ПРИТЧИ

РАЗНЫХ  НАРОДОВ,  ВЕРОВАНИЙ

и  из  Учения  Агни  Йога

 

Главная

О  нас

Книга "Зов с Небес"

Статьи

Аэлита

Информация для человечества

Притчи

Выписки из Учения

Интересные статьи из жизни семьи Рерихов

Картины А.Рекуненко

Космос

Духовные песни

Фотоальбом 

Указ Владыки

 

 

     

 


                           

Притчи - это краткие иносказательные поучительные рассказы с нравоучением и о непонятном, труднообъяснимом явлении, событии.
   Притчи - это живое креативное выражение проявленной божественной мудрости в рамках человеческой возможности.

 

 

 

Притчи из Учения «Агни Йога».

 

Оз.2.6.19. Притча о вопрошавшем. Дгул-Нор считался самым мудрым. Он имел счастье получить Учителя из Священной Подземной Страны, но он был лишен языка и правой руки. Устремившийся ученик задал вопрос и Учитель кивнул головой. Ученик задал два вопроса и учитель дважды кивнул. Скоро ученик задавал непрерывно вопросы и Учитель непрерывно кивал.

Три года продолжалось вопрошание и три года кивал Учитель. «Знать по опыту Твоему, все бывает?» И Учитель не только кивнул, но и поклонился в землю, открыв на груди одежду, показал изображение Благословенного, дающего обеими руками. Так была утверждена мудрость и было возвеличено творчество жизни.

 

Оз.2.7.3. Притча о Христе. Уже вечер настал. Христос сидел на пороге.

Проходил книжник и спросил: "Почему сидишь на прохожем месте?" Отвечал Христос: "Ибо Я порог к духу. Если хочешь пройти, пройди через Меня." Новый книжник спросил: "Правда ли, что сын Давида сидит на псином месте?" Христос отвечал: "Истинно, поносишь Давида, отца Моего."

Стало темно и третий книжник спросил: "Что сидишь, точно боишься дома своего?" Отвечал Христос: "Жду, чтоб тьма ночная освободила Меня от лица твоего. Истинно, тьма во тьму уйдет!"

Потом встал и указал на гору Мориа, где стоял Храм: "Мой дед создал каменный храм, но сидит под холстиною шатра."

Сказал книжник: "Безумец, Соломона живым почитает."  И пошли в незнании.

После вышла Мария из дома и, увидев Христа, сказала: "Раздели, Учитель, вечерю нашу." Христос ответил: "Дар сердца сияет во тьме."

 

Оз.2.7.4. Притча о Христе. Спрашивал Христа член синедриона: "Пошел бы Ты к нам, если позовем?" Христос отвечал: "Лучше пойду на кладбище, ибо там нет лжи".

Продолжал член синедриона: "Почему не признаешь нас, если даже отца Твоего бракосочетал наш член?" – "Подождите, пока развалится дом ваш, тогда Мы придем." –  "Зачем придете? Разрушать или сложить?" – "Не разрушение и не сложение, но очищение, ибо не обращусь к старому пепелищу." – "Как же Ты не уважаешь праотцов своих?!" – "Новые сосуды подают на пир; уважая деда, не пьют из его чаши."

 

Оз.2.7.5. Притча о Будде. Пастух увидел человека под деревом, сидящего в размышлении. Он сел рядом и пытался задуматься, подражая человеку. Он начал пересчитывать своих баранов и мысленно взвешивать выгоду руна их.

Оба сидели молча, наконец пастух спросил: "Господин, о чем думаешь Ты?" Тот сказал: "О Боге."

Пастух спросил: "Знаешь ли, о чем думал я?" – "Тоже о Боге". – "Ошибаешься, о выгоде продажи руна." – "Истинно, тоже о Боге, только моему Богу нечего продавать, твой же Бог должен сперва сходить на базар. Но, может быть, Он на пути встретит разбойника, который поможет ему обратиться к этому дереву."

Так говорил Гаутама: "Сходите на базар, удумайте скорее, чтобы вернуться".

 

На корабле плыл продавец обезьян. На досуге он научил их подражать морякам, как те распускали паруса. Но поднялась буря, моряки бросились убирать снасти. Обезьяны же, зная лишь, как распускать, шли следом и натягивали снасти. Корабль погиб, ибо учитель предвидел лишь ясную погоду.

Так сказал Будда – обновитель Лотоса жизни.

 

Оз.2.9.8. Благословенный сказал притчу о Колесе Закона. К искусному переписчику пришел почтенный человек и поручил переписать воззвание к Богу, для чего принес достаточный пергамент.

