмеялся и сказал: “Разница большая. Раньше мне приходилось делать это, а теперь всё это происходит естественно. Раньше мне надо было делать усилие: перед тем, как я стал Просветлённым, это было обязанностью, которую мне приходилось выполнять, делать нехотя, заставляя себя. Я делал это потому, что мне приказали это делать; мой учитель велел мне рубить дрова, поэтому я и рубил. Но в глубине души я злился, хотя внешне я ничего не говорил.

Теперь я просто рублю дрова, потому что знаю сопряжённую с этим красоту и радость. Я ношу воду из колодца потому, что это необходимо. Это уже не обязанность, а моя любовь. Я люблю старика. Холодает, зима уже стучится, нам будут нужны дрова. Учитель с каждым днём всё больше стареет; ему нужно больше тепла. Необходимо хорошо отапливать его жилище. Именно из этой любви я рублю дрова. Из этой любви я ношу ему воду из колодца. Теперь появилось большое различие. Нет неохоты, нет сопротивления. Я просто откликаюсь на момент и на текущую необходимость”.

 

Слова ничего не значат

Моисей, странствуя по пустыне, услышал, как один пастух молился Богу. “О Господи, - говорил пастух, - как бы мне встретиться с Тобой и сделаться Твоим рабом! С какой радостью я обувал бы Тебя, мыл бы Твои ноги и целовал бы их, расчёсывал бы Тебе волосы, стара.

- A бы Тебе одежду, убирал бы Твоё жилище и приносил бы Тебе молока от моего стада!”

Услыхал такие слова Моисей, рассердился на пастуха и сказал: “Ты богохульник. У Бога нет тела. Ему не нужно ни одежды, ни жилища, ни прислуги. Ты дурно говоришь”. И пастух опечалился. Не мог он представить себе Бога без тела и без телесных нужд, и не мог он молиться и служить Богу, и пришёл в отчаяние. Тогда Бог сказал Моисею: “Зачем ты отогнал от Меня верного раба Моего? У всякого человека свои мысли и свои речи. Что для одного нехорошо, то для другого хорошо. Что для тебя - яд, то для другого - мёд сладкий. Слова ничего не значат. Я вижу сердце того, кто ко мне обращается”.

 

Две наложницы

Проходя через Сун, на востоке Чжу, Ян-цзы зашёл на постоялый двор. У хозяина двора были две наложницы: красивая и безобразная. Безобразную хозяин ценил, а красивой пренебрегал. На вопрос Ян-цзы, какая тому причина, этот человек ответил:

- Красавица сама собой любуется, и я не понимаю, в чём её красота. Безобразная сама себя принижает, и я не понимаю, в чём её уродство.

- Запомните это, ученики, - сказал Ян-цзы. –

Действуйте достойно, но гоните от себя самодовольство, и вас полюбят всюду, куда бы ни пришли.

 

Сообразительный и глупый ученики

Как-то у Бодхидхармы спросили: “Кого можно назвать сообразительным учеником и кого - глупым учеником?”

Бодхидхарма ответил: “Сообразительный ученик не привязан к словам учителя, он использует свой собственный опыт, чтобы найти Истину. Глупый ученик рассчитывает на то, что к нему постепенно придёт понимание благодаря словам учителя. Учитель имеет два вида учеников. Одни слушают слова учителя, не цепляясь за материальное или нематериальное, не привязываясь к форме и к отсутствию формы, не думая о живом и неживом, - это сообразительные ученики. Другие, которые жаждут понимания, накапливая знания и смешивая добро и зло, - глупые ученики.

Сообразительный ученик понимает мгновенно: он не использует низший ум, когда слушает учение, но и не следует уму мудрого, он трансцендентирует и мудрость, и невежество”.

 

Змеёныш

Однажды некий человек был приглашён в дом друга. Когда он собирался выпить предложенную чашу вина, ему показалось, что он видит внутри чаши змеёныша. Не желая обидеть хозяина привлечением внимания к этому обстоятельству, он мужественно осушил чашу.