Вслед за ним пришел человек с поручением переписать письмо, полное угроз, и дал также пергамент, торопя окончить скорей.

Чтоб угодить ему, переписчик нарушил очередь и поспешил с его поручением, причем в поспешности схватил кожу первого заказа. Угрожавший остался очень доволен и побежал излить свою злобу.

Затем пришел первый заказчик и, смотря на пергамент, сказал: "Где кожа, данная мною?" Узнав все случившееся, он произнес: "Кожа для молитв носила благословение исполнения, тогда как кожа для угроз была лишена воздействия. Человек неверный, нарушив закон сроков, ты лишил молитву силы, которая должна была помочь больному, но мало того, ты привел в действие угрозы, которые полны неслыханных последствий. Пропал труд архата, благословившего мою кожу, пропал труд архата, лишившего зло силы. Ты выпустил в мир злобное проклятие, и оно неизбежно вернется к тебе. Ты только столкнул с пути Колесо Закона, и оно не будет вести тебя, но пресечет путь твой.

"Не пишите законы на мертвой коже, которую первый вор унесет. Несите законы в духе, и дыхание блага понесет перед вами Колесо Закона, облегчая ваш путь.

Неверность переписчика может вовлечь целый мир в бедствие.

 

Оз.3.1.7. Хочу рассказать о двух полководцах Акбара. Один получал очень пространные указания, другой лишь самые отрывочные.

Наконец второй обратился к Акбару, говоря: «Чем я не заслужил пространных указаний, когда столько побед принес?» — Акбар отвечал: «Твоя понятливость удержала поток слов. Пусть каждое мгновение, тобою сохраненное, отмечено будет лучшею жемчужиною».

 

Оз.3.2.11. Вы уже знаете о двух полководцах Акбара, прибавим о третьем. Он спросил: «Почему поздно или слишком рано порицается одинаково?». Акбар сказал: «Друг мой, нет одинаковых величин. Потому если преждевременность заключает в себе находчивость, то ее цена лучше, ибо запоздалость соединена со смертью. Преждевременность судима, запоздалость уже осуждена».

 

Оз.3.4.4. Стесненный и угрожаемый Акбар говорил своим вождям: «Чем менее волнуется вещество, тем яснее отражение вершин». После смотра войска Акбар сказал: «Четвертая часть сделана, видел сытых людей, — остальное увидим после дня зноя, после дня дождя, после бессонной ночи».

 

  Об.85. Однажды ученики спросили Благословенного: «Как понять исполнение заповеди отказа от собственности?» Один ученик покинул все вещи, но Учитель продолжал упрекать его в собственности. Другой оставался в окружении вещей, но не заслужил упрека. ”Чувство собственности измеряется не вещами, но мыслями. Так община должна быть принята сознанием. Можно иметь вещи и не быть собственником.

 

Об.86. Напомню сказку, слышанную Акбаром. Повелитель спросил мудреца: «Как увидеть гнездо измены и оплот верности?» Мудрец показал на толпу разодетых всадников и сказал: «Гнездо измены». После указал на одинокого путника и сказал: «Оплот верности, ибо в одиночеству ничто не изменит». И с того дня повелитель окружился верностью.

 

Об. 95. Однажды женщина остановилась между изображениями Благословенного Будды и Майтрейи, не зная кому принести почитание. И изображение Благословенного Будды произнесло: «По завету Моему почитай будущее. Стоя в защите прошлого, устреми взгляд на восход».

 

К Великому познавшему пришел ученик, желавший чудес: «После чуда поверю». Учитель печально улыбнулся и показал ему великое чудо. Ученик воскликнул:

«Теперь я согласен под Твоей рукой пройти ступени Учения». Но Учитель показал ему на дверь и сказал: «Теперь ты мне больше не нужен».

 

Об.267. Два морехода потерпели крушение и были выкинуты на пустынный остров. Оба едва не погибли от голода в ужасе, ибо считали себя навсегда оторванными от мира.

Корабль подобрал их. И на острове был сооружен прочный маяк. Те же мореходы остались при маяке, чтобы служить спасению погибающих. Теперь настроение их изменилось. Они были счастливы, давая спасительный свет и не чувствуя себя оторванными от мира.

 

ЗАЙ.84. Напомню маленького Индуса, познавшего Учителя. Мы спросили его: «Неужели солнце потемнеет для тебя, если увидишь его без Учителя?» Мальчик улыбнулся: «Солнце останется солнцем, но при Учителе мне будут светить двенадцать солнц». Солнце мудрости Индии будет светить, ибо на берегу реки сидит мальчик, знающий Учителя.