Вернувшись домой, он почувствовал страшные боли в желудке. Было испробовано множество лекарств, но всё оказалось тщетным, и человек, теперь серьёзно больной, чувствовал, что умирает. Его друг, прослышав о состоянии больного, ещё раз позвал его в свой дом. Усадив своего друга на то же место, он снова предложил ему чашу вина, сказав, что в ней - лекарство. Когда страждущий поднял чашу, он опять увидел в ней змеёныша. На этот раз он обратил на это внимание хозяина. Без единого слова хозяин показал на потолок над головой гостя, где висел лук. Больной тут же понял, что змеёныш был только отражением висящего лука. Оба человека посмотрели друг на друга и рассмеялись. Боль гостя мгновенно прошла, и он поправился.

 

Трудность осуществления на практике

Однажды правитель области посетил дзенского учителя, прозванного в народе Птичье Гнездо за то, что он медитировал, сидя на дереве среди густой листвы. Правитель осмотрел место медитации и сказал:

- Какое же у тебя опасное место там, на верху дерева!

- Твоё намного хуже, чем моё, - возразил учитель.

- Я правитель этой области и не вижу, какая опасность может мне грозить.

- Значит, ты не знаешь себя! Когда ты изживешь свои страсти и твоё сознание лишится устойчивости, что может быть опаснее, чем это?

Тогда правитель спросил:

- В чём заключается учение буддизма? Учитель произнёс следующие известные строчки:

Не делать зла,

А использовать добро

И сохранять сердце чистым -

Вот в чём учение Будд.

Правитель, однако, возразил:

- Это знает любой трёхлетний ребёнок.

- Может быть, любой трёхлетний ребёнок и знает это, но даже восьмидесятилетнему старцу трудно это осуществить на практике, - подвёл итог дзенский учитель, сидя на своём дереве.

 

Это совсем другое

Учитель школы Винайя26 спросил однажды мастера дзен:

- Как вы дисциплинируете себя в повседневной жизни?

Мастер ответил:

- Когда я голоден - я ем, когда устаю – ложусь спать.

- Но это делает каждый. Тогда о каждом можно сказать, что он так же, как и вы, занимается самодисциплиной?

- Нет, это совсем другое.

- А почему же не то же самое?

- Когда они едят, они не смеют есть, их ум наполнен всякого рода планами. Поэтому я говорю, что это совсем другое.

 

Кошелёк с золотыми

Однажды раввин Хаим из Занса стоял у окна и смотрел на улицу. Увидев прохожего, он постучал в окно и сделал ему знак войти в дом. Когда тот вошёл в комнату, раввин Хаим спросил:

- Скажи мне, если ты найдёшь кошелёк с золотыми, вернёшь ли ты его хозяину?

- Раввин, - ответил тот, - если бы я знал, кто хозяин, я бы вернул кошелёк, не колеблясь ни минуты.

- Ты дурак, - сказал раввин из Занса. Затем он вернулся к окну, позвал другого прохожего и задал ему тот же вопрос.

- Я не такой дурак, чтобы отдавать кошелёк с деньгами, который я нашёл, - ответил тот.

- Ты нехороший, - сказал раввин из Занса и позвал третьего.

Тот ответил на вопрос так:

- Раввин, откуда мне знать, каким я буду, когда найду кошелёк, и удастся ли мне оградить себя от злой воли? Может быть, она возобладает надо мной, и я присвою себе то, что принадлежит другому. Но, может быть, Бог - да будет Он благословен! - поможет мне справиться, и я верну то, что нашёл, законному владельцу!

- Это хорошие слова! - воскликнул цадик. - Ты истинный мудрец.

 

Лекарство

Один учёный, но очень скупой еврей однажды пришёл к рабби Аврааму из Стратина и сказал:

- Говорят, что ты, уважаемый рабби, даёшь людям удивительные лекарства и умеешь исцелять. Дай же и мне лекарство, которое научит меня бояться Бога!

- Для страха перед Богом, - ответил рабби Авраам, - у меня нет лекарства. Но если хочешь, могу дать тебе лекарство, которое поможет тебе любить Бога.

- Этого я желаю ещё более! - воскликнул учёный. - Пожалуйста, дай мне его!

- Это лекарство, - ответил рабби, - любовь к ближнему.

 

Раскаяние

Однажды ангел ослушался Бога, за что и предстал перед троном Судьи. Молил он, чтобы ему было разрешено искупить вину, и Бог сказал:

-Я тебя не накажу, но за своё непослушание ты должен спуститься на землю и принести мне оттуда самую большую ценность.

Полетел ангел на землю, кружил над горами и долинами, над морями и реками - всё искал самую большую в мире ценность. Наконец, через несколько лет пролетая над полем битвы, он увидел, как умирает солдат, раненный в сражениях за отчизну.