 

ЗАЙ.264. Однажды Он навестил Правителя Раджагрихи. Правитель обратил внимание на чистоту своего приемного покоя. Но Благословенный сказал: «Покажи лучше чистоту опочивальни, умывальни и очага. Приемный покой осквернен многими недостойными, но там где творится сознание твое, там пусть будет чисто».

И сказал Благословенный: «Нужно различать понимающих и соглашающихся. Понявший Учение не замедлит применить его в жизни. Согласившийся будет кивать головой и превозносить Учение, как замечательную мудрость, но не применит эту мудрость в жизни. Согласившихся много, но они как сухой лес, бесплодны и без тени, только тление ожидает их. Понявших мало, но они как губка, впитывают драгоценное знание и готовы драгоценной влагой омыть скверны мира. Понявший не может не применить Учение, ибо понимая целесообразность, он получает его, как исход жизни. Не теряйте много времени на согласившихся. Пусть сперва покажут применение первого зова.

Не достойно многократно опускать сосуд в пустой колодец. Пахарь не понесет зерна на голую скалу. Согласившийся легко примет выгоды, но первым препятствием устрашится. Потому испытывайте препятствиями.

 

ЗАЙ.270. Акбар, названный Великим, очень бережно относился к врагам. Любимый советник вел список врагов. Акбар часто осведомлялся, не появилось ли в списке какое-либо достойное имя? «Когда увижу достойного человека, пошлю привет переодетому другу».

И еще говорил Акбар: «Счастлив, ибо мог прилагать в жизни священное Учение, мог дать довольство народу и был оттенен большими врагами». Ни одно Учение не было поднято друзьями. Если враг — тень, то клевета — трубный звук.

 

ЗАЙ.274. Придворный историк Акбара однажды сказал Правителю: «Среди Правителей наблюдается неразрешимое явление. Одни Владыки держались недоступно вдали от народа, их свергали за ненужностью. Другие входили в жизнь каждого дня, к ним привыкали и свергали за обычностью».

Акбар улыбнулся: «Значит, Правитель должен оставаться невидимым, входя и направляя все действия».

Так решил мудрый правитель и предуказал будущее.

Видимый невидимо! 

 

ЗАЙ.289. Благословенный говорил о трех Учителях. Один получил божественные дары и ушел от земного труда. Другой получил дары и отпустил нить понимания жизни. Третий, получив дары, не покинул землю, умея связать нить понимания. Польза его превышает прочих.

 

ЗАЙ.353. "Один человек отдавал много золота на добрые дела, но ждал вознаграждения. Однажды Учитель его прислал ему камень с запиской: "Прими воздаяние, сокровище дальней звезды". Человек вознегодовал: "Вместо моего золота мне дан камень! Что мне до дальней звезды?" И бросил в огорчении камень в горный поток.

Но пришел Учитель, говоря: "Как ты нашел сокровище? В камне заключен был самый ценный алмаз, сверкавший больше всех драгоценностей мира".

В отчаянии человек бросился к потоку и, следуя по течению, спускался все ниже и ниже. Но мелькание волн навсегда скрыло сокровище".

 

ЗАЙ.385. Благословенный показал ученикам на факира, бросающего мяч с большим искусством. Каждый удар попадал в цель, и два мальчика спешили поднять и принести мяч.

Благословенный сказал: «Этот человек достиг совершенства в отдаче мяча. Брошенный мяч ему немедленно приносится обратно. Так же бывает с каждой отдачей, если она совершенна. Потому учитесь жертвовать, ибо в жертве должно быть искусство».

Также Благословенный показал на молчавшего человека, сказав: «Кто может определить границу молчания? Правильное слово трудно находимо, но еще труднее красота молчания».

Так научил Благословенный молчаливой жертве.

 

ЗАЙ.551. Однажды Благословенный Будда сказал ученикам: «Посидим в молчании и оставим глаза зрячими». По истечении времени Учитель спросил: «Сколько раз Я изменил Мое положение?» Кто-то заметил десять изменений, кто-то всего три, и кто-то утверждал, что Учитель оставался неподвижным. Владыка Знания улыбнулся: «Я изменил положение и складки одежды семьдесят семь раз. Пока не научимся различать действительность, не станем Архатами».

 

И.94. При посадке на корабль у путника украли кошель с золотом. Все возмутились, но пострадавший улыбнулся и твердил: "Кто знает?" Сделалась буря и корабль погиб. Лишь один наш путник был выброшен на берег. Когда островитяне считали его спасение чудом, он опять улыбнулся, сказав: "Просто я заплатил дороже других за проезд". Не знаем, когда восходят зерна хорошие и долго ли зреет жатва ядовитых мыслей. Нужно им то же время, чтобы созреть. Потому бойтесь ядовитых мыслей, ни одна из них не пропадет без следа. Но где та страна, где тот час, когда назреет колос яда? Пусть он будет даже мал, но колюч, и не будет куска хлеба, который не раздирал бы горло.