- Воды, воды! - молил воин пересохшими губами. Услышан его стоны, другой умирающий солдат подполз к нему, открыл флягу и стал поить товарища, на лице которого появилась улыбка. Когда фляга опустела, ангел подхватил её и принёс к трону Всевышнего.

- Всемогущий Бог, - сказал он, - это, наверняка, самая большая ценность в мире.

- Конечно, - согласился Бог, - ценность немалая, но не самая большая в мире.

Вернулся ангел на землю и после долгих поисков добрался до лазарета, где умирала сестра милосердия. Она выхаживала больных, когда поразил её неизлечимый недуг, и теперь ей оставалось жить считанные часы. Когда она испустила последний вздох, ангел подхватил его, принёс к судейскому трону и сказал:

- Всемогущий Бог, уж это, наверняка, самая большая в мире ценность.

Улыбнулся Бог ангелу и сказал:

- Самопожертвование - огромная ценность, но лети снова и принеси Мне самую что ни на есть большую ценность в мире.

Вернулся ангел на землю и на сей раз искал долго-долго, пока не заметил всадника, пробиравшегося сквозь лесную чащу. Тот был вооружён с ног до головы, а по его свирепому виду было ясно, что он - злодей. Пробирался же всадник к хижине своего врага, чтобы его убить. Хозяева хижины ни о чём не догадывались, в их доме горел свет. Злоумышленник подкрался к окну, заглянул внутрь, и глазам его предстала такая картина: укладывая в постель маленького сына, мать учила его молиться и благодарить Бога за все благодеяния, которые Тот посылает людям. Эта сцена напомнила злодею его собственную мать, которая вот так же и его укладывала в детстве и так же учила молиться. Сердце злодея смягчилось, по щекам покатились слезы, и он пожалел о своих злых намерениях. Подхватил ангел одну слезу и принёс Богу.

- Милостивый Бог, раскаяние - это уж, безусловно, самая большая в мире ценность.

Бог ласково улыбнулся ангелу и сказал:

- Теперь ты прав - в Моих глазах это наивысшая ценность.

 

“Здравствуйте!”

Как-то подошёл рабби Леви Ицхак после молитвы к нескольким молящимся, протянул им руку и сказал:

“Здравствуйте, здравствуйте!”, словно они вернулись из дальних странствий. Когда те взглянули на него в недоумении, он сказал: “Чему вы удивляетесь? Ведь только что вы были так далеко: ты торговал на ярмарке, а ты плыл на корабле с зерном; а как кончились слова молитвы, вы вернулись обратно, вот я и подошёл поздороваться”.

 

Чудо

Несколько путников, гревшихся у огня придорожной гостиницы, хвалили каждый своего раввина. Один из них рассказал, что в течение пятнадцати лет у него с женой не было детей и только благодаря благословению раввина менее года назад родилась дочь. Другой поведал о том, что благословение раввина вернуло домой непокорного сына. Третий сообщил, что раввин благословил его рискованную сделку, он вложил в неё большую сумму денег, но потерял абсолютно всё.

- А в чём же заключается чудо? - спросили слушатели третьего путника.

- Чудо в том, - ответил тот, - что я сохранил веру в Бога и в своего раввина.

 

Что нужнее?

Однажды к рабби из Коцка пришёл его ученик, чтобы поведать о своих мучениях.

- В Ружине, где я раньше учился, - сказал ученик, - всё было просто и ясно. Я учился и знал, что я учусь. Я молился и знал, что я молюсь. Здесь, в Коцке, всё перемешалось, перепуталось. Я страдаю от этого, рабби. Я в растерянности. Прошу вас, помогите мне, чтобы я мог спокойно учиться и молиться, как раньше. Помогите мне избавиться от страданий.

Рабби взглянул на него глазами, полными слез, и сказал:

- А может быть, Богу нужнее твои слезы и страдания, чем спокойная молитва и спокойная учёба?

 

Ценное кольцо

Пришёл к рабби Шмельке некий нищий. А в доме у рабби не оказалось денег, поэтому он отдал нищему кольцо. Жена рабби Шмельке, узнав об этом, стала укорять его за то, что он отдал какому-то случайному прохожему столь дорогую вещь с таким большим и ценным камнем. Тогда рабби Шмельке позвал нищего назад и сказал ему: “Я только что узнал, что кольцо, которое я тебе дал, очень ценное. Так что смотри, не продавай его слишком дёшево”.