 

И.253. У одной благочестивой женщины было три сына; каждый из них избрал почтенного Риши, как Гуру. Но один из них вздумал умножить силы свои, прося еще двух Риш быть его руководителями, хотя мать и предупредила его об опасности такого необдуманного действия. Пришло время, когда Риши начали учить трех молодцов летать. Просил третий и двух прочих Риш усилить его полеты, чтобы опередить братьев. Но вихри, посланные из трех мест, скрестились и легкомысленный был растерзан в воздухе. Между тем, как братья его летели благополучно по направлению избранного ими Риши.

 

С.92. Древнее сказание передает, как некий Царь, желая освободиться от всех посторонних влияний, спросил совета у мудреца. Тот сказал: "В сердце своем найдешь освобождение." Но Царь возмутился, отвечая: Не достаточно сердца, стража вернее." Тогда мудрец простился, говоря: "Главное, тогда не спи, Царь!"

 

С.389. Некий отшельник вышел из своего уединения с вестью, говоря каждому встречному - "Имеешь сердце". Когда же его спрашивали, почему он не говорит о милосердии, терпении, преданности, любви и всех благих основах жизни, он отвечал: "Лишь бы не забыли сердце, остальное приложится".

 

С.528. Старая китайская сказка говорит о Великане заоблачном и карлике пересмешнике. Уявлен Великан, стоящий головою выше облаков, и карлик насмехается о том, что Великан не видит мира земного. Но Великан сносит все насмешки, говоря: "Если захочу, могу ползти по земле, но ты никогда не заглянешь за облака."

 

С.540. Когда один великий математик Аравии уже лежал почти без движения сердца, его друг нашелся указать о решении одной алгебраической проблемы, и сердце математика воспряло.

 

С.587. Отшельник, понимавший язык животных, во время молитвы заметил, что маленькая зеленая змейка начала извиваться около него – так продолжалось несколько дней. Наконец он спросил змейку – что значит ее странное поведение. Змейка отвечала: "Хорошо твое сосредоточение, Риши, если во время молитвы так замечаешь все мои движения". Отшельник тогда отвечал: "Червь лукавый, не суди по себе. Сперва происходит сосредоточение земное, потом тонкое и затем огненное, когда сердце вмещает и небесное, и земное". Многим можно рассказать эту притчу. Извивы змеиные так часты! Уподобившись змее, люди не могут выносить поверх своего ползучего состояния; они готовы тратить и время, и усилия, лишь бы уловить что-нибудь по их мнению умаляющее. Размеры червя соответствуют такому мышлению.

 

МО1.106. Мастер Плавильщик советовал новому работнику, как подходить к печи раскаленной. Но работник непременно хотел только узнать о химическом составе пламени. Мастер ему сказал: "Сгоришь пока подойдешь к пламени. Химическая формула не спасет тебя. Дай одену тебя и сменю обувь твою, и защищу глаза твои, и укажу дыхание полезное. Сперва запомни все переходы и смены жара и холода. Могу самое огненное дело сделать тебе привлекательным. Ты полюбишь вспышки и сияние огней. В напряжении пламени ты найдешь не ужас, но трепет восторга, и огонь, правильно воспринятый, укрепит сущность твою."

 

МО1.142. Один демон решил поставить святого отшельника в безвыходное положение. Для этого демон похитил самые священные предметы и поднес их отшельнику со словами — "Примешь ли от меня?" Демон надеялся, что отшельник не примет дары и тем предаст священные предметы, если же примет, то вступит в сотрудничество с демоном. Когда этот ужасный гость сказал свое предложение, отшельник не сделал ни то, ни другое. Он восстал, возмущенный, и всею силою духа приказал демону бросить предметы на землю, сказав: "Темный дух, не удержишь предметов этих, уйдешь уничтоженный, ибо веление мое явлено Свыше!"

 

МО1.162. Садху указал на плод манго, сказав: "Вот три мира: сперва оболочка, которая не имеет цены, затем мякоть преходящая, но питающая, и потом зерно, которое может сохраниться на вечность." Тонка оболочка, уже существеннее мякоть, и мощно зерно. Такие же аналогии представляет яйцо. Оболочка — преходящее явление, но белок уже пища, хотя и ненадолго, и затем огненный желток. Человек представляет синтез всех трех царств, но и символ трех миров всюду показан. Так обычай в памятный день обмениваться красными яйцами имеет в себе древнейший символ. Люди хотели напомнить друг другу о пути трех миров, о пути восхождения и воскресения. Так не будем думать, что путь не запечатлен даже на простых предметах.

 

МО1.256. Некий демон решил искусить благочестивую женщину. Демон оделся Садху и вошел в хижину женщины, перебирая четки. Он просил пристанища. Но женщина не только пригласила его и накормила, но просила помолиться с нею. Демон для удачи решил исполнить все ее просьбы. Они начали молиться. Затем женщина просила рассказать его о жизни святых, и демон начал повествовать подобно самому лучшему Садху.

Женщина вошла в такой экстаз, что окропила всю хижину святою водою и, конечно, полила, самого демона. Затем она предложила ему произвести совместно с нею Пранаяму и постепенно собрала такую мощь, что демон уже не мог выйти из хижины и остался служить благочестивой женщине и научился лучшим молитвам. Когда один Риши проходил мимо хижины и заглянул в нее, он заметил молящегося демона и присоединился к нему в славословии к Браме. Так все трое сидели у очага и пели лучшие молитвы. Простая женщина своим благочестием заставила демона и Риши вместе славословить. Но из Высших Обителей не ужасались, но улыбались такому сотрудничеству. Можно даже демонов заставить сотрудничать в молитве.

 

МО1.564. Еще сказка о сердце. "Собрались люди, чтобы хвалиться своею силою: кто показывал мощь мускулов, кто хвалился укрощением диких зверей, кто усматривал силу в крепости черепа, кто в быстроте ног — так были восхваляемы части тела. Но один вспомнил о сердце, оставшемся без похвалы — задумались люди, чем бы отметить силу сердца? Но один вновь пришедший сказал: "Вы говорили о всяких состязаниях, но забыли одно, близкое сердцу человеческому, состязание великодушия. Пусть ваши зубы, кулаки и черепа побудут в покое, но померитесь в великодушии. Оно ускорит путь сердца к Миру Огненному." Нужно сознаться, что люди очень задумались, ибо не знали, как проявить великодушие. Так явление любви осталось не обсужденным, потому что даже врата к ней не вошли в состязание сил. Истинно, если найдено великодушие, то и любовь зажжет огни сердца.

 

МО1.654. Вспомним старую китайскую историю об Ускользающих Указах. Некто проходил мимо обители восьми блаженных и заметил занятия, показавшиеся ему странными. Один блаженный стремительно бегал и старался прыгать. Когда же человек спросил о причине такого занятия, блаженный ответил: "Ловлю Ускользающие Указы." Другой блаженный держал над огнем руки и отвечал о тех же Ускользающих Указах. Третий стоял в студеном ручье и отвечал о тех же Ускользающих Указах. Так восемь блаженных напрягали свои силы явлением устремления к Высшим Указам. Прохожий подумал: "Если уже достигшие блаженства должны так напряженно устремляться к познанию и принятию Указов, то насколько же должен я подлежать всякому напряжению, лишь бы не ускользнула Воля Высшая." 

 

МО2.313. Однажды один Учитель был позван царем для мудрой беседы. Учитель посмотрел пристально на владыку и начал говорить о красоте короны его, о блеске самоцветных камней, о высоком символе, заключенном в золотом обруче, сравнивая с магнитом притяжения. К удивлению учеников, сопровождавших его, и к удовольствию владыки, беседа ограничилась рассказом о значении короны. Когда же после ученики спросили Учителя – почему царю не было сказано о Начале Вселенной? Учитель сказал: "Явление разумения уровня сознания должно быть мерилом. Говоря о Начале Вселенной, царь, в лучшем случае, впал бы в скуку, в худшем царь ввергнулся бы в бездну отчаяния. И то и другое было бы вредно. Но можно было заметить, что корона для царя – самое драгоценное сокровище, потому было полезно возвысить его и напомнить о значении Венца Мира. Постоянно имейте в виду лучшее, что имеет ваш собеседник. Если даже это будет самый обыкновенный предмет, то все же надо найти его наивысшее значение. Только так вы сделаетесь привлекательными и откроете путь к дальнейшему. Негоден и даже преступен наставник, говорящий не по сознанию слушателя. Особенно запомним эту притчу, когда собираемся упомянуть Мир Огненный. Всякое вызванное поругание Высшего Начала слагает тяжкую карму.