 

Азбука

Один необразованный бедный крестьянин вошёл в синагогу помолиться. Послушал он, как грамотеи, знатоки и учёные читают и поют Богу прекрасные молитвы, и тоже захотел выразить Ему свою любовь. Встал он перед ковчегом, где хранится свиток Торы, и начал проникновенно и почтительно повторять без конца все буквы еврейского алфавита: алеф, бет, гимел и так далее. Голос у него срывался от избытка чувств.

Услышав его, удивились грамотеи и учёные: зачем эта деревенщина без конца повторяет все буквы алфавита?

Подталкивая друг друга в бок, они прохаживались по поводу его невежества, подтрунивали над ним, высмеивали его неправильный выговор.

- Нет, вы только послушайте, - сказал один из них, - он не знает даже самых простых субботних молитв!

Но когда, перестав произносить буквы, крестьянин наконец обратился к Богу с просьбой, смех застрял у них в горле, и они устыдились, услышав, как горячо и усердно он молится:

- Владыка мира! Человек я простой, необразованный, но ой как хочется найти слова для прекрасных молитв Тебе! А их у меня нет, этих слов. Поэтому выслушай, Боже, как я читаю буквы, и Сам составь из них слова, что выразят любовь к Тебе, которой полно моё сердце.

 

Раввин и мыловар

Шли однажды вместе раввин и мыловар.

- Что толку в еврейской религии? - спросил мыловар. - Посмотри, сколько бед и страданий в мире! Не помогают ни тысячи лет познания добра, правды и справедливости, ни изучение Торы, ни мудрость праведников, ни высокие идеалы пророков. Если наша вера на самом деле истинна, почему так плохо?

Ничего не ответил раввин. Пошли они дальше, видят: ребёнок в сточной канаве играет, весь грязный, перепачканный. И сказал раввин:

- Посмотри на этого ребёнка. Ты говоришь, мыло отмывает людей от грязи, а он - весь в грязи. Что толку в мыле? Его в мире хоть отбавляй, а ребёнок остаётся грязным. Вот я и спрашиваю, так ли уж помогает мыло?

- Но рабби, - возразил мыловар, - мыло не может помочь, если им не пользоваться.

- Верно! - оживился раввин. - Так же и с нашей религией. Она не помогает, если не исповедовать её изо дня в день всю жизнь!

 

Два способа согревания

Однажды весьма уважаемый раввин навестил младшего коллегу, известного своей исключительной набожностью. На старого человека произвела сильное впечатление погруженность молодого раввина в молитвы, в изучение древних книг, и его заинтересовала причина такого непоколебимого благочестия. Как объяснил радушный хозяин, он, полностью сосредоточившись на своих занятиях, отгородил себя от внешних факторов, которые могли бы отвлечь его внимание. Действительно, гость заметил, что многие соседи молодого раввина заняты делами, весьма далёкими от благочестия. Его комментарий к услышанному и увиденному прозвучал так:

- Когда на улице холодно, можно согреться двумя способами. Первый - надеть меховую шубу, второй - разжечь огонь. Но тёплая шуба будет греть только одного человека, а огонь согреет любого, кто к нему приблизится.

 

Всё к лучшему!

Однажды рабби Акива отправился в путь, взяв с собой осла, петуха и фонарь. К вечеру дошёл он до деревни и попросил ночлега, но тамошние жители прогнали его да ещё надавали тумаков.

Такое грубое отношение не пошатнуло в нём веры, и сказав: “Всё, что Бог ни делает, - всё к лучшему”, он устало поплелся ночевать в лес. Устроился поудобнее, съел кусочек хлеба, вдруг слышит - петух истошно кричит. Вскочил рабби Акива, но успел увидеть лишь хвост лисицы, убегавшей прочь с петухом в зубах.

Потеря петуха не поколебала веры в рабби Акиве, и снова сказав: “Всё, что Бог ни делает, - всё к лучшему”, сел он учить Тору при свете фонаря.

Вдруг поднялся ветер и задул огонь. Опять сказал рабби: “Всё, что Бог ни делает, - к лучшему” - и тут же заметил, что в темноте сбежал осёл. Огорчился рабби Акива потере осла, пожалел, что утром придётся долгий путь пешком проделать, поохал, повздыхал, но всё же повторил: “Всё, что Бог ни делает, - к лучшему”.