 

АУМ.39. Есть старинное предание, как сатана решил устрашить отшельника. Он предстал ему в самом ужасном виде. Но подвижник преисполнился огненного явления и так наступил на сатану, что прошел сквозь него, как бы прожег сатану. Огонь сердца сильнее пламени сатанинского.

 

АУМ.41. У одного отшельника спросили — как может он пребывать в постоянном молчании? Он очень удивился и сказал: "Напротив, никогда не молчу и беседую непрестанно. — Так много собеседников посещают меня". Отшельник настолько приблизился к Миру Незримому, что он стал для него вполне ощутимым. Молитва сделалась собеседованием, и Мир утвердился во всем величии. Такому духу переход в Мир Тонкий вообще неосязаем.

Среди бесед о добре можно подыматься по любым ступеням. Сперва молитва внешняя, потом молитва сердечная и затем собеседование о Благе.

 

АУМ.246. Около одного уважаемого учителя собралось много учеников. Занятия шли успешно, но потом прошел слух, что в отдаленном городе появился другой учитель. Такое сведение постепенно поселило в учениках сомнение, раздвоение мышления, обессилило их внимание и лишило успешности.

Однажды учитель сказал: "Пойду в горы, вы же, между тем, укрепитесь в усвоении Учения". Учитель ушел. Но через краткий срок, нежданно, ученики были посещены новым учителем, которому весьма обрадовались. Наконец, один ученик, желая сказать приятное новому учителю, воскликнул: "Насколько твое Учение превосходнее и понятнее прежнего!" Тогда новый учитель снял тюрбан, распахнул одежды, изменил выражение лица, и все ученики узнали своего первого учителя. Они пришли в великое смущение и шептали: "Зачем изменил ты облик?" — Он же сказал им: "Хотели иметь нового учителя и превосходное Учение, я помог вам в этом".

 

АУМ.526. Некий начальствующий пришел к пустыннику, прося сказать ему об основах жизни. Пустынник начал рассказывать и во время беседы постепенно наливал воду в чашу.

Начальствующий, наконец, заметил, что вода идет через край, и указал пустыннику.

На что тот ответил: "Правда, потому в следующий раз запасись чашей большей вместимости". — Такими сказаниями пытались люди утвердить сознание, что свыше вместимости прольется мудрость напрасно. Но то же сказанное предусматривает и ободрение. Каждый раз можно приносить большую чашу.

 

АУМ.582. Ученик обратился к Учителю с длинным списком качеств, требуемых для преуспеяния. Грустно сказал он: "Учитель, не могу овладеть этими качествами". — Учитель спросил: "Неужели всеми?"

Ученик продолжил: "Представляется мне, что ни одно качество не усвоено мною".

Учитель ободрил: "Не велика беда, если чувствуешь, что все нужные качества не усвоены тобою. Хуже, если тебе покажется, что ты владеешь всеми."

 

АУМ.583. Ученик приступил к Учителю с раздражением, спрашивая: "Много читал я Учение и все же не знаю, с чего начать применять его?" — Учитель ответил: "Очевидно, тебе, прежде всего, нужно освободиться от раздражения. Этот туман мешает тебе видеть путь".

 

АУМ.584. Ученик просил Учителя: "Укажи, как приложить к жизни Учение?" — Учитель посоветовал: "Для начала стань немного добрее. Не считай добро, как сверхъестественный дар. Пусть будет оно почвою твоего очага, на нем разведешь огонь, и на такой почве пламя будет не жгучим."

Так приступили ученики, и дивился Учитель, почему после всего Учения требовался вопрос — с чего начать?

Не сказка, но сама жизнь напомнит о таких несоизмеримостях. Ученик должен почуять в сердце, которое качество ему ближе.

"На всех Путях ко Мне встречу тебя".

 

Бр.183. Одному художнику заказали символическое изображение веры. Мастер изобразил непреклонную человеческую фигуру. Лик был обращен к Небу. В нем было выражение несломимого устремления, самый взор наполнен огненным сиянием. Явление было величественно, но из под складок одежды вилась как бы черная змейка.

Когда художник был спрошен — какой смысл заключен в этом темном придатке, который не соответствует сиянию картины, он сказал: "Хвостик неверия".

Смысл тот, что даже в сильной степени веры часто закрадывается и черный хвостик неверия. Пусть он напоминает ядовитую змейку. Много отравы разносится такими змейками. Сама блистающая вера делается недейственной при сочащемся яде. Сказано о великой мощи веры, но полной веры, не отравленной.

 

Бр.280. Ученики замечали, что Учитель часто удаляется на берег ручья и пристально смотрит на бегущие волны. Они спросили: "Точно волны помогают пранаяме?" Учитель сказал: "Вы угадали, ибо ритм волн есть удивительное чередование, которое бывает лишь в Природе. В многообразии поражающее единство." Так обращайте внимание на все природные естественные движения.

 

Бр.491. Учитель наклонился над водоемом и спросил ученика — "Что видишь?" Тот ответил: " Вижу твое ясное отражение". Затем Учитель указал — " Возмути поверхность мизинцем, что видишь?" — " Вижу искаженные черты твои". — " Подумай, если прикосновение малого пальца уже изменило черты, то какие искажения происходят среди тонких энергий при грубом касании".

 

Н.190. Некий человек преисполнился желания искать золото, и ему показалось одно место у подножия скалы удобным. Он начал ревностно копать землю. Путник сказа ему: "Смотри, как бы скала не придавила тебя." Но блеск золота уявил свое притяжение. Так продолжалось, пока скала не обрушилась. перед падением скалы вновь проходил путник и крикнул:" Спасайся в пещеру!" Так человек избежал смерти, но укорил судьбу, которая не спасла ему золота

 

Мыслитель говорил: "Три человека совершили подвиг: первый в полном знании и сознании, второй в опьянении, третий случайно, по неведению; который должен получить венок? Ученики показали на первого. Мыслитель заметил: "Истинно, он должен быть призван, ибо в трезвости и знании он утверждал настоящее мужество.

Негодны действия в опьянении, и нельзя считать за подвиг случай и неведение. Такие подвиги совершаются и дикими зверями."

 

Н.192. Ученики спросили — как поступить, если человек не внимает полезным советам? Мыслитель указал: "Тогда замолчите. Нет более толстой препоны, чем отрицание. Когда человек заболел отрицанием, оставьте его, иначе он впадет в бешенство.

Нельзя насильно вложить часть мозга. Предоставьте времени. Может быть оно переродит часть явленную и завершенную отрицанием."

 

Ученики спросили — как поступить, если никто не захочет знать Истину?

Мыслитель заметил: "На то вам даны ноги. Отрицатели изгонят вас и вы получите возможность сказать слово Истины в других местах. Благодаря гонителям Истина будет произнесена во многих местах."

 

Н.489. Жил уважаемый Учитель, он не только преподавал полезные науки, но и всячески помогал ученикам. В числе достоинств Учителя была и крайняя прозорливость. Ученики были уверены, что Учитель всегда придет к ним на помощь, даже без их просьбы.

Однажды Учитель сказал ближайшему ученику: "Послушаем, что говорит твоя сущность?" И затем, улыбаясь, добавил: "Она говорит – Помоги." Ученик смутился и начал уверять, что он никогда не хотел досаждать Учителя просьбами. Учитель успокоительно пояснил: "Друг мой, уверен я, что ни сердце, ни мозг твой не просили о помощи. Они знают, что моя помощь придет во время, но глубина сознания направляет голос к Учителю в едином зове – Помоги!"

"Не смущайся этим криком сущности, в ней заключается своеобразная связь с Иерархией. Ведь ты не просил богатства или почестей. Сущность творя словом "Помоги" сказала – наставь! Ты не ставил условий, но хотел сказать – сделай, как лучше. Ты уже уверен, что все будет сделано ко благу. Если ты сразу не распознаешь, каков путь ко благу, то все-таки ты будешь уверен, что предложена лучшая мера."

"Ты слышал о тройственном мышлении, ему отвечают – мозг, сердце и сознание. Мозг разумен, сердце чувствительно и сознание – мудро. Сознание говорит – помоги, наставь. И мое сознание говорит то же самое, и мой Руководитель скажет теми же словами, в них нет отягощения. Рука тянется кверху и знает, что на опасном всходе будет притянута рука помощи. Не нам судить, где самый опасный всход."

Такова притча и Мыслитель знал ее. Он добавлял: "Особая красота в том, что сознание наше есть храмина мудрости."

 

Н.498. Некто Правитель желал провести в жизнь просветительную, полезную меру, но всюду встречал противодействие. Однажды он обратился к мудрому советнику, тот спросил: "Всеми ли мерами пытался ты утвердить свое предложение?" Получив утвердительный ответ, советник сказал: "Тогда придется издать закон, запрещающий именно твои меры и, если закон будет строг, тем больше появится желание преступить его."

 

Н.615. Прочту вам строки из трактата эллинского философа "О великой границе". "Представьте себе корабль, претерпевающий бурю. Кормчий дает приказ немедленно сойти в лодки. Люди выказывают ужас, препятствующий им взять с собою ценности. Люди не задумывались о самом значительном из их имущества Они терзаются и захватывают самые ненужные вещи. Многие погибают, ибо не могут решить, что им нужнее.