На следующее утро, пройдя всю дорогу пешком и уладив своё дело, рабби Акива возвращался домой. Дойдя до деревни, в которой с ним так скверно обошлись, он, к своему удивлению, увидел, что в ней нет ни единой живой души. Той же ночью, когда он просил ночлега и получил отказ, пришли разбойники и безжалостно всех поубивали.

И подумал тогда рабби Акива: “Неисповедимы пути Господни. Разреши мне жители деревни остаться, разбойники наверняка убили бы меня вместе со всеми. А судя по следам, пришли они из лесу, значит, были они в нём одновременно со мной. Стоило им услышать крик петуха или осла или заметить свет фонаря - и меня бы уже не было в живых. Воистину, человек должен всегда полагаться на Бога!”

 

Взгляд и вздох

Жили по соседству два еврея. Один из них был знатоком Торы, а другой - бедным работником.

Учёный сосед вставал до зари и спешил в синагогу. После нескольких часов занятий он долго и беззаветно молился, отправлялся домой, наскоро завтракал и возвращался в синагогу, чтобы заниматься до обеда. Затем он шёл на рынок, где заключал небольшие сделки, обеспечивавшие ему средства для удовлетворения насущных потребностей, и возвращался в синагогу. Вечером, после молитвы и трапезы, он снова засиживался над священными книгами до глубокой ночи.

Бедный сосед также вставал рано. Но его положение не позволяло ему уделять много времени изучению Торы. Несмотря на то, что он много работал, ему едва удавалось заработать на хлеб. Поспешно помолившись на рассвете с первым миньяном (Минъян, минян - необходимый кворум для совершения публичного богослужения), он приступал к работе, которая отнимала у него весь день и большую часть ночи. В субботу, когда у него наконец появлялась возможность взять книгу в руки, он быстро засыпал от усталости.

При встрече во дворе учёный сосед бросал удовлетворённый взгляд на бедного работника и спешил к своим праведным занятиям. Бедный вздыхал и думал:

“Какой я несчастный и какой он счастливый. Мы оба спешим, он - в синагогу, а я - по своим земным делам”. Но вот эти два человека завершили своё пребывание на земле, и их души предстали перед Небесным Судом, где жизнь каждого человека взвешивается на чаше весов Божественного Правосудия. Ангел-адвокат положил на правую чашу весов главные добродетели учёного: многочисленные часы изучения Торы, молитвы, умеренность, честность. На левую чашу ангел-обвинитель положил единственный предмет: удовлетворённый взгляд, который учёный время от времени бросал на соседа. Левая чаша медленно начала опускаться, сравнялась с правой, а затем перетянула её, хотя груз на той был весьма тяжёлый.

Когда бедный работник предстал перед Судом, ангел-обвинитель положил на левую чашу весов его жалкую, духовно ничтожную жизнь. Ангел-адвокат мог предложить лишь один предмет: печальный вздох, издаваемый работником при встрече с учёным соседом. Но именно этот вздох и уравновесил всё, что лежало на левой чаше, поднимая и оправдывая каждое мгновение тяжкого труда и нищеты, испытанных при жизни этим работником.

 

 

Как важно правильно слушать

В давние времена отправил некий царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки:

- Мой господин... повелел вам сказать, чтобы вы дали ему... голубую лошадь с чёрным хвостом... а если вы не дадите такой лошади, то...

- Не желаю больше слушать! - перебил царь запыхавшегося гонца. - Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то...

Тут он запнулся, а гонец, услышав эти слова от царя, который был другом его владыки, испугался, выбежал из дворца, вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе. Когда выслушал царь такое донесение, он страшно рассердился и объявил соседскому царю войну. Долго длилась она - много крови было пролито, много земель опустошено - и дорого обошлась обеим сторонам.

Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу.

Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:

- Что ты хотел сказать своей фразой: “Дай мне голубую лошадь с чёрным хвостом, а если не дашь, то...”?

- “...пошли лошадь другой масти”. Вот и всё. А ты что хотел сказать своим ответом: “Нет у меня такой лошади, а если бы была, то...”?

- “...непременно послал бы её в подарок моему доброму соседу”. Вот и всё.

 

 

Архив 2

/ 1 / 2 /  3 / 4 / 5 / 6 /

| Вверх |