Но один путник не медля взял под хламиду маленький ларчик и успел спастись. Он давно обдумал самое главное, ибо он приготовился к великой границе. Но учение о Надземном убеждает каждого, что нужно уметь перейти границу с достойным грузом. Поздно думать об этом, вступая на последний корабль".

 

Н.659. На окраине деревни поселился неизвестный человек. Пришелец заметил, что поселяне пользуются вредной водой из мутного потока. Он начал рыть колодец. Место избрал удачно, и подземный родник наполнил водоем. Но злые соседи, вместо признательности, шептали: "Не для нас пришелец так потрудился. Он для себя открыл этот родник". Пришелец сказал: "В таком случае буду для себя носить воду издалека". Тогда соседи выдумали новую клевету, что вода колодца отравлена или очарована, чтобы погубить все селение. Тогда пришелец навсегда покинул это злое место. Люди избегали водоемов, но скот пил вытекавшую воду и начал тучнеть. Через долгое время одна больная девочка, мучимая жаждою, напилась из водоема и скоро выздоровела. Так подрастающее поколение забыло об измышлении и открыло целебность источника. Пришелец оклеветанный стал святым, и о нем слагались предания. Но, чтобы превратиться из отравителя в святого, потребовалось целое поколение. Можно видеть, как народная совесть судит о трудах на Общее Благо.

 

Н.697. Некий надутый глупец утверждал, что его жизнь имеет отношение лишь к Земле. Риши сказал: "Можешь ли утверждать, что кроме Земли тебе ничто Надземное не нужно?" Глупец упорствовал, и тогда Риши указал произвести испытание: "Ляг лицом на землю плотно и скажи, как долго можешь пользоваться одною землею?" Ярый глупец вскочил с гневом: "Уж не хочешь ли ты удушить меня?" Но Риши улыбнулся: "Видимо, что даже кратко не можешь прожить без Надземного". Так в кратких словах было утверждено присутствие Надземного Мира.

 

 

Притчи из писем Е.И. Рерих.

 

Прекрасная восточная притча в связи с трудностью распознавания высочайших духов. Так, однажды великого Риши спросили ученики, как могут люди отличить Аватаров? И он ответил: «Истинно, нет ничего труднее, ибо лишь очень высокие духи могут усмотреть внутренний Свет, незримый глазом». И тут же привел сказочку: «Одному торговцу овощей принесли на продажу прекрасный алмаз. Он осмотрел его и сказал: даю за него 10 фунтов баклажанов, и ни четвертушки больше». Так, некоторые обыватели показывают себя еще хуже этого торговца баклажанами. (5.6.35)

 

Я слышу Голос, говорящий мне закончить послание мое притчей, которая, к сожалению, не вошла ни в одну книгу Учения: «Когда явление сотрудничества не понимается, то хорошо напомнить притчу "О Последнем Госте". Когда дающая рука коротка, то сознание устремлено к захвату. Пир, устроенный Рукою Короля, собрал много явленных гостей. И яства привлекли многих к столу. И честь созвала из далеких мест многих именитых гостей. И широкое поле утвердилось на пиру. Но последний гость пришел не для пира, но для принесения своих почитаний. И гость сей был на явленном месте утвержден. Так широкое поле утвердило тесно захваченное утверждение. Но у подножия Короля почитатель сказал устремленную формулу. Так запомним утверждение Иерархии, утверждение сотрудничества, соизмеримости и явление красоты». Так, не участие в пире, не ожидание даров и чести приближают нас к Царю, но именно наша бескорыстная пламенная преданность. (24.7.35)

 

Тому, кто утверждает, что он создал все, ибо он дал деньги, можно при случае привести одну буддистскую притчу, которая приводится как назидание против глубокого невежества. Однажды Будда наставлял своих слушателей в пользе и необходимости труда, ибо лишь в упорном труде человек найдет спасение свое. Среди слушателей было несколько браминов-пахарей, и, когда Будда кончил свои наставления, один из них спросил: «Вот ты говоришь о пользе труда и о необходимости напряженного труда, но мы и трудимся от зари до зари, и растим зерно, которое питает всех. Но Сам-то Ты что делаешь, в чем труд твой?» Далее следуют прекрасные сравнения качеств труда и т.д. и всех благ, которые исходят от трудов Будды, и все заканчивается словами: «Тогда как существуют биллионы пахарей, Будда же один». (15.10.35)

 

/ 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 

 

Сахалинское  Рериховское  общество.  Центр  "Золотой Лотос"

 

     

  | Вверх